Рабочая программа по русскому языку и литературе "Развивайте дар слова"
Оценка 4.8

Рабочая программа по русскому языку и литературе "Развивайте дар слова"

Оценка 4.8
pdf
22.04.2022
Рабочая программа по русскому языку и литературе "Развивайте  дар слова"
rabochayaprogrammarazvivaytedarslova.pdf



 

Пояснительная записка

 Программа составлена на основе факультативного курса для учащихся «Теория и практика сочинений разных жанров» авторов Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М. «Просвещение» 2006 г. и пособия Т.М.Воителевой «Теория и методика обучения русскому языку» М. «Дрофа» 2006 г.

Факультативный курс по русскому языку «Развивайте дар слова» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает  теоретические сведения о сочинениях разных жанров, а также позволяет проводить разнообразные упражнения для закрепления теоретических сведений.

Цель обучения:

1.     Осознанное овладение языком как средством коммуникации.

2.     Повторить и закрепить знания учащихся о жанрах письменных работ по развитию речи.

3.     Научить их пользоваться разнообразными жанрами сочинений в зависимости от поставленной задачи.

4.     Расширять лексикон обучающихся, учить выражать свои мысли.

Умения:  

-   определять жанр письменной работы;

-   выявлять стиль письменной работы;

-   определять принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю;

-   составлять план работы, производить компрессию текста;

-   создавать свой текст определённой жанровой принадлежности.

1.  Планируемые результаты  освоения курса.

Личностные результаты   

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 

Метапредметные результаты освоения курса

 -владение всеми видами речевой деятельности:

-  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

-  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски, ресурсы Интернета;

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Предметные результы освоения курса 

       соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

       способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

       способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

       умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в

спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

 

2. Содержание учебного курса Основные жанры сочинений.

Сферы применения определённых жанров при выполнении поставленной перед обучающимся задачи.

Основные особенности жанровой принадлежности сочинения или иной письменной работы: лексика, композиция, стиль.

Способы компрессии текста. Пересказ.

Культура речи. Нормы русского литературного языка.

1.     Введение в факультативный курс. Цели, задачи, требования.

2.     Теория и практика сочинений разных жанров. 

Понятие жанра. Теоретические сведения о жанрах письменных работ. Особенности жанров. Композиция. Лексика. Сфера употребления. Практическая работа: применение знаний теории на практике.

3.     Культура речи. 

Типология речевых ошибок. Устранение речевых ошибок.

  

 

       Тематическое планирование факультативного курса «Развивающий дар слова» с указанием количества часов

Тема 

Цель 

Количество часов

1

Тема и основная мысль.

Повторить понятие темы и основной мысли текста. Микротема.  Понятие эпиграфа.

1

2

 

3

План. Тезис.

 

 Конспект.

Роль плана, тезисов в подготовке выступления. Понятие тезиса и конспекта.

 Способы компрессии текста. Практические упражнения.

1

 

1

4

Доклад.

Дать понятие доклада как одной из форм устной речи. Особенности этого жанра.

1

5

 

6

Цитирование.

 

Цитирование

Дать  понятие цитаты, способов цитирования. 

 

Цитирование как один из способов аргументации собственных мыслей.

1

 

1

7

Литературные заготовки.

Знакомство с записными книжками писателей. Литературные заготовки как  способ подготовки к сочинению.

1

8

 

 

Литературные заготовки.

Знакомство с записными книжками писателей. Литературные заготовки как  способ подготовки к сочинению.

1

9

 

10

Репортаж.

 

Репортаж

Закрепить знание о жанре репортажа как одном из видов сочинения. Особенности репортажа.

 Цель и формы репортажа. Практика: репортаж из спортзала.

1

 

1

11

Интервью.

Закрепить знания об интервью как о жанре сочинения. Особенности жанра, стиль, лексика.

1

12

Совершенствование написанного.

Формирование знаний о путях совершенствования написанного. Примеры работы писателей над рукописью

1

 

 

13

Отзыв и рецензия.

Работа над понятиями. Сходство и различие жанров. 

1

 

 

 

 

14

Портретный очерк.

Знакомство с понятием. План составления портретного очерка. 

1

15

Сравнительная характеристика.

Закрепить знания о данном жанре. Сопоставление характеров. Композиция: последовательное и параллельное сравнение.

1

16

Рассуждение проблемного характера.

 

Закрепить знания о построении сочинения-рассуждения. Работа над понятием «проблема».

 

 

1

 

 

 

17

Рассказ.

Закрепить знания о рассказе, его композиции. Знакомство с рассказом с необычным построением.

1

18

Эссе.

Познакомить с понятием. Свободная композиция. Философские раздумья. Критика.

1

 

 

Итого 

18 ч.

 

Рабочая программа по русскому языку и литературе "Развивайте дар слова"

Рабочая программа по русскому языку и литературе "Развивайте  дар слова"

Пояснительная записка Программа составлена на основе факультативного курса для учащихся «Теория и практика сочинений разных жанров» авторов

Пояснительная записка Программа составлена на основе факультативного курса для учащихся «Теория и практика сочинений разных жанров» авторов

Планируемые результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения курса

Содержание учебного курса Основные жанры сочинений

Содержание учебного курса Основные жанры сочинений

Тематическое планирование факультативного курса «Развивающий дар слова» с указанием количества часов №

Тематическое планирование факультативного курса «Развивающий дар слова» с указанием количества часов №

Совершенствование написанного

Совершенствование написанного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2022