СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
|
|
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебный предмет «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии.
Особое значение предмет имеет при формировании и развитии ОК 03.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате изучения предмета обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенции, личностные результаты программы воспитания:
Код |
Наименование общих компетенций |
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 03 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. |
ОК 04 |
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
Код |
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ПК 1.2. |
Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке. |
ПК 1.3. |
Проверять оснащённость, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки. |
ПК 1.6. |
Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку. |
ПК 1.9. |
Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке. |
Личностные результаты реализации программы воспитания |
|
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей.
Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы
профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей
своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к
получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение
жизни. Демонстрирующий позитивное отношение к регулированию трудовых
отношений. Ориентированный на самообразование и профессиональную
переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих
социальных перемен. Стремящийся к формированию |
ЛР 4 |
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации |
ЛР 6 |
Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания |
ЛР 12 |
Личностные результаты реализации
программы воспитания, |
|
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. |
ЛР 13 |
Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. |
ЛР 16 |
Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение. |
ЛР 18 |
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством |
ЛР 21 |
Личностные результаты реализации
программы воспитания, |
|
Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке. |
ЛР 22 |
Личностные результаты реализации
программы воспитания, |
|
Проявляющий социальную активность и социальную компетентность в вопросах социально-экономического, национально-культурного и инновационного развития своего региона (своей малой родины). |
ЛР 29 |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ЛР 30 |
Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается. |
ЛР 32 |
Код компетенции |
Формулировка компетенции |
Знания, умения |
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
Умения: |
распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; |
||
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; |
||
определять этапы решения задачи; |
||
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; |
||
составлять план действия; |
||
определять необходимые ресурсы; |
||
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; |
||
реализовывать составленный план; |
||
оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
||
Знания: |
||
актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; |
||
основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; |
||
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; |
||
методы работы в профессиональной и смежных сферах; |
||
структуру плана для решения задач; |
||
порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
||
ОК 03 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. |
Умения: |
определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; |
||
применять современную научную профессиональную терминологию; |
||
определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; |
||
выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; |
||
рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; |
||
определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; |
||
презентовать бизнес-идею; |
||
определять источники финансирования |
||
Знания: |
||
содержание актуальной нормативно-правовой документации; |
||
современная научная и профессиональная терминология; |
||
возможные траектории профессионального развития и самообразования; |
||
основы предпринимательской деятельности; |
||
основы финансовой грамотности; |
||
правила разработки бизнес-планов; |
||
порядок выстраивания презентации; |
||
кредитные банковские продукты |
||
ОК 04 |
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
Умения: |
организовывать работу коллектива и команды; |
||
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
||
Знания: |
||
психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; |
||
основы проектной деятельности |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебного предмета |
54 |
в т.ч. в форме практической подготовки |
|
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
17 |
практические занятия |
18 |
Самостоятельная работа |
18 |
Промежуточная аттестация- дифференцированный зачет |
1 |
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
Наименование раздела и тем |
Содержание учебного материала |
Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч. |
Коды компетенций |
Введение 1 |
ОК 1, ОК 3 ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.6., ПК 1.9.
ЛР 4, ЛР 6, ЛР12; ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22, ЛР29-ЛР32 |
||
Вводный урок |
Особенности предмета и содержание курса Финансовая грамотность. Цели и задачи курса |
1 |
|
Раздел 1. Личность в мире будущего 4/3 |
|||
1.1. Скорость жизни в современном мире. Человеческий капитал. |
Анализ важных жизненных этапов, факторы и обстоятельства возможных ситуаций; критерии успешности; составление своего условного сценария жизни; понятие и разнообразие профессиональных компетенций; особенности человеческого капитала; Навыки будущего, важность и необходимость их развития. |
1 |
|
Практическая работа №1 Составление личного плана развития, затрагивающего каждый элемент человеческого капитала |
3 |
||
ВСР №1: Изучение материала и подготовка сообщения с использованием интернет– ресурсов, СМИ по теме: «Уровень жизни населения Саратовской области». |
1 |
||
ВСР №2: Подготовка реферата по теме: «Востребованные профессии сегодня» |
1 |
|
|
Раздел 2. Деньги в цифровом мире 6/3 |
|||
2.1 Эволюция денег и их стоимость |
Этапы эволюции денег, понятия электронных денег; возможности использования разных видов денег; способы подделки разных видов денег, возможности распознавания фальшивых банкнот; процесс изменения стоимости денег; процесс инфляции; особенности цифровых денег |
1 |
ОК 1, ОК 3 ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.6., ПК 1.9.
ЛР 4, ЛР 6, ЛР12; ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22, ЛР29-ЛР32 |
ВСР №3: Подготовка сообщения по теме: «Цифровые деньги» |
2 |
||
2.2. Дистанционные способы управления деньгами |
Кредитные карты, назначение отдельных символов; возможности управления безналичными деньгами; формирование номеров банковских карт и их безопасное использования; дистанционное управление безналичными деньгами; работа с сайтами банков; работа с мобильными приложениями для банковского обслуживания; процесс сбора и обработки информации в условиях цифрового мира |
1 |
|
ВСР №4: Подготовка сообщения по теме: «Мобильные приложения различных банков» |
2 |
||
2.3. Риски и мошенники в цифровом мире |
Способы мошенничества и способы защиты; правила сбора и обработки информации пользователей; телефонное мошенничество; скимминг; фишинг и снифферинг |
1 |
|
Практическая работа №2 Опрос среди преподавателей и обучающихся лицея о действиях при получении подозрительных смс-сообщений, анализируют информацию и делают выводы |
3 |
||
ВСР №5: Сформулировать советы для размещения на листовке-предупреждении по скиммингу |
1 |
||
Раздел 3. Моделирование личных финансов 8/6 |
|||
3.1. Определение финансовой цели |
Сопоставление потребностей и финансовых возможностей; процесс достижения финансовых целей, Функционал и работа мобильных приложений; Результаты исследований о тратах людей в разных странах мира. |
1 |
ОК 1, ОК 3 ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.6., ПК 1.9.
ЛР 4, ЛР 6, ЛР12; ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22, ЛР29-ЛР32 |
Практическая работа №3 Провести сравнительный анализ статей расходов, сформулировать выводы |
3 |
||
3.2. Управление доходами и расходами |
Изменения активов в цифровом мире; Оптимизация активов и пассивов; Страхование рисков, анализ предложения разных страховых компаний |
1 |
|
Практическая работа №4 Оптимизация активов и пассивов |
3 |
||
Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования 3 |
|||
4.1. Формирование сбережений (сберегайте надёжно) |
Цели и возможности сбережений, зависимость сбережений от доходов; способы сбережений, Различия между депозитом и накопительным счётом, преимущества страхования; Анализ различных предложений банков |
1 |
ОК 1, ОК 3 ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.6., ПК 1.9.
ЛР 4, ЛР 6, ЛР12; ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22, ЛР29-ЛР32 |
ВСР №6: Выполнение творческого задания по теме: «Бюджет моей семьи». |
2 |
||
4.2. Грамотное инвестирование (инвестируйте с умом) |
Процесс инвестирования, финансовые инструменты и виды инвесторов на фондовом рынке; индивидуальный инвестиционный счёт; инвестиционный портфель его возможные изменения; Возможности начинающих инвесторов, особенности процессов инвестирования и способов оптимизации; Возможности открытия брокерского счёта на сайтах разных банков |
1 |
|
4.3. Риски финансовых пирамид (остерегайтесь финансовых пирамид) |
Финансовые пирамиды, принципы их функционирования; причины распространения финансовых пирамид и их краха; Мошенничество |
1 |
|
ВСР №7: Сообщение по теме: «Финансовые пирамиды» |
2 |
|
|
Раздел 5. Инструменты кредитования и заимствования 5/3 |
|||
5.1. Разумное кредитование |
Потребности и количество денежных средств, необходимых для их удовлетворения; принципы организации процесса кредитования; образ идеального заёмщика для банка; Ипотечное кредитование, положительные и отрицательные стороны |
1 |
ОК 1, ОК 3 ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.6., ПК 1.9.
ЛР 4, ЛР 6, ЛР12; ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22, ЛР29-ЛР32 |
Практическая работа №5 Сравнение и анализ банковских предложений по кредитам и кредитным картам в разных банках |
3 |
||
5.2. Условия кредита и займа |
Образец кредитного договора, условия, возможные нарушения и их последствия; кредитный онлайн калькулятор на сайтах разных банков; Принципы заимствования в банках и МФО, выделяют ключевые различия; особенности коллекторской деятельности; процесс банкротства физических лиц и условия возникновения такого явления; |
1 |
|
ВСР №8: Сообщение по теме: «Кредит. Займы» |
2 |
||
Раздел 6. Сотрудничество с государством 5/3 |
|||
6.1. Грамотное взаимодействие с государством |
Порталы и сайты, связанные с предоставлением государственных услуг; налоги их виды, задачи и принципы работы налоговой системы России; безопасность персональных данных; ЕСИА - функциональные возможности портала; персональные данные и средства их защиты |
1 |
ОК 1, ОК 3 ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.6., ПК 1.9.
ЛР 4, ЛР 6, ЛР12; ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22, ЛР29-ЛР32 |
6.2. Пенсионное обеспечение (сам позаботься о пенсии) |
Пенсионная система; виды и параметры пенсии, факторы, определяющие размер пенсии; Возможность получения двух пенсий одновременно |
1 |
|
Практическая работа №6 Исследование сайта Пенсионного фонда РФ, описание его функционала |
3 |
||
ВСР №9: Сообщение по теме: «Кредит. Займы» |
2 |
||
Раздел 7. Создание стартапа 3 |
|||
7.1. Создание идей для стартапа |
Сущность стартапов и история возникновения |
1 |
ОК 1, ОК 3 ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.6., ПК 1.9.
ЛР 4, ЛР 6, ЛР12; ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22, ЛР29-ЛР32 |
7.2. Планирование реализации стартапа |
Необходимость планирования деятельности стартапа |
1 |
|
7.3. Принятие предпринимательских решений |
идеи стартапов, сильные и слабые стороны; возможные проблемы, с которыми могут столкнуться стартапы; |
1 |
|
Возможные способы продвижения стартапов; интернет-пространство в поисках сайтов для продвижения стартапов, |
|||
|
ВСР №10: Сообщение по теме: «История возникновения стартапов» |
2 |
|
Дифференцированный зачет |
1 |
|
|
ИТОГО |
36 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебного предмета в лицее имеется в наличии учебный кабинет основы финансовой грамотности.
Оборудование учебного кабинета: компьютеры, учебные пособия, стенды.
Технические средства обучения: мультимедиа, ноутбук (персональный компьютер), периферийные устройства, компьютерные сети.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Библиотечный фонд лицея укомплектован печатными и электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по модулю на одного обучающегося.
В наличии электронная информационно-образовательная среда - имеется доступ студентов к цифровой (электронной) библиотеке (https://urait.ru/)
3.2.1. Обязательные печатные издания
1. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 154 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13794-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466897 (дата обращения: 04.08.2022).
2. Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Ф. Чеберко. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 420 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10275-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475535 (дата обращения: 04.08.2022).
3. Пушина, Н. В. Основы предпринимательства и финансовой грамотности. Практикум / Н. В. Пушина, Г. А. Бандура. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 288 с. — ISBN 978-5-507-45254-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/292901
4. Основы финансовой грамотности / Е. И. Костюкова, И. И. Глотова, Е. П. Томилина [и др.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 316 с. — ISBN 978-5-507-45627-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/311807
3.2.3. Дополнительные источники
1. Сергеев, А.А.Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.А. Сергеев. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 484 с. (Профессиональное образование).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках предмета |
||
Знать: - группы потребностей человека; - экономические явления и процессы общественной жизни; - влияние инфляции на повседневную жизнь; - виды налогов; - сферы применения различных форм денег
|
Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут быть проверены: - демонстрируется понимание сущности рассматриваемых экономических явлений и процессов общественной жизни; - демонстрируется умение аргументированно анализировать изучаемый материал;
- ответы на тестовые задания содержат не менее 90% правильных ответов – оценка «отлично», не менее 75% правильных ответов – оценка «хорошо», не менее 60% правильных ответов – оценка «удовлетворительно» |
Устные ответы на контрольные вопросы Тестирование
|
Перечень умений, осваиваемых в рамках предмета |
||
Уметь:
- выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов; - анализировать структуру семейного бюджета; - формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость; - анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов; - различать виды ценных бумаг; - определять практическое назначение основных элементов банковской системы; - различать виды кредитов и сферу их использования; - рассчитывать процентные ставки по кредиту; - выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц |
Характеристики демонстрируемых умений:
- демонстрируется умение самостоятельно получать результаты выполнения заданий; - демонстрируется умение устанавливать связи между изучаемыми понятиями
|
Оценка результатов выполнения практических работ.
Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.