Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрена на заседании МО учителей - предметников протокол № 1 от «30» августа 2022 г. Руководитель МО ___________ М.В. Ключникова |
Принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от «31» августа 2022 г.
|
Утверждена Приказ № 84 от «01» сентября 2022 г. Директор школы __________Е.А. Губанова
|
Рабочая программа
по русскому языку
для 7 «Б» класса
2022 – 2023 учебный год
Разработана: учителем русского языка и литературы
Ключниковой Мариной Вячеславовной
Суворов – 2022
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии
с Положением о рабочей программе учебного предмета и внеурочной деятельности, коррекционных курсов государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на основании следующих нормативных документов – правовых документов:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
2.Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.Я. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова.- М.: Просвещение, 2019.- 230 с.
Программа ориентирована на использование учебника Русский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 6-е изд. М.: Просвещение, 2020.- 256 с.
Уровень программы – адаптированный.
Настоящая программа составлена на 136 часов и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня образования, который необходим ему для социальной адаптации.
Цель обучения:
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Задачи:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Учебный предмет «Русский язык»
Описание места предмета в учебном плане
В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два
раздела:
1. грамматика, правописание, развитие речи.
2. чтение и развитие речи.
Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения.
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для V-IX классов, курс русского языка в седьмом классе рассчитан на 136 ч. (34 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение русского языка в седьмом классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для седьмого класса и составляет в 4 часа в неделю.
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Учебный предмет |
Часов в неделю |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Часов в год |
Русский язык |
4 |
36 |
28 |
40 |
32 |
136 |
В течение года проводится текущий контроль в форме входящего, промежуточного итогового контроля.
Виды контроля |
Плановая дата |
Входящий контроль |
сентябрь |
Промежуточный контроль |
январь |
Итоговый контроль |
май |
Контроль результатов деятельности обучающихся по программе проводится в следующих формах:
-тестирование;
- диктант;
- самостоятельная работа;
- наблюдение
Контроль знаний, умений и навыков осуществляется по следующим критериям: усвоение теоретического материала, владение практическими умениями и навыками, владение терминологией, владение коммуникативной культурой.
Результаты контроля заносятся в диагностическую карту.
Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 8 классе
Личностные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия:
Регулятивные учебные действия:
Познавательные учебные действия:
Структура курса
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
Форма контроля |
1 |
Звуки и буквы. Текст |
5 |
|
2 |
Предложение. Текст. |
11 |
Контрольный диктант № 1 |
3 |
Состав слова |
13 |
Контрольный диктант № 2 |
3 |
Части речи. Текст |
2 |
|
4 |
Имя существительное |
26 |
Контрольный диктант №3 |
5 |
Имя прилагательное |
16 |
Контрольный диктант №4
|
6 |
Глагол |
21 |
Контрольный диктант № 5 |
7 |
Местоимение |
11 |
Контрольный диктант № 6 |
8 |
Предложение |
9 |
Контрольный диктант № 7 |
9 |
Повторение. |
9 |
Контрольный диктант № 8 |
Звуки и буквы. Текст (5 ч)
Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
Соответствие и несоответствие произношения написанию в слове. Нахождение орфограммы в слове. Общий способ решения орфографических задач.
Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах.
Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит.
Предложение. Текст (8 ч)
Повторение. Простое предложение, нераспространенное и распространенное.
Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом и. Знаки препинания.
Распространение предложений однородными членами предложения. Составление предложений с заданными однородными членами предложения.
Обращение, его место в предложении. Употребление обращения в диалоге.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль (с опорой на рисунки).
Состав слова (17 ч)
Корень, приставка, суффикс, окончание. Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация.
Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов. Способы проверки орфограмм в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок.
Сложные слова с соединительными гласными о, е. Обогащение словаря сложными словами, их активизация. Объяснение значения данных слов (по образцу). Составление словосочетаний с данными словами, включение их в текст.
Части речи (72 ч)
Части речи. Их различение. Составление словосочетаний, состоящих из разных частей речи.
Существительное.
Значение существительных в речи. Описание картин окружающей действительности существительными. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза как бусинки).
Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.
Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Различение их по родам в словосочетаниях. Правописание.
Три типа склонения существительных.
Ударные и безударные падежные окончания. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний существительных каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (по дороге — по земле, на дереве — на окне и т. д.).
Текст. Установление последовательности фактов, подтверждающих основную мысль в тексте. Связь между ними с помощью слов сначала, потом, затем, наконец.
Прилагательное.
Значение прилагательных в речи. Описание предмета и его частей словосочетаниями с прилагательными.
Использование прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок).
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие.
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
Склонение прилагательных женского рода. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах.
Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.
Распространение предложений однородными членами, выраженными прилагательными в заданной падежной форме.
Глагол. Значение глаголов в речи. Использование глаголов для выражения сравнения (прыгает, как мячик).
Время и число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?). Постановка глаголов в начальную форму.
Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
Текст. План текста. Деление главной части плана на подпункты, отражающие последовательность предъявляемых фактов (примеров).
Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Правильное соотнесение местоимений с существительными.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Употребление местоимения 2-го лица множественного числа (вы, Вы). Культура речи при обращении к нескольким лицам и к одному человеку.
Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.
Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Замена местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в рядом стоящих предложениях.
Предложение. Текст (10 ч)
Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления. Знаки препинания. Распространение предложений однородными членами, выраженными разными частями речи.
Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления. Знаки препинания.
Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания. Культура речи при обращении.
Сложное предложение без союзов и с союзом и. Знаки препинания. Сравнение сложного предложения с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения. Составление сложных предложений с опорой на рисунки и схему сложного предложения.
Повторение (8 ч)
Деловое письмо (15 ч)
Адрес. Повторение. Дополнение тематического словаря новыми адресными данными. Заполнение конверта.
Поздравление. Повторение. Профессиональные праздники. Внесение личностно значимых профессиональных праздников в календарь памятных дат. Расширение тематического словаря. Речевой этикет.
Заполнение лицевой и обратной стороны поздравительной открытки.
Записка. Повторение. Записка-извинение, записка-благодарность. Расширение тематического словаря. Речевой этикет.
Составление записок-извинений и записок-благодарностей на заданные темы.
Письмо. Повторение. Выделение в тексте письма вопросов и просьб к адресату как отдельной структурной единицы. Расширение тематического словаря. Коллективное сочинение писем на заданную тему, ответов на полученное письмо.
Объявление. Повторение. Объявления на улице и в газете. Расширение тематического словаря. Тематика объявлений. Составление объявлений на заданные темы.
Объяснительная записка. Текст объяснительной записки, ее структурные части (адресат, название деловой бумаги, объяснение, фамилия, имя, отчество и подпись составителя, число). Тематический словарь.
Членение текста объяснительной записки на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.
Составление объяснительной записки из отдельных структурных частей.
Дополнение текста объяснительной записки пропущенными структурными частями.
Тематика объяснительных записок. Составление объяснительных записок на заданные темы.
Связная речь с элементами творчества
Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и опорными словами.
Свободный диктант по тексту описательного характера.
Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана.
Продолжение рассказа по данному началу и плану последующих частей.
Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему.
Коллективное сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, составлением плана, опорой па схему, отбором речевого материала.
Коллективное сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, составлением плана, опорой па схему, отбором речевого материала.
Письмо с элементами описания (предмета, места, природы) по данному плану.
Составление объяснительной записки.
Словарь.
Антракт, бассейн, велосипед, география, естествознание, кабинет, километр, лекарство, мастер, мороженое, насекомое, недавно, портрет, порядочный, почтальон, приветливый, рецепт, сантиметр, спектакль, стадион, станок, театр, температура, тренер, тренировка
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Кол – во ч. |
Содержание программного материала. |
Дата |
Примечание. |
Повторение. Звуки и буквы. Текст (5) |
||||
1. |
1. |
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы |
|
Таблица. |
2. |
1. |
Разделительный мягкий и твердый знаки. |
|
|
3. |
1. |
Правописание безударных гласных в словах |
|
|
.4. |
1. |
Правописание звонких и глухих согласных в словах. |
|
Таблица, карточки.
|
5. |
1. |
Звуки и буквы. Закрепление знаний. |
|
|
Предложение. Текст (11) |
||||
6. |
1. |
Предложения нераспространенные и распространенные. |
|
|
7. |
1. |
Однородные члены предложения. |
|
Таблица. |
8. |
1. |
Распространение предложений однородными членами. |
|
С.с. сантиметр, километр |
9 |
1. |
Составление предложений с однородными членами. |
|
|
10
|
1. |
Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами. |
|
Таблица. Карточки. |
11. |
1. |
Обращение. Его место в предложении |
|
Таблица. |
12 |
1 |
Употребление обращений в диалоге. |
|
Таблица. |
13 . |
1
|
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания |
|
С.с. театр |
14 |
1 |
Деловое письмо. Адрес. |
|
Таблица |
15. |
1 |
Диктант. Тема: «Звуки и буквы. Предложение» |
|
|
16. |
1 |
Работа над ошибками |
|
|
Состав слова. Текст (19) |
||||
17. |
1. |
Корень. Однокоренные слова |
|
|
18. |
1. |
Приставка |
|
|
19. |
1. |
Суффикс. |
|
|
20. |
1. |
Окончание. |
|
|
Правописание гласных и согласных в корне. |
||||
21. |
1. |
Безударные гласные в корне. |
|
|
22 |
1. |
Звонкие и глухие согласные в корне |
|
Таблица. |
23. |
1. |
Правописание в корне. Закрепление знаний. |
|
Таблица. С.с. естествознание, насекомое |
Правописание приставок |
||||
24. |
1. |
Гласные и согласные в приставках |
|
Таблица. С.с. недавно |
25. |
1. |
Разделительный твердый знак после приставок |
|
Таблица. |
26. |
1. |
Правописание в корне и в приставке. Закрепление знаний. |
|
Карточки. С.с. рецепт |
.Сложные слова |
||||
27. |
1. |
Знакомство со сложными словами. |
|
Таблица |
28. |
1. |
Правописание сложных слов |
|
|
29. |
1. |
Образование сложных слов |
|
Карточки |
30. |
1. |
Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. |
|
Таблица |
31. |
1. |
Диктант. Тема: «Состав слова» |
|
|
32. |
1. |
Работа над ошибками |
|
|
33 34. |
2. |
Изложение повествовательного текста с предварительным анализом |
|
|
35. |
1. |
Деловое письмо. Поздравление. |
|
Таблица |
.Части речи. Текст (2) |
||||
36 |
1. |
Различение частей речи |
|
Таблица. |
37. |
1. |
Образование одних частей речи от других |
|
|
Существительное (26) |
||||
38. |
1. |
Значение существительных в речи |
|
Таблица |
39. |
1. |
Использование существительных для сравнения одного предмета с другим. |
|
|
40 |
1. |
Род и число имен существительных |
|
Таблица |
41.
|
1. |
Различие существительных мужского и женского рода с шипящей на конце |
|
Таблица |
42.
|
1. |
Правописание существительных с шипящей на конце |
|
Таблица, карточки. |
Три склонения имен существительных в единственном числе. |
||||
43. |
1. |
Существительные 1-го склонения |
|
Таблица |
44
|
1. |
Определение склонения существительных по начальной форме |
|
Таблица. |
45. |
1. |
Существительные 2-го склонения |
|
Таблица. |
46. |
1. |
Существительные 3-го склонения |
|
Таблица |
47 48 |
2. |
Различение существительных 1, 2, 3-го склонений. |
|
Таблица.
|
1-е склонение существительных в единственном числе. |
||||
49 |
1 |
Ударные и безударные окончания существительные 1-го склонения |
|
Таблица. Карточки |
.50. |
1 |
Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием. |
|
Таблица. |
51 |
1 |
Правописание безударных падежных окончаний существительные 1-го склонения |
|
|
2-е склонение существительных в единственном числе. |
||||
52. |
1 |
Ударные и безударные окончания существительные 2-го склонения |
|
Таблицы. |
53
|
1 |
Правописание безударных падежных окончаний существительные 2-го склонения |
|
С. с. лекарство |
3-е склонение существительных в единственном числе. |
||||
54. |
1. |
Ударные и безударные окончания существительные 3-го склонения |
|
|
55 56. |
2 |
Правописание безударных падежных окончаний существительные 3-го склонения |
|
Таблица |
57 |
1 |
Текст. Установление последовательности фактов в тексте. |
|
Карточки с заданием. |
58 |
1 |
Склонение существительных в единственном числе |
|
Таблица. Карточки с заданием. |
59 |
1 |
Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний |
|
Таблица С.с. стадион, бассейн, тренер |
60 |
1 |
Существительное. Закрепление знаний |
|
Таблицы |
61 62 |
2 |
Диктант. Тема: «Существительное» Работа над ошибками |
|
|
63 64 |
2. |
Сочинение по данному плану и опорным словам. |
|
|
Прилагательное (16 ч.) |
||||
65. |
1 |
Значение прилагательного в речи |
|
Таблица С. с. велосипед |
66. |
1 |
Использование прилагательных для сравнения предметов. |
|
С .с. портрет |
67. |
1 |
Согласование прилагательных с существительным в роде и числе. |
|
Разрезная таблица. С. с. почтальон |
68. |
1 |
Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе. |
|
|
Склонение прилагательных мужского и среднего рода. |
||||
69 |
1 |
Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах |
|
Таблица |
70. |
1 |
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных |
|
Таблица |
71 72 |
2 |
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. |
|
Таблица, карточки |
. Склонение прилагательных женского рода |
||||
73 |
1 |
Изменение прилагательных женского рода по падежам |
|
|
74. |
1 |
Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах |
|
Таблица |
75 |
1 |
Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода. |
|
Таблица С .с. приветливый |
76 77 |
2 |
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе |
|
С. с. спектакль, антракт |
78 |
1 |
Прилагательное. Закрепление знаний. |
|
Таблица, перфокарты |
79 80 |
2 |
Диктант. Тема: «Прилагательное» Работа над ошибками. |
|
|
Глагол (21) |
||||
81 |
1 |
Значение глаголов в речи |
|
Таблица. |
82 |
1 |
Различение глаголов по временам. |
|
Таблица. |
83 84 |
2 |
Изменение глаголов по временам. |
|
Таблица.
|
85 |
1 |
Различение глаголов по числам. |
|
Таблица. |
86 |
1 |
Изменение глаголов по числам |
|
Таблица. С. с. география |
87 88 |
2 |
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам |
|
Карточки. Таблица. |
89. |
1 |
Различение окончаний глаголов женского и среднего рода у глаголов прошедшего времени. |
|
Таблица. |
90 |
1 |
Время и число глаголов. Закрепление знаний. |
|
Таблица. |
91 |
1 |
Текст. Составной план текста. |
|
|
Неопределенная форма глагола. |
||||
92 |
1 |
Понятие о неопределенной форме глагола. |
|
Таблица. |
93 94 |
2 |
Правописание глаголов в неопределенной форме. |
|
|
95 |
1 |
Постановка глаголов в неопределенную форму. |
|
|
Частица не с глаголами. |
||||
96 |
1 |
Использование частицы не в значении отрицания |
|
Таблица. |
97 |
1 |
Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами |
|
|
98 |
1 |
Правописание частицы не с глаголами |
|
Карточки. Таблица. |
99. |
1 |
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания |
|
Таблица. |
100 101. |
2 |
Диктант. Тема: «Глагол» Работа над ошибками |
|
|
Местоимение (11 ч.) |
||||
102. |
1 |
Личные местоимения. |
|
Таблица. |
103 |
1 |
Значение личных местоимений в речи. |
|
|
Лицо и число местоимений. |
||||
104. |
1 |
Местоимения 1-го лица. |
|
Таблица. |
105 |
1 |
Местоимения 2-го лица. |
|
Таблица. |
106. |
1 |
Местоимения 3-го лица. |
|
Таблица. С. с. кабинет |
107.
|
1 |
Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам. |
|
Карточки.
|
108 109. |
2 |
Различение местоимений по лицам и числам |
|
С. с. мороженое |
110 |
1 |
Личные местоимения. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания |
|
Карточки. |
111 112 |
2 |
Диктант. Тема: «Личные местоимения» Работа над ошибками |
|
|
Предложение (15). |
||||
Простое предложение |
||||
113. |
1 |
Однородные члены предложения без союзов и с союзом и |
|
Таблица. С. с. станок, мастер |
114 115. |
2 |
Однородные члены предложения с союзами и, а, но. |
|
|
116 |
1 |
Обращение |
|
|
117. |
1 |
Знаки препинания при обращении. |
|
|
118. |
1 |
Простое предложение. Закрепление знаний. |
|
Таблица. |
Сложное предложение |
||||
119. |
1 |
Части сложного предложения. |
|
|
120 121 |
2 |
Знаки препинания в сложном предложении. |
|
|
122. |
1 |
Составление сложных предложений |
|
Таблица. |
123.
|
1 |
Простое и сложное предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания |
|
Карточки |
124 125. |
2 |
Диктант. Тема: «Предложение». Работа над ошибками |
|
|
126 127 |
2 |
Коллективное сочинение по серии картинок. |
|
|
Повторение (10) |
||||
128. |
1 |
Состав слова |
|
Таблица. |
129 |
1 |
Правописание в приставках и корне |
|
|
130. |
1 |
Существительное |
|
Таблица. |
131. |
1 |
Прилагательное |
|
Таблица. |
132. |
1 |
Глагол. |
|
Таблица. |
133. |
1 |
Местоимение |
|
|
134. 135. |
2 |
Контрольный диктант за год. Работа над ошибками |
|
|
136. |
1 |
Деловое письмо. Объяснительная записка. |
|
|
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Достаточный уровень:
- умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65–70 слов);
- умение писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
- умение подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
- умение разбирать слова по составу;
- умение образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
- умение определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
- умение находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
- умение пользоваться школьным орфографическим словарём.
Минимальный
уровень:
- умение писать под диктовку текст
с изученными орфограммами с предварительным разбором;
- умение находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя);
- умение исправлять текст;
- умение составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
- умение решать орфографические задачи с помощью учителя.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.