федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 142
Федеральной службы исполнения наказаний
СОГЛАСОВАНО Начальник УФСИН России по Республике Башкортостан генарал-майор внутренней службы __________________ В.В.Дзюба «____»_________________2022 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ФКП образовательного Учреждения № 142 ________________ С.С.Акъюлов «____»_________________2022 г.
|
программа ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
по профессии среднего профессионального образования:
«Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки))»
Код профессии: 15.01.05
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения:
на базе среднего общего образования – 10 месяцев
Квалификации:
«Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом».
«Сварщик частично механизированной сварки плавлением».
Салават, 2022
Программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии:
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СПО) по профессии: 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29.01.2016.
Разработчики:
Лейдеров Н.М. - мастер производственного обучения филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142;
Дегтярев С.П. - преподаватель филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142;
Осовик А.Г. - преподаватель филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142;
Зарипов З.Х. - преподаватель филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142;
Головин В.Д. - преподаватель филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142.
Организация-разработчик:
федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142
Федеральной службы исполнения наказаний
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического Совета
ФКП образовательного учреждения № 142
Протокол № ____ от «_______» ____________ 2022 года
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Общие положения |
5 |
1.1 Аннотация |
5 |
1.2. Нормативно-правовые основы разработки программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих |
5 |
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ППКРС |
6 |
1.4. Требования к поступающим на обучение |
6 |
Раздел 2. Общая характеристика программы подготовки |
6 |
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника |
7 |
3.1. Область и объекты профессиональной деятельности |
7 |
3.2. Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции выпускника |
7 |
3.3. Общие компетенции выпускника |
8 |
Раздел 4. Планируемые результаты освоения программы подготовки |
8 |
4.1. Общие компетенции |
8 |
4.2. Профессиональные компетенции |
12 |
Раздел 5. Структура программы подготовки |
14 |
5.1. Учебный план |
14 |
5.2. Календарный учебный график |
19 |
5.3. Программы учебных дисциплин и профессиональных модулей |
19 |
Раздел 6. Условия реализации программы подготовки |
20 |
6.1. Материально-техническое обеспечение программы подготовки |
20 |
6.2. Учебно-методическое обеспечение программы подготовки |
21 |
6.3. Организация воспитания обучающихся |
22 |
6.4. Кадровые условия реализации образовательной программы |
22 |
6.5. Финансовые условия реализации образовательной программы |
22 |
Раздел 7. Формирование фондов оценочных средств для проведения ГИА |
23 |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Календарный учебный график.
2. Программы учебных дисциплин
Приложение 2.1. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы инженерной графики».
Приложение 2.2. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Основы электротехники».
Приложение 2.3. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Основы материаловедения».
Приложение 2.4. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «Допуски и технические измерения».
Приложение 2.5. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Основы экономики».
Приложение 2.6. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности»
Приложение 2.7. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 «Основы правоведения».
Приложение 2.8. Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00. «Физическая культура».
Приложение 3. Программы профессиональных модулей
Приложение 3.1.1. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки».
Приложение 3.1.2. Рабочая программа учебной и производственной практики по ПМ.01.
Приложение 3.2.1. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02. «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом».
Приложение 3.2.2.Рабочая программа учебной и производственной практики по ПМ.02.
Приложение 3.3.1. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04. «Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением».
Приложение 3.3.2.Рабочая программа учебной и производственной практики по ПМ.04.
4. Фонд оценочных средств
Приложение. 4.1. Комплект контрольно-оценочных средств по общепрофессиональному циклу ОП 01-08.
Приложение. 4.2. Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.01. «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки»
Приложение. 4.3. Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.02. «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом»
Приложение. 4.4. Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.04. «Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением».
Приложение 5. Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы.
Приложение 6. Программа государственной итоговой аттестации.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Аннотация
Настоящая программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям (далее - ППКРС) среднего профессионального образования федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142), составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СПО) по профессии:
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29.01.2016. (далее - ФГОС СПО).
ППКРС определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по специальности 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности. ППКРС разработана для реализации программы подготовки на базе среднего общего образования.
1.2. Нормативно-правовые основы разработки программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих ФКП образовательного учреждения № 142 - комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников по профессии: 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))».
Нормативную, правовую основу разработки программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
- Приказ Минюста России от 24.03.2020 № 59 «Об утверждении Порядка организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно–исполнительной системы Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (СПО) 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29.01.2016.;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;
- приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Постановление от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации от 27.08.2009;
- устав ФКП образовательного учреждения № 142;
- иные нормативные акты.
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ППКРС:
СПО – среднее профессиональное образование;
ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих;
ПМ – профессиональный модуль;
МДК – междисциплинарный курс;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
УП – учебная практика;
ПП – производственная практика;
ФОС – фонд оценочных средств;
КИМ – контрольно-измерительные материалы;
КОС – контрольно-оценочные средство;
ГИА – государственная итоговая аттестация.
1.4. Требования к поступающим на обучение
Поступающий на обучение должен иметь среднее общее образование, о чем и должен предоставить:
– аттестат о среднем общем образовании;
– диплом о среднем профессиональном образовании по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих/ по программе подготовки специалистов среднего звена, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего общего образования.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
Квалификации, присваиваемые выпускникам образовательной программы:
– сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом.
– сварщик частично механизированной сварки плавлением.
Получение образования по профессии: допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования.
Формы обучения: очная.
Обязательный объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего образования по квалификациям: «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом», «Сварщик частично механизированной сварки плавлением» – 1476 академических часов, общий объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего образования по квалификациям – 1556 академических часов;
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе среднего общего образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» - 41 неделя.
Срок обучения при очной форме получения образования: на базе среднего общего образования – 10 месяцев;
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА
3.1. Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускников:
- изготовление, реконструкция, монтаж, ремонт и строительство конструкций различного назначения с применением ручной и частично механизированной сварки (наплавки) во всех пространственных положениях сварного шва.
Объектами профессиональной деятельности выпускника:
- технологические процессы сборки, ручной и частично механизированной сварки (наплавки) конструкций;
- сварочное оборудование и источники питания, сборочно-сварочные приспособления;
- детали, узлы и конструкции из углеродистых и конструкционных сталей и из цветных металлов и сплавов;
- конструкторская, техническая, технологическая и нормативная документация.
3.2. Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции выпускника
Код |
Наименование |
ВПД 1 |
Проведение подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистка и контроль сварных швов после сварки |
ПК 1.1. |
Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. |
ПК 1.2. |
Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке. |
ПК 1.3. |
Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки. |
ПК 1.4. |
Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки. |
ПК 1.5. |
Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку. |
ПК 1.6. |
Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку. |
ПК 1.7. |
Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев металла. |
ПК 1.8. |
Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки. |
ПК 1.9. |
Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно- технологической документации по сварке. |
ВПД 2 |
Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом |
ПК 2.1. |
Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва. |
ПК 2.2. |
Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва. |
ПК 2.3. |
Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей. |
ПК 2.4. |
Выполнять дуговую резку различных деталей. |
ВПД 4 |
Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением |
ПК 4.1 |
Выполнять частично механизированную сварку плавлением различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва |
ПК 4.2 |
Выполнять частично механизированную сварку плавлением различных деталей и конструкций из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва |
ПК 4.3 |
Выполнять частично механизированную наплавку различных деталей |
3.3. Общие компетенции выпускника
Код |
Наименование |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
ОК 7. |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. |
ОК 8. |
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
4.1. Результаты освоения компетенций ОК-ПК
Код Компетенции |
Формулировка компетенции |
Знания, умения |
1. |
2. |
3. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Умения: объяснять значимость своей профессии, повышать свой профессиональный уровень |
Знания: понимание значимости своей профессиональной деятельности по профессии, |
||
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
||
ОК 3. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
Умения: производить анализ рабочих ситуаций, определять приоритетные задачи, рационально распределять рабочее время, выбирать методы решения нетиповых профессиональных задач, контролировать ход выполнения производственных задач, соблюдать рабочие графики. |
Знания: производственные задачи и способы эффективного их решения, требования нормативных документов. |
||
ОК 4. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска |
Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
||
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение |
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
||
ОК 6. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
|
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
||
ОК 7. |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. |
Умения: демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
Знания: нормативно правовые акт, стандарты антикоррупционного законодательства. |
||
ОК 8. |
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
Умения: применять ресурсосберегающие методы работы и технологии. |
Знания: интересоваться рыночными ценами на материалы |
||
ПК 1.1. |
Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. |
практический опыт: |
умения: пользоваться производственно-технологической и нормативной документацией для выполнения трудовых функций |
||
знания: чтение технологической документации. |
||
ПК 1.2. |
Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке. |
практический опыт: |
умения: пользоваться производственно-технологической и нормативной документацией для выполнения трудовых функций |
||
знания: чтение технологической документации. |
||
ПК 1.3. |
Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки. |
практический опыт: эксплуатирования оборудования для сварки |
умения: проверять работоспособность и исправность оборудования поста для сварки |
||
знания: - устройство вспомогательного оборудования, назначение, правила его эксплуатации и область применения; - устройство сварочного оборудования, назначение, правила его эксплуатации и область применения; - -правила технической эксплуатации электроустановок; - - классификация сварочного оборудования и материалов; -основные принципы работы источников питания для сварки |
||
ПК 1.4 |
Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки. |
практический опыт: |
умения: - подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки. |
||
знания: - классификация сварочного оборудования и материалов; - правила хранения и транспортировки сварочных материалов. |
||
ПК 1.5 |
Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку. |
практический опыт: - выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке деталей перед сваркой; - выполнения сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку с применением сборочных приспособлений; - выполнения сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку на прихватках; - использования измерительного инструмента для контроля геометрических размеров сварного шва; |
умения: - использовать ручной и механизированный инструмент для подготовки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку; - применять сборочные приспособления для сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку; |
||
знания: - основы технологии сварочного производства; - виды и назначение сборочных, технологических приспособлений и оснастки; - правила подготовки кромок изделий под сварку; - правила сборки элементов конструкции под сварку; |
||
ПК 1.6 |
Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку. |
практический опыт: - выполнения сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку с применением сборочных приспособлений; - выполнения сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку на прихватках; использования измерительного инструмента для контроля геометрических размеров сварного шва; |
умения: - использовать ручной и механизированный инструмент для подготовки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку; |
||
знания: - использования измерительного инструмента для контроля геометрических размеров сварного шва; |
||
ПК 1.7 |
Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла. |
практический опыт: - выполнения предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева свариваемых кромок |
умения: - выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев металла в соответствии с требованиями производственно-технологической документации по сварке |
||
знания: - порядок проведения работ по предварительному, сопутствующему (межслойному) подогреву металла |
||
ПК 1.8 |
Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки. |
практический опыт: - выполнения зачистки швов после сварки; - использования измерительного инструмента для контроля геометрических размеров сварного шва; - определения причин дефектов сварочных швов и соединений; - предупреждения и устранения различных видов дефектов в сварных швах |
умения: - зачищать швы после сварки |
||
знания: - типы дефектов сварного шва; - методы неразрушающего контроля; - причины возникновения и меры предупреждения видимых дефектов; - способы устранения дефектов сварных швов |
4.2. Профессии рабочих, осваиваемые в рамках ППКРС по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки
Обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование, осваивают профессию рабочего в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках ООП ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии.
Квалификационные характеристики по рабочей профессии
Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
2-ой разряд
Характеристика работ. Прихватка деталей, изделий и конструкций во всех пространственных положениях сварного шва. Ручная дуговая и плазменная сварка простых деталей в нижнем и вертикальном положении сварного шва, наплавление простых деталей. Подготовка изделий и узлов под сварку и зачистка швов после сварки. Обеспечение защиты обратной стороны сварного шва в процессе сварки в защитном газе. Нагрев изделий и деталей перед сваркой. Чтение простых чертежей.
3-ий разряд
Характеристика работ. Ручная дуговая и плазменная сварка средней сложности деталей, узлов и конструкций из углеродистых сталей и простых деталей из конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва, кроме потолочного. Ручная дуговая кислородная резка, строгание деталей средней сложности из малоуглеродистых, легированных, специальных сталей, чугуна и цветных металлов в различных положениях. Наплавление изношенных простых инструментов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей.
4-ый разряд
Характеристика работ. Ручная дуговая и плазменная сварка средней сложности деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов и сложных деталей, узлов, конструкций и трубопроводов из углеродистых сталей во всех пространственных положениях сварного шва. Ручная кислородная резка (строгание) сложных деталей из высокоуглеродистых, специальных сталей, чугуна и цветных металлов, сварка конструкций из чугуна. Наплавление нагретых баллонов и труб, дефектов деталей машин, механизмов и конструкций. Наплавление сложных деталей, узлов и сложных инструментов. Чтение чертежей сложных сварных металлоконструкций.
Профессия: «Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах»
2-ый разряд
Характеристика работ. Автоматическая и механизированная сварка простых узлов, деталей и конструкций из углеродистых и конструкционных сталей. Выполнение работ по обслуживанию установок для автоматической электрошлаковой сварки и автоматов специальных конструкций при сварке конструкций под руководством электросварщика более высокой квалификации, Прихватка деталей, изделий, конструкций во всех пространственных положениях полуавтоматами. Подготовка металла для сварки. Наплавка дефектов деталей и отливок. Зачистка деталей и изделий под автоматическую и механизированную сварку. Установка деталей и изделий в приспособлениях. Заправка электродной проволоки. Чтение простых чертежей.
Должен знать: принцип действия применяемых электросварочных автоматов и полуавтоматов; основные сведения о применяемых источниках питания; виды сварных соединений и швов; типы разделок и обозначение сварных швов на чертежах; правила подготовки металла для сварки; основные свойства применяемой электродной проволоки, флюсов, защитного газа и свариваемых металлов и сплавов; назначение и условия применения контрольно-измерительных приборов; общие сведения об автоматической и механизированной сварке; причины возникновения деформации металлов при сварке и способы ее предупреждения.
3-ый разряд
Характеристика работ. Автоматическая и механизированная сварка с использованием плазмотрона во всех пространственных положениях сварного шва средней сложности аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей. Наплавка простых и средней сложности деталей и узлов. Автоматическая микроплазменная сварка.
Обслуживание установок для автоматической электросиловой сварки и автоматов при сварке конструкций.
Должен знать: устройство применяемых сварочных автоматов, полуавтоматов, плазмотронов и источников питания; свойства и назначение сварочных материалов; основные виды контроля сварных швов; выбор сварочных материалов; причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых изделиях и меры их предупреждения; установление режимов сварки по заданным параметрам.
4-ый разряд
Характеристика работ: Автоматическая и механизированная сварка с использованием плазмотрона сложных аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов. Автоматическая сварка ответственных сложных строительных и технологических конструкций, работающих в сложных условиях. Автоматическая сварка в среде защитных газов неплавящимся электродом горячекатаных полос из цветных металлов и сплавов под руководством электросварщика более высокой квалификации. Наплавка дефектов деталей машин, механизмов и конструкций.
Наплавка сложных и ответственных узлов, деталей и инструментов. Чтение чертежей сложных сварных металлоконструкций.
Должен знать: устройство различных сварочных автоматов, полуавтоматов, плазмотронов и источников питания; основные законы электротехники в пределах выполняемой работы; способы испытания сварных швов; марки и типы сварочных материалов, виды дефектов в сварных швах и методы их предупреждения и устранения; влияние режимов сварки на геометрию сварного шва; механические свойства свариваемых металлов.
5. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
5.1. Учебный план
Учебный план программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 142 Федеральной службы исполнения наказаний по профессии среднего профессионального образования «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))»
Профессия по общероссийскому классификатору среднего профессионального образования: «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))»
Код профессии: 15.01.05
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения на базе среднего общего образования: 10 мес.
Квалификации: «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом. Сварщик частично механизированной сварки плавлением»
Ступень квалификации: 3-4
Структура учебного года
1 полугодие |
18 недель |
2 полугодие |
25 недель |
Учебная практика |
12 недель |
Производственная практика |
9 недель |
Промежуточная и итоговая аттестация |
1 неделя |
Индекс |
Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик |
Формы промежу-точной аттестации |
Учебная нагрузка обучающихся (час) |
Распределение объёмов работы к расписанию учебных занятий по полугодиям (час в полугодие) |
|||||||||||
Зачет (ДЗ/З) |
Экзамены |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В том числе самостоятельная работа |
Во взаимодействии с педагогом |
10 месяцев |
||||||||||
Обязательная нагрузка на дисциплины и МДК |
По практике производ. и учебной |
Консультации |
Промежуточная аттестация |
1 полугодие (17 недель) |
2 полугодие (24 недели) |
||||||||||
Всего учебных занятий |
в т. ч. в форме практической подготовки |
в том числе по УД и МДК |
|||||||||||||
теоретическое обучение |
лаб. и практ. занятий |
индив.проект, курсовые проект (работы) |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
6/1 |
- |
336 |
84 |
252 |
32 |
220 |
32 |
- |
- |
- |
- |
228 |
24 |
ОП.01 |
Основы инженерно графики |
ДЗ |
- |
48 |
12 |
36 |
2 |
34 |
2 |
- |
- |
- |
- |
34 |
2 |
ОП.02 |
Основы электротехники |
ДЗ |
- |
48 |
12 |
36 |
12 |
24 |
12 |
- |
- |
- |
- |
36 |
0 |
ОП.03 |
Основы материаловедения |
ДЗ |
- |
48 |
12 |
36 |
2 |
34 |
2 |
- |
- |
- |
- |
32 |
4 |
ОП.04 |
Допуски и технические измерения |
ДЗ |
- |
48 |
12 |
36 |
16 |
20 |
16 |
- |
- |
- |
- |
36 |
0 |
ОП.05 |
Основы экономики |
ДЗ |
- |
48 |
12 |
36 |
- |
36 |
- |
- |
- |
- |
- |
32 |
4 |
ОП.07 |
Безопасность жизнедеятельности |
ДЗ |
- |
48 |
12 |
36 |
- |
36 |
- |
- |
- |
- |
- |
32 |
4 |
ОП.08 |
Основы правоведения |
З |
- |
48 |
12 |
36 |
- |
36 |
- |
- |
- |
- |
- |
26 |
10 |
П.00 |
Профессиональный цикл |
12/0 |
3 |
1230 |
146 |
1084 |
872 |
212 |
80 |
- |
792 |
80 |
36 |
500 |
584 |
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
||||||||||||||
ПМ.01 |
Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки. |
6/0 |
1 |
447 |
61 |
386 |
304 |
82 |
40 |
- |
264 |
32 |
12 |
386 |
0 |
МДК. 01.01. |
Основы технологии сварки и сварочное оборудование |
ДЗ |
- |
57 |
19 |
38 |
12 |
26 |
12 |
- |
- |
8 |
- |
38 |
0 |
МДК. 01.02. |
Технология производства сварных конструкций |
ДЗ |
- |
54 |
18 |
36 |
8 |
28 |
8 |
- |
- |
8 |
- |
36 |
0 |
МДК. 01.03. |
Подготовительные и сборочные операции перед сваркой. |
ДЗ |
- |
48 |
16 |
32 |
12 |
20 |
12 |
- |
- |
8 |
- |
32 |
0 |
МДК. 01.04. |
Контроль качества сварных соединений |
ДЗ |
- |
24 |
8 |
16 |
8 |
8 |
8 |
- |
- |
8 |
- |
16 |
0 |
УП.01 |
Учебная (производственное обучение) практика |
ДЗ |
- |
144 |
- |
144 |
144 |
- |
- |
- |
144 |
- |
- |
144 |
0 |
ПП.01 |
Производственная практика |
ДЗ |
- |
120 |
- |
120 |
120 |
- |
- |
- |
120 |
- |
- |
120 |
0 |
ПМ.02 |
Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом |
3/0 |
1 |
390 |
38 |
352 |
294 |
58 |
18 |
- |
276 |
24 |
12 |
114 |
238 |
МДК. 02.01 |
Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами |
ДЗ |
- |
114 |
38 |
76 |
18 |
58 |
18 |
- |
- |
24 |
- |
60 |
16 |
УП.02 |
Учебная (производственное обучение) практика |
ДЗ |
- |
156 |
- |
156 |
156 |
- |
- |
- |
156 |
- |
- |
54 |
102 |
ПП.02 |
Производственная практика |
ДЗ |
- |
120 |
- |
120 |
120 |
- |
- |
- |
120 |
- |
- |
0 |
120 |
ПМ.04 |
Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением |
3/0 |
1 |
393 |
47 |
346 |
274 |
72 |
22 |
- |
252 |
24 |
12 |
0 |
346 |
МДК. 04.01. |
Техника и технология частично механизированной сварки (наплавки) плавлением в защитном газе |
ДЗ |
- |
141 |
47 |
94 |
22 |
72 |
22 |
- |
- |
24 |
- |
0 |
94 |
УП.04 |
Учебная (производственное обучение) практика |
ДЗ |
- |
132 |
- |
132 |
132 |
- |
- |
- |
132 |
- |
- |
0 |
132 |
ПП.04 |
Производственная практика |
ДЗ |
- |
120 |
- |
120 |
120 |
- |
- |
- |
120 |
- |
- |
0 |
120 |
ФК.00 |
Физическая культура |
З |
- |
48 |
16 |
32 |
- |
32 |
- |
- |
- |
- |
- |
26 |
6 |
Итого по ОП, включая физическую культуру, в т.ч: |
18/2 |
3 |
1614 |
246 |
1368 |
904 |
464 |
112 |
- |
792 |
80 |
36 |
754 |
614 |
|
итого по учебной практике |
3/0 |
- |
432 |
- |
432 |
432 |
- |
- |
- |
432 |
- |
- |
204 |
228 |
|
итого по производственной практике |
3/0 |
- |
360 |
- |
360 |
360 |
- |
- |
- |
360 |
- |
- |
120 |
240 |
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
- |
3 |
36 |
- |
36 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
36 |
12 |
24 |
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
18/2 |
1 |
72 |
- |
72 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
72 |
Всего обязательное обучение |
18/2 |
3 |
1722 |
246 |
1476 |
904 |
464 |
112 |
- |
792 |
80 |
36 |
766 |
710 |
|
Консультации |
- |
- |
80 |
- |
80 |
- |
- |
- |
- |
- |
80 |
- |
36 |
44 |
|
Итого часов |
- |
- |
1802 |
246 |
1556 |
904 |
464 |
112 |
- |
792 |
80 |
36 |
802 |
754 |
|
Всего |
Дисциплин и МДК |
436 |
140 |
||||||||||||
Учебной практики |
198 |
234 |
|||||||||||||
Производственной практики |
120 |
240 |
|||||||||||||
Консультаций |
36 |
44 |
|||||||||||||
Экзаменов |
12 |
24 |
|||||||||||||
ГИА |
0 |
72 |
|||||||||||||
Всего |
802 |
754 |
|||||||||||||
Количество экзаменов |
1 |
2 |
|||||||||||||
Количество зачётов и дифференцированных зачетов |
8 |
12 |
Примечания:
1. Согласно п.7.1. раздела VII, ФГОС СПО образовательное учреждение имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателя, спецификой деятельности образовательного учреждения и п. 6.2 ФГОС СПО.
За счет вариативной части ФГОС (108 часов) введена дисциплины ОП.08 «Основы правоведения» в объеме 36 часов. Дисциплины общепрофессионального цикла: ОП.01 «Основы инженерной графики», ОП.02 «Основы электротехники», ОП.03 «Основы материаловедения», ОП.04 «Допуски и технические измерения», ОП.05 «Основы экономики» и ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности» дополнены объемом по 12 часа на каждую.
Распределение часов профессионального цикла в сочетании с УП и ПП следующее:
- ПМ.01 ……122 (теории) + 144 (УП) + 120 (ПП) = 386 часов;
- ПМ.02 ……76 (теории) + 156 (УП) + 120 (ПП) = 352 часов;
- ПМ.04 ……94 (теории) + 132 (УП) + 120 (ПП) = 346 часов.
2. ПП (производственная практика) организовывается согласно Уставу ФКП образовательного учреждения № 142 по 40 часов в неделю.
3. ФК (физическая культура) проводиться в дни теоретических занятий, а так же, может проводиться в утренние часы, в форме самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки. Часы, отведенные на освоение физической культуры, распределены на оба полугодия.
4. 2 недели графика учебного процесса (всего 72 часа) используются на организацию и проведение ПА и ИА (промежуточную и итоговую аттестацию).
5. Согласно п.7.10. раздела VII, ФГОС СПО консультации для обучающихся предусматриваются из расчета 4 часа на одного обучающегося и составляют в итоге 80 часов, в связи с распределением КЦП на 20 обучающихся. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением в ППКРС СПО.
5.2. Календарный учебный график
(Приложение 1)
5.3. Программы учебных дисциплин и профессиональных модулей.
2. Программы учебных дисциплин
Приложение 2.1. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы инженерной графики».
Приложение 2.2. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Основы электротехники».
Приложение 2.3. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Основы материаловедения».
Приложение 2.4. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «Допуски и технические измерения».
Приложение 2.5. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Основы экономики».
Приложение 2.6. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Безопасность жизнедеятельности»
Приложение 2.7. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 «Основы правоведения».
Приложение 2.8. Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00. «Физическая культура».
Приложение 3. Программы профессиональных модулей
Приложение 3.1.1. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки».
Приложение 3.1.2. Рабочая программа учебной и производственной практики по ПМ.01.
Приложение 3.2.1. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02. «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом».
Приложение 3.2.2.Рабочая программа учебной и производственной практики по ПМ.02.
Приложение 3.3.1. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04. «Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением».
Приложение 3.3.2.Рабочая программа учебной и производственной практики по ПМ.04.
4. Фонд оценочных средств
Приложение. 4.1. Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.01. «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки»
Приложение. 4.2. Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.02. «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом»
Приложение. 4.3. Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.04. «Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением».
Приложение. 4.4. Комплект контрольно-оценочных средств по общепрофессиональному циклу ОП 01-07 и физической культуре ФК.00.
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Материально-техническое обеспечение образовательной программы
6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования ФГОС.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
1. Техническое черчение
2. Электротехника
3. Теоретические основы сварки и резки металлов.
4. Материаловедение
5. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Мастерские:
1. Слесарная
2. Сварочная для сварки металлов
Залы:
1. Библиотека
2. Читальный зал
3. Актовый зал
Спортивный комплекс
1. Спортивная площадка
2. Стадион
6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз практики по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))»
Образовательная организация, реализующая программу по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ППКРС перечень материально- технического обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение мастерских.
Мастерские: «Слесарная» и «Сварочная для сварки металлов»
Рабочее место преподавателя/мастера производственного обучения.
Рабочие места обучаемых (определяются количеством обучающихся в группе).
Оборудование общего пользования для мастерских:
- сварочные кабины;
- сварочное оборудование;
- электроинструменты;
- стол с плитой разметочной;
- плита для правки металла;
- стол (верстак) с прижимом трубным;
- верстаки или сборочные столы;
- слесарные приспособления;
- наборы рабочих и контрольно-измерительных инструментов;
- техническая документация, инструкции, правила.
6.1.2.2. Оснащение баз практик.
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием ФГОС СПО.
Производственная практика реализуется на производственной базе в цехах исправительного учреждения, обеспечивающих деятельность обучающихся в соответствующей профессиональной области. Виды профессиональной деятельности определяются содержанием ФГОС.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно соответствовать содержанию деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам профессиональной деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования.
Базы практик должны обеспечивать реализацию требований профессиональных стандартов, указанных в пункте 3.2 раздела 3 ППКРС.
6.2. Учебно-методическое обеспечение образовательной программы.
6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.
Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
6.3. Организация воспитания обучающихся
Условия организации воспитания определяются образовательной организацией.
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе эффективности и практическом опыте.
Для реализации Программы воспитания обучающихся (Приложение 5) определены следующие формы воспитательной работы с обучающимися:
- информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания, собрания и т.д.)
- массовые и социально-культурные мероприятия;
- спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
- деятельность творческих объединений;
- научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, чемпионаты и др);
- профессионально ориентированные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы и др.);
- опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся.
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы приведены в Приложении 5.
6.4. Кадровые условия реализации образовательной программы
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, а также профессиональном стандарте (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности.
Доля педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, в общем числе педагогических работников, реализующих программы профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
6.5. Финансовые условия реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей), утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации 27.11.2015 № АП-114/18вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
7. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС.
Государственная итоговая аттестация осуществляется в виде выполнения и защиты выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).
ВКР состоит из письменной экзаменационной работы (ПЭР) и выпускной практической квалификационной работы (ВПКР). Тематика ВПКР предполагает выполнение определённого объёма работ по монтажу или ремонту электрооборудования и соответствует содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. ПЭР состоит из 100 тестовых вопросов по всем профессиональным модулям.
Защита выпускных квалификационных работ проводится в день выполнения ПЭР с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников Федеральному государственному образовательному стандарту.
ФКП образовательное учреждение № 142 не позднее, чем за полгода до начала государственной итоговой аттестации доводит до сведения обучающихся конкретный перечень тем выпускных практических квалификационных работ, с закреплением за каждым обучающимся и перечень вопросов входящих в письменную экзаменационную работу.
Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией разрабатывается фонд оценочных средств и программа государственной итоговой аттестации (Приложение 6).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.