Рабочая программа по учебному предмету Финансовая грамотность

  • doc
  • 18.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа Финансовая грамотность.doc

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

2.      СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.      УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

4.      КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА   РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебный предмет «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии.

Особое значение предмет имеет при формировании и развитии ОК 03.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

          В результате изучения предмета обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенции, личностные результаты программы воспитания:

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

 

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ПК 1.2.

Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.

ПК 1.3.

Проверять оснащённость, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки.

ПК 1.6.

Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку.

ПК 1.9.

Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке.

 

Личностные результаты

реализации программы воспитания

Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей.  Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни. Демонстрирующий позитивное отношение к регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих социальных перемен.   Стремящийся к формированию
в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 4

Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации

ЛР 6

Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

ЛР 12

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.

ЛР 13

Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики.

ЛР 16

Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение.

ЛР 18

Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством

ЛР 21

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные ключевыми работодателями

Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.

ЛР 22

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные субъектами образовательного процесса

 Проявляющий социальную активность и социальную компетентность в вопросах социально-экономического, национально-культурного и инновационного развития своего региона (своей малой родины).

ЛР 29

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ЛР 30

Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается.

ЛР 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Код компетенции

Формулировка компетенции

Знания, умения

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Умения:

распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

определять этапы решения задачи;

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составлять план действия;

определять необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

реализовывать составленный план;

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания:

актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

методы работы в профессиональной и смежных сферах;

структуру плана для решения задач;

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

Умения:

определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

применять современную научную профессиональную терминологию;

определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;

выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план;

рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования;

определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;

презентовать бизнес-идею;

определять источники финансирования

Знания:

содержание актуальной нормативно-правовой документации;

современная научная и профессиональная терминология;

возможные траектории профессионального развития и самообразования;

основы предпринимательской деятельности;

основы финансовой грамотности;

правила разработки бизнес-планов;

порядок выстраивания презентации;

кредитные банковские продукты

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Умения:

организовывать работу коллектива и команды;

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания:

психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

основы проектной деятельности

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

54

в т.ч. в форме практической подготовки

 

в т. ч.:

теоретическое обучение

17

практические занятия

18

Самостоятельная работа

18

Промежуточная аттестация- дифференцированный зачет

1


2.2. Тематический план и содержание учебного предмета

Наименование раздела

и тем

Содержание учебного материала

Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч.

Коды компетенций
и личностных результатов[1], формированию которых способствует элемент программы

                                                                                                    Введение                                                                                       1

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

Вводный урок

Особенности предмета и содержание курса Финансовая грамотность. Цели и задачи курса

1

                                                                           Раздел 1. Личность в мире будущего                                                             4/3

1.1. Скорость жизни в современном мире. Человеческий капитал.

Анализ важных жизненных этапов, факторы и обстоятельства возможных ситуаций; критерии успешности; составление своего условного сценария жизни; понятие и разнообразие профессиональных компетенций; особенности человеческого капитала; Навыки будущего, важность и необходимость их развития.

1

Практическая работа №1 Составление личного плана развития, затрагивающего каждый элемент человеческого капитала

3

ВСР №1: Изучение материала и подготовка  сообщения  с использованием интернет– ресурсов, СМИ по теме: «Уровень жизни населения Саратовской области».

1

ВСР №2: Подготовка реферата по теме: «Востребованные профессии сегодня»

1

 

Раздел 2. Деньги в цифровом мире                                                                                                                                           6/3

2.1 Эволюция денег и их стоимость

Этапы эволюции денег, понятия электронных денег; возможности использования разных видов денег; способы подделки разных видов денег, возможности распознавания фальшивых банкнот; процесс изменения стоимости денег; процесс инфляции; особенности цифровых денег

1

 

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

ВСР №3: Подготовка сообщения по теме: «Цифровые деньги»

2

2.2. Дистанционные способы управления деньгами

Кредитные карты, назначение отдельных символов; возможности управления безналичными деньгами; формирование номеров банковских карт и их безопасное использования; дистанционное управление безналичными деньгами; работа с сайтами банков; работа с мобильными приложениями для банковского обслуживания; процесс сбора и обработки информации в условиях цифрового мира

1

ВСР №4: Подготовка сообщения по теме: «Мобильные приложения различных банков»

2

2.3. Риски и мошенники в цифровом мире

Способы мошенничества и способы защиты; правила сбора и обработки информации пользователей; телефонное мошенничество; скимминг; фишинг и снифферинг

1

Практическая работа №2 Опрос среди преподавателей и обучающихся лицея о действиях при получении подозрительных смс-сообщений, анализируют информацию и делают выводы

3

ВСР №5: Сформулировать советы для размещения на листовке-предупреждении по скиммингу

1

                                                                                       Раздел 3. Моделирование личных финансов                                    8/6

3.1. Определение финансовой цели

Сопоставление потребностей и финансовых возможностей; процесс достижения финансовых целей, Функционал и работа мобильных приложений; Результаты исследований о тратах людей в разных странах мира.

1

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

Практическая работа №3 Провести сравнительный анализ статей расходов, сформулировать выводы

3

3.2. Управление доходами и расходами

Изменения активов в цифровом мире; Оптимизация активов и пассивов; Страхование рисков, анализ предложения разных страховых компаний

1

Практическая работа №4 Оптимизация активов и пассивов

3

                                                                              Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования                           3

4.1. Формирование сбережений (сберегайте надёжно)

Цели и возможности сбережений, зависимость сбережений от доходов; способы сбережений, Различия между депозитом и накопительным счётом, преимущества страхования; Анализ различных предложений банков

1

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

ВСР №6: Выполнение творческого задания по теме: «Бюджет моей семьи».

2

4.2. Грамотное инвестирование (инвестируйте с умом)

Процесс инвестирования, финансовые инструменты и виды инвесторов на фондовом рынке; индивидуальный инвестиционный счёт; инвестиционный портфель его возможные изменения; Возможности начинающих инвесторов, особенности процессов инвестирования и способов оптимизации; Возможности открытия брокерского счёта на сайтах разных банков

1

4.3. Риски финансовых пирамид (остерегайтесь финансовых пирамид)

Финансовые пирамиды, принципы их функционирования; причины распространения финансовых пирамид и их краха; Мошенничество

1

ВСР №7: Сообщение по теме: «Финансовые пирамиды»

2

 

                                                                             Раздел 5. Инструменты кредитования и заимствования                        5/3

5.1. Разумное кредитование

Потребности и количество денежных средств, необходимых для их удовлетворения; принципы организации процесса кредитования; образ идеального заёмщика для банка; Ипотечное кредитование, положительные и отрицательные стороны

1

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

Практическая работа №5 Сравнение и анализ банковских предложений по кредитам и кредитным картам в разных банках

3

5.2. Условия кредита и займа

Образец кредитного договора, условия, возможные нарушения и их последствия; кредитный онлайн калькулятор на сайтах разных банков; Принципы заимствования в банках и МФО, выделяют ключевые различия; особенности коллекторской деятельности; процесс банкротства физических лиц и условия возникновения такого явления;

1

ВСР №8: Сообщение по теме: «Кредит. Займы»

2

                                                                                          Раздел 6. Сотрудничество с государством                                      5/3

6.1. Грамотное взаимодействие с государством

Порталы и сайты, связанные с предоставлением государственных услуг; налоги их виды, задачи и принципы работы налоговой системы России; безопасность персональных данных; ЕСИА - функциональные возможности портала; персональные данные и средства их защиты

1

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

6.2. Пенсионное обеспечение (сам позаботься о пенсии)

Пенсионная система;  виды и параметры пенсии, факторы, определяющие размер пенсии; Возможность получения двух пенсий одновременно

1

Практическая работа №6 Исследование сайта Пенсионного фонда РФ, описание его функционала

3

ВСР №9: Сообщение по теме: «Кредит. Займы»

2

                                                                                                      Раздел 7. Создание стартапа                                                   3

7.1. Создание идей для стартапа

Сущность стартапов и история возникновения

1

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

7.2. Планирование реализации стартапа

Необходимость планирования деятельности стартапа

1

7.3. Принятие предпринимательских решений

идеи стартапов, сильные и слабые стороны; возможные проблемы, с которыми могут столкнуться стартапы;

1

Возможные способы продвижения стартапов; интернет-пространство в поисках сайтов для продвижения стартапов,

 

ВСР №10: Сообщение по теме: «История возникновения стартапов»

2

 

Дифференцированный зачет

1

 

ИТОГО

36

 

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебного предмета в лицее имеется в наличии учебный кабинет основы финансовой грамотности.

Оборудование учебного кабинета: компьютеры, учебные пособия, стенды.

Технические средства обучения: мультимедиа, ноутбук (персональный компьютер), периферийные устройства, компьютерные сети.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Библиотечный фонд лицея укомплектован печатными и электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по модулю на одного обучающегося.

В наличии электронная информационно-образовательная среда - имеется доступ  студентов   к цифровой (электронной) библиотеке (https://urait.ru/)

 

 

3.2.1. Обязательные печатные издания

1. Фрицлер, А. В.  Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 154 с.

 

3.2.2. Основные электронные издания

1. Фрицлер, А. В.  Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13794-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466897 (дата обращения: 04.08.2022).

2. Чеберко, Е. Ф.  Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Ф. Чеберко. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 420 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10275-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475535 (дата обращения: 04.08.2022).

3. Пушина, Н. В. Основы предпринимательства и финансовой грамотности. Практикум / Н. В. Пушина, Г. А. Бандура. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 288 с. — ISBN 978-5-507-45254-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/292901

4. Основы финансовой грамотности / Е. И. Костюкова, И. И. Глотова, Е. П. Томилина [и др.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 316 с. — ISBN 978-5-507-45627-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/311807

3.2.3. Дополнительные источники

1. Сергеев, А.А.Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.А. Сергеев. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 484 с. (Профессиональное образование).

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках предмета

Знать:

- группы потребностей человека;

- экономические явления и процессы общественной жизни;

- влияние инфляции на повседневную жизнь;

- виды налогов;

- сферы применения различных форм денег

 

Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут быть проверены:

- демонстрируется понимание сущности рассматриваемых экономических явлений и процессов общественной жизни;

- демонстрируется умение аргументированно анализировать изучаемый материал;

 

- ответы на тестовые задания содержат не менее 90% правильных ответов – оценка «отлично»,

не менее 75% правильных ответов – оценка «хорошо»,

не менее 60% правильных ответов – оценка «удовлетворительно»

Устные ответы на контрольные вопросы

Тестирование

 

Перечень умений, осваиваемых в рамках предмета

Уметь:

 

- выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;

- анализировать структуру семейного бюджета;

- формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

- анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

- различать виды ценных бумаг;

- определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

- различать виды кредитов и сферу их использования;

- рассчитывать процентные ставки по кредиту;

- выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц

Характеристики демонстрируемых умений:

 

- демонстрируется умение самостоятельно получать результаты выполнения заданий;

- демонстрируется умение устанавливать связи между изучаемыми понятиями

 

 

 

 

 

Оценка результатов выполнения практических работ.

 

Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы

 


Скачано с www.znanio.ru