Пояснительная записка
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 245 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
• Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
• Приказ от 31.12.2015 №1577 « О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
• Основная образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов Новошахтинской школы-интерната на 2021-2022 учебный год.
• Программа воспитания ГБОУ РО Новошахтинской школы-интерната, утвержденная приказом от 31.08.2021 №226
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса среднего общего образования (базовый уровень) разработана на основе программы «Русский язык. 5-9 класс. Программа для общеобразовательных учреждений. ФГОС - М.: Вентана-Граф, 2010, автор-составитель Савчук Л.О. Учебник «Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф, 2015.
Данная программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю), фактически 197 часов (совмещены уроки повторения в конце учебного года) в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» в 6 классе
Личностные:
у обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к русскому языку как к учебному предмету и как к общественному явлению;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей лингвистической деятельности;
- любовь к родному языку, понимание своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя русского народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- понимание величия родного языка, понимание тгог, что это язык великих мастеров слова;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на литературный язык как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания бережного отношения к языку, к языковому наследию.
Регулятивные:
обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
обучающийся научится:
-основам реализации проектно - исследовательской деятельности
-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов);
-заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;
-давать определение понятиям; устанавливать родо-видовые отношения;
-обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
-работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию о языковых явлениях с помощью инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
-основам рефлексивного чтения; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
Коммуникативные:
обучающийся научится:
-понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнера;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметные:
обучающийся научится:
-понимать основные функции языка, ролиь русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, связь языка и культуры народа,
-понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
-базовым понятиям лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
-овладеет основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
-различным видам анализа слова (фонетическому, морфемному, словообразовательный, лексический, морфологическому), синтаксическому анализу словосочетания и предложения, многоаспектному анализу текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
-осознавать эстетическую функцию родного языка, оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание предмета
Речь и речевое общение (2 ч.)
Сочетание разных видов монолога. Диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию. Условия речевого общения.
Речевая деятельность (18 ч.)
Основные особенности аудирования, говорения, чтения, письма как видов речевой деятельности. Основная и дополнительная информация текстов.
Аудирование (выборочное, ознакомительное, детальное). Приемы, повышающие эффективность слушания устной монологической речи.
Чтение. Стратегии ознакомительного, просмотрового способов (видов) чтения; приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Поиск информации в Интернете по ключевым словам.
Культура чтения и аудирования.
Говорение. Основные особенности устного высказывания. Сжатый, выборочный, развернутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.
Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания аннотации, заявления.
Текст (7 ч.)
Текст, его признаки. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.
Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Описание как функционально-смысловые тип речи, его особенности (описания предмета, состояния, процесса); сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи.
Основные виды информационной переработки текста: план (сложный), аннотация.
Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка (7 ч.)
Функциональные разновидности языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка. Основные жанры разговорной речи: рассказ, беседа. Их особенности.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, его особенности.
Основные жанры научного стиля: аннотация, её особенности.
Основные жанры публицистического стиля: выступление, его особенности.
Общие сведения о языке (1 ч.)
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия, графика (8 ч.)
Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Сильная и слабая фонетическая позиция. Чередования звуков.
Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени).
Морфемика и словообразование (10 ч.)
Словообразование и изменение форм слов, формообразующие и словообразующие морфемы.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и ловообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка.
Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочно-суффиксальный способ). Сложение как способ словообразования. Сложные слова. Соединительные гласные о, е. Род сложносокращённых слов, их согласование с глаголами прошедшего времени.
Лексикология и фразеология (6 ч.)
Лексикология. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.
Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Стилистические пометы в толковых словарях русского языка.
Фразеологизмы, их признаки и значение. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.
Морфология (51 ч.)
Морфология как раздел грамматики (повторение).
Глагол как часть речи (повторение).
Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия.
Деепричастие, его грамматические признаки. Наречные и глагольные признаки деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Синтаксическая функция деепричастия.
Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений.
Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных.
Правописание: орфография и пунктуация (73 ч.)
Орфография как система правил правописания слов и их форм.
Правописание морфем. Правописание гласных и согласных в корнях изучаемых слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных в суффиксах причастий, наречий. Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких причастий, наречий.
Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни с причастиями, деепричастиями.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.
Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса.
Пунктуация. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения. Выделение на письме причастных и деепричастных оборотов.
Язык и культура. Культура речи (11 ч.)
Культура речи как раздел лингвистики. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные нормы употребления причастий, деепричастий, местоимений наречий. Варианты норм.
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.
Взаимосвязь языка и культуры
Русский речевой этикет
График выполнения практической части программы.
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
|||
сочинение |
изложение. |
контр. раб. |
диктант |
|||
1. |
Повторение изученного в 5 классе |
12 ч. |
14.09. |
|
|
16.09. |
2. |
Фонетика |
21 ч. |
|
19.10. |
|
14.10. |
3. |
Морфемика и словообразование |
22 ч. |
|
24.11. |
|
19.11. |
4. |
Лексика и фразеология |
16 ч. |
|
6.12. |
|
17.12. |
5. |
Морфология. Причастия |
35 ч. |
16.02. |
24.01. |
21.01. 14.02. |
3.02. |
6. |
Морфология. Деепричастие |
12 ч. |
|
10.03. |
|
3.03. |
7. |
Стили речи |
8 ч. |
|
|
15.03. |
|
8. |
Морфология. Имя числительное |
29 ч. |
5.04. 27.04. |
|
|
21.04. |
9. |
Морфология. Местоимение |
20 ч. |
|
|
|
20.05. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
|||
|
Глава 1.Что значит «современный литературный язык»? О языке и речи. |
|
|
|
1. |
Вводный урок. О языке и речи. |
1. |
01.09. |
|
2. |
Разновидности русского языка (повторение). |
1. |
02.09. |
|
3. |
Имя существительное. |
1. |
03.09. |
|
4. |
Имя прилагательное. |
1. |
06.09. |
|
5. |
Глагол. |
1. |
06.09. |
|
6. |
Правописание падежных окончаний имён существительных. |
1. |
07.09. |
|
7. |
Правописание окончаний имён прилагательных. |
1. |
08.09. |
|
8. |
Правописание личных окончаний глаголов. |
1. |
09.09. |
|
9. 10. |
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами. |
2. |
10.09. 13.09. |
|
11. |
Текст. Основные признаки текста |
1. |
13.09. |
|
12. |
Р/р Сочинение-описание по картине с использованием текста К. Паустовского - стр. 46 |
1. |
14.09. |
|
13. |
Комплексное повторение материала главы 1 |
1. |
15.09. |
|
14. |
Диагностическая контрольная работа. |
|
16.09. |
|
15. |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
|
17.09. |
|
16. |
Язык и культура. Культура речи. Литературный язык и просторечие. |
1. |
20.09. |
|
|
Глава 2. Что значит работать над своей речью? |
|
|
|
17. |
О языке и речи. Ситуация речевого общения. |
1. |
20.09. |
|
18. 19. |
Система языка. Фонетика и графика. Повторение изученного в 5 классе. Позиционные чередования звуков. |
2. |
21.09. 22.09. |
|
20. 21. |
Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков. |
2. |
23.09. 24.09. |
|
22. |
Сильные и слабые фонетические позиции согласных по глухости-звонкости. |
1. |
27.09. |
|
23. |
Сильные и слабые фонетические позиции согласных по твёрдости-мягкости. |
1. |
27.09. |
|
24. |
Слогораздел: открытые и закрытые слоги. |
1. |
28.09. |
|
25. |
Правописание. Правописание согласных. |
1. |
29.09. |
|
26. 27. |
Правописание безударных гласных. |
2. |
30.09. 01.10. |
|
28. 29. |
Гласные А и О в корнях с чередованием (повторение) |
2. |
04.10. 04.10. |
|
30. |
Гласные Е и И в корнях с чередованием |
1. |
05.10. |
|
31. |
Правописание гласных в корнях с чередованием. |
1. |
06.10. |
|
32. |
Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: -клан-//-клон-. |
1. |
07.10. |
|
33. |
Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: -твар-//-твор-. |
1. |
08.10. |
|
34. |
Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: -плав-//-плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч-. |
1. |
11.10. |
|
35. |
Основные правила переноса. |
1. |
11.10. |
|
36. |
Язык и культура. Культура речи. Современные варианты орфоэпических норм. |
1. |
12.10. |
|
37. |
Комплексное повторение материала главы 2. |
1. |
13.10. |
|
38. |
Контрольная работа (диктант) по теме «Фонетика и правописание». |
1. |
14.10. |
|
39. |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
1. |
15.10. |
|
40. 41. |
Текст. План текста: вопросный, назывной, тезисный. |
2. |
18.10. 18.10. |
|
42. 43. |
Р/р Обучение изложению. Упр.116 |
2. |
19.10. 20.10. |
|
|
Глава 3.Что такое сферы общения? |
|
|
|
44. |
О языке и речи. Сферы общения. |
1. |
21.10. |
|
45. |
Морфемика и словообразование. Корневые и служебные морфемы. |
1. |
22.10. |
|
46. |
Виды служебных морфем: формообразующие морфемы (окончания, суффиксы). |
1. |
25.10. |
|
47. |
Виды служебных морфем: формообразующие морфемы (приставка, суффикс, постфикс) |
1. |
25.10. |
|
48. |
Нулевые словообразовательные морфемы. |
1. |
26.10. |
|
49. |
Основы производных и непроизводных слов. |
1. |
27.10. |
|
50. 51. 52. |
Морфологические способы словообразования. |
3. |
28.10. 29.10. 08.11. |
|
53. |
Способы образования сложных и сложносокращённых слов |
1. |
08.11. |
|
54. |
Морфемный и словообразовательный разбор. |
1. |
09.11. |
|
55. 56. |
Правописание. Правописание приставок (повторение). |
2. |
10.11. 11.11. |
|
57. 58 |
Правописание приставок пре-, при-. |
2. |
12.11. 15.11. |
|
59. 60. |
Правописание сложных существительных с соединительными гласными. |
2. |
15.11. 16.11. |
|
61. 62. |
Правописание сложных имён прилагательных. |
2. |
17.11. 18.11 |
|
63. |
Контрольная работа (диктант)по теме: «Морфемика и словообразование». |
1. |
19.11. |
|
64. |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
1. |
22.11. |
|
65. |
Р/р Устное описание картины. |
1. |
22.11. |
|
66. |
Текст. План текста: простой и сложный. |
1. |
23.11. |
|
67. |
Р/р Сжатое изложение. |
1. |
24.11. |
|
68. |
Язык и культура. Культура речи. Говорим без ошибок. |
1. |
25.11. |
|
69. |
Повторение. Комплексное повторение материала главы 3. |
1. |
26.11. |
|
|
Глава 4.Сколько стилей в современном литературном языке? |
|
|
|
70. |
О языке и речи. Стили литературного языка |
1. |
29.11. |
|
71. |
Система языка. Лексика и фразеология. Слово – основная единица лексикологии (повторение). |
1. |
29.11. |
|
72. |
Паронимы. |
1. |
30.11. |
|
73. |
Стилистическая окраска лексики литературного языка. |
1. |
01.12. |
|
74. |
Лексика ограниченного употребления: диалектизмы. |
1. |
02.12. |
|
75. |
Лексика ограниченного употребления: жаргонизмы. |
1. |
03.12. |
|
76. |
Слова с эмоциональной окраской. |
1. |
06.12. |
|
77. |
Р/р Сжатое изложение. |
1. |
06.12. |
|
78. |
Правописание. Употребление прописных и строчных букв (повторение). |
1. |
07.12. |
|
79. 80. |
Правописание суффиксов прилагательных. Буквы –н- и -нн- в суффиксах отымённых прилагательных. |
2. |
08.12. 09.12. |
|
81. |
Суффиксы – ск-//-к- в отымённых прилагательных. |
1. |
10.12. |
|
82. |
Суффиксы прилагательных –ев-//-ов-//-ёв- и –ив-, -лив-, -чив-. |
1. |
13.12. |
|
83. |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение). |
1. |
13.12. |
|
84. |
Текст. Средства связи предложений и частей текста |
1. |
14.12. |
|
85. |
Язык и культура. Культура речи. Нормативные словари современного русского языка. |
1. |
15.12. |
|
86. |
Комплексное повторение главы 4. |
1. |
16.12. |
|
87. |
Контрольная работа (диктант) по теме: «Лексика и фразеология. Правописание». |
1. |
17.12. |
|
88. |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
1. |
20.12. |
|
|
Глава 5. Трудно ли освоить язык науки? |
|
|
|
89. |
О языке и речи. Научный стиль. |
1. |
20.12. |
|
90. |
Система языка. Морфология. Части речи (повторение) |
1. |
21.12. |
|
91. |
Глагол как часть речи (повторение). |
1. |
22.12. |
|
92. |
Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного. |
1. |
23.12. |
|
93. 94. |
Признаки прилагательного у причастия. |
2. |
24.12. 10.01 |
|
95. |
Суффиксы причастий. |
1. |
10.01. |
|
96. 97. |
Образование действительных причастий настоящего времени. |
2. |
11.01. 12.01. |
|
98. |
Образование действительных причастий прошедшего времени. |
1. |
13.01. |
|
99. |
Р/р Редактирование текста. |
1. |
14.01. |
|
100. |
Образование страдательных причастий настоящего времени. |
1. |
17.01. |
|
101. 102. |
Образование страдательных причастий прошедшего времени. |
2. |
17.01. 18.01. |
|
103. |
Краткие страдательные причастия. |
1. |
19.01. |
|
104. |
Морфологический разбор причастия. |
1. |
20.01. |
|
105. |
Контрольная работа по теме «Действительные и страдательные причастия». |
1. |
21.01. |
|
106. |
Правописание. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. |
1. |
24.01. |
|
107. |
Р/р Свободное изложение. |
1. |
24.01. |
|
108. 109. |
Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени. |
2. |
25.01. 26.01. |
|
110. 111. |
Буквы Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных. |
2. |
27.01. 28.01. |
|
112. 113. |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
2. |
31.01. 31.01. |
|
114. 115. |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
2. |
01.02. 02.02. |
|
116. |
Контрольная работа (диктант) по теме «Причастие». |
1. |
03.02. |
|
117. |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
1. |
04.02. |
|
118. |
Текст. Типы речи в научном стиле литературного языка. |
1. |
07.02. |
|
119. 120. |
Язык и культура. Культура речи. Употребление причастий в литературном языке. |
2. |
07.02. 08.02. |
|
121. 122. 123. |
Употребление причастного оборота. |
3. |
09.02. 10.02. 11.02. |
|
124. |
Контрольная работа (тест) по теме «Причастный оборот». |
1. |
14.02. |
|
125. |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
1. |
14.02. |
|
126. 127. |
Р/р Сочинение о природе. |
2. |
15.02. 16.02. |
|
|
Глава 6. В чём особенности официальных документов? |
|
|
|
128. |
О языке и речи. Официально-деловой стиль |
1. |
17.02. |
|
129. |
Система языка. Деепричастие. Деепричастие как форма глагола. |
1. |
18.02. |
|
130. 131. |
Образование деепричастий. |
2. |
21.02. 21.02 |
|
132. 133. |
Деепричастный оборот. |
2. |
22.02. 24.02. |
|
134. |
Морфологический разбор деепричастия. |
1. |
25.02. |
|
135. 136. |
Правописание. Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями |
2. |
28.02. 28.02. |
|
137. 138. |
Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами. |
2. |
01.03. 02.03. |
|
139. |
Контрольная (диктант) работа по теме «Деепричастие». |
1. |
03.03. |
|
140. |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
1. |
04.03. |
|
141. |
Текст. Деловые бумаги: заявление. |
1. |
05.03. |
|
142. |
Типы речи: официально-деловое и художественное описание. |
1. |
05.03. |
|
143. 144. |
Р/р Изложение с творческим заданием. |
2. |
09.03. 10.03. |
|
145. |
Язык и культура. Культура речи. Употребление деепричастий в литературном языке. |
1. |
11.03. |
|
146. 147. |
Комплексное повторение материала главы 6. |
2. |
14.03. 14.03. |
|
148. |
Контрольная работа (тест) по теме «Стили речи» |
1. |
15.03. |
|
149. |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
1. |
16.03. |
|
|
Глава 7. В чём особенности публицистической речи? |
|
|
|
150. |
О языке и речи. Публицистический стиль |
1. |
17.03. |
|
151. |
Система языка. Имя числительное. Имя числительное как часть речи. |
1. |
18.03. |
|
152. |
Простые, сложные и составные числительные. |
1. |
28.03. |
|
153. |
Количественные числительные. |
1. |
28.03. |
|
154. 155. |
Склонение простых количественных числительных. |
2. |
29.03. 30.03. |
|
156. |
Склонение числительных 40, 90, 100. |
1. |
31.03. |
|
157. |
Склонение сложных числительных. |
1. |
01.04. |
|
158. |
Склонение составных количественных числительных. |
1. |
04.04. |
|
159. 160. |
Р/р Сочинение-описание. |
2. |
04.04. 05.04. |
|
161. |
Обозначение дробных чисел. |
1. |
06.04. |
|
162. |
Склонение числительных полтора, полтораста. |
1. |
07.04. |
|
163. |
Собирательные числительные. |
1. |
08.04. |
|
164. |
Склонение числительных. |
1. |
11.04. |
|
165. |
Порядковые числительные. |
1. |
11.04. |
|
166. |
Морфологический разбор имени числительного. |
1. |
12.04. |
|
167. |
Правописание мягкого знака в именах числительных. |
1. |
13.04. |
|
168. 169. |
Слитное и раздельное написание числительных. |
2. |
14.04. 15.04. |
|
170. |
Текст. Соединение в тексте разных типов речи. |
1. |
18.04. |
|
171. |
Язык и культура. Культура речи. Употребление числительных в литературном языке. |
1. |
18.04. |
|
172. 173. |
Комплексное повторение материала главы 7. |
2. |
19.04. 20.04. |
|
174. |
Контрольная работа по теме «Имя числительное».(промежуточная аттестация) |
1. |
21.04. |
|
175. |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
1. |
22.04. |
|
|
Глава 8. Есть ли правила у беседы. |
|
|
|
176. |
О языке и речи. Обиходная разговорная речь. |
1. |
25.04 |
|
177. |
Система языка. Местоимение. Знаменательные и местоименные части речи |
1. |
25.04. |
|
178. |
Особенности местоимения как части речи. |
1. |
26.04. |
|
179. |
Личные местоимения. |
1. |
27.04. |
|
180. |
Склонение личных местоимений. |
1. |
28.04. |
|
181. |
Возвратные местоимения. |
1. |
29.04 |
|
182. |
Притяжательные местоимения. |
1. |
04.05. |
|
183. |
Определительные местоимения. |
1. |
05.05. |
|
184. 185. |
Указательные местоимения. |
2. |
06.05. 11.05. |
|
186. 187. |
Вопросительные и относительные местоимения. |
2. |
12.05. 13.05. |
|
188. 189. |
Неопределённые и отрицательные местоимения. |
2. |
16.05. 16.05 |
|
190. |
Морфологический разбор местоимения. |
1. |
17.05 |
|
191. |
Правописание. Правописание местоимений с предлогами. |
1. |
18.05. |
|
192. |
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. |
1. |
19.05. |
|
193. |
Контрольная работа (диктант) по теме «Местоимение». |
1. |
20.05. |
|
194. |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
1. |
23.05. |
|
195. |
Язык и культура. Культура речи. Употребление местоимений в литературном языке. |
1. |
23.05. |
|
196. 197. |
Комплексное повторение. |
2. |
24.05. 25.05. |
|
Модуль «Школьный урок»
№ |
Тема (раздел) |
Кол-во часов |
Формы построения уроков |
Материально-техническое (оборудование) |
Воспитательный потенциал раздела |
1 |
Язык. Речь. Общение. |
24 |
Коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником.
|
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентации к урокам, 2. АсмоловА.Г., БурменскаяГ.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал |
Осознание роли русского языка в умении общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации. |
2 |
Повторение изученного в 5 классе. |
12 |
Урок - семинар, урок-исследование, урок- практикум, урок- зачет, урок- игра. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентации к урокам, АсмоловА.Г., БурменскаяГ.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал |
Формирование отношения к русскому языку как основе развития мышления и средству обучения в школе. |
3 |
Текст. |
14 |
Коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентации к урокам, Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000АсмоловА.Г., БурменскаяГ.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал |
Создание условий для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования. |
4 |
Лексика. Культура речи. |
16 |
Коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентации к урокам, АсмоловА.Г., БурменскаяГ.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал |
Обогащение словарного запаса с целью овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. |
5 |
Словообразование. Орфография. Культура речи. |
22 |
Урок-эксперимент, урок-игра, аукцион знаний, коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентации к урокам, АсмоловА.Г., БурменскаяГ.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал |
Формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности. |
6 |
Морфология и орфография. Культура речи. |
96 |
Коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником, урок-эксперимент, урок-игра, аукцион знаний. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентации к урокам, Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004 АсмоловА.Г., БурменскаяГ.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал |
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками с целью саморазвития и самосовершенствования. |
7 |
Повторение изученного в 5-6 классах. |
12 |
Урок-эксперимент, урок-игра, аукцион знаний, коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентации к урокам, АсмоловА.Г., БурменскаяГ.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал |
Развитие готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.