Рабочая программа по русскому языку для 8 класса.

  • docx
  • 17.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8 класс русский язык.docx

 

Российская Федерация

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ростовской области

«НОВОШАХТИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 

«Рассмотрено»

 Руководитель МО

___________/_____________

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.

 

«Согласовано»

Председатель МС

___________/____________

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.

 

«Утверждаю»

и.о. директора школы-интерната

____________ И.И.Бугаенко

Приказ № ____

от «____» ________ 20___ г.

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

 русский  язык

2021 – 2022 учебный год.

 

 

 

Учитель   Лазарева Ирина Николаевна,

                   высшая квалификационная категория

Класс        8

 

 

 

 

г. Новошахтинск

2021 г.

Пояснительная записка.

Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы:

• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 245 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

•    Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

•   Приказ от 31.12.2015 №1577 « О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;

• Основная образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов  Новошахтинской школы-интерната на 2021-2022 учебный год.

• Программа воспитания ГБОУ РО Новошахтинской школы-интерната, утвержденная приказом от 31.08.2021 №226

Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы / под ред. Л.О. Савчук и Е.Я Шмелевой, - М.: Вентана-Граф, 2014.

Для реализации программы используется учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык 8 класс» под ред. А.Д. Шмелева, М. Вентана-Граф,  2017 г

Рабочая программа  рассчитана на 3 часа (105 ч.): 3ч.

Количество часов по годовому календарному графику – 99 часов. Для прохождения программы объединены темы по повторению в конце учебного года: «Обобщение изученного».

Цели изучения предмета русский язык:

- формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования. формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции на основе компетентностного подхода:

- овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения

- на основе овладения необходимыми знаниями о языке как основной знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Основные задачи учебного курса:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве, выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразовании, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также применять данные знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой            деятельности;

- формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- формировать умение анализировать  речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

- формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Планируемые результаты изучения учебного курса русского языка в 8 классе.

Личностные:

обучающийся научится понимать значимость русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться за него; сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовершенствованию;

обучающийся получит возможность приобрести достаточный объём словарного запаса и усвоить грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;  самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

обучающийся научится владеть всеми видами речевой деятельности:• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации)владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

обучающийся получит возможность овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;•сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств

говорение и письмо

•обучающийся  научится определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),

 последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;• воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация)• создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения•

обучающийся получит возможность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;• участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

Предметные:

 обучающийся  научится

-  представлять основные функции языка, роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;-  базовым понятиям лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи- основным стилистическим ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основным  нормам русского литературного языка (орфоэпическим, лексическим, грамматическим, орфографическими пунктуационным), нормам речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

 Обучающийся  получит возможность научиться

- опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка.
-  проведению различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

Содержание учебного материала

1. Введение. Русский язык в семье славянских языков (1 час)

2. Язык. Правописание. Культура речи. ( 93 ч)

Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах (10ч)

Синтаксис и пунктуация (83 ч.) Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.(6 ч.)

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Простое предложение (1 ч.) Синтаксическая структура простого предложения.

Двусоставные предложения (14 ч.)

Главные члены двусоставного предложения (5 ч.). Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения (9 ч.): определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Односоставные предложения(15 ч.). Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.(15 ч.)

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

Простые осложнённые предложения (41ч.)

Предложения с однородными членами.(12 ч.) Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Предложения с обособленными членами (14 ч.). Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями. (15 ч.)

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций

Предложения с прямой речью.(6 ч.)

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

3. Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах (6ч.)

График выполнения практической части программы.

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

изложение

сочинение

контр.

раб.

диктант

1.

Раздел «Русский язык в современном мире»

21 часов

15.10.

15.09.

2

Глава 2 «Диалог культур»

29 часов

08.12.

23.11.

14.01.

17.11.

17.12.

 

11

Глава 3 «Национальный, государственный и межнациональный язык»

24 часа

02.03.

16.03.

04.02.

11.03.

 

22.02.

20

Глава 4 «Русский язык в мире»

25 часов

20.04.

 

 

 

18.05.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс.

 

урока

Тема урока

 

 

Кол-во

часов.

 

Дата проведения

 

по плану

по факту

1.

 Русский язык в современном мире.

1

01.09.

 

 

Морфемика и словообразование.

 

 

 

2.

Морфемный состав слова и способы словообразования.

1

03.09.

 

3.

4.

Группы слов по происхождению и употреблению.

2

07.09.

08.09.

 

5.

Группы фразеологизмов по происхождению и употреблению.

1

10.09.

 

 

Морфология.

 

 

 

6.

Система частей речи в русском языке.

1

14.09.

 

7.

8.

Диагностическая контрольная работа.

Анализ контрольных работ.

2

15.09.

17.09.

 

9.

10.

Синтаксис. Виды словосочетаний и предложений.

2

21.09.

22.09.

 

11.

Интонация и порядок слов  в предложении.

1

24.09.

 

12.

13.

14.

Правописание служебных слов.

3

28.09.

29.09.

01.10.

 

15.

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений и наречий.

1

05.10.

 

16.

17.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

2

06.10.

08.10.

 

18.

Текст в устной и письменной речи.

1

12.10.

 

19.

Р/Р Говорим без ошибок. Выразительные средства лексики и фразеологии.

1

13.10.

 

20.

Р/Р Сжатое изложение.

1

15.10.

 

21.

Комплексное повторение главы 1.

1

19.10.

 

22.

Глава 2. Диалог культур.

1

20.10.

 

23.

Простые двусоставные и односоставные предложения.

1

22.10.

 

24.

Определённо-личные предложения.

1

26.10.

 

25.

Неопределённо-личные предложения.

1

27.10.

 

26.

Обобщённо-личные предложения.

1

29.10.

 

27.

28.

Безличные предложения.

Безличные предложения.

2

09.11.

10.11.

 

29.

Назывные предложения.

1

12.11.

 

30.

Неполные предложения.

1

16.11.

 

31.

Контрольная работа по теме: «Односоставные предложения».

1

17.11.

 

32.

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

19.11.

 

33.

Р/Р Сочинение по картине Б.М.Кустодиева.

1

23.11.

 

34.

35.

Правописание. Гласные и согласные в корне слова.

2

24.11.

26.11.

 

36.

37.

Правописание приставок.

2

30.11.

01.12.

 

38.

39.

Правописание Н-НН в разных частях речи.

2

03.12.

07.12.

 

40.

Р/Р Сжатое изложение.

1

08.12.

 

41.

42.

Слитное, раздельное и дефисное написание разных частей речи.

2

10.12.

14.12.

 

43.

Закрепление темы.

1

15.12.

 

44.

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения. Правописание».

1

17.12.

 

45

Анализ диктанта.

1

21.12.

 

46.

Односоставные предложения в текстах разных функциональных разновидностей языка.

1

22.12.

 

47.

Р/Р Интервью.

1

24.12.

 

48.

Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

1

11.01.

 

49.

Комплексное повторение главы 2.

1

12.01.

 

50.

Р/Р Сочинение о народных традициях.

1

14.01.

 

51.

Глава 3.Национальный, государственный и межнациональный язык.

1

18.01.

 

52.

Осложнённое простое предложение.

1

19.01.

 

53.

 

Вводные конструкции.

Группы вводных конструкций по значению.

1

21.01.

 

 

54.

Обращения.

1

25.01.

 

55.

Однородные члены предложения.

1

26.01.

 

56.

Однородные и неоднородные определения.

1

28.01.

 

57.

Союзы при однородных членах.

1

01.02.

 

58.

Обобщающие слова при однородных членах.

1

02.02.

 

59.

Р/Р Сочинение-описание картины К.С.Малевича.

1

04.02.

 

60.

Тире в неполном предложении.

       1

08.02.

 

61.

62.

Знаки препинания при вводных конструкциях и обращениях.

2

09.02.

11.02.

 

63.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

15.02.

 

64.

Знаки препинания при однородных членах с союзами.

1

16.02.

 

65.

Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.

1

18.02

 

66.

Контрольный диктант по теме: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

1

22.02.

 

67.

Анализ диктанта.

1

25.02.

 

68.

Средства связи в текстах разных функциональных разновидностей языка.

1

01.03.

 

69.

Р/Р Изложение под аудиозапись.

1

02.03.

 

70.

Официально-деловой стиль: доверенность.

1

04.03.

 

71.

Р/Р Говорим без ошибок. Употребление обращений в речи. Употребление вводных конструкций в речи.

1

09.03.

 

72.

Р/Р Сочинение на лингвистическую тему.

1

11.03.

 

73.

Комплексное повторение главы 3.

1

15.03.

 

74.

Р/Р Сжатое изложение под аудиозапись.

1

16.03.

 

75.

Глава 4. Русский язык в мире. Комплексная работа с текстом.

1

18.03.

 

76.

Предложения с обособленными членами предложения.

1

29.03.

 

77.

78.

Обособленные определения.

2

30.03.

01.04.

 

79.

80.

Обособленные приложения.

2

05.04.

06.04.

 

81.

82.

Обособленные обстоятельства.

2

08.04.

12.04.

 

83.

Ограничительно-выделительные обороты.

1

13.04.

 

84.

85.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

2

15.04.

19.04.

 

86.

Р/Р  Сжатое изложение. (промежуточная аттестация)

1

20.04.

 

 

Правописание.

 

 

 

87.

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями.

1

22.04.

 

88.

89.

 

Обособленные несогласованные определения.

2

26.04

27.04.

 

90.

 

Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

1

29.04.

 

 

91.

Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

1

04.05.

 

 

92.

 

Знаки препинания при уточняющих, присоединительных, пояснительных членах предложения.

       1

06.05.

 

 

93.

 

Р/Р  Говорим без ошибок. Научный стиль речи: реферат, доклад.

1

11.05.

 

 

94.

Этичность речевого общения.

1

13.05.

 

95.

Синтаксические нормы: употребление обособленных членов предложения.

1

17.05.

 

96.

97.

Контрольный диктант по теме: «Обособленные члены предложения».

Работа над ошибками.

2

18.05.

20.05.

 

98.

Комплексное повторение главы 4.

1

24.05.

 

99.

Обобщение и систематизация изученного.

1

25.05.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль «Школьный урок»

Тема (раздел)

Кол-во часов

Формы построения уроков

Материально-техническое (оборудование)

Воспитательный потенциал раздела

1

Русский язык в современном мире.

11

Урок-эксперимент, урок-игра, аукцион знаний, коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником.

Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2010

Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006

Шапиро Н.А. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.

Формирование  представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

2

Повторение изученного.

17

Урок-эксперимент, урок-игра, аукцион знаний, коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником.

Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2010

Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006

Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000

Формирование отношения к русскому языку как  основе развития мышления и средству обучения в школе.

3

Синтаксис и пунктуация.

59

Урок-эксперимент, урок-игра, аукцион знаний, коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником.

Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2010

Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006

Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000 http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

Овладение русским языком, формирование  умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет достижения обучающихся практически во все областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

4

Чужая речь.

6

Урок-эксперимент, урок-игра, аукцион знаний, коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником.

Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2010

Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006

Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000 http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

Формирование  умения вести диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа); вести полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

5

Повторение изученного.

6

Урок-эксперимент, урок-игра, аукцион знаний, коллективная работа, работа в парах, работа по цепочке, творческая работа, самостоятельная работа, работа с учебником.

Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2010

Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006

Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000 http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

Осознание языка как формывыражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,национально-культурной специфики русского языка, владение нормамирусского речевого этикета, культурой межнационального общения.