1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень: |
Требования Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
|
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». |
|
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». |
|
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». |
|
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» |
|
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии». |
|
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». Перечень учебников, учебных пособий, используемых в учебном процессе ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» в 2021/25 учебном году. |
|
Федеральный закон от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Программа воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» на 2021/22 г. |
|
Примерные учебные планы АООП (http://fgosreestr.ru). |
|
Региональный уровень: |
Письмо министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, совместно с ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» от 08 июня 2016г. №04-20/5680 «Рекомендации по разработке и утверждению учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ в условиях перехода на ФГОС НОО образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями». |
Уровень ОУ: |
Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 для детей с ограниченными возможностями здоровья». |
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1). |
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета. Соответствует учебному плану школы.
1.1.1. Цели реализации программы
Обучение русскому языку предполагает формирование у обучающихся коммуникативно – речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Основной целью предметного курса являются:
- овладение элементарными знаниями по грамматике,
- приобретение практических навыков устной и письменной речи,
- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков,
- воспитание интереса к родному языку,
- выработка у детей навыков грамотного письма;
- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
- социальная адаптация и реабилитация.
Задачи:
- обучать навыкам грамотного письма и культуры речи;
- заложить основы для овладения устной и письменной речи, дать учащимся начальные знания по грамматике;
- формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;
- развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию;
- познакомить учащихся со словами, обозначающими названия предметов, названия действий;
- формировать умение выделять предложение из речи, текста;
- познакомить с построением простого предложения;
- воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с основными задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Коррекционная направленность предмета
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- Развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации программы
В основу программы положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования[1] (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический принцип;
― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков, отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип сотрудничества с семьей.
Механизмы реализации Программы учитывают особенности и образовательные потребности обучающихся, традиции ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23», имеющееся ресурсное обеспечение программы.
К основным механизмам реализации программ относятся урочная и внеурочная деятельность школьников, построенная на принципах дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, в т.ч. обучение по индивидуальным учебным планам.
1.1.3. Общая характеристика учебного предмета
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.
Во 2-4 классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процесс е практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов названия предметов, действий, признаков.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Связная речь. Уже во 2-4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2-4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Рабочая тетрадь содержит большое количество игровых упражнений, занимательных текстов, графических заданий, направленных на повышение мотивации в овладении речевыми, графическими и орфографическими навыками
2. Содержательный раздел
2.1. Планируемые результаты
Освоение обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Русский язык» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по русскому в 3 классе:
Минимальный уровень:
- различать сходные по начертанию буквы;
- дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
- делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
- списывать по слогам слова и предложения с печатного и рукописного текстов;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
- писать предложения с большой буквы и ставить точку в конце;
- составлять предложения по картинке;
- подбирать по вопросам название предметов и действий;
- называть свой домашний адрес.
Достаточный уровень:
- записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;
- различать гласные и согланые, ударные и безударные гласные;
- дифференцировать оппозиционные согласные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги , переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (16-25 слов), включающий слова с изученными орфограммами;
- выделять из предложений слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- составлять текст рассказа в виде подписей под серией сюжетных картинок (3 предложения);
- записывать свой домашний адрес.
2.2. Система оценки знаний обучающихся (промежуточная аттестация)
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Знания и умения обучающихся с интеллектуальными нарушениями по русскому языку оцениваются на основе их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ, устных ответов и письменных работ. Устный опрос обучающихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающемуся образовательной организации для детей с ОВЗ. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:
При оценке устных ответов принимаются во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
- полнота ответа,
- умение практически применять свои знания,
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ.
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 4 классе – списывание и диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Примерный объем текстов контрольных работ в 3 классе – 18-20 слов (начало учебного года), 20-25 слов (конец учебного года)
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.
Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной – тремя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с четырьмя – пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок.
Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
- повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
- две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
- За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
- При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
- Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
2.3. Содержание учебного предмета «Чтение»
Раздел 1. Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Раздел 2. Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
Раздел 3. Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Раздел 4. Предложение и текст
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Раздел 5. Повторение. Повторение пройденного за год.
2.4. Программа формирования БУД средствами учебного предмета «Русский язык»
Личностные учебные действия:
- формировать навыки аккуратного письма с учётом индивидуальных требований;
- воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
- освоить роль ученика;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
- воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
- ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в транспорте;
- осознание языка, как основного средства человеческого общения;
- самоконтроль процесса и результата деятельност;
- проявляет интерес к процессу письма, способам решения новой частной задачи, желание учиться;
- осознание языка, как основного средства человеческого общения;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные учебные действия
- обучающийся, воспитанник научится писать слова, предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено формирование навыка безотрывного письма с наклоном;
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
- назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Коммуникативные учебные действия
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в паре;
- плавно читать слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников;
- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- стараться договариваться, уступать, находить общее решение
Регулятивные учебные действия
1. организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
2. осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
3. правильно сидеть за столом при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради;
4. использовать в своей деятельности простейшие инструменты: простой карандаш, линейку;
5. корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
6. принимать и сохранять учебную задачу
2.5. Межпредметные связи учебного предмета
Предметная область «Язык и речевая практика», цель которой - овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.
Межпредметные связи:
Математика. Название чисел в пределах 500. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
В 3 классе программа рассчитана на 170 часов; в неделю 5 часов.
В случае перехода на дистанционный формат обучения планируется выдать весь материал в соответствии с расписанием путем уплотнения тем, схожих по содержанию.
3. Организационный раздел.
3.1. Система реализации условий программы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) |
Учебники |
Методический материал |
Дидактический материал |
Дополнительная литература |
Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, , реализующих адаптированные основные общеобразовательные . программы, в 2-х ч. Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. Москва, Просвещение 2016 г.
|
Э.В. Якубовская, Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации. 1-4 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные . программы. |
Коррекционные упражнения, физминутки, речевые разминки, игровые упражнения, наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты. |
3.2. Тематическое планирование по «Русскому языку» с использованием ЦОР и ЭОР
|
Наименование разделов и тем |
Кол - во часов, |
Электронные образовательные ресурсы (виды) |
Раздел 1. |
Повторение |
14 |
Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Сайт «Я иду на урок русского языка»: http://rus.1september.ru Сайт «СПЕКТР учебно-наглядные пособия»: http://www.posobiya.ru/NACH_SKOOL Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей – Pedsovet.su – интернет-сообщество учителей: http://pedsovet.su Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru |
Раздел 2. |
Звуки и буквы |
78 |
|
Раздел 3. |
Слово |
61 |
|
Раздел 4. |
Предложение и текст |
17 |
|
Раздел 5. |
Повторение |
резерв |
|
|
Итого |
|
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 3 «А» классе.
№ |
Дата |
Тема урока, раздел |
Кол-во час. |
|
|
план |
факт |
||||
01.09 |
|
Повторение. Повторение знаний о предложении. |
1 |
Комбинированный |
|
02.09 |
|
Большая буква в начале предложения, точка в конце |
1 |
Комбинированный |
|
05.09 |
|
Составление предложений из данных слов. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
06.09 |
|
Составление предложений из данных слов. |
1 |
||
07.09 |
|
Составление предложение по вопросу. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
|
08.09 |
|
Составление предложение по вопросу. |
1 |
||
09.09 |
|
Входная контрольная работа – списывание |
1 |
Урок контроля и оценки знаний |
|
12.09 |
|
Р.Р. Составление предложений по картинке. |
1 |
Комбинированный |
|
13.09 |
|
Р.Р. Составление предложений по картинке. |
1 |
Комбинированный |
|
14.09 |
|
Составление предложений из слов. |
1 |
Комбинированный |
|
15.09 |
|
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Отличие звука от буквы. |
1 |
Комбинированный Модуль «школьный урок» из программы воспитания |
|
16.09 |
|
Звуки и буквы. Отличие звука от буквы. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
19.09 |
|
Анализ слов по звуковому составу. |
1 |
Комбинированный |
|
20.09 |
|
Анализ слов по звуковому составу. |
1 |
Комбинированный |
|
20.09 |
|
Анализ слов по звуковому составу. |
|
||
21.09 |
|
Анализ слов по звуковому составу. |
1 |
|
|
22.09 |
|
Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. |
1 |
Комбинированный |
|
23.09 |
|
Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. |
1 |
Комбинированный |
|
26.09 |
|
Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. |
1 |
Комбинированный |
|
27.09 |
|
Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. |
1 |
Комбинированный |
|
28.09. |
|
Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
29.09 |
|
Нахождение слов в словаре. |
1 |
||
30.09 |
|
Нахождение слов в словаре. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
|
03.10 |
|
Составление списков учащихся по алфавиту. |
1 |
Комбинированный |
|
04.10 |
|
Звуки гласные и согласные. |
1 |
Комбинированный |
|
05.10 |
|
Звуки гласные и согласные. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
06.10 |
|
Звуки гласные и согласные. |
1 |
||
07.10 |
|
Слогообразующая роль гласных. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
|
10.10 |
|
Слогообразующая роль гласных. |
1 |
||
11.10 |
|
Деление слова на слоги. |
1 |
Комбинированный |
|
12.09 |
|
Деление слова на слоги. |
1 |
Комбинированный |
|
13.10 |
|
Деление слова на слоги. Проверочная работа. |
1 |
Комбинированный |
|
14.10 |
|
Гласные буквы и, е, ё, ю, я, э в начале слова и после гласных. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
|
17.10 |
|
Гласные буквы и, е, ё, ю, я, э в начале слова и после гласных. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
|
18.10 |
|
Гласные буквы и, е, ё, ю, я, э в начале слова и после гласных. |
1 |
||
19.10 |
|
Перенос части слова при письме. |
1 |
Комбинированный |
|
20.10 |
|
Перенос части слова при письме. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
|
21.10 |
|
Перенос части слова при письме. |
1 |
||
24.10 |
|
Контрольная работа за I четверть. |
1 |
Урок контроля и оценки знаний |
|
25.10 |
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Ударение. |
1 |
Урок коррекции знаний |
|
26.10 |
|
Гласные ударные и безударные. |
1 |
Комбинированный |
|
27.10 |
|
Постановка ударение в двусложных и трёхсложных словах. |
1 |
Комбинированный |
|
28.10 |
|
Постановка ударение в двусложных и трёхсложных словах. |
1 |
Комбинированный |
|
07.11 |
|
Постановка ударение в двусложных и трёхсложных словах. Проверочная работа по теме |
1 |
Урок контроля и оценки знаний |
|
08.11 |
|
Согласные твёрдые и мягкие |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
|
09.11 |
|
Согласные твёрдые и мягкие |
1 |
|
|
10.11 |
|
Различие твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. |
1 |
Комбинированный |
|
11.11 |
|
Различие твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. |
1 |
Комбинированный |
|
14.11 |
|
Различие твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Проверочная работа по теме |
1 |
Комбинированный |
|
15.11 |
|
Обозначение мягкости согласных буквой ь. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
|
16.11 |
|
Обозначение мягкости согласных буквой ь. |
1 |
||
17.11 |
|
Обозначение мягкости согласных буквой ь. |
1 |
Комбинированный |
|
18.11 |
|
Обозначение мягкости согласных в середине слова буквой ь. |
1 |
Комбинированный |
|
21.11 |
|
Обозначение мягкости согласных в середине слова буквой ь. |
1 |
Комбинированный |
|
22.11 |
|
Обозначение мягкости согласных в середине слова буквой ь. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
|
23.11 |
|
РР Восстановление деформированного текста по картинкам. |
1 |
||
24.11 |
|
Шипящие согласные звуки. |
1 |
Комбинированный |
|
25.11 |
|
Правописание ЖИ – ШИ. |
1 |
Комбинированный |
|
28.11 |
|
Правописание ЖИ – ШИ. |
1 |
Комбинированный |
|
29.11 |
|
Правописание ЧУ –ЩУ |
1 |
Комбинированный |
|
30.11 |
|
Правописание ЧУ –ЩУ |
1 |
Комбинированный |
|
01.12 |
|
Обобщение знаний правописания гласных с шипящими. Проверочная работа по теме. |
1 |
Урок контроля и оценки знаний |
|
02.12 |
|
РР. Коллективное составление текста изложения. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
|
05.12 |
|
Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные. |
1 |
Комбинированный |
|
06.12 |
|
Упражнение в различении парных согласных. |
1 |
Комбинированный |
|
07.12 |
|
Упражнение в различении парных согласных. |
1 |
Комбинированный |
|
08.12 |
|
Написание звонких и глухих согласных на конце слова. |
1 |
Комбинированный |
|
09.12 |
|
Проверка написания парных согласных на конце слова путём изменения формы слова. |
1 |
Комбинированный |
|
12.12 |
|
Проверка написания парных согласных на конце слова путём изменения формы слова. |
1 |
Комбинированный |
|
13.12 |
|
Проверка написания парных согласных на конце слова путём изменения формы слова. |
1 |
Комбинированный |
|
14.12 |
|
РР Ответы на вопросы по картинке. |
1 |
Комбинированный |
|
15.12 |
|
Работа над ошибками. Упражнение в различии парных согласных |
1 |
Комбинированный |
|
16.12 |
|
Проверка написания парных согласных на конце слова путём изменения формы слова. |
1 |
Комбинированный |
|
19.12 |
|
Проверка написания парных согласных на конце слова путём изменения формы слова. |
1 |
Комбинированный |
|
20.12 |
|
Контрольная работа за II четверть. |
1 |
Урок контроля и оценки знаний |
|
20.12 |
|
Разделительный ь знак перед буквами и, е, ё, ю, я. |
1 |
Комбинированный Модуль «школьный урок» из программы воспитания |
|
21.12 |
|
Работа над ошибками. Разделительный ь знак перед буквами и, е, ё, ю, я. |
1 |
||
22.12 |
|
Разделительный ь знак перед буквами и, е, ё, ю, я. |
1 |
Комбинированный |
|
23.12 |
|
Перенос слов с разделительным ь знаком |
1 |
Комбинированный |
|
26.12 |
|
Перенос слов с разделительным ь знаком |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
27.12 |
|
РР Работа с деформированным текстом. |
1 |
||
28.12 |
|
Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Разделительный ь знак». |
1 |
Урок контроля и оценки знаний |
|
29.12 |
|
Разделительный Ъ знак. |
1 |
Комбинированный |
|
30.12 |
|
Правописание слов с разделительным ъ знаком. |
1 |
Комбинированный |
|
09.01 |
|
Правописание слов с разделительным ъ знаком. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
10.01 |
|
Правописание слов с разделительным ъ знаком. |
1 |
Комбинированный Модуль «школьный урок» из программы воспитания |
|
11.01 |
|
Проверочная работа по теме «Разделительный ъ знак» |
1 |
Комбинированный |
|
12.01 |
|
Слова, которые обозначают названия предметов. |
1 |
Комбинированный |
|
13.01 |
|
Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
16.01 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих название предметов. |
1 |
Комбинированный |
|
17.01 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих название предметов. |
1 |
Комбинированный |
|
18.01 |
|
РР Работа с текстом. Ответы на вопросы. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
19.01 |
|
Работа над ошибками. Практическое употребление слов, обозначающих названия предметов |
1 |
Комбинированный Модуль «школьный урок» из программы воспитания |
|
20.01 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих названия предметов. Практическая работа по теме «Слова, которые обозначают предметы» |
1 |
Комбинированный |
|
23.01 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих названия предметов. Практическая работа по теме «Слова, которые обозначают предметы» |
1 |
Комбинированный |
|
24.01 |
|
Прописная буква в именах людей. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
25.01 |
|
Прописная буква в именах людей. |
1 |
Комбинированный |
|
26.01 |
|
Прописная буква в кличках животных. |
1 |
Комбинированный |
|
27.01 |
|
Прописная буква в кличках животных. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
30.01 |
|
Прописная буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. |
1 |
Комбинированный Модуль «школьный урок» из программы воспитания |
|
31.01 |
|
Прописная буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. |
1 |
Комбинированный |
|
01.02 |
|
РР Работа с текстом. Ответы на вопросы. |
1 |
Комбинированный |
|
02.02 |
|
Работа над ошибками. Прописная буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
03.02 |
|
Проверочная работа по теме «Слова, которые обозначают предметы. Большая буква в именах собственных» |
1 |
Урок контроля и оценки знаний |
|
06.02 |
|
РР. Работа по картинке. Работа над ошибками |
1 |
Комбинированный |
|
07.02 |
|
Слова, которые обозначают действия предметов. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
08.02 |
|
РР Работа с текстом. Ответы на вопросы |
1 |
||
09.02 |
|
Работа над ошибками. Выделение слов обозначающих действие предметов. |
1 |
Комбинированный Модуль «школьный урок» из программы воспитания |
|
10.02 |
|
Согласование слов, обозначающих действие предметов, со словами, обозначающими название предметов. |
1 |
Комбинированный |
|
20.02 |
|
Согласование слов, обозначающих действие предметов, со словами, обозначающими название предметов. |
1 |
Комбинированный |
|
21.02 |
|
Контрольное списывание |
1 |
Урок контроля и оценки знаний |
|
21.02 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих действия предметов |
1 |
Комбинированный |
|
22.02 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих действия предметов |
1 |
Комбинированный |
|
27.02 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих действия предметов |
1 |
Комбинированный |
|
28.02 |
|
Слова – действия, обозначающие один или несколько одинаковых предметов |
1 |
Комбинированный |
|
01.03 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих действия предметов. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
02.03 |
|
РР Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрации. |
1 |
||
03.03 |
|
Работа над ошибками. Практическое употребление слов, обозначающих действие предметов. |
1 |
Урок коррекции знаний |
|
06.03 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих действие предметов. Проверочная работа. |
1 |
Комбинированный |
|
07.03. |
|
Работа над ошибками. Слова, которые обозначают признаки предметов. |
1 |
Комбинированный |
|
09.03 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих признаки предметов. |
1 |
Комбинированный |
|
10.03 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих признаки предметов. |
1 |
Комбинированный |
|
13.03 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих признаки предметов. |
1 |
Урок контроля и оценки знаний |
|
14.03 |
|
Контрольная работа за III четверть |
1 |
Урок коррекции знаний |
|
15.03 |
|
Работа над ошибками |
1 |
Комбинированный |
|
16.03 |
|
РР Работа с текстом. Дополнение предложений. |
1 |
Комбинированный |
|
17.03 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих признаки предметов. |
1 |
Комбинированный |
|
20.03 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих признаки предметов. |
1 |
Комбинированный |
|
21.03 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих признаки предметов |
1 |
Комбинированный |
|
22.03 |
|
Практическое употребление слов, обозначающих признаки предметов. Проверочная работа. |
1 |
Комбинированный |
|
30.03 |
|
РР Работа с деформированным текстом. |
1 |
Комбинированный |
|
31.03 |
|
Работа над ошибками. |
1 |
Комбинированный |
|
03.04 |
|
Предлоги. |
1 |
Комбинированный |
|
04.04 |
|
Предлоги К, ОТ, НАД, ПОД, О, ОБ. |
1 |
Комбинированный |
|
05.04 |
|
Правописание предлогов со словами. |
1 |
Комбинированный |
|
06.04 |
|
Правописание предлогов со словами. Проверочная работа по теме «Деление слов на слоги» |
1 |
Урок контроля и оценки знаний |
|
07.04 |
|
РР Работа с текстом. Ответы на вопросы. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
10.04 |
|
Работа над ошибками. Правописание предлогов со словами. |
1 |
||
11.04 |
|
Правописание предлогов со словами. |
1 |
Комбинированный |
|
12.04 |
|
Правописание предлогов со словами. |
1 |
Комбинированный |
|
13.04 |
|
Проверочная работа по теме «Предлоги» |
1 |
Комбинированный |
|
14.04 |
|
Работа над ошибками. |
1 |
Комбинированный |
|
17.04 |
|
Предложение. Практическое знакомство с построением простого предложения. |
1 |
Комбинированный |
|
18.04 |
|
Составление предложений с употреблением существительных винительного падежа. |
1 |
Комбинированный |
|
19.04 |
|
Контрольное списывание. |
1 |
Урок контроля и оценки знаний |
|
20.04 |
|
Работа над ошибками. Составление предложение с употреблением существительных родительного падежа. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
21.04 |
|
Составление предложений с употреблением существительных дательного падежа. |
1 |
Комбинированный |
|
24.04 |
|
Составление предложений с употреблением существительных предложного падежа. |
1 |
Комбинированный |
|
26.04 |
|
Составление предложение с употреблением существительных творительного падежа. |
1 |
Комбинированный |
|
27.04 |
|
Контрольная работа за IV четверть. |
1 |
Урок контроля и оценки знаний |
|
28.04 |
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
02.05 |
|
Составление предложений из слов данных в начальной форме. |
1 |
||
03.05 |
|
РР Составление текста изложения. |
1 |
Комбинированный |
|
04.05 |
|
РР Выделение в тексте предложений на заданную учителем тему. |
1 |
Комбинированный |
|
05.05 |
|
Составление предложений с употреблением существительных нужного падежа |
1 |
Комбинированный |
|
10.05 |
|
Составление предложений с употреблением существительных нужного падежа. |
1 |
Комбинированный |
|
11.05 |
|
Составление предложений с употреблением существительных нужного падежа. |
1 |
Комбинированный |
|
12.05 |
|
Составление предложений с употреблением существительных нужного падежа. |
1 |
Урок повторения |
|
15.05 |
|
Работа над ошибками. |
1 |
Комбинированный |
|
16.05 |
|
Повторение. Правописание твёрдых и мягких согласных |
1 |
Комбинированный |
|
17.05 |
|
Правописание твёрдых и мягких согласных |
1 |
Комбинированный |
|
18.05 |
|
Правописание слов с шипящими согласными |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
19.05 |
|
РР Составление предложений по картинке. |
1 |
||
22.05 |
|
РР Составление предложений по картинке. |
1 |
||
23.05 |
|
Алфавит. |
1 |
Комбинированный |
|
24.05 |
|
Правописание слов с непроверяемыми написаниями. |
1 |
Комбинированный |
|
25.05 |
|
РР Работа с деформированным текстом |
1 |
Комбинированный |
|
26.05 |
|
Работа над ошибками. Практическое употребление слов обозначающих действие предметов |
1 |
Комбинированный |
|
29.05 |
|
Практическое употребление слов обозначающих названия, признаки, действия предметов |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
170. |
30.05 |
|
Практическое употребление слов обозначающих названия, признаки, действия предметов |
1 |
Приложение 2
Примерные тексты для контрольного списывания после прохождения тем
в 3 классе.
Повторение.
1.Прочитай, для чего нужны хвосты.
Лошади и коровы хвостом мух отгоняют. У птиц и рыб хвост вместо руля. А лиса хвостом след заметает.
2. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Звуки и буквы.
1.Прочитай, у кого ещё кроме птиц, есть гнёзда.
У белочки гнездо в дупле. Мышка строит гнёздышко в норке. Ёжик делает себе гнездо в ямке.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Порядок букв в русской азбуке.
1.Прочитай, как правильно начать разговор по телефону.
Сначала вежливо поздоровайся. Назови своё имя. Попроси к телефону того, с кем хочешь поговорить.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
4. Постарайся соблюдать правила разговора по телефону.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Прочитай и запомни правила беседы.
Учись говорить спокойно.
Умей слушать собеседника.
Не доводи спор до ссоры.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Твёрдые и мягкие согласные.
1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
На рябине птицы клевали ягоды. Ягоды падали на землю. Катя собрала их на нитку. Получились красные бусы.
2.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Ударение в слове.
Рассмотри картинки. Прочитай названия птиц.
снегирь синица зяблик дятел
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
4.Скажи, чем кормятся птицы в лесу.
Слог как часть слова
1.Прочитай, чем можно и чем нельзя кормить птиц.
Птиц кормят разными семечками. Семена дробят, но не жарят. Любят птицы белый хлеб. А чёрный хлеб им вреден.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Перенос слов при письме
1.Рассмотри картинки и прочитай.
Чудо-птичка.
Был мороз. Маленькая птичка ныряла в прорубь. Там она искала пищу. Это была оляпка.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Мягкий знак на конце и в середине слова
Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
Принесла крольчиха деткам – крольчатам сладкую морковь. Быстро съели крольчата угощение. А как оно называется, спросить забыли.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.
Гласные после шипящих
Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
У гадюки родились детки. Маленьким змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть, и очень ядовиты.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.
3. Поставь себе отметку.
Парные звонкие и глухие согласные
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
Жила коза с козлятами. Она часто уходила в лес за кормом. Козлята были дома одни.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.
3. Из какой сказки эти предложения? Какой у сказки конец?
Звонкие и глухие согласные на конце слова
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
Сидит волк у проруби. Опустил в воду хвост. Ждёт, когда рыба клюнет. А хвост примёрз.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.
3. Скажи, из какой сказки эти предложения? Кто обманул волка?
Разделительный мягкий знак
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
Бежит речка через рощу. Мчатся к ней навстречу ручьи. Пьют из речки воду растения и животные.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.
Слово
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
Стоит на поляне дуб. Он весь в снегу. А вокруг следы зайца. Это он спал под дубом.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.
Большая буква в именах собственных
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
В наш класс пришёл новый ученик. Его зовут Костя Дёмин. Он приехал из Тулы.
2.проверьте друг у друга написанное. Поставьте отметки.
Примерные годовые контрольные работы по русскому языку (программа для образовательных организаций реализующих АООП для детей с ОВЗ УО)
Контрольный диктант
3 класс
Кончился учебный год. Наступило жаркое лето. Каждый день ходим на берег ручья. Мы плаваем в прохладной воде, лежим на песке. Хорошо полежать у ручья в тени деревьев. (27 слов)
Контрольная работа по письму
3 класс – конец года
Диктант.
Роща.
Наступил май. Солнышко шлёт на землю тёплые лучи. Ульяна зашла в рощу. Высокая сосна бросила тень на куст. Летели жуки. Везде душистые ландыши. Хорошо тут!
(26 слов)
Грамматическое задание.
1. Разделить слова для переноса: душистые, ландыши.
2. Поставь знак ударения в словах четвёртого предложения.
3. Придумать и записать слово, состоящее из трёх слогов, подчеркнуть согласные буквы.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.