муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Бузат МР Стерлибашевский район РБ
Рассмотрено На заседании МО Протокол №_______от «___»___________2017 г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР ________НизамутдиноваЛ.Г.
«___»____________2017г. |
«Утверждаю» Директор школы _______Минияров Р.А. Приказ № от «___»____________2017г. |
Рабочая программа
по учебному предмету астрономия 11 класс
Уровень образования: среднее общее (10-11 классы)
Срок реализации: 1 год
Составлена на основе авторской программы «Физика. Астрономия. 7-11 класс. Составители: Коровин В.А., Орлов В.А. Москва, «Дрофа», 2010г.,, авторской программы Е.П. Левитана «Астрономия. 11 класс», 2010г
Составитель: Гатауллин Флорид Зуфарович
2017г.
Пояснительная записка
Цель программы:
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
Задачи:
Главная задача курса - дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный план МБОУ СОШ с. Бузат предусматривает обязательное изучение астрономии в 11 классе в объеме 33 учебных часов из расчета 1 час в неделю. Таким образом, курс рассчитан на реализацию программы в объеме 33 часов и 1 урок в неделю.
Содержание учебного предмета:
I. Введение в астрономию (6 часов)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).
II. Строение солнечной системы (5 часов)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).
III. Физическая природа тел солнечной системы (7 часов)
Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лун (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).
IV. Солнце и звезды (9 часов)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
V. Строение и эволюция Вселенной (6 часов)
Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Учебно – тематический план курса астрономии 11 класса
Содержание программного материала |
Количество часов |
Тема 1. Введение в астрономию. |
6 |
Тема 2. Строение Солнечной системы. |
5 |
Тема 3. Физическая природа тел Солнечной системы. |
7 |
Тема 4. Солнце и звезды. |
9 |
Тема 5. Строение и эволюция Вселенной. |
6 |
Итого |
33 |
Календарно-тематическое планирование по астрономии в 11 классе
I семестр
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечания |
|
по плану |
факти- чески |
||||
1 |
1/1 |
Предмет астрономии.
|
7.09 |
|
|
2 |
1/2 |
Звездное небо.
|
14.09 |
|
|
3 |
1/3 |
Изменение звездного неба в течение суток, года.
|
21.09 |
|
|
4 |
1/4 |
Способы определения географической широты.
|
28.09 |
|
|
5 |
1/5 |
Основы измерения времени.
|
5.10 |
|
|
6 |
1/6 |
Самостоятельная работа контролирующего характера №1. «Введение в астрономию». |
19.10 |
|
|
7 |
2/1 |
Видимое движение планет.
|
26.10 |
|
|
8 |
2/2 |
Развитие представлений о Солнечной системе.
|
2.11 |
|
|
9 |
2/3 |
Законы Кеплера. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. |
9.11 |
|
|
10 |
2/4 |
Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров.
|
16.11 |
|
|
11 |
2/5 |
Контрольная работа №1. «Строение Солнечной системы».
|
30.11 |
|
|
12 |
3/1 |
Система "Земля - Луна".
|
7.12 |
|
|
13 |
3/2 |
Природа Луны.
|
14.12 |
|
|
14 |
3/3 |
Планеты земной группы.
|
21.12 |
|
|
15 |
3/4 |
Обобщающий урок: «Современные открытия в области астрономии».
|
28.12 |
|
|
Календарно-тематическое планирование по астрономии в 11 классе
II семестр
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечания |
|
по плану |
факти- чески |
||||
16 |
3/5 |
Планеты - гиганты.
|
11.01 |
|
|
17 |
3/6 |
Астероиды и метеориты.
|
18.01 |
|
|
18 |
3/7 |
Кометы и метеоры.
|
25.01 |
|
|
19 |
3/8 |
Самостоятельная работа контролирующего характера №2. «Физическая природа тел Солнечной системы». |
1.02 |
|
|
20 |
4/1 |
Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Cолнца.
|
8.02 |
|
|
21 |
4/2 |
Источники энергии и внутреннее строение Солнца.
|
15.02 |
|
|
22 |
4/3 |
Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд. |
1.03 |
|
|
23 |
4/4 |
Физическая природа звезд.
|
8.03 |
|
|
24 |
4/5 |
Связь между физическими характеристиками звезд.
|
15.03 |
|
|
25 |
4/6 |
Двойные звезды.
|
22.03 |
|
|
26 |
4/7 |
Физически переменные, новые и сверхновые звезды.
|
29.03 |
|
|
27 |
4/8 |
Солнце и жизнь на Земле.
|
5.04 |
|
|
28 |
4/9 |
Самостоятельная работа контролирующего характера №3. «Солнце и звезды». |
19.04 |
|
|
29 |
5/1 |
Наша галактика.
|
26.04 |
|
|
30 |
5/2 |
Другие галактики.
|
3.05 |
|
|
31 |
5/3 |
Метагалактика.
|
10.05 |
|
|
32 |
5/4 |
Происхождение и эволюция галактик, звезд.
|
17.05 |
|
|
33 |
5/5 |
Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной.
|
24.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.