Приложение
к ООП НОО
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района
«Ивушкинская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по учебному курсу
«ОБЖ»
для 7-8 классов
Программу разработали:
Алимова Н.В.
Лето А.М.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОБЖ»
Личностные результаты:
•
усвоение
правил индивидуального и коллективного без
опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственною поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
умение
оценивать правильность выполнения учебной
задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее
решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять поняли, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
Выпускник получит возможность научиться:
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Выпускник научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС[1]: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Выпускник научится:
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выпускник научится:
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Выпускник получит возможность научиться:
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоёмах. Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
• Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность.
• Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
• Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
• Обеспечение безопасности
• в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
• и социального характера
• Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проб нем безопасности социального характера.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения зашиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Организационные основы по обеспечению зашиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК)
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании анти террорист чес ко го поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних
за антиобщественное поведение и за участие
в террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в метах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания.
Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.
7 класс
№ п/п |
Разделы программы |
Всего часов |
1 |
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий |
24 |
2 |
Опасные и экстремальные ситуации социального характера и безопасность человека |
3 |
3 |
Дорожное движение и безопасность человека |
3 |
4 |
Оказание первой помощи |
2 |
5 |
Основы здорового образа жизни |
2 |
Всего |
|
34 |
8 класс
№ п/п |
Разделы программы |
Всего часов |
1 |
Пожарная безопасность |
3 |
2 |
Безопасность на дорогах |
3 |
3 |
Безопасность на водоемах |
3 |
4 |
Экология и безопасность |
2 |
5 |
Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций |
9 |
6 |
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
3 |
7 |
Здоровый образ жизни и его составляющие |
8 |
8 |
Первая помощь при неотложных состояниях |
3 |
Всего |
|
34 |
7 класс
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий – 24 ч |
||
1 |
ЧС природного происхождения, их источники. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС |
1 |
2 |
Понятие наводнения. Классификация наводнений по причинам возникновения и масштабу |
1 |
3 |
Поражающие факторы наводнений. |
1 |
4 |
Мероприятия по защите населения от наводнения. Действия населения при угрозе и во время наводнения. |
1 |
5 |
Понятие и классификация ураганов, бурь, смерчей. |
1 |
6 |
Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей. |
1 |
7 |
Поражающие факторы и последствия ураганов, бурь, смерчей. |
1 |
8 |
Меры по защите и снижению последствий от ураганов, бурь, смерчей. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь, смерчей |
1 |
9 |
Понятие, причины возникновения и классификация землетрясений. |
1 |
10 |
Основные характеристики землетрясений. Последствия землетрясений |
1 |
11 |
Меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений. Правила безопасного поведения во время землетрясения |
1 |
12 |
Понятие цунами (моретрясения) Причины его возникновения и основные характеристики |
1 |
13 |
Основные поражающие факторы цунами, меры по снижению последствий от него |
1 |
14 |
Действия населения при угрозе и во время цунами |
1 |
15 |
Обвалы. Понятие. Параметры. Причины возникновения. |
1 |
16 |
Оползни. Понятие. Параметры. Причины возникновения |
1 |
17 |
Сели. Понятие. Параметры. Причины возникновения |
1 |
18 |
Поражающие факторы обвалов, оползней, селей. Мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей и меры по снижению ущерба от них. |
1 |
19 |
Правила безопасного поведения при возникновении обвалов, оползней, селей. |
1 |
20 |
Лесные и торфяные пожары. Их классификация. |
1 |
21 |
Причины возникновения, поражающие факторы и возможные последствия лесных и торфяных пожаров |
1 |
22 |
Мероприятия по защите от природных пожаров. |
1 |
23 |
Тушение лесных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров |
1 |
24 |
Общие рекомендации учащимся по поведению при опасных явлениях природы |
1 |
Опасные и экстремальные ситуации социального характера и безопасность человека- 3 ч |
||
25 |
Основные закономерности поведения в толпе. Паника как вести себя в толпе |
1 |
26 |
Терроризм и безопасность человека. |
1 |
27 |
Как не стать жертвой сексуального домогательства и насилия. Специальные рекомендации девушкам- подросткам |
1 |
Дорожное движение и безопасность человека - 3 ч |
||
28 |
Дорога и её элементы |
1 |
29 |
Участники дорожного движения. Дорожно- транспортное происшествие. |
1 |
30 |
Движение во дворах и жилых зонах. |
1 |
Оказание первой помощи- 2 ч |
||
31 |
Понятие о ранах. Виды ран. Первая помощь при ранениях. Правила наложения повязок. |
1 |
32 |
Переломы. Их виды. Первая помощь при переломах. Тепловые и солнечные удары. Обморожения. |
1 |
Основы здорового образа жизни- 2ч |
||
33 |
Человек и его здоровье. Факторы, разрушающие здоровье.
|
1 |
34 |
Зачёт по теме «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» |
1 |
8 класс
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Пожарная безопасность- 3 ч |
||
1 |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия. |
1 |
2 |
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. |
1 |
3 |
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах |
1 |
Безопасность на дорогах – 3ч |
||
4 |
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. |
1 |
5 |
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. |
1 |
6 |
Велосипедист – водитель транспортного средства. |
1 |
Безопасность на водоемах- 3 ч |
||
7 |
Безопасность на водоемах |
1 |
8 |
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. |
1 |
9 |
Оказание помощи терпящим бедствие на воде. |
1 |
Экология и безопасность- 2 ч |
||
10 |
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. |
1 |
11 |
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. |
1 |
Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций- 9 ч |
||
12 |
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
1 |
13 |
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. |
1 |
14 |
Обеспечение радиационной безопасности населения. |
1 |
15 |
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. |
1 |
16 |
Обеспечение химической защиты населения. |
1 |
17 |
Пожары и взрывы на взрыво-пожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. |
1 |
18 |
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрыво-пожароопасных объектах. |
1 |
19 |
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. |
1 |
20 |
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. |
1 |
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера- 3 ч |
||
21 |
Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера. |
1 |
22 |
Эвакуация населения. |
1 |
23 |
Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. |
1 |
Здоровый образ жизни и его составляющие- 8 ч |
||
24 |
Здоровье как основная ценность человека. |
1 |
25 |
Индивидуальное здоровье, его физическое, духовное и социальное благополучие. |
1 |
26 |
Репродуктивное здоровье — составная часть здоровья человека и общества. |
1 |
27 |
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. |
1 |
28 |
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. |
1 |
29 |
Вредные привычки и их влияние на здоровье. |
1 |
30 |
Профилактика вредных привычек. |
1 |
31 |
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. |
1 |
Первая помощь при неотложных состояниях – 3 ч |
||
32 |
Первая помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие). |
1 |
33 |
Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие). |
1 |
34 |
Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие). |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.