Комсомольский – на - Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Хабаровский государственный медицинский колледж»
министерства здравоохранения Хабаровского края
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 02. История
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
(базовая подготовка, очно-заочная форма получения образования)
|
|||
|
|||
|
стр. |
1. Паспорт программы учебной дисциплины
|
4 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины |
5 |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины |
14 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
16 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 02 История
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 34.02.01 «Сестринское дело» (базовая подготовка, очно-заочная форма получения образования)
Программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программы дополнительного образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 «История» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (базовая подготовка).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XXI);
· сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.
· основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.
Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения учебной дисциплины «История» студенты используют для освоения следующих общих компетенций:
Фельдшер должен обладать общими компетенциями:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
OK 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 9 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
в том числе практические занятия |
30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
9 |
в том числе: - составление конспектов - написание рефератов - создание мультимедийных презентаций по учебной темам - подготовка сообщений - составление кроссвордов |
2 2 2 2 1
|
Итоговая аттестация - в форме комплексного экзамена по дисциплинам «Основы философии», «История» |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень усвоения |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||
Раздел 1.Вторая мировая война. Послевоенное десятилетие
|
|
|
|
||||||||
Тема 1.1. Введение. Россия и мир в новейшее время. |
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
||||||||
1. 2. 3. 4.
|
Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории. Источники. Характеристика основных этапов становления современного мира. Особенности XX - начало XXI в. Факторы, повлиявшие на развитие стран в XX - начало XXI в. Понятие глобализация и формы ее проявления в современном мире. |
1
|
|||||||||
Тема 1.2. Вторая мировая война. |
Содержание учебного материала |
6
2
2
2 |
|
||||||||
1.
2.
3. 4.
5.
6.
7.
8.
9. |
Международные отношения накануне войны. Внешняя и внутренняя политика европейских стран. Советский Союз накануне войны. Причины, начало, особенности войны в Европе. Великая Отечественная война 1941-1945гг. Основные военные операции: Оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, форсирование Днепра. Освобождение Украины, Крыма, Белоруссии, Молдавии. Партизанское движение. Советский тыл в годы войны. Ясско-Кишиневская операция. Освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Берлинская операция. Безоговорочная капитуляция Германии. Разгром Японии. Складывание антигитлеровской коалиции. Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции и их решения. Изучение проблем послевоенного урегулирования на Парижской и Сан-Франциской конференциях. Рассмотрение роли и влияния Англии, Франции, Германии, США на развитие послевоенной Европы. Изучение влияния плана Маршалла на послевоенное развитие Европы |
1
2
3 |
|||||||||
|
|
|
|||||||||
|
|||||||||||
Самостоятельная работа при изучении темы: 1. Составление конспекта «Создание "социалистического лагеря". |
2 |
|
|||||||||
Тема 1.3. От Лиги наций к ООН.
|
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
||||||||
1.
2.
3.
4. |
Создание Лиги наций и основные направления ее деятельности. Причины создания ООН. Разработка концепции ООН. Система организаций ООН. Основные направления деятельности ООН. Результаты деятельности Лиги наций. Оценка деятельности ООН. Россия - постоянный член Совета Безопасности. Решение колониального вопроса в ООН.
|
2
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||
Самостоятельная работа при изучении темы: Написание рефератов: «Проблемы стран Латинской Америки и революционное движение», « Реформы и диктатура в странах Латинской Америки».
|
2 |
|
|||||||||
Раздел 2. Советский Союз и страны Запада в 60-80 годы XX века.
|
|
|
|
||||||||
Тема 2.1. «Оттепель» в СССР. |
Содержание учебного материала |
6 2
2
2
|
|
||||||||
1.
2.
3. |
Смерть И.В.Сталина. Варианты после сталинского развития СССР. Борьба за власть. "Новый курс Г.Маленкова". XX съезд партии, его историческое значение. Усиление личной власти Н.С.Хрущева. Реконструкция органов власти и управления. Изменения в области права. Национально-государственное развитие. Антирелигиозная политика. Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика. Социальная цена реформ. Реабилитация репрессированных.
|
1
3
2 |
|||||||||
Тема 2.2. Внешняя политика Советского Союза в конце 50-70гг. XX в |
Содержание учебного материала |
4
2
2 |
|
||||||||
1.
2. 3.
4. |
Новые тенденции во внешней политике Советского Союза. Выработка новых ориентиров во внешней политике. Кризисные явления в развитии международных отношений. Политика СССР со странами социалистического лагеря. Особенности советско-американских отношений. "Карибский кризис". СССР и развивающиеся страны. Сотрудничество с Индией. |
1
2 |
|||||||||
Тема 2.3. Становление экономической системы информационного общества на Западе. |
Содержание учебного материала |
4
2
2 |
|
||||||||
1
2
3 |
|||||||||||
1.
2. 3.
4. 5.
|
Неоконсервативная революция на Западе. Особенности современной стратегии ведущих стран Запада. Проблемы экономического развития стран в условиях глобализации. Особенности «информационной революции» и формирование инновационной экономической модели. Производственная культура в условиях становления информационной экономики. Эволюция социальной структуры западного общества в XX- начале XXI в. Наука и культура в 50-60е годы. |
||||||||||
Самостоятельная работа при изучении темы:
|
1 |
|
|||||||||
Тема 2.4. СССР в 70 начале 80 гг. XX века. |
Содержание учебного материала |
4
2
2 |
|
||||||||
1. 2.
3.
4.
5. . |
Сравнение реформ Н.С.Хрущева и А.Н.Косыгина, их результатов. Изучение экономики в 70- начале 80х гг. в Советском Союзе. Трудности в развитии советской экономики. Планы и их преодоления. Политическая система в 70- начале 80хгг. в СССР. Принятие новой советской конституции 1977 года. Противоречия в аграрном производстве. Жизнь народа: характерные черты. Пути развития отечественной науки и культуры. Раскол в среде интеллигенции. Рождение альтернативной культуры. Система образования. |
1
2
|
|||||||||
Тема 2.5. Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг. – период разрядки международной напряженности. |
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
||||||||
2
|
|||||||||||
11.
2..
33.
|
Отношения СССР со странами Запада. Установления военно-стратегического паритета между СССР и США. Борьба за разрядку международной напряженности. Основные договоры об ограничении вооружений. Совещание в Хельсинки 1975г., подписание Заключительного акта. Развитие сотрудничества с социалистическими странами. Роль СССР в становлении разрядки международной напряженности.
|
||||||||||
Самостоятельная работа при изучении темы: 1. Подготовка сообщений: «Соединенные Штаты Америки в 70-80е годы XX в.», «Великобритания, Франция, Италии в конце XX века ». |
2 |
|
|||||||||
Тема 2.6. Европейский союз и его развитие. |
Содержание учебного материала |
4
2
2 |
|
||||||||
1.
2. 3. 4. |
Маастрихтский договор: рождение Европейского Союза. Гуманитарное сотрудничество и создание Экономического валютного союза. Амсдердамский договор: первая реформа Европейского Союза. Ницкий договор: интеграция по всем направлениям. Конституционный договор Европейского Союза. |
1
2 |
|||||||||
|
|
|
|||||||||
Самостоятельная работа при изучении темы: 1. Подготовка мультимедийной презентации «Советский Союз периода Ю.В.Андропова, К.У.Черненко».
|
2 |
|
|||||||||
Раздел 3. Современный мир.
|
|
|
|
||||||||
Тема 3.1. Развитие суверенной России. |
Содержание учебного материала |
6 2
2
2
|
|
||||||||
1 2
3
4 |
Процесс становления нового конституционного строя в России. Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 1992-1998гг. Криминализация и "теневизация" экономической жизни. Углубление конституционного кризиса 1993г. Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой конституции, ее историческое значение. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996гг. Первые шаги гражданского общества. Второе президентство Б.Н.Ельцина.
|
1
2
3
|
|||||||||
|
|
||||||||||
Тема 3.2. НАТО и другие экономические и политические организации.
|
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
||||||||
1
2
|
|||||||||||
1. 2.
|
Выявление причин создания НАТО, состав НАТО. Определение основных направлений деятельности НАТО, расширение НАТО на Восток, изучение основных военных операций стран НАТО, а направлений работы политических и экономических организаций.
|
||||||||||
|
|
|
|||||||||
Тема 3.3. Россия в 2000-2010гг. |
Содержание учебного материала |
4
2
2 |
|
||||||||
1.
2. 3.
4.
5. 6. |
Президент В.В.Путин. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия. Экономическая политика. Определение причины, содержания реформ образования, здравоохранения. Развития политической системы. Изучение особенностей общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов, форм, результатов борьбы с терроризмом. Изучение основных направлений во внешней политике в конце XX начале XXI вв. Президент Д.А.Медведев - продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества. |
||||||||||
1
2 |
|||||||||||
Тема 3.5. Экономическое, политическое развитие ведущих стран мира. |
Содержание учебного материала |
2
2 |
|
||||||||
1. 2. 3. 4. |
Определение основных достижений современной цивилизации. Сравнение этапов развития России в новейшее время. Выявление роли и значения России в развитии мирового сообщества. Проведение сравнительного анализа развития экономики и политики ведущих стран мира. |
1
|
|||||||||
|
|||||||||||
|
.Всего |
57 |
|
||||||||
|
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.
Оборудование учебного кабинета:
- 20 посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «История»;
Технические средства обучения:
- DVD –проигрыватель - фильмы: «СССР в период Великой Отечественной войны», « США, Англия в 80-90е годы XX века».
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Орлов А.С. История России. Учебное пособие. / А.С.Орлов. В.А. Георгиев.- М.: Проспект, 2007.- 528с.
2. Островский В.П. История России XX век. Учебник./ В.П.Островский. - М.: Дрофа, 2005.- 480с.
3. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. Учебник./ М.В.Пономарев. - М.: Проспект, 2010.- 416с.
4. История России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие./ Под редакцией А.Н. Сахарова. - М., АСТ-Астрель. Хранитель, 2007.- 1263с.
5. Новейшая отечественная история. XX век (книга 2) / Под редакцией Э.М. Щагина. - М.: Владос, 2005.- 463с.
Интернет ресурсы:
1. http://www.istorya.ru
2. http://www.bibliotekar.ru
3. http://www.ronl. ru
4. http:// ru.wikipedia.org
5. http://student. ru
Дополнительные источники:
1. Аганбегян А. Проект Россия. Кризис: беда и шанс для России./ А. Аганбегян. – М.: Астрел, 2009.- 285с.
2. Артемьев В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. С древнейших времен до наших дней. Учебник для студентов СПО./ В.В.Артемьев, Ю.Н.Лубченков.- М.: Академия, 2010.- 448с.
3. Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./ Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2007. – 400с.
4. Исторический энциклопедический словарь./ М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.- 928с.
6. Кириллов В.В. История России. / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2010.- 661с.
7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История советского государства. / Ш.М Мунчаев, В.М.Устинов. – М.: Норма, 2008.- 720с.
8. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. / А.С. Орлов, Сивохина Т.А., В.А.Георгиев и др. – М.: Проспект, 2010.- 592с.
9. Рогозин Д. НАТО точка РУ. / Д.Рогозин. – М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2009.- 288с.
11. Шевелев В.Н. История Отечества. / В.Н.Шевелев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 604с.
12. Шевелев В.Н. История для колледжей. / В.Н.Шевелев, Е.В.Шевелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 448с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных, практических занятий, тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Освоенные умения 1. Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, 2. Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте |
Оценка выполнения задания в форме итогового тестирования по всем темам курса (итоговое занятие). |
Усвоенные знания: 1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.); 2. Сущность и причины локальных, региональных межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI в.; 3. Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; 4. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; 5. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; 6. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
|
Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования.
Оценка результатов устных ответов.
Оценка результатов выполнения творческих заданий.
Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования.
Оценка выполнения заданий по сравнению достижений ведущих стран мира в области науки, культуры.
Оценка результатов выполнения проблемных заданий. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся общие компетенции и обеспечивающие их умение.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
правильность понимания социальной значимости профессии фельдшера |
наблюдение за деятельностью студента в процессе освоения дисциплины |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
обоснованность применения методов и способов решения профессиональных задач, анализ эффективности и качества их выполнения |
деловая игра оценка на семинарских занятиях |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
точно и быстро оценивать ситуацию и правильно принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность |
решение ситуационных задач оценка на семинарских занятиях
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
|
грамотность, точность нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
оценка на семинарских занятиях дискуссия работа в сети Интернет по заданию преподавателя
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
правильность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности фельдшера |
оценка на семинарских занятиях защита рефератов, презентаций
|
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
эффективность взаимодействия с обучающимися, коллегами, руководством ЛПУ, пациентами |
оценка на семинарских занятиях, тренинги
|
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
полнота ответственности за работу подчиненных, за результат выполнения заданий |
оценка на семинарских занятиях разбор конкретных ситуаций |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
|
эффективность планирования обучающимися повышения личностного уровня и своевременность повышения своей квалификации |
оценка на семинарских занятиях оценка внеаудиторной самостоятельной работы
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
рациональность использования инновационных технологий в профессиональной деятельности |
оценка на семинарских занятиях
|
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
бережность отношения к историческому наследию и культурным традициям народа толерантность по отношению к социальным, культурным и религиозным различиям |
наблюдение за деятельностью студентов в процессе освоения профессионального модуля
|
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
полнота оценки соблюдений правил и норм поведения в обществе и бережного отношения к природе |
наблюдение за деятельностью студентов в процессе освоения профессионального модуля дискуссии |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
рациональность организации рабочего места с соблюдением необходимых требований и правил |
оценка на семинарских занятиях разбор конкретных ситуаций
|
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
систематичность ведения пропаганды и эффективность здорового образа жизни с целью профилактики заболеваний |
наблюдение за деятельностью студентов в процессе освоения профессионального модуля оценка портфолио студента |
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
эффективность использования полученных профессиональных знаний |
наблюдение за деятельностью студентов в процессе освоения профессионального модуля |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.