Рабочая программа по русскому языку
Оценка 4.6

Рабочая программа по русскому языку

Оценка 4.6
docx
29.11.2020
Рабочая программа по русскому языку
рус яз 2020.docx

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Дебальцевское профессионально-техническое училище»

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                          УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР                                   Директор 

______________                                             ________  А.В. Украинский            

«____»____________2020 г.                           «____»____________2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДб.01  РУССКИЙ ЯЗЫК 

 

 

по профессии  

15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

  08.01.08  Мастер отделочных строительных работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020


          Рабочая программа учебной дисциплины ОДб.01 «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР  № 121 НП от 07 августа  2020г., зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 4001 от 13 августа 2020г.) и составлена на основе Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык». 10-11 кл. (базовый уровень) / сост. Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Мельникова Л.В.,., Созанская Е.Н.,  – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 58 с.,   рекомендованной решением научно-методического совета ГОУ ДПО «ДонРИДПО» (протокол № 5 от 31.08.2020)

 

 

         Организация-разработчик:  Государственное профессиональное образовательное учреждение «Дебальцевское профессионально-техническое училище»

 

Разработчик:  преподаватель I категории Кучер Л.Н.

Рецензенты:

1.Карачун  Е.А., преподаватель ГПОУ «Дебальцевское профессионально-техническое училище», специалист I категории.

 2.Кудрявцева Н.Ю., преподаватель СП «Дебальцевский колледж транспортной инфраструктуры» ГООВПО «Донецкий институт железнодорожного транспорта»  

 

Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

комиссией общеобразовательных дисциплин

протокол № ___ от «___»______2020г.

Председатель МК__________ Е.А.Карачун

 

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания МК от «____» _________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр. ____)

Председатель МК _______________________

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

           пояснительная записка

стр.

4

 

1.      ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

8

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

10

3.      условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

 

20

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

22

 

 


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования по профессии СПО.  

Программа учебной дисциплины составлена на основе следующих нормативных документов:

1.                 Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

2.                 Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 121-НП.

3.                 Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы, начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2020 -2021 учебном году (Приказ от 25.08.2020).

4.                 Примерной основной образовательной программы среднего общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года,

с учетом учебно-методического комплекса Власенков А. И.

5.                 Учебный план.

Основой для составления рабочей программы учителя является:

1.                 Примерная программа по учебному предмету «Русский язык». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Лутова Т.А., Созанская Е.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 58 с.

Учебно-методическое обеспечение изучения предмета «Русский язык»:

1.                 Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват.  организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.

 Цели и задачи обучения

Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.

Целью реализации примерной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ГОС СОО.

Учебная дисциплина «Русский язык» реализуется в пределах программы подготовки специалистов среднего звена, служащих является базовой, относится к общеобразовательному циклу.

Междисциплинарные связи.

Обеспечивающие: литература, русский язык и культура речи, география, история,  социология, дисциплины по специальности.

Обеспечиваемые: русский язык.

 Изучение учебной дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности; осознанному выбору специалистов;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

   Требования к результатам освоения базового курса учебной дисциплины «Русский язык»:

- сформированность понятий о нормах русского,  литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка.

   Обучающиеся, освоившие учебную дисциплину «Русский язык», должны обладать общими компетенциями:

- понимать сущность и социальную значимость будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес;

 - организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

 - анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

 - осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

 - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

 - работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

 - исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) .

   Обучающиеся, освоившие учебную дисциплину «Русский язык», должны обладать коммуникативными, языковыми, лингвистическими и культуроведческими компетенциями:

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.

Языковая и лингвистическая компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых –русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая  компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.паспорт РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК

1.1.          Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования по профессии СПО. Разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 121-НП и составлена на основе Примерной основной программа по учебному предмету «Русский язык». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Лутова Т.А., Созанская Е.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 58 с., является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих  ГПОУ «Дебальцевское профессионально-техническое училище»  по профессиям:

15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы),

08.01.08  Мастер отделочных строительных работ.

 Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы -дисциплина входит в цикл общеобразовательных  дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

знать/понимать

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 136 часов;

самостоятельной работы обучающегося 4  часа.


 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

140

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

136

в том числе:

 

     лекций, уроков

 118

     лабораторно-практических занятий

-

     контрольных работ

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

в том числе:

 

внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов), подготовка рефератов.

4

Итоговая аттестация в форме экзамена

 

 


2.2.   Тематический план и содержание учебной дисциплины        РУССКИЙ ЯЗЫК

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Общие сведения о языке

 

Содержание учебного материала

 

 

Общие сведения о языке. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении (роль и место).Функции русского языка как учебного предмета. История развития русского языка. Периоды в истории развития русского язык. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка

1/1

1,2

УРР № 1(устно). Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребление языковых средств. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и её компоненты.

1/2

2

Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

 

 

Тема 1.1.

Фонетические единицы. Фонетические нормы русского языка

Содержание учебного материала

 

2

Единицы языка. Их взаимосвязь. Фонема, морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

1/3

2

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

1/4

2

Принципы русской орфографии.  Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

1/5

2

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков. Особенности и  свойства ударения в русском языке. Трудные случаи ударения в словах и формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения.

1/6

2

Трудные случаи ударения в словах и формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения.

1/7

2

УРР № 2 Текст и его место в системе языка и речи. Лингвистический анализ текста. Строение и основные виды его преобразования. Межфразовая часть. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте.

1/8

2,3

Контрольный диктант

1/9

3

Раздел 2.   Лексика и фразеология. Лексикография

 

 

Тема 2.1.

Слово и его  значение.

Происхождение и употребление лексики

Содержание учебного материала

 

2

Лексика. Слово и его  значение. Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы.

1/10

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная). Подготовка рефератов  по темам «Жаргонизмы», «Молодежный сленг»,  «Диалекты» (тема по выбору обучающихся)

1

3

Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (учебно-научного) стиля.

1/11

2

УРР №3(письменно). Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации. Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи.

1/12

2,3

Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

1/13

2

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

1/14

2

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.  Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

1/15

2

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

1/16

2

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор слов.

1/17

2

УРР № 4.Контрольное изложение №1. Сжатое изложение с творческим заданием.

1/18

3

Раздел 3. Морфемика (состав слова) и словообразование

 

 

Тема 3.1.

Морфемика, словообразование, способы словообразования

 

Содержание учебного материала

 

 

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Основа слова. Обобщающее повторение ранее  изученного.

1/19

2

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Международные словообразовательные элементы.

1/20

2

Выразительные средства словообразования (в тексте). Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

1/21

2

УРР № 5(письменно). Культура работы с текстами разных типов, стилей и  жанров (чтение и информационная переработка).

1/22

2,3

Раздел 4.     Морфология и орфография

 

 

Тема 4.1

Орфография.

Принципы русской орфографии

Содержание учебного материала

5

 

Принципы русской орфографии. Типы орфограмм. Правила переноса слов. Употребление прописных букв. Употребление ъ ь ъ знаков.

1/23

2

Правописание гласных в корнях слов. Правописание приставок. Буквы ы, и после приставок.

1/24

2

Тема 4.2

Морфология.

Морфология. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

1/25

2

Тема 4.3.

Самостоятельные части речи. Имя существительное

Содержание учебного материала

 

 

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных.

1/26

2

УРР № 6. Контрольное сочинение. Сочинение по опорному конспекту.

1/27

2,3

Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Несклоняемые имена существительные. Число имён существительных.

1/28

2

Правописание  падежных окончаний. Образование форм множественного числа некоторых существительных.

1/29

2

Правописание сложных имен существительных. Морфологический разбор.

1/30

2

Тематическая контрольная работа (тест) № 1 по теме «Морфология».

1/31

2,3

Тема  4.4.

Имя прилагательное

 

 

Содержание учебного материала

 

 

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных, их роль в предложении. Особенности образования и употребления кратких имен прилагательных.

1/32

 

2

Правописание окончаний. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

1/33

2

Полные и краткие формы качественных прилагательных Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

1/34

2

Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор.

1/35

2

Тема 4.5.

Имя числительное

 

Содержание учебного материала

 

 

Имя числительное как часть речи. Разряды числительных.

1/36

2

Склонение имен числительных.

1/37

2

Правописание и употребление имен числительных. Морфологический разбор.

1/38

2

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1/39

3

Тема 4.6.

Местоимение

Содержание учебного материала

 

 

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

1/40

2

Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.

1/41

2

Правописание местоимений.

1/42

2

Морфологический разбор.

1/43

2

УРР № 7. Редактирование текста. Использование синонимических замен как один из способов редактирования. Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Составление аннотаций, конспектов, тезисов, выписок, рефератов.

1/44

2,3

Тема 4.7.

Глагол

 

Содержание учебного материала

 

 

Глагол как часть речи. Инфинитив. Категории времени и вида глагола. Наклонение глагола. Переходность. Возвратные глаголы. Спряжение глаголов.

1/45

2

Две основы глагола. Формообразование глагола.

1/46

2

Правописание глаголов.

1/47

2

Морфологический разбор.

1/48

2

УРР № 8.Контрольное сочинение  на морально-этическую тему.

1/49

3

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.

1/50

2

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.

1/51

2

Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.

1/52

2

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий.

1/53

2

Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

1/54

2

Тема  4.8.

Наречие. Слова категории состояния

Содержание учебного материала

 

 

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Правописание наречий.

1/55

2

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия не шипящую. Отрицательные наречия. Морфологический разбор

1/56

2

Слова категории состояния. Грамматические особенности. Омонимия наречий, прилагательных и слов категории состояния.

1/57

2

Омонимия слов категории состояния, наречий на о-, е- и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.

1/58

2

Тема 4.9.

Служебные части речи

Предлог. Союз

Содержание учебного материала

 

 

Понятие служебных частей речи, их отличие от самостоятельных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.

1/59

2

Морфологический разбор предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов.

1/60

2

УРР № 9. Контрольное изложение № 2. Сжатое изложение с творческим заданием.

1/61

3

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

1/62

2

Тема 4.10.

Правописание  частиц

 

Содержание учебного материала

 

 

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Употребление частиц НЕ и НИ, их слитное и раздельное написание с различными частями речи.

1/63

2

Тема 4.11.

Междометия и звукоподражательные слова

Содержание учебного материала

 

 

Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова. Стилистические особенности употребления междометий.

1/64

2

Тестовая контрольная работа № 2 по теме «Морфология».

1/65

3

Раздел 5   Культура речи.  Стилистика и культура речи

 

 

Тема 5.1

Стилистика и культура речи как разделы науки о языке.

Содержание учебного материала

 

 

Стилистика и культура речи как разделы науки о языке. Классификация стилей. Предмет и задачи стилистики и культуры речи. Качества хорошей речи.

1/66

2

Самостоятельная работа. Сообщение «Качества хорошей речи»

1

3

 

Тема 5.2

Научный  и публицистический стили

Содержание учебного материала

 

 

Функциональные стили. Научный стиль Признаки и разновидности (подстили) научного стиля. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

1/67

2

Публицистический стиль Особенности языковых средств публицистического стиля. Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. Нормы публицистического стиля. Использование средств публицистического стиля в собственной речи.

1/68

2

УРР № 10.Лингвистический анализ текстов научного и научно-популярного (учебно-научного) стиля.

1/69

2

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

 

 

Тема 6.1

Основные единицы синтаксиса.

Содержание учебного материала

 

 

1

Основные единицы синтаксиса. Принципы русской пунктуации (структурный (формальный) и семантический (смысловой).

1/70

2

Тема 6.2

Словосочетание

 

Содержание учебного материала

5

 

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний.  Типы подчинительной связи в словосочетании.

1/71

 

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания.

1/72

2

Письменная работа по теме «Словосочетание». Тестирование.

1/73

2,3

Тема 6.3

Простое предложение

Содержание учебного материала

 

 

Предложение как единица синтаксиса. Порядок слов в простом предложении. Правильное построение предложений.

1/74

2

Грамматическая основа простого предложения. Подлежащее. Способы его выражения.

1/75

2

Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Тире между подлежащим и сказуемым.

1/76

2

Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (определение, согласованное и несогласованное; приложение как вид определения) Дефис при приложении.

1/77

3

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Его основные значения и способы выражения. Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.

1/78

2

Многозначные члены предложения. Распространённые члены предложения. Синтаксические функции инфинитива.

1/79

2

Итоговое повторение

1/80

2.3

Общие сведения о языке.

Содержание учебного материала

 

 

Общие сведения о языке. Язык как система. Основные уровни языка

1/81

2

Тема 6.4

Односоставные и   неполные предложения.

Содержание учебного материала

 

 

Односоставные предложения как изобразительное средство в речи. Неполные предложения. Использование неполных предложений в речи. Слова-предложения. Понятие об односоставном предложении. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.

1/82

2

Знаки препинания в конце назывных предложений, односоставные предложения. Способы выражения сказуемого в односоставных предложениях.

1/83

2

Назывные односоставные предложения, способы выражения главного члена (подлежащего) в них.

1/84

 

Неполные предложения в речи. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

1/85

 

УРР №12. Оценивание устных и письменных высказываний текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач.

1/86

3

Контрольный диктант.

1/87

3

Простое осложненное предложение

 

 

Тема 6.5

Предложения с однородными членами

Содержание учебного материала

 

 

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

1/88

2

Союзы при однородных членах, их разряды по значению

1/89

2

УРР №13. Слушание-понимание текстов публичных выступлений виднейших ораторов России и мира.

1/90

3

Однородные и неоднородные определения.

1/91

 

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

1/92

 

УРР №14. Контрольное сочинение

1/93

 

Тема 6.6

Предложения с   обособленными членами предложения.

 

Содержание учебного материала

 

 

Понятие обособленного члена предложения.

1/94

2

Обособленные второстепенные члены (в том числе уточняющие), их роль в предложении.

1/95

2

Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными

1/96

2

Знаки препинания при обособленных, уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения.

1/97

3

Параллельные синтаксические конструкции

1/98

2

Синтаксический разбор простого предложения

1/99

2

УРР №15. Совершенствование умений выступать публично в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения.

1/100

 

Контрольная работа.  Тестирование

1/101

3

Тема 6.7

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения

Вводные слова и предложения

 

Содержание учебного материала

 

 

Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.

1/102

2

Вставные конструкции. Предложения или члены предложения, содержащие попутные замечания, уточнения, пояснения. Интонация вставки при вставных конструкциях.

1/103

2

Обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

1/104

2

Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

1/105

2

УРР №16. Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях. Публичный диалога дискуссионного характера.

1/106

2,3

Контрольное изложение. Устное изложение текстов различных стилей

1/107

2,3

Тема 6.8

Сложное предложение.

Содержание учебного материала

 

 

Классификация сложносочинённых предложений  (в зависимости от союза и характера смысловых отношений между простыми предложениями).

1/108

2

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1/109

2

Сложноподчинённое предложение, богатство и разнообразие отношений между его частями

1/110

2

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

1/111

2

Классификация сложноподчинённых предложений. Особенности их строения; место придаточного предложения по отношению к главному. Средства связи в сложноподчинённом предложении.

1/112

2

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным и несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним и несколькими придаточными.

1/113

2

Бессоюзное сложное предложение. его грамматические признаки и структура. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

1/114

2

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении

1/115

2

Контрольная работа. Тестовые контрольные задания.

1/116

3

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

1/117

2

УРР №17.  Анализ образцов текстов публичной монологической и диалогической речи; написание подробных, сжатых, выборочных изложений, сочинений-рассуждений по прочитанным текстам различных стилей.

1/118

2,3

Сложные предложения с разными видами связи. Их строение и виды связи между структурными частыми; ведущая связь между частями сложного синтаксического целого.

1/119

2

Период. Знаки препинания в периоде. Синтаксический разбор сложных предложений разных типов.

1/120

2

Тема 6.9

Принципы и  функции русской пунктуации.

Содержание учебного материала

2

 

Принципы и функции русской пунктуации. Интонационное богатство русской речи. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении.

1/121

2

Факультативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

1/122

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная). Работа с конспектом

1

3

Тема 6.10

Способы передачи чужой речи

Прямая косвенная речь. Диалог

Содержание учебного материала

 

 

Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи (систематизация и углубление знаний). Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1/123

2

Косвенная речь в составе сложноподчинённых предложений.

1/124

2

Синтаксический разбор предложения с прямой речью.

1/125

2

Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования. Пунктуационное оформление цитаты

1/126

2

Диалог. Знаки препинания при диалоге. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

1/127

2

УРР №18 Контрольное изложение. Устное изложение текстов различных стилей

2/129

2,3

Тема 6.11

Культура речи.

Содержание учебного материала

 

 

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка нормы. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

1/130

2

Самостоятельная работа (внеаудиторная). Подготовить сообщения о великих ораторах

1

3

Функциональные стили. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки. Лексические, морфологические, синтаксические особенности.

1/131

2

Основные жанры: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк.

1/132

2

Общая характеристика художественного стиля: образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

1/133

2

УРР №19.  Составление резюме, рецензии, отзыва о произведении искусства

1/134

2,3

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструк­ций. Особенности литературно-художественной речи.

1/135

2

Итоговое занятие. Повторение

1/136

2,3

 

 

136(4 )

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач


3.условия  реализации  программы  дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Русский язык»;

 Технические средства обучения:

-  компьютер.

 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Власенков А.И. Русский язык.10-11 классы:учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. - М., 2016.

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.

4. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

5. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.

Словари:

1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в

современном русском языке. – СПб., 2000.

2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –

СПб. 2003.

3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997

5.  Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

6. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2007

7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2001

8. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

 

Дополнительные источники:

 

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Осуществлять речевой самоконтроль;

 

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

 

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

 

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

 

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

Устный опрос, дидактическая игра, защита исследовательских работ;

Ролевые игры, деловая игра, смотр знаний; самостоятельная работа-исследование;

 

Анализ первоисточников, работа с художественным текстом, работа со словарями и справочниками; графическое изображение структуры текста;

 

Устный журнал, защита творческих работ, учебно-исследовательская работа, аналогическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование)

Защита творческих работ

Регламентированная дискуссия, устный журнал, ролевая игра

Письменный опрос, работа с контролирующими и обучающими программами, использование компьютерной техники.

Теоретическая или практическая самостоятельная работа, работа с контролирующими и обучающими программами, выполнение упражнений по алгоритму, тестирование, составление таблиц для систематизации учебного материала

 


Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ пояснительная записка стр

СОДЕРЖАНИЕ пояснительная записка стр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины

Целью реализации примерной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с…

Целью реализации примерной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с…

Обучающиеся, освоившие учебную дисциплину «Русский язык», должны обладать общими компетенциями: - понимать сущность и социальную значимость будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес; - организовывать…

Обучающиеся, освоившие учебную дисциплину «Русский язык», должны обладать общими компетенциями: - понимать сущность и социальную значимость будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес; - организовывать…

Обучающиеся, освоившие учебную дисциплину «Русский язык», должны обладать коммуникативными, языковыми, лингвистическими и культуроведческими компетенциями :

Обучающиеся, освоившие учебную дисциплину «Русский язык», должны обладать коммуникативными, языковыми, лингвистическими и культуроведческими компетенциями :

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 136 часов; самостоятельной работы…

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 136 часов; самостоятельной работы…

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Раздел 2. Лексика и фразеология

Раздел 2. Лексика и фразеология

Раздел 4. Морфология и орфография

Раздел 4. Морфология и орфография

Раздел 4. Морфология и орфография

Раздел 4. Морфология и орфография

Правописание предлогов. 1/60 2

Правописание предлогов. 1/60 2

Словосочетание Содержание учебного материала 5

Словосочетание Содержание учебного материала 5

Контрольный диктант . 1/87 3

Контрольный диктант . 1/87 3

Контрольный диктант . 1/87 3

Контрольный диктант . 1/87 3

Тема 6.10 Способы передачи чужой речи

Тема 6.10 Способы передачи чужой речи

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020