Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
Рассмотрено: |
Согласовано: |
Утверждено: |
|
|
|
на заседании методического объединения, протокол № _7__«_5_» июня___» 2019 г. ________________ |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе «__30__» __августа______ 2019г. ________________
|
приказ от «30_»_августа 2019 г.№1117-13-483/19 |
|
|
|
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
начальное общее образование (1-4)
УМК «Школа России»
3 «В» класс
Учебник: Русский язык. 3класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций . В 2 ч./В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 10-ое изд. - М: Просвещение,2019. - Школа России.
г. Сургут
2019-2020 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У выпускника будут сформированы:
̶ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
̶ широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
̶ учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
̶ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
̶ способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
̶ основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
̶ ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
̶ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
̶ развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
̶ эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
̶ установка на здоровый образ жизни;
̶ основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
̶ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
̶ внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
̶ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
̶ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
̶ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
̶ положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
̶ компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
̶ морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
̶ установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
̶ эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится:
̶ принимать и сохранять учебную задачу;
̶ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
̶ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
̶ учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
̶ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
̶ оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
̶ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
̶ различать способ и результат действия;
̶ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
̶ выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
̶ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
̶ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
̶ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
̶ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
̶ осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
̶ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится:
̶ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
̶ осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
̶ использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
̶ строить сообщения в устной и письменной форме;
̶ ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
̶ основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
̶ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
̶ осуществлять синтез как составление целого из частей;
̶ проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
̶ устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
̶ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
̶ обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
̶ осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
̶ устанавливать аналогии;
̶ владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
̶ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
̶ записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
̶ создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
̶ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
̶ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
̶ осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
̶ осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
̶ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
̶ произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится:
̶ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
̶ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
̶ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
̶ формулировать собственное мнение и позицию;
̶ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
̶ строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
̶ задавать вопросы; контролировать действия партнёра;
̶ использовать речь для регуляции своего действия;
̶ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
̶ учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
̶ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
̶ понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
̶ аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
̶ продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
̶ с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
̶ задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
̶ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
̶ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
̶ адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник при получении начального общего образования:
̶ научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
̶ сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
̶ получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка - фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующем уровне образования.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
̶ различать звуки и буквы;
̶ характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
̶ знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
̶ соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
̶ находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
̶ различать изменяемые и неизменяемые слова;
̶ различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
̶ находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
̶ выявлять слова, значение которых требует уточнения;
̶ определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
̶ подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
̶ подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
̶ различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
̶ оценивать уместность использования слов в тексте;
̶ выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
̶ определять грамматические признаки имён существительных - род, число, падеж, склонение;
̶ определять грамматические признаки имён прилагательных - род, число, падеж;
̶ определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
̶ проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
̶ находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
̶ различать предложение, словосочетание, слово;
̶ устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
̶ классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
̶ определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
̶ находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
̶ выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
̶ различать второстепенные члены предложения - определения, дополнения, обстоятельства;
̶ выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
̶ различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
̶ применять правила правописания (в объёме содержания курса);
̶ определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
̶ безошибочно списывать текст объёмом 80- 90 слов;
̶ писать под диктовку тексты объёмом 75- 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
̶ проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
̶ осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
̶ подбирать примеры с определённой орфограммой;
̶ при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
̶ при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится:
̶ оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
̶ соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
̶ выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
̶ самостоятельно озаглавливать текст;
̶ составлять план текста;
̶ сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
̶ создавать тексты по предложенному заголовку;
̶ подробно или выборочно пересказывать текст;
̶ пересказывать текст от другого лица;
̶ составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
̶ анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
̶ корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
̶ анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
̶ соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms- сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
̶ раздельное написание слов;
̶ обозначение гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи - ши);
̶ прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
̶ перенос слов по слогам без стечения согласных;
̶ знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
̶ сочетания жи-ши1, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
̶ сочетания чк-чн, чт, щн;
̶ перенос слов;
̶ прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
̶ проверяемые безударные гласные в корне слова;
̶ парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
̶ непроизносимые согласные;
̶ непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
̶ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
̶ разделительные ъ и ь;
̶ мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
̶ безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
̶ безударные окончания имён прилагательных;
̶ раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
̶ не с глаголами;
̶ мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
̶ мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
̶ безударные личные окончания глаголов;
̶ раздельное написание предлогов с другими словами;
̶ знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
̶ знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Тематическое планирование с указанием количества часов по предмету Русский язык 3 «В» класс
№ |
Дата урока |
Темы раздела, урока |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
Примечание |
|
план |
факт |
|||||
|
|
|
Язык и речь |
2 |
|
|
1. |
02.09 |
|
Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека |
1 |
Упр. 4 |
|
2. |
03.09 |
|
Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения |
1 |
Упр. 9 |
|
|
|
|
Текст. Предложение. Словосочетание |
13 |
|
|
3. |
04.09 |
|
Текст как единица языка и речи |
1 |
Упр. 12 |
|
4. |
05.09 |
|
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом |
1 |
Упр. 16 |
|
5. |
06.09 |
|
Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге |
1 |
карточка |
|
6. |
09.09 |
|
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные |
1 |
Упр. 23 |
|
7. |
10.09 |
|
Виды предложений по цели высказывания. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» |
1 |
Упр. 25 |
|
8. |
11.09 |
|
Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные |
1 |
Упр. 33 |
|
9. |
12.09 |
|
Обращение. Предложения с обращением |
1 |
Упр. 36 |
|
10. |
13.09 |
|
Главные и второстепенные члены предложения |
1 |
Упр. 41 |
|
11. |
16.09 |
|
Входная административная контрольная работа. |
1 |
|
|
12. |
17.09 |
|
Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам предложения Простое и сложное предложения |
1 |
Упр. 51 |
|
13. |
18.09 |
|
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении |
1 |
Упр. 55 |
|
14. |
19.09 |
|
Словосочетания. Главное и зависимое слово. |
1 |
Упр. 60 |
|
15. |
20.09 |
|
Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» |
1 |
Упр. 62 |
|
|
|
|
Слово в языке и речи |
18 |
|
|
16. |
23.09 |
|
Слово и его лексическое значение |
1 |
Упр. 67 |
|
17. |
24.09 |
|
Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы и антонимы |
1 |
Упр. 74 |
|
18. |
25.09 |
|
Омонимы. Использование омонимов в речи |
1 |
Упр. 78 |
|
19. |
26.09 |
|
Слово и словосочетание |
1 |
Упр. 82 |
|
20. |
27.09 |
|
Фразеологизмы |
1 |
Упр. 87 |
|
21. |
30.09 |
|
Подробное изложение с языковым анализом текста |
1 |
Карточка |
|
22. |
01.10 |
|
Проверка знаний и умений по теме «Предложение. Слово» |
1 |
|
|
23. |
02.10 |
|
Части речи |
1 |
Упр. 92 |
|
24. |
03.10 |
|
Имя существительное. Местоимение |
1 |
Упр. 97 |
|
25. |
04.10 |
|
Имя прилагательное. Глагол |
1 |
Упр. 102 (составить свой рассказ) |
|
26. |
07.10 |
|
Имя числительное |
1 |
Упр. 105 |
|
27. |
08.10 |
|
Однокоренные слова |
1 |
Упр. 109 |
|
28. |
09.10 |
|
Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения |
1 |
Упр. 116 |
|
29. |
10.10 |
|
Согласные звуки и буквы для их обозначения |
1 |
Упр. 121 |
|
30. |
11.10 |
|
Правописание слов с парными по глухости—звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне |
1 |
Упр. 124 |
|
31. |
14.10 |
|
Разделительный мягкий знак |
1 |
Карточка |
|
32. |
15.10 |
|
Урок развития речи. Обучающее изложение |
1 |
Карточка |
|
33. |
16.10 |
|
Проверь себя. Проект «Рассказ о слове» |
1 |
|
|
|
|
|
Состав слова |
18 |
|
|
34. |
17.10 |
|
Корень слова. Однокоренные слова. |
1 |
Упр. 134 |
|
35. |
18.10 |
|
Правописание корня в однокоренных словах. Чередование звуков в корне слова. |
1 |
Упр. 137 |
|
36. |
21.10 |
|
Сложные слова. Соединительная гласная в сложных словах. |
1 |
Упр. 141 |
|
37. |
22.10 |
|
Контрольный диктант |
1 |
|
|
38. |
23.10 |
|
Формы слова. Окончание. |
1 |
Упр. 145 |
|
39. |
24.10 |
|
Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. |
1 |
Упр. 148 |
|
40. |
25.10 |
|
Слова, которые не имеют окончания |
1 |
Упр. 152 |
|
41. |
05.11 |
|
Приставка — значимая часть слова |
1 |
Упр.156 |
|
42. |
06.11 |
|
Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставок |
1 |
Упр. 160 |
|
43. |
07.11 |
|
Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками |
1 |
Записать текст о зиме |
|
44. |
08.11 |
|
Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса |
1 |
Карточка |
|
45. |
11.11 |
|
Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов |
1 |
Упр. 172 |
|
46. |
12.11 |
|
Употребление в речи слов с суффиксами. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе» |
1 |
Упр. 176 |
|
47. |
13.11 |
|
Основа слова |
1 |
Упр. 180 |
|
48. |
14.11 |
|
Обобщение знаний о составе слова. Разбор слов по составу |
1 |
Упр. 183 |
|
49. |
15.11 |
|
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи |
1 |
Упр. 188 |
Актированный день |
50. |
18.11 |
|
Подробное изложение повествовательного текста |
1 |
Упр. 190 |
Актированный день |
51. |
19.11 |
|
Проверочная работа. Работа над ошибками, допущенными в изложении |
1 |
Карточка |
Актированный день |
|
|
|
Правописание частей слова |
29 |
|
|
52. |
20.11 |
|
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова |
1 |
Карточки |
|
53. |
21.11 |
|
Правописание слов с безударными гласными в корне |
1 |
Упр. 197 |
|
54. |
22.11 |
|
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. |
1 |
Карточка |
|
55. |
25.11 |
|
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений |
1 |
Упр. 203 |
|
56. |
26.11 |
|
Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере- |
1 |
Карточка |
|
57. |
27.11 |
|
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне |
1 |
Упр. 210 |
|
58. |
28.11 |
|
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне |
1 |
Упр. 214 |
|
59. |
29.11 |
|
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне |
1 |
Упр. 218 |
|
60. |
02.12 |
|
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Составление текста по сюжетному рисунку |
1 |
Карточка |
|
61. |
03.12 |
|
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне |
1 |
Упр. 224 |
|
62. |
04.12 |
|
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука |
1 |
Упр. 229 |
|
63. |
05.12 |
|
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне |
1 |
Карточка |
|
64. |
06.12 |
|
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне. Проверочный диктант |
1 |
|
|
65. |
09.12 |
|
Правописание слов с удвоенными согласными |
1 |
Упр. 235 |
|
66. |
10.12 |
|
Правописание слов с удвоенными согласными |
1 |
Упр. 237 |
|
67. |
11.12 |
|
Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» |
1 |
|
|
68. |
12.12 |
|
Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание |
1 |
Упр. 241 |
|
69. |
13.12 |
|
Правописание суффиксов в словах |
1 |
Упр. 247 |
|
70. |
16.12 |
|
Правописание приставок в словах |
1 |
Упр. 251 |
|
71. |
17.12 |
|
Правописание значимых частей слова |
1 |
Упр. 254 |
|
72. |
18.12 |
|
Правописание приставок и предлогов в словах |
1 |
Упр. 260 |
|
73. |
19.12 |
|
Правописание приставок и предлогов в словах |
1 |
Карточка |
|
74. |
20.12 |
|
Контрольный диктант |
1 |
|
|
75. |
23.12 |
|
Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове |
1 |
Упр. 267 |
|
76. |
24.12 |
|
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) |
1 |
Упр. 270 |
|
77. |
25.12 |
|
Правописание слов с разделительным твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) |
1 |
Упр. 275 |
|
78. |
26.12 |
|
Урок развития речи. Изложение повествовательного деформированного текста |
1 |
Карточка |
|
79. |
09.01 |
|
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами. Проверочный диктант. |
1 |
Подготовиться к защите проекта. |
|
80. |
10.01 |
|
Проект «Составляем орфографический словарь» |
1 |
Карточка |
|
|
|
|
Части речи |
2 |
|
|
81. |
13.01 |
|
Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи |
1 |
Упр. |
|
82. |
14.01 |
|
Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам |
1 |
Упр. |
|
|
|
|
Имя существительное |
32 |
|
|
83. |
15.01 |
|
Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном |
1 |
Упр. |
|
84. |
16.01 |
|
Значение и употребление имён существительных в речи |
1 |
Упр. |
|
85. |
17.01 |
|
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
1 |
Упр. |
|
86. |
20.01 |
|
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану |
1 |
Упр. |
|
87. |
21.01 |
|
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных |
1 |
Упр. |
|
88. |
22.01 |
|
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных |
1 |
Упр. |
|
89. |
23.01 |
|
Проект «Тайна имени» |
1 |
Упр. |
|
90. |
24.01 |
|
Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам |
1 |
Упр. |
|
91. |
27.01 |
|
Имена существительные, имеющие форму одного числа |
1 |
Упр. |
|
92. |
28.01 |
|
Род имён существительных: мужской, женский, средний |
1 |
Упр. |
|
93. |
29.01 |
|
Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах |
1 |
Упр. |
|
94. |
30.01 |
|
Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения |
1 |
Упр. |
|
95. |
31.01 |
|
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода |
1 |
Упр. |
|
96. |
03.02 |
|
Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова |
1 |
Упр. |
|
97. |
04.02 |
|
Подробное изложение повествовательного текста |
1 |
Упр. |
|
98. |
05.02 |
|
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
1 |
Упр. |
|
99. |
06.02 |
|
Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам) |
1 |
Упр. |
|
100. |
07.02 |
|
Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам) |
1 |
Упр. |
|
101. |
10.02 |
|
Неизменяемые имена существительные. Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» |
1 |
Упр. |
|
102. |
11.02 |
|
Именительный падеж имён существительных |
1 |
Упр. |
|
103. |
12.02 |
|
Родительный падеж имён существительных |
1 |
Упр. |
|
104. |
13.02 |
|
Дательный падеж имён существительных |
1 |
Упр. |
|
105. |
14.02 |
|
Винительный падеж имён существительных |
1 |
Упр. |
|
106. |
17.02 |
|
Именительный, родительный, винительный падежи |
1 |
Упр. |
|
107. |
18.02 |
|
Творительный падеж имён существительных |
1 |
Упр. |
|
108. |
19.02 |
|
Предложный падеж имён существительных |
1 |
Упр. |
|
109. |
20.02 |
|
Подробное изложение текста повествовательного типа |
1 |
Упр. |
|
110. |
21.02 |
|
Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном |
1 |
Упр. |
|
111. |
24.02 |
|
Все падежи. Начальная и косвенные формы имён существительных |
1 |
Упр. |
|
112. |
25.02 |
|
Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» |
1 |
Упр. |
|
113. |
26.02 |
|
Рубрика «Проверь себя». Контрольный диктант по теме «Правописание имён существительных» |
1 |
Упр. |
|
114. |
27.02 |
|
Проект «Зимняя страничка» |
1 |
Упр. |
|
|
|
|
Имя прилагательное |
19 |
|
|
115. |
28.02 |
|
Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном |
1 |
Упр. |
|
116. |
02.03 |
|
Связь имени прилагательного с именем существительным. Заглавная буква в именах собственных |
1 |
Упр. |
|
117. |
03.03 |
|
Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании |
1 |
Упр. |
|
118. |
04.03 |
|
Составление текста-описания в научном стиле |
1 |
Упр. |
|
119. |
05.03 |
|
Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» |
1 |
Упр. |
|
120. |
06.03 |
|
Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе) |
1 |
Упр. |
|
121. |
09.03 |
|
Правописание родовых окончаний имён прилагательных |
1 |
Упр. |
|
122. |
10.03 |
|
Правописание родовых окончаний имён прилагательных |
1 |
Упр. |
|
123. |
11.03 |
|
Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Составление текста-описания о животном |
1 |
Упр. |
|
124. |
12.03 |
|
Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам |
1 |
Упр. |
|
125. |
13.03 |
|
Число имён прилагательных. Сравнительное описание |
1 |
Упр. |
|
126. |
16.03 |
|
Изменение имён прилагательных по падежам |
1 |
Упр. |
|
127. |
17.03 |
|
Начальная форма имени прилагательного |
1 |
Упр. |
|
128. |
18.03 |
|
Обобщение знаний об имени прилагательном |
1 |
Упр. |
|
129. |
19.03 |
|
Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном |
1 |
Упр. |
|
130. |
20.03 |
|
Проверь себя. Рекомендации по осуществлению проектной деятельности «Имена прилагательные в загадках» |
1 |
Упр. |
|
131. |
30.03 |
|
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» |
1 |
Упр. |
|
132. |
31.03 |
|
Контрольный диктант (с грамматическим заданием) |
1 |
Упр. |
|
133. |
01.04 |
|
Проект «Имена прилагательные в загадках» |
1 |
Упр. |
|
|
|
|
Местоимение |
4 |
|
|
134. |
02.04 |
|
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений |
1 |
Упр. |
|
135. |
03.04 |
|
Изменение личных местоимений по родам |
1 |
Упр. |
|
136. |
06.04 |
|
Употребление личных местоимений для замены повторяющихся имён существительных |
1 |
Упр. |
|
137. |
07.04 |
|
Проверь себя. Обучение составлению письма |
1 |
Упр. |
|
|
|
|
Глагол |
21 |
|
|
138. |
08.04 |
|
Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе |
1 |
Упр. |
|
139. |
09.04 |
|
Значение и употребление глаголов в речи |
1 |
Упр. |
|
140. |
10.04 |
|
Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов |
1 |
Упр. |
|
141. |
13.04 |
|
Составление текста по сюжетным рисункам |
1 |
Упр. |
|
142. |
14.04 |
|
Неопределённая форма глагола |
1 |
Упр. |
|
143. |
15.04 |
|
Неопределённая форма глагола |
1 |
Упр. |
|
144. |
16.04 |
|
Изменение глаголов по числам |
1 |
Упр. |
|
145. |
17.04 |
|
Изменение глаголов по числам |
1 |
Упр. |
|
146. |
20.04 |
|
Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее |
1 |
Упр. |
|
147. |
21.04 |
|
Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени |
1 |
Упр. |
|
148. |
22.04 |
|
Изменение глаголов по временам |
1 |
Упр. |
|
149. |
23.04 |
|
Время и число глаголов |
1 |
Упр. |
|
150. |
24.04 |
|
Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану |
1 |
Упр. |
|
151. |
27.04 |
|
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов ( а, -о) |
1 |
Упр. |
|
152. |
28.04 |
|
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе) |
1 |
Упр. |
|
153. |
29.04 |
|
Правописание частицы не с глаголами |
1 |
Упр. |
|
154. |
30.04 |
|
Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов |
1 |
Упр. |
|
155. |
04.05 |
|
Обобщение знаний о глаголе |
1 |
Упр. |
|
156. |
05.05 |
|
Обобщение знаний о глаголе |
1 |
Упр. |
|
157. |
06.05 |
|
Проверочная работа |
1 |
Упр. |
|
158. |
07.05 |
|
Контрольный диктант |
1 |
Упр. |
|
|
|
|
Повторение |
12 |
|
|
159. |
08.05 |
|
Части речи |
1 |
Упр. |
|
160. |
11.05 |
|
Подробное изложение повествовательного текста |
1 |
Упр. |
|
161. |
12.05 |
|
Предложения по цели высказывания и по интонации. Правописание родовых окончаний имён прилагательных |
1 |
Упр. |
|
162. |
13.05 |
|
Имя числительное. Имя существительное |
1 |
Упр. |
|
163. |
14.05 |
|
Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с изученными орфограммами |
1 |
Упр. |
|
164. |
15.05 |
|
Правописание безударных гласных |
1 |
Упр. |
|
165. |
18.05 |
|
Однокоренные слова. Правописание изученных орфограмм |
1 |
Упр. |
|
166. |
19.05 |
|
Итоговый контрольный диктант |
1 |
Упр. |
|
167. |
20.05 |
|
Анализ контрольного диктанта. Обучающее изложение |
1 |
Упр. |
|
168. |
21.05 |
|
Повторение изученного материала. Проверочная работа |
1 |
Упр. |
|
169. |
22.05 |
|
Сочинение на тему «Ура! Каникулы!» |
1 |
Упр. |
|
170. |
25.05 |
|
Итоговый урок. «Знатоки русского языка» |
1 |
Упр. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.