Сведения об УМК |
Рабочая программа по учебному курсу «Экспериментальные задачи по физике» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по (Физика. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения), с учетом авторской программы Касьяненко В.В. Физика. 9 кл.: учебник / А.В. Грачев, В.А. Погожев – М.: Вентана-Граф, 2019 |
Требования к уровню подготовки учащихся |
В программе по физике для 7-9 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования Личностными результатами обучения физике являются: 1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; 3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; 4. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; 5. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; 6. формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметными результатами обучения физике в школе являются: 1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; 2. понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; 3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; 4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач; 5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; 6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение различными методами решения проблем; 7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты изучения учебного курса: Учащиеся должны научиться видеть проблему в наблюдаемых явлениях, используя практический опыт и имеющиеся знания получать результат. В случае недостатка информации добыть необходимые знания для достижения поставленной цели, что позволит качество понимания физических законов. Это способствует осознанию практических исследований. Основная часть работы в рамках курса основывается на практическую работу учащихся. Это позволяет учащимся вести качественно эксперимент, планировать его, использовать практический навык в практическом исследовании. Учащиеся должны знать: 1. Характеристики механического движения 2. Графики зависимости скорости, перемещения и координаты от времени 3. Преобразования Галилея 4. Законы ускоренного движения тел 5. Характеристики колебательного движения 6. Понятие силы 7. Условия и виды равновесия тел 8. Правило моментов 9. Законы взаимодействия тел 10. Закон Гука 11. Закон всемирного тяготения 12. Закон Кулона - Амонтона 13. Свойства магнитного и электрического полей 14. Действие электрического поля на неподвижные заряды 15. Действие магнитного поля на движущиеся электрические заряды 16. Принцип действия измерительных приборов 17. Способы вычисления погрешности измерений 18. Метод размерностей
1. Роль фундаментальных опытов в развитии физики 2. Место эксперимента в структуре физического знания 3. Различать цель,
результат и значение конкретного опыта Учащиеся должны уметь: 1. Выполнять определенные исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей 2. Делать схемы опытных установок 3. Выполнять зарисовки физических опытов 4. Демонстрировать и объяснять опыты 5. Анализировать и сопоставлять полученные данные 6. Грамотно выбирать масштаб осей при построении графиков 7. Прогнозировать результат опыта 8. Предсказывать изменение физических величин при изменении начальных условий 9. Искать и отбирать информацию, конспектировать ее 10. Использовать и анализировать табличные данные 11. Привлекать справочный технический материал (схемы, таблицы, графики) 12. Сопоставлять полученные результаты с достигаемыми на практике 13. Готовить сообщения и доклады 14. Выступать с сообщениями и докладами 15. Участвовать в дискуссии 16. Подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал 17. Оформлять сообщения и доклады в письменном виде Проверка уровня усвоения учащимися материала факультативных занятий проводится путем защиты ими творческой работы. Как правило, учащийся или группа учащихся оформляют свою работу в виде реферата, творческого проекта, стендового доклада, компьютерной презентации, демонстрации подготовленного эксперимента или изготовленного физического прибора. Оформление творческой работы учащегося включает 1. Название работы 2. Автор или авторский коллектив 3. Цель исследования 4. Этапы деятельности 5. Основное содержание 6. Результаты работы 7. Самооценку проделанной работы 8. Взаимооценку проделанной работы 9. Практическую значимость 10. Список литературы. Защита работ проводится в виде семинара или конференции. Оценивается также участие в обсуждении, качество задаваемых вопросов, владение монологической и диалогической речью, уровень физической компетенции. Предметные результаты: • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; • формирование коммуникативных умений: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации; • понимание и способность применить для практического эксперимента или решения задач такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света; • умения измерять физические величины при постановке эксперимента в процессе исследования: расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы; • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; • владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, количество теплоты от температуры и массы тела, скорости движения молекул от кинетической энергии, силы тока на участке цепи от электрического напряжения и сопротивления, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света; • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, законы тепловых явлений, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, законы геометрической оптики; • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании; • овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики; • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды); • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины использовать знания об электрических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде. В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, эвристический, лабораторных исследований, наблюдения, исследовательский. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы обучающихся.Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную исследовательскую работу обучающихся при выполнении лабораторных опытов. В программе отводится индивидуальной работе приоритетное место. Групповая работа позволяет ориентировать учеников на создание так называемых «творческих» пар или подгрупп с учетом их опыта исследовательской деятельности. В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное исследование, защита исследования.
Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета: Газета "Физика" Издательского дома "Первое сентября" http://fiz.1september.ru Коллекция "Естественно-научные эксперименты": физика http://experiment.edu.ru Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии http://www.gomulina.orc.ru Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru Физикомп: в помощь начинающему физику http://physicomp.lipetsk.ru Эрудит: биографии ученых и изобретателей http://erudite.nm.ru Библиотека – всё по предмету «Физика». http://www.proshkolu.ru
Система оценки достижения планируемых результатов. Для оценивания предметных результатов по учебному предмету «Физика» используется 5-бальная система оценки. 1. Устный опрос класса «5» - Полный ответ, ответ без дополнительных вопросов, четкий, по теме. Учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величии, их единиц и способов измерения. Умеет применять знания в новой ситуации. «4» - Неточный ответ. Учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Учащийся понимает физическую сущность явлений и закономерностей, но в ответе имеются пробелы в усвоении курса физики. «3» - Неполный ответ, ответ после дополнительных вопросов. Допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов; одной негрубой ошибки и трёх недочетов. «2» - отсутствие ответа или неправильный ответ.
2. Проведение письменных работ (контрольных работ, самостоятельных) При проведении письменных работ все задания берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с критериями: «5» - Работа должна быть выполнена на 98-100%. Учащийся совершает одну негрубую ошибку или недочет. «4» - Работа должна быть выполнена на 65-97%. Или в ней присутствует не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки и одного недочета. «3» - Работа должна быть выполнена на 40-64%. Или в ней присутствует не более двух грубых ошибок и двух- трех негрубых ошибок или недочетов. «2» - Работа должна быть выполнена не менее 40 %. Или число ошибок и недочетов превышает оценку «3».
3. Лабораторные работы: «5» ставится, если ученик: Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но: Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные. «3» ставится, если ученик: Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. «2» ставится, если ученик: Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3». Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
4. Тестовые задания «5» ставится за работу в том случае, если обучающийся набрал от 97% до 100% максимального балла. «4» ставится за работу в том случае, если обучающийся набрал от 60% до 97% максимального балла. «3» ставится за работу в том случае, если обучающийся набрал от 31% до 59 % максимального балла. «2» ставится за работу в том случае, если обучающийся набрал менее 30% максимального балла
Перечень ошибок: I. Грубые ошибки 1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения. 2. Неумение выделять в ответе главное. 3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения. 4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы 5. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. 6. Неумение определить показания измерительного прибора. 7. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. Негрубые ошибки 1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. 2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем. 3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин. 4. Нерациональный выбор хода решения. Недочеты. 1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач. 2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. 3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. 4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
В 7-9 классахв условиях инклюзии обучаются учащиеся по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с задержкой психического развития. При организации образовательного процесса на уроках физики с данными учащимися использую специальные методы и приемы: 1. Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, художественное слово и др. 2. Приемы развития мыслительной активности (повторение для подготовки к изучению нового материала, акцент на главное, достаточное количество практических упражнений). 3. Стимулирование самостоятельности.
|
Содержание учебного предмета |
1.Особенности
физических наблюдений (3) 2. Тепловые явления (3) Агрегатные состояния вещества. Процесс плавления. Уравнение теплового баланса Теплообмен при смешивании холодной и горячей воды и смешивании воды со льдом. Лабораторный опыт: «Определение массы воды в снеге».
3. Электрические явления (5) Определение электрического заряда, определение силы взаимодействия заряда. Электризация тел любым зарядом по знаку. Сила тока, напряжение, сопротивление. Косвенные измерения работы тока. Измерения мощности прибора. Количество теплоты, выделенное проводником с током. Определение КПД нагревателя. Лабораторные опыты: «Электризация тел разными зарядами в зависимости от условия задачи. Взаимодействие наэлектризованных тел»; «Определение сопротивления резистора, доказательство неизменности сопротивления при различных значениях силы тока и напряжении на резисторе"; «Измерение работы тока»; «Измерение мощности тока»; «Определение количества теплоты, выделяемое электрическим током при нагревании воды. Определение КПД нагревателя». Возможные проекты: «Как увеличить КПД электронагревателя?», «Использование изменения сопротивление проводника для защиты помещений от пожара». 4. Электромагнитные явления (4) Выбор метода измерений и измерительных приборов. Действие силы электромагнита. Определение влияния магнитного поля проводника на магнитную стрелку компаса. Устройство принцип действия приборов: электромагнита, тепловой сигнализации, прибора контроля протечки воды, схемы электроприборов (радио). Усовершенствования приборов способом фокальных объектов. Лабораторные опыты: «Измерение действия силы электромагнита»; «Определение влияния магнитного поля проводника на магнитную стрелку компаса». Возможные проекты: «Индукционные печи - польза или вред?», «Где индукция нам поможет?» 5. Законы кинематики (5) Скорость равномерного движения. Относительность движения. Перемещение при равномерном движении. Графики зависимости скорости и перемещения от времени. Координатный метод описания движения. Движение с ускорением. Свободное падение тел. График скорости и перемещения от времени при равноускоренном движении. Лабораторный опыт «Определение ускорение свободного падения» |
Календарно-тематическое планирование курса по выбору «Экспериментальные задачи по физике»
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
Наименование темы |
Количество часов |
Примечание |
Раздел «Особенности физических наблюдений». Всего часов: 3
|
|
||||
1/1 |
02.09 |
|
Наблюдение, эксперимент, гипотеза и теория в естественнонаучном познании |
1 |
|
2/2 |
08.09 |
|
Роль эксперимента в науке. |
1 |
|
3/3 |
15.09 |
|
Выбор метода измерений и измерительных приборов. |
1 |
|
Раздел «Тепловые явления». Всего часов: 3
|
|||||
4/1 |
22.09 |
|
Агрегатные состояния вещества. Процесс плавления. |
1 |
|
5/2 |
29.09 |
|
Калориметрия. Уравнение теплового баланса. Теплообмен при смешивании холодной и горячей воды. |
1 |
|
6/3 |
06.10 |
|
Калориметрия. Теплообмен при смешивании воды со льдом. |
1 |
|
Раздел «Электрические явления». Всего часов: 5
|
|||||
7/1 |
13.10 |
|
Определение электрического заряда, определение силы взаимодействия заряда. Электризация тел любым зарядом по знаку. |
1 |
|
8/2 |
20.10 |
|
Сила тока, напряжение, сопротивление. |
1 |
|
9/3 |
10.11 |
|
Косвенные измерения работы тока. |
1 |
|
10/4 |
17.11 |
|
Измерения мощности прибора. |
1 |
|
11/5 |
24.11 |
|
Количество теплоты, выделенное проводником с током. Определение КПД нагревателя. |
1 |
|
Раздел «Электромагнитные явления». Всего часов: 4
|
|||||
12/1 |
01.12 |
|
Действие силы электромагнита. |
1 |
|
13/2 |
08.12 |
|
Определение влияния магнитного поля проводника на магнитную стрелку компаса. |
1 |
|
14/3 |
15.12 |
|
Устройство принцип действия приборов: электромагнита, тепловой сигнализации, прибора контроля протечки воды, схемы электроприборов (радио). |
1 |
|
15/4 |
22.12 |
|
Усовершенствования приборов способом фокальных объектов. |
1 |
|
Раздел «Законы кинематики». Всего часов: 5
|
|||||
16/1 |
29.12 |
|
Скорость равномерного движения. Относительность движения. |
1 |
|
17/2 |
19.01 |
|
Перемещение при равномерном движении. Графики зависимости скорости и перемещения от времени. |
1 |
|
18/3 |
26.01 |
|
Координатный метод описания движения. |
1 |
|
19/4 |
02.02 |
|
Движение с ускорением. Свободное падение тел. |
1 |
|
20/5 |
09.02 |
|
График скорости и перемещения от времени при равноускоренном движении. |
1 |
|
Раздел «Законы динамики». Всего часов: 10
|
|||||
21/1 |
16.02 |
|
Вывод закона всемирного тяготения. |
1 |
|
22/2 |
24.02 |
|
Давление, сила нормального давления. |
1 |
|
23/3 |
02.03 |
|
Роль количественных наблюдений. Измерения физических величин. |
1 |
|
24/4 |
09.03 |
|
Сила — характеристика взаимодействия. Сила тяжести. Вес тела Равновесие тел. |
1 |
|
25/5 |
16.03 |
|
Табличный способ описания результатов опыта. Определение массы тела с помощью динамометра |
1 |
|
26/6 |
23.03 |
|
Сила упругости. Натяжения нити. Сила реакции опоры. Динамометр. |
1 |
|
27/7 |
06.04 |
|
Результирующая сила. |
1 |
|
28/8 |
13.04 |
|
Определение погрешности измерений. |
1 |
|
29/9 |
20.04 |
|
Сила трения. |
1 |
|
30/10 |
27.04 |
|
Центр тяжести. Давление, сила нормального давления. |
1 |
|
Раздел «Подготовка защиты исследования». Всего часов: 4
|
|||||
31/1 |
04.04 |
|
Этапы планирования и выполнения эксперимента. |
1 |
|
32/2 |
11.05 |
|
Выбор метода измерений и измерительных приборов. Представление полученных знаний для выполнения творческого задания. |
1 |
|
33/3 |
18.05 |
|
Результаты эксперимента в форме творческого отчета. |
1 |
|
34/4 |
24.05 |
|
Требования, предъявляемые к научному докладу и научной работе. |
1 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.