РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ МИЛЛЕРОВСКИЙ РАЙОН
х. СУЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СУЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по УР Директор МБОУ Сулиновской СОШ
____________Колесникова Н.И. _______________Поддубная Г.В.
«31» августа 2021 года приказ № 138 от «31» августа 2021 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровень общего образования (класс) основное общее, 5 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов 170 ч Уровень базовый_ (базовый, профильный)
Учитель: Галустян Виктория Алексеевна
Молодой специалист
Программа по русскому языку для 5-го класса разработана на основе Примерных программ по русскому языку основного общего образования, федерального компонента государственного стандарта и авторской программы «Русский язык» под редакцией
М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова.
2021-2022 уч. год
I. Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по русскому языку для 5 класса МБОУ Сулиновской СОШ составлена в соответствии с:
· - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку;
· Законом об образовании в Российской Федерации;
· - Основной образовательной программой МБОУ Сулиновской СОШ
· - Рабочей программой. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов,
· Г.А. Богданова .- 2-е изд., стереотипное., - М.: Дрофа. 2013 г.
· - Примерной основной общеобразовательной программой образовательного учреждения Основная школа: составитель Е.С.Савинов, - М.: Просвещение 2011г.
· - Базисного учебного плана МБОУ Сулиновской СОШ на 2021 – 2022 уч.г.
· Программа обеспечена УМК для 5 класса авторов М.М. Разумовской, С..И. Львовой. В.И. Капинос. В. В. Львова.
В ней также
учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования,
преемственность с примерными программами начального общего образования.
Рабочая программа по русскому языку разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
На изучение русского языка в 5 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Рабочая программа может корректироваться на усмотрение учителя.
II. Планируемые результаты изучения русского языка в 5 классе.
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4) Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
· владение разными видами чтения;
· способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
· овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
· способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
· умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
· соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
· умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых основ лингвистики;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
7) проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
III. Содержание учебного курса
О языке (3 часа)
Язык как система средств (языковых единиц).
Значение языка в жизни человека.
Лингвистика как наука о языке. Богатство и выразительность русского языка.
Основные разделы лингвистики.
Основные единицы языка и речи: звук, морфема,
слово, словосочетание, предложение. Высказывания великих людей о русском языке
Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.
Фонетика. Графика (3 часа)
Предмет изучения фонетики как раздела лингвистики. Звуки речи.
Предмет изучения графики как раздела лингвистики. Алфавит. Правильное название букв алфавита.
Соотношение звуков и букв. Способы обозначения йота. Способы обозначения мягкости согласных звуков. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи.
Текст (2 часов)
Текст как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные признаки текста: членимость, смысловая
цельность, формальная связность, относительная законченность (автономность) высказывания.
Тема и основная мысльтекста; микротемы, план текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Деление текста на
абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста. Способы связи предложений в тексте: параллельный и последовательный.
Письмо. Орфография (12 часов)
Значение письма в жизни общества.
Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы.
Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.
Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ—ь; -тся и -ться в глаголах.
Буква ь для обозначения мягкости согласных; ь после шипящих на конце имён существительных и глаголов.
Буквы и—ы после ц.
Не с глаголами.
Орфографический словарь и его использование в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты и методисты: Я. К. Грот, М. М. Разумовская.
Строение слова (3 часа)
Предмет изучения морфемики как раздела лингвистики.
Виды морфем. Морфема как минимальная значимая единица слова.
Корень; смысловая общность однокоренных слов.
Приставка и суффикс как словообразующие морфемы.
Основа слова.
Окончание как морфема, образующая форму слова.
Форма слова и основа слова. Нулевое окончание.
Исторические изменения в структуре слова.
Понятие об этимологии. Связь морфемики и орфографии.
Слово как часть речи (6 часа)
Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка.
Самостоятельные части речи, их основные признаки. Склонение и спряжение.
Служебные части речи (краткие сведения).
Фонетика. Орфоэпия (10 часов)
Фонетика как раздел лингвистики.
Звуки речи. Смыслоразличительная роль звуков речи.
Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки.
Элементы фонетической транскрипции. Фонетический анализ слова.
Изменения звуков речи в речевом потоке.
Слог. Русское словесное ударение и его особенности.
Предмет изучения орфоэпии.
Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных, согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический анализ слова.
Орфоэпический словарь и его использование в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.
Лексика. Словообразование. Орфография (18 часов)
Понятие о механизме образования слов в русском языке.
Производящая основа и словообразующие морфемы.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его
виды. Переход слова из одной части речи в другую как способ словообразования (элементарные случаи).
Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. Правописание слов с корнями -лож-// -лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-; -гор-//-гар-; -зор-//-зар-.
Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении и строении.
Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям.
Правописание и—ы после приставок.
Буквы о—ё после шипящих в корне.
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з/с.
Правописание сложных слов.
Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи. Правильное употребление сложносокращённых слов (элементарные случаи).
Предмет изучения лексикологии как раздела лингвистики.
Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Знакомство с толковым словарём и его использование в речевой практике.
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Понятие о лексической сочетаемости слов. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета.
Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.
Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и написания слова.
Тематические группы слов. Родовые и видовые понятия. Этикетные слова как особая лексическая группа.
Фразеология как раздел лингвистики.
Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.
Толковый словарь и его использование в речевой практике.
Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской.
Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов.
Наблюдение за использованием в художественном тексте
синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); фразеологических оборотов.
Текстовая функция лексического повтора.
Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль.
Синтаксис и пунктуация (34 часов)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Средства связи слов в словосочетании.
Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (предложения повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Предложения распространённые и нераспространённые.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.
Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, однако (в значении но), одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, зато, что, чтобы, потому что, если и др.
Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление на
письме.
Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами.
Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский.
Морфология. Орфография
Самостоятельные части речи (2 часа)
Морфология как раздел лингвистики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи
Глагол (20 часа)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).
Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).
Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в глаголах (закрепление).
Виды глаголов. Двувидовые глаголы. Корни с чередованием и—е (-бир-//-бер-; -блист-//-блест- (-блещ-); -дир-//-дер-; -жиг-//-жег-; -мир-//-мер-; -стил-//-стел-; -тир-//-тер-) и их правописание.
Наклонение глаголов. Значение глаголов в изъявительном, условном, повелительном наклонении. Образование условного наклонения глаголов. Изменение глаголов в условном наклонении по числам и родам. Образование повелительного наклонения глаголов. Значение лица в повелительном наклонении. Изменение глаголов в повелительном наклонении по числам. Лицо и число. Изменение глаголов в изъявительном наклонении по
временам. Образование форм времени глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Изменение глаголов по числам и родам в прошедшем времени. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать. Глаголы, спрягаемые по особому типу: есть, дать, создать. Правописание ь как показателя грамматической формы инфинитива; формы 2-го лица единственного числа и формы повелительного наклонения глаголов. Правописание суффиксов -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-. Правописание приставок пре-, при-. Правописание гласных перед суффиксом -лв формах прошедшего времени.
Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении. Переходные и непереходные глаголы. Роль глагола в словосочетании и предложении.
Развитие навыков использования в речевой практике лингвистических словарей разных типов.
Культура речи. Правильное использование в речи видовременных форм. Правильное словоизменение глаголов. Верное произношение отдельных глагольных форм.
Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
Текстовая функция видовременных форм.
Имя существительное (16 часов)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Начальная форма.
Основные способы образования имён существительных.
Правила употребления при письме суффиксов -чик (-щик), -ек (-ик). Правила слитного и раздельного написания не с именами
существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных.
Лексико-грамматические разряды имён существительных.
Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных.
Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Правописание сложных имён существительных.
Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
Синтаксическая роль имён существительных.
Правописание ь в именах существительных 3-го склонения.
Правописание безударных окончаний имён существительных.
Правописание гласных о—е в суффиксах и окончаниях имён существительных.
Развитие навыков использования в речевой практике словарей разных типов.
Культура речи. Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).
Правильное образование некоторых грамматических форм: килограмм помидоров, пара чулок; группа бурят и др.
Произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в существительных (типа километр, дефис, щавель и др.); терминов русского языка.
Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части».
Имя прилагательное (10 часов)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Начальная форма.
Основные способы образования имён прилагательных. Образование сложных прилагательных.
Разряды имён прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.
Правописание о—е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных.
Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении.
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий.
Степени сравнения имён прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная.
Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Правописание сложных прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных. Правописание не с именами прилагательными.
Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов.
Культура речи. Правильное произношение краткой формы употребительных прилагательных (сильна), прилагательных с основами на твёрдый и мягкий согласный (бескрайный — бескрайний, искренно — искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степени (красивее, длиннее).
Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия прилагательных. Употребление прилагательных в переносном значении.
Повторение изученного в 5 классе (7 часов)
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Кол-во часов |
Содержание (тема урока) |
Формируемые УУД
|
дата |
||
план |
факт |
|||||
I четверть |
||||||
О языке и речи (3 ч) |
||||||
1 |
1 |
Зачем человеку нужен язык |
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. |
1.09.21 |
|
|
2 |
1 |
Что мы знаем о русском языке |
рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; |
2.09.21 |
|
|
3 |
1 |
Что такое речь. |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
|
3.09.21 |
|
|
Фонетика. Графика (3 ч) |
||||||
4 |
1 |
Звуки и буквы. Алфавит |
умение работать с информацией |
6.09.21 |
|
|
|
||||||
5 |
1 |
Что обозначают буквы е, ё, ю, я. |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
7.09.21 |
|
|
6 |
1 |
Фонетический разбор слова |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
8.09.21 |
|
|
Текст (2 ч) |
||||||
7 |
1 |
Что такое текст (повторение). |
рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; |
9.09.21 |
|
|
8 |
1 |
Тема текста. Основная мысль текста. |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
10.09.21 |
|
|
Письмо. Орфография (12 ч) |
||||||
9 |
1 |
Зачем людям письмо. |
|
13.09.21 |
|
|
10 |
1 |
Р.р.Сочинение «Памятный день летних каникул» |
контроль, коррекция, оценка. |
14.09.21 |
|
|
11 |
1 |
Орфография. Нужны ли правила? |
умение работать с информацией |
15.09.21 |
|
|
12 |
1 |
Орфограммы гласных корня. Правила обозначения буквами гласных звуков |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
16.09.21 |
|
|
13 |
1 |
Орфограммы согласных корня. Правила обозначения буквами согласных звуков |
умение работать с информацией
|
17.09.21 |
|
|
14 |
1 |
Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ. |
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. |
20.09.21 |
|
|
15 |
1 |
ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
21.09.21 |
|
|
16 |
1 |
Разделительные ь и ъ. |
умение работать с информацией |
22.09.21 |
|
|
17 |
1 |
Не с глаголами. |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
23.09.21 |
|
|
18 |
1 |
Написание -тся и -ться в глаголах. |
рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; |
24.09.21 |
|
|
19 |
1 |
Контрольная работа №1 по теме «Повторение» |
контроль, коррекция, оценка. |
27.09.21 |
|
|
20 |
1 |
Работа над ошибками |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
28.09.21 |
|
|
Строение слова (3 ч) |
||||||
21 |
1 |
Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
29.09.21 |
|
|
22 |
1 |
Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
30.09.21 |
|
|
23 |
1 |
Как образуются формы слова |
умение работать с информацией |
1.10.21 |
|
|
Слово как часть речи (6 ч) |
||||||
24 |
1 |
Самостоятельные части речи. |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
4.10.21 |
|
|
25 |
1 |
Самостоятельные части речи. |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
5.10.21 |
|
|
26 |
1 |
Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы. |
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. |
6.10.21 |
|
|
27 |
1 |
Служебные части речи: предлог, союз, частица. |
рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; |
7.10.21 |
|
|
28 |
1 |
Служебные части речи: предлог, союз, частица. |
рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; |
8.10.21 |
|
|
29 |
1 |
Служебные части речи: предлог, союз, частица. |
планирование учебного сотрудничества; определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
11.10.21 |
|
|
Текст (продолжение) (4 ч) |
||||||
30 |
1 |
От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
12.10.21 |
|
|
31 |
1 |
Абзац как часть текста |
умение работать с информацией |
13.10.21 |
|
|
32 |
1 |
Абзац как часть текста |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
14.10.21 |
|
|
33 |
1 |
Абзац как часть текста |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
15.10.21 |
|
|
Фонетика. Орфоэпия (10 ч) |
||||||
34 |
1 |
Что изучает фонетика |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
18.10.21 |
|
|
35 |
1 |
Звуки гласные и согласные |
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. |
19.10.21 |
|
|
36 |
1 |
Звуки гласные и согласные |
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. |
20.10.21 |
|
|
37 |
1 |
Слог, ударение |
умение работать с информацией |
21.10.21 |
|
|
38 |
1 |
Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
22.10.21 |
|
|
39 |
1 |
Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
25.10.21 |
|
|
40 |
1 |
Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова |
планирование учебного сотрудничества; определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
26.10.21 |
|
|
41 |
1 |
Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова. |
планирование учебного сотрудничества; определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
27.10.21 |
|
|
42 |
1 |
Контрольная работа №2. Диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия» |
контроль, коррекция, оценка. |
28.10.21 |
|
|
43 |
1 |
Работа над ошибками |
умение работать с информацией |
29.10.21 |
|
|
II четверть |
||||||
Лексика. Словообразование. Правописание (18 ч) |
||||||
44 |
1 |
Как определить лексическое значение слова |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
10.11.21 |
|
|
45 |
1 |
Сколько лексических значений имеет слово |
умение работать с информацией |
11.11.21 |
|
|
46 |
1 |
Когда слово употребляется в переносном значении |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
12.11.21 |
|
|
47 |
1 |
Р/р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Русская зима.». |
контроль, коррекция, оценка. |
15.11.21 |
|
|
48 |
1 |
Как пополняется словарный состав русского языка |
планирование учебного сотрудничества; |
16.11.21 |
|
|
49 |
1 |
Как образуются слова в русском языке |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
17.11.21 |
|
|
50 |
1 |
Как образуются слова в русском языке |
планирование учебного сотрудничества; |
18.11.21 |
|
|
51 |
1 |
Какие чередования гласных и согласных происходят в словах |
умение работать с информацией
|
19.11.21 |
|
|
|
|
|||||
52 |
1 |
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях -лаг- / -лож-, -раст- (-ращ-) /-рос- |
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. |
22.11.21 |
|
|
53 |
1 |
Буквы о-ё после шипящих в корнях слов |
планирование учебного сотрудничества; определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
23.11.21 |
|
|
54 |
1 |
Чем отличаются друг от друга слова-омонимы |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
24.11.21 |
|
|
55 |
1 |
Что такое профессиональные и диалектные слова |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
25.11.21 |
|
|
56 |
1 |
О чем рассказывают устаревшие слова |
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. |
26.11.21 |
|
|
57 |
1 |
Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова |
умение работать с информацией |
29.11.21 |
|
|
58 |
1 |
Правописание приставок |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
30.11.21 |
|
|
59 |
1 |
Буквы и-ы после ц |
планирование учебного сотрудничества; |
1.12.21 |
|
|
60 |
1 |
Контрольная работа №3. Диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика. Словообразование. Правописание» |
контроль, коррекция, оценка. |
2.12.21 |
|
|
61 |
1 |
Работа над ошибками |
планирование учебного сотрудничества; |
3.12.21 |
|
|
Стили речи (5 ч) |
||||||
62 |
1 |
Что изучает стилистика |
умение работать с информацией |
6.12.21 |
|
|
63 |
1 |
Разговорная и книжная речь |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
7.12.21 |
|
|
64 |
1 |
Художественная и научно-деловая речь |
планирование учебного сотрудничества; |
8.12.21 |
|
|
65 |
1 |
Художественная и научно-деловая речь |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
9.12.21 |
|
|
66 |
1 |
Р/р. Изложение «Барсучонок» |
контроль, коррекция, оценка. |
10.12.21 |
|
|
Синтаксис и пунктуация (вводный курс) (34 ч) |
||||||
67 |
1 |
Что изучают синтаксис и пунктуация. |
умение работать с информацией |
13.12.21 |
|
|
68 |
1 |
Словосочетание |
планирование учебного сотрудничества; |
14.12.21 |
|
|
69 |
1 |
Словосочетание |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
15.12.21 |
|
|
70 |
1 |
Словосочетание |
планирование учебного сотрудничества; |
16.12.21 |
|
|
71 |
1 |
Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания |
извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. |
17.12.21 |
|
|
72 |
1 |
Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания |
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. |
20.12.21 |
|
|
73 |
1 |
Восклицательные предложения |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
21.12.21 |
|
|
74 |
1 |
Главные члены предложения |
умение работать с информацией
|
22.12.21 |
|
|
75 |
1 |
Главные члены предложения |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
23.12.21 |
|
|
76 |
1 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
планирование учебного сотрудничества; определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
24.12.21 |
|
|
77 |
1 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
планирование учебного сотрудничества; определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
27.12.21 |
|
|
78 |
1 |
Предложения распространённые и нераспространённые. |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
28.12.21 |
|
|
III четверть |
||||||
79 |
1 |
Второстепенные члены предложения. |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
10.01.22 |
|
|
80 |
1 |
Дополнение |
планирование учебного сотрудничества; |
11.01.22 |
|
|
81 |
1 |
Определение |
умение работать с информацией |
12.01.22 |
|
|
82 |
1 |
Обстоятельство |
|
13.01.22 |
|
|
83 |
1 |
Однородные члены предложения. |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
14.01.22 |
|
|
84 |
1 |
Однородные члены предложения. |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
17.01.22 |
|
|
85 |
1 |
Обобщающее слово перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова. |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
18.01.22 |
|
|
86 |
1 |
Обобщающее слово перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова. |
извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. |
19.01.22 |
|
|
87 |
1 |
Обращение |
умение работать с информацией |
20.01.22 |
|
|
88 |
1 |
Обращение. |
умение работать с информацией |
21.01.22 |
|
|
89 |
1 |
Синтаксический разбор простого предложения |
планирование учебного сотрудничества; |
24.01.22 |
|
|
90 |
1 |
Сложное предложение |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
25.01.22 |
|
|
91 |
1 |
Сложное предложение |
умение работать с информацией |
26.01.22 |
|
|
92 |
1 |
Сложное предложение |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
27.01.22 |
|
|
93 |
1 |
Прямая речь |
умение работать с информацией |
28.01.22 |
|
|
|
||||||
94 |
1 |
Прямая речь |
умение работать с информацией |
31.01.22 |
|
|
95 |
1 |
Диалог |
планирование учебного сотрудничества; определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
1.02.22 |
|
|
96 |
1 |
Диалог |
планирование учебного сотрудничества; определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
2.02.22 |
|
|
97 |
1 |
Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» |
умение работать с информацией
|
3.02.22 |
|
|
98 |
1 |
Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
4.02.22 |
|
|
99 |
1 |
Контрольная работа №4. Диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» |
контроль, коррекция, оценка. |
7.02.22 |
|
|
100 |
1 |
Работа над ошибками |
извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. |
8.02.22 |
|
|
Типы речи (4 ч) |
||||||
101 |
1 |
Что такое тип речи |
умение работать с информацией |
9.02.22 |
|
|
102 |
1 |
Описание, повествование, рассуждение |
выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждений. |
10.02.22 |
|
|
103 |
1 |
Описание, повествование, рассуждение |
выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждений. |
11.02.22 |
|
|
104 |
1 |
Оценка действительности |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
14.02.22 |
|
|
Строение текста (2 ч) |
||||||
105 |
1 |
Строение текста типа рассуждения-доказательства |
умение работать с информацией |
15.02.22 |
|
|
106 |
1 |
Р/р. Сочинение «Какой должна быть школьная перемена и почему?» |
контроль, коррекция, оценка. |
16.02.22 |
|
|
Морфология. Правописание (2 ч) |
||||||
107 |
1 |
Самостоятельные и служебные части речи |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
17.02.22 |
|
|
108 |
1 |
Самостоятельные и служебные части речи |
планирование учебного сотрудничества; |
18.02.22 |
|
|
Глагол (20 ч) |
||||||
109 |
1 |
Что обозначает глагол |
умение работать с информацией |
21.02.22 |
|
|
110 |
1 |
Слитное и раздельное написание не с глаголами (закрепление) |
выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждений. |
22.02.22 |
|
|
111 |
1 |
Словообразование глаголов |
умение работать с информацией |
24.02.22 |
|
|
112 |
1 |
Вид глагола |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
25.02.22 |
|
|
113 |
1 |
Вид глагола |
умение работать с информацией |
28.02.22 |
|
|
114 |
1 |
Корни с чередованием букв е-и |
извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. |
1.03.22 |
|
|
115 |
1 |
Инфинитив |
умение работать с информацией |
2.03.22 |
|
|
116 |
1 |
Правописание –тся- и –ться в глаголах (закрепление) |
планирование учебного сотрудничества; |
3.03.22 |
|
|
117 |
1 |
Наклонение глагола |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
4.03.22 |
|
|
118 |
1 |
Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола |
планирование учебного сотрудничества; |
7.03.22 |
|
|
119 |
1 |
Как образуется повелительное наклонение глагола |
умение работать с информацией |
9.03.22 |
|
|
120 |
1 |
Как образуется повелительное наклонение глагола |
планирование учебного сотрудничества; |
10.03.22 |
|
|
121 |
1 |
Времена глагола |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
11.03.22 |
|
|
122 |
1 |
Времена глагола |
планирование учебного сотрудничества; |
14.03.22 |
|
|
123 |
1 |
Спряжение глагола. Лицо и число |
выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждений. |
15.03.22 |
|
|
124 |
1 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
16.03.22 |
|
|
125 |
1 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
умение работать с информацией |
17.03.22 |
|
|
126 |
1 |
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы |
постановка вопросов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
18.03.22 |
|
|
127 |
1 |
Контрольная работа №5. Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» |
контроль, коррекция, оценка. |
21.03.22 |
|
|
128 |
1 |
Работа над ошибками |
целеполагание; планирование; структурирование информации. |
22.03.22 |
|
|
IV четверть |
||||||
Строение текста (продолжение) (4 ч) |
||||||
129 |
1 |
Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях |
целеполагание; планирование; структурирование информации. |
4.04.22 |
|
|
130 |
1 |
Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях |
извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. |
5.04.22 |
|
|
131 |
1 |
Строение текста типа повествование |
планирование учебного сотрудничества; |
6.04.22 |
|
|
132 |
1 |
Строение текста типа повествование |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
7.04.22 |
|
|
133 |
1 |
Р.р. Сочинение «Пробуждение от спячки» |
контроль, коррекция, оценка. |
8.04.22 |
|
|
Имя существительное (16 ч) |
||||||
134 |
1 |
Что обозначает имя существительное |
целеполагание; планирование; структурирование информации. |
11.04.22 |
|
|
135 |
1 |
Словообразование имён существительных |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
12.04.22 |
|
|
136 |
1 |
Употребление суффиксов имён существительных -чик- , -щик- |
постановка вопросов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
13.04.22 |
|
|
137 |
1 |
Употребление суффиксов имён существительных -ек- , -ик- (-чик-) |
Моделирование, построение высказывания. |
14.04.22 |
|
|
138 |
1 |
Слитное и раздельное написание не с именами существительными |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
15.04.22 |
|
|
139 |
1 |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые |
Синтез, анализ; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
18.04.22 |
|
|
140 |
1 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
целеполагание; планирование; структурирование информации. |
19.04.22 |
|
|
141 |
1 |
Род имён существительных. |
выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждений. |
20.04.22 |
|
|
142 |
1 |
Существительные общего рода. |
Моделирование, построение высказывания. |
21.04.22 |
|
|
143 |
1 |
Род несклоняемых имён существительных |
целеполагание; планирование; структурирование информации. |
22.04.22 |
|
|
144 |
1 |
Число имён существительных. |
Моделирование, построение высказывания. |
25.04.22 |
|
|
145 |
1 |
Падеж и склонение имён существительных. |
планирование учебного сотрудничества; |
26.04.22 |
|
|
146 |
1 |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
27.04.22 |
|
|
|
||||||
147 |
1 |
Употребление имён существительных в речи |
постановка вопросов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
28.04.22 |
|
|
148 |
1 |
Контрольная работа №6. Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» |
контроль, коррекция, оценка. |
29.04.22 |
|
|
149 |
1 |
Работа над ошибками |
целеполагание; планирование; структурирование информации. |
2.05.22 |
|
|
Строение текста (продолжение) (5 ч) |
||||||
150 |
1 |
Строение текста типа описания предмета |
выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждений. |
3.05.22 |
|
|
151 |
1 |
Строение текста типа описания предмета |
выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждений. |
4.05.22 |
|
|
152 |
1 |
Соединение типов речи в тексте |
Моделирование, построение высказывания. |
5.05.22 |
|
|
153 |
1 |
Р.р. Сочинение «Знакомьтесь, мой друг...» |
контроль, коррекция, оценка. |
6.05.22 |
|
|
Имя прилагательное (10 ч) |
||||||
154 |
1 |
Что обозначает имя прилагательное. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. |
целеполагание; планирование; структурирование информации. |
10.05.22 |
|
|
155 |
1 |
Что обозначает имя прилагательное. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. |
постановка вопросов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
11.05.22 |
|
|
156 |
1 |
Правописание окончаний имён прилагательных |
Моделирование, построение высказывания. |
12.05.22 |
|
|
157 |
1 |
Словообразование имён прилагательных |
выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждений. |
13.05.22 |
|
|
158 |
1 |
Прилагательные полные и краткие |
целеполагание; планирование; структурирование информации. |
16.05.22 |
|
|
159 |
1 |
Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных |
анализ; обобщение; построение логической цепи рассуждений. |
17.05.22 |
|
|
160 |
1 |
Как образуется сравнительная степень прилагательного |
планирование учебного сотрудничества; |
18.05.22 |
|
|
161 |
1 |
Как образуется превосходная степень прилагательного |
постановка вопросов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
19.05.22 |
|
|
162 |
1 |
Контрольная работа №7. Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» |
контроль, коррекция, оценка. |
20.05.22 |
|
|
163 |
1 |
Работа над ошибками |
Моделирование, построение высказывания. |
23.05.22 |
|
|
Повторение изученного в 5 классе (7 ч) |
||||||
164 |
1 |
Фонетика |
целеполагание; планирование; структурирование информации. |
24.05.22 |
|
|
165 |
1 |
Орфография |
Моделирование, построение высказывания. |
25.05.22 |
|
|
166 |
1 |
Пунктуация |
целеполагание; планирование; структурирование информации |
26.05.22 |
|
|
167 |
1 |
Морфология |
целеполагание; планирование; структурирование информации. |
27.05.22 |
|
|
168 |
1 |
Итоговая контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе». Диктант. |
контроль, коррекция, оценка. |
27.05.22 |
|
|
169 |
1 |
Анализ итоговой контрольной работы |
выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждений. |
30.05.22 |
|
|
170 |
1 |
Итоговый урок |
Моделирование, построение высказывания. |
31.05.22 |
|
|
Итого: 170 |
|
|
|
|
|
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) В переносе слов;
2) На правила, которые не включены в школьную программу;
3) На еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) В исключениях из правил;
2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) В написании ы и и после приставок;
6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7) В собственных именах нерусского происхождения;
8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
С помощью сочинений и изложений проверяются:
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
Полнота раскрытия темы;
Правильность фактического материала;
Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.