Рабочая программа по русскому языку (2 класс)

  • docx
  • 20.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП по русскому языку.docx

               Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

 - Приказа Минобрнауки России №1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

 - Авторской программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П. «Русский язык»; 

 - Учебного плана на 2020/2021 учебный год.

       Для реализации программы используется учебник «Русский язык»2 класс для общеобразовательных организаций: в 2 ч. В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого – М.: Просвещение, 2014 г.

       Программа рассчитана на 170 часов (5 часа в неделю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

-         внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-         положительное отношение к урокам русского языка;

-         уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

-         интерес к языковой и речевой деятельности;

-         представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-     представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

-        первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-        принимать учебную задачу;

-        планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внут­ренней речи) свои действия для решения задачи;

-        действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источ­никах информации: речь учителя, учебник и т.д.;

-        выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;

-        использовать речь для регуляции своих действий;

-        оценивать свои достижения.         

 Обучающийся получит возможность научиться:

-        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

-        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-        оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, пла­нировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-        осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, однокласс­ников), решая её;

-        находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представ­ленную в явном виде;

-        самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязатель­ной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

-        пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

-        понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

-        владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

-        осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

-        строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных ис­точниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

-        делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

-        осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-        участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

-        задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

-        понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбо­ра языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или слова­ми нарисовать увиденное, показать действия или признаки);

-        поздравить кого-то или научить чему-то (в устной или письменной форме, адресат взрослый или сверстник и т.д.);

-        выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуа­цию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выраже­ния мысли;

-        осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения;

-        вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять добро­желательное отношение к партнёрам;

-        строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и кон­кретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

-        оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

-        инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

-        создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнооб­разные средства языка.

 

Предметные результаты:

-        представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;

-        представление о значимости языка и речи в жизни людей;

-        представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

-        практические умения работать с языковыми единицами;

-        представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

-        представление о правилах речевого этикета;

-        адаптация к языковой и речевой деятельности.  

 

Развитие речи

Обучающийся научится:

-        участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

-        строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

-        (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

-        пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

-        различать устную и письменную речь;

-        различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

-        анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

-        понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

-        читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

-        составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); - составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

-        соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

-        озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

-        распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

-        замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

-        составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

-        находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

-        составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

-        составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

-        письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

-        проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

-        различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

-        определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

-        характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

-        понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

-        анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

-        определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

-        определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

-        определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

-        определять ударный и безударные слоги в слове;

-        правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

-        использовать знание алфавита при работе со словарями;

-        определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

-        устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – - показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

-        находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

-        произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

-        осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

-        устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

-        применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

-        пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Обучающийся научится:

-        осознавать слово как единство звучания и значения;

-        выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

-        различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

-        иметь представление о синонимах и антонимах;

-        распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

-        подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;

-        наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

-        наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

 

 

Обучающийся получит возможность научиться:

-        выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

-        на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

-        замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

-        пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

-        осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

-        владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

-        распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

-        определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

-        различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

-        различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

-        подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

-        различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

-        находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

-        находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

-        находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

-        находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

-        находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

-        подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

-        выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

-        различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

-        выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

-        использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

-        пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

-        различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

-        определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

-        сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

-        находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

-        различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

-        устанавливать связи слов между словами в предложении;

-        соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

-        восстанавливать деформированные предложения;

-        составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

-        находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

-        раздельное написание слов в предложении;

-        написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

-        отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

-        перенос слов;

-        прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-        проверяемые безударные гласные в корне слова;

-        парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

-        непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

-        разделительный мягкий знак (ь);

-        знаки препинания конца предложения (.? !);

-        раздельное написание предлогов с именами существительными;

-        раздельное написание частицы не с глаголами;

б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

-        определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

-        разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

-        обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

-        применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

-        пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.