МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-КАЛМАНСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УПР С.В. Журавский_____________ «___»__________20__г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор КГБПОУ «Усть-Калмански лицей профессионального образования» В.Г. Коротов______________ «___»__________20__г. Приказ №___от«___»__________20__г. |
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии «специальных дисциплин» Протокол №____от«___»__________20__г. Председатель МК А.И. Семенов_______________ |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.12 ОХРАНА ТРУДА
35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования»
Усть-Калманка 2018
Составитель: Захарова И.А., Преподаватель спец.дисциплин, первая квалификационная категория.
Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» квалификация – техник-механик, примерной программы учебной дисциплины «Охрана труда», и примерной программой разработанной Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный агарный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева»
Организация – разработчик: КГБПОУ «Усть-Калманский лицей профессионального образования»
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.12 ОХРАНА ТРУДА»
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящей программой учебной дисциплины «Охрана труда» предусматривается изучение теоретических вопросов охраны труда. Основная цель учебной дисциплины «Охрана труда» вооружить будущих выпускников теоретическими и практическими знаниями.
Дисциплина «Охрана труда» является дисциплиной базового уровня и представлена в структуре основной профессиональной образовательной программы по специальности в цикле общепрофессиональных дисциплин.
Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда» составлена на основе примерной программы дисциплины. Примерная программа дисциплины рассчитана на 16 часов суммарной учебной нагрузки во взаимодействии с преподавателем.
Из вариативной части ОПОП по рекомендации работодателей к обязательной учебной нагрузке по дисциплине добавлено 14 часов.
В результате освоения учебной дисциплины «Охрана труда» реализуются следующие требования, предъявляемые к освоению основной профессиональной образовательной программы по специальности в части общих и профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ПК 1.1. Выполнять монтаж, сборку, регулирование и обкатку сельскохозяйственной техники в соответствии с эксплуатационными документами, а также оформление документации о приемке новой техники
ПК 1.2. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования в соответствии с правилами эксплуатации
ПК 1.3. Осуществлять подбор почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами, в соответствии с условиями работы
ПК 1.4. Выполнять настройку и регулировку почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами для выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами
ПК 1.5. Выполнять настройку и регулировку машин и оборудования для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик
ПК 1.6. Выполнять настройку и регулировку рабочего и вспомогательного оборудования тракторов и автомобилей в соответствии требованиями к выполнению технологических операций
ПК 2.2. Осуществлять подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения машинно-тракторного агрегата в соответствии с условиями работы
ПК 2.3. Выполнять работы на машинно-тракторном агрегате в соответствии с требованиями правил техники безопасности и охраны труда
ПК 2.4. Управлять тракторами и самоходными машинами категории «В», «С», «D», «Е», «F» в соответствии с правилами дорожного движения
ПК 2.5. Управлять автомобилями категории «В» и «С» в соответствии с правилами дорожного движения
ПК 3.1. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов и другого инженерно-технологического оборудования в соответствии с графиком проведения технических обслуживаний и ремонтов
ПК 3.5. Осуществлять восстановление работоспособности или замену детали/узла сельскохозяйственной техники в соответствии с технологической картой
ПК 3.6. Использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работ
ПК 3.7. Выполнять регулировку, испытание, обкатку отремонтированной сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами
ПК 3.8. Выполнять консервацию и постановку на хранение сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.12 ОХРАНА ТРУДА»
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Связь с другими учебными дисциплинами:
- Безопасность жизнедеятельности.
- Психология общения.
- Электротехника и электроника.
- Метрология, стандартизация, сертификация.
- Информационные технологии в профессиональной деятельности.
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Связь профессиональными модулями:
- ПМ.01 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц
- ПМ. 02 Эксплуатация сельскохозяйственной техники
- ПМ. 03 Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники
- ПМ. 04 Освоение одной или нескольких профессий рабочих или должностей служащих
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций через осваиваемые знания и умения:
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01, ОК 2, ОК 04, ОК 06, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1 -1.6, ПК 2.2-2.5, ПК 3.1, 3.5 -3.8 |
Применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности Анализировать в профессиональной деятельности Оформлять документы по охране труда на предприятии АПК. Проводить ситуационный анализ несчастного случая с составлением схемы причинно-следственной связи Проводить обследование рабочего места и составлять ведомость соответствия рабочего места требованиям техники безопасности Пользоваться средствами пожаротушения Проводить контроль выхлопных газов на СО, СН и сравнивать с предельно допустимыми значениями. |
Воздействия негативных факторов на человека Правовых, нормативных и организационных основ охраны труда в организации Правил оформления документов Организации технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники и правил безопасности при выполнении этих работ Организационных и инженерно-технических мероприятий по защите от опасностей Средств индивидуальной защиты Причины возникновения пожаров, пределов распространения огня и огнестойкости, средств пожаротушения Технические способы и средства защиты от поражения электротоком Правил технической эксплуатации электроустановок, электроинструмента, переносных светильников Правил охраны окружающей среды, бережливого производства |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
40 |
Самостоятельная работа
|
8 |
Объем образовательной программы |
48 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
36 |
лабораторные работы |
Не предусмотрено |
практические занятия |
Не предусмотрено |
курсовая работа |
Не предусмотрено |
контрольная работа |
Не предусмотрено |
самостоятельная работа |
8 |
консультации |
2 |
промежуточная аттестация - зачет |
2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Введение: |
Содержание учебного материала: |
1 |
|
Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия и термины. Структура дисциплины |
|||
Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии |
10 |
|
|
Тема 1.1. Основные положения законодательства об охране труда на автотранспортном предприятии. |
Содержание учебного материала: |
5 |
ОК 01, ОК 2, ОК 04, ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
1.Оздоровление и улучшение условий труда, повышение его безопасности - важнейшая задача хозяйственных и профессиональных органов |
4 |
||
2.Вопросы охраны труда в Конституции РФ |
|||
3.Основы законодательства о труде. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе. |
|||
4.Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих |
|||
5.Система стандартов безопасности труда. Значение и место ССБТ в улучшении условий труда |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
1 |
|
|
1.Изучение Трудового кодекса по разделу 10 «Охрана труда». |
1 |
||
Тема 1.2. Организация работы по охране труда на предприятии АПК
|
Содержание учебного материала: |
5 |
ОК 01, ОК 2, ОК 04, ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
1.Система управления охраной труда на предприятиях АПК |
4 |
||
2. Объект и орган управления. Функции и задачи управления |
|||
3.Правила и обязанности должностных лиц по охране труда, должностные инструкции работников технической службы предприятия |
|||
4.Планирование мероприятий по охране труда |
|||
5.Ведомственный, государственный и общественный надзор и контроль охраны труда на предприятии |
|||
6.Ответственность за нарушение охраны труда |
|||
Раздел 2. Опасные и вредные производственные факторы |
6 |
|
|
Тема 2.1. Воздействие негативных факторов на человека.
|
Содержание учебного материала: |
3 |
|
1.Физические, химические, биологические, психологические опасные и вредные производственные факторы |
2 |
ОК 01, ОК 2, ОК 04, ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
|
2.Воздействие опасных вредных производственных факторов в автотранспортных предприятиях на организм человека |
|||
3.Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе производственных помещений |
|||
4.Контролирование санитарно-гигиенических условий труда |
|||
5.Меры безопасности при работе с вредными веществами |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
1 |
||
1.Определение опасных и вредных производственных факторов, действующих на заданном производственном участке предприятия. |
1 |
||
Тема 2.2. Методы и средства защиты от опасностей
|
Содержание учебного материала: |
3 |
ОК 01, ОК 2, ОК 04, ОК 06, ОК 09, ОК 10 |
1.Механизация производственных процессов, дистанционное управление |
2 |
||
2.Защита от источников тепловых излучений |
|||
3.Средства личной гигиены |
|||
4.Устройство эффективной вентиляции и отопления |
|||
5.Средства индивидуальной защиты, порядок обеспечения СИЗ работников предприятия |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
1 |
|
|
1.Составление перечня механизмов и автоматов для улучшения условий труда на производственном участке предприятия. |
1 |
||
Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности |
27 |
|
|
Тема 3.1. Безопасные условия труда. Особенности обеспечения безопасных условий труда на предприятии АПК
|
Содержание учебного материала: |
5 |
ОК 01, ОК 2, ОК 04, ОК 06, ОК 09, ОК 10
|
1.Требования к территориям, местам хранения сельскохозяйственной техники |
4 |
||
2.Требования к производственным, административным, вспомогательным и санитарно- бытовым помещениям |
|||
3. Метеорологические условия |
|||
4. Вентиляция |
|||
5.Отопление |
|||
6.Производственное освещение |
|||
7. Приборы для замера величин опасных и вредных производственных факторов. Правила замеров. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
1 |
|
|
1.Изучение материала по теме «Обеспечение безопасных условий труда на предприятии». |
1 |
||
Тема 3.2. Предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников на предприятиях АПК |
Содержание учебного материала: |
6 |
ОК 01, ОК 2, ОК 04, ОК 06, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1 -1.6, ПК2.2-2.5, ПК3.1, 3.5 -3.8 |
1.Основные причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
5 |
||
2.Типичные несчастные случаи на предприятии |
|||
3.Методы анализа производственного травматизма |
|||
4.Схемы причинно-следственных связей |
|||
5.Обучение работников предприятия безопасности труда |
|||
6.Схемы проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда |
|||
7.Задачи и формы пропаганды охраны труда |
|||
8.Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих |
|||
9.Работы с вредными условиями труда |
|||
10.Организация лечебно-профилактических обследований работающих |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
1 |
||
1.Перечисление и зарисовка средств индивидуальной защиты на заданном производственном участке предприятия. |
1 |
||
Тема 3.3. Требования техники безопасности к техническому состоянию и оборудованию сельскохозяйствен-ной техники
|
Содержание учебного материала: |
6 |
ОК 01, ОК 2, ОК 04, ОК 06, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1 -1.6, ПК 2.2-2.5, ПК3.1, 3.5 -3.8 |
1.Общие требования к техническому состоянию и оборудованию автомобилей и тракторов самоходных машин |
5 |
||
2.Рабочее место водителя |
|||
3.Дополнительные требования к техническому состоянию и оборудованию крупногабаритных самоходных машин |
|||
4. Дополнительные требования к техническому состоянию и оборудованию прицепов и полуприцепов |
|||
5.Дополнительные требования к техническому состоянию и оборудованию грузовых автомобилей предназначенных для перевозки людей |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
1 |
||
1.Изучение состояния сельскохозяйственной техники предприятия, составление перечня мероприятий по приведению их в соответствие с общими требованиями |
1 |
||
Тема 3.4. Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте сельскохозяйствен-ной техники
|
Содержание учебного материала: |
6 |
ОК 01, ОК 2, ОК 04, ОК 06, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1 -1.6, ПК 2.2-2.5, ПК3.1, 3.5 -3.8 |
1.Общие требования к безопасности |
4 |
||
2.Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники |
|||
3.Требования безопасности при уборке и мойке сельскохозяйственной техники, агрегатов и деталей |
|||
4.Правила безопасности при диагностировании, выполнении слесарных, сборочных, аккумуляторных, кузнечных, рессорных, медницко-жестяницких, шиноремонтных, окрасочных, антикоррозийных работ и работ по обработке металла и дерева |
|||
5.Государственные и отраслевые стандарты безопасности труда по видам технологических процессов технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники |
|||
8. Разработка инструкций по охране труда работающих |
|||
9.Техника безопасности при проведении работ по ремонту электрооборудования и электронных систем сельскохозяйственной техники |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
||
1.Изучение требований безопасности при обслуживании и ремонте газобаллонных автомобилей. |
2 |
||
Тема 3.5. Электробезопасность предприятий АПК |
Содержание учебного материала: |
4 |
ОК 01, ОК 2, ОК 04, ОК 06, ОК 09, ОК 10 ПК3.1, 3.5 -3.8 |
1.Действие электротока на организм человека. ГОСТ 12.1.019-84 |
3 |
||
2.Классификация электроустановок и производственных помещений по степени электробезопасности |
|||
3.Технические способы и средства защиты от поражения электротоком |
|||
4.Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности |
|||
5.Правила эксплуатации электроустановок, электроинструмента и переносимых светильников |
|||
6.Защита от опасного воздействия статического электричества |
|||
7.Устройства заземления |
|||
8.Определение, к какой степени опасности поражения электрическим током относится помещения аккумуляторного, окрасочного и кузнечного участков. |
|
||
9.Техника безопасности при проведении работ по ремонту электрооборудования и электронных систем автомобилей |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: |
1 |
|
|
1.Вычерчивание различных схем заземления и описывание их действия. |
1 |
||
Консультации |
2 |
|
|
Промежуточная аттестация |
2 |
|
|
Всего: |
48 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Охрана труда», оснащенный оборудованием:
2) Посадочные места по количеству обучающихся – 30.
3) Рабочее место преподавателя.
4) Стенды, плакаты, учебные пособия.
5) Наглядные пособия (автомобильная аптечка первой помощи, перевязочные средства,
средства иммобилизации, маски с клапанами для искусственного дыхания, носилки и т.д.).
6) Комплект учебно-методической документации.
7) Расходные материалы для практических работ,
техническими средствами обучения:
- компьютер;
- принтер;
- сканер;
- мультимедиа-проектор;
- плазменный телевизор;
- интернет;
- дозиметр;
- люксметр.
Дополнительные средства обучения:
Интерактивные Мультимедийные Системы Обучения (ИМСО)
СD-диск – Мультимедийное пособие/:
Учебные фильмы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе. Образовательная организация самостоятельно выбирает учебники и учебные пособия, а также электронные ресурсы для использования в учебном процессе.
3.2.1. Печатные издания
Тургиев, А. К. Охрана труда в сельском хозяйстве [Текст] : учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования . - 3-е изд. ; стереотип. / А.К. Тургиев. - М. : Академия, 2012.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
2.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
4.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ с территории ИВМ.
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1) Карнаух Н.Н. Охрана труда [Текст]: учебник для СПО/Карнаух Н.Н.. – М.: Юрайт, 2016 – ЭБС «Юрайт»
2) Трудовой кодекс РФ. М: Профиздат, 2017.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Знания: |
|
|
Воздействия негативных факторов на человека Правовых, нормативных и организационных основ охраны труда в организации Правил оформления документов Организации технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники и правил безопасности при выполнении этих работ Организационных и инженерно-технических мероприятий по защите от опасностей Средств индивидуальной защиты |
Демонстрировать знание воздействия негативных факторов на человека; правовых, нормативных и организационных основ охраны труда в организации; правил оформления документов; организации технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники и правил безопасности при выполнении этих работ: организационных и инженерно-технических мероприятий по защите от опасностей; средств индивидуальной защиты |
- тестирование или письменный опрос, - решение ситуационных задач, - подготовка рефератов, докладов и сообщений. |
Умения: |
|
|
Применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности Анализировать в профессиональной деятельности Оформлять документы по охране труда на предприятии АПК. Проводить ситуационный анализ несчастного случая с составлением схемы причинно-следственной связи Проводить обследование рабочего места и составлять ведомость |
Демонстрировать умение применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; анализировать в профессиональной деятельности; оформлять документы по охране труда на предприятии АПК; проводить ситуационный анализ несчастного случая с составлением схемы причинно-следственной связи; проводить обследование рабочего места и составлять ведомость. |
Экспертная оценка решения ситуационных задач. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.