Рабочая программа по русскому языку в 9 классе

  • doc
  • 16.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РУССКИЙ 9 КЛАСС ФГОС РП 2020-2021.doc

ВВЕДЕНИЕ

 

Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 9 класса разработана в соответствии со статьёй 2 пункта 9 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, письма Минобрнауки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 г. №08-1786, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы  основного общего образования, представленных в Федеральном  государственном образовательном стандарте, программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская). –М.: Просвещение, 2014г.; а также в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

Федеральные документы:

1.       Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

3.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

4.       Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

5.       Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

6.       Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (с изменениями).

7.       Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. (8-11 классы).

8.       Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации  от 9 апреля 2016 г. №  637-р)

9.       Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2010. 24 с.

 

 

Региональные документы

1.       Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

2.       Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

3.       Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017/2018 учебный год» от «24» мая 2017 г. № 01-14/1839.

Учебник «Русский язык. 9 класс», издательство «Просвещение», 2014. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским языком обучения. Программа по русскому языку для 9 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Поурочные разработки. 9 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина ; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012.

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5, 6, 7 и 8 классах и разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей», созданной с учётом:

v   программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

v   фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

v   требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

v   воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

v   воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

v   овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

v   овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);

v   освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.

Цели и задачи изучения русского языка в 9 классе

Предлагаемая рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

v   обеспечение языкового развития обучающихся;

v   овладение ими речевой деятельностью.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

v   освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка;

v   умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами;

v   интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

 

1.      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Личностными результатами освоения  Программы по русскому языку яв­ляются:

1)   понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2)   осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию;

3)   достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметными результатами освоения Программы по русскому языку яв­ляются:

1)      владение всеми видами речевой деятельности:

v адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

v владение разными видами чтения;

v способность извлекать информацию из различных источни­ков, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

v овладение приёмами отбора и систематизации материала па определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность к преоб­разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

v способность определять цели предстоящей учебной деятель­ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;

v способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

v умение выступать перед аудиторией сверстников с неболь­шими сообщениями, докладом;

2)   применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме­там, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках ино­странного языка, литературы и др.);

3)   коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль­ного межличностного и межкультурного общения.

 

Предметными результатами освоения Программы по русскому языку яв­ляются:

представление о русском языке как языке русского на­рода, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения наро­дов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

1)    представление о русском языке как языке русского на­рода, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения наро­дов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2)    понимание определяющей роли языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, при полу­чении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3)  владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:

v адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

v владение разными видами чтения (поисковым/просмотро­вым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

v владение умениями информационной переработки прочи­танного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

v способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электрон­ных носителях;

v адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жан­ров; владение различными видами аудирования (с полным по­ниманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

v умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функцио­нальной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

v умение воспроизводить в устной и письменной форме про­слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёр­нутости (пересказ, план, тезисы);

v способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построе­ния текста (логичность, последовательность, связность, со­ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к про­читанному, услышанному, увиденному;

v умение создавать устные и письменные тексты разных типов п стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

v владение различными видами монолога и диалога; высту­пление перед аудиторией сверстников с небольшими сообще­ниями, докладом;

v соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике Письма основных правил орфографии и пунктуации;

v способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях обще­ния;

v осуществление речевого самоконтроля; способность оце­нивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4)  усвоение основ научных знаний о родном языке; пони­мание взаимосвязи его уровней и единиц;

5)    освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого Общения; функционально-смысловые типы речи (повествова­ние, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6)    проведение различных видов анализа слова (фонети­ческий, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к опреде­лённым функциональным разновидностям языка, особенно­стей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7)    осознание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую, сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

2.      СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Рабочая программа по русскому языку составлена для учащихся 9 класса и рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

ВВЕДЕНИЕ

Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.

Знать основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.

Основные формы суще­ствования национально­го русского языка: рус­ский         литературный язык,   территориальные диалекты       (народные говоры),      социальные диалекты   (жаргоны)   и просторечия.      Нацио­нальный язык и единст­во его различных форм (разновидностей). Понятие о литератур­ном языке. Русский   литературный язык - основа  нацио­нального русского язы­ка. Литературный язык как основа русской ху­дожественной    литера­туры.   Основные   отли­чия литературного язы­ка от языка художест­венной литературы. Нормированность - отличительная особен­ность со­временного литератур­ного языка. Языковая  норма  и  ее признаки.   Виды   норм русского литературного языка.

Знать   формы   существования национального русского языка, понимать  его неоднородность, сферу  функционирования, об­щенародного разговорного язы­ка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики   литературного   языка (территориальные   и   социаль­ные диалекты).

Уметь  использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию, составлять текст о роли языка в жизни человека и  общества.

Понимать,   что   ядром   современного русского языка является литературный язык,

уметь объяснять разнообразие лекси­ческого состава русского языка.

Применять  общие  правила произношения  и  написания слов, их изменения и соедине­ния друг с другом,  находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СП) С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты .

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы,  грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Раздел

программы

Всего часов

В том числе

изучение

нового

Р.Р.

К.Р.

Виды

контроля

Введение

16

8

8

-

-

Повторение

12

11

-

1

Диктант №1

Сложное предложение

4

2

2

1

Сочинение №1

Сложносочиненное предложение

15

9

3

4

Сжатое изложение №1

Подробное изложение №1
Контрольная работа №1

Словарный диктант №1

Сложноподчиненное предложение

36

29

4

6

Диктант №2

Контрольная работа №2

Сочинение №2, №3

Словарный диктант №2,№3

Бессоюзное сложное предложение

37

31

4

3

Диктант №3

Сочинение №4

Словарный диктант №4

Сложное предложение с разными видами связи

16

12

1

4

Сжатое изложение №2

Подробное изложение №2

Контрольная работа №3

Сочинение №5

Итого

136

102

22

19

-

 

Виды контроля

Часы

136

136

136

Контрольные работы

3

3

3

Диктанты

3

3

3

Сочинения

5

5

5

Изложения

2

2

2

Сжатое изложение

2

2

2

Словарные диктанты

4

4

4

Уроки развития речи

22

22

22

 


Скачано с www.znanio.ru