Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №56» г. Брянска
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
на заседании МО
Директор школы Заместитель директора учителей филологического
по УВР цикла
И В. Изотов Воротынцева Л.В. (Рук. МО Белова О.В.)
___________________ ____________________ ____________________
Протокол №1 31 .08. 2021 30. 08. 2021 от 30. 08. 2021
Рабочая программа
учебного курса
«Русский язык»
7а класс, базовый уровень
-разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской 5-9 классы». Москва, «Просвещение», 2012год.
- учебник: «Русский язык. 7 класс в двух частях. М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская». Москва, «Просвещение», 2017 год.
Количество часов в неделю – 4
Количество часов в год - 140
Составитель - Белова Ольга Викторовна
Категория - высшая
Брянск
2021-2022 учебный год
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 7а класс,
базовый уровень составлена на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ( в редакции от 24.03.2021г. № 51 –ФЗ);
-приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014 года №1644 от 31 декабря 2015года №1577, приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 №712);
-Письма Департамента образования и науки Брянской области от 05 апреля 2021 г. № 1888-04-О «О примерном учебном плане 1-11 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2021– 2022 учебный год».
-учебного плана МБОУ СОШ №56 г. Брянска на 2021-2022 учебный год, приказ №55 от 30.08.2021г.;
-авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской 5-9 классы». Москва, «Просвещение», 2012г.;
- учебника «Русский язык. 7 класс. М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич». Москва, «Просвещение», 2017 год.
-Реализация образовательной программы осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с «Положением об использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе МБОУ СОШ №56» от 29.08.2019г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Речь
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика, орфоэпия и графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Культура речи
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание курса.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого по ведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текс та в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечён ной из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступле ние, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой лингвистической (языковедческой) компетенции.
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли языка в жизни общества и государства, в современном мире.
3. Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
4.Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение Применение фонетико - орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1.Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1.Морфема как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (про- изводящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1.Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и сти- листической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со зна- чением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1.Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1.Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1.Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунк- туационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Раздел 13. Язык и культура.
1.Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2.Выявление единиц языка с национально- культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного предмета.
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
Содержание |
Основные виды деятельности |
1 |
Введение |
10 |
Русский язык в современном мире. Речевое общение. Речевой этикет. Функциональные разновидности языка. Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы. Сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нам нужен речевой этикет? Комплексный анализ текста. |
Получают элементарные представления о месте русского языка в кругу славянских языков. Овладевают сведениями о роли русского языка в современном мире. Получают представление о речевом общении, речевой ситуации. Овладевают различными видами монолога. Анализируют образцы устной и письменной речи. Анализируют высказывания, исправляют в них нарушения правил речевого этикета. Пишут сочинение-рассуждение. |
2 |
Морфология
|
130 |
Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. |
Анализируют слова с морфологической точки зрения, определяют, по какому принципу их можно сгруппировать. Анализируют текст, обосновывают свое мнение относительно высказанных автором утверждений. Восстанавливают деформированный текст. |
|
Причастие |
32 |
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия. Находят и определяют причастия по указанным признакам в предложениях и текстах. Выявляют особенности склонения причастий. Склоняют предложенные словосочетания. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Определяют причастный оборот. Анализируют условия обособления причастного оборота. Читают разные литературные тексты с описанием внешности. Анализируют роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках. Знакомятся с определением действительных и страдательных. Опознают разные причастия, используя образец рассуждения. Распознают краткие и полные формы страдательных причастий. Распознают действительные. Усваивают правила правописания причастий. Характеризуют причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания.
|
|
Деепричастие |
22 |
Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот. Тезисный план текста. Правописание не с деепричастиями. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Способы образования деепричастий. Рассуждение и его виды. Морфологический разбор деепричастия. Повторение темы «Деепричастие». |
Анализируют ошибки диктанта. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Находят и определяют деепричастия по указанным признакам в предложениях и текстах. Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий. Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений. Усваивают правила правописания и образования деепричастий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут диктант. Составляют рассказ по картине. Выполняют морфологический разбор деепричастий. Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант. |
|
Наречие |
28 |
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению.. Степени сравнения наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о(-е).Морфологический разбор наречия. . Одна и две буквы н в наречиях на -о(-е).Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Речевая характеристика героя Повторение темы «Наречие». |
Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия. Распознают наречия разных разрядов. Распознают степени сравнения наречий. Образуют разные формы наречий. Работают с текстами, опознавая наречия в разных формах. Характеризуют наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют морфологические разборы наречий. Попутно работают с разными видами орфограмм. Пишут сочинения-рассуждения. Усваивают правило правописания и образования наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант. Анализируют ошибки диктанта.
|
|
Предлог |
12 |
Предлог как часть речи. Предлоги производные и непроизводные. Предлоги простые и составные. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи. Морфологический разбор предлога. Повторение темы «Предлог».
|
Различают предлоги. Проводят морфологический анализ предлога. Группируют словосочетания по значению предлогов. Составляют словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов. Распознают простые и составные предлоги. Дифференцируют словосочетания с простыми и составными предлогами. Выполняют морфологический разбор предлога. Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов. |
|
Союз |
20 |
Союз как часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов. Сочинение-рассуждение. Союзы и союзные слова. Союзы в простых и сложных предложениях. Морфологический разбор союза. Повторение темы «Союз». |
Определяют союз как часть речи. Выполняют морфологический анализ союзов. Списывают тексты, работая над их особенностями, выделяют союзы. Классифицируют союзы как простые и составные, сочинительные и подчинительные. Определяют смысловые отношения внутри сложных предложений, выраженные с помощью союзов. Распознают сочинительные и подчинительные союзы. Работают над пунктуацией в союзном сложном предложении. Пишут сочинение. Усваивают правила написания союзов. Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант. |
|
Частица |
15 |
Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Правописание частицы не. Разграничение частиц не и ни. Сочинение-рассуждение. Морфологический разбор частиц. Повторение темы «Частицы». |
Изучают определение частицы как части речи. Выполняют морфологический анализ частицы. Списывают предложения, выделяя частицы и обосновывая выбор. Работают над значением частиц в предложениях. Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Составляют и записывают рассказ по данному рисунку и фрагментам текста, употребляя нужные частицы. Определяют смысловые оттенки частиц. Усваивают правила слитного и раздельного написания частиц. Дифференцируют НЕ и НИ как частицы и приставки. Выполняют упражнения, обозначая частицу НЕ и приставку НЕ. Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант. |
|
Междометие |
1 |
|
Определяют грамматические особенности междометий. Дифференцируют междометия в упражнениях. Записывают предложения с междометиями, ставя знаки препинания. |
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
Из них |
|||
Развитие речи |
Контрольный диктант |
Проверочная работа |
Зачет |
|||
1 |
Введение |
10 |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
1-2 Сочинение - рассуждение «Зачем нам нужен речевой этикет». |
1.Контрольный диктант №1 (административный). |
|
|
2 |
Морфология |
130 |
26 |
9 |
8 |
3 |
|
Причастие |
32 |
7 |
2 |
2 |
1 |
|
|
|
1. Подготовка к сочинению-рассуждению «Место причастий в системе частей речи». 2-3. Подробное изложение по упр.72. 4. Обучение анализу текста. 5. Комплексный анализ текста «Столица древнего княжества» (по упр.110) 6-7. Сжатое изложение по тексту Е. Спангенберга (упр.139). |
1.Контрольный диктант №2 по теме «Причастие». 2.Контрольный диктант №3 по теме «Причастие». |
№1 по теме «Причастный оборот». №2 по теме «Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных». |
№1 по теме «Правописание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных». |
Деепричастие |
22 |
8 |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
1.Сочинение на лингвистическую тему «Отличительные признаки причастий и деепричастий». 2. Тезисный план текста. 3-4. Сочинение по картине Б. Кустодиева «Сирень». 5. Рассуждение и его виды. Рассуждение - доказательство 6.Рассуждение и его виды. Рассуждение - объяснение и рассуждение – размышление. 7-8. Сочинение – рассуждение «У нас в школе есть настоящий музей». |
1.Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие». 2.Контрольный диктант №5 по теме «Деепричастие». |
№3 по теме «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте». |
№2 по теме «Деепричастие». |
Наречие |
28 |
5 |
2 |
2 |
||
|
|
|
1. Рассказ по картине Н.Рачкова «У калитки». 2-3. Подробное изложение по тексту К.Паустовского «Море». 4.Речевая характеристика героя. 5. Сжатое изложение по тексту В.Астафьева «Костер возле речки». |
1.Контрольный диктант №6 по теме «Наречие».
2. Контрольный диктант №7 по теме «Наречие». |
№4.Степени сравнения наречий. №5.Слитное и раздельное написание наречий. |
|
Предлог |
12 |
2 |
1 |
1 |
||
|
|
|
1-2. Написание репортажа «Холодная зима» |
1.Контрольный диктант №8 по теме «Предлог» |
№6. Слитное и раздельное написание производных предлогов. |
|
Союз |
20 |
2 |
1 |
1 |
||
|
|
|
1-2. Сочинение-рассуждение «Профессиональный подход». |
1. Контрольный диктант №9 по теме «Союз». |
№7. Правописание союзов. |
|
Частица |
15 |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
1-2.Сочинение – рассуждение «Моя малая Родина» |
1. Контрольный диктант №10 (итоговый административный) |
№8.Разграничение частиц НЕ и НИ. |
№3 по теме «Служебные части речи ». |
|
Междометие |
1 |
|
|
|
|
|
Итого |
140 |
28 |
10 |
8 |
3 |
Календарное планирование учебного материала
на 2021- 2022 учебный год
№ урока |
Дата план факт |
Название темы урока |
Домашнее задание |
|
1 четверть |
||||
Введение 10 (7+2р.р.+1к.д.) |
||||
1 |
2.09 |
|
Русский язык в современном мире. |
П.1, упр.3 |
2 |
6.09 |
|
Речь. Речевое общение. Диалог. Монолог. |
П.2, упр.10 |
3 |
7.09 |
|
Речевой этикет. |
П.3, упр.20 |
4 |
7.09 |
|
Р.р.Подготовка к сочинению-рассуждению «Зачем нам нужен речевой этикет». |
П.3, упр.24 |
5 |
9.09 |
|
Р.р. Написание сочинения - рассуждения «Зачем нам нужен речевой этикет». |
П.3, упр.24 |
6 |
13.09 |
|
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. |
П.4, упр.28 |
7 |
14.09 |
|
Функциональные разновидности языка. Книжная речь. Сферы общения. |
П.4, упр.29 |
8 |
14.09 |
|
Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы. |
П.5, упр.35 |
9 |
16.09 |
|
Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы. |
П.1-5 |
10 |
21.09 |
20.09 |
Контрольный диктант №1 (административный). |
П.1-5, упр.36 |
Морфология 130 ч. ( 84+26р.р.+ 9к.д.+8 пров.раб.+ 3 зач.) Причастие 32ч. ( 20+7 р.р.+2к.д.+2пров.раб.+1 зач.) |
||||
11 |
21.09 |
21.09 |
Система частей речи в русском языке. |
П.6, упр.39 |
12 |
23.09 |
21.09 |
Анализ контрольного диктанта. Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола. |
П.7, упр.48 |
13 |
27.09 |
23.09 |
Признаки глагола и прилагательного у причастия. |
П.8, упр.52, 56 |
14 |
28.09 |
27.09 |
Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению «Место причастий в системе частей речи». |
П.8,упр.59(2), напис. сочинен. |
15 |
28.09 |
28.09 |
Причастный оборот, его признаки и особенности. |
П.9, упр.65 |
16 |
30.09 |
28.09 |
Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте. |
П.9, упр.67 |
17 |
4.10 |
30.09 |
Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте. Проверочная работа №1 по теме. |
П.9, упр.68 |
18 |
5.10 |
4.10 |
Действительные и страдательные причастия. |
П.10,упр.72 |
19 |
5.10 |
5.10 |
Р.р. Подготовка к подробному изложению по упр.72. |
|
20 |
7.10 |
5.10 |
Р.р. Написание подробного изложения по упр.72. |
П.7-10 |
21 |
11.10 |
7.10 |
Полные и краткие формы причастий. |
П.11,упр.75 |
22 |
12.10 |
11.10 |
Контрольный диктант №2 по теме «Причастие». |
П.6-11 |
23 |
12.10 |
12.10 |
Анализ контрольного диктанта. Причастия настоящего и прошедшего времени. |
П.12, упр.84 |
24 |
14.10 |
12.10 |
Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. |
П.13, упр.89 |
25 |
18.10 |
14.10 |
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. |
П.14, упр.98, 101 |
26 |
19.10 |
18.10 |
Р.р. Обучение анализу текста. |
П.15, упр.109 |
27 |
19.10 |
19.10. |
Р.р. Комплексный анализ текста «Столица древнего княжества» (по упр.110) |
П.15 |
28 |
21.10 |
19.10 |
Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. |
П.15, упр.106 |
29 |
25.10 |
|
Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях. |
П.15,упр.109 (выписать страд. прич) |
30 |
26.10 |
|
Правописание Н, НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. |
П.16, упр.113,114 |
31 |
26.10 |
|
Р.р. Подготовка к сжатому изложению по тексту Е. Спангенберга (упр.139). |
|
32 |
28.10 |
|
Р.р. Написание сжатого изложения по тексту Е. Спангенберга (упр.139). |
П.17, упр.125 |
2 четверть |
||||
33 |
8.11 |
|
Правописание Н, НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. |
П.19, задание в тетради. |
34 |
9.11 |
|
Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Проверочная работа №2 по теме. |
П.17, упр.126, подгот. к зачету |
35 |
9.11 |
|
Урок-зачет №1 по теме «Правописание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных». |
|
36 |
11.11 |
|
Морфологический разбор причастий. Правописание НЕ с причастиями. |
П.18, упр.127 |
37 |
15.11 |
|
Правописание НЕ с причастиями. |
П.19, упр.137,138 |
38 |
16.11 |
|
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
П.20,упр.144 |
39 |
16.11 |
|
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
П.20,упр.145 |
40 |
18.11 |
|
Повторение изученного материала по теме «Причастие». |
П.21, упр.2, стр.72-73 |
41 |
22.11 |
|
Контрольный диктант №3 по теме «Причастие» |
П.7-21, задание в тетради. |
42 |
23.11 |
|
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
П.7-21, упр.3, стр.73 |
Деепричастие 22ч. ( 10+8р.р.+2к.д.+1пров.раб.+1 зач.) |
||||
43 |
23.11 |
|
Понятие о деепричастии. |
П.22, упр.152 |
44 |
25.11 |
|
Р.р. Сочинение на лингвистическую тему «Отличительные признаки причастий и деепричастий». |
П.22, упр.154 |
45 |
29.11 |
|
Понятие о деепричастном обороте. Знаки препинания при деепричастном обороте. |
П.23, упр.159,161. |
46 |
30.11 |
|
Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Проверочная работа №3 по теме. |
П.23,упр.162 |
47 |
30.11 |
|
Р.р. Тезисный план текста. |
|
48 |
2.12 |
|
Р.р. Подготовка к сочинению по картине Б. Кустодиева «Сирень». |
П.23, упр.165 |
49 |
6.12 |
|
Р.р. Написание сочинения по картине Б. Кустодиева «Сирень». |
П.22-24, задание в тетради. |
50 |
7.12 |
|
Правописание НЕ с деепричастиями. |
П.24, упр.168 |
51 |
7.12 |
|
Правописание НЕ с деепричастиями. |
П.24, упр.170 |
52 |
9.12 |
|
Деепричастия несовершенного и совершенного вида. |
П.25, упр.174,175. |
53 |
13.12 |
|
Деепричастия несовершенного и совершенного вида. |
П.25, упр.179 |
54 |
14.12 |
|
Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие» |
П.22-25 |
55 |
14.12 |
|
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
П.22-25,упр.194 |
56 |
16.12 |
|
Р.р. Рассуждение и его виды. Рассуждение – доказательство. |
П.26, упр.187 |
57 |
20.12 |
|
Р.р. Рассуждение и его виды. Рассуждение - объяснение и рассуждение – размышление. |
П.26, упр.193 (2) |
58 |
21.12 |
|
Морфологический разбор деепричастия. |
П.27, выполнить морф. разбор 4-х дееприч. |
59 |
21.12 |
|
Повторение изученного материала по теме: «Деепричастие» |
П.22-27, упр.3, стр.103-104 |
60 |
23.12 |
|
Урок-зачет №2 по теме «Деепричастие». |
П.22-27, упр.5, стр.105 |
61 |
27.12 |
|
Контрольный диктант №5 (административный). |
Подгот. к зачету. |
62 |
28.12 |
|
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
Задание в тетради. |
63 |
28.12 |
|
Р.р. Подготовка к сочинению – рассуждению «У нас в школе есть настоящий музей». |
|
3 четверть |
||||
64 |
10.01 |
|
Р.р. Написание сочинения – рассуждения «У нас в школе есть настоящий музей». |
П.22-27, упр.4 |
Наречие 28 ч.(19+5р.р. +2к.д.+2пров.раб. ) |
||||
65 |
11.01 |
|
Наречие как часть речи и слова категории состояния. |
П.29, упр.196 |
66 |
11.01 |
|
Р.р. Рассказ по картине Н.Рачкова «У калитки». |
П.29, упр.203 |
67 |
13.01 |
|
Разряды наречий по значению. Местоимённые наречия. |
П.30, упр.206 |
68 |
17.01 |
|
Степени сравнения наречий. Формы сравнительной степени |
П.31, упр.211 |
69 |
18.01 |
|
Степени сравнения наречий. Формы превосходной степени |
П.31, упр.214 |
70 |
18.01 |
|
Степени сравнения наречий. Проверочная работа №4 по теме. |
П.31, упр.215 |
71 |
20.01 |
|
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е): условия слитного написания |
П.32, упр.218 |
72 |
24.01 |
|
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е): условия раздельного написания. |
П.32, упр.220 |
73 |
25.01 |
|
Морфологический разбор наречия. |
П.33, упр.221 |
74 |
25.01 |
|
Одна и две буквы Н в наречиях на –о (-е): особенности выбора. |
П.34, упр.225 |
75 |
27.01 |
|
Одна и две буквы Н в наречиях на –о (-е): отличие наречий и кратких причастий. |
П.34, упр.227 |
76 |
31.01 |
|
Контрольный диктант №6 по теме «Наречие». |
П.29-34 |
77 |
1.02 |
|
Анализ контрольного диктанта. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. |
П.35, упр.230 |
78 |
1.02 |
|
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. |
П.35, упр.231 |
79 |
3.02 |
|
Буквы о и а на конце наречий: условия написания. |
П.36, упр.234,235. |
80 |
7.02 |
|
Дефис между частями слова в наречиях, образованных от прилагательных и притяжательных местоимений. |
П.37, упр.238 |
81 |
8.02 |
|
Дефис между частями слова в наречиях, образованных от порядковых числительных . |
П.37, упр.240 |
82 |
8.02 |
|
Р.р. Подготовка к подробному изложению по тексту К.Паустовского «Море». |
Задание в тетради. |
83 |
10.02 |
|
Р.р. Подробное изложение по тексту К.Паустовского «Море». |
П.37, упр.241 |
84 |
14.02 |
|
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных. |
П.38, упр.243 |
85 |
15.02 |
|
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от количественных числительных. |
П.38, упр.246,247 |
86 |
15.02 |
|
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Проверочная работа №5 по теме. |
П.38, упр.248 |
87 |
17.02 |
|
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
П.39, упр.251 |
88 |
24.02 |
|
Р.р. Речевая характеристика героя. Комплексный анализ текста. |
П.39, упр.252 (1) |
89 |
28.02 |
|
Р.р. Сжатое изложение по тексту В.Астафьева «Костер возле речки». |
П.29-39, повторить правила. |
90 |
1.03 |
|
Повторение изученного материала по теме «Наречие». |
П.40,упр.3,4, стр.137. |
91 |
1.03 |
|
Контрольный диктант №7 по теме «Наречие». |
Задание в тетради. |
92 |
3.03 |
|
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
П.40, упр.10, стр.139 |
Предлог 12 ч. (8 +2р.р. +1к.д.+1пров.раб.) |
||||
93 |
5.03 |
|
Предлог как часть речи. |
П.41, упр.256 |
94 |
10.03 |
|
Предлоги непроизводные и производные. |
П.42, упр.259 |
95 |
12.03 |
|
Предлоги простые и составные. |
П.42, упр.264 |
96 |
12.03 |
|
Р.р. Подготовка к написанию репортажа «Холодная зима». |
|
97 |
14.03 |
|
Р.р. Написание репортажа «Холодная зима». |
П.43,упр.268 |
98 |
15.03 |
|
Слитное и раздельное написание производных предлогов. |
П.44, упр.274 |
99 |
15.03 |
|
Слитное и раздельное написание производных предлогов. Проверочная работа №6 по теме. |
П.44, упр.278 |
100 |
17.03 |
|
Дефисное и раздельное написание предлогов. |
П.44, упр.279 |
101 |
28.03 |
|
Употребление предлогов в речи. Предлоги-синонимы и предлоги-антонимы. |
П.45, упр.284,286 |
102 |
29.03 |
|
Морфологический разбор предлога. Повторение изученного материала по теме «Предлог». |
П.47, упр.2, стр.158-159 |
103 |
29.03 |
|
Контрольный диктант №8 по теме «Предлог». |
Задание в тетради. |
104 |
31.03 |
|
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
П.41-47, состав. 10 словосоч. с произв. предлог. |
4 четверть |
||||
Союз 20ч.( 16+ 2р.р.+1к.д.+1пров.раб.) |
||||
105 |
4.04 |
|
Союз как часть речи. |
П.48, упр.297 |
106 |
5.04 |
|
Разряды союзов. |
П.49, упр.302 |
107 |
5.04 |
|
Сочинительные союзы. Разряды по значению. |
П.50, упр.304 |
108 |
7.04 |
|
Сочинительные союзы и знаки препинания при них. |
П.50, упр.306 |
109 |
9.04 |
|
Подчинительные союзы. Разряды по значению. |
П.51, упр.308 |
110 |
11.04 |
|
Подчинительные союзы. Сложноподчинённые предложения с подчинительными союзами. |
П.51, упр.309 |
111 |
12.04 |
|
Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также от омонимичных сочетаний слов. |
П.52, упр.311 |
112 |
12.04 |
|
Правописание союзов. Отличие союза чтобы от омонимичных сочетаний слов. |
П.52, упр.313 |
113 |
14.04 |
|
Правописание союзов. Отличие союза зато от омонимичных сочетаний слов. |
П.52, упр.315 |
114 |
18.04 |
|
Правописание союзов. Проверочная работа №7 по теме. |
П.52, упр.317 |
115 |
19.04 |
|
Союзы и союзные слова. Понятие о союзных словах. |
Задание в тетради. |
116 |
19.04 |
|
Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению «Профессиональный подход». |
П.52, упр.316 |
117 |
21.04 |
|
Р.р. Написание сочинения-рассуждения «Профессиональный подход». |
П.53, упр.320 |
118 |
23.04 |
|
Союзы и союзные слова. Способы их разграничения. |
П.53, упр.322 |
119 |
25.04 |
|
Союзы и союзные слова. Употребление в тексте. |
П.53, упр.323 |
120 |
26.04 |
|
Союзы в простых предложениях. |
П.54, упр.326 |
121 |
26.04 |
|
Союзы в сложных предложениях. |
П.54, упр.329 |
122 |
28.04 |
|
Морфологический разбор союза. Повторение изученного материала по теме «Союз» |
П.56, упр.1, стр.182 |
123 |
5.05 |
|
Контрольный диктант №9 по теме «Союз». |
Задание в тетради. |
124 |
12.05 |
|
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками |
П.48-56, состав. 5 предлож. с союзами |
Частица 15ч. (10+2 р.р.+1к.д.+1пров.раб.+1 зач.) |
||||
125 |
14.05 |
|
Частица как часть речи. |
П.57, упр.338 |
126 |
14.05 |
|
Разряды частиц. Формообразующие и смысловые частицы. |
П.58, упр.341 |
127 |
16.05 |
|
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. |
П.59, упр.350,351 |
128 |
17.05 |
|
Правописание частицы НЕ с различными частями речи. |
П.60, упр.355 |
129 |
17.05 |
|
Правописание частицы НЕ: слитное написание. |
П.60, упр.358 |
130 |
19.05 |
|
Правописание частицы НЕ: раздельное написание. |
П.60, упр.360 |
131 |
21.05 |
|
Контрольный диктант №10 (итоговый административный). |
Задание в тетради. |
132 |
21.05 |
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
П.61, упр.365 |
133 |
23.05 |
|
Разграничение частиц НЕ и НИ: условия написания НЕ. |
П.61, упр.365 |
134 |
25.05 |
|
Разграничение частиц НЕ и НИ: условия написания НИ. |
П.61, упр.367 |
135 |
25.05 |
|
Разграничение частиц НЕ и НИ. Проверочная работа №8 по теме. |
П.61,упр.368(1-3) |
136 |
27.05 |
|
Р.р. Подготовка сочинению - рассуждению «Моя малая Родина». |
Задание в тетради. |
137 |
28.05 |
|
Р.р. Написание сочинение – рассуждения «Моя малая Родина». |
П.61, упр.368 (5) |
138 |
30.05 |
|
Повторение изученного материала по теме «Служебные части речи». |
П.41-62, подготовиться к зачету. |
139 |
31.05 |
|
Урок-зачет №3 по теме «Служебные части речи ». |
П.41-62, задание в тетради. |
Междометие (1ч) |
||||
140 |
31.05 |
|
Междометие. Употребление междометий в речи. |
|
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебное обеспечение |
Методическое обеспечение |
«Русский язык. 7 класс в двух частях. М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская». Москва, «Просвещение», 2017
|
1. Л.М. Рыбченкова, И.Г.Добротина. Русский язык 7 класс. Поурочные разработки. Москва, «Просвещение», 2016 г. 2. Русский язык 7 класс. Контрольные работы в новом формате. М., «Интеллект - Центр», 2012. 3.«Русский язык. 7 класс. Поурочные разработки», авт.- сост. Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2008. 4. Современные открытые уроки 7 класс. Е. А. Полежаева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 5. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 5 – 7 класс. А. Б. Малюшкина.- М.:ТЦ «Сфера», 2003 6. Как написать сочинение? (справочник школьника).- Москва, 1997 7.Тесты по русскому языку 7 класс. Е. М. Сергеева.- М.: «Экзамен», 2012 8. Репродукции картин по развитию речи (русский язык и литература) 5 – 7 класс. Л. М.Зельманова, Е. И. Колокольцев, 1998 9. Русский язык для 5 – 8 классов ( основные правила, образцы разбора, словарные слова и др..Л. А. Орлова. – Волгоград: «Учитель – АСТ». 10. Обучение сочинениям. 5 – 8 класс. А. М. Гринина – Земскова.- Волгоград: «Учитель». 12. Нестандартные уроки русского языка 5 – 7 класс. Л. В. Булгакова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 13. Диктанты и изложения. 5 – 8 класс. В. О. Зюба. – Волгоград: «Учитель – АСТ»,2013 14. Русский язык. 5-11классы: диктанты. Г. П. Попова, 2015 15. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс. Шибалова Л.В. М., «Экзамен», 2013 год ■ Репетитор. Русский язык. Адрес в Интернете: http://obr.ru//product.isp?id=7; ■ «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 7 класс». Адрес в Интернете: http://www.nmg.ru.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.