Рабочая программа по учебному предмету Финансовая грамотность
Оценка 4.7

Рабочая программа по учебному предмету Финансовая грамотность

Оценка 4.7
doc
18.12.2023
Рабочая программа по учебному предмету Финансовая грамотность
Рабочая программа Финансовая грамотность.doc

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

2.      СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.      УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

4.      КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА   РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебный предмет «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии.

Особое значение предмет имеет при формировании и развитии ОК 03.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

          В результате изучения предмета обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенции, личностные результаты программы воспитания:

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

 

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ПК 1.2.

Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.

ПК 1.3.

Проверять оснащённость, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки.

ПК 1.6.

Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку.

ПК 1.9.

Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке.

 

Личностные результаты

реализации программы воспитания

Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей.  Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни. Демонстрирующий позитивное отношение к регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих социальных перемен.   Стремящийся к формированию
в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 4

Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации

ЛР 6

Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

ЛР 12

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.

ЛР 13

Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики.

ЛР 16

Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение.

ЛР 18

Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством

ЛР 21

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные ключевыми работодателями

Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.

ЛР 22

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные субъектами образовательного процесса

 Проявляющий социальную активность и социальную компетентность в вопросах социально-экономического, национально-культурного и инновационного развития своего региона (своей малой родины).

ЛР 29

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ЛР 30

Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается.

ЛР 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Код компетенции

Формулировка компетенции

Знания, умения

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Умения:

распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

определять этапы решения задачи;

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составлять план действия;

определять необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

реализовывать составленный план;

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания:

актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

методы работы в профессиональной и смежных сферах;

структуру плана для решения задач;

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

Умения:

определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

применять современную научную профессиональную терминологию;

определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;

выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план;

рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования;

определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;

презентовать бизнес-идею;

определять источники финансирования

Знания:

содержание актуальной нормативно-правовой документации;

современная научная и профессиональная терминология;

возможные траектории профессионального развития и самообразования;

основы предпринимательской деятельности;

основы финансовой грамотности;

правила разработки бизнес-планов;

порядок выстраивания презентации;

кредитные банковские продукты

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Умения:

организовывать работу коллектива и команды;

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания:

психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

основы проектной деятельности

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

54

в т.ч. в форме практической подготовки

 

в т. ч.:

теоретическое обучение

17

практические занятия

18

Самостоятельная работа

18

Промежуточная аттестация- дифференцированный зачет

1


2.2. Тематический план и содержание учебного предмета

Наименование раздела

и тем

Содержание учебного материала

Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч.

Коды компетенций
и личностных результатов[1], формированию которых способствует элемент программы

                                                                                                    Введение                                                                                       1

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

Вводный урок

Особенности предмета и содержание курса Финансовая грамотность. Цели и задачи курса

1

                                                                           Раздел 1. Личность в мире будущего                                                             4/3

1.1. Скорость жизни в современном мире. Человеческий капитал.

Анализ важных жизненных этапов, факторы и обстоятельства возможных ситуаций; критерии успешности; составление своего условного сценария жизни; понятие и разнообразие профессиональных компетенций; особенности человеческого капитала; Навыки будущего, важность и необходимость их развития.

1

Практическая работа №1 Составление личного плана развития, затрагивающего каждый элемент человеческого капитала

3

ВСР №1: Изучение материала и подготовка  сообщения  с использованием интернет– ресурсов, СМИ по теме: «Уровень жизни населения Саратовской области».

1

ВСР №2: Подготовка реферата по теме: «Востребованные профессии сегодня»

1

 

Раздел 2. Деньги в цифровом мире                                                                                                                                           6/3

2.1 Эволюция денег и их стоимость

Этапы эволюции денег, понятия электронных денег; возможности использования разных видов денег; способы подделки разных видов денег, возможности распознавания фальшивых банкнот; процесс изменения стоимости денег; процесс инфляции; особенности цифровых денег

1

 

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

ВСР №3: Подготовка сообщения по теме: «Цифровые деньги»

2

2.2. Дистанционные способы управления деньгами

Кредитные карты, назначение отдельных символов; возможности управления безналичными деньгами; формирование номеров банковских карт и их безопасное использования; дистанционное управление безналичными деньгами; работа с сайтами банков; работа с мобильными приложениями для банковского обслуживания; процесс сбора и обработки информации в условиях цифрового мира

1

ВСР №4: Подготовка сообщения по теме: «Мобильные приложения различных банков»

2

2.3. Риски и мошенники в цифровом мире

Способы мошенничества и способы защиты; правила сбора и обработки информации пользователей; телефонное мошенничество; скимминг; фишинг и снифферинг

1

Практическая работа №2 Опрос среди преподавателей и обучающихся лицея о действиях при получении подозрительных смс-сообщений, анализируют информацию и делают выводы

3

ВСР №5: Сформулировать советы для размещения на листовке-предупреждении по скиммингу

1

                                                                                       Раздел 3. Моделирование личных финансов                                    8/6

3.1. Определение финансовой цели

Сопоставление потребностей и финансовых возможностей; процесс достижения финансовых целей, Функционал и работа мобильных приложений; Результаты исследований о тратах людей в разных странах мира.

1

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

Практическая работа №3 Провести сравнительный анализ статей расходов, сформулировать выводы

3

3.2. Управление доходами и расходами

Изменения активов в цифровом мире; Оптимизация активов и пассивов; Страхование рисков, анализ предложения разных страховых компаний

1

Практическая работа №4 Оптимизация активов и пассивов

3

                                                                              Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования                           3

4.1. Формирование сбережений (сберегайте надёжно)

Цели и возможности сбережений, зависимость сбережений от доходов; способы сбережений, Различия между депозитом и накопительным счётом, преимущества страхования; Анализ различных предложений банков

1

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

ВСР №6: Выполнение творческого задания по теме: «Бюджет моей семьи».

2

4.2. Грамотное инвестирование (инвестируйте с умом)

Процесс инвестирования, финансовые инструменты и виды инвесторов на фондовом рынке; индивидуальный инвестиционный счёт; инвестиционный портфель его возможные изменения; Возможности начинающих инвесторов, особенности процессов инвестирования и способов оптимизации; Возможности открытия брокерского счёта на сайтах разных банков

1

4.3. Риски финансовых пирамид (остерегайтесь финансовых пирамид)

Финансовые пирамиды, принципы их функционирования; причины распространения финансовых пирамид и их краха; Мошенничество

1

ВСР №7: Сообщение по теме: «Финансовые пирамиды»

2

 

                                                                             Раздел 5. Инструменты кредитования и заимствования                        5/3

5.1. Разумное кредитование

Потребности и количество денежных средств, необходимых для их удовлетворения; принципы организации процесса кредитования; образ идеального заёмщика для банка; Ипотечное кредитование, положительные и отрицательные стороны

1

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

Практическая работа №5 Сравнение и анализ банковских предложений по кредитам и кредитным картам в разных банках

3

5.2. Условия кредита и займа

Образец кредитного договора, условия, возможные нарушения и их последствия; кредитный онлайн калькулятор на сайтах разных банков; Принципы заимствования в банках и МФО, выделяют ключевые различия; особенности коллекторской деятельности; процесс банкротства физических лиц и условия возникновения такого явления;

1

ВСР №8: Сообщение по теме: «Кредит. Займы»

2

                                                                                          Раздел 6. Сотрудничество с государством                                      5/3

6.1. Грамотное взаимодействие с государством

Порталы и сайты, связанные с предоставлением государственных услуг; налоги их виды, задачи и принципы работы налоговой системы России; безопасность персональных данных; ЕСИА - функциональные возможности портала; персональные данные и средства их защиты

1

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

6.2. Пенсионное обеспечение (сам позаботься о пенсии)

Пенсионная система;  виды и параметры пенсии, факторы, определяющие размер пенсии; Возможность получения двух пенсий одновременно

1

Практическая работа №6 Исследование сайта Пенсионного фонда РФ, описание его функционала

3

ВСР №9: Сообщение по теме: «Кредит. Займы»

2

                                                                                                      Раздел 7. Создание стартапа                                                   3

7.1. Создание идей для стартапа

Сущность стартапов и история возникновения

1

ОК 1, ОК 3

ПК 1.2., ПК 1.3.,

ПК 1.6., ПК 1.9.

 

ЛР 4, ЛР 6, ЛР12;

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР29-ЛР32

7.2. Планирование реализации стартапа

Необходимость планирования деятельности стартапа

1

7.3. Принятие предпринимательских решений

идеи стартапов, сильные и слабые стороны; возможные проблемы, с которыми могут столкнуться стартапы;

1

Возможные способы продвижения стартапов; интернет-пространство в поисках сайтов для продвижения стартапов,

 

ВСР №10: Сообщение по теме: «История возникновения стартапов»

2

 

Дифференцированный зачет

1

 

ИТОГО

36

 

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебного предмета в лицее имеется в наличии учебный кабинет основы финансовой грамотности.

Оборудование учебного кабинета: компьютеры, учебные пособия, стенды.

Технические средства обучения: мультимедиа, ноутбук (персональный компьютер), периферийные устройства, компьютерные сети.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Библиотечный фонд лицея укомплектован печатными и электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по модулю на одного обучающегося.

В наличии электронная информационно-образовательная среда - имеется доступ  студентов   к цифровой (электронной) библиотеке (https://urait.ru/)

 

 

3.2.1. Обязательные печатные издания

1. Фрицлер, А. В.  Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 154 с.

 

3.2.2. Основные электронные издания

1. Фрицлер, А. В.  Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13794-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466897 (дата обращения: 04.08.2022).

2. Чеберко, Е. Ф.  Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Ф. Чеберко. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 420 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10275-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475535 (дата обращения: 04.08.2022).

3. Пушина, Н. В. Основы предпринимательства и финансовой грамотности. Практикум / Н. В. Пушина, Г. А. Бандура. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 288 с. — ISBN 978-5-507-45254-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/292901

4. Основы финансовой грамотности / Е. И. Костюкова, И. И. Глотова, Е. П. Томилина [и др.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 316 с. — ISBN 978-5-507-45627-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/311807

3.2.3. Дополнительные источники

1. Сергеев, А.А.Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.А. Сергеев. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 484 с. (Профессиональное образование).

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках предмета

Знать:

- группы потребностей человека;

- экономические явления и процессы общественной жизни;

- влияние инфляции на повседневную жизнь;

- виды налогов;

- сферы применения различных форм денег

 

Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут быть проверены:

- демонстрируется понимание сущности рассматриваемых экономических явлений и процессов общественной жизни;

- демонстрируется умение аргументированно анализировать изучаемый материал;

 

- ответы на тестовые задания содержат не менее 90% правильных ответов – оценка «отлично»,

не менее 75% правильных ответов – оценка «хорошо»,

не менее 60% правильных ответов – оценка «удовлетворительно»

Устные ответы на контрольные вопросы

Тестирование

 

Перечень умений, осваиваемых в рамках предмета

Уметь:

 

- выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;

- анализировать структуру семейного бюджета;

- формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

- анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

- различать виды ценных бумаг;

- определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

- различать виды кредитов и сферу их использования;

- рассчитывать процентные ставки по кредиту;

- выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц

Характеристики демонстрируемых умений:

 

- демонстрируется умение самостоятельно получать результаты выполнения заданий;

- демонстрируется умение устанавливать связи между изучаемыми понятиями

 

 

 

 

 

Оценка результатов выполнения практических работ.

 

Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы

 


Скачано с www.znanio.ru



 

СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ

Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации

Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации

Код компетенции Формулировка компетенции

Код компетенции Формулировка компетенции

Код компетенции Формулировка компетенции

Код компетенции Формулировка компетенции

Тематический план и содержание учебного предмета

Тематический план и содержание учебного предмета

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

ЛР 13, ЛР 16; ЛР 18; ЛР21, ЛР 22,

Риски финансовых пирамид (остерегайтесь финансовых пирамид)

Риски финансовых пирамид (остерегайтесь финансовых пирамид)

ВСР №10: Сообщение по теме: «История возникновения стартапов» 2

ВСР №10: Сообщение по теме: «История возникновения стартапов» 2

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

Уметь: - выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов; - анализировать структуру семейного бюджета; - формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость; -…

Уметь: - выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов; - анализировать структуру семейного бюджета; - формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость; -…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2023