муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов МБОУ СОШ «Перспектива» протокол № _ от __.__.2019 г. |
Рассмотрено и утверждено на заседании педагогического совета протокол № _ от __.__.2019 г. |
Утверждаю Директор МБОУ СОШ «Перспектива»_____________ Т.В. Воронецкая Приказ № ___ от __.__.2019 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
для обучающегося 1 дополнительного класса
с РАС (вариант 8.3) Клюкина Максима
Разработчик программы:
Батурина М.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:
- выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
- особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
- боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
- ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
- специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
- низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1¢ (подготовительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
В 1¢ (подготовительном) классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:
- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На уроках русского языка в 1¢ (подготовительном) классе ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.
Содержание учебного предмета « Русский язык» в дополнительном 1¢ классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами: 1) подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения. подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие
2) обучение грамоте представлен букварным периодом.
Начало изучения букв в 1¢классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 классе, что создает условия для более успешного освоения письма
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- пользоваться тетрадью;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;
- обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- различать речевые звуки;
- составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;
- выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;
- знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке;
Достаточный уровень:
- пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
- делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- писать изученные буквы, слоги, слова;
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» в 1 (дополнительном первом) классе:
При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:
- пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
- делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- писать изученные буквы, слоги, слова.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Разделы курса |
Темы |
Добукварный период
|
Развитие зрительных и пространственных восприятий Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном направлении. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание картинки по образцу.
Развитие слухового внимания Различие звуков окружающей действительности, их узнавание. Дифференциация неречевых звуков. Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. |
Слово
|
Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графических схем. Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. |
Предложение
|
Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения. Деление предложения на слова, фиксация их условно-графической схемой и последующим «чтением». |
Часть слова (слог)
|
Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на произнесение слов по слогам. |
Звук
|
Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и выразительного произношения на материале коротких 4 стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет. |
Развитие моторных умений |
Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев. Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями. Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение буквы среди других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по размеру/цвету, складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек. |
Букварный период
|
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
1-2 |
Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету. |
2 |
|
3-4 |
Неречевые звуки. |
2 |
|
4-5 |
Дифференциация неречевых звуков. |
2 |
|
6 |
Речевые звуки. «Угадай чей голос»? |
1 |
|
7 |
Дифференциация речевых и неречевых звуков |
1 |
|
8-9 |
Письмо прямых вертикальных линий |
2 |
|
10-11 |
Письмо прямых горизонтальных линий. |
2 |
|
12-13 |
Письмо прямых наклонных линий |
2 |
|
14-15 |
Письмо прямых наклонных линий |
2 |
|
16-17 |
Слово. Знакомство с условно-графическим изображением. Штриховка и обводка. |
2 |
|
18-19 |
«Чтение» слов по условно-графическим изображениям. Штриховка и обводка. |
2 |
|
20-21 |
Дифференциация предмета и слова. Письмо палочек с закруглением внизу. |
2 |
|
22-23 |
Называние окружающих предметов с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо палочек с закруглением вверху. |
2 |
|
24-25 |
Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо прямых и закругленных палочек. |
2 |
|
26 |
Дифференциация слов, сходных по звучанию. Письмо прямых и закругленных палочек. |
1 |
|
27 |
Повторение изученного за I четверть. |
1 |
|
28 |
Повторение изученного за I четверть. |
1 |
|
20-30 |
Предложение. Знакомство с условно-графическим обозначением. Коррекция письма. |
2 |
|
31-32 |
Фиксация предложений условно-графической схемой. |
2 |
|
33-34 |
Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов. |
2 |
|
35-36 |
Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов. |
2 |
|
37-38 |
Составление предложений из 3 слов на основе действий. Письмо овалов |
1 |
|
39 |
Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо полуовалов. |
1 |
|
40 |
«Чтение» предложений по схеме. Письмо полуовалов. |
1 |
|
41-42 |
Деление предложений на слова. Письмо полуовалов. |
2 |
|
43-44 |
Деление двусложных слов на части. Коррекция письма |
2 |
|
45 |
Обозначение частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением». |
1 |
|
46-47 |
Дифференциация односложных и двусложных слов. Письмо овалов и полуовалов. |
2 |
|
48--49 |
Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. |
2 |
|
50-51 |
Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. |
2 |
|
52-53 |
Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной с петелькой вверху. |
2 |
|
54-55 |
Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Письмо наклонной с петелькой вверху. |
2 |
|
56 |
Повторение материала, изученного за II четверть. |
1 |
|
57 |
Повторение материала, изученного за I полугодие. |
1 |
|
58 |
Выделение первого согласного звука в слове. Коррекция письма. |
1 |
|
59 |
Выделение первого согласного звука в слове. |
1 |
|
60 |
Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове. |
1 |
|
61-62 |
Подбор слов, начинающихся с заданного звука. |
2 |
|
63 |
Звук и буква А. Письмо элементов буквы а. |
1 |
|
64-65 |
Звук и буква А. Письмо строчной и заглавной буквы а. |
2 |
|
66 |
Звук и буква У. Письмо элементов буквы у |
1 |
|
67 |
Звук и буква У. Письмо строчной и заглавной буквы у |
1 |
|
68-69 |
Письмо слогов ау, уа |
2 |
|
70 |
Звук и буква М. Письмо элементов буквы м. |
1 |
|
71 |
Звук и буква М. Письмо буквы м. |
1 |
|
72 |
Письмо слогов ам, ум. |
1 |
|
73 |
Письмо слогов ма, му. |
1 |
|
74 |
Звук и буква О. Письмо буквы о. |
1 |
|
75-76 |
Звук и буква О. Письмо изученных букв и слогов с ними. |
2 |
|
77 |
Письмо слогов ам, ум, ом. |
1 |
|
78 |
Письмо слогов ма, му, мо. |
1 |
|
80 |
Повторение материала, изученного за III четверть. |
1 |
|
81 |
Повторение материала, изученного за III четверть. |
1 |
|
82 |
Звук и буква С. Письмо буквы с. |
1 |
|
83-84 |
Письмо слогов с изученными буквами. |
2 |
|
85 |
Письмо слогов ас, ус, ос. |
1 |
|
86 |
Письмо слогов са, су, со. |
1 |
|
87-88 |
Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса). |
2 |
|
89 |
Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х. |
1 |
|
90 |
Звук и буква Х. Письмо буквы х. |
1 |
|
91-92 |
Письмо слогов ах, ух, ох. |
2 |
|
93 |
Письмо слогов ха, ху, хо. |
1 |
|
94-95 |
Письмо слов их двух слогов ( ухо, уха, муха) |
2 |
|
96-97 |
Коррекция письма |
2 |
|
98 |
Повторение материала, изученного за II полугодие. |
1 |
|
99 |
Повторение материала, изученного за год. |
1 |
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обеспечение учебного предмета «Русский язык» включает:
-Букварь;
-прописи; рабочие тетради на печатной основе;
-программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя по отдельным разделам учебного предмета;
-печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;
-учебно-практическое оборудование:
-комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв);
-опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
-схемы (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу);
-дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
-наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
-технических средств обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; CD/DVD-проигрыватели; телевизор; аудио видеомагнитофон; компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.
В настоящее время для реализации данной программы в образовательной организации используются:
Учебники, учебные пособия |
Учебно-методический комплект: А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова: - Дидактический материал для занятий в добукварный период. - Букварь. 1 класс. - Пропись. 1 класс. В 3-х ч. Часть 1 |
Методические пособия для педагога |
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса. |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением; слайд -проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран. |
Дополнительные средства |
Разрезная азбука, слоги, слова, индивидуальные и демонстрационный наборы цветных полосок и геометрических фигур, предметные и сюжетные картинки, пальчиковый, настольный или кукольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок» и др., плоскостные и объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан), настольные игры, тренажеры для развития мелкой моторики. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.