III класс
Программа по скульптуре для 3 класса предусматривает решение следующих задач:
1. Знакомство с пластическими материалами (глиной и пластилином).
2. Приобретение первоначальных профессиональных навыков (лепка из целого куска обеими руками, круговой обзор, отход от работы).
3. Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
4. Знакомство с основными принципами построения композиции с акцентированным вниманием на передачу движения.
5. Приобретение в процессе работы обязательного навыка отхода от станка - для сравнения выполняемого задания е натурой или для его кругового обзора.
6. Развитие у учащихся при построении декоративной композиции чувства ритма и стилизации.
7. Воспитание у детей чувства интереса к работе со скульптурными материалами.
Скульптура III класс
№ темы |
Название темы
|
кол-во часов |
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
I полугодие Вводная беседа и задание на свободную тему(знакомство с группой) Рассказа о скульптуре и использовании иллюстративного материала (репродукции и материалы методического фонда): ее видах (круглая скульптура малых форм, рельеф); жанрах (станковая, монументальная, декоративная); материалах , рабочем месте, станке и инструменте. Лепка на свободную тему. Материал: глина. Размер: 10-15 см. Задача: знакомство группы с мастерской, а учителя- с группой. Выявление степени у учащихся подготовленности к лепке. На примере этих же работ можно дать первые понятия о массе, объеме, о взаимосвязи фигур в композиции.
Лепка с натуры яблока. Материал: глина. Размер: натуральная величина. Задача: обучение детей работе профессиональным скульптурным методом разминать материал и лепить объем пальцами из целого куска. Первые понятия о расположении массы и объема в пространстве, весовом соотношении частей объема, конструктивном построении и пластическом выражении объема. Особое внимание к красоте и неповторимости живой природы.
Лепка с натуры двух овощей и фруктов, близких по форме геометрическим телам. Объекты постановки: различные овощи, фрукты, близкие по форме геометрическим телам (морковь, помидор, груша, яблоко, и т.д.). Материал: глина. Размер: натуральная величина. Задача: сосредоточить детей на передаче масс, объема, пропорций и характер изображаемых предметов.
Рельефное изображение листьев. Материал: глина. Размер: натуральная величина. Задача: передача пропорций, пластики формы и выработать навыки скульптурного восприятия их в рельефе.
Объемное изображение предмета простого по форме. Объект постановки: кувшин простой по форме (без узоров и рисунков, с сочетанием форм, близким к геометрическим телам). Материал: глина. Размер: 15-20 см. Задача: построение более сложной формы в пространстве, передача пропорций.
Лепка перца по памяти и представлению. В начале занятия показать соответствующую модель, чтобы дети рассмотрели и изучили с точки зрения характера скульптурной формы и закрепили ее пластический образ в своем воображении. Затем можно приступить к работе. В процессе работы полезно убирать из поля зрения учащихся этот предмет. Материал: глина. Размер: примерно в натуральную величину. Задача: развитие зрительной памяти, фантазии, воображения. Стараться представить образ модели, творчески решить тему, внести что-то новое и оригинальное в его форму. |
1
3
4
4
4
4
4
|
|
7.
8.
9.
10.
11.
12.
|
Композиция на тему одной из сказок А.С.Пушкина , Г.Х.Андерсона или народных сказок (двух-трехфигурная композиция). Лепка в основном по воображению. Необходимо по возможности показать книги на данные темы с иллюстрациями, хорошие работы способных учащихся за прошлые годы. Материал: глина. Размер: 10-15 см. Задача: внимание на круговой обзор, гармоничную связь между объектами и равновесие масс.
II полугодие
Лепка простого орнамента «Цветок лотоса». На группу в 15-17 чел. ставятся 2 модели. Материал: глина. Размер: примерно в натуральную величину. Задача: основные принципы построения рельефа. Соблюдение симметрии, изучение растительных форм, выполненных пластическими средствами. Точная передача форм.
Декоративное задание. Орнамент из растений, водорослей, рыб, бабочек, птиц. Материал: глина, керамическая глина. Задача: развить чувство ритма, компоновку на определенном формате, стилизацию.
Натюрморт из двух предметов быта, овощей, фруктов, близких по форме к геометрическим телам. Объект постановки: предмет быта (крынка, кувшин, яблоко и т. д.). Материал: глина. Размер: натуральная величина. Задача: первое понятие о взаимосвязи фигур в композиции и о круговом обзоре. Передача масс, объема, точности пропорций, детальной проработки и выявление характерных особенностей модели.
Лепка животного по памяти и наблюдению (по наброскам). Материал: глина. Размер: 12-15 см. Необходимо рассказать детям об устройстве животных, как меняется положение позвоночника и углы сочленений конечностей в зависимости от позы, в какой они находятся. О работе плечевого пояса и строении головы. Можно обсудить с детьми повадки животных, как эти повадки проявляются в движениях, какие лучше соблюдать пропорции и отношение масс при лепке туловища и головы и т.д. Объяснить без аналитических подробностей, но чтобы дети хорошо поняли этот механизм. Задача: вылепить собаку в характерной позе и по возможности с точными отношениями и пропорциями. Стремиться скульптурно и целостно решить форму.
Наброски с натуры сидящего человека (одетого) в двух позах. Объект постановки: учащиеся лепят натурщика или друг друга с натуры. Постановка в несложной позе, сидя. Желательно, чтобы позирующие были разного возраста. 1.урок: Работа с сидящей натуры. 2.урок: Работа с другой сидящей модели в иной позе. Материал: глина. Размер: 12-15см. Задача: наблюдение модели, знакомство с пропорциями человеческой фигуры. Внимание на выразительность силуэта, характера, возраста. Решение задачи в общих массах. Круговой обзор и цельность решения работы. |
4
4
4
4
8
|
|
13.
14.
|
Этюды (двухфигурные) по представлению, наблюдению. «Дети и животные». Материал: глина. Размер: 10-15см. Задача: передача взаимосвязи фигур, их пропорций и отношений, построения характерных особенностей. Обратить внимание на выразительность силуэта и круговой обзор.
Декоративная однофигурная композиция «Животное» или «Птица». Работа выполняется по собственным предварительным зарисовкам и наброскам в сквере, дома и т.д. Поиск эскиза в объеме в соответствии с наиболее интересным материалом. Задача: беседа о декоративности этого задания, о различных способах фактурной поверхности. Найти конструктивную форму и выявить ее. Определение положения масс в пространстве, пропорций, движения животного. Работа над выявлением характерных особенностей силуэта, формы. Заострение внимания на круговом обзоре работы, ее выразительность, цельность. Материал: керамическая глина. Размер: по указанию учителя. |
4
4
|
|
IV КЛАСС
Раздел программы по скульптуре для IV класса предусматривает освоения следующих задач:
1. Закрепление знаний, полученных на первом году обучения.
2. Дальнейшее развитие и совершенствование пластических навыков учащихся на основе усложнения задания как натурных, так и композиционных.
3. Дальнейшее развитие способностей видеть окружающий мир, среду.
4. Развитие зрительной памяти.
5. Дальнейшее освоение навыков в передаче пропорций и движения натуры; владение формой предметов.
6. Умение передать в материале характер и фактуру формы.
7. Совершенствование навыков объемно-пространственного решения композиции в доступной возрасту форме.
8. Развитие умения передавать аналитическое строение человека и животных в форме, доступной детям данного возраста.
9. Дальнейшее освоение специфики декоративного искусства при создании обобщенно-стилизованных образов.
Скульптура IV класс
№ темы |
Название темы |
кол-во часов |
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
I полугодие Эскизы двухфигурной композиции по наблюдению на тему, предложенную педагогом («Животные в движении», «Человек и животное»,композиция на тему труда и т.д.) Материал: глина. Размер: 12-20 см. Задача: Развитие зрительной памяти учащихся. Распределение весовых и пропорциональных отношений масс фигуры в пространстве с передачей движения, характерных особенностей изображаемого. Внимание на перегруженность и целостность композиции.
Этюды с натуры «Осенние дары природы». Объект постановки: овощи, фрукты, грибы, напоминающие по форме, как простые, так и сложные, геометрические тела. Материал: глина. Размер: примерно в натуральную величину. Задача: Передача объема, пропорций, характера модели ее массы. Выявление умения наблюдать и воплощать увиденное в скульптуре.
Рельефное изображение ветки клена (3-4 листа). Материал: глина. Размер: натуральная величина. Ставятся более сложные задачи, чем в 1 классе, повышаются требования к сокращенным по глубине формам рельефа. Более внимательно разобраться в деталях и подлепить их, не нарушая целостность рельефа.
Лепка животных по памяти и наблюдению. Материал: глина. Размер: 12-15 см. Дети могут лепить по памяти тех животных, которых они наблюдали в зоопарках, скверах и других местах. Задача: верно передать позу, общую форму и характер (повадки одного животного или группы животных).
Натюрморт из двух предметов быта (овощей, фруктов). Объект постановки: предметы быта (кувшин, яблоко, груша и т.д.) Постановка может быть оживлена добавлением небольшой веточки какого-либо растения с минимальным числом листиков или гроздью ягод. Материал: глина. Размер: натуральная величина. Задача: правильная лепка форм предметов, объема, характерных особенностей.
Натюрморт из трех контрастных по форме предметов. Объекты постановки: три контрастных по форме предмета. Для постановки рекомендуется использовать предметы небольшого размера, так как это позволит выполнить работу в натуральную величину. Выполнение работы на плинте или без него, в зависимости от композиции. На группу в 15-17 человек ставятся 2 натюрморта.
|
4
8
4
4
4
4
|
|
|
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
|
Лепка любимых героев сказок и басен, 2-3 фигуры. Материал: керамическая глина. Размер: 10-15 см. Задача: дальнейшее ознакомление учащихся с элементарными законами построения композиции.
II полугодие
Лепка с натуры чучела птицы. Материал: глина. Размер: примерно в натуральную величину. Задача: передача формы, пропорции и выявление отличительных особенностей, присущих данной птице.
Этюд с натуры – гипсовый орнамент «Лист». Объект постановки: гипсовый рельеф – «Лист». На группу в 15-17 человек даются 2 модели. Материал: глина. Размер: Примерно в натуральную величину. Задача: соблюдение в работе симметрии, выявление характерного строения данной модели. Соотношение объемов к более точной проработке формы, законченности, но не заглаженности.
Этюд с натуры,- драпировка, висящая на стене. Объект постановки: драпировка (холст), висящая на стене. На группу в 15-17 человек ставятся 2 постановки. Материал: глина. Размер: 20-30 см. Задача: Знакомство с лепкой ткани, особенности мягкого материала, принимающего произвольную форму. Внимание на выявление сгиба складок, их наиболее напряженных точек.
Этюд «Сидящая фигура в несложной позе». Объект постановки: сидящая модель (одетая) в простой, спокойной позе. Материал: глина. Размер: 15-20 см. Задача: построение объема, решение объема в цельной, обобщенной форме. Передача отличительных особенностей и характера модели.
Лепка по памяти и наблюдению: «Животные и человек». Материал: глина. Размер: 15-20 см. Задача: скомпоновать двух животных с фигурой человека по массам и круговому обзору. Развить у учащихся остроту восприятия, наблюдательность, способность оторваться в работе от модели, формирование творческих навыков (способность комбинировать). Развить эти важные качества для того, чтобы, используя жизненные ситуации, находить затем правильные композиционные решения.
Натюрморт из трех предметов. Объект постановки: предметы кухонной утвари, овощи, фрукты, близкие по форме к геометрическим телам. Материал: глина. Размер: по указанию учителя. Задача: внимание на композиционную целостность постановки и умение детей выявить ее; определение соответствия масштаба модели и выполняемого натюрморта, размещение предметов на плите; трехмерность, весомость, круговой обзор.
|
4
4
4
4
4
4
4
|
|
|
14.
|
Композиция «Цирк». Работа по памяти, представлению. Материал: керамическая глина. Размер: по выбору учащихся, но не более 20 см. Задача: беседа о декоративности этого задания, о возможности применения цвета, о различных способах обработки поверхности, т.е. о возможностях фигуры. На основе полученных знаний – создание композиции с включением 2-3 фигур на заданную тему. Передача равновесия масс, выразительности композиции, силуэта, настроения. Работа должна быть рассчитана на круговой обзор. |
4
|
|
|
V КЛАСС
Раздел программы по скульптуре для V класса предусматривает дальнейшее усложнение задания, повышение требования к работам учащихся и освоение ими следующих задач:
1. Дальнейшее развитие глазомера (только в крайнем случае следует пользоваться циркулем или промерами).
2. Совершенствование у учащихся навыков в лепке декоративных композиций.
3. Освоение более трудных моделей при копировании классических орнаментов, требующих большей концентрации внимания.
4.Знакомство с построением каркаса для лепки фигуры человека, работа с каркасом (уже в нем должно выявляться движение модели) и построение человеческой фигуры в движении.
5. Знакомство учащихся с закономерностями изменения и построения формы в уплощенном пространстве двухпланового рельефа.
6. Продолжение усвоения подготовительной работы для создания композиции: использование документального материала, собственных наблюдений, взятых из окружающей действительности с интересными, характерными моментами, умение видеть главное, запечатлевать это в своих работах, как в эскизах, так и в композициях в доступной возрасту форме.
7. Закрепление навыков правильного хода работы над композицией – от поиска композиционного решения в эскизе к работе в материале.
8. Повышение требования к работе учащихся: к ее выразительности, читаемости ее силуэта, пластическому построению композиции, ее образного решения. Работа должна быть рассчитана на круговой обзор.
Скульптура V класс
№ темы |
Название темы |
кол-во часов |
|
1.
2.
3.
4.
5. |
I полугодие
Лепка с натуры человеческого или гипсового слепка черепа. Материал: глина. Размер: примерно в натуральную величину. Задача: Ознакомление со строением черепа, его отдельных частей.
Гипсовые - глаз и губы. Объект постановки: глаз и губы (Давида- Микеланджело). Работа выполняется в натуральную величину. Задача: изучение деталей головы человека.
Декоративное задание. Новогодние маски. Работа из папье-маше. Задача: развитие зрительной памяти, фантазии, выражение эмоционального состояния (добрый, злой, веселый и т.д.). Решить форму обобщенно, целостно.
II полугодие
Этюд фигуры в движении ( с применением каркаса в положении стоя на «глаголе» ). Объект постановки: одетый натурщик в несложном движении, стоя, с опорой на одну ногу. Материал: глина. Размер: около 25 см. Задача: грамотное построение модели. Передача движения, размещения основных масс в пространстве. Сосредоточение внимания на весомости цельного объема деталей.
Композиция (в объеме) на историческую военно-патриотическую тему (не более трех фигур). Более конкретно тема композиции может быть сформулирована учителем (например, «Отечественная война 1812 года», «Защитники высоты во время Великой Отечественной войны» и т.д.) Беседа о видах и жанрах скульптуры (круглая скульптура, скульптура малых форм, станковая, монументальная, декоративная скульптура). Поиск темы. Работа над эскизом в небольшом размере. Материал: глина, пластилин. Размер: 20-25см. Задача: развитие у учащихся умения выбирать в большой теме конкретный сюжет, использовать вспомогательный документальный материал; передача в работе характера события, эпохи; пластическая организация объемно-пространственной композиции. Внимание на четкость силуэта, неперегруженность и образную выразительность композиции; круговой образ работы. |
4
8
4
4
4 |
|
6.
7.
8.
9. |
Этюд- растительный античный орнамент «Завиток». Объект постановки: гипсовый слепок растительного античного орнамента «Завиток». Материал: глина. Размер: примерно в натуральную величину. Задача: возможна более точная проработка сложного орнамента, передача его движения, пропорции, пластических особенностей, ритма, выразительности.
Этюд- двухплановый рельеф, натюрморт. Объект постановки: фрукты, овощи, предметы быта (не более трех предметов в композиции). На группу в 13-17 человек ставятся 2-3 постановки. Беседа о композиции рельефа его видах (барельеф, горельеф, врезной рельеф).Объяснение законов сокращения предмета в рельефе и постановка его на плоскости. Материал: глина. Размер: 30х40. Задача: знакомство с трансформацией трехмерного пространства и объема в уплотненном пространстве рельефа. Построение двухпланового рельефа.
Композиция в рельефе (орнаментальная). Работа по представлению. Беседа о композиции рельефа, его видах в декоре здания, интерьера. Эскиз в карандаше или пластилине. Материал: бумага, карандаш, пластилин, глина, гипс, керамическая глина. Размер: по указанию учителя. Задача: выявление степени владения учащимися композиционным строем, пониманием ими ритма, движения композиции, согласованности формы, в которую необходимо закомпоновать рельеф, и непосредственно его орнаментального строя. Декоративность решения, тщательный отбор деталей.
Композиция на тему: «Труд», «Спорт», «Игра», «Семья», «Школа», т.е. реальная жизнь. Работа по представлению. Материал: глина. Размер: 15-20 см. Задача: более конкретное решение формы, образную выразительность. Например, если учащийся изображает мальчика с мячом, то надо усилить самое характерное для мальчика; взъерошенные волосы, выбившую из-под штанов рубашку и т.д.
|
4
4
4
4 |
|
VI КЛАСС
Раздел программы «Скульптура» VI, выпускного класса предусматривает уменьшение количества задания и повышение требований к работе, продолжение совершенствования знаний, навыков работы
Задачами программы IV класса являются:
1. Владение навыками работы с натуры, в том числе выполнение орнамента «Розетка», значительно более сложного по форме и движению масс, чем все предыдущие модели, используемые для аналогичного задания.
2. Знакомство со строением головы человека на основе работы с натуры и по античным слепкам, уделение внимания на изучение принципа строения и сочетания головы и шеи, их упрощенной формы, их осей и взаимосвязи.
3. Закрепление полученных во 2 и 3-х классах навыков работы над фигурой человека с натуры ( работа на соответствующем каркасе- на «глаголе»).
4. Умение работать над композицией в рельефе, уделяя особое внимание распределению планов, пластической и динамической выразительности, ритму, роли фона.
5. Закрепление навыков при решении композиционных задач на свободную тему; выявление объема знаний, полученных ими в этой области за время обучения в школе (объемно-пространственные представления, пластическая взаимосвязь, круговой обзор, читаемость силуэта, отбор характерных деталей, выразительность и т.д.), в доступной возрасту форме. Предполагается, что при выполнении свободной темы учащиеся получат возможность полнее раскрыть склонность к тому или иному жанру скульптуры, а также свои профессиональные способности и возможности.
6. Самостоятельное творческое решение выпускной композиции (декоративно-прикладной) на свободную тему.
VI КЛАСС
№ темы |
Название темы |
Количество занятий |
кол-во часов |
||
I ПОЛУГОДИЕ |
|||||
1. |
Этюд-орнамент «Розетка» Объект постановки: гипсовый орнамент «Розетка». На группу 15-17 человек — 2-3 модели. Материал: глина. Размер: примерно в натуральную величину Задача: совершенствование мастерства в работе; передача формы и характера орнамента, развитие умения вовремя расчленять работу на отдельные этапы и распределять свои силы |
1 |
4 |
||
2. |
Этюд с натуры - гипсовый слепок античной головы Объект постановки: гипсовый слепок античной головы (Диадумен, Венера, Антиной). На группу 15-17 человек — 2 модели. Материал: глина. Размер: примерно в натуральную величину Задача: первое знакомство с конструкцией и принципами построения головы и шеи (ось объемов, симметрия построения, лицевой угол). Распределение основных масс |
2 |
4,4 |
||
3. |
Этюд с натуры - фигура человека в движении (работа на каркасе, на «глаголе») Объект постановки: одетый натурщик (шаг с поворотом, опора на обе ноги и т.д.). Материал: глина, пластилин. Размер: 25 см. Задача: завершающая работа «Этюд человека (одетого) в движении». Внимание на расположение основных масс фигуры, положение ее осей и основных конструктивных узлов: таза, плечевого пояса, позвоночника |
1 |
4 |
||
4. |
Композиция на свободную тему (возможна работа в объеме или рельефе, не более трех фигур) Тема, размер и жанр композиции по согласованию с учителем. Поиск темы, эскиз в карандаше. Материал: глина. Размер: по выбору учащегося и согласованию с учителем. Задача: умение работать над композицией в объеме или рельефе, уделяя особое внимание распределению планов, пластической взаимосвязанности, отбору характерных деталей, выразительности, ритму и цельности композиции |
1 |
18 |
||
|
Итого |
|
34 |
||
II ПОЛУГОДИЕ |
|||||
5 |
Выпускная декоративно-прикладная композиция на свободную тему (настольная скульптура, рельефные украшения, подсвечники и т.д.). Выбор темы, работа над эскизами композиции в небольшом размере. Материал: шамот, терракота, дерево, корни, металл, плетение и т.д. Размер: по выбору учащегося и согласованию с учителем. Задача: работа, завершающая обучение в детской художественной школе (по скульптуре). Выявление, проверка и закрепление всех знаний по скульптуре, композиции в скульптуре, декоративной композиции, полученных во время обучения |
1 |
34 |
||
|
Итого |
|
34 |
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.