Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной государственной программы среднего полного общего образования, а также на основе Программы курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень) (Автор: Гольцова Н.Г.) , Москва «Русское слово»2013г.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, образовательным целям ГБОУ СОШ с.Русский Байтуган;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание курса, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом уровне. Составлена из расчета 2 часа в неделю (базовый уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение
следующих целей:
· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
· развитие и совершенствование способности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; информационных
умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
готовности к осознанному выбору профессии, к получению
высшего гуманитарного образования;
· углубление знаний о лингвистике как науке; языке как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи
основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях;
функционально – стилистической системе русского языка; нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
· овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые явления и факты с учетом их
различных интерпретаций; в необходимых случаях давать
исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать
языковые явления и факты с точки зрения нормативности,
соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать
варианты норм и речевые нарушения;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере
общения; совершенствование нормативного и целесообразного
использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Рабочая программа даёт возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся. Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10-11 классах
соответствует программе, однако внесены следующие коррективы: программа Гольцовой Н.Г. предусматривает на изучение курса русского языка 34 часа, в данной программе из регионального компонента учебного плана добавлен 1 час на изучение русского языка с целью ликвидации пробелов в знаниях и учетом подготовки учащихся 10-11-го классов к ЕГЭ по русскому языку. Это обусловило тот факт, что изменилось количество часов, отводимых на изучение разделов курса по программе Гольцовой Н.Г.– 68 часов (2 часа в неделю).
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и
систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и
пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется
трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям,
направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи
обучающихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
- Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как
литература, МХК, история.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Программа предназначена для изучения русского языка в 10-11
классах по 68 часов ( из расчёта 2 часа в неделю в 10 и 11 классах ).
Формы организации образовательного процесса:
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Виды и формы контроля:
контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания
дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ
на вопрос о его содержании.
Содержание программы
Базовый уровень
10 КЛАСС (68ч)
Введение
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно- выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление.
Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка.
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Лексикография.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы.
Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы
корневые и аффиксальные.
Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие
словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и
орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии.
Фонетические и традиционные написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
Части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам.
Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
прилагательных: прилагательные качественные, относительные,
притяжательные.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных.
Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические
особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм
степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности
образования и употребления кратких прилагательных в современном русском
языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их
семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности
склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.
Морфологический разбор числительных.
Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления
местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений. Значение и особенности употребления
местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного,
притяжательных и определительных местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное,
сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и
предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное
написание наречий.
Слова категории состояния
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов
категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких
прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по
значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы
Частицы как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные
слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий.
Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.
11 КЛАСС(68ч)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические
единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном
предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных
определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных
приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных
неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах,
соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при
обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных
членах предложения. Обособленные и необособленные определения.
Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные
дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены
предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при
вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных
конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные,
отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним
придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с
несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с
запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки
препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки.
Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту
речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы).
Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной
речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили
речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный
стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный
стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы
речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка
текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А.
Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
· функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли
старославянского языка в развитии русского языка, формах существования
русского национального языка, литературном языке и его признаках;
· системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
· понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии
норм русского литературного языка;
· компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
· основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно- бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
· проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и
фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
· разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные
нарушения языковой нормы;
· проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых,
публицистических, разговорных и художественных текстов;
· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение:
· использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
· владеть основными приемами информационной переработки устного и
письменного текста;
говорение и письмо:
· создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-
научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах
общения; редактировать собственный текст;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; использовать в собственной речевой практике
синонимические ресурсы русского языка;
· применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
· осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;
· углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области
филологических наук и получения высшего филологического образования;
· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности
к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному
общению, сотрудничеству;
· увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке через наблюдение за
собственной речью;
· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации,
самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
· удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Используемый учебно-методический комплект:
1.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11
классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское
слово, 2013.
2.Цыбулько И.П.. ЕГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты.
3.Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ-2015. Учебно-методическое пособие.
Кадендарно-тематическое планирование.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС.
(Базовый уровень - 68 ч.)
№ урока |
Тема урока |
Кол-во ча-сов |
Основные термины и понятия |
Практичес-кие навыки |
Правописные навыки |
Да-та |
1 |
Слово о русском языке. Слово и его значение. |
1
|
РЛЯ, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира. Слово. Лексическое значение. Толковый словарь. |
Составление плана текста, виды планов, эпиграфы Работа с толковым словарём |
Повторение орфографии |
|
2 |
Однозначность и многозначность слов |
1 |
Однозначные слова. Многозначные слова. |
Работа с толковым словарём |
Попутное повторение орфографии |
|
3 |
Изобразительно-выразительные средства |
1 |
Тропы, метафора, сравнение. |
Анализ лексических средств выразительности в тексте. |
Попутное повторение орфографии и пунктуации. |
|
4 |
Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов. |
1 |
Омонимы: омографы, омофоны, омоформы. |
Работа со словарём. |
Повторение орфографии и пунктуации. |
|
5 |
Паронимы, их употребление. Словари паронимов. |
1 |
Паронимы. |
Работа со словарём. |
Повторение орфографии и пунктуации. |
|
6 |
Синонимы. Их употребление. Словари синонимов. Антонимы. Их употребление. |
1
|
Синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд. Антонимы. Типы антонимов. Антитеза. |
Работа со словарями синонимов. Анализ текста. Работа со словарём антонимов. Анализ текста. |
Повторение орфографии и пунктуации.
|
|
7-8 Р/Р |
Изложение с творческим заданием. Анализ лексических особенностей текста. |
2 |
Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. |
Составление плана текста. |
Соблюдение правописных норм при создании связного высказывания. |
|
9 |
Происхождение лексики современного русского языка. |
1 |
Исконно-русская лексика, старославянизмы, заимствованная лексика. |
Работа со словарём иностранных слов и этимологическим словарём. |
Попутное повторение орфографии и пунктуации. |
|
10 Р/Р |
Лингвистический анализ текста А. С. Пушкина «Пророк» |
1 |
Тема, главная мысль. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста, звукописи |
|
||
11 |
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы. |
1
|
Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. |
Определение лексических особенностей текста. Анализ художественного текста (Н.В.Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин) |
Попутное повторение орфографии.
|
|
12 Р/Р |
Готовимся к ЕГЭ. Сочинение. |
1 |
Работа с тестами. Проверка правописных и орфографических умений и навыков. Элементы анализа текста. |
|
|
|
13 |
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. |
1 |
Фразеологизм, источники появления фразеологизмов. |
Работа со словарём фразеологизмов |
Попутное повторение орфографии и пунктуации. |
|
14 |
Обобщающий урок: лексикография. |
1 |
Энциклопедические и лингвистические словари. Толковые словари и словари аспектные (специальные). |
Работа с вопросами и заданиями для повторения. |
Попутное повторение орфографии и пунктуации. |
|
15 |
Диктант |
1 |
Проверка усвоения основных знаний по русскому языку. |
|
||
16-17 |
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков. Орфоэпия. |
2
|
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки гласные и согласные. Согласные звуки: сонорные, звонкие, глухие; твёрдые, мягкие; парные, непарные. Гласные: ударные. Безударные. Ударение. Орфоэпические нормы. |
Фонетический анализ слова. Знакомство с орфоэпическими вариантами. |
Повторение написаний, опирающихся на фонетические принципы орфографии.
|
|
18 |
Готовимся к ЕГЭ. Тест. |
1 |
Работа с тестами |
Соотношение количества букв и звуков в слове. Произносительные нормы. |
Тест на правописную грамотность. |
|
19 |
Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова. |
1 |
Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная – непроизводная основа; простые, сложные, производящие основы. |
Морфемный анализ слов. |
Правописание морфем. |
|
20 |
Словообразование Словообразовательные модели. Словообразова тельный разбор слова. |
1 |
Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования. |
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. |
Морфологичес кий принцип правописания. |
|
21 |
Формообразование. Понятие парадигмы. |
1 |
Формообразующий аффикс. Супплетивизм основы. |
Работа с грамматико-орфографическим словарём. |
Правописание окончаний различных частей речи. |
|
22 Р/Р |
Изложение с творческим заданием. |
1 |
Тема. Главная мысль. Ключевые слова. |
|
||
23 |
Принципы русской орфографии. |
1 |
Морфология. Орфография. Орфограмма. |
Соотнесение конкретного правописного затруднения с принципами орфографии. |
Типы орфограмм. |
|
24 |
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. |
1 |
Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. |
Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму. |
Безударные гласные в корне слова. |
|
25 |
Чередующиеся гласные в корне слова. |
1 |
Безударные чередующиеся гласные в слове. |
Морфемный анализ слова. |
Безударные гласные в корне слова. |
|
26 |
Обобщающие упражнения. Тест. |
1 |
Орфограмма. |
Закрепление навыков решения орфографических задач. |
|
|
27 |
Употребление гласных после шипящих. |
1 |
Безударные гласные, ударение. |
Работа по алгоритму. Фонетический разбор слова. Морфемный анализ слова. |
Правописание гласных после шипящих и Ц в разных частях слова.
|
|
28 |
Употребление гласных после Ц. |
1 |
Орфограмма. Гласные и согласные звуки, звук и буква. |
Морфемный анализ слова. Решение орфографических задач по алгоритму. |
||
29 |
Диктант |
1 |
Проверка усвоения основных знаний по русскому языку. |
|
||
30 |
Правописание звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. |
1 |
Орфограмма, звук и буква. Согласные звуки, звонкие и глухие согласные. |
Морфемный разбор слова. Фонетический разбор слова. |
Правописание согласных в слове. |
|
31 |
Правописание двойных согласных. |
1 |
Орфограмма, правила правописания. |
Орфографический анализ слова. |
Правописание двойных согласных. |
|
32 33
|
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ-, ПРИ-. Гласные Ы – И после приставок. |
2 |
Орфограмма, правила правописания, приставка. Принципы орфографии. |
Орфографический разбор слова. Значение приставок, связь с правописанием. Орфографический анализ слова. |
Правописание приставок. Фонетические написания. |
|
34
|
Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. |
1 |
Орфограмма, роль букв Ъ и Ь в слове. Графика и орфография, строчная и приписная буква. Слог, деление слова на слоги. |
Роль Ъ и Ь. Орфографический анализ слова. Морфемный разбор, фонетический разбор слова. |
Правописание Ъ и Ь. Написание строчных и прописных букв. Правила переноса слов. |
|
35 |
Готовимся к ЕГЭ. Тест. |
1 |
Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков. |
|
||
36 |
Имя существительное как часть речи. |
1 |
Морфология: часть речи, имя существительное, лексико-грамматические разряды имён существительных. |
Морфологический разбор имён существительных. |
Обобщение и повторение орфографии. |
|
37 |
Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. |
1
|
Имя существительное, падеж, число, окончание, склонение. Падеж, тип склонения. |
Определение типа склонения, числа и падежа существительных. Решение орфографических задач по алгоритму. |
Падежные окончания существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. |
|
38 |
Правописание сложных имён существительных. |
1 |
Имя существительное. Слитные и дефисные написания. |
Орфографический анализ слов. |
Слитные и дефисные написания. |
|
39 |
Контрольный диктант. |
1 |
Проверка знаний, умений и навыков по теме. |
|
|
|
40 |
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных. |
Морфологический разбор имён прилагательных. |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. |
|
41 |
Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных. |
1 |
Имя прилагательное. Суффиксы. Окончание. |
Написание суффиксов: -к-/-ск-; -ев-/-ив-; -чив-/-лив-; -ов-/ -оват-/-овит-; -инск; -оньк-/-еньк- |
Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных. |
|
42 |
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. |
1 |
Орфограмма. Имя прилагательное, суффикс. |
Морфемный анализ слова. Словообразование имён прилагательных. |
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. |
|
43 |
Правописание сложных имён прилагательных. |
1 |
Орфограмма. Сложное прилагательное, слитное и дефисное написание. |
Образование сложных имён прилагательных. |
Правописание сложных имён прилагательных. |
|
44-45 |
Имя числительное как часть речи |
2 |
Имя числительное, количественные, порядковые, собирательные числительные; простые, сложные числительные. |
Морфологический разбор числительных. |
Правописание числительных; слитные, дефисные и раздельные написания; падежные окончания числительных. |
|
46 |
Местоимение как часть речи. |
1 |
Местоимения. Разряды местоимений. |
Морфологический разбор местоимений. |
Правописание местоимений. |
|
47 |
Диктант |
1 |
Проверка знаний, умений и навыков. |
|
||
48-49 |
Глагол как часть речи. |
2 |
Глагол, морфологические признаки глагола, две основы глаголов. |
Морфологический разбор глагола, образование разных форм глагола. |
Правописание глаголов. |
|
50-51 |
Причастие как особая форма глагола. |
2 |
Причастие. Морфологические признаки причастия, категория времени. |
Морфологический разбор причастий, образование причастий. |
Правописание суффиксов причастий Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях. |
|
52 |
Деепричастие как особая форма глагола. |
1 |
Деепричастие: признаки глагола и наречия. Категория вида. |
Морфологический разбор деепричастий, образование деепричастий. |
Правописание деепричастий. |
|
53-54 |
Наречие как часть речи. Правописание наречий. |
2 |
Наречия, разряды наречий по значению, степени сравнения наречий. |
Морфологический разбор наречий. |
Правописание наречий. |
|
55 |
Диктант. |
1 |
Проверка знаний, умений и навыков по теме. |
|
||
56 |
Слова категории состояния. |
1 |
Слова категории состояния. |
Морфологический разбор слов категории состояния. |
Попутное повторение орфографии. |
|
57 |
Служебные части речи. Предлог. |
1 |
Служебные части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные. |
Морфологический разбор предлогов. |
Правописание предлогов. |
|
58-59 |
Союз как служебная часть речи. |
2 |
Союз как служебная часть речи. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы. Союзы и союзные слова. |
Морфологический разбор союзов. |
Правописание союзов. |
|
60-61 |
Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. |
2 |
Служебные части речи. Частицы. Разряды частиц.
|
Морфологический разбор частиц. Определение значения частицы НЕ, значения частицы НИ. |
Правописание частиц.
|
|
62-63 |
Слитное и раздельное написание частиц с разными частями речи. |
2 |
Служебные части речи. Частицы. Отрицательные частицы. Морфемика: приставки. |
Определение значения частицы НЕ, значения частицы НИ. |
НЕ и НИ с различными частями речи. |
|
64 |
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. |
1 |
Междометия. Звукоподражательные слова. |
Морфологический разбор междометий. |
Правописание междометий и звукоподражательных слов. |
|
65-66 |
Повторение и обобщение пройденного. |
2 |
Повторение и обобщение основных тем и разделов курса. |
|||
67 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
Орфография. Лексика. Фонетика. Морфемика. Морфология. Элементы анализа текста. |
|
||
68 |
Работа над ошибками. |
1 |
Анализ ошибок и затруднений. |
|
Календарно-тематическое планирование.
Русский язык. 11класс.
(Базовый уровень – 68 ч.)
№ уро-ка |
Тема урока |
К-во ча- сов |
Основные термины и понятия |
Практические навыки |
Правописные навыки |
Да-та |
1 |
Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ предложения |
1 |
Синтаксис, единицы синтаксиса, предложения, словосочетания, пунктуация, пунктуационный разбор. Знаки препинания, функции знаков препинания |
Пунктуационный анализ предложения |
Обобщенный алгоритм постановки знаков препинания с опорой на функции знаков препинания |
|
2 |
Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания |
1 |
Словосочетание; типы словосочетаний по структуре, единицы словосочетания Виды подчинительной связи в словосочетании |
Порядок синтаксического разбора словосочетаний |
|
|
3 |
Предложение как единица синтаксиса. Простое предложение. Виды предложений по структуре |
1 |
Типы предложений: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов, по наличию всех структурно и семантически необходимых членов предложения, характеристика главных и второстепенных членов предложения |
Порядок синтаксического разбора предложений |
Знаки препинания в конце предложения |
|
4 |
Постановка тире в простом предложении |
1 |
Подлежащее, сказуемое, неполные предложения, интонация |
Выявление структуры грамматической основы, выявление структуры предложения |
Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, соединительное тире, интонационное тире |
|
5 |
Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения |
1 |
Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращения, вводные слова, вставные конструкции, сравнительные обороты |
Синтаксический разбор простого предложения, пунктуационный разбор предложений |
Повторение орфографии и пунктуации |
|
6 |
Предложение с однородными членами |
1 |
Однородные члены предложения, неоднородные члены предложения |
Синтаксический разбор простого предложения |
|
|
7-8 |
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющи мися, повторяющимися и парными союзами |
2 |
Однородные члены предложения |
Синтаксический разбор простого предложения |
Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных: — неповторяющимися союзами — повторяющимися союзами; — двойными союзами |
|
9 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения |
1 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения |
Синтаксический разбор простого предложения |
Знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах |
|
10 |
Диктант. |
1 |
|
|
|
|
11
|
Готовимся к ЕГЭ. Тест. |
1 |
Работа с тестами |
|
|
|
12 |
Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения |
1 |
Обособленные члены предложения; обособленные определения |
Определение главного и зависимого слов при обособленных определениях |
Обособление согласованных определений; обособление несогласованных определении |
|
13 |
Обособленные приложения |
1 |
Приложения, обособление приложения |
Анализ структуры простого предложения |
Знаки препинания при обособленных приложениях |
|
14-15 |
Обособленные обстоятельства и дополнения |
2 |
Обстоятельства, дополнения, обособление |
Анализ структуры простого предложения |
Знаки препинания при одиночных обособленных обстоятельствах, знаки препинания при распространенных обособленных обстоятельствах, при обособленных дополнениях |
|
16 |
Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения |
1 |
Уточняющие члены предложения, пояснительные члены предложения |
Анализ структуры простого предложения |
Знаки препинания при присоединительных членах предложения, уточняющих членах предложения, пояснительных членах предложения |
|
17 |
Знаки препинания при сравнительных оборотах |
1 |
Сравнительный оборот, способы присоединения сравнительных оборотов |
Условия выделения запятыми сравнительных оборотов |
Знаки препинания при сравнительном обороте |
|
18 |
Знаки препинания при обращениях |
1 |
Грамматические конструкции, не являющиеся членами предложения. Обращения |
Анализ структуры простого предложения |
Знаки препинания при обращениях |
|
19 |
Вводные слова и вставные конструкции |
1 |
Вводные слова, вставные конструкции, группы вводных слов по значению |
Различение вводных слов и омонимичных им конструкций ' |
Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях. |
|
20 |
Готовимся к ЕГЭ. Тест. |
1 |
Работа с тестами. |
|
|
|
21 |
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова |
1 |
Междометия, утвердительные, отрицательные слова, вопросительно-восклицательные слова |
Анализ структуры простого предложения |
Знаки препинания при словах указанной группы |
|
22-24 |
Повторение и обобщение |
3 |
Повторение теоретического материала по вопросам и заданиям для повторения; выполнение повторительных упражнений |
|
||
25
|
Диктант с грамматическим заданием |
1 |
Проверка навыков правописания и грамматических разборов |
|
||
26-27 |
Сложные предложения, знаки препинания в сложносочиненном предложении |
2 |
Сложные предложения, типы сложных предложений |
Синтаксический разбор сложного предложения |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении |
|
28-29 |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным |
2 |
Сложноподчиненные предложения; главная часть, часть придаточная, виды придаточных |
Синтаксический разбор сложного предложения |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным |
|
30-31 |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными |
2 |
Последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное подчинение |
Анализ структуры простого предложения |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными |
|
32-33
|
Готовимся к ЕГЭ. |
2 |
Проверка навыков правописания и грамматических разборов |
|
||
34 |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
1 |
Бессоюзные сложные предложения, значение частей сложного бессоюзного предложения |
Анализ структуры сложного предложения |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
|
35-36 |
Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое. Абзац. |
2 |
Период. Сложное синтаксическое целое. Абзац |
Анализ структуры сложного предложения. Создание текста, отвечающего требованиям ССЦ |
Знаки препинания в предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи |
|
37 |
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. |
1 |
Чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь |
Прямая речь, диалог, единицы прямой речи |
Знаки препинания при передаче чужой речи |
|
38 |
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах |
1 |
Цитата, способы оформления цитат |
Анализ структуры сложного предложения |
Знаки препинания при цитатах |
|
39 |
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания |
1 |
Знаки препинания, сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания |
Анализ структуры простого и сложного предложения. Пунктуационный анализ предложения |
Сочетание знаков препинания. Постановка факультативных знаков препинания |
|
40 |
Авторская пунктуация |
1 |
Авторские знаки препинания |
Анализ текста |
Постановка авторских знаков препинания |
|
41 |
Р/р Сочинение «Любимый уголок моего города». |
1 |
|
|
|
|
42 |
Обобщающий урок |
1 |
Урок-семинар по теоретическому материалу. Урок-практикум (выполнение тренировочных упражнений) |
|
|
|
43
|
Диктант с грамматическим заданием |
1 |
Проверка правописных умений и навыков грамматических разборов |
|
||
44-45 |
Культура речи как раздел науки о языке. КР и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. |
2 |
Нормы речи. Качества хорошей речи |
Анализ текста |
Повторение орфографии и пунктуации |
|
46 |
Р/р Изложение с элементами сочинения «Бой мальчиков – гмназистов с партизанами» ( по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго») |
1 |
|
|
|
|
47-48 |
Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. |
2 |
Нормы речи. Качества хорошей речи |
Анализ текста |
Повторение орфографии и пунктуации |
|
49 |
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. |
1 |
Нормы речи. Качества хорошей речи |
Анализ текста |
Повторение орфографии и пунктуации |
|
50-51 |
Культура разговорной речи. Культура письменной речи. |
2 |
Нормы речи. Качества хорошей речи |
Анализ текста |
Повторение орфографии и пунктуации |
|
52- 53 |
Стилистика. Функциональные стили. Научный стиль. Информационная переработка текста. |
2 |
Функциональные стили и их особенности. Научный стиль, жанры научного стиля. |
Правила составления реферата, конспекта, тезисов, плана |
Написание терминов |
|
54 |
Официально-деловой стиль. Анализ текста |
1 |
Официально-деловой стиль, признаки стиля, жанры |
Правила написания деловых бумаг (составление заявления, доверенности и т.п.) |
Знаки препинания при обособлениях |
|
55- 56 |
Публицистический стиль. Анализ текста |
2 |
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля |
Изучающее чтение. Составление тезисов. Работа со словарями |
Повторение орфографии и пунктуации |
|
57 |
Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного стиля |
1 |
Особенности разговорной речи. Литературно-художественная речь. |
Изучающее чтение Составление тезисов |
Повторение орфографии и пунктуации |
|
58 |
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи |
1 |
Текст. Признаки текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение |
Составление плана-конспекта |
Повторение орфографии и пунктуации |
|
59
|
Самостоятельный анализ предложенного текста |
1 |
Определение стилистических особенностей текста |
|
Повторение орфографии и пунктуации |
|
60-61 |
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку |
2 |
Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения |
Умение сформулировать проблему и прокомментировать её; выявить позицию автора и выразить собственное мнение. |
Повторение орфографии и пунктуации |
|
62-63
|
Р/Р Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. |
2 |
Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения |
Уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, оформлять речь в соответствии с нормами СРЛЯ |
Проверка орфографической и пунктуационной грамотности |
|
64 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
|
Проверка орфографической и пунктуационной грамотности |
|
65 |
Повторение. Трудные случаи правописания |
1 |
Морфология. Орфография. Орфограмма. Принципы правописания |
Повторение закрепление навыков решения орфографических задач |
Проверка орфографической грамотности |
|
66 |
Повторение. Трудные случаи пунктуации |
1 |
Обособленные члены предложения. Сложные предложения. БСП. Цитаты |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения |
Повторение орфографии и пунктуации |
|
67-68 |
Подготовка к ЕГЭ |
2 |
Проверка готовности школьников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.