Рабочая программа
по русскому языку
для 11 класса
Учитель _Тахтамыш Д.Ю , высшая квалификационная категория
Количество часов 34
Программа: Программа курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень. авт. - сост./ Н.Г. Гольцова,. -2-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник».
Учебник: Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 частях/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерякова. -4-е изд. – М.: ООО «Русское слово».
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
· сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
· осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
· принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
· готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
· готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
· умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
· готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
· сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
· ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
· идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
· осознание духовных ценностей российского народа;
· сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
· способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
· осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
· ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
· эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
· способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
· убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
· готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
· сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
· потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
· активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
· готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
· готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
· интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
· готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
· сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
· планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
· активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
· расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
· совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
· осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
· самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
· саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
· внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
· эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
· социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
· самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
· устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
· определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
· выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
· разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
· вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
· координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку;
· развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
· владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
· владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
· формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
· ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
· выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
· анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
· давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
· уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
· уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду;
· выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
· владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
· создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
· оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
· использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
· владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
· осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
· пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
· владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
· развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
· самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
· самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
· расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
· делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
· оценивать приобретённый опыт;
· стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
· давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
· владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
· уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
· принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
· принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
· признавать своё право и право других на ошибку;
· развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
· понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
· выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
· принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
· оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
· предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке ( изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования ( с полным пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи( повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умения оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умения создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленнойцелью и сферой общения( аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план( включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.)
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие:
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение, сравнительный оборот, фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи:
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
идентификации самостоятельных и (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных , прилагательных, местоимений, числительных, наречных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
распознание глаголов , причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
распознавание предлогов, частиц, и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
распознание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
В результате освоения учебного предмета
Выпускник научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. Содержание учебного предмета
Повторение и обобщение изученного материала 10 класса
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное и неосложненное предложение.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и
парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания
при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением.
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.
Знаки препинания при вставных конструкциях
Знаки препинания при междометиях,
утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой
в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки.
Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания.
Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность
и чистоту речи.
Правильность речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические,
Словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические,
стилистические нормы. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи,
изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация
функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический
стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Анализ текстов разных стилей и жанров.
Из истории русского языкознания. М.В. Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев, В.И. Даль,
Я.К. Грот, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов.
Повторение и систематизация изученного
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
Тема 1. ПОВТОРЕНИЕ |
|
1.1 |
Повторение и обобщение изученного материала в 10 классе. |
1 |
|
Тема 2. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ |
|
|
Основные понятия синтаксиса и пунктуации |
1 |
2.1. |
Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. |
1 |
|
2.2.Словосочетание.
|
|
2.2.1. |
Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи в словосочетании .
|
1 |
2.2.2.. |
Подготовка к ЕГЭ Структура сочинения по исходному тексту |
1 |
2.2.3. |
Контрольная работа в формате ЕГЭ: Сочинение-рассуждение по исходному тексту №1 |
1 |
|
2.3. Предложение. |
|
2.3.1. |
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. |
1 |
2.3.2. |
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске. Двусоставные и односоставные предложения. |
1 |
2.3.4. |
Контрольный словарный диктант №1. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
2.3.5. |
Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. |
1 |
|
2.4.Однородные члены предложения. |
|
2.4.1. |
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
1 |
2.4.2. |
К/Р: Тестирование в формате ЕГЭ №1 |
1 |
2.4..3. |
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Обобщающие слова при однородных членах, пунктуация. |
1 |
|
2.5. Обособленные члены предложения. |
|
2.5.1. |
Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения и приложения. |
1 |
2.5.2. |
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Знаки препинания при сравнительных оборотах |
1 |
2.5.3. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 по теме :Знауи препинания при однородных и обособленных членах предложения. |
1 |
|
2.6. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением (2 часа) |
|
2.6.1. |
Знаки препинания при обращениях. |
1 |
2.6.2. |
Вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при вставных конструкциях. |
1 |
|
2.7.Сложное предложение |
|
2.7.1. |
Сложное предложение. Типы сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. |
1 |
2.7.2. |
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. |
1 |
2.7.3. |
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. |
1 |
2.7.4. |
Контрольный диктант№2 по теме: Знаки препинания в ССП и СПП. |
1 |
2.7.5. |
Сложное бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор БСП. |
1 |
2.7.6. |
Сложное синтаксическое целое. Абзац. Подготовка к домашнему сочинению. |
1 |
2.7.7. |
Контрольная работа в формате ЕГЭ: Сочинение-рассуждение по исходному тексту №2. |
1 |
|
2.8. Способы передачи чужой речи. |
|
2.8.1. |
Способы передачи чужой речи. Чужая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь, диалог, единицы прямой речи. |
1 |
2.8.2. |
Знаки препинания при цитатах. |
1 |
2.8.3. |
Контрольный словарный диктант №2 Сочетание знаков препинания. Факультативные, альтернативные, вариативные знаки препинания. Авторская пунктуация. |
1 |
|
Тема 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ |
|
3.1. |
Язык и речь. Культура речи. Нормы речи. |
1 |
3.2. |
Качества речи хорошей речи. Виды и роды ораторского красноречия. |
1 |
3.3. |
К/Р Тестирование №2 в формате ЕГЭ |
1 |
|
Тема 4. СТИЛИСТИКА |
|
4.1. |
Функциональные стили речи и их особенности |
1 |
4.2. |
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Анализ текста |
1 |
4.3. |
Повторение и систематизация изученного |
1 |
|
|
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.