ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная образовательная программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для 5−9 классов основного общего образования с обучением на родном (татарском) языке (далее – программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом основных идей и положений программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования и для обеспечения сохранения и развития языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
Нормативную правовую основу настоящей программы составляют следующие документы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) (ст. 26, ст. 68);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317–ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807–1 «О языках народов Российской Федерации»;
- Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. № 68–ЗРТ «Об образовании» (с изменениями от 9 декабря 2019 г.);
- Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями) (ст. 8);
- Закон Республики Татарстан от 8 июля 1992 г. № 1560–XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан (с изменениями от 27 апреля 2017 г. № 27–ЗРТ).
Татарский язык – национальный язык татарского народа. В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами татарский язык имеет статус государственного языка Республики Татарстан.
Татарский язык является языком общения татарского народа, на татарском языке ведется обучение в образовательных организациях и преподается как учебный предмет в образовательных организациях.
Татарский язык, выступая как родной язык, является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Можно выделить следующие функции татарского языка:
– татарский язык является средством общения представителей татарского народа и других национальностей, желающих на нем общаться;
– татарский язык обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития национальной литературы;
– татарский язык выступает связующим звеном между поколениями, служит средством передачи внеязыкового коллективного опыта татарского народа.
Изучение предмета направлено на достижение следующей цели:
– развитие коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации.
Изучение предмета направлено на решение следующих задач:
– овладение знаниями о татарском языке, его устройстве и функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах татарского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и увеличение объема используемых грамматических средств;
– развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение татарским языком в разных ситуациях, готовности и способности к практическому речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
– формирование умений распознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекая и преобразовывая необходимую информацию из различных источников и текстов;
– воспитание интереса и любви к родному татарскому языку, сознательного отношения к языку как к духовному наследию народа и средству общения, ответственности за языковую культуру как национальную ценность, осознание эстетической ценности татарского языка.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе развития коммуникативной, языковой и социокультурной компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает способность и готовность обучающихся общаться на родном (татарском) языке с учетом своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (слушание и говорение) и письменной (чтение и письмо); способность создавать и воспринимать тексты.
Языковая компетенция направлена на освоение фонетических, грамматических и лексических средств татарского языка; формирование умений опознавать языковые явления, анализировать и классифицировать их; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Социокультурная компетенция предполагает проявление обучающимися знаний, навыков и умений, позволяющих им правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, владение нормами татарского речевого этикета и культуры межнационального общения, способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Родной (татарский) язык» входит в образовательную область «Родной язык и родная литература» учебного плана образовательных организаций основного общего образования.
Учебный предмет «Родной (татарский) язык» является одним из основных элементов образовательной системы 5-9 классов основного общего образования, формирующим компетенции в сфере татарской языковой культуры. Его включенность в общую систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами филологической направленности.
Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на татарском языке имеют патриотическую, гражданственную, морально- этическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение школьников к национальной культуре. Все это в конечном итоге обеспечивает формирование личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Кроме того, системный подход выдвигает требование обеспечения преемственности курсов татарского языка основной и начальной школы.
Основные содержательные линии предмета
Направленность курса родного (татарского) языка на формирование коммуникативной, языковой и социокультурной компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются две сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций.
Содержательная линия «речевая деятельность и культура речи» направлена на сознательное формирование навыков речевого общения.
Содержательная линия «общие сведения о языке, разделы науки о языке (фонетика, орфоэпия и графика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, стилистика)» включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Родной (татарский) язык» в общеобразовательных организациях с обучением на родном (татарском) языке отводится 2 часа в неделю во всех классах основного общего образования, по 68 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификации себя в качестве гражданина России);
– целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
– уважительное отношение к родному татарскому языку, гордость за него; лучшее осознание своей культуры;
– потребность в изучении татарского языка и овладении им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире;
– национальное самосознание, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантное отношение к проявлениям иной культуры.
Выпускник получит возможность для формирования:
– выраженной устойчивой мотивации изучения татарского языка, интереса к культуре татарского и других народов РФ.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– самостоятельно планировать пути достижения целей;
– осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– уметь самостоятельно контролировать свое время и распределять
его;
– принимать решения в проблемной ситуации с помощью диалога.
Выпускник получит возможность научиться:
– при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
– выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
– основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; на основе сравнения предметов и явлений;
– владеть приемами отбора и систематизации материала по определенной теме, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную на татарском языке в результате чтения или слушания;
– устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов, резюмировать главную идею текста;
– участвовать в проектно-исследовательской деятельности;
– сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Выпускник получит возможность научиться:
– выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
– решать проблемы творческого и поискового характера;
– самостоятельно проводить мини-исследование. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, для планирования и регуляции своей деятельности;
– отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
– адекватно понимать устное и письменное сообщения на татарском языке (коммуникативную установку, тему текста, основную мысль, основную и дополнительную информацию);
– адекватно воспринимать на слух тексты на татарском языке разных стилей и жанров, владеть разными видами слушания (выборочным, ознакомительным, детальным);
– создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др., сочетание разных видов диалога);
– соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы татарского литературного языка, соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
– в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Предметные результаты
Основными предметными результатами изучения предмета «Родной (татарский) язык» являются формирование умений в говорении, слушании, чтении и письме; приобретение обучающимися знаний о лексике, фонетике и грамматике татарского языка.
Коммуникативная компетенция
Говорение
Выпускник научится:
– владеть различными видами диалога (этикетный диалог, диалог- расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог);
– самостоятельно составлять тексты в разных стилях;
– формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
– создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения;
– передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
– устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
– составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой.
Выпускник получит возможность научиться:
– комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, объяснять свое отношение к прочитанному/прослушанному;
– кратко высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения;
– кратко излагать результаты выполненной проектной работы на татарском языке.
Слушание
Выпускник научится:
– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения на татарском языке (цель, основную и дополнительную тему,
явную и скрытую информацию);
– понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности абзацного членения;
– воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аудио- и видеотексты, выделяя нужную информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих небольшое количество незнакомых слов;
– игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста;
– отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных.
Чтение
Выпускник научится:
– читать и понимать основное содержание текстов, содержащих некоторое количество неизученного языкового материала;
– читать и находить нужную информацию в текстах;
– читать тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя языковую догадку, выборочный перевод, словарь;
Выпускник получит возможность научиться:
– читать и полностью понимать содержание прочитанных текстов.
Письмо
Выпускник научится:
– владеть правилами орфографии при написании часто употребляемых слов;
– письменно выполнять языковые (фонетические, лексические и грамматические) упражнения;
– делать краткие выписки из текста для использования их в собственных высказываниях;
– подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста;
– создавать тексты с опорой на картину;
– составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом.
Выпускник получит возможность научиться:
– составлять план устного или письменного сообщения на татарском языке;
– создавать тексты без опоры;
– использовать в собственном сочинении элементы рассуждения;
– кратко излагать в письменном виде результаты своей деятельности.
Языковая компетенция
Выпускник научится:
– определять роль органов речи в образовании звуков; место образования звуков;
– различать гласные переднего и заднего ряда; огубленные и неогубленные;
– давать полную характеристику гласным и согласным звукам;
– делать сопоставительный анализ гласных и согласных звуков в татарском и русском языках;
– определять комбинаторные и позиционные изменения гласных (в рамках изученного);
– выявлять аккомодацию;
– различать звук и фонему;
– распознавать виды гармонии гласных;
– различать виды редукции гласных;
– понимать смыслоразличительную функцию звука;
– понимать ассимиляцию согласных;
– определять специфичные звуки татарского языка [ә], [ө], [ү], [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ];
– правильно употреблять звук [ʼ] (гамза);
– различать звуки [w], [в], [ф], обозначаемые на письме буквой в;
– правильно употреблять звуки [э] [ц], [щ], буквы, обозначающие их на письме;
– знать правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков: е, ё, ю, я;
– знать правописание букв ъ и ь;
– знать закон сингармонизма: различать небную и губную гармонию;
– знать и применять на практике правила изменений в системе гласных и согласных звуков татарского языка;
– анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции отдельные звуки речи;
– определять открытый и закрытый слог;
– различать ударный слог, логическое ударение;
– ставить ударение в заимствованных словах;
– определять ударения в сложных, парных словах;
– знать особенности словесного ударения в татарском языке;
– проводить фонетический разбор слова;
– использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов;
– правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания;
– распознавать повелительные и побудительные предложения;
– произносить звуки и сочетания звуков, ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка;
– использовать орфоэпический словарь татарского языка при определении правильного произношения слов;
– уметь присоединять окончания к заимствованиям;
– определять термины и профессионализмы в татарском языке;
– различать арабско-персидские, европейские, русские заимствованния; слова тюркского происхождения;
– использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы (лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы);
– выявлять синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов;
– различать активную и пассивную лексику;
– использовать словарь синонимов и антонимов;
– работать с толковым словарем татарского языка;
– выявлять диалектные слова и жаргонизмы;
– распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение;
– распознавать устаревшие слова, историзмы и неологизмы;
– проводить лексический анализ слова;
– знать ономастику и ее разделы;
– выявлять топонимы;
– отличать различные виды топонимов, в частности ойконимы и гидронимы;
– выделять в словах корень, аффикс, основу;
– различать формообразующие и словообразующие аффиксы;
– различать способы словообразования в татарском языке;
– проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
– определять части речи: самостоятельные и служебные;
– определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;
– узнавать корневые, производные, сложные, парные и составные имена существительные;
– знать категорию принадлежности в именах существительных;
– склонять существительные с окончанием принадлежности;
– определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;
– образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имен прилагательных;
– узнавать корневые, производные, сложные, парные и составные имена прилагательные;
– понимать субстантивацию прилагательных;
– изменять имена прилагательные по падежам;
– определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения;
– склонять указательные местоимения по падежам;
– распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные, неопределенные, определительные и отрицательные местоимения;
– определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции числительных;
– распознавать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные, приблизительные, разделительные);
– иметь общее представление о склонении количественных числительных по падежам;
– знать правописание и способы образования (корневые, сложные, парные и составные) числительных;
– определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глаголов;
– образовывать временные формы глагола;
– распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное, условное и желательное наклонение);
– различать спряжение глаголов настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах;
– определять общее значение, употребление в речи повелительного, условного наклонения глагола;
– различать неспрягаемые неличные формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие, деепричастие);
– знать синтаксическую функцию причастия и деепричастия;
– распознавать случаи субстантивации имени действия;
– понимать выражение степени протекания действия в татарском языке;
– правильно употреблять в речи вспомогательные глаголы;
– определять общее грамматическое значение наречий; объяснять употребление их в речи;
– уметь образовывать разряды наречий, степени сравнения наречий;
– выявлять синтаксическую роль наречий в предложении;
– уметь употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия, модальные слова и частицы;
– определять служебные части речи;
– различать послелоги и послеложные слова;
– знать особенности употребление послелогов со словами в различных падежных формах;
– знать правописание частиц;
– распознавать союзы и союзные слова;
– проводить морфологический анализ изученных частей речи;
– знать выражение сказуемого и подлежащего различными частями
речи;
– различать главные и второстепенные члены предложения;
– находить второстепенные члены предложени (определение, дополнение, обстоятельство);
– находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами;
– использовать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
– находить вводные слова; обращения; определять употребление их в речи;
– уметь ставить знаки препинания в простом предложении;
– иметь представление о сложном предложении;
– различать и правильно строить простое сложное предложение с сочинительными союзами;
– использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
– распознавать распространенные и нераспространенные предложения;
– определять односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего;
– иметь представление о сложносочиненном предложении;
– выделять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения;
– понимать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения;
– выявлять виды сложноподчиненных предложений (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные);
– определять синтетическое сложноподчиненное предложение, синтетические средства связи;
– распознавать аналитическое сложноподчиненное предложение, аналитические средства связи;
– ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях;
– знать способы передачи чужой речи;
– распознавать прямую и косвенную речь;
– знать строение предложений с прямой речью;
– воспринимать цитаты как способ передачи чужой речи;
– выделять цитаты знаками препинания;
– преобразовывать прямую речь в косвенную речь;
– проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений;
– применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
– определять орфографические ошибки и исправлять их;
– правильно выбирать знаки препинания при оформлении прямой
речи;
– уметь пунктуационно оформлять диалог;
– наблюдать за использованием слов в художественной и разговорной
речи, публицистических и учебно-научных текстах;
–выявлять синтаксические синонимы;
– понимать синонимию словосочетаний и предложений;
– сопоставлять сложноподчиненные предложения татарского и русского языков;
– определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический);
– применять основные стилистические ресурсы лексики и использовать их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– уточнять написание слова по орфографическому словарю;
– находить орфографические ошибки в предложенном тексте;
– опираться на языковую догадку в процессе чтения и слушания (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам);
– пользоваться словообразовательными моделями;
– широко использовать в речи простые и сложные предложения, предложения с прямой и косвенной речью;
– приобрести навыки редактирования текста;
– использовать приемы эстетического и смыслового анализа текста, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Социокультурная компетенция
Выпускник научится:
– употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета;
– представлять родную страну и культуру на татарском языке;
– понимать социокультурные реалии при чтении и слушании в рамках изученного материала.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
– участвовать в диалоге, соблюдая нормы речевого этикета.
Предметные результаты к концу 5 класса должны отражать сформированность умений:
– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
– формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
– составлять собственные тексты, используя материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом;
– понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
– правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на татарском языке;
– читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами
чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
– письменно выполнять языковые (фонетические, лексические и грамматические) упражнения;
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность);
– владеть видами устной и письменной речи;
– различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: диалог и монолог;
– знать закон сингармонизма: различать небную и губную гармонию;
– распознавать гласные и согласные звуки;
– понимать смыслоразличительную функцию звука;
– анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции отдельные звуки речи;
– знать особенности произношения и написания слов;
– понимать устройство речевого аппарата;
– правильно употреблять звуки [э] [ц], [щ], буквы, обозначающие их на письме;
– знать правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков: е, ё, ю, я;
– определять открытый и закрытый слог;
– различать ударный слог, логическое ударение;
– правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания;
– распознавать повелительные и побудительные предложения;
– проводить фонетический анализ слова;
– определять лексическое значение слова по контексту;
– выявлять профессиональную лексику;
– использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы (лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы);
– распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение;
– распознавать устаревшие слова, историзмы, неологизмы (простейшие случаи);
– различать заимствования и слова общетюркского происхождения;
– выделять в заимствованных словах корень, аффикс, основу;
– различать формообразующие и словообразующие аффиксы;
– знать способы словообразования в татарском языке;
– проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
– определять части речи: самостоятельные и служебные;
– определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;
– узнавать корневые, производные, сложные, парные и составные имена существительные;
– знать категорию принадлежности в именах существительных;
– определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;
– образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имен прилагательных;
– узнавать корневые, производные, сложные, парные и составные имена прилагательные;
– определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения;
– различать значение и употребление в речи личных местоимений;
– склонять указательные местоимения по падежам;
– определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции количественных, порядковых числительных;
– иметь общее представление о склонении количественных числительных по падежам;
– знать правописание и способы образования (корневые, сложные, парные и составные) числительные;
– определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении, объяснять его роль в речи;
– образовывать временные формы глагола;
– различать спряжение глаголов настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах;
– правильно употреблять в речи вспомогательные глаголы;
– определять общее грамматическое значение наречий; объяснять употребление их в речи;
– распознавать разряды наречий (места, времени);
– проводить морфологический анализ изученных частей речи;
– различать послелоги и послеложные слова;
– знать особенности употребления послелогов со словами в различных падежных формах;
– распознавать частицы;
– знать правописание частиц;
– распознавать союзы;
– уметь составлять предложения с союзами;
– различать главные и второстепенные члены предложения;
– находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами;
– использовать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
– распознавать распространенные и нераспространенные предложения;
– понимать выражение главных членов предложения;
– определять орфографические ошибки и исправлять их;
– формулировать понятие о культуре речи; речевом этикете татарского языка;
– соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
– соблюдать интонацию, осуществлять адекватный выбор и организацию языковых средств, и самоконтроль своей речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тематический материал каждого класса разделен на четыре сквозные темы, вне зависимости от уровня владения татарским языком. Предусматривается использование различных видов текстовых, аудио-, видео-, иллюстративных и графических материалов. Вопросы и задания нацелены на развитие критического мышления, овладение приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему.
Первая тема – «Мин» («Я»). В различных вариациях, в зависимости от уровня владения татарским языком, внимание акцентируется на следующих темах: мой любимый литературный герой, мой любимый писатель (поэт), профессии будущего, мое развлечение, уважение окружающих и др.
Содержание тем направлено на развитие устной и письменной речи, структурируется вокруг воспитательных задач, главная из которых – научить обучающегося жить в согласии с внешним миром и с собой.
Вторая тема – «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»). Внимание акцентируется на следующих темах: природа моего края, родословная моей семьи, населенные пункты, географические объекты моего края и т. д.
Материал ориентирован на знакомство с окружающим миром, формирование отношения к отдельным явлениям, расширение кругозора обучающегося.
Третья тема – «Туган җирем» («Моя Родина»). Тема нацелена на ознакомление с историей и культурой России, особенностями современной жизни России; историческими и памятными местами России и др.
Материал ориентирован на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и взаимоуважения внутри многонационального, поликультурного и поликонфессионального общества.
Четвертая тема – «Татар дөньясы» («Мир татарского народа»). Внимание акцентируется на следующих темах: легенды о Сююмбике, история Казани, национальные ремесла татарского народа, история татарского театра, татарское кино, национальные праздники и др.
Тема способствует формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать татарскую культуру в контексте мировой культуры.
Виды речевой деятельности
Слушание. Восприятие на слух текста, объемного произведения. Восприятие на слух и понимание основного содержания аудио- и видеотекстов. Понимание содержания прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи. Понимание текста как речевого произведения, выявление его структуры, особенностей абзацного членения.
Говорение. Совершенствование интонационных умений обучающихся – разграничение эмоциональной и смысловой интонации; формирование умений пользоваться мелодикой, динамикой, темпом,
тембром как средствами выражения эмоций в определенных речевых ситуациях. Участие в диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы.
Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений). Краткое высказывание в соответствии с предложенной ситуацией общения.
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность). Умение давать развернутые ответы на вопросы. Составление собственных текстов, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом. Составление вопросов по содержанию текста и умение отвечать на них.
Подробный и сжатый пересказ содержания прочитанных текстов. Передача содержания текста с изменением лица рассказчика. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственного текста заданного типа. Кратко изложение на татарском языке результатов выполненной проектной работы.
Чтение. Правильное беглое, осознанное и выразительное чтение текстов на татарском языке. Чтение текстов разных стилей и жанров, владение разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым). Чтение и нахождение нужной информации в текстах.
Работа с книгой, статьями из газет и журналов, Интернет ресурсами.
Определение темы и основной мысли текста.
Письмо. Письменное выполнение языковых (фонетических, лексических и грамматических) упражнений. Свободное, правильное изложение своих мыслей в письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность).
Составление плана прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста. Написание собственных текстов по
заданным заглавиям. Написание текстов с опорой на картину. Краткие выписки из текста для использования их в собственных высказываниях. Извлечение информации из различных источников, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой; осуществление информационной обработки текстов (создание тезисов, конспектов, рефератов, рецензий).
Фонетика, орфоэпия и графика. Речевой аппарат. Смыслоразличительная функция звука. Гласные и согласные звуки татарского языка: количество, произношение, классификация, характеристика. Гласные звуки переднего и заднего ряда; огубленные и неогубленные. Звонкие и глухие согласные звуки, парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Специфичные звуки татарского языка [ә], [ө], [ү], [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ], [ʼ] (гамза). Звуки [w], [в], [ф], обозначаемые на письме буквой в. Звуки [э] [ц], [щ], буквы, обозначающие их на письме. Буквы, обозначающие сочетание двух звуков: е, ё, ю, я. Правописание букв ъ и ь. Сопоставительный анализ гласных и согласных звуков татарского и русского языков. Звук и фонема.
Изменения в системе гласных и согласных звуков. Комбинаторные и позиционные изменения гласных. Ассимиляция, редукция звуков. Аккомодация. Виды ассимиляции. Закон сингармонизма, его виды.
Ударение в татарском языке. Ударный слог. Ударение в заимствованных, сложных и парных словах. Особенности словесного ударения в татарском языке. Логическое ударение. Интонация в повелительных и побудительных предложениях. Понятие об интонации.
Слог. Открытый и закрытый слог. Слогообразующая роль гласных звуков.
Транскрипция. Фонетический анализ слова.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка.
Использование орфоэпического словаря татарского языка при определении правильного произношения слов.
Алфавит татарского языка. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Морфемика и словообразование. Корень и аффикс. Основа слова. Однокоренные слова. Формообразующие и словообразующие аффиксы. Образование новых слов при помощи аффиксов. Способы словообразования в татарском языке. Корневые слова. Производные слова. Структурные виды сложных слов: собственно сложные, составные, парные. Присоединение окончаний к заимствованным словам. Морфемный и словообразовательный анализ слов.
Лексикология и фразеология. Термины и профессионализмы. Арабско-персидские, европейские, русские заимствования. Слова тюркского происхождения. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значений слова. Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов (лексических омонимов, омофонов, омографов, омоформ). Цепочка синонимов. Использование словарей синонимов и антонимов.
Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова, историзмы, неологизмы, диалектные слова.
Фразеологизмы, объяснение их значений, употребление в речи. Работа с толковым и фразеологическим словарем татарского языка.Ономастика и ее разделы. Виды топонимов, ойконимов, гидронимов. Лексический анализ слова.
Морфология. Части речи: самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имен существительных. Корневые, производные, сложные, парные и составные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Категория падежа и принадлежности. Склонение имен существительных с окончанием принадлежности по падежам.
Имя прилагательное. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Корневые, производные, сложные, парные и составные имена прилагательные. Субстантивация прилагательных. Изменение имен прилагательных по падежам.
Местоимение. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений по падежам. Разряды местоимений (личные, указательные, вопросительные, притяжательные, неопределенные, определительные и отрицательные).
Числительное. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции числительных. Значение и употребление в речи. Разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные, приблизительные, разделительные). Склонение количественных числительных по падежам. Правописание и способы образования (корневые, сложные, парные и составные) числительных.
Глагол. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции. Категория времени. Спряжение глаголов настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах. Спрягаемые личные (изъявительное, повелительное, условное, желательное наклонения) формы глагола и неспрягаемые неличные формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие, деепричастие). Синтаксическая функция причастия и деепричастия. Субстантивация имени действия. Выражение степени протекания действия в татарском языке. Вспомогательные глаголы.
Наречие. Значение и употребление в речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Синтаксическая роль наречий в предложении.
Послелоги и послеложные слова. Употребление послелогов со словами в различных падежных формах.
Союзы и союзные слова. Частица. Правописание частиц. Междометие.
Модальные слова. Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор изученных частей речи.
Синтаксис. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Выражение сказуемого и подлежащего различными частями речи. Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Предложения с однородными членами. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Вводные слова. Обращения. Употребление их в речи.
Виды простых предложений. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Простое и сложное предложение с сочинительными союзами. Сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Синтаксический анализ простого предложения.
Понятие о сложных предложениях. Виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Понятие о сложноподчиненных предложениях. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения. Виды сложноподчиненных предложений (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные). Синтетическое и аналитическое сложноподчиненное предложение.
Синтетические и аналитические средства связи. Сопоставление сложноподчиненных предложений татарского и русского языков.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Диалог.
Цитата как способ передачи чужой речи. Преобразование прямой речи в косвенную речь.
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений.
Стилистика. Синтаксические синонимы. Синонимия словосочетаний и предложений.
Стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический).
Орфография и пунктуация. Правописание гласных и согласных. Правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков. Правописание заимствованных слов.
Знаки препинания в татарском языке. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Выделение цитаты знаками препинания. Основные правила орфографии и пунктуации.
Речевая деятельность и культура речи. Понятие об устной и письменной речи. Различие понятий «язык» и «речь», видов речи и форм речи: диалог и монолог. Уместное использование необщеупотребительной лексики (сленг, диалектная и профессиональная лексика) в соответствии с ситуацией общения.
Роль синтаксических синонимов в развитии культуры речи и совершенствовании стиля. Понятие о культуре речи. Речевой этикет татарского языка. Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Применение знаний по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Понимание особенностей использования мимики и жестов в разговорной речи.
Соблюдение интонации, осуществление адекватного выбора и организации языковых средств, самоконтроль своей речи. Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм татарского литературного языка. Корректировка заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Осознание важности нормативного произношения для культурного человека.
Развитие речевой и мыслительной деятельности, а также коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение татарским языком в разных ситуациях.
Блок |
Темы |
Кол– во часов |
Характеристики основных видов деятельности обучающихся |
|
5 класс |
||||
Речевая |
Устная и письменная |
1 |
Понимать отличия устной и |
|
деятельность |
речь |
|
письменной речи. |
|
Формулировать понятие о языке и речи, видах речи и формах речи: |
||||
и культура речи |
Диалогическая и монологическая речь |
1 |
||
|
Работа с текстом . |
4 |
диалоге и монологе.Формулировать понятие о культуре речи; речевом этикете татарского языка. Составлять различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений). Формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них. Составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом. Понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных |
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
функционально-смысловых типов речи. Правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на татарском языке. Письменно выполнять языковые (фонетические, лексические и грамматические) упражнения. Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность). Соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Соблюдать интонацию, осуществлять адекватный выбор и организацию языковых средств, и самоконтроль своей речи. |
«Мин» («Я») |
14 |
|
|
Фонетика, графика |
Закон сингармонизма |
1 |
Знать закон сингармонизма: различать небную и губную гармонию. Понимать устройство речевого аппарата. Распознавать гласные и согласные звуки. Понимать смыслоразличительную функцию звука. Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные звуки речи. Правильно употреблять звуки [э] [ц], [щ], буквы, обозначающие их на письме. Правильно писать буквы, обозначающие сочетание двух звуков: е, ё, ю, я. Определять открытый и закрытый слог. Определять ударный слог, логическое ударение. Читать различные предложения с правильной интонацией. Распознавать повелительные и побудительные предложения. Проводить фонетический анализ слова. |
Органы речи |
1 |
||
Согласные звуки |
3 |
||
Гласные звуки |
2 |
||
Изложение |
1 |
||
Слог. Типы слогов |
1 |
||
Ударение. Интонация |
2 |
||
Фонетический анализ |
1 |
||
Диктант |
1 |
Орфоэпия |
Понятие об орфоэпии татарского языка |
1 |
Правильно писать и произносить слова. Произносить звуки и сочетания звуков, ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка. |
«Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») |
13 |
|
|
Лексикология |
Лексическое значение слова |
1 |
Определять лексическое значение слова. Распознавать профессиональную лексику. Использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы. Определять лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы). Распознавать устаревшие слова, историзмы, неологизмы (простейшие случаи). Различать заимствования и слова общетюркского происхождения. Распознавать в речи фразеологизмы, выявлять их значение. |
Профессиональная лексика |
1 |
||
Синонимы. Антонимы. Омонимы |
2 |
||
Устаревшие слова. Историзмы |
1 |
||
Заимствованные слова |
1 |
||
Проектная работа |
1 |
||
Неологизмы |
1 |
||
Фразеологизмы |
1 |
||
Морфемика и словообразова ние |
Корень слова. Аффиксы. Основа |
2 |
Выделять в словах корень, аффикс, основу. Различать формообразующие и словообразующие аффиксы. Различать способы словообразования в татарском языке. Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов. |
Способы словообразования в татарском языке |
1 |
||
Изложение |
1 |
||
«Туган җирем» («Моя Родина») |
21 |
|
|
Морфология |
Части речи |
1 |
Определять части речи: самостоятельные и служебные. Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи. Распознавать корневые, производные, сложные, парные и составные имена существительные. Определять категорию принадлежности в именах существительных. Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи. Образовывать сравнительную, |
Имя существительное |
4 |
||
Имя прилагательное |
3 |
||
Местоимение |
2 |
||
Имя числительное |
2 |
||
Глагол. Категория времени |
1 |
||
Контрольный диктант |
1 |
||
Глаголы настоящего времени |
1 |
||
Глаголы прошедшего времени |
1 |
||
Глаголы будущего времени |
1 |
||
Вспомогательные глаголы |
1 |
||
Наречие |
1 |
||
Сочинение |
1 |
|
Тест |
1 |
превосходную, уменьшительную степень имен прилагательных. Узнавать корневые, производные, сложные, парные и составные имена прилагательные. Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения. Различать значение и употребление в речи личных местоимений. Склонять личные и указательные местоимения по падежам. Распознавать указательные местоимения. Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции количественных, порядковых числительных. Склонять количественные числительные по падежам. Правильно писать и образовывать (корневые, сложные, парные и составные) числительные. Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении, объяснять его роль в речи. Образовывать временные формы глагола. Спрягать глаголы настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах. Правильно употреблять в речи вспомогательные глаголы. Определять общее грамматическое значение наречий. Объяснять употребление их в речи. Распознавать разряды наречий (места, времени). |
«Татар дөньясы» («Мир татарского народа») |
14 |
|
|
Морфология |
Послелоги и послеложные слова |
1 |
Определять послелоги и послеложные слова. Употреблять послелоги со словами в различных падежных формах. |
Частицы |
1 |
||
Союзы |
1 |
|
Сочинительные союзы |
1 |
Распознавать частицы. Правильно писать частицы. Распознавать союзы. Составлять предложения с союзами. Проводить морфологический анализ изученных частей речи. |
Синтаксис |
Главные члены предложения |
2 |
Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Различать главные и второстепенные члены предложения. Находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами. Использовать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Распознавать распространенные и нераспространенные предложения. Определять какой частью речи выражены главные члены предложения. |
Проектная работа |
1 |
||
Однородные члены предложения |
1 |
||
Второстепенные члены предложения |
2 |
||
Распространенное и нераспространенное предложение |
1 |
||
Способы выражения подлежащего и сказуемого |
1 |
||
Сочинение |
1 |
||
Тест |
1 |
|
|
Итого: |
|
68 |
|
1. Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Иллюстрированный татарско- русский тематический словарь. – Казань: Татарское книжное издательство, 2017. – 142 с.
2. Габдулла Тукайның тормыш һәм иҗат хроникасы өчен материаллар (1886–1907) = Материалы к хронике жизни и творчества Габдулла Тукая (1886–1907). – Казан: ТӘҺСИ, 2018. – 448 б.
3. Галиуллин К. Р. Татар фольклоры теле: мәкальләр, канатлы әйтелмәләр, җор сүзләр һәм әйтемнәр: сүзлек. – Казан: ТӘҺСИ, 2018. – 588 б.
4. Гарипова Ф. Г. Татар топономиясе: халкыбызның географик атамаларында – терминнар. – Казан: ТӘҺСИ, 2017. – 456 б.
5. Даутов Р. Н., Рахмани Р. Ф. Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 1 том. – Казан: Татарстан китап нәшрияты, 2009. – 751 б.
6. Татар грамматикасы: өч томда. Тулыландырылган 2 нче басма. I
том. – Казан: ТӘҺСИ, 2015. – 512 б.
7. Татар грамматикасы: өч томда. Тулыландырылган 2 нче басма. III том. – Казан: ТӘҺСИ, 2017. – 536 б.
8. Татар лексикологиясе: өч томда. I том. – Казан: ТӘҺСИ, 2015. –
352 б.
392 б.
536 б.
9. Татар лексикологиясе: өч томда. II том. – Казан: ТӘҺСИ, 2016. –
10. Татар лексикологиясе: өч томда. III том. – Казан: ТӘҺСИ, 2017. –
11. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: I том: А–В. – Казан: ТӘҺСИ,
2015. – 712 б.
12. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: II том: Г–Й. – Казан: ТӘҺСИ, 2016. – 748 б.
13. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: III том: К. – Казан: ТӘҺСИ, 2017.
– 744 б.
Научная литература
1. Тимерханов А. А, Фатхуллова К. С. Использование татарских электронных лексикографических ресурсов в образовательном процессе // Тюркское языкознание 21 века: лексикология и лексикография: материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию создания Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АНТ. – Казань: ИЯЛИ, 2019. – С. 243–245.
2. Фатхуллова К. С., Денмухаметова Э. Н. Принцип текстоцентризма в обучении родному (татарскому) языку // Правовые основы функционирования государственных и региональных языков в условиях дву- и многоязычия (мировой опыт реализации языковой политики в федеративных государствах): международная научно-практическая конференция 11 декабря 2019 года, г. Казань: сб. материалов. – Казань: ИЯЛИ, 2019. – C. 200–202.
3. Шакурова М. М., Гиниятуллина Л. М. Дидактическое построение учебных заданий разного уровня сложности по родному (татарскому) языку
// II Международная научно-практическая конференция «Татарское языкознание в контексте Евразийской гуманитарной науки». 21–24 ноября 2019 года. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. – С. 297–300.
4. Шакурова М. М., Юсупова З. Ф. Татарско-русское двуязычие и его использование в обучении татарскому языку // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та, 2017. – № 7. – С. 122–126.
5. Гиниятуллина Л. М., Шәкүрова М. М. Туган телне укыту методикасының бүгенге көн проблемалары. – Казан: Вестфалика, 2018. – 120 б.
6. Гиниятуллина Л. М., Шәкүрова М. М. «Туган тел»не укытуның яңача эчтәлеге // Фәнни Татарстан. – 2018. – № 2. – Б. 140–146.
7. Фәтхуллова К. С. Туган телләрне заманча укыту // Совершенствование методики обучения языкам: площадка обмена прогрессивной практикой: материалы III Международного научно- методического онлайн-семинара (Казань – Астана – Измир, 20 февраля 2019 г.) – Казань: Изд. Каз. ун-та, 2019. – С. 442–445.
8. Шәкүрова М. М. Татар телен укыту методикасының фәнни мирасы (XVIII гасыр ахыры – XX гасыр). – Казан: Ихлас, 2012. – 148 б.
9. Шәкүрова М. М., Гыйниятуллина Л. М. Мәктәп дәреслекләренең заманча концепцияләре // Фәнни Татарстан. – 2019. – № 3. – Б. 90–95.
Методическая литература
1. Максимов Н. В. Технология обучения татарскому языку на основе моделей речи. – Казань: Татарское книжное издательство, 2015. – 255 с.
2. Нигматуллина Р. Р. Изучающим татарский язык. Правила и упражнения. – Казань: Татарское книжное издательство, 2015. – 205 с.
3. Шәкүрова М. М., Гыйниятуллина Л. М. 5–9 нчы сыйныфларда
«Туган тел» предметын яңача укыту. Методик ярдәмлек. – Казан: ТР ФА ТӘһСИ, 2018. – 44 б.
4. Шәкүрова М. М., Юсупов А. Ф., Хөснетдинов Д. Х. Татар урта гомуми белем бирү оешмаларында татар телен укыту методикасы. – Казан: Казан ун-ты, 2015. – 110 б.
5. Юсупова А. Ш., Кириллова З. Н., Фәтхуллова К. С. Татар теленә өйрәтү: үткәне һәм бүгенгесе. – Казан: Вестфалика, 2011. – 212 б.
Информационно-ресурсное обеспечение
1. Библиотека художественных произведений на татарском языке // URL: http:// Kitapxane.at.ru (дата обращения: 17.10.2019).
2. Единое окно доступа к информационным ресурсам // URL: http://window.edu.ru (дата обращения: 02.02.2020).
3. Институт развития образования РТ // URL: http://www.irort.ru (дата обращения: 17.10.2019).
4. Министерство просвещения Российской Федерации // URL: http:// https://edu.gov.ru (дата обращения: 02.02.2020).
5. Министерство образования и науки РТ // URL: http://mon.tatarstan.ru (дата обращения: 02.02.2020).
6. Образовательный портал Министерства образования и науки РТ // URL: http://www.edu. kzn.ru (дата обращения: 17.10.2019).
7. Портал татарского образования // URL: belem.ru ru (дата обращения: 17.10.2019).
8. Словари и самоучители татарскому языку // URL: http:// Tatar.com.ru (дата обращения: 10.02.2019).
9. Татарско-русский on-line словарь // URL: http:// suzlek.ru (дата обращения: 10.02.2019).
10. Татарский язык: большой электронный свод // URL: http://www.antat.ru/ru/tatzet (дата обращения: 17.10.2019).
11. Тексты на татарском языке // URL: http:// Tatarca.boom.ru (дата обращения: 20.11.2019).
12. УМК «Сэлам!» // URL: http://selam.tatar (дата обращения: 20.11.2019).
13. Федеральный портал «Российское образование» // URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 02.02.2020).
14. Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 07.04.2020).
15. Школьная электронная энциклопедия «Татар иле» // URL: http://www.tatarmultfilm.ru (дата обращения: 24.07.2019).
16. Языки народов России в Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru (дата обращения: 07.04.2020).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.