«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания №______ методического объединения учителей __________________ от «___»____________20___г. _________________________ (подпись руководителя МО) Ф.И.О.____________________
|
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР
от «___»____________20___г. _________________________ (подпись зам.директора по УВР) Ф.И.О.____________________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По направлению учебный предмет
(указать: учебный предмет; внеурочная деятельность)
Наименование учебного предмета, курса (модуля) Родной (русский) язык
Уровень образования основное общее образование
(начальное общее, основное общее образование)
Классы 5-9 класс
Учитель-составитель Корнусова Ирина Михайловна
(Ф.И.О.)
Срок реализации программы 5 лет (2022-2027 гг.)
г. Анадырь 2022 г.
Пояснительная записка
Настоящая примерная программа учебного предмета (курса) « Родной (русский) язык» для 5-9 классов разработана на основе (нормативные документы):
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287).
- Примерная основная образовательная программа ООО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.).
- Примерная рабочая программа основного общего образования по русскому языку (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021).
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28).
- Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2.
- Учебный план МБОУ «ООШ № 1 города Анадыря».
- Годовой календарный учебный график.
Цель программы: воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и куль- турной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения.
Задачи
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс (сведения о программе (примерной или авторской, с указанием наименования, автора, года издания) на основе которой разработана рабочая программа:
Ø Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5-9 классов создана на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования с учётом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Для реализации рабочей программы «Родной (русский) язык 5-9 класс» используется УМК: О.М. Александрова,О.В.Загоровская, С.И.Богданов, Л.А. Вербицкая, С.И.Богданов, Ю.Н.Гостева, И.Н.Добротина, А.Г.Нарушевич, Е.И.Казакова Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 5-9 класс
– М.: Просвещение, 2020.
Особенность данной программы заключается в (особенности структуры, содержания, методического обеспечения, условий реализации, краткие разъяснения по организации образовательной деятельности обучающихся, возможности выполнения проектных работ, возможности удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и др.).
Рабочая программа по родному (русскому) языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р;
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования. В основе программы лежит принцип единства и системно-деятельностного подхода.
Рабочая программа по роднму (русскому) языку разработана с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «ООШ №1 г.Анадыря» (приказ № ………… ),
Место рабочей программы в ООП
Предмет |
Классы /кол-во часов (в неделю/год) |
||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Русский язык |
2/68 |
2/68 |
1/34 |
1/34 |
1/34 |
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык
5 класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык — язык русской художественной литературы. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.), слова с национально-культурным компонентом значения, народно -поэтические символы, народно-поэтические эпитеты, прецедентные имена в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох. Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Загадки. Метафоричность русской загадки. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барыш- ня — об изнеженной, избалованной девушке; сухарь — о сухом, неотзывчивом человеке; сорока — о болтливой женщине и т. п.). Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Русские имена. Имена исконно русские (славянские) и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Раздел 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркер смысла слова. Произносительные варианты орфоэпической нормы. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты лексической нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи. Типичные примеры нарушения лексической нормы, связанные с употреблением имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Род заимствованных несклоняемых имён существительных; род сложных существительных; род имён собственных (географических названий). Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающиеся по смыслу. Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).
6 КЛАСС Раздел 1. Язык и культура Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, несвойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т. п. Раздел 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы и варианты нормы произношения заимствованных слов, отдельных грамматических форм; нормы ударения в отдельных формах: ударение в форме родительного падежа множественного числа существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени мужского рода; ударение в формах глаголов II спряжения на -ить. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; именительный падеж множественного числа существительных на -а/-я и -ы/-и; родительный падеж множественного числа существительных мужского и среднего рода с нулевым окончанием и окончанием -ов; родительный падеж множественного числа существительных женского рода на -ня; творительный падеж множественного числа существительных 3-го склонения; родительный падеж единственного числа существительных мужского рода. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имён существительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени, в краткой форме; местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Текст. Тексты описательного типа: определение, собственно описание, пояснение. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление.
7 КЛАСС Раздел 1. Язык и культура Развитие языка как объективный процесс. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. Раздел 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в глаголах, полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами. Основные и допустимые варианты акцентологической нормы. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа насто- ящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени глаголов очу- титься, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь — машешь; обусловливать, сосредоточи- вать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагора- живать). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий; типичные ошибки употребления деепричастий‚ наречий. Русская этикетная речевая манера общения. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала. Текст. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Разговорная речь. Спор, виды спора. Корректные приёмы ведения спора. Дискуссия. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
8 КЛАСС Раздел 1. Язык и культура Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские сло- ва. Собственнорусские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Иноязычная лексика в разговорной речи, современной публицистике, в том числе в дисплейных текстах. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Специфика приветствий у русских и других народов. Раздел 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иноязычного происхождения; произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед е в словах иноязычного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инич- на; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф’] и [в’]; произношение мягкого [н] перед ч и щ. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. Основные грамматические нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Варианты грамматической нормы согласования сказуемого с подлежащим. Типичные грамматические ошибки в согласовании и управлении. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ: изменение обращений‚ использования собственных имён. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные способы и средства получения и переработки информации. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника.
9 КЛАСС Раздел 1. Язык и культура Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка: активизация процесса заимствования иноязычных слов, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии. Раздел 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Типичные грамматические ошибки в предложно-падежном управлении. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью; типичные ошибки в построении сложных предложений. Этика и этикет в интернет-общении. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структур- ные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художе- ственном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» (5-9)
Основные направления воспитательной деятельности |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Система оценки достижения планируемых результатов (Гл.1.3 ПООП; п.1.3.1, п.1.3.3) |
Гражданское воспитание |
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство) |
|
Патриотическое воспитание |
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране |
|
Духовно-нравственное воспитание |
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства |
|
Эстетическое воспитание |
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства |
|
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека |
|
Трудовое воспитание |
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее |
|
Экологическое воспитание |
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности |
|
Ценности научного познания |
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия |
|
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды |
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; Способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. |
|
Виды УУД |
Критерии сформированности |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Система оценки достижения планируемых результатов (Гл.1.3 ПООП; п.1.3.1, п.1.3.3) |
1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями |
Базовые логические действия |
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев |
|
Базовые исследовательские действия |
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. |
|
|
Работа с информацией |
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию |
|
|
2.Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями |
Общение |
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала |
|
Совместная деятельность |
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участ¬ников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой |
|
|
3.Овладение универсальными учебными регулятивными действиями |
Самоорганизация |
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение |
|
Самоконтроль |
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому рече¬вому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения |
|
|
Эмоциональный интеллект |
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций |
|
|
Принятие себя и других |
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг |
|
Класс |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Система оценки достижения планируемых результатов (Гл.1.3 ПООП; п.1.3.1, п.1.3.3) |
5 класс |
Язык и культура характеризовать роль русского родного языка в жизни об- щества и государства, в современном мире, в жизни челове- ка; осознавать важность бережного отношения к родному языку; приводить примеры, доказывающие, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны (в рамках изученного); распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом; характеризовать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значе- нием (в рамках изученного); понимать и объяснять нацио- нальное своеобразие общеязыковых и художественных мета- фор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно упо- треблять их; распознавать крылатые слова и выражения из русских на- родных и литературных сказок; пословицы и поговорки, объяснять их значения (в рамках изученного), правильно употреблять их в речи; иметь представление о личных именах исконно русских (сла- вянских) и заимствованных (в рамках изученного), именах, входящих в состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого определённую стилистическую окраску; понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного); использовать толковые словари, словари пословиц и погово- рок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, мета- фор и сравнений; учебные этимологические словари, грамма- тические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные). Культура речи: иметь общее представление о современном русском литера- турном языке; иметь общее представление о показателях хорошей и пра- вильной речи; иметь общее представление о роли А. С. Пушкина в развитии современного русского литературного языка (в рамках изу- ченного); различать постоянное и подвижное ударение в именах суще- ствительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных грам- матических формах имён существительных, прилагатель- ных, глаголов (в рамках изученного); анализировать смыс- лоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи; соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омо- нимов (в рамках изученного); употреблять слова в соответ- ствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прила- гательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка; различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправ- лять речевые ошибки в устной речи; различать типичные ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи; соблюдать этикетные формы и формулы обращения в офици- альной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе нацио- нального речевого этикета; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; использовать толковые, орфоэпические словари, словари си- нонимов, антонимов, грамматические словари и справочни- ки, в том числе мультимедийные; использовать орфографи- ческие словари и справочники по пунктуации. Речь. Речевая деятельность. Текст использовать разные виды речевой деятельности для реше- ния учебных задач; владеть элементами интонации; выразительно читать тексты; уместно использовать коммуни- кативные стратегии и тактики устного общения (просьба, принесение извинений); инициировать диалог и поддержи- вать его, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог; анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных функционально-смысловых типов речи; со- ставлять планы разных видов; план устного ответа на уроке, план прочитанного текста; создавать объявления (в устной и письменной форме) с учё- том речевой ситуации; распознавать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган); анализировать и интерпретировать фольклорные и художе- ственные тексты или их фрагменты (народные и литератур- ные сказки, рассказы, былины, пословицы, загадки); редактировать собственные тексты с целью сове ршенствова- ния их содержания и формы; сопоставлять черновой и отре- дактированный тексты; создавать тексты как результат проектной (исследователь- ской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследо- вания), представлять их в устной форме. [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] |
|
6 класс |
Язык и культура понимать взаимосвязи исторического развития русского язы- ка с историей общества, приводить примеры исторических изменений значений и форм слов (в рамках изученного); иметь представление об истории русского литературного язы- ка; характеризовать роль старославянского языка в станов- лении современного русского литературного языка (в рамках изученного); выявлять и характеризовать различия между литературным языком и диалектами; распознавать диалектизмы; объяс- нять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного); устанавливать и характеризовать роль заимствованной лек- сики в современном русском языке; комментировать причи- ны лексических заимствований; характеризовать процессы заимствования иноязычных слов как результат взаимодей- ствия национальных культур, приводить примеры; характе- ризовать особенности освоения иноязычной лексики; целе- сообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы; характеризовать причины пополнения лексического состава языка; определять значения современных неологизмов (в рам- ках изученного); понимать и истолковывать значения фразеологических обо- ротов с национально-культурным компонентом (с помощью фразеологического словаря); комментировать (в рамках изу- ченного) историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно употреблять их; использовать толковые словари, словари пословиц и погово- рок; фразеологические словари; словари иностранных слов; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфогра- фические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные). использовать толковые словари, словари пословиц и погово- рок; фразеологические словари; словари иностранных слов; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфогра- фические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные). Культура речи соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных; гла- голов (в рамках изученного); различать варианты орфоэпи- ческой и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпи- ческой нормы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значени- ем и требованием лексической сочетаемости; соблюдать нор- мы употребления синонимов, антонимов, омонимов; употреблять имена существительные, имена прилагатель- ные, местоимения, порядковые и количественные числи- тельные в соответствии с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); выявлять, анализировать и исправлять типичные речевые ошибки в устной и письменной речи; анализировать и оценивать с точки зрения норм современно- го русского литературного языка чужую и собственную речь (в рамках изученного); корректировать свою речь с учётом её соответствия основным нормам современного литератур- ного языка; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; использовать принципы этикетного обще- ния, лежащие в основе национального русского речевого этикета; этикетные формулы начала и конца общения, по- хвалы и комплимента, благодарности, сочувствия, утешения и т.д.; использовать толковые, орфоэпические словари, словари си- нонимов, антонимов, грамматические словари и справочни- ки, в том числе мультимедийные; использовать орфографи- ческие словари и справочники по пунктуации. Речь. Речевая деятельность. Текст использовать разные виды речевой деятельности для реше- ния учебных задач; выбирать и использовать различные виды чтения в соответствии с его целью; владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитан- ного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; использовать информацию словарных статей энциклопедического и линг- вистических словарей для решения учебных задач; анализировать и создавать тексты описательного типа (опре- деление понятия, пояснение, собственно описание); уместно использовать жанры разговорной речи (рассказ о со- бытии, «бывальщины» и др.) в ситуациях неформального общения; анализировать и создавать учебно-научные тексты (различ- ные виды ответов на уроке) в письменной и устной форме; использовать при создании устного научного сообщения языковые средства, способствующие его композиционному оформлению; создавать тексты как результат проектной (исследователь- ской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследо- вания), представлять их в устной форме.
|
|
7 класс |
Язык и культура характеризовать внешние причины исторических измене- ний в русском языке (в рамках изученного); приводить при- меры; распознавать и характеризовать устаревшую лексику с национально-культурным компонентом значения (исто- ризмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах; характеризовать процессы перераспределения пластов лек- сики между активным и пассивным запасом; приводить при- меры актуализации устаревшей лексики в современных кон- текстах; характеризовать лингвистические и нелингвистические при- чины лексических заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесо- образно употреблять иноязычные слова; использовать толковые словари, словари пословиц и погово- рок; фразеологические словари; словари иностранных слов; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники, орфогра- фические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные). Культура речи соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепри- частиях, наречиях; в словоформах с непроизводными пред- логами (в рамках изученного); различать основные и допу- стимые нормативные варианты постановки ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях, в словофор- мах с непроизводными предлогами; употреблять слова в соответствии с их лексическим значени- ем и требованием лексической сочетаемости; соблюдать нор- мы употребления паронимов; анализировать и различать типичные грамматические ошиб- ки (в рамках изученного); корректировать устную и письмен- ную речь с учётом её соответствия основным нормам совре- менного литературного языка; употреблять слова с учётом вариантов современных орфоэпи- ческих, грамматических и стилистических норм; анализировать и оценивать с точки зрения норм современно- го русского литературного языка чужую и собственную речь; использовать принципы этикетного общения, лежащие в ос- нове национального русского речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз; исключение категоричности в разговоре и т. д.); соблюдать нормы русско- го невербального этикета; использовать толковые, орфоэпические словари, словари си- нонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации. Речь. Речевая деятельность. Текст использовать разные виды речевой деятельности для реше- ния учебных задач; владеть умениями информационной пе- реработки прослушанного или прочитанного текста; основ- ными способами и средствами получения, переработки ипреобразования информации; использовать информацию словарных статей энциклопедического и лингвистических словарей для решения учебных задач; характеризовать традиции русского речевого общения; уместно использовать коммуникативные стратегии и такти- ки при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия; анализировать логико-смысловую структуру текста; распоз- навать виды абзацев; распознавать и анализировать разные типы заголовков текста; использовать различные типы заго- ловков при создании собственных текстов; анализировать и создавать тексты рекламного типа; текст в жанре путевых заметок; анализировать художественный текст с опорой на его сильные позиции; создавать тексты как результат проектной (исследователь- ской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследо- вания), представлять их в устной и письменной форме; владеть правилами информационной безопасности при обще- нии в социальных сетях. |
|
8 класс |
Язык и культура: иметь представление об истории развития лексического со- става русского языка, характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения (в рамках изученного, с использованием словарей); комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; характеризовать особенности употребления старославянизмов в современном русском язы- ке (в рамках изученного, с использованием словарей); характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного, с ис- пользованием словарей); сфере функционирования; определять значения лексических заимствований последних десятилетий и особенности их употребления в разговорной речи, современной публицистике, в том числе в дисплейных текстах; оценивать целесообразность их употребления; целе- сообразно употреблять иноязычные слова; комментировать исторические особенности русского речево- го этикета (обращение); характеризовать основные особенно- сти современного русского речевого этикета; использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антони- мов; учебные этимологические словари; грамматические сло- вари и справочники, орфографические словари, справочни- ки по пунктуации (в том числе мультимедийные). Культура речи: различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных и сти- листических вариантов современной орфоэпической нормы; иметь представление об активных процессах современного русского языка в области произношения и ударения (в рам- ках изученного); употреблять слова в соответствии с их лексическим значени- ем и требованием лексической сочетаемости; соблюдать нор- мы употребления синонимов, антонимов‚ омонимов‚ парони- мов; корректно употреблять термины в текстах учебно-научного стиля, в публицистических и художественных текстах (в рам- ках изученного); анализировать и оценивать с точки зрения норм современно- го русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нор- мам современного литературного языка; распознавать типичные ошибки согласования и управления в русском языке; редактировать предложения с целью ис- правления синтаксических грамматических ошибок; характеризовать и оценивать активные процессы в речевом этикете (в рамках изученного); использовать приёмы, помо- гающие противостоять речевой агрессии; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; использовать толковые, орфоэпические словари, словари си- нонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации. Речь. Речевая деятельность. Текст: использовать разные виды речевой деятельности для реше- ния учебных задач; владеть умениями информационной пе- реработки прослушанного или прочитанного текста; основ- ными способами и средствами получения, переработки ипреобразования информации; использовать графики, диа- граммы, план, схемы для представления информации; использовать основные способы и правила эффективной ар- гументации в процессе учебно-научного общения; стандарт- ные обороты речи и знание правил корректной дискуссии; участвовать в дискуссии; анализировать структурные элементы и языковые особенно- сти письма как жанра публицистического стиля речи; созда- вать сочинение в жанре письма (в том числе электронного); создавать тексты как результат проектной (исследователь- ской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследо- вания), представлять их в устной и письменной форме; строить устные учебно-научные сообщения различных ви- дов, составлять рецензию на реферат, на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-науч- ной дискуссии; владеть правилами информационной безопасности при обще- нии в социальных сетях. |
|
9 класс |
Язык и культура: понимать и истолковывать значения русских слов с нацио- нально-культурным компонентом (в рамках изученного), правильно употреблять их в речи; иметь представление о рус- ской языковой картине мира; приводить примеры нацио- нального своеобразия, богатства, выразительности родного русского языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор; иметь представление о ключевых словах русской культуры; комментировать тексты с точки зрения употребления в них ключевых слов русской культуры (в рамках изученного); понимать и истолковывать значения фразеологических обо- ротов с национально-культурным компонентом; анализиро- вать и комментировать историю происхождения фразеологи- ческих оборотов; уместно употреблять их; распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученно- го); правильно употреблять пословицы, поговорки, крыла- тые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); характеризовать влияние внешних и внутренних факторов изменений в русском языке (в рамках изученного); иметь представление об основных активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры в рамках изученного); комментировать особенности новых иноязычных заимство- ваний в современном русском языке; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно упо- треблять иноязычные слова; объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах); использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антони- мов; учебные этимологические с ловари; грамматические сло- вари и справочники, орфографические словари, справочни- ки по пунктуации (в том числе мультимедийные). Культура речи: понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения (в рамках изученного); способы фиксации произносительных норм в современных орфоэпи- ческих словарях; различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; соблюдать нормы произношения и ударения в отдель- ных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного); употреблять слова с учётом произно- сительных вариантов современной орфоэпической нормы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значени- ем и требованием лексической сочетаемости (в рамках изу- ченного); опознавать частотные примеры тавтологии и плео- назма; соблюдать синтаксические нормы современного русского ли- тературного языка: предложно-падежное управление; по- строение простых предложений‚ сложных предложений раз- ных видов; предложений с косвенной речью; распознавать и исправлять типичные ошибки в предложно-падежном управлении; построении простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью; анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм современного русского литературного языка чужую исобственную речь; корректировать речь с учётом её соответ- ствия основным нормам современного литературного языка; использовать при общении в интернет-среде этикетные фор- мы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; использовать толковые, орфоэпические словари, словари си- нонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации. Речь. Речевая деятельность. Текст: пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.); владеть умениями информационной переработки прослу- шанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования ин- формации (аннотация, конспект); исп ользовать графики, диаграммы, схемы для представления информации; анализировать структурные элементы и языковые особенно- сти анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговор- ной речи в ситуациях неформального общения; анализировать структурные элементы и языковые особенно- сти делового письма; создавать устные учебно-научные сообщения различных ви- дов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии; понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты; анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк); создавать тексты как результат проектной (исследователь- ской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной и письменной форме; владеть правилами информационной безопасности при обще- нии в социальных сетях. |
|
.
Тематическое планирование «Родной ( русский) язык» (5-9)
Тематические блоки, темы |
Кол-во академических часов |
Использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов |
|
Всего |
К/р |
||
5 класс Общее количество – 68 часов Итоговый контроль (проверочные работы/представление результатов проектных, исследовательских работ — 6 часов; резерв — 1 час.)
|
|||
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (23 ч) Русский язык — национальный язык русского народа (2 ч) Краткая история русской письменности (2 ч) Язык как зеркало национальной культуры (3 ч) Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа (4 ч) Загадки. Метафоричность русской загадки. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально- культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства (3 ч) Национальная специфика русского фольклора (3 ч) Крылатые слова, пословицы, поговорки (2 ч) Русские имена (2 ч) Язык как зеркало национальной культуры. Представление проектных, исследовательских работ. Проверочная работа № 1 (2 ч)
|
2 2 3 4
3 3 2 2 |
2 |
https://resh.edu.ru/
|
КУЛЬТУРА РЕЧИ (22 ч) Современный русский литературный язык (2 ч) Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения (4 ч) Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы совре- менного русского литературного языка (7 ч) Речь правильная. Основные грамматические нормы (4 ч) Речевой этикет: нормы и традиции (3 ч) «Живой как жизнь». Норма и её варианты. Представление проектных, исследовательских работ. Проверочная работа № 2 (2 ч) |
2 4
7
4 3
|
2 |
https://resh.edu.ru/
|
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (22 ч) Язык и речь. Средства выразительно- сти устной речи (4 ч) Текст и его строение. Компози- ционные особенности описания, повествования, рассуждения (6 ч) Функциональные разновидности языка (2 ч) Разговорная речь. Просьба, извинение (1 ч) Официально- деловой стиль. Объявление (1 ч) Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста (1 ч) Публицистический стиль. Устное выступление (1 ч) Язык художественной литературы. Литературная сказка (1 ч) Язык художественной литературы. Рассказ (1 ч) Особенности языка фольклорных текстов (2 ч) Текст и его строение. Представление проектных, исследовательских работ. Проверочная работа № 3 (2 ч) |
4
6
2 1 1 1 1 1 1 2 |
2
|
https://resh.edu.ru/
|
6 класс Общее количество – 68 часов Итоговый контроль (проверочные работы и представление результатов проектных, исследовательских работ — 6 часов; резерв — 1 час.) |
|||
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (22 ч) Краткая история русского литературного языка (3 ч) Диалекты как часть народной культуры (3 ч) Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Особенности освоения иноязычной лексики (6 ч) Современные неологизмы (2 ч) Национально- культурная специфика русской фразеологии (6 ч) Лексика и фразеология русского язы- ка с точки зрения отражения в ней культуры и истории народа — но- сителя языка. Представление проектных, исследовательских работ. Проверочная работа № 1 (2 ч) |
3 3 6 2 6
|
2
|
https://resh.edu.ru/
|
КУЛЬТУРА РЕЧИ (22 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литера- турного языка. Стилистические особенности произношения и ударения (3 ч) Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы, антонимы, омонимы и точность речи (7 часов) Основные грамматические нормы современного русского лите- ратурного языка. Особенности словоизменения имён существитель- ных, имён прилагательных, местоиме- ний‚порядковых и количественных числительных (6 ч) Речевой этикет (4 ч) «Правила хорошей речи». Представление проектных, исследовательских работ. Проверочная работа № 2 (2 ч)
|
3
7
6 4 |
2 |
https://resh.edu.ru/
|
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (23 ч) Эффективные приёмы чтения. Этапы работы с текстом (6 ч) Тематическое единство текста (3 ч) Тексты описательного типа (3 ч) Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина (2 ч) Научный стиль. Словарная статья (2 ч) Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов (5 ч) Диалог с текстом. Представление проектных, исследовательских работ. Проверочная работа № 3 (2 ч) |
6
3 3
2 2
5 |
2 |
https://resh.edu.ru/
|
7 класс Общее количество – 34 часа Итоговый контроль (проверочные работы/представление результатов проектных, исследовательских работ — 3 часа; резерв — 1 час.) |
|||
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (11 ч) Русский язык как развивающееся явление (2 ч) Устаревшие слова — живые свиде- тели истории. Историзмы (2 ч) Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности (2 ч) Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов (2 ч) Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи (2 ч) Русский язык как развивающееся явление. Представление проектных, исследовательских работ. Проверочная работа № 1 (1 ч) |
2 2
2 2
2 |
1 |
https://resh.edu.ru/
|
КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы акцентологии (2 ч) Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи (3 ч) Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки (3 ч) Речевой этикет: русская этикетная речевая манера общения (2 ч) «Давайте поговорим о русском речевом этикете!». Представление проектных, исследовательских работ. Проверочная работа № 2 (2 ч) |
2
3
3
2
|
2 |
https://resh.edu.ru/
|
РЕЧЬ. ТЕКСТ (10 ч) Традиции русского речевого общения (1 ч) Текст. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы (2 ч) Разговорная речь. Спор и дискуссия (2 ч) Публицистический стиль. Путевые заметки (1 ч) Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности (1 ч) Язык художественной литературы. Притча (1 ч) Основные признаки текста. Пред- ставление проектных, исследователь- ских работ. Проверочная работа № 3 (2 ч) |
1
2 2
1
1
1
|
2 |
https://resh.edu.ru/
|
8 класс Общее количество – 34 часа Итоговый контроль (проверочные работы/представление результатов проектных, исследовательских работ — 3 часа; резерв — 1 час.) |
|||
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (11 ч) Исконно русская лексика и её особенности (2 ч) Старославянизмы и их роль в разви- тии русского литературного языка (2 ч) Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике (2 ч) Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности. Русский человек в обращении к другим (4 ч) Развитие лексического состава русского языка: история и современность. Представление проектных, исследовательских работ. Проверочная работа № 1 (1 ч) |
2
2
2
4
|
1 |
https://resh.edu.ru/
|
КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи (2 ч) Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи (2 ч) Основные грамматические нормы. Типичные грамматические ошибки в согласовании и управлении (3 ч) Особенности современного речевого этикета (2 ч) «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю (А. С. Пуш- кин). Ошибки в речи современного школьника». Презентация проектных, исследовательских работ. Проверочная работа № 2. (2 ч)
|
2
2
3
2
|
2 |
https://resh.edu.ru/
|
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (11 ч) Информация: способы и средства её получения и переработки. Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания (2 ч) Аргументация. Правила эффективной аргументации. Доказательство и его структура. Виды доказательств (2 ч) Разговорная речь. Самопрезентация (1 ч) Научный стиль речи. Реферат. Учебно- научная дискуссия (2 ч) Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма (2 ч) Эффективные приёмы работы с текстом. Представление проектных, исследовательских работ. Проверочная работа № 3 (2 ч) |
2
2 1
2
2 |
2 |
https://resh.edu.ru/
|
9 класс Общее количество – 34часа Итоговый контроль (проверочные работы/представление результатов проектных, исследовательских работ — 3 часа; резерв — 1 час.) |
|||
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (11 ч) Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры (3 ч) Крылатые слова и выражения в рус- ском языке (1 ч) Развитие русского языка как закономерный процесс (3 ч) Активизация процесса заимствования иноязычных слов. Словообразова- тельные неологизмы в современном русском языке (2 ч) Переосмысление значений слов в современном русском языке. Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке (1 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Представление проектных, исследовательских работ. Проверочная работа № 1 (1 ч) |
3
1
3
2
1 |
1 |
https://resh.edu.ru/
|
КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения (2 ч) Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность (3 ч) Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки в предложно- падежном управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений (3 ч) Речевой этикет в электронной коммуникации, в ситуациях делового общения (2 ч) «Языковой вкус интернет-эпохи в России». Общение в Интернете. Представление результатов проектных работ. Проверочная работа № 2 (2 ч)
|
2
3
3
2 |
2 |
https://resh.edu.ru/
|
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (10 ч) Русский язык в Интернете (1 ч) Виды преобразования текстов (1 ч) Разговорная речь. Анекдот, шутка (1 ч) Официально- деловой стиль. Деловое письмо (1 ч) Учебно- научный стиль. Доклад, сообщение (1 ч) Публицистический стиль. Проблемный очерк (1 ч) Язык художественной литературы. Прецедентные тексты (2 ч) Текст и способы его представления. Язык Интернета. Представление результатов проектных работ. Проверочная работа № 3 (2 ч) |
1 1 1
1
1
1
2
|
2 |
https://resh.edu.ru/
|
Примечание*: перечень открытых Интернет-ресурсов, рекомендованных Рособрнадзором
Название сайта |
URL адрес |
Аннотация ресурса |
|
Российская электронная школа |
https://resh.edu.ru/ |
Методические рекомендации по использованию информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» в общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения https://docs.edu.gov.ru/id1781 |
|
Федеральный институт педагогических измерений |
http://www.fipi.ru |
На сайте Федерального института педагогических измерений в открытом доступе представлены задания ЕГЭ и ОГЭ, также специалистами ФИПИ собраны актуальные материалы, которые помогут подготовиться к основному государственному экзамену |
|
Кабинет русского языка и литературы |
http://ruslit.ioso.ru/ |
Кабинет содержит тесты по русскому языку; страничку по истории русской письменности; поэтические загадки; антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; методические разработки; текущие дискуссионные выступления по проблемам русского языка; подборку аннотированных ссылок на родственные сайты и другие материалы |
|
Грамота.ру |
http://www.gramota.ru/ |
Справочно-информационный портал- русский язык для всех |
|
Коллекция; диктанты-русский язык |
http://language.edu.ru/ |
Интерактивный информационно-обучающий сайт для школьников и педагогов. Курс русского языка в доступном изложении. |
|
Русский филологический портал |
http://www.philology.ru/ |
|
|
«Русский язык на 5» |
http://russkiy-na-5.ru/ |
Интерактивный информационно-обучающий сайт для детей и взрослых. Курс русского языка в доступном изложении. |
|
Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr |
В Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана, представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. |
Скачано с www.znanio.ru
[11]
[12]
[13]
[14]
[15]
[16]
[17]
[18]
[19]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.