РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
6 кл
03.02.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА+ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа по русскому языку 6 класс.docx

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ханжиновская средняя общеобразовательная школа

Заларинского района

Иркутской области

 

 

 

 

Утверждена

приказом директора

 МБОУ Ханжиновской СОШ

  №____ от_____

                  

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«Русский язык»

6 класс

2020-2021 учебный год

Составила учитель русского языка и литературы

 

Яшишкис Анастасия Витальевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханжиново, 2020 год

 

 

 

Пояснительная записка

 

Планирование составлено на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Издательство «Просвещение», Москва, 2012

Программа допущена Министерством образования и науки  РФ.

Учебник:

Русский язык. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

Издательство «Просвещение», Москва, 2017

Учебник допущен Министерством образования и науки  РФ.

 

 

Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского состояния, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения материально-этических норм, принятых в обществе;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

 

Общая характеристика учебного предмета

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в Государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.

Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:

- деятельностный характер процесса преподавания русского языка в основной и старшей школе;

- синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

- формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и  интенсивному развитию речемыслительных способностей;

- развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

- сбалансированное развитие устной и письменной речи;

- формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

- усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

- формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

- формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения:

·                    воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

·                    совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·                    освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

·                    обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

·                    формирование уменийопознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 6 класса

 

1.                  Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

 

2.   К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

 

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

 

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.

 

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

 

Требования к результатам освоения программы по русскому языку

 

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

-  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- владение разными видами монолога (и диалога;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся в 6 классе

 

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

 

 

Место курса «Русский язык» 6 класс в базисном учебном плане

 

На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год.

Содержание программы

Введение

Русский язык – один из развитых языков мира

 

Тема 1

Повторение изученного в  5 классе.  Культура речи

Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог.

Развитие речи

Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой стиль.

Обучающиеся должны знать: роль русского языка среди языков мира; изученные в 5 классе орфограммы, пунктограммы.

Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный диктант с грамматическим заданием.

 

Тема 2

Лексика и фразеология. Культура речи

Повторение пройденного по лексике в V классе. Лингвистические словари.

Об­щеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диа­лектные слова.   Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Эмоционально-окрашенные слова. Понятие о фразеологизмах.

Развитие речи

Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения.

 

Обучающиеся должны знать:  общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально-окрашенные слова; фразеологизмы.

Обучающиеся должны уметь:  пользоваться различными словарями; определять лексическую принадлежность слова; использовать слова в соответствии с их лексическим значением; сжато излагать содержание текста; составлять рабочие материалы к описанию помещения.

 Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое обучающее и контрольное изложение.    

 

Тема 3

Словообразование и орфография. Культура речи

Повторение пройденного по словообразованию в V классе.

Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-. Правописание гласных в при­ставках ПРЕ- И ПРИ-,буквы ЫиИпосле приставок на соглас­ные.

Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова.

Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

Развитие речи

Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины.

 

Обучающиеся должны знать: способы образования слов; возможности изменения морфем; орфограммы, связанные с морфемикой.

Обучающиеся должны уметь: производить морфемный анализ слов; выбирать правильные написания, зависящие от строения слова; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; пользоваться словообразовательными словарями; составлять сложный план; писать сочинение по картине.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение-описание помещения; сочинение по картине; контрольный диктант с грамматическим заданием.

 

Тема 4

 Имя существительное. Культура речи

 

 Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные.Несклоняемые существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Образо­вание существительных.

НЕ с существительными. Правопи­сание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после шипя­щих и Ц в суффиксах  существительных. Согласные Ч и Щв суффиксе -ЧИК (-ЩИК).

Развитие речи

Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям.

Обучающиеся должны знать: морфологические признаки существительного; способы образования существительных; правописание не с существительными и суффиксов существительных.

Обучающиеся должны уметь: различать  существительное среди других частей речи;  пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор  существительного; создавать тексты типа описания.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение-описание помещения; контрольные диктанты с грамматическим заданием.

 

Тема 5

 Имя  прилагательное. Культура речи

 

Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относитель­ные и притяжательные прилагательные. Образо­вание прилагательных. Степени сравнения прилагательных; обра­зование степеней сравнения.

НЕ с именами прилага­тельными. Буквы О и Епосле шипящих и Цв суффиксах прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прила­гательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-.Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Развитие речи

Употребление в речи  прилагательных. Описание  природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины.

Обучающиеся должны знать: морфологические признаки  прилагательного; способы образования  прилагательных; правописание не с  прилагательными и суффиксов прилагательных; правописание сложных прилагательных. 

Обучающиеся должны уметь: различать  прилагательное среди других частей речи;  пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; создавать тексты типа описания.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение по картине;  выборочное изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием.

 

 

Тема 6

 Имя   числительное. Культура речи

 

Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки  числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные  количественные и порядковые. Числительные простые и составные.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Развитие речи

Употребление в речи  прилагательных. Устное выступление.  Выборочное изложение.  

Обучающиеся должны знать: морфологические признаки  числительного; способы образования числительных; правописание числительных. 

Обучающиеся должны уметь: различать  числительное  среди других частей речи;  пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; писать выборочное изложение, публично выступать.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ;  сжатое изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием

 

Тема 7

  Местоимение. Культура речи

 

 Местоимение как часть речи. Морфологические признаки  местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоиме­ниях 3-го лица после предлогов. Образование неопределён­ных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздель­ное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Развитие речи

Употребление в речи  местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения.  

Обучающиеся должны знать: морфологические признаки   местоимения; способы образования  местоимений; правописание  местоимений. 

Обучающиеся должны уметь: различать   местоимение среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор  местоимения; писать  изложение с элементами сочинения,  составлять рассказ по сюжетным рисункам.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; рассказ по сюжетным рисункам; контрольное изложение с элементами сочинения; контрольное сочинение; контрольный диктант с грамматическим заданием.

 

Тема 8

   Глагол. Культура речи

 

Повторение пройденного о глаголе в V классе. Морфологические признаки  глагола. Пе­реходные и непереходные глаголы. Изъяви­тельное, условное и повелительное наклонение. Раздельное написание БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении.  Правописание  глаголов  повелительного наклонения. Разноспря­гаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Развитие речи

Употребление в речи   глагола.  Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного.

Обучающиеся должны знать: морфологические признаки  глагола; способы образования  глагола ; правописание  суффиксов глаголов. 

Обучающиеся должны уметь: различать  глагол среди других частей речи;  пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор глагола; создавать тексты-рассказы.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение с элементами сочинения; сочинение-рассказ  на основе услышанного, контрольное сочинение-рассказ; контрольные диктанты с грамматическим заданием.

 

Тема 9 

Повторение изученного в  6 классе 

Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Обучающиеся должны знать: изученные в 5 классе теоретические сведения по лингвистике, орфограммы, пунктограммы.

Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль; писать изложения (выборочные, с элементами сочинения) и сочинения различных видов (по картине, рассказы, на основе услышанного).

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный итоговый диктант. 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Язык, речь, общение

3

 

1

Русский язык – один из развитых языков мира

1

 

2

Язык, речь, общение

1

 

3

Ситуация общения

1

 

 

Повторение изученного в 5 классе

9

 

4

Фонетика,  орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова

1

 

5

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов

1

 

6

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

 

7

Части речи. Морфологический разбор слова

1

 

8

Орфограммы в окончаниях слов

1

 

9

Словосочетание

1

 

10

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения

1

 

11

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении

1

 

12

Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

 

 

Текст

5

 

13

Р.р. Текст, его особенности.

1

 

14

Р.р. Тема и основная мысль текста.

1

 

15

Р.р. Начальные и конечные предложения текста

1

 

16

Р.р. Ключевые слова. Основные признаки текста

1

 

17

Р.р. Текст и стили речи

1

 

 

Лексика. Культура речи

12

 

18

Слово и его лексическое значение

1

 

19

Р.р. Собирание материалов к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя»

1

 

20

Общеупотребительные слова, профессионализмы

1

 

21

Диалектизмы

1

 

22

Исконно-русские и заимствованные слова

1

 

23-24

Устаревшие слова, неологизмы

2

 

25

Р.р.Словари

1

 

26

Р.р.Составление словарной статьи

1

 

27

Повторение и обобщение

1

 

28-29

Контрольный диктант с лексическим заданием. Анализ

2

 

 

Фразеология. Культура речи

4

 

30-31

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

2

 

32

Повторение и обобщение

1

 

33

Контрольный тест по теме «Фразеология»

1

 

 

Словообразование и орфография. Культура речи

34

 

34

Морфемика и  словообразование

1

 

35

Р.р.Описание помещения

1

 

36-37

Основные способы образования слов в русском языке

2

 

38

Диагностическая работа по теме «Словообразование»

1

 

39-40

Этимология слов

1

 

41-42

Р.р.Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение

2

 

43

Анализ ошибок

1

 

44-45

Буквы о и а в корне -кос-, -кас-

2

 

46-47

Буквы о и а в корне -гор-, -гар-

2

 

48-49

Буквы а и о в корне -зар-, -зор-

2

 

50-51

Повторение и обобщение

2

 

52

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

 

53

Анализ ошибок контрольного диктанта

1

 

54-55

Буквы ы и и после приставок

2

 

56-59

Гласные в приставках пре- и при-

4

 

60

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

 

61

Анализ контрольного диктанта

1

 

62-63

Соединительныео и е в сложных словах

2

 

64

Сложносокращенные слова

1

 

65-66

Р.р.Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

2

 

67

Анализ ошибок, допущенных  в сочинении

1

 

 

Морфология и орфография. Культура речи

 

 

 

Имя существительное

25

 

68-69

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

2

 

70-71

Разносклоняемые имена существительные

2

 

72-73

Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя

2

 

74

Несклоняемые имена существительные

1

 

75

Несклоняемые имена существительные

1

 

76-77

Имена существительные общего рода

2

 

78

Морфологический разбор имени существительного

1

 

79

Р.р. Письмо 

1

 

80-81

Не с существительными

2

 

82

Р.р.Написание сочинения-описания по картине А. Герасимова «После дождя»

1

 

83

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

 

84

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

 

85

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)

1

 

86

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик

1

 

87-88

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

2

 

89-90

Обобщение изученного по теме «Имя существительного»

2

 

91

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

 

92

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

 

 

Имя прилагательное

25

 

93

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

1

 

94-95

Р.р. Описание природы. Сочинение

2

 

96-97

Степени сравнения имен прилагательных

2

 

98-99

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные

2

 

100-101

Относительные прилагательные

2

 

102

Притяжательные прилагательные

1

 

103

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

 

104

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

 

105

Морфологический  разбор имени прилагательного

1

 

106-107

Не с прилагательными

2

 

108

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1

 

109-110

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

2

 

111

Р.р. Выборочное изложение по теме Имя прилагательное»

1

 

112

Анализ ошибок, допущенных в изложении

1

 

113

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск

1

 

114-115

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

2

 

116-117

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ ошибок

2

 

 

Имя числительное

18

 

118

Имя числительное как часть речи

1

 

119

Простые и составные числительные

1

 

120-121

Мягкий знак на конце и в середине числительных

2

 

122

Порядковые числительные

1

 

123-124

Разряды количественных числительных 

2

 

125

Числительные, обозначающие целые числа

1

 

126

Дробные числительные

1

 

127

Собирательные числительные

1

 

128

Морфологический разбор имени числительного

1

 

129

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

1

 

130

Анализ ошибок

1

 

131

Р.р. Составление текста объявления

1

 

132

Р.р. Составление текста выступления на тему: «Берегите природу!»

1

 

133

Подготовка к контрольному диктанту

1

 

134

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

 

135

Анализ ошибок

1

 

 

Местоимение

25

 

136

Местоимение как часть речи

1

 

137-138

Личные местоимения

2

 

139

Р.р. Составление рассказа от первого лица

1

 

140

Возвратное местоимение себя

1

 

141-142

Вопросительные и относительные местоимения

1

 

143-144

Неопределенные местоимения

1

 

145-146

Отрицательные местоимения

2

 

147

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

 

148

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

 

149

Притяжательные местоимения

1

 

150

Р.р. подготовка к сочинению-рассуждению

1

 

151

Р.р.Написание сочинения-рассуждения

1

 

152-153

Указательные местоимения

2

 

154

Определительные местоимения

1

 

155

Местоимения и другие части речи

1

 

156

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

 

157

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

 

158

Морфологический разбор местоимения

1

 

159

Контрольный тест

1

 

160

Анализ ошибок, допущенных в тесте

1

 

 

Глагол

31

 

161

Глагол как часть речи

1

 

162-163

Разноспрягаемые глаголы

2

 

164

Р.р. Написание сжатого изложения

1

 

165

Анализ ошибок

1

 

166-167

Глаголы переходные и непереходные

2

 

168-170

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

3

 

171-172

Условное наклонение

2

 

173-174

Повелительное наклонение

2

 

175

Контрольный тест по теме «Глагол»

1

 

176

Анализ ошибок, допущенных в тесте

1

 

177

Употребление наклонений

1

 

178-179

Безличные глаголы

2

 

180

Морфологический разбор глагола

1

 

181-182

Повторение и обобщение по теме «Глагол»

2

 

183

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

 

184

Анализ ошибок

1

 

185

Р.р. Рассказ на основе услышанного

1

 

186-188

Правописание гласных в окончаниях суффиксах глаголов

3

 

189

Повторение и систематизация по теме «Глагол»

1

 

190

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

 

191

Анализ ошибок

1

 

 

Повторение и систематизация изученного за курс 5-6 классов

13

 

192-194

Разделы науки о языке. Орфография

3

 

195-196

Пунктуация. Пунктуационный разбор

2

 

197-198

Лексика и фразеология

2

 

199

Словообразование

1

 

200

Морфология

1

 

201

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

 

202

Итоговый тест

1

 

203

Анализ ошибок, допущенных в тесте

1

 

204

Комплексное повторение и обобщение

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Планирование составлено на основе программы

Пояснительная записка Планирование составлено на основе программы

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное…

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное…

По связной речи. Составлять сложный план

По связной речи. Составлять сложный план

Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся

Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся

Обучающиеся должны знать: общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально-окрашенные слова; фразеологизмы

Обучающиеся должны знать: общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально-окрашенные слова; фразеологизмы

Тема 5 Имя прилагательное

Тема 5 Имя прилагательное

Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения

Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения

Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль; писать изложения (выборочные, с элементами сочинения) и сочинения…

Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль; писать изложения (выборочные, с элементами сочинения) и сочинения…

Повторение и обобщение 1 33

Повторение и обобщение 1 33

Разряды имен прилагательных по значению

Разряды имен прилагательных по значению

Морфологический разбор местоимения 1 159

Морфологический разбор местоимения 1 159
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2021