Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 245 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
• Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
• Приказ от 31.12.2015 №1577 « О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
• Основная образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов Новошахтинской школы-интерната на 2021-2022 учебный год.
• Программа воспитания ГБОУ РО Новошахтинской школы-интерната, утвержденная приказом от 31.08.2021 №226
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы / под ред. Л.О. Савчук и Е.Я Шмелевой, - М.: Вентана-Граф, 2014.Для реализации программы используется учебник учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык 7 класс» под ред. А.Д. Шмелева, М. Вентана-Граф, 2017 г.
Данная рабочая программа для 7 класса рассчитана на 170 часов, фактически 165 часов (объединены уроки по теме «Словосочетание», сокращено количество уроков «Повторение» в конце учебного года) согласно календарному учебному графику на 2021 -2022 учебный год (5 часов в неделю). При этом 4 часа – за счет федерального компонента, 1 час за счет компонента образовательного учреждения ,1 час предусмотрен на закрепление трудных случаев орфографии: правописания наречий, предлогов, союзов, а также правописания других частей речи, отработку грамматических и синтаксических норм языка в разделе учебника «Говорим без ошибок».
Цели изучения предмета русский язык.
1) в направлении личностного развития
- воспитание и уважение к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
- осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально- этических норм, принятых в обществе;
- осознание эстетической ценности родного языка;
2) в метапредметном направлении
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
3) в предметном направлении
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
- овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- расширение объёма используемых в речи грамматических средств;
- совершенствование способности применять приобретённые знания, умения, навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основные задачи учебного курса.
Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве, выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразовании, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также применять данные знания на практике;
Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
Формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Планируемые результаты изучения учебного курса русского языка
Русский язык является приоритетным для формирования познавательных универсальных учебных действий[1]:
По завершении 7 класса обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
обучающийся научится:
- основам реализации проектно - исследовательской деятельности
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;
- давать определение понятиям; устанавливать родо-видовые отношения;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
обучающийся получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Также с помощью русского языка достигаются следующие результаты освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
обучающийся научится
- пониманию русского языка как одной из основных национально - культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него; сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
обучающийся получит возможность
- приобрести достаточный объём словарного запаса и усвоенные грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
метапредметные:
обучающийся научится
владению всеми видами речевой деятельности:
- понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации;
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
обучающийся получит возможность применению приобретенных знаний, умений и навыков:
- в повседневной жизни;
- для использования родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам;
- анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.
Содержание учебного материала.
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Учитывая решающий вклад данных разделов в формирование метапредметных результатов, время, отведенное на освоение их содержания не ограничивается количеством часов, указанным в программе на получение знаний, соответствующих данным разделам, поскольку овладение необходимыми навыками и умениями осуществляется на каждом уроке.
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация». Освоение разделов данной линии формирует основную часть предметных результатов курса русского языка.
Третья содержательная линия представлена в программе разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом. Освоение содержания данных разделов вносит существенный вклад в формирование личностных результатов.
В учебном процессе указанные содержательные линии естественным образом интегрированы: получение знаний, соответствующих каждому разделу, сопровождается овладением необходимыми умениями и навыками, совершенствованием видов речевой деятельности, развитием различных коммуникативных умений и углублением представлений о родном языке как национально-культурном феномене. При этом структура учебников УМК по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева, обеспечивающего освоение курса русского языка по данной программе, в общих чертах отражает её содержательные линии.
Программа подчёркивает направленность курса русского языка на формированиефункциональной грамотности, которая понимается как способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, максимально быстро адаптируясь к ней и проявляя способность ко взаимодействию и взаимопониманию. Формирование функциональной грамотности должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях. Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Общие сведения о языке. (4ч.)
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Речевая деятельность.(16 ч.)
Фонетика и орфоэпия. Графика. (1ч.)
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование. (4ч.)
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология (5ч.)
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.)и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология. (37ч.)
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис. (23ч.)
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация.(53ч.)
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура. (8ч.)
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
График выполнения практической части программы.
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
|||
изложение |
сочинение |
контр.работы (тест) |
диктант |
|||
1. |
Фонетика. Морфемика. Морфология. |
22 часа |
17.09. |
27.09. |
|
21.09. |
2. |
Лексика.Правописание. |
24 часа |
27.11. |
06.10 |
|
21.10. |
3. |
Наречие. |
32 часа |
01.12. 13.12. |
10.11. |
16.12. |
08.12. |
4. |
Служебные части речи. |
34 часа |
01.02. |
20.01. |
26.01. 16.02. |
08.02. |
5. |
Синтаксис. |
21 час |
16.03. |
|
|
14.03. |
6. |
Предложение – основная единица синтаксиса. |
21 час |
19.04. |
27.04. |
|
15.04. 22.04. |
7. |
Второстепенные члены предложения. |
17 часов |
04.05. |
|
13.05. |
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения
|
|
по плану |
по факту |
|||
1. |
Русский язык – один из индоевропейских языков. |
1. |
01.09. |
|
2. |
Фонетика. Сильные и слабые позиции звуков. |
1. |
02.09. |
|
|
Морфемика. Словообразование. |
|
|
|
3. |
Виды морфем. |
1. |
03.09. |
|
4. |
Способы словообразования (повторение). |
1. |
06.09. |
|
5. |
Сращение как способ словообразования. |
1. |
07.09. |
|
6. |
Переход слов из одной части речи в другую. |
1. |
08.09. |
|
|
Морфология. |
|
|
|
7. 8. |
Именные части речи. |
2. |
09.09. 10.09. |
|
9. 10. |
Глагол и его формы. |
2. |
13.09. 14.09. |
|
11. |
Правописание окончаний прилагательных и причастий. |
1. |
15.09. |
|
12. 13. |
Р/р Изложение (упр.61,71). |
2. |
16.09. 17.09. |
|
14. |
Правописание суффиксов существительных. |
1. |
20.09. |
|
15. 16. |
Диагностическая контрольная работа. Анализ работ. |
2. |
21.09. 22.09. |
|
17. |
Правописание суффиксов существительных. |
1. |
23.09. |
|
18. |
Беседа и спор. |
1. |
24.09. |
|
19. |
Р/р Сочинение-рассуждение по картине. |
1. |
27.09. |
|
20. |
Правила эффективного общения. |
1. |
28.09. |
|
21. 22. |
Комплексное повторение главы 1.
|
2. |
29.09. 30.09. |
|
|
Глава 2. Какие языки – предки были у русского языка? |
|
|
|
23. |
Происхождение русского языка. Группы слов в лексике языка. |
1. |
01.10. |
|
24. |
Однозначные и многозначные слова. |
1. |
04.10. |
|
25. |
Лексика исконная и заимствованная. |
1. |
05.10. |
|
26. |
Р/р Сочинение-рассуждение о семье.(упр.24) |
1. |
06.10. |
|
27. |
Старославянизмы и устаревшая лексика. |
1. |
07.10. |
|
28. |
Неологизмы. |
1. |
08.10. |
|
29. |
Правописание корней с чередованием. |
1. |
11.10. |
|
30. |
Двойные согласные. |
1. |
12.10. |
|
31. |
Гласные после шипящих и Ц. |
1. |
13.10. |
|
32. 33. |
Правописание Н и НН в разных частях речи.
|
2. |
14.10. 15.10. |
|
34. 35. |
Слитное, раздельное и дефисное написание слов. |
2. |
18.10. 19.10. |
|
36. |
Повторение материала главы 2. |
1. |
20.10. |
|
37. 38. |
Контрольный диктант по теме «Лексика. Правописание». Работа над ошибками. |
2. |
21.10. 22.10. |
|
39. 40. |
Выразительные средства языка. |
2. |
25.10. 26.10. |
|
41.
|
Р/р Сжатое изложение (упр.77). |
1. |
27.10.
|
|
42. |
Конспект. |
1. |
28.10. |
|
43. |
Р/р Конспект статьи учебника.(упр.87). |
1. |
29.10. |
|
|
Глава 3. Какие языки – родственники есть у русского языка. |
|
|
|
44. |
Русский язык в кругу других славянских языков. |
1. |
08.11. |
|
45. |
Наречие как часть речи. |
1. |
09.11. |
|
46. 47. |
Словообразование наречий. |
2. |
10.11. 11.11. |
|
48. |
Разряды наречий. |
1. |
12.11. |
|
49. |
Морфологический разбор наречий. |
1. |
15.11. |
|
50. 51. |
Степени сравнения наречий. |
2. |
16.11. 17.11. |
|
52. |
Р/р Сочинение по личным впечатлениям.(упр.33) |
1. |
18.11. |
|
53. |
Слова категории состояния как часть речи. |
1. |
19.11. |
|
54. |
Буква Ь после шипящих на конце наречий. |
1. |
22.11. |
|
55. |
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. |
1. |
23.11. |
|
56. |
Буквы А и О на конце наречий. |
1. |
24.11. |
|
57. |
Правописание Н и НН в наречиях. |
1. |
25.11. |
|
58. 59. |
Правописание НЕ с наречиями. |
2. |
26.11. 29.11. |
|
60. |
НЕ и НИ в отрицательных наречиях. |
1. |
30.11. |
|
61. |
Р/р Изложение с элементами сочинения.(упр.69). |
1. |
01.12. |
|
62. 63. |
Дефис в наречиях. |
2. |
02.12. 03.12. |
|
64. 65. |
Слитное и раздельное написание наречий. |
2. |
06.12. 07.12. |
|
66. |
Контрольный диктант по теме «Правописание наречий». |
1. |
08.12. |
|
67. |
Анализ диктанта. |
1. |
09.12. |
|
68. |
Использование наречий в текстах разных типов. |
1. |
10.12. |
|
69. |
Р/р Отзыв Изложение по тексту (упр.90) |
1. |
13.12. |
|
70. |
Употребление наречий в речи. |
1. |
14.12. |
|
71. |
Комплексное повторение главы 3. |
1. |
15.12. |
|
72. 73. |
Контрольная работа по теме: «Наречие». Анализ работы. |
2. |
16.12. 17.12. |
|
|
Глава 4 Как изменяются языки? |
|
|
|
74. |
Изучение письменных памятников. |
1. |
20.12. |
|
75. |
Морфология. Служебные части речи. |
1. |
21.12. |
|
76. |
Предлог – служебная часть речи. |
1. |
22.12. |
|
77. |
Группы предлогов по структуре. |
1. |
23.12. |
|
78. |
Морфологический разбор предлога. |
1. |
24.12. |
|
79. |
Союз – служебная часть речи. |
1. |
10.01. |
|
80. |
Простые составные союзы. |
1. |
11.01. |
|
81. |
Разряды союзов. |
1. |
12.01. |
|
82. |
Сочинительные и подчинительные союзы. |
1. |
13.01. |
|
83. |
Морфологический разбор союза. |
1. |
14.01. |
|
84. |
Частица – служебная часть речи. |
1. |
17.01. |
|
85. |
Значения частиц. |
1. |
18.01. |
|
86. |
Морфологический разбор частицы. |
1. |
19.01. |
|
87. |
Р/р Сочинение на лингвистическую тему. |
1. |
20.01. |
|
88. |
Междометия – особый разряд слов. |
1. |
21.01. |
|
89. 90. |
Правописание предлогов. |
2. |
24.01. 25.01. |
|
91. 92. |
Контрольная работа по теме: «Служебные части речи». Анализ работ. |
2. |
26.01. 27.01. |
|
93. 94. |
Правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ. |
2. |
28.01. 31.01. |
|
95. |
Р/р Изложение с элементами сочинения. |
1. |
01.02. |
|
96. 97. |
Правописание частиц НЕ и НИ. |
2. |
02.02. 03.02. |
|
98. |
Раздельное и дефисное написание частиц. |
1. |
04.02. |
|
99. |
Правописание междометий. |
1. |
07.02. |
|
100. 101. |
Диктант по теме: «Правописание служебных частей речи». Работа над ошибками. |
2. |
08.02. 09.02. |
|
102. |
Служебные части речи как средство связи предложений в тексте. |
1. |
10.02. |
|
103. |
Р/р Статья. Обучение сочинению по цитатному плану. |
1. |
11.02. |
|
104. |
Стилистическая роль служебных частей речи. |
1. |
14.02. |
|
105. |
Комплексное повторение материала главы 4. |
1. |
15.02. |
|
106. 107. |
Тестовая работа по теме: «Служебные части речи». Анализ тестовой работы. |
2. |
16.02. 17.02. |
|
|
Глава5. Как появился русский литературный язык? (12ч.) |
|
|
|
108. |
Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка. |
1. |
18.02. |
|
109 |
Синтаксис: словосочетание. Словосочетание как единица синтаксиса. |
1. |
21.02. |
|
110. |
Грамматическое значение словосочетаний. |
1. |
22.02. |
|
111. 112. |
Виды подчинительной связи в словосочетании. |
2. |
24.02. 25.02. |
|
113. |
Схема словосочетания. |
1. |
28.02. |
|
114. |
Нечленимые словосочетания. |
1. |
01.03. |
|
115. |
Употребление прописных и строчных букв. |
1. |
02.03. |
|
116. 117. |
Глаголы с суффиксами –ова- //-ева-, -ыва-//-ива-. –ва. |
2. |
03.03. 04.03. |
|
118. 119 |
Суффиксы причастий. |
2. |
05.03. 09.03. |
|
120. 121. |
Повторение главы 5. |
2. |
10.03. 11.04. |
|
122. |
Контрольный диктант по теме «Словосочетание». |
2. |
14.03. |
|
123. |
Синтаксические нормы: употребление словосочетаний. |
|
15.03. |
|
124 |
Р/р Изложение с изменением лица. |
|
16.03. |
|
125. |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
|
17.03. |
|
126. |
Деловые бумаги: расписка. |
1. |
18.03. |
|
|
Глава 6. Как связаны история народа и история языка? |
|
|
|
127. |
Исторические изменения в лексике русского языка. |
1. |
28.03. |
|
128. |
Предложение - основная единица синтаксиса. |
1. |
29.03. |
|
129. |
Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. |
1. |
30.03. |
|
130. |
Простое двусоставное предложение. |
1. |
31.03. |
|
131. |
Подлежащее двусоставного предложения. |
1. |
01.04. |
|
132. |
Типы сказуемого простого двусоставного предложения. |
1. |
04.04. |
|
133. |
Простое глагольное сказуемое. |
1. |
05.04. |
|
134. |
Составное глагольное сказуемое. |
1. |
06.04. |
|
135. |
Составное именное сказуемое. |
1. |
07.04. |
|
136. |
Выражение именной части составного сказуемого. |
1. |
08.04. |
|
137. |
Знаки пунктуации. |
1. |
11.04. |
|
138. |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
1. |
12.04. |
|
139. |
Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. |
1. |
13.04. |
|
140. |
Цитирование в тексте. |
1. |
14.04. |
|
141. |
Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения» (промежуточная аттестация). |
1. |
15.04. |
|
142. |
Работа над ошибками. |
1. |
18.04. |
|
143. |
Р/р Изложение по аудиотексту (упр.41) |
1. |
19.04. |
|
144. |
Выбор формы сказуемого в предложении. |
1. |
20.04. |
|
145. |
Повторение Комплексное повторение главы 6. |
1. |
21.04. |
|
146. 147. |
Контрольный диктант по теме: «Типы сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым». Работа над ошибками. |
2. |
22.04. 25.04. |
|
148. |
Историческая лингвистика. |
1. |
26.04 |
|
149. |
Р/р Сочинение об интересном растении. |
1. |
27.04. |
|
|
Глава 7. Как лингвисты изучают историю языка? |
|
|
|
150. |
Нераспространённые и распространённые предложения. |
1. |
28.04. |
|
151. |
Дополнение. |
1. |
29.04. |
|
152. |
Р/р Изложение с изменением лица. |
1. |
04.05. |
|
153. |
Определение. |
1. |
05.05. |
|
154. |
Приложение. |
1. |
06.05. |
|
155. |
Обстоятельство. |
1. |
11.05. |
|
156. |
Дефисное и раздельное написание приложений. |
1. |
12.05. |
|
157. 158. |
Контрольная работа по изученному в 7 классе. Работа над ошибками. |
2. |
13.05. 16.05. |
|
159. |
Дефисное и раздельное написание приложений. |
1. |
17.05. |
|
160. |
Способы связи предложений в тексте. |
1. |
18.05. |
|
161. |
Синтаксические нормы управления и согласования. |
1. |
19.05. |
|
162. 163. |
Комплексное повторение главы 7.
|
2. |
20.05. 23.05. |
|
164. 165. |
Обобщение изученного. |
2. |
24.05. 25.05. |
|
Модуль «Школьный урок»
№ |
Тема (раздел) |
Кол-во часов |
Формы построения уроков |
Материально-техническое (оборудование) |
Воспитательный потенциал раздела |
1 |
Русский язык как развивающееся явление. |
10 |
Урок-эксперимент, урок-игра, аукцион знаний, коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником. |
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998 Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 7 класс. М.: Вентана-Граф, 2010 Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006 Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000 http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. |
Усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе с целью совершенствование речевого развития обучающихся. |
2 |
Повторение изученного. |
12 |
Урок-эксперимент, урок-игра, аукцион знаний, коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником. |
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998 Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 7 класс. М.: Вентана-Граф, 2010 Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006 Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал |
Формирование отношения к русскому языку как основе развития мышления и средству обучения в школе. |
3 |
Морфология. Орфография. Культура речи. |
66 |
Урок-эксперимент, урок-игра, аукцион знаний, коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником. |
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998 Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 7 класс. М.: Вентана-Граф, 2010 Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006 Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал |
Овладение лингвистическим материалом для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности. |
4 |
Синтаксис. |
38 |
Урок-эксперимент, урок-игра, аукцион знаний, коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником. |
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998 Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 7 класс. М.: Вентана-Граф, 2010 Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006 Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал |
Обобщение изученного материала для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально- профессиональных ориентаций. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Учебники укомплектованы аудиоприложениями, включающими тексты к заданиям на развитие навыков разных видов аудирования, и приложениями с текстами учебных словарей, проектными заданиями и учебными инструкциями.
Основная литература
1. Шмелёв А.Д. и др. Русский язык: 7 класс. М.: Вентана-Граф, 2012
2. Савчук Л.О. русский язык :программа :5-9 классы общеобразовательных учреждений ;под ред. Е.Я.Шмелевой.- М.:Вентана- граф,2013.-168 с.
Дополнительная учебная литература
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
2. Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2010
3. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006
4. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000
Справочные пособия
1. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994
3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004
Мультимедийные пособия
1. Диск «Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий».
2. Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
3. Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
4. Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс».
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей
учащихся 7 класса по русскому языку
Познавательные универсальные учебные действия на уровне приобретённых знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Оценка «5» выставляется за
- безошибочную работу;
- при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте
- 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок;
- 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок;
- 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;
- 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены
- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;
- 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;
- 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено
- до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;
- 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;
- 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;
- 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Оценка дополнительных заданий при диктанте
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка контрольного словарного диктанта
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Оценка |
Содержание и речь |
Грамотность |
«5» |
- Содержание темы полностью соответ-ствует теме. - Фактические ошибки отсутствуют. - Содержание излагается последовательно. - Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. - Достигнуто стилевое единство и выразительность текста |
- 1 орфографическая ошибка - 1 пунктуационная ошибка - 1 грамматическая ошибка |
«4» |
- Содержание соответствует теме. - Имеются единичные фактические неточности. - Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. - Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. - Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью |
- 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки - 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки - 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок - 2 грамматические ошибки |
«3» |
- В работе допущены существенные отклонения от темы. - Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. - Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. |
- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки. |
Контрольно-измерительные материалы
Контрольный диктант по теме « Повторение в 5-6 кл.»
Купание коней
Река лежала без единой складочки. В ней отражались курчавые прибрежные кусты и неподвижные облака высокого неба.
Мальчики опустили поводья. Лошади жадно припали к парной воде. Они пили долго, не отрывали губ, а ребята спокойно сидели на них.
Первым оторвался от воды жеребец Гордый, он вскинул красивую, величественную голову, вытянул мускулистую шею и призывно заржал, словно хотел оповестить всех, что утолил жажду и теперь свеж и бодр. Потом властно ударил копытом по водяной глади. Вот вода достигла Гордому до груди, коснулась шеи. Жеребец оттолкнулся от песчаного дна, вытянулся и поплыл. Костя сделал большой круг по реке и направил коня к берегу. Мальчик сполз с мокрой спины лошади, нарвал осоки и принялся тереть бока, грудь и спину Гордого.
(121 слово)
Грамматическое задание:
1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2) Обозначьте морфемы в словах:
1 вариант: мускулистую, властно, ударил;
2 вариант: сделал, прибрежные, складочки.
3) Сделать фонетический разбор:
1 вариант: счёт;
2 вариант: ельник.
Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов»
В лесу
Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идет полная воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка, и мы по ней углубляемся в лес.
Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку. А она вся в крупных почках. Пройдет день, другой. Почки начнут лопаться, и из них покажутся зеленые молодые листочки.
Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет. Стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!
Грамматическое задание
Контрольный диктант по теме « Наречие»
Мой дом
Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.
Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.
Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь.
На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.
Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье. (По К. Паустовскому)
(159 слов)
Грамматическое задание:
1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
2) Обозначьте орфограммы в наречиях:
1-й вариант: 2-й абзац;
2-й вариант: последний абзац.
3) Сделайте морфемный разбор наречий: 1 вариант - по-осеннему, осторожно; 2 вариант – по-видимому, отчаянно
Контрольный диктант по теме «Типы сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым»
Свидетели истории
Деревья-долгожители – уникальные памятники природы. Их возраст – от пятисот до двух тысяч лет и более. Проносились бури, грозы обрушивали свои смертоносные молнии, шло быстротечное время. Ураганные ветры вырывали поодаль стоявшие деревья. А могучие долгожители не склоняли своей гордой головы перед натиском стихийных сил.
«Часовые века» - так назвал такие деревья Михаил Юрьевич Лермонтов. На протяжении многих столетий стоят они, являясь живыми свидетелями исторических событий, происходивших в разное время в человеческом обществе. Эти деревья – посланцы прошедших эпох и свидетели славных деяний народа.
Бережно хранят посаженную А.С.Пушкиным ель жители посёлка Языково Ульяновской области. В Орловской области экскурсанты подолгу стоят около любимого дуба И.С Тургенева.
Во многих уголках нашей Родины растут деревья - великаны, и из поколения в поколение народ передает о них сказания.
Грамматическое задание
Контрольный диктант по теме « Предлоги»
Хороши летние туманные дни. В такие дни нельзя стрелять. Птица, вылетев у вас из-под ног, тотчас исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Кругом невыразимо тихо. Всё проснулось и, несмотря на это, всё молчит. Дерево не шелохнётся. Сквозь тонкий пар, разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Лес постепенно превращается в высокую грудку полыни. Всюду туман. В продолжение некоторого времени тишина. Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий пар. Золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба, но как великолепен и ясен впоследствии становится день, когда свет восторжествует. Последние волны согретого тумана расстилаются в виде скатертей, извиваются и исчезают в голубой сияющей вышине. (По К. Паустовскому)
(132 слова)
Грамматическое задание:
1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений:
1 вариант -3, 2 вариант -7
2) Подчеркните производные предлоги.
Сделайте морфологический разбор одного предлога на выбор.
Контрольный диктант по теме « Союзы»
Мститель
Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.
Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо, подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.
Насколько я помню, я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать, орать, кататься по траве, чтобы было полегче, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы на мои глаза от несправедливости.
Ни один человек не заметил маленького происшествия. Все по-прежнему собирали картошку. Небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, чтобы в другой раз было неповадно. (По В. Солоухину)
Грамматическое задание:
1) Обведите союзы, связывающие части сложных предложений.
2) Объясните значение слова неповадно из последнего предложения.
Контрольный диктант по теме « Частицы»
Я живу в маленьком доме у моря. С высоких сосен всё время слетает и рассыпается в пыль снег. Слетает он от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.
Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти попротоптанной в снегу тропинке.
Море не замерло. Когда на море поднимаются волны, то слышен не шум прибоя, а шорох оседающего снега. Вокруг лежит тяжёлая мгла. Море уходит в чёрно-свинцовые дали. На нём не видно ни одного всплеска.
За слоем мглы лежит маленький рыбачий поселок. В посёлке этом сотни лет живут рыбаки, но так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно.
Но что бы ни случилось, сколько бы раз ни приходилось узнавать о гибели товарищей, всё равно надо и дальше делать своё дело. Уступать морю нельзя.
(По К. Паустовскому)
(143 слова)
Грамматическое задание:
1) Подчеркните все частицы.
2) Выполните морфемный разбор выделенных слов.
Итоговый контрольный диктант за 7 класс
В лесной глуши
Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.
Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.
Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.
Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.
В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел; изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота — кукушка.
Грамматическое задание:
1. Обозначьте морфемы в словах: сверху, свесившейся, перистыми (I вариант); изредка, освещение, гигантскими (II вариант).
2. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые входит наречие, охарактеризуйте смысловое значение наречий.
3. Выпишите два случая дефисного написания слов, объясните, к какой части речи относятся выписанные слова.
4. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения (I вариант); предложения 5 го предложения (II вариант).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.