Пояснительная записка
Программа составлена на основе факультативного курса для учащихся «Теория и практика сочинений разных жанров» авторов Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М. «Просвещение» 2006 г. и пособия Т.М.Воителевой «Теория и методика обучения русскому языку» М. «Дрофа» 2006 г.
Факультативный курс по русскому языку «Развивайте дар слова» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает теоретические сведения о сочинениях разных жанров, а также позволяет проводить разнообразные упражнения для закрепления теоретических сведений.
Цель обучения:
1. Осознанное овладение языком как средством коммуникации.
2. Повторить и закрепить знания учащихся о жанрах письменных работ по развитию речи.
3. Научить их пользоваться разнообразными жанрами сочинений в зависимости от поставленной задачи.
4. Расширять лексикон обучающихся, учить выражать свои мысли.
Умения:
- определять жанр письменной работы;
- выявлять стиль письменной работы;
- определять принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю;
- составлять план работы, производить компрессию текста;
- создавать свой текст определённой жанровой принадлежности.
1. Планируемые результаты освоения курса.
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
-владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски, ресурсы Интернета;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в
спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2. Содержание учебного курса Основные жанры сочинений.
Сферы применения определённых жанров при выполнении поставленной перед обучающимся задачи.
Основные особенности жанровой принадлежности сочинения или иной письменной работы: лексика, композиция, стиль.
Способы компрессии текста. Пересказ.
Культура речи. Нормы русского литературного языка.
1. Введение в факультативный курс. Цели, задачи, требования.
2. Теория и практика сочинений разных жанров.
Понятие жанра. Теоретические сведения о жанрах письменных работ. Особенности жанров. Композиция. Лексика. Сфера употребления. Практическая работа: применение знаний теории на практике.
3. Культура речи.
Типология речевых ошибок. Устранение речевых ошибок.
Тематическое планирование факультативного курса «Развивающий дар слова» с указанием количества часов
№ |
Тема |
Цель |
Количество часов |
1 |
Тема и основная мысль. |
Повторить понятие темы и основной мысли текста. Микротема. Понятие эпиграфа. |
1 |
2
3 |
План. Тезис.
Конспект. |
Роль плана, тезисов в подготовке выступления. Понятие тезиса и конспекта. Способы компрессии текста. Практические упражнения. |
1
1 |
4 |
Доклад. |
Дать понятие доклада как одной из форм устной речи. Особенности этого жанра. |
1 |
5
6 |
Цитирование.
Цитирование |
Дать понятие цитаты, способов цитирования.
Цитирование как один из способов аргументации собственных мыслей. |
1
1 |
7 |
Литературные заготовки. |
Знакомство с записными книжками писателей. Литературные заготовки как способ подготовки к сочинению. |
1 |
8
|
Литературные заготовки. |
Знакомство с записными книжками писателей. Литературные заготовки как способ подготовки к сочинению. |
1 |
9
10 |
Репортаж.
Репортаж |
Закрепить знание о жанре репортажа как одном из видов сочинения. Особенности репортажа. Цель и формы репортажа. Практика: репортаж из спортзала. |
1
1 |
11 |
Интервью. |
Закрепить знания об интервью как о жанре сочинения. Особенности жанра, стиль, лексика. |
1 |
12 |
Совершенствование написанного. |
Формирование знаний о путях совершенствования написанного. Примеры работы писателей над рукописью |
1
|
13 |
Отзыв и рецензия. |
Работа над понятиями. Сходство и различие жанров. |
1 |
|
|
|
|
14 |
Портретный очерк. |
Знакомство с понятием. План составления портретного очерка. |
1 |
15 |
Сравнительная характеристика. |
Закрепить знания о данном жанре. Сопоставление характеров. Композиция: последовательное и параллельное сравнение. |
1 |
16 |
Рассуждение проблемного характера.
|
Закрепить знания о построении сочинения-рассуждения. Работа над понятием «проблема».
|
1
|
17 |
Рассказ. |
Закрепить знания о рассказе, его композиции. Знакомство с рассказом с необычным построением. |
1 |
18 |
Эссе. |
Познакомить с понятием. Свободная композиция. Философские раздумья. Критика. |
1 |
|
|
Итого |
18 ч. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.