Пояснительная записка
к учебному предмету «Речевая практика»
для 3 класса
Основой для разработки рабочей программы являются следующие нормативные документы:
· Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС)
· образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
· Сан ПиН от 24.11.2015 № 81
· Адаптированная основная общеобразовательная программа(далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
· Устав Годовой календарный график
· Учебный план
Речевая практика.. 3 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеообразоват. программы. Авт. С .В. Комарова._ М.: Просвещение, 2019
При разработке программы учитывались индивидуальные, психические и физические особенности обучающихся 3 класса данной школы
Цель учебного предмета «Речевая практика»
Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Задачи курса «Речевая практика»:
- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить связные устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения
- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;
- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;
- обогащать лексический запас учащихся словами;
- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
- научить составлять рассказы из личного опыта;
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
Ø словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
Ø наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
Ø практический метод (упражнения, практическая работа);
Ø репродуктивный метод (работа по алгоритму);
Ø коллективный, индивидуальный;
Ø творческий метод;
Общая характеристика учебного предмета
«Речевая практика»
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» (0—4 классы) обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Задачи раздела «Устная речь»:
способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Подраздел «Аудирование» включён в программу 0— 4 классов. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.
В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов цо радио, запись информации на автоответчике в справочной службе и др.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка — миска)', выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т. д.
В 3—4 классах вводится подраздел «Общение и его значение в жизни». Задача курса — организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека. Реализация содержания данного подраздела осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. В результате ученики осмысливают значимость речи (для понимания друг друга, для передачи информации), преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать свои мысли, сообщая о той деятельности, которую они выполняют в данный момент или выполняли ранее.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» (0—4 классы) ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» (0—4 классы) определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством Учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, модели- тем самым различные варианты речевого поведения.
готовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел «Культура общения» (0—4 классы). Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
Как показывает практика, работа учащихся на уроках разговорной речи не может оцениваться по традиционной 5-балльной системе в связи с отрицательной эмоциональной реакцией детей на низкую оценку их речи. Для поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу «хорошо — очень хорошо — отлично». При этом принимается во внимание не конечный результат работы, а продвижение ребёнка в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении.
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: общение нужно для того, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д .Правила речевого общения. Освоение правил речевого
Опора на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации:
нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один гонт а все слушают, иначе никто ничего не поймёт; говорить нужно достаточно громко (но не кричать),
чтобы тебя все слышали;
когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его;
нужно не забывать употреблять «вежливые» слова пожалуйста, извини, извините, спасибо.
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма, поздравительные открытки).
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
Данная программа рассчитана для детей (с нарушениями интеллекта) 3 класса.
В учебном плане на изучение учебного предмета «Речевая практика» отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов. Продолжительность занятий – 40 минут. После 15- 20 минут работы необходимо провести динамическую паузу в течение 1-2 минут, учитывая психофизическое развитие детей класса.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
*Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга;
*Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
*Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию;
* Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
* Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в современном обществе;
* Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Личностные базовые учебные действия
Регулятивные базовые учебные действия
Познавательные базовые учебные действия
Коммуникативные базовые учебные действия
Достаточный уровень:
— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
— выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
— правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
— сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
— принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
Содержание учебного предмета
«Речевая практика»
для 3 класса
Общение и его значение в жизни.
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевое общение. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения.
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.
Аудирование.
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов – паронимов, предложений, различных по количеству слов. Игра «Маленький учитель», выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи.
Совершенствование речевого дыхания.
Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию.
Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках выражения этих чувств.
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывание ситуаций.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мы собрались поиграть!», «Мои друзья», «Мир природы».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал.
Совершенствование умения участвовать в вопросно – ответных диалогах.
Составление диалогов типа «вопрос - сообщение».
Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации. Замена часто повторяющегося слова школа другими словами (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4 – 5 предложений).
Культура общения.
Выражение просьбы.
Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми
Тематическое планирование
учебного предмета «Речевая практика»
для 3 класса
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Практические работы |
Контрольные работы |
|
Снова в школу! (8 ч.) |
|
|
|
1. |
Вот и лето пролетело! |
1 |
|
|
2. |
Расскажи об осени. |
1 |
|
|
3. |
Учимся общаться. «Добро пожаловать». |
1 |
|
|
4. |
«Разговор не получился». |
1 |
|
|
5. |
Правила хорошего тона. |
1 |
|
|
6. |
Составление рассказа «Весёлые каникулы». |
1 |
|
|
7. |
Я - ученик. Правила поведения в школе. |
1 |
|
|
8. |
Экскурсия по школе. «Расскажи мне о школе». |
1 |
|
|
|
Мы собрались поиграть… |
|
|
|
9. |
Я за порогом дома. |
1 |
|
|
10. |
Правила игры. |
1 |
|
|
11. |
Правила общения во время игр. Считалочки. |
1 |
|
|
12. |
Игры с правилами. |
1 |
|
|
|
В библиотеке |
|
|
|
13. |
Знакомство с библиотекой. Игра «Прятки со сказкой». |
1 |
|
|
14. |
Правила поведения в библиотеке. |
1 |
|
|
15. |
Экскурсия в библиотеку. (Ролевая игра «Библиотеке»). |
1 |
|
|
16. |
Читаю и рассказываю сказку. |
1 |
|
|
17. |
Сказки в картинках. |
1 |
|
|
|
Сказки про Машу . |
|
|
|
18.
|
Отгадай сказку. |
1 |
|
|
19. |
Рассказывание сказки «Маша и медведь» |
1 |
|
|
20. |
Рассказывание сказки «Три медведя». |
1 |
|
|
21. 22. |
Играем в сказку. |
2 |
|
|
|
Отправляюсь в магазин . |
|
|
|
23. |
Отделы магазина. |
1 |
|
|
24. |
Правила хорошего тона. |
1 |
|
|
25. |
Ролевая игра «Магазин». |
|
|
|
|
Телефонный разговор |
|
|
|
26. |
Телефон в нашей жизни. |
1 |
|
|
27. |
Правила общения по телефону. |
1 |
|
|
28. |
Чтение стихотворения «У меня зазвонил телефон…» |
1 |
|
|
29. |
Разыгрывание ситуаций «Звонок другу». |
1 |
|
|
|
Я – зритель . |
|
|
|
30. |
Знакомство с театром. |
1 |
|
|
31. |
Правила вежливого зрителя. |
1 |
|
|
32. |
Составление памятки «В кино». |
1 |
|
|
|
Какая сегодня погода? (8ч.) |
|
|
|
33. |
Стихи и загадки об осени. |
1 |
|
|
34. |
Картины осени. |
1 |
|
|
35. |
Стихи и загадки о зиме. |
1 |
|
|
36. |
Зимние приметы. |
1 |
|
|
37. |
Расскажи мне о зиме. |
1 |
|
|
38. |
Прогноз погоды. |
1 |
|
|
39. |
Источники прогноза погоды. |
1 |
|
|
40. |
Расскажи мне о погоде. |
|
|
|
|
Снегурочка . |
|
|
|
41. |
Рассказы о зиме. |
1 |
|
|
42. 43. |
Составление рассказа «Зимние забавы». Слушание и рассказывание сказки «Снегурочка». |
2 |
|
|
|
|
|||
44 45. |
Рассказывание сказки по иллюстрациям. |
2 |
|
|
46. |
«Мастер сказки сказывать». |
1 |
|
|
47. |
Расскажи мне сказку. |
1 |
|
|
|
Весёлый праздник |
|
|
|
48. |
Праздники в нашей жизни. |
1 |
|
|
49. |
Что тебе подарить? Не подарок дорог, а внимание. |
1 |
|
|
50. |
Я иду на день рожденья. |
1 |
|
|
51. |
Правила хорошего тона. |
1 |
|
|
52. |
У меня день рождения. |
1 |
|
|
53. |
Будьте вежливы! |
1 |
|
|
|
Учимся понимать животных(8ч.) |
|
|
|
54. |
Беседа по теме «Мир природы». |
1 |
|
|
55. |
Правила друзей природы. |
1 |
|
|
56. |
Какие разные животные… |
1 |
|
|
57. |
Забавные питомцы. |
1 |
|
|
58. |
Составление рассказа домашнем животном «Мой друг». |
1 |
|
|
59. |
Рассказы писателей о животных. Обучение пересказу. |
1 |
|
|
60. |
Беседа «Чего хотят животные». |
1 |
|
|
61. |
Хороший ли я хозяин. |
1 |
|
|
|
Узнай меня! |
|
|
|
62. |
Расскажи о себе. «Моя прическа». |
1 |
|
|
63. |
Аккуратность и опрятность. |
1 |
|
|
64. |
Речевая ситуация «Опиши товарища». |
1 |
|
|
|
Впереди лето! |
|
|
|
65. |
Правила на каждый день. |
1 |
|
|
66. |
В транспорте. |
1 |
|
|
67. |
Я иду в гости. |
1 |
|
|
68. |
Я иду в театр(кино) |
1 |
|
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Речевая практика»
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
·передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в магнитофонной записи;
·выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
·выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
·участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
·правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться, прощаться, просить прощения и
извиняться, используя соответствующие выражения;
·сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
·принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций.
2-й уровень
·выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
·выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова; адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и
расставании с детьми и взрослыми;
·сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по
вопросам учителя);
·участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
·выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
·участвовать в беседе
Система оценки достижения обучающимися
планируемых предметных результатов
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими
содержанием каждой предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять их в практической деятельности.
В 3 классе учителем выставляются оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно
выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%
Перечень учебно-методического обеспечения
учебного предмета
«Речевая практика »
для 3 класса
Учебно-методическое обеспечение:
-«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы. –Москва.: «Просвещении», 2011; под редакцией к.п.н., профессора И.М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ.
Речевая практика.. 3 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеообразоват. программы. Авт. С .В. Комарова._ М.: Просвещение, 2019
Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки).
Медиаресурсы
презентации к урокам
мультфильмы
аудиосказки
Интернет ресурсы:
http://www.solnet.ee/index.htmlе
journal.edusite.ru/p84aa1.html
http://mirdetok.tomsk.ru/
tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур
http://www.uroki.net/docnach.htm
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.