Рабочая программа
по русскому языку
для 3 «А» класса
4 часа в неделю, за год – 136 часов
Рабочая программа начального общего образования для 3 «А» класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП лицея, инновационного проекта «Интеграция урочной и внеурочной деятельности, как условие личностного развития лицеиста», реализуемого в лицее.
Данная программа реализуется с помощью УМК«Школа России»:
- Русский язык, Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2017 г.;
- примерная программа по русскому языку под ред. В. П. Канакиной «Русский язык»,
- книга для учителя Канакина В. П., Горецкий В. Г.
В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №10, Основной образовательной программой МБОУ лицей №10, на изучение русского языка в 3 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
В связи с годовым календарным учебным графиком МБОУ лицей № 10 (№194 от 30.08. 2019 года) на изучение русского языка в 3 «А» классе отводится 136 час.
В 3 «А» классе программа будет выполнена в полном объеме за 136 часов.
Планируемые результаты
Личностные результаты
· представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
· осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
· развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
· становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
· становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
· развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
· формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
· развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
· ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
· развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
· понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
· .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
· осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
· развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
· ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
· представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
· принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
· планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
· учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
· выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
· выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
· контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
· оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
· адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
· осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
· самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
· понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
· использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
· воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
· анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
· осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
· использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
· пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
· анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
· осуществлять синтез как составление целого из их частей;
· овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
· ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
· находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
· осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
· осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
· осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
· составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
· строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
· выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
· ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
· участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
· контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
· учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
· оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
· строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
· применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
· осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
· представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
· формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
· понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
· приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
· овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
· овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
· овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
· участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
· осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
· применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
· анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
· строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
· понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
· понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
· восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
· распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
· замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
· знакомство с жанрами объявления, письма;
· строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Получит возможность научиться:
· определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
· пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
· письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
· составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
· использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
· пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
· находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
· проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
· характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
· определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
· устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
· осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
· произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
· использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
· применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
· пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
· оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
· соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
· пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
· находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
· наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
· иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
· иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
· наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
· распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
· иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
· пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
· замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
· оценивать уместность использования слов в тексте;
· подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
· выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
· размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
· приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
· владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
· различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
· различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
· находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
· выделять нулевое окончание;
· подбирать слова с заданной морфемой;
· образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
· находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
· различать изменяемые и неизменяемые слова;
· узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
· сравнивать, классифицировать слова по их составу;
· соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
· осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
· наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
· разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
· подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
· распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
· распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
· распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
· распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
· распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
· узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
· устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
· узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
· подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
· производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
· наблюдать над словообразованием частей речи;
· замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
· различать предложение, словосочетание и слово;
· выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
· определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
· различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
· находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
· устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
· соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
· различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
· отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
· разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
· устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
· выделять в предложении основу и словосочетания;
· находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
· опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
· выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
· применять ранее изученные правила правописания, а также:
· непроизносимые согласные;
· разделительный твёрдый знак (ъ);
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
· мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
· безударные родовые окончания имён прилагательных;
· раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
· раздельное написание частицы не с глаголами;
· подбирать примеры с определённой орфограммой;
· обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
· определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
· применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
· безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
· писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
· проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
· применять правила правописания:
· соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
· е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
· запятая при обращении;
· запятая между частями в сложном предложении;
· безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
· при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Виды учебной деятельности
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Ø Словесные, наглядные, практические.
Ø Индуктивные, дедуктивные.
Ø Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Ø Самостоятельные
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Ø Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Ø Стимулирование долга и ответственности в учении.
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов
Ø Устный контрольный самоконтроль.
Ø Индивидуальный и фронтальный опрос
Ø Индивидуальная работа по карточкам
Ø Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка)
Ø Контрольное списывание
Ø Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
Ø Срезовые работы (тесты)
Ø Творческие работы (сочинения, изложения)
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
Характеристика основных содержательных линий |
1. |
Язык и речь |
2
|
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
|
2. |
Текст, предложение, словосочетание |
14 |
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
|
3. |
Слово в языке и речи |
19 |
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление). Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. |
4. |
Состав слова |
16 |
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. |
5. |
Правописание частей слова |
29 |
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
6. |
Части речи |
76 |
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. |
7. |
Повторение изученного за год |
14 |
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. |
|
Итого часов |
136 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Раздел – количество часов |
||
Тема урока |
Дата проведения
|
||
план |
факт
|
||
Раздел 1. Язык и речь (2 часа) |
|||
1. |
Наша речь и язык. |
2.09 |
|
2. |
Виды речи. |
3 |
|
Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание (12 часов) |
|||
3. |
Текст. Типы текстов |
4 |
|
4 |
Предложение. Составление рассказа по репродукции картинок. Виды предложений по цели высказывания. |
5 |
|
5 |
Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. |
9 |
|
6 |
Восклицательные и невосклицательные предложения. |
10 |
|
7 |
Составление рассказа по рисунку. Предложения с обращением. |
11 |
|
8 |
Состав предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. |
12 |
|
9 |
Главные и второстепенные члены предложения |
16 |
|
10 |
Простое и сложное предложения |
17 |
|
11 |
Простое и сложное предложения. Входная тестовая работа. |
18 |
|
12 |
Словосочетания |
19 |
|
13 |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
23 |
|
14 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
24 |
|
Раздел 3. Слово в языке и речи (19 часов) |
|||
15 |
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. |
25 |
|
16 |
Синонимы и антонимы. |
26 |
|
17 |
Омонимы. |
30 |
|
18 |
Слово и словосочетание. |
1.10 |
|
19 |
Фразеологизмы |
2 |
|
20 |
Обучающее изложение |
3 |
|
21 |
Части речи |
7 |
|
22 |
Имя существительное |
8 |
|
23 |
Имя прилагательное |
9 |
|
24 |
Глагол |
10 |
|
25 |
Что такое имя числительное? |
14 |
|
26 |
Однокоренные слова |
15 |
|
27 |
Звуки и буквы. Гласные звуки. |
16 |
|
28 |
Звуки и буквы. Согласные звуки. |
17 |
|
29 |
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. |
21 |
|
30 |
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» |
22 |
|
31 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
23 |
|
32 |
|
24 |
|
33 |
Обобщение и закрепление изученного |
5.11 |
|
34 |
Обучающее изложение. |
6 |
|
Раздел 4. Состав слова (13 часов) |
|||
35 |
Что такое корень слова. Как найти в слове корень? |
7 |
|
36 |
Сложные слова |
11 |
|
37 |
Что такое окончание? Как найти в слове окончание? |
12 |
|
38 |
Что такое приставка? Как найти в слове приставку? |
13 |
|
39 |
Значения приставок |
14 |
|
40 |
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? |
18 |
|
41 |
Значения суффиксов |
19 |
|
42 |
Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» |
20 |
|
43 |
Что такое основа слова? |
21 |
|
24 |
Обобщение знаний о составе слова. |
25 |
|
45 |
Контрольный диктант по теме «Состав слова» |
26 |
|
46 |
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. |
27 |
|
47 |
Обучающее изложение |
28 |
|
Раздел 5. Правописание частей слова (17 часов) |
|||
48 |
В каких значимых частях слова есть орфограммы? |
2.12 |
|
49 |
Правописание слов с безударными гласными в корне |
3 |
|
50 |
Правописание слов с безударными гласными в корне |
4 |
|
51 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
5 |
|
52 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
9 |
|
53 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
10 |
|
54 |
Обучающее изложение |
11 |
|
55 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне |
12 |
|
56 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне |
16 |
|
57 |
Правописание слов с удвоенными согласными |
17 |
|
58 |
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» |
18 |
|
59 |
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» |
19 |
|
60 |
Правописание суффиксов и приставок |
23 |
|
61 |
Правописание суффиксов и приставок |
24 |
|
62 |
Правописание приставок и предлогов |
25 |
|
63 |
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком |
26 |
|
64 |
Обучающее изложение |
30 |
|
Раздел 6. Части речи (61часов) |
|||
65 |
Части речи |
09.01 |
|
66 |
Имя существительное и его роль в речи. |
13.01 |
|
67 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
14 |
|
68 |
Обучающее изложение |
15 |
|
69 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
16 |
|
70 |
Число имён существительных |
20 |
|
71 |
Род имён существительных |
21 |
|
72 |
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих |
22 |
|
73 |
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих |
23 |
|
74 |
Обучающее изложение |
27 |
|
75 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
28 |
|
76 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Склонение имён существительных |
29 |
|
77 |
Контрольный диктант по итогам 1 полугодия. |
30 |
|
78 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Разделительный твёрдый и мягкий знаки |
3.02 |
|
79 |
Падеж имён существительных |
4 |
|
80 |
Падеж имён существительных |
5 |
|
81 |
Изменение по падежам имён существительных. |
6 |
|
82 |
Именительный падеж |
10 |
|
83 |
Родительный падеж |
11 |
|
84 |
Дательный падеж |
12 |
|
85 |
Винительный падеж |
13 |
|
86 |
Творительный падеж |
17 |
|
87 |
Предложный падеж |
18 |
|
88 |
Обучающее изложение |
19 |
|
89 |
Все падежи |
20 |
|
90 |
Обобщение знаний |
25 |
|
91 |
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» |
26 |
|
92 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
27 |
|
93 |
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное». Работа над ошибками. |
2.03 |
|
94 |
Значение и употребление имён прилагательных в речи |
3 |
|
95 |
Роль прилагательных в тексте |
4 |
|
96 |
Текст – описание |
5 |
|
97 |
Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна - Лебедь» |
10 |
|
98 |
Род имён прилагательных |
11 |
|
99 |
Изменение имён прилагательных по родам |
12 |
|
100 |
Число имён прилагательных |
16 |
|
101 |
Число имён прилагательных |
17 |
|
102 |
Изменение имён прилагательных по падежам |
18 |
|
103 |
Изменение имён прилагательных по падежам |
19 |
|
104 |
Обобщение знаний |
30 |
|
105 |
Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» |
31 |
|
106 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
1.04 |
|
107 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
2 |
|
108 |
Личные местоимения |
6 |
|
109 |
Изменение личных местоимений по родам |
7 |
|
110 |
Местоимение |
8 |
|
111 |
Обучающее изложение |
9 |
|
112 |
Значение и употребление глаголов в речи |
13 |
|
113 |
Неопределённая форма глагола |
14 |
|
114 |
Число глаголов |
15 |
|
115 |
Времена глаголов |
16 |
|
116 |
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов |
20 |
|
117 |
Изменение глаголов по временам |
21 |
|
118 |
Изменение глаголов по временам |
22 |
|
119 |
Обучающее изложение |
23 |
|
120 |
Род глаголов в прошедшем времени |
27 |
|
121 |
Род глаголов в прошедшем времени |
28 |
|
122 |
Правописание частицы не с глаголами |
29 |
|
123 |
Правописание частицы не с глаголами |
30 |
|
124 |
Обобщение знаний |
4.05 |
|
125 |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
5 |
|
Раздел 7. Повторение изученного за год (12 часов) |
|||
126 |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Части речи |
6 |
|
127 |
Обучающее изложение |
7 |
|
128 |
Обобщение изученного о слове, предложении |
11 |
|
129 |
Правописание окончаний имён прилагательных |
12 |
|
130 |
Правописание приставок и предлогов |
13 |
|
131 |
Правописание безударных гласных |
14 |
|
132 |
Правописание значимых частей слова |
18 |
|
133 |
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова |
19 |
|
134 |
Обучающее изложение |
20 |
|
135 |
Текст. |
21 |
|
136 |
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» |
25 |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
1. Горецкий В.Г. , Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы.
2.Учебник Русский языкКанакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Часть 1.Ч. 2
3.Методические пособия: Русский языкКанакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс. Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 класс.
Технические средства обучения
1. Интерактивная доска.
2. Проектор.
3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
4. Компьютер.
5.Принтер, сканер.
6. Электронные тесты и тесты на бумажных носителях.
Дидактический материал
1. Комплект наглядных пособий для 3 класса.
2. Наглядный материал по темам курса.
3. Учебные таблицы.
4.Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
5.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку
6.Словари по русскому языку: толковый словарь.
7.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий по русскому языку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.