Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханжиновская средняя общеобразовательная школа
Заларинского района
Иркутской области
Утверждена
приказом директора
МБОУ Ханжиновской СОШ
№____ от_____
Рабочая программа
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Русский язык»
6 класс
2020-2021 учебный год
Составила учитель русского языка и литературы
Яшишкис Анастасия Витальевна
Ханжиново, 2020 год
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Издательство «Просвещение», Москва, 2012
Программа допущена Министерством образования и науки РФ.
Учебник:
Русский язык. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.
Издательство «Просвещение», Москва, 2017
Учебник допущен Министерством образования и науки РФ.
Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского состояния, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения материально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика учебного предмета
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в Государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.
Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:
- деятельностный характер процесса преподавания русского языка в основной и старшей школе;
- синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;
- формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
- развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
- сбалансированное развитие устной и письменной речи;
- формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
- усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
- формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
- формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения:
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
· освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
· обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
· формирование уменийопознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Требования к результатам освоения программы по русскому языку
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности
русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами монолога (и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся в 6 классе
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
Место курса «Русский язык» 6 класс в базисном учебном плане
На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год.
Содержание программы
Введение
Русский язык – один из развитых языков мира
Тема 1
Повторение изученного в 5 классе. Культура речи
Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог.
Развитие речи
Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой стиль.
Обучающиеся должны знать: роль русского языка среди языков мира; изученные в 5 классе орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 2
Лексика и фразеология. Культура речи
Повторение пройденного по лексике в V классе. Лингвистические словари.
Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Эмоционально-окрашенные слова. Понятие о фразеологизмах.
Развитие речи
Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения.
Обучающиеся должны знать: общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально-окрашенные слова; фразеологизмы.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться различными словарями; определять лексическую принадлежность слова; использовать слова в соответствии с их лексическим значением; сжато излагать содержание текста; составлять рабочие материалы к описанию помещения.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое обучающее и контрольное изложение.
Тема 3
Словообразование и орфография. Культура речи
Повторение пройденного по словообразованию в V классе.
Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-. Правописание гласных в приставках ПРЕ- И ПРИ-,буквы ЫиИпосле приставок на согласные.
Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова.
Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
Развитие речи
Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины.
Обучающиеся должны знать: способы образования слов; возможности изменения морфем; орфограммы, связанные с морфемикой.
Обучающиеся должны уметь: производить морфемный анализ слов; выбирать правильные написания, зависящие от строения слова; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; пользоваться словообразовательными словарями; составлять сложный план; писать сочинение по картине.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение-описание помещения; сочинение по картине; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 4
Имя существительное. Культура речи
Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные.Несклоняемые существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Образование существительных.
НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных. Согласные Ч и Щв суффиксе -ЧИК (-ЩИК).
Развитие речи
Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки существительного; способы образования существительных; правописание не с существительными и суффиксов существительных.
Обучающиеся должны уметь: различать существительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор существительного; создавать тексты типа описания.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение-описание помещения; контрольные диктанты с грамматическим заданием.
Тема 5
Имя прилагательное. Культура речи
Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Образование прилагательных. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.
НЕ с именами прилагательными. Буквы О и Епосле шипящих и Цв суффиксах прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-.Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных. Описание природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки прилагательного; способы образования прилагательных; правописание не с прилагательными и суффиксов прилагательных; правописание сложных прилагательных.
Обучающиеся должны уметь: различать прилагательное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; создавать тексты типа описания.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение по картине; выборочное изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 6
Имя числительное. Культура речи
Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных. Устное выступление. Выборочное изложение.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки числительного; способы образования числительных; правописание числительных.
Обучающиеся должны уметь: различать числительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; писать выборочное изложение, публично выступать.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием
Тема 7
Местоимение. Культура речи
Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Развитие речи
Употребление в речи местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки местоимения; способы образования местоимений; правописание местоимений.
Обучающиеся должны уметь: различать местоимение среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор местоимения; писать изложение с элементами сочинения, составлять рассказ по сюжетным рисункам.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; рассказ по сюжетным рисункам; контрольное изложение с элементами сочинения; контрольное сочинение; контрольный диктант с грамматическим заданием.
Тема 8
Глагол. Культура речи
Повторение пройденного о глаголе в V классе. Морфологические признаки глагола. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Раздельное написание БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении. Правописание глаголов повелительного наклонения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Развитие речи
Употребление в речи глагола. Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки глагола; способы образования глагола ; правописание суффиксов глаголов.
Обучающиеся должны уметь: различать глагол среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор глагола; создавать тексты-рассказы.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение с элементами сочинения; сочинение-рассказ на основе услышанного, контрольное сочинение-рассказ; контрольные диктанты с грамматическим заданием.
Тема 9
Повторение изученного в 6 классе
Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Обучающиеся должны знать: изученные в 5 классе теоретические сведения по лингвистике, орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль; писать изложения (выборочные, с элементами сочинения) и сочинения различных видов (по картине, рассказы, на основе услышанного).
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный итоговый диктант.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
|
Язык, речь, общение |
3 |
|
1 |
Русский язык – один из развитых языков мира |
1 |
|
2 |
Язык, речь, общение |
1 |
|
3 |
Ситуация общения |
1 |
|
|
Повторение изученного в 5 классе |
9 |
|
4 |
Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова |
1 |
|
5 |
Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов |
1 |
|
6 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
|
7 |
Части речи. Морфологический разбор слова |
1 |
|
8 |
Орфограммы в окончаниях слов |
1 |
|
9 |
Словосочетание |
1 |
|
10 |
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения |
1 |
|
11 |
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении |
1 |
|
12 |
Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
1 |
|
|
Текст |
5 |
|
13 |
Р.р. Текст, его особенности. |
1 |
|
14 |
Р.р. Тема и основная мысль текста. |
1 |
|
15 |
Р.р. Начальные и конечные предложения текста |
1 |
|
16 |
Р.р. Ключевые слова. Основные признаки текста |
1 |
|
17 |
Р.р. Текст и стили речи |
1 |
|
|
Лексика. Культура речи |
12 |
|
18 |
Слово и его лексическое значение |
1 |
|
19 |
Р.р. Собирание материалов к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя» |
1 |
|
20 |
Общеупотребительные слова, профессионализмы |
1 |
|
21 |
Диалектизмы |
1 |
|
22 |
Исконно-русские и заимствованные слова |
1 |
|
23-24 |
Устаревшие слова, неологизмы |
2 |
|
25 |
Р.р.Словари |
1 |
|
26 |
Р.р.Составление словарной статьи |
1 |
|
27 |
Повторение и обобщение |
1 |
|
28-29 |
Контрольный диктант с лексическим заданием. Анализ |
2 |
|
|
Фразеология. Культура речи |
4 |
|
30-31 |
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов |
2 |
|
32 |
Повторение и обобщение |
1 |
|
33 |
Контрольный тест по теме «Фразеология» |
1 |
|
|
Словообразование и орфография. Культура речи |
34 |
|
34 |
Морфемика и словообразование |
1 |
|
35 |
Р.р.Описание помещения |
1 |
|
36-37 |
Основные способы образования слов в русском языке |
2 |
|
38 |
Диагностическая работа по теме «Словообразование» |
1 |
|
39-40 |
Этимология слов |
1 |
|
41-42 |
Р.р.Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение |
2 |
|
43 |
Анализ ошибок |
1 |
|
44-45 |
Буквы о и а в корне -кос-, -кас- |
2 |
|
46-47 |
Буквы о и а в корне -гор-, -гар- |
2 |
|
48-49 |
Буквы а и о в корне -зар-, -зор- |
2 |
|
50-51 |
Повторение и обобщение |
2 |
|
52 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
|
53 |
Анализ ошибок контрольного диктанта |
1 |
|
54-55 |
Буквы ы и и после приставок |
2 |
|
56-59 |
Гласные в приставках пре- и при- |
4 |
|
60 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
|
61 |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
|
62-63 |
Соединительныео и е в сложных словах |
2 |
|
64 |
Сложносокращенные слова |
1 |
|
65-66 |
Р.р.Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро» |
2 |
|
67 |
Анализ ошибок, допущенных в сочинении |
1 |
|
|
Морфология и орфография. Культура речи |
|
|
|
Имя существительное |
25 |
|
68-69 |
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» |
2 |
|
70-71 |
Разносклоняемые имена существительные |
2 |
|
72-73 |
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя |
2 |
|
74 |
Несклоняемые имена существительные |
1 |
|
75 |
Несклоняемые имена существительные |
1 |
|
76-77 |
Имена существительные общего рода |
2 |
|
78 |
Морфологический разбор имени существительного |
1 |
|
79 |
Р.р. Письмо |
1 |
|
80-81 |
Не с существительными |
2 |
|
82 |
Р.р.Написание сочинения-описания по картине А. Герасимова «После дождя» |
1 |
|
83 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
|
84 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
1 |
|
85 |
Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик) |
1 |
|
86 |
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик |
1 |
|
87-88 |
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных |
2 |
|
89-90 |
Обобщение изученного по теме «Имя существительного» |
2 |
|
91 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
1 |
|
92 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками |
1 |
|
|
Имя прилагательное |
25 |
|
93 |
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» |
1 |
|
94-95 |
Р.р. Описание природы. Сочинение |
2 |
|
96-97 |
Степени сравнения имен прилагательных |
2 |
|
98-99 |
Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные |
2 |
|
100-101 |
Относительные прилагательные |
2 |
|
102 |
Притяжательные прилагательные |
1 |
|
103 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
1 |
|
104 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками |
1 |
|
105 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
1 |
|
106-107 |
Не с прилагательными |
2 |
|
108 |
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных |
1 |
|
109-110 |
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных |
2 |
|
111 |
Р.р. Выборочное изложение по теме Имя прилагательное» |
1 |
|
112 |
Анализ ошибок, допущенных в изложении |
1 |
|
113 |
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск |
1 |
|
114-115 |
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных |
2 |
|
116-117 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ ошибок |
2 |
|
|
Имя числительное |
18 |
|
118 |
Имя числительное как часть речи |
1 |
|
119 |
Простые и составные числительные |
1 |
|
120-121 |
Мягкий знак на конце и в середине числительных |
2 |
|
122 |
Порядковые числительные |
1 |
|
123-124 |
Разряды количественных числительных |
2 |
|
125 |
Числительные, обозначающие целые числа |
1 |
|
126 |
Дробные числительные |
1 |
|
127 |
Собирательные числительные |
1 |
|
128 |
Морфологический разбор имени числительного |
1 |
|
129 |
Контрольный диктант по теме «Имя числительное» |
1 |
|
130 |
Анализ ошибок |
1 |
|
131 |
Р.р. Составление текста объявления |
1 |
|
132 |
Р.р. Составление текста выступления на тему: «Берегите природу!» |
1 |
|
133 |
Подготовка к контрольному диктанту |
1 |
|
134 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
|
135 |
Анализ ошибок |
1 |
|
|
Местоимение |
25 |
|
136 |
Местоимение как часть речи |
1 |
|
137-138 |
Личные местоимения |
2 |
|
139 |
Р.р. Составление рассказа от первого лица |
1 |
|
140 |
Возвратное местоимение себя |
1 |
|
141-142 |
Вопросительные и относительные местоимения |
1 |
|
143-144 |
Неопределенные местоимения |
1 |
|
145-146 |
Отрицательные местоимения |
2 |
|
147 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
|
148 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте |
1 |
|
149 |
Притяжательные местоимения |
1 |
|
150 |
Р.р. подготовка к сочинению-рассуждению |
1 |
|
151 |
Р.р.Написание сочинения-рассуждения |
1 |
|
152-153 |
Указательные местоимения |
2 |
|
154 |
Определительные местоимения |
1 |
|
155 |
Местоимения и другие части речи |
1 |
|
156 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
|
157 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками |
1 |
|
158 |
Морфологический разбор местоимения |
1 |
|
159 |
Контрольный тест |
1 |
|
160 |
Анализ ошибок, допущенных в тесте |
1 |
|
|
Глагол |
31 |
|
161 |
Глагол как часть речи |
1 |
|
162-163 |
Разноспрягаемые глаголы |
2 |
|
164 |
Р.р. Написание сжатого изложения |
1 |
|
165 |
Анализ ошибок |
1 |
|
166-167 |
Глаголы переходные и непереходные |
2 |
|
168-170 |
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение |
3 |
|
171-172 |
Условное наклонение |
2 |
|
173-174 |
Повелительное наклонение |
2 |
|
175 |
Контрольный тест по теме «Глагол» |
1 |
|
176 |
Анализ ошибок, допущенных в тесте |
1 |
|
177 |
Употребление наклонений |
1 |
|
178-179 |
Безличные глаголы |
2 |
|
180 |
Морфологический разбор глагола |
1 |
|
181-182 |
Повторение и обобщение по теме «Глагол» |
2 |
|
183 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
|
184 |
Анализ ошибок |
1 |
|
185 |
Р.р. Рассказ на основе услышанного |
1 |
|
186-188 |
Правописание гласных в окончаниях суффиксах глаголов |
3 |
|
189 |
Повторение и систематизация по теме «Глагол» |
1 |
|
190 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
|
191 |
Анализ ошибок |
1 |
|
|
Повторение и систематизация изученного за курс 5-6 классов |
13 |
|
192-194 |
Разделы науки о языке. Орфография |
3 |
|
195-196 |
Пунктуация. Пунктуационный разбор |
2 |
|
197-198 |
Лексика и фразеология |
2 |
|
199 |
Словообразование |
1 |
|
200 |
Морфология |
1 |
|
201 |
Синтаксис. Синтаксический разбор |
1 |
|
202 |
Итоговый тест |
1 |
|
203 |
Анализ ошибок, допущенных в тесте |
1 |
|
204 |
Комплексное повторение и обобщение |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.