муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Бузат МР Стерлибашевский район РБ
Рассмотрена На заседании МО Протокол №_______ «___»____________2017г. |
«Согласована» Зам. директора по УР _____________ «___»____________2017г. |
«Утверждаю» Директор школы __________ «___»____________2017г. |
Рабочая программа
по учебному предмету информатика для детей с ОВЗ
9 класс
Составитель:Гатауллин Ф.З
Учитель математики
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа для детей с ОВЗ составлена на основе:
· Федерального государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089),
· примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»,
· федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
· учебного плана МБОУ СОШ с. Бузат на 2017-2018 учебный год,
· авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012),
Рабочая адаптированная программа разработана на основе «Рабочей программы по информатике и ИКТ для 9 класса». Структуры программы остается такой же. Но в нее внесены небольшие изменения, учитывая особенности психического развития учащейся.
Цели и задачи курса:
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Так, как программа адаптирована для обучающейся с ОВЗ, то в
первую очередь, это касается соотнесения объема изучаемого материала и
количества часов, отведенных на его изучение. Что касается содержания, то любая
тема курса будет доступна пониманию особого ребенка. Это объясняется тем, что
понятия информатики (свойства объекта, моделирование, алгоритм и другие) можно
объяснить на доступном ребенку уровне, (на уровне операций с предметами, образами,
понятиями). В данном случае в процессе обучения важно не допускать разрыва
между действием, словом и образом, опираться на имеющийся, хотя и ограниченный,
жизненный опыт детей.
Набольшим развивающим потенциалом обладают
темы: «Объект и его характеристика», «Модель и моделирование», «Алгоритм».
Усвоение понятий данных тем основано на овладении действиями: выделение
структуры проблемной ситуации, представление информации в необходимой для
решения задачи форме, планирование действий по ее решению и др., которые
выступают как познавательные умения, необходимые для решения любых задач. Этот
аспект содержания данного курса, как нельзя лучше подходит для развития
познавательной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Для обучающихся уменьшены требования при оценивании проверочных работ, зачетных работ и предоставляется консультирование учителем во время проведения практических работ.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Цели: Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
· овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
· воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
· выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
. Рабочая программа рассчитана на 66 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа является продолжением линии предыдущего учебного года, ориентированной на 3-е издание УМК автора.
В разделе «Алгоритмизация и программирование» возможно использование цифровых образовательных ресурсов, разработанных для других УМК и размещенных в Интернете в свободном доступе. В связи с тем, что при решении олимпиадных заданий, подготовке к ГИА большим спросом пользуется язык программирования Paskal, то вместо изучения языка Visual Basig в программу включены уроки для изучения основ языка Paskal.
Практические работы проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала.
Используемый учебно-методический комплекс
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
· Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2013.
· «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе». 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке:
Инструментарий для оценивания результатов:
· практические работы
· контрольные работы
· тесты
· презентации
· сообщения и доклады
· проекты
· устные ответы
Формы организации учебного процесса:
· индивидуальные;
· групповые;
· индивидуально-групповые;
· фронтальные;
· практикумы.
Контроль сформированности навыков происходит на каждом уроке при выполнении упражнений в рабочей тетради и на компьютере. Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов. Тесты предназначены для проверки знаний учащихся.
Содержание
№ п/п |
Раздел программы |
|
1 |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации |
15 |
2 |
Кодирование и обработка текстовой информации |
9 |
3 |
Кодирование и обработка числовой информации |
9 |
4 |
Основы алгоритмизации и программирования |
14 |
5 |
Моделирование и формализация |
8 |
6 |
Информация общества |
10 |
7 |
Повторение |
1 |
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации 15 часов
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB . Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах . Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео
Практические работы:
Практическая работа 1. Кодирование графической информации
Практическая работа 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
Практическая работа 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Практическая работа 4. Анимация
Практическая работа 5. Кодирование и обработка звуковой информации
Практическая работа 6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу
Практическая работа 7 Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации 9 часов
Кодирование текстовой информации . Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа . Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов
Практические работы:
Практическая работа 8. Кодирование текстовой информации
Практическая работа 9 Вставка в документ формул
Практическая работа 10. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа 11. Создание и форматирование списков
Практическая работа 12. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа 13. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа 14 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации- 9 часов
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Практические работы:
Практическая работа 15. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа 16 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 17. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа 18. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа 19. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования -14 часов
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005
Практические работы:
Практическая работа 20. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
Практическая работа 21. Проект «Переменные»
Практическая работа 22. Проект «Калькулятор»
Практическая работа 23. Проект «Строковый калькулятор»
Практическая работа 24. Проект «Даты и время»
Практическая работа 25. Проект «Сравнение кодов символов»
Практическая работа 26. Проект «Отметка»
Практическая работа 27. Проект «Коды символов»
Практическая работа 28 Проект «Слово-перевертыш»
Практическая работа 29. Проект «Графический редактор»
Практическая работа 30. Проект «Системы координат»
Практическая работа 31. Проект «Анимация»
Глава 5. Моделирование и формализация-8 часов
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели
5.2.3. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Практические работы:
Практическая работа 32. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 33. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа 34. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 35. Проект «Модели систем управления»
Глава 6. Информатизация общества 10 ч
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
примечание |
|
По плану |
Провед |
|||
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации 15 часов |
|
|||
1 |
Техника безопасности при работе за компьютером. Знакомство с программой и учебником. |
4.09 |
|
|
2 |
Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Определение количества информации |
6.09 |
|
|
3 |
Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. |
11.09 |
|
|
4 |
Практическая работа№1 «Кодирование графической информации» |
13.09 |
|
|
5 |
Рисование графических примитивов в растровых и векторных редакторах |
18.09 |
|
|
6 |
Инструменты рисования растровых графических редакторов. Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» |
20.09 |
|
|
7 |
Работа с объектами в векторных графических редакторах. |
25.09 |
|
|
8 |
Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» |
27.09 |
|
|
9 |
Растровая и векторная анимация |
2.10 |
|
|
10 |
Практическая работа №4 «Анимация» |
4.10 |
|
|
11 |
Кодирование и обработка звуковой информации. |
16.10 |
|
|
12 |
Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации» |
18.10 |
|
|
13 |
Цифровое фото и видео |
23.10 |
|
|
14 |
Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». Практическая работа №7 « Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» |
25.10 |
|
|
15 |
Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» |
30.10 |
|
|
Кодирование и обработка текстовой информации 9 часов |
|
|||
16 |
Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации» |
1.11 |
|
|
17 |
Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул» |
6.11 |
|
|
18 |
Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. |
8.11 |
|
|
19 |
Форматирование документа. Практическая работа № 10 «Форматирование символов, абзацев» |
13.11 |
|
|
20 |
Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков» |
15.11 |
|
|
21 |
Таблицы. Практическая работа № 12 « Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» |
27.11 |
|
|
22 |
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Практическая работа № 13 « Перевод текста с помощью компьютерного словаря». |
29.11 |
|
|
23 |
Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» |
4.12 |
|
|
24 |
Контрольная работа №2 по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации» |
6.12 |
|
|
Кодирование и обработка числовой информации 9 часов |
|
|||
25 |
Кодирование числовой информации. |
11.12 |
|
|
26 |
Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» |
13.12 |
|
|
27 |
Электронные таблицы. |
18.12 |
|
|
28 |
Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в электронных таблицах, создание таблиц значений функций в электронных таблицах» |
20.12 |
|
|
29 |
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. |
25.12 |
|
|
30 |
Практическая работа №17 «Построение диаграмм различных типов» |
27.12 |
|
|
31 |
База данных в электронных таблицах |
8.01 |
|
|
32 |
Практическая работа № 18 « Сортировка и поиск в электронных таблицах» |
10.01 |
|
|
33 |
Контрольная работа № 3 « Кодирование и обработка числовой информации» |
15.01 |
|
|
Основы алгоритмизации объектно-ориентированного программирования 14 часов |
|
|||
34 |
Алгоритм и его формальное исполнение. |
17.01 |
|
|
35 |
Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. |
22.01 |
|
|
36 |
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. |
24.01 |
|
|
37 |
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования |
29.01 |
|
|
38 |
Основы объектно-ориентированного программирования |
31.01 |
|
|
39 |
Практическая работа №19 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» |
5.02 |
|
|
40 |
Практическая работа № 20 «Переменные» |
7.02 |
|
|
41 |
Практическая работа №21 «Функции ф языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» |
12.02 |
|
|
42 |
Практическая работа № 22 « Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке» |
14.02 |
|
|
43 |
Практическая работа №23 «Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке» |
26.02 |
|
|
44 |
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005 |
28.02 |
|
|
45 |
Практическая работа №24 «Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005» |
5.03 |
|
|
46 |
Практическая работа №24 «Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005» (Продолжение) |
7.03 |
|
|
47 |
Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» |
12.03 |
|
|
Моделирование и формализация 8 часов |
|
|||
48 |
Окружающий мир как иерархическая система |
14.03 |
|
|
49 |
Моделирование, формализация, визуализация |
19.03 |
|
|
50 |
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере |
21.03 |
|
|
51 |
Практическая работа №25 «Построение и исследование физических моделей» |
26.03 |
|
|
52 |
Практическая работа № 26 «Приближенное решение уравнений» |
28.03 |
|
|
53 |
Практическая работа №27 «Эксперты системы распознавания физических веществ» |
2.04 |
|
|
54 |
Контрольная работа № 5 «Моделирование и формализация» |
4.04 |
|
|
55 |
Практическая работа№ 28 «Информационные модели управления объектами» |
16.04 |
|
|
Информатизация общества 10 часов |
|
|||
56 |
Информационное общество. |
18.04 |
|
|
57 |
Информационная культура. |
23.04 |
|
|
58 |
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. |
25.04 |
|
|
59 |
Контрольная работа № 6 «Информатизация общества» |
2.05 |
|
|
60-61 |
Локальные компьютерные сети |
7.05 9.05 |
|
|
62-63 |
Форматирование текста на Web-странице |
14.05 16.05 |
|
|
64 |
Вставка изображений в Web- странице |
21.05 |
|
|
65 |
Гиперссылки на Web-страницах |
23.05 |
|
|
66 |
Итоговое тестирование по курсу |
24.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.