Приложение
к АООП НОО (ТНР 5.5)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
На минимальном уровне |
На достаточном уровне |
Личностные |
|
У обучающихся будут сформированы: • положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала; • уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям; • внимательное отношение к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала; • эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.
|
Обучающиеся получат возможность для формирования: • чувства сопричастности к культуре своего народа; • понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; • положительной мотивации к изучению истории возникновения профессий; • представлений о роли труда в жизни человека; • адекватной оценки правильности выполнения задания. |
Предметные |
|
Обучающиеся научатся: • правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями учителя); • соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин, солёное тесто); • различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства; • определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции; • устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из изученных материалов; • называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка, процарапывание, вырезание, нарезание бумаги лапшой, скручивание и т. д.); • использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала); • понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка объёмного изделия; • понимать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами; • называть телефоны экстренных вызовов служб спасения; • правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности; • различать материалы и инструменты по их назначению; • выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея), • эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба, по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на глаз и от руки); • выполнять комбинированные работы из разных материалов; • выполнять разметку для шва на ткани с полотняным переплетением нити способом продёргивания нити; швы «вперёд-иголка» и обмёточный соединительный через край; • экономно использовать материалы при изготовлении поделок. |
Обучающиеся получат возможность научиться: • рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом; • определять неподвижное соединение деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип); • выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы «вперёд-иголка», «через край» и пр.); • вести поиск и представлять информацию о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах; о процессе хлебопечения, изготовлении съедобного и декоративного теста; об истории возникновения бумаги и о бумажном производстве в наши дни; об измерительных приборах и их истории (часы, термометр и пр.); об истории новогодних игрушек и ёлочных украшений; об истории вышивки и её применении в современном мире; об истории ювелирного дела и ювелирных украшений; об истории возникновения книг и книгопечатания; • изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему и импровизируя.
|
Метапредметные |
|
Регулятивные |
|
Учащиеся научатся: • понимать цель выполняемых действий, • понимать важность планирования работы; • с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок; • выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; • осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью или образцом; • осмысленно выбирать материал, приём или технику работы; • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; • решать практическую творческую задачу, используя известные средства; • осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности. |
Учащиеся получат возможность научиться: • продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов; • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; • различать и соотносить замысел и результат работы; • включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения; • вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи; • продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.
|
познавательные |
|
Обучающиеся научатся: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; • различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей; • характеризовать материалы по их свойствам; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; • группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны; • конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов; • анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями. |
Обучающиеся получат возможность научиться: • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток; • сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, съедобные и декоративные изделия из теста, инструменты, измерительные приборы, профессии.
|
коммуникативные |
|
Обучающиеся научатся: • выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда; • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). |
Обучающиеся получат возможность научиться: • выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок работ; • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; • задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий. |
Контрольно-оценочные материалы
Виды контроля |
Формы контроля |
Количество работ |
Текущий |
Выполнение практических работ |
в течение учебного года |
Тематический |
тесты |
9 |
Критерии оценивания устных ответов
Оценка «5»
− полностью усвоил учебный материал;
− умеет изложить его своими словами по заданному алгоритму;
− может подтвердить ответ конкретными примерами;
− правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
− в основном усвоил учебный материал;
− допускает незначительные фактические ошибки при его изложении своими словами по заданному алгоритму;
− подтверждает ответ конкретными примерами;
− правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
− не усвоил существенную часть учебного материала;
− допускает значительные фактические ошибки при его изложении своими словами по заданному алгоритму;
− затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
− затрудняется при ответах на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
− не усвоил учебный материал;
− не может изложить его своими словами по заданному алгоритму:
− не может подтвердить ответ конкретными примерами;
− не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Критерии оценивания практических работ.
Оценка «5»
− тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
− правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
− изделие изготовлено с учетом установленных требований;
− полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
− допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
− в основном правильно выполняются приемы труда;
− работа выполнялась самостоятельно;
− норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
− изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
− полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
− имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
− отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
− самостоятельность в работе была низкой;
− норма времени недовыполнена на 15-20 %;
− изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
− не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
− имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
− неправильно выполнялись многие приемы труда;
− самостоятельность в работе почти отсутствовала;
− норма времени недовыполнена на 20-30 %;
− изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
− не соблюдались многие правила техники безопасности.
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе (знание названий используемых материалов). Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление, название). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
Алгоритм построения уроков
− Постановка темы и цели урока
− Определение назначения изделия
− Сравнение с промышленными аналогами
− Обоснование необходимости его изготовления
− Беседа, усвоение новых технологических сведений, словарная работа
− Обоснование выбора материала
− Беседа о его сортах, области применения
− Опыты по установлению свойств материалов
− Анализ
− Обсуждение конструкции изделия (количество деталей, их форма, размеры, способы соединения, сорт и вид материала)
− Планирование предстоящей работы (разметка, обработка, сборка, украшение, проверка в действии)
− Чтение эскиза изделия
− Определение количества материалов, необходимых инструментов
− Чтение инструкционной карты или технического рисунка
− Объяснение конструкции инструмента и основных правил работы с ним
− Подготовка рабочего места
− Проверка наличия и исправности необходимых инструментов и приспособлений, материалов санитарно-гигиенического труда
− Самостоятельная практическая работа по изготовлению изделия
− Разметка
− Обработка деталей
− Сборка
− Отделка изделия
− Контроль изделия (проверка в действии)
− Сравнение изделия с образцом
− Контроль размеров
− Обнаружение брака
− Установление его причин
− Уборка рабочих мест
Формы организации учебных занятий:
- индивидуальная;
- парная;
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная.
Коррекционная работа
Учебный предмет «Труд» обеспечивает интеграцию в образовательном процессе различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья.
На уроках труда закрепляются речевые навыки и умения, которые обучающиеся с ТНР получают на уроках Русского языка, Литературного чтения, на коррекционных курсах Произношение, Развитие речи. Большое внимание уделяется развитию понимания речи: умению вслушиваться в речь и вопросы учителя, выполнять по его инструкциям трудовые операции и отбирать соответствующий материал, а также различать и знать основные качества материалов, из которых изготавливают изделия.
Развитие трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах, умений позволяет адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. На уроках Труда осуществляется развитие психических процессов, мелкой моторики. Обогащение словарного запаса обучающихся лексикой, обозначающей материалы, их признаки, действия, производимые во время изготовления изделия. Развитие умений на основе последовательности трудовых операций при изготовлении изделия составлять план связного рассказа о проделанной работе. Развитие творческих способностей учащихся, художественного мышления, конструкторских способностей.
Тематическое планирование
№ п/п |
Кол-во часов |
Тема урока |
Основные виды деятельности обучающихся |
1 |
1 |
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Инструменты и правила работы с ними. |
Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. |
Земледелие (1ч.) |
|||
2 |
1 |
Практическая работа №1: «Выращивание лука» |
Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека. Составлять рассказ о некоторых профессиях. Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях, способ приготовления солёного теста, технологию изготовления папье-маше. Осуществлять поиск необходимой информации. Составлять по иллюстрациям рассказ о способах изготовления посуды. Анализировать слайдовый план изготовления изделия, выделять основные этапы и приёмы изготовления изделий. Организовывать рабочее место. Размечать изделие по шаблону, составлять композицию. Соблюдать правила работы ножницами, иглой, шилом. Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы. Определять и использовать необходимые инструменты и материалы. Воспроизводить реальный образ предмета. Сравнивать: приёмы работы с различными материалами, свойства пластичных материалов. Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделий. Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по данным критериям. Анализировать образец и на его основе создавать свой эскиз пейзажа. Соблюдать пропорции при изображении. Выполнять аппликацию из различных материалов и в различных техниках, разные виды переплетений. Оформлять изделие по собственному замыслу. Осваивать новые понятия, находить в словаре и объяснять значение новых слов. Использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей. Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Использовать циркуль для выполнения разметки деталей. Вырезать круги при помощи ножниц. Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить уток и основу ткани, определять виды и способы переплетений. Исследовать виды ниток, способы украшения изделий при помощи вышивки. |
Посуда (4ч.) |
|||
3 |
1 |
Корзина с цветами |
|
4 |
1 |
Семейка грибов на поляне ТБ: «Съедобные и несъедобные грибы» |
|
5 |
1 |
Игрушка из теста |
|
6 |
1 |
Проект «Праздничный стол» ИКТ |
|
Народные промыслы (5ч.) |
|||
7 |
1 |
Золотая хохлома ИКТ |
|
8 |
1 |
Городецкая роспись |
|
9 |
1 |
Дымковская игрушка |
|
10 |
1 |
Матрёшка |
|
11 |
1 |
Пейзаж «Деревня» |
|
Домашние животные и птицы (3ч.) |
|||
12 |
1 |
Лошадка Практическая работа №2: «Домашние животные» |
|
13 |
1 |
Цыплёнок из крупы |
|
14 |
1 |
Проект «Деревенский двор» ИКТ |
|
Новый год(1ч.) |
|||
15 |
1 |
Ёлочные украшения из яиц |
|
Строительство (1ч.) |
|||
16 |
1 |
Крепость |
|
В доме(4ч.) |
|||
17 |
1 |
Домовой |
|
18 |
1 |
Проект «Убранство избы» ИКТ |
|
19 |
1 |
Коврик |
|
20 |
1 |
Стол и скамья |
|
Народный костюм(4ч) |
|||
21 |
1 |
Русская красавица |
|
22 |
1 |
Костюм для Ани и Вани |
|
23 |
1 |
Кошелёк ТБ: «Правила работы с иглой» |
|
24 |
1 |
Салфетка |
|
Рыболовство(3ч.) |
|||
25 |
1 |
Золотая рыбка |
Искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека. Осваивать технику «изонить», полуобъёмной аппликации. Создавать изделия в этой технике: анализировать образец, определять материалы и инструменты, переносить рисунок с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по данным критериям. Делать выводы о значении воды в жизни человека. |
26 |
1 |
Проект «Аквариум» ИКТ |
|
27 |
1 |
Русалка ИКТ |
|
Человек и воздух (3ч.) |
|||
28 |
1 |
Птица счастья |
Искать и отбирать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культурах разных народов. Объяснять значение слова «оберег». Осваивать приём складывания изделий техникой оригами. Самостоятельно планировать свою работу. Создавать изделия в этой технике: анализировать образец, определять материалы и инструменты, определять приёмы и способы изготовления. Исследовать свойства фольги, сравнивать её свойства со свойствами других видов бумаги. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по данным критериям. Делать выводы о значении воды в жизни человека. |
19 |
1 |
Ветряная мельница |
|
30 |
1 |
Флюгер |
|
Книгопечатание(2ч) |
|||
31-32 |
2 |
Книжка-ширма |
Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг. Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации. Анализировать различные виды книг и определять особенности их оформления. Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке. Составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планам. Корректировать план работы при составлении технологической карты. Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете. Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям. Использовать свои знания для поиска в Интернете материалов для презентации своих изделий. Организовывать и оформлять выставку изделий. Оценивать выступления по заданным критериям. |
|
|
|
|
Поиск информации в интернете(2ч) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.