Рабочая программа по технологии 10 - 11 классы
Оценка 4.7

Рабочая программа по технологии 10 - 11 классы

Оценка 4.7
docx
25.12.2021
Рабочая программа по технологии 10 - 11 классы
рабочая программа 10-11.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Баклушевская средняя общеобразовательная школа имени Е.М. Дергай

                                                                                                                                                                                                  

 

Согласовано:

 

зам. директора по УВР

 

_______/ Н.Г. Кучер/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебного предмета «Технология»

 

для основного общего образования

 

срок освоения 2 года

 

10-11 классы

 

 

 

 

 

 

Составители: Вертков Сергей Николаевич / учитель технологии и ОБЖ

 

 

 

 

 

                                                                                                             2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

Рабочая программа по технологии для 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по технологии.

По учебному плану школы на предмет технология отводится в 10 классах 36 часов, в11 классах 34 часа по 1 часу в неделю.

Тематическое планирование рабочей программы составлено на основании авторской программы Технология: 10-11 классы: базовый уровень / Н.В. Матяш.В.Д.Симоненко, О.П.Очинин – М.: Вентана-Граф, 2019. – 208 с.

 

 

     Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

     Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

     Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

культура и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование информации;

творческая, проектная деятельность;

знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

     Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

    Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

 

    Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.

 

   Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

 

    В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями и приобретаемой профессией или специальностью.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

 

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий активно используются технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.  

 

 

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

           

     Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать  - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для  проектирования  и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

 

 

3. Цели изучения курса

 

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·         освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

·         овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

·         развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

·         воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

·         формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

4 . Основное содержание

            Примерный тематический план курса

            (по количеству часов и годам обучения)

п/п

 

Разделы, темы

Кол-во

часов

п/п

 

Разделы, темы

Кол-во

часов

 

10 класс

 

 

11 класс

 

 

 

ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД  И  ТЕХНОЛОГИИ

 

16

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ    МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ.

ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

16

 

1

 

Технология как часть общечеловеческой культуры

 

2

 

 1

 

Выбор объекта проектирования и требования к нему

 

2

 

2

Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства

 

1

 

 2

 

Расчёт себестоимости изделия

 

1

 

3

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества

 

4

 

 3

 

Документальное представление проектируемого продукта труда

 

4

 

4

Способы снижения негативного влияния производст­ва на окружающую среду

 

2

 

 4

 

Организация технологического процесса

 

1

 

5

Экологическое сознание и мораль в техногенном мире

 

1

 

 5

 

Выполнение операций по созданию продуктов труда

 

4

 

6

Перспективные направления развития современных технологий

 

4

 

 6

 

Анализ результатов проектной деятельности

 

2

 

7

 

Новые принципы организации современного производства

 

1

 

 7

 

Презентация проектов и результатов труда

 

2

 

8

 

Автоматизация технологических процессов

 

1

 

 

ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ

 

8

 

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОЕКТИРОВАНИЯ  И СОЗДАНИЯ  МАТЕРИАЛЬНЫХ  ОБЪЕКТОВ ИЛИ  УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ  ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

16

 

 8

 

Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда

 

1

 

9

 

Понятие творчества

 

2

 

 9

 

Структура и составляющие современного производства

 

3

 

10

 

Защита интеллектуальной собственности

 

1

 

 10

 

Нормирование и оплата труда

 

2

 

11

 

Методы решения творческих задач

 

4

 

 11

 

Культура труда и профессиональная этика

 

2

 

12

 

Понятие об основах   проектирования в профессиональной деятельности

 

1

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ  И  КАРЬЕРА

 

 

8

 

14

Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности

 

1

 

 12

 

Этапы профессионального становления и карьера

 

2

 

15

 

Источники информации при проектировании

 

1

 

 13

 

Рынок труда и профессий

 

2

 

16

 

Создание банка идей продуктов труда

 

2

 

 14

 

Центры профконсультационной помощи

 

2

 

17

 

Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребитель­ских товаров и услуг

 

1

 

 15

 

Виды и формы получения профессионального образования

 

1

 

18

 

Правовые отношения на рынке товаров и услуг

 

2

 

 16

 

Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства

 

1

 

19

Выбор путей и способов реализации проектируемо­го объекта. Бизнес-план

 

2

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

1

 

20

 

  Резерв

 

2

 

 18

 

 Резерв

 

1

 

 

Итого

 

36

 

 

                                                                                  Итого

 

 34

 

Производство, труд и технологии

1. Технология как часть общечеловеческой культуры, 2  ч

Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.

Практические работы. Подготовка доклада об интере­сующем открытии в области науки и техники. Попытка ре­конструкции исторической ситуации (открытие колеса, при­ручение огня, зарождение металлургии).

 

2.  Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства, 1 ч

Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «тех­ника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.

Практическая работа. Подготовка доклада об интере­сующем открытии (известном учёном, изобретателе) в об­ласти науки и техники.

3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества, 4  ч

Теоретические сведения. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окру­жающей среды. Динамика развития промышленных техно­логий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.

Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных отходов.

Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в сис­теме природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ре­сурсов различными производствами. Коэффициент ис­пользования материалов. Промышленная эксплуатация ле­сов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парнико­вый эффект», «озоновая дыра».

Интенсивный и экстенсивный пути развития сель­ского хозяйства, особенности их воздействия на экоси­стемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.

Практические работы. Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах.

4. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду,

Теоретические сведения. Природоохранные техноло­гии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущ­ность и виды безотходных технологий. Переработка быто­вого мусора и промышленных отходов. Комплекс меро­приятий по сохранению лесных запасов, защите гидросфе­ры, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка ес­тественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Исполь­зование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энерге­тика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения энергии волн и течений.

Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации.

 

5.  Экологическое сознание и мораль в техногенном мире, 1 ч

Теоретические сведения. Экологически устойчивое раз­витие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации ок­ружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявле­ния экологического сознания. Необходимость экономии ре­сурсов и энергии. Охрана окружающей среды.

Практические работы. Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей сре­ды на действующем промышленном предприятии.

 

6.  Перспективные направления развития  современных технологий, 4 ч

Теоретические сведения. Основные виды промышлен­ной обработки материалов. Электротехнологии и их приме­нение: элекронно-ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка.

Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая об­работка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: на­пыление, резка, сварка; применение в порошковой метал­лургии. Технологии послойного прототипирования и их ис­пользование. Нано технологии: история открытия. Понятия нано технологии»., «нано частица», «нано материал». Нано ­продукты: технология по атомной (по молекулярной) сборки. Перспективы применения нано технологии.

Практическая работа. Посещение промышленного пред­приятия (ознакомление с современными технологиями в про­мышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания).

7.   Новые принципы организации современного производства, 1 ч

Теоретические сведения. Пути развития индустриаль­ного производства. Рационализация, стандартизация произ­водства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) произ­водство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологиче­ские машины. Глобализация системы мирового хозяйства.

Практическая работа. Подготовка рекомендаций по вне­дрению новых технологий и оборудования в домашнем хо­зяйстве, на конкретном рабочем месте (производственном участке).

 

8.   Автоматизация технологических процессов, 1 ч

Теоретические сведения. Возрастание роли информа­ционных технологий. Автоматизация производства на осно­ве информационных технологий. Автоматизация технологи­ческих процессов и изменение роли человека в современ­ном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Примене­ние автоматизированных систем управления технологиче­скими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП.

Практическая работа. Экскурсия на современное произ­водственное предприятие.

 

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность

9.   Понятие творчества,

Теоретические сведения. Понятие творчества. Введе­ние в психологию творческой деятельности. Понятие «твор­ческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды твор­ческой деятельности: художественное, научное, техниче­ское творчество. Процедуры технического творчества.

Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Ре­зультат творчества как объект интеллектуальной собствен­ности.

Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая за­дача». Логические и эвристические (интуитивные) пути ре­шения творческих задач, их особенности и области приме­нения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Практическая работа. Упражнения на развитие мышле­ния: решение нестандартных задач.

 

10.   Защита интеллектуальной собственности, 1 ч

Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобрете­ние. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изоб­ретения, промышленные образцы, полезные модели, товар­ные знаки. Рационализаторские предложения. Правила ре­гистрации товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы. Разработка товарного знака сво­его (условного) предприятия. Составление формулы изобре­тения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.

 

11.   Методы решения творческих задач, 4  ч

Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: анало­гия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.

Поиск оптимального варианта решения. Морфологиче­ский анализ (морфологическая матрица), сущность и при­менение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы реше­ния задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объ­ектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и при­менение.

Практические работы. Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.

 

12. Понятие об основах проектирования  в профессиональной деятельности, 1 ч

Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.

Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии.

Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.

 

14. Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности,

Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании,  по­шаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектирова­нии, действия по коррекции проекта.

Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию.

15.   Источники информации при проектировании, 1 ч

Теоретические сведения. Роль информации в совре­менном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации: энцикло­педии, энциклопедические словари, Интернет, E-mail, элек­тронные справочники, электронные конференции, теле­коммуникационные проекты. Поиск информации по теме проектирования.

Практические работы. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования. Формирование банка идей и пред­ложений.

16.   Создание банка идей продуктов труда, 2  ч

Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творче­ский подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов

ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представле­ние вариантов будущего изделия. Клаузура.

Практические работы. Создание банка идей и предло­жений. Выдвижение идей усовершенствования своего про­ектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с ис­пользованием метода морфологического анализа.

17.   Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг, 1 ч

Теоретические сведения. Проектирование как отраже­ние общественной потребности. Влияние потребностей лю­дей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребно­сти. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основа­нии выявления общественной потребности.

Практические работы. Составление анкеты для изуче­ния покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.

 

18.   Правовые отношения на рынке товаров и услуг, 1 ч

Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные ак­ты, регулирующие отношения между покупателем и произ­водителем (продавцом). Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Серти­фикация продукции.

Практические работы. Изучение рынка потребитель­ских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки това­ров и сертификатов на различную продукцию.

 

19.   Выбор путей и способов реализации  проектируемого объекта. Бизнес-план, 2 ч

 

Теоретические сведения. Пути продвижения проекти­руемого продукта на потребительский рынок. Понятие мар­кетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.

Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек на произ­водство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Про­гнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.

Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (ус­луги).

 

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность

20.  Выбор объекта проектирования и требования к нему, 2  ч

Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требо­ваний и ограничений к объекту проектирования. Выбор объ­екта проектирования.

Выбор наиболее удачного варианта проектируемого из­делия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свой­ства материалов.

 

Практические работы. Выбор направления сферы дея­тельности для выполнения проекта. Выбор материалов для проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием морфологиче­ского анализа, ФСА и др.

 

21.  Расчёт себестоимости изделия,

Теоретические сведения. Понятия стоимости, себестои­мости и рыночной цены изделия. Составляющие себестои­мости продукции, накладные расходы, формула себестоимо­сти. Расчёт себестоимости проектных работ. Формула прибы­ли. Статьи расходов проекта. Цена проекта. Оплата труда проектировщика.

Практическая работа. Предварительный расчёт мате­риальных затрат на изготовление проектного изделия.

 

22.  Документальное представление проектируемого продукта труда, 4 ч

Теоретические сведения. Стандартизация как необхо­димое условие промышленного проектирования. Проектная документация: технический рисунок, чертёж, сборочный чертёж, резюме по дизайну, проектная спецификация. Ис­пользование компьютера для выполнения чертежа проекти­руемого изделия.

Практические работы. Составление резюме и дизайн- спецификации проектируемого изделия. Выполнение рабо­чих чертежей проектируемого изделия.

 

23.  Организация технологического процесса, 1 ч

Теоретические сведения. Технологический процесс из­готовления нового изделия. Технологическая операция. Тех­нологический переход. Маршрутные и операционные кар­ты. Содержание и правила составления технологической карты.

Практическая работа. Выполнение технологической карты проектного изделия.

 

24.  Выполнение операций по созданию продуктов труда, 4 ч

Теоретические сведения. Реализация технологического процесса изготовления деталей. Процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение правил безопасной работы. Промежу­точный контроль этапов изготовления.

Практическая работа. Изготовление проектируемого объекта.

25.  Анализ результатов проектной деятельности, 2  ч

Теоретические сведения. Понятие качества матери­ального объекта, услуги, технического процесса. Крите­рии оценки результатов проектной деятельности. Прове­дение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензи­рование.

Практическая работа. Апробация готового проектного изделия и его доработка, самооценка проекта.

27.   ; и дизайн- 1ение рабо-
сса, 1 (1) ч
процесс из- •рация. Тех- онные кар- тогической
югической
хин рабоче- ы организа- ещение ин- равила тех-
воего рабо- [. определе- сте.
югического [ изделия из L Промежу-
ктируемого
гва матери- сса. Крите- сти. Прове- а. Рецензи-
Презентация проектов и результатов труда 2 ч

Теоретические сведения. Критерии оценки выполнен­ного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование технических средств в процессе презентации. Презентация проектов и результа­тов труда. Оценка проектов.

Практическая работа. Организация и проведение пре­зентации проектов.

Производство, труд и технологии

28.   Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда, 1 ч

Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект про­фессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разде­ления труда. Специализация как форма общественного раз­деления труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.

Практические работы. Определение целей, задач и ос­новных компонентов своей будущей профессиональной дея­тельности. Определение по видам специализации груда: профессии родителей, преподавателей школы, своей пред­полагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации.

29.   Структура и составляющие современного производства, 3 ч

Теоретические сведения. Производство как преобразо­вательная деятельность. Составляющие производства. Сред­ства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты произ­водственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности разви­тия сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объеди­нение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.

Практические работы. Определение сферы производ­ства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия: производственное предприятие, объе­динение, научно-производственное объединение. Посеще­ние производственного предприятия, определение состав­ляющих конкретного производства.

 

30.    Нормирование и оплата труда, 2 ч

Теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавли­вающие и контролирующие нормы труда.

Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повремённая и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и спо­собы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулирова­нии труда.

Практические работы. Изучение нормативных произ­водственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.

31.    Культура труда и профессиональная этика, 2  ч

Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение орга­низовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зо­ны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охра­ны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятель­ности.

Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нрав­ственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нрав­ственного поведения. Профессиональная этика и её виды.

Практические работы. Расчёт эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и со­держания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.

 

ы производства, бенности разви- »ых комплексов, гвенное объеди- ■ние. Структура
^>еры производ- гпюна (района) дприятие, объе- нение. Посеще- леление состав-
>)ч
ирования труда, 1шш. устанавли-
а и её элементы: ш. повремённая «менение и спо- I в стимулирова-
гативных произ- ia оплаты труда
зя этика, 2 (2) ч
ьт^ры труда и её ia. Умение орга- ючей зоны и зо- еспечение охра- рудовой деятель-
Категории нрав- е о законах нрав- ика и её виды, вности трудовой изделия. Анализ организации, по¬
Профессиональное самоопределение и карьера

32.   Этапы профессионального становления и карьера, 2 ч

Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессиональ­ного становления личности (выбор профессии, профессио­нальная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).

Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Фак­торы, влияющие на профессиональную подготовку. Планиро­вание профессиональной карьеры.

Практические работы. Определение целей, задач и ос­новных этапов своей будущей профессиональной деятельно­сти. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.

33.  Рынок труда и профессий, 2  ч

Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложе­ния на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения ин­формации о рынке труда и путях профессионального обра­зования. Центры занятости.

Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённо­сти трудом работников различных профессий.

35.    Центры профконсультационной помощи, 2  ч

Теоретические сведения. Профконсультационная по­мощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализи­рованных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.

Практическая работа. Посещение центров профкон­сультационной помощи и знакомство с их работой.

36.   Виды и формы получения профессионального образования,

Теоретические сведения. Общее и профессиональное об­разование. Виды и формы получения профессионального об­разования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образова­ние. Региональный рынок образовательных услуг. Методы по­иска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.

 

37.   Формы само презентации для профессионального образования и трудоустройства, 1 ч

Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы само презентации. Понятие «профессиональное ре­зюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма само презентации. Собеседова­ние. Правила само презентации при посещении организа­ции. Типичные ошибки при собеседовании.

Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.

Творческая проектная деятельность

38.  Планирование профессиональной карьеры, 2 ч

Теоретические сведения. Определение жизненных це­лей и задач. Составление плана действий по достижению на­меченных целей. Выявление интересов, способностей, про­фессионально важных качеств. Обоснование выбора специ­альности и выбора учебного заведения.

Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жиз­ненные планы и профессиональная карьера».

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

 

В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать

отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия региона; творческие методы решения  технологических задач; назначение и структура маркетинговой деятельности на предприятиях; основные функции менеджмента на предприятии; основные формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий; устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ и профессий на региональном рынке труда; источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства; пути получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники  информации; распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания; решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности; планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда; находить необходимую информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для

повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основе применения методов творческой деятельности; использования  различных источников информации при выборе товаров и услуг, при трудоустройстве; соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования, построения профессиональной карьеры с учетом состояния здоровья, образовательного уровня, личностных особенностей; составления резюме при трудоустройстве.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  10 класс.

Тема урока

№ урока

Содержание уроков

 (по уч.часам)

Темы практических (самост.)

работ

Требования к уровню подготовки уч-ся

Методы и формы обучения.

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

«Производство, труд и технологии» (16 ч.)

 

1. Технология как часть общечеловеческой культуры.

 1

 

 

2

1. Понятие    «культура», виды  

     культуры.  

Понятие« технологическая культура» и «технология». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий.

2.Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характер труда.

Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения.

Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области техники и технологий.

Попытка реконструкции исторической ситуации(открытие колеса, зарождение металлургии)

Знать/понимать:

-что такое технология, ее взаимосвязь с общей культурой;

-основные виды культуры;

-понятие «технологическая культура»;

-влияние технологий на общественное развитие;

-три составляющие производственной технологии;

Лекция-беседа, конспектирование; работа с текстом учебника; демонстрация видеоматериалов, наглядных пособий. Тестирование по теме « Технологии как часть общечеловеческой культуры»

Исторические типы культур. Виды непроизводственных технологий. Три составляющие производственной технологии (Инструмент, станок, технологический процесс)    

 

2.   Взаимосвязь науки, техники, технологии  и производства.

3

Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.

Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области науки и техники

Знать/понимать:

-взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства,

-роль науки в развитии технологического прогресса;

понятия «наукоемкость» производства

Лекция-беседа с элементами конспектирования; слушание и обсуждение докладов учащихся. Устный опрос; оценка подготовленных учащимися докладов

Прикладная наука; отраслевые-исследовательские институты, научно-производственные объединения

 

3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

1.Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Современная энергетика и ее воздействие на биосферу. Проблема захоронения радиоактивных отходов.

2. Промышленные технологии и транспорт. Материалоемкость современных производств. Промышленная эксплуатация лесов. Проблема загрязнения отходами производства атмосферы. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».

3. Современные сельскохозяйственные технологии и их негативное воздействие на биосферу.

4.Проведение мероприятий по озеленению и/или оценке загрязненности среды

Посадка деревьев и кустарников возле школы.

Оценка запыленности воздуха. Определения наличия нитратов в пищевых продуктах

Знать/понимать:

-взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов;

-причины (производственные технологические процессы), приводящие к загрязнению окружающей среды;

-что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра;

-негативные следствия современного землепользования (агротехнологий) для окружающей среды.

Уметь:

-выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды

Лекция-беседа; работа с текстом учебника; демонстрация ЦОР, видеофильмов; слушание докладов учащихся; практическая работа.

Оценка приготовленных учащимися докладов; контроль по результатам практической работы

Потребление воды и минеральных ресурсов различными производствами. Коэффициент использования материалов.

Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности  их воздействия на экосистемы

 

4. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду

8

 

 

9

1.Природоохранные технологии. Экологический мониторинг. Основные направления охраны среды. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового  мусора и промышленных отходов. Рациональное  использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Очистка естественных водоёмов.

2. Понятие «альтернативные источники энергии».  Исполь-зование энергии Солнца, ветра, при-ливов, геотермальных источников энергии волн и те-чений. Термоядерная энергетика. Биогазовые уста-новки

Оценка качества пресной  воды. Оценка уровня радиации.

Подготовка докладов ( сообщений )об использовании альтернативного источника энергии

Знать/понимать:

- что такое экологический мониторинг;

-сущность безотходных технологий ( производств );

-пути рационального использования земельных, минеральных и водных ресурсов;

-какие существуют мероприятия по очистки водоемов ;

-виды и возможности использования альтернативных источников энергии.

Уметь:

-выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды

Лекция-беседа; самостоятельная работа с текстом учебника; демонстрация ЦОР, видеофильмов; слушание докладов учащихся; практическая  работа. Устный опрос; контроль по итогам слушание докладов и результатам практической работы

 

 

5. Экологическое сознание и мораль в техногенном  мире


10

Экологически устойчивое разви-тие человечества. Необходимость

нового, экологического сознания  в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания


Уборка мусора
около школы

или в лесу.

Выявление ме-роприятий по охране окру-жающей среды на действующем промышленном предприятии

 

Знать/
понимать:

— почему воз-никла необходимость в новом экологическом сознании
(морали);

— сущность, характерные
черты нового экологического сознания

 

Лекция-бе-седа;

решение ситуационных

задач;

слу-шание док-ладов уча-щихся;

практиче-ская работа. Контроль по итогам прак-тической ра-боты и оцен-ка подготов-ки докладов об

использовании альтернативно-го источника  энергии

 

 

6.Перспективные

направления раз-вития

современных

технологий

 

11

 

 

12

 

 

13

 

 

14

1. Основные виды промышленной обработки мате-риалов.

Электро-технологии  и их применение.

2.Применение лучевых технологий:

лазерная и электронно-лучевая об-работка. Ультразвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая металлургия. Технология послойного прототи-пирования и их ис-пользование. 3.Нанотехнологии. Основные понятия. Технология по атом-ной (по молекуляр-ной) сборки. Перспективы приме-нения нано техно-логий.

4. Информационные технологии,

их роль в современной научно--технической революции

Посещение промышленного предприятия.

( Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. )

Знать/понимать:

-виды современных электротехнологий, примеры их использования;

-сущность и области применения лучевых и ультразвуковых технологий;

-принцип плазменной обработки материалов, примеры использования;

- метод послойного про типирования и области его применения;

-сущность понятий

 « нано материал»

 « нано частица» ;

  - перспективы использования нано технологий;

- роль информационных технологий  в технологическом развитии общества.

Лекция, демонстрация видеофильмов, иллюстративного материала, образцов изделий.

Устный опрос; контроль по итогам практической работы.

Волоконная оптика как новый шаг в развитии информационных технологий. Принцип действия и область применения волоконной оптики.

 

7.Новые принципы организации современного производства

15

Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства.  Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента
промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса.
Гибкие производственные системы.
Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового  хозяйства

Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве,  на конкретном рабочем месте или производственном участке.

Знать/понимать:

- смысл понятий «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства;

- сущность непрерывного (поточного) производства;

- что представляют собой гибкие производственные системы;

- в чем проявляется глобализация системы мирового хозяйства.

 

Лекция с элементами конспектирования, демонстрация иллюстративного материала (история становления индустриального производства, современное высокотехнологичное производство).

Письменный опрос (контроль по итогам самостоятельной работы).

 

 

8.Автоматизация технологических процессов.

16

Автоматизация производства на
основе информационных технологий. Измение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятие «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП). Составляющие АСУТП.

 

 

Знать/понимать:

- сущность понятий  «автомат» и «автоматизация производства»

- гибкая и жёсткая автоматизация;

- в чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП).

Лекция , демонстрация наглядных пособий, схем учебника; практическая работа. Устный опрос; проверка самостоятельной работы.

Возрастание роли информационных технологий в современном мире.

Влияние автоматизации на характеристики производства.

 

9.Понятие творчества.

17

 

 

18

1. Понятие «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.

2. Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Упражнение на развития мышления: решение нестандартных задач.

Знать/понимать:

-  сущность понятий  «творчество», «творческий процесс»;

- виды творческой деятельности(художественное, научное, техническое творчество);

- изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса; сущность и задачи ТРИЗ.

Лекция, беседа; дискуссия; упражнения на развитие мышления, тестирование.

Устный опрос; контроль по результатам практической работы.

Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения.

 

10.Защита интеллектуальной собственности

19

Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Патент на изобретения. Условия  выдачи   патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и обслуживания.

Разработка товарного знака условного предприятия.

Составление формулы изобретения (ретро изобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.

Знать/понимать:

- сущность понятия «интеллектуальная собственность»;

 Что может являться объектом интеллектуальной собственности;

 - понятие « авторское право»;

- существующие формы защиты авторских прав;

 - что такое патент;  Как осуществляется патентование изделия;

- суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания.

Лекция , демонстрация иллюстративного материал, диспут.

Письменный опрос; контроль по результатам практической работы.

Структура патентной заявки

 

 

11.Методы решения творческих задач

20

 

 

21

 

 

22

 

 

23

1-2. Методы активизации поиска решений творческих задач, генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой штурм). Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов.

3. Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ(морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. .Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ.

4. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциация». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение

Проведение конкурса «Генераторы идей». Игра «Ассоциативная цепочка»

Знать/понимать:

- сущность и особенность методов активизации поиска решения задач;

-методы поиска оптимального варианта и их применение.

- способы применения ассоциативных методов решения творческих задач.

Уметь:- использовать методы решения творческих задач в практической деятельности

Лекция-беседа; решение ситуационных задач; практическая работа.

Устный  опрос; контроль по результатам практической работы.

Приемы, способы способствующие генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия.

 

 

12. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности

24

Особенности современного проектирования. Технико-технологические,  социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учет требований при проектировании. Качество проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании..

Выполнение тестов на определение наличия качеств проектировщика

Знать/понимать:

- требования к современному проектированию;

- понятия «инновация», «проектное задание», «техническое задание»

- какими качествами должен обладать проектировщик

- значение эстетического фактора в проектировании

- законы художественного конструирования

Лекция-беседа; демонстрация образцов художественного дизайна; самостоятельная работа-самотестирование; Устный  опрос; контроль по результатам самостоятельной работы и домашней работы.

 

 

 

14.Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности.

25

Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. .Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта.

Планирование деятельности по выполнению учебного проектирования

Знать/понимать:

- какие этапы включает в себя проектная деятельность

- как осуществляется пошаговое планирование проектной деятельности

- что включает понятие «алгоритм дизайна»

Уметь: - планировать деятельность по учебному проектированию

Объяснение нового материала; практическая работа.

Устный опрос; контроль по итогам практической работы по планированию проектной деятельности.

 

 

 

15.Источники информации при проектировании

26

Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на различных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, интернет. Электронные справочники, электронные конференции. Поиск информации по теме проектирования

Ознакомление с источниками информации для проектирования собственного продукта.

Знать/понимать:

- роль информации в современном обществе;

- что понимается под научным подходом к проектированию;

- источники информации для дизайнера;

Уметь:- находить и использовать различные источники информации при проектировании; воссоздавать исторический путь объекта проектирования.

Лекция с элементами конспектирования; практическая работа. Устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

 

 

16.Создание банка идей продуктов труда

27

 

 

28

1. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование метода ТРИЗ).

2. Графическое представление вариантов будущего изделия. Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования.

Формирование банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования проектного изделия. Выбор наиболее удачных вариантов.

Знать/понимать:

- что представляет собой банк идей при проектировании;

- методы формирования банка идей;

Уметь:- формировать банк идей для своего проектируемого изделия;

 - графически оформлять идеи проектируемого изделия;

- делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа.

Объяснение нового материала; решение ситуационных задач; устный опрос; контроль по результатам практической работы

Клаузула как графическое представление будущего изделия

 

 

17.Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг.

29

Проектирование как отражение общественной действительности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг.  Конкуренция товаропроизводителей.  Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.

Составление анкеты для изучения потребительского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.

Знать/понимать:

- взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования;

- что такое «рынок потребительских товаров и услуг»;

- методы исследования рынка потребительских товаров (услуг);

 

Лекция-беседа; конспектирования; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

 

 

18.Правовые отношения на рынке товаров и услуг

30

 

 

31

1. Понятие «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателями и производителем (продавцами)

2. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Сертификация продукции.

Изучение рынка потребительских товаров и услуг.

Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию

Знать/понимать:

- взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг;

- виды и назначение нормативных актов, регулирующих отношения между покупателем и производителем (продавцами);

- назначение и виды страховых услуг;

- способы получения информации о товарах и услугах.

Уметь:- читать торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код товаров.

Лекция с элементами конспектирования; практическая работа. Устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

 

 

19. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план.

32

 

 

33

1. Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.

2. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.

Составление бизнес-плана для проектируемого изделия.

Знать/понимать:

- сущность понятия маркетинг, реклама;

- что такое бизнес-план;

Цели и задачи бизнес-плана;

Понятие рентабельности.

Уметь:- составлять экономическое обоснование собственного проекта (или условного изделия);

- рассчитывать рентабельность производства

Лекция; конспектирование; практическая работа.

Устный опрос; контроль по итогам практической работы по обоснованию эффективности своего проекта.

История возникновения маркетинга

 

 

20.Составление бизнес-плана.

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 11 класс.

Номер и название темы

Кол-во часов

Содержание уроков

Темы практических работ

Требования к уровню подготовки уч-ся

Методы и формы обучения. Вид контроля

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.  Творческая проектная деятельность. 16 ч.

 

1.Выбор объекта проектирования и требования к нему.

2.Требования объекту проектирования.

1

 

 

2

1. выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.

2. выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием метода ТРИЗ. Выбор материала для изготовления проекта.

выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.

Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием метода ТРИЗ.

Выбор материала для изготовления проекта.

Уметь:

- определять выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа;

-формулировать требования к объекту проектирования;

- делать выбор материала для проектируемого изделия;

- делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа.

Творческая работа по проектированию.

Устный опрос; контроль по результатам практической работы.

 

Расчет себестоимости изделия

3

Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формулы себестоимости

Расчет себестоимости проектных работ. Формула прибыли. Статьи расходов проекта. Цена проекта.

Предварительный расчет материальных затрат на изготовление проектного изделия

Знать/понимать:

- из чего складывается  себестоимость продукции;

- отличие себестоимости от рыночной цены;

- рассчитывать себестоимость проектируемого изделия;

- делать предварительный расчет материальных затрат на изготовление проектного изделия

Объяснение нового материала; конспектирование; практическая работа.

Контроль по итогам практической работы

 

1.Стандартизация при проектировании.

2.Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация.

3.Проектная документация: технический рисунок, чертёж.

4.Выполнение технического рисунка и рабочих чертежей проекта.

4

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

1. Стандартизация при проектировании. Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация.

2. Использование компьютера для выполнения проектной документации.

3-4. Проектная документация: технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж. Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия.

Составление резюме по дизайну.

Составление проектной спецификации проектируемого изделия.

Выполнение эскизов, технических рисунков  проектируемого изделия.

Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия

Знать/понимать:

- что такое стандартизация;

-что входит в понятие «проектная документация»;

Что представляют собой эскиз, чертеж, сборочный чертеж проектируемого изделия. Уметь:

- составлять резюме по дизайну проектируемого изделия;

- выполнять проектную спецификацию проектируемого изделия;

- выполнять эскиз проектируемого изделия;

Выполнять чертежи проектируемого изделия

Объяснение нового материала; конспектирование; практическая работа.

Контроль по итогам практической работы

 

Организация технологического процесса

8

Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Содержание и составление технологической карты.

Составление технологической карты проектного изделия

Знать/понимать:

 - что входит в понятие «технологический процесс»;

- что представляет собой технологическая операция, технологический переход проектируемого изделия.

Уметь:

- составлять технологическую карту  проектируемого изделия.

Объяснение нового материала; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам практической работы (составление технологической карты)

 

1.Создание проектируемого объекта.

2.Создание проектируемого объекта.

3.Работа над проектом.

4Работа над проектом.

9

 

 

10

 

 

11

12

1-4. Реализация технологического процесса изготовления деталей.  Процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение правил безопасной работы. Промежуточный контроль этапов изготовления

Изготовление проектируемого объекта

Уметь:

- изготовлять спроектированное изделие

Практическая работа по изготовлению спроектированного изделия. Контроль по итогам практической работы

 

1 .Понятие качества

материального объекта ,услуги, технологического объекта.

2.Анализ результатов проектной деятельности

13

 

 

 

 

14

Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Провидение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование

Апробация готового проектного изделия и его доработка. Самооценка проекта

Уметь:

- производить самооценку проекта согласно критериям оценки качества проектного изделия; проводить испытания изготовленного изделия; выполнять рецензирование продукта проектирования

Практическая работа; самостоятельная работа по самооценки продукта проектирования. Контроль по итогам самостоятельной работы

 

1.Критерии оценки и форма презентации проекта.

2.Презентация проекта.  

15

 

 

16

1-2.Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование в презентации технических средств. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов

Подготовка и проведение презентации проектов

Уметь:

-проводить презентацию и защиту своего проекта;

-анализировать качество выполнения проектов одноклассников и давать им оценку

Презентация и защита проектов. Контроль по итогам презентации  и защиты проектов

 

Производство. Труд и технологии 8 ч.

 

Понятие профессиональной деятельности.  

17

Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, ее цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда

Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации труда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации

Знать/ понимать: что такое профессиональная деятельность. Ее цели и функции; что является фактором успеха в профессиональной деятельности; понятие разделения, специализации и кооперации труда; существующие формы разделения труда; различие между понятиями профессии и специальности; понятие перемены труда

Лекция – беседа; демонстрация наглядных пособий: самостоятельная работа. Устный опрос; контроль по итогам самостоятельной работы

 

1. Производство как преобразовательная деятельность.

2.Материальная и нематериальная сфера производства.

3.Производственное предприятие. Производственное объединение.

 

 

18

 

 

19

 

 

20

1. производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда ,(орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги.

2. материальная и нематериальная сферы производства. Их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов.

3. производственное предприятие. Производственное объединение. Научно – производственное объединение. Структура производственного предприятия.

Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятий. Посещение производственного предприятия. Определение составляющих конкретного производства

Знать/ понимать:

- понятие «отрасль»;

- определение материальной и нематериальной сфер производства;

- понятия «производственное предприятие». «производственное объединение», «научно – производственное объединение», «межотраслевой комплекс»; что такое составляющие производства; понятия «средства труда», «средства производства», «орудия производства»; что представляет собой производственный технологический процесс

Лекция – беседа; конспектирование, самостоятельная работа; экскурсия. Устный опрос. Контроль по итогам экскурсии

 

 1.Система нормирования труда, её назначение.

2.Система оплаты труда.

21

 

 

22

1. система нормирования труда, ее назначение. Виды норм труда. Организации. Устанавливающие и контролирующие нормы труда.

2. система оплаты труда. Тарифная система и ее элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, примечание и способы расчета. Роль формы заработной платы в стимулировании труда

Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определенных профессий

Знать/ понимать:

- понятие «нормирование труда»;

- виды норм труда;

-понятие «тарифная система»;

- что такое тарифная система, тарифная ставка

Объяснение нового материала; конспектирование; самостоятельная работа. Устный опрос; контроль по итогам самостоятельной работы

 

 1.Понятие культура труд.

2.Понятие «мораль» и «нравственность» труда.

23

 

24

1. понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Умение организовывать свое рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.

2. понятие «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и ее виды.

Расчет эффективности своей трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по мерам его реорганизации. Повышающим эффективность учебы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.

Знать/ понимать:

- что входит в понятие «культура труда»;

- что такое научная организация труда;

- какими мерами обеспечивается безопасность труда;

- понятие охраны труда;

- что такое этика;

-что означают понятия «мораль» и «нравственность»;

- какие нормы поведения предписывает профессиональная этика;

- виды профессиональной этики

Лекция – беседа; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос: контроль по итогам практической работы

 

Профессиональное самоопределение и карьера 8 ч.

 

1.Этапы профессионального становления.

2.Понятие карьера.

25

 

 

26

1. Этапы и результаты профессионального становления личности. Выбор профессии. Профессиональная обученность. Профессиональная комплектность. Профессиональное мастерство.

2. понятия карьеры. Должностного роста, призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование профессиональной карьеры

Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры

Знать/понимать:

- основные этапы профессионального становления;

- значение понятий «профессиональная обученность» и «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство»;

-сущность понятий «профессиональная карьера», «должностной рост», «призвание»;

- из чего складывается профессиональная подготовка

Уметь:

- планировать будущую профессиональную карьеру;

- правильно оценивать собственные профессиональные данные

Лекция – беседа; дискуссия; диспут, практическая работа. Устный опрос

 

1.Рынок труда и профессий.

2.Способы изучения рынка труда и профессий.

27

 

28

1 – 2. Рынок руда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования

Изучение регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования. Заработной платы. Мотивации. Удовлетворенности трудом работников различных профессий

Знать/ понимать:

- что такое рынок труда и профессий;

- что понимается под конъюнктурой рынка труда и профессий;

- способы изучения рынка труда и профессий;

- источники информации о рынке труда и профессий.

Уметь:

- находить и анализировать информацию о ситуации на рынке труда и профессий

Лекция; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам практической работы

 

 1.Профессиональная консультационная помощь. Цели и задачи.

2.Методы профессиональной консультации.

29

 

 

 

30

1. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Справочно-информационные, диагностические, медико-психологические, корректирующие, развивающие, формирующие центры профессиональной консультации. Методы и их работы.

2. посещение центра профконсультационной помощи

Знакомство с работой центров профконсультационной помощи

Знать/ понимать:

- что такое профконсультационная помощь;

- виды профессионального консультирования;

- как и где можно получать профконсультационную помощь

Объяснение нового материала; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос; отчет по результатам посещения центра профконсультационной помощи

 

Виды и формы получения профессионального образования

31

Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг

Изучение регионального рынка образовательных услуг

Знать/ понимать:

- в чем отличие общего и профессионального образования;

- виды профессионального образования; формы получения профессионального образования;

-что входит в понятие «рынок образовательных услуг».

Уметь:

- находить нужную информацию о рынке образовательных услуг

Объяснение  нового материала, беседа; практическая работа. Письменный опрос; контроль по итогам практической работы

 

Формы само презентации для профессионального образования и трудоустройства

32

Формы само презентации. Автобиография как форма само презентации для профессионального образования и трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании. Правила само презентации при посещении организации

Составление автобиографии и профессионального резюме

Знать/ понимать:

- какие существуют виды само презентации;

- сущность и назначение профессионального резюме и автобиографии;

-правила поведения при собеседовании.

Уметь:

-составлять профессиональное резюме;

- написать автобиографию

Лекция-беседа; практическая работа. Устный опрос

 

Творческая проектная деятельность 2 ч.

 

Планирование профессиональной карьеры

33

1-2. определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и учебного заведения

Проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

Знать/ понимать:

- сущность и назначение автобиографии как формы само презентации.

Уметь:

- планировать свои действия по достижению намеченных жизненных целей

Лекция-беседа; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам проектной деятельности

 

  Планирование профессиональной карьеры

34

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде)

Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Цели изучения курса Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: · освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии;…

Цели изучения курса Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: · освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии;…

Технология как часть общечеловеческой культуры 2 1

Технология как часть общечеловеческой культуры 2 1

Правовые отношения на рынке товаров и услуг 2 16

Правовые отношения на рынке товаров и услуг 2 16

Теоретические сведения. Природоохранные техноло­гии

Теоретические сведения. Природоохранные техноло­гии

Составляющие АСУТП. Практическая работа

Составляющие АСУТП. Практическая работа

Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика

Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика

Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта

Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта

Практическая работа. Выполнение технологической карты проектного изделия

Практическая работа. Выполнение технологической карты проектного изделия

Нормирование и оплата труда, 2 ч

Нормирование и оплата труда, 2 ч

Практическая работа. Посещение центров профкон­сультационной помощи и знакомство с их работой

Практическая работа. Посещение центров профкон­сультационной помощи и знакомство с их работой

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основе применения методов творческой деятельности; использования различных…

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основе применения методов творческой деятельности; использования различных…

Наукоёмкость материального производства

Наукоёмкость материального производства

Экологически устойчивое разви - тие человечества

Экологически устойчивое разви - тие человечества

Автоматизация производства на основе информационных технологий

Автоматизация производства на основе информационных технологий

Методы активизации поиска решений творческих задач, генерация идей

Методы активизации поиска решений творческих задач, генерация идей

Объекты действительности как воплощение идей проектировщика

Объекты действительности как воплощение идей проектировщика

Календарно-тематическое планирование 11 класс

Календарно-тематическое планирование 11 класс

Расчет себестоимости проектных работ

Расчет себестоимости проектных работ

Создание проектируемого объекта

Создание проектируемого объекта

Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности

Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности

Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина

Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина

Способы изучения рынка труда и профессий

Способы изучения рынка труда и профессий

Формы само презентации для профессионального образования и трудоустройства 32

Формы само презентации для профессионального образования и трудоустройства 32
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2021