Рабочая программа по русскому языку для обучающегося 1 дополнительного класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку для обучающегося 1 дополнительного класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
Взрослым
10.05.2021
Рабочая программа  по русскому языку для обучающегося 1 дополнительного класса
Рабочая программа по русскому языку для обучающегося 1 дополнительного класса
8.3 русский язык 1 доп..docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

Рассмотрено на заседании МО

учителей начальных классов

МБОУ СОШ «Перспектива»

протокол № _ от __.__.2019 г.

Рассмотрено и утверждено на

заседании педагогического совета протокол № _ от __.__.2019 г.

Утверждаю                                          Директор МБОУ СОШ «Перспектива»_____________                                              

Т.В. Воронецкая                                                Приказ № ___ от __.__.2019 г.               

 

 

Рабочая программа

по русскому языку

для обучающегося 1 дополнительного класса

с РАС (вариант 8.3) Клюкина Максима

 

 

 

 

Разработчик программы:

Батурина М.В.

 

 

 

Новосибирск 2019 г.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:

-        выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;

-        особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;

-        боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;

-        ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;

-        специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;

-        низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции. 

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1¢ (подготовительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

В 1¢ (подготовительном) классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:

-         уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

-         формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

-         коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

-         формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

-          развитие навыков устной коммуникации;

-         формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

На уроках русского языка в 1¢ (подготовительном) классе ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.

Содержание учебного предмета «           Русский язык» в дополнительном 1¢ классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами: 1) подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения. подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие

2) обучение грамоте представлен букварным периодом.

Начало изучения букв в 1¢классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 классе, что создает условия для более успешного освоения письма

Место курса в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели).

Планируемые результаты освоения программы

Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

-         пользоваться тетрадью;

-         правильно держать ручку;

-         раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;

-         обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;

-         различать речевые звуки;

-         составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;

-         выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;

-         знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

-         писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке;

Достаточный уровень:

-         пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;

-         правильно держать ручку;

-         раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;

-         дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;

-         составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;

-         определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;

-         делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;

-         определять первый звук в слове;

-         различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

-         писать изученные буквы, слоги, слова;

 

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

-         принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;

-         положительное отношение к школе;

-         развитие мотивации к обучению;

-         развитие элементарных представлений об окружающем мире;

-         овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

-         владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-         развитие положительных свойств и качеств личности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» в 1 (дополнительном первом) классе:

При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:

-         пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;

-         правильно держать ручку;

-         раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;

-         дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;

-         составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;

-         определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;

-         делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;

-         определять первый звук в слове;

-         различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

-         писать изученные буквы, слоги, слова.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Разделы курса

Темы

Добукварный период

 

Развитие зрительных и пространственных восприятий

   Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины.

   Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов.

   Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном направлении.

   Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание картинки по образцу.

 

Развитие слухового внимания

   Различие звуков окружающей действительности, их узнавание.

   Дифференциация неречевых звуков.

   Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками.

Слово

 

   Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графических схем.

   Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение

 

   Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация предложения условно-графическим изображением.

   Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения.

   Деление предложения на слова, фиксация их условно-графической схемой и последующим «чтением».

Часть слова (слог)

 

   Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на произнесение слов по слогам.

Звук

 

   Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и выразительного произношения на материале коротких 4  стихотворений, чистоговорок и т.д.

   Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет.

Развитие моторных умений

   Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев.

   Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями.                                               Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение буквы среди других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по размеру/цвету, складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек.

Букварный период

 

   Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во

 часов

Примечание

1-2

Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету.

2

 

3-4

Неречевые звуки.

2

 

4-5

Дифференциация неречевых звуков.

2

 

6

Речевые звуки. «Угадай чей голос»?

1

 

7

Дифференциация речевых и неречевых звуков

1

 

8-9

Письмо прямых вертикальных линий

2

 

10-11

Письмо прямых горизонтальных линий.

2

 

12-13

Письмо прямых наклонных линий

2

 

14-15

Письмо прямых наклонных линий

2

 

16-17

Слово. Знакомство с условно-графическим изображением. Штриховка и обводка.

2

 

18-19

«Чтение» слов по условно-графическим изображениям. Штриховка и обводка.

2

 

20-21

Дифференциация предмета и слова. Письмо палочек с закруглением внизу.

2

 

22-23

Называние окружающих предметов с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо палочек с закруглением вверху.

2

 

24-25

Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо прямых и закругленных палочек.

2

 

26

Дифференциация слов, сходных по звучанию. Письмо прямых и закругленных палочек.

1

 

27

Повторение изученного за I четверть.

1

 

28

Повторение изученного за I четверть.

1

 

20-30

Предложение. Знакомство с условно-графическим обозначением. Коррекция письма.

2

 

31-32

Фиксация предложений условно-графической схемой.

2

 

33-34

Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов.

2

 

35-36

Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов.

2

 

37-38

Составление предложений из 3 слов на основе действий. Письмо овалов

1

 

39

Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо полуовалов.

1

 

40

«Чтение» предложений по схеме. Письмо полуовалов.

1

 

41-42

Деление предложений на слова. Письмо полуовалов.

2

 

43-44

Деление двусложных слов на части. Коррекция письма

2

 

45

Обозначение частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением».

1

 

46-47

Дифференциация односложных и двусложных слов. Письмо овалов и полуовалов.

2

 

48--49

Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу.

2

 

50-51

Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу.

2

 

52-53

Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной с петелькой вверху.

2

 

54-55

Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Письмо наклонной с петелькой вверху.

2

 

56

Повторение материала, изученного за II четверть.

1

 

57

Повторение материала, изученного за I полугодие.

1

 

58

Выделение первого согласного звука в слове. Коррекция письма.

1

 

59

Выделение первого согласного звука в слове.

1

 

60

Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове.

1

 

61-62

Подбор слов, начинающихся с заданного звука.

2

 

63

Звук и буква А. Письмо элементов буквы а.

1

 

64-65

Звук и буква А. Письмо строчной и заглавной буквы а.

2

 

66

Звук и буква У. Письмо элементов буквы у

1

 

67

Звук и буква У. Письмо строчной и заглавной буквы у

1

 

68-69

Письмо слогов ау, уа

2

 

70

Звук и буква М. Письмо элементов буквы м.

1

 

71

Звук и буква М. Письмо буквы м.

1

 

72

Письмо слогов ам, ум.

1

 

73

Письмо слогов ма, му.

1

 

74

Звук и буква О. Письмо буквы о.

1

 

75-76

Звук и буква О. Письмо изученных букв и слогов с ними.

2

 

77

Письмо слогов ам, ум, ом.

1

 

78

Письмо слогов ма, му, мо.

1

 

80

Повторение материала, изученного за III четверть.

1

 

81

Повторение материала, изученного за III четверть.

1

 

82

Звук и буква С. Письмо буквы с.

1

 

83-84

Письмо слогов с изученными буквами.

2

 

85

Письмо слогов ас, ус, ос.

1

 

86

Письмо слогов са, су, со.

1

 

87-88

Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса).

2

 

89

Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х.

1

 

90

Звук и буква Х. Письмо буквы х.

1

 

91-92

Письмо слогов ах, ух, ох.

2

 

93

Письмо слогов ха, ху, хо.

1

 

94-95

Письмо слов их двух слогов ( ухо, уха, муха)

2

 

96-97

Коррекция письма

2

 

98

Повторение материала, изученного за II полугодие.

1

 

99

Повторение материала, изученного за год.

1

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

   Обеспечение учебного предмета «Русский язык» включает:

-Букварь;

-прописи; рабочие тетради на печатной основе;

-программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя по отдельным разделам учебного предмета;

-печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;

-учебно-практическое оборудование:

-комплекты для обучения грамоте  (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв);

-опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;

-схемы (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу);

-дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

-наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);

-технических средств обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; CD/DVD-проигрыватели; телевизор; аудио видеомагнитофон; компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.

 

В настоящее время для реализации данной программы в образовательной организации используются:

Учебники, учебные пособия

Учебно-методический комплект:

А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова:

-       Дидактический материал для занятий в добукварный период.

-       Букварь. 1 класс.

-       Пропись. 1 класс. В 3-х ч. Часть 1

Методические пособия для педагога

А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса.

Технические средства обучения

Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением; слайд -проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.

Дополнительные средства

Разрезная азбука, слоги, слова, индивидуальные и демонстрационный наборы цветных полосок и геометрических фигур, предметные и сюжетные картинки, пальчиковый, настольный или кукольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок» и др., плоскостные и объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан), настольные игры, тренажеры для развития мелкой моторики.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с

РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма

РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма

Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы

А, У, О, М, С, Х); - писать изученные буквы, слоги, слова;

А, У, О, М, С, Х); - писать изученные буквы, слоги, слова;

А, У, О, М, С, Х); - писать изученные буквы, слоги, слова

А, У, О, М, С, Х); - писать изученные буквы, слоги, слова

Слово Практическое знакомство со словом

Слово Практическое знакомство со словом

Развитие моторных умений

Развитие моторных умений

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока

Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку

Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку

Подбор слов, начинающихся с заданного звука

Подбор слов, начинающихся с заданного звука

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Технические средства обучения

Технические средства обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2021