Рабочая программа
по учебному предмету
«Математика»
1 класс
2023/2024
учебный год
Составитель:
Анисимова Ю.Н., учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» включает содержание учебного предмета, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по каждой теме электронные (цифровые) образовательные ресурсы.
1. Содержание учебного предмета «Математика»
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин). Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.
2. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Математика».
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Изучение содержания учебного предмета «Математика» в 1 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов.
Универсальные познавательные учебные действия:
— наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
— обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
— понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
— наблюдать действие измерительных приборов;
— сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному
основанию;
— копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур;
— вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:
— понимать, что математические явления могут быть
представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица,
рисунок, схема;
— читать таблицу, извлекать информацию, представленную в
табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— характеризовать (описывать) число, геометрическую
фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
— комментировать ход сравнения двух объектов; описывать
своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в
задаче;
— описывать положение предмета в пространстве различать и
использовать математические знаки;
— строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
— принимать учебную задачу, удерживать её в процессе
деятельности;
— действовать в соответствии с предложенным образцом,
инструкцией;
— проявлять интерес к проверке результатов решения учебной
задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
— проверять правильность вычисления с помощью другого
приёма выполнения действия.
Совместная
деятельность:
— участвовать в парной работе с математическим материалом;
— выполнять правила совместной деятельности:
договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать
конфликты.
Предметные результаты
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
— находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
— выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);
— сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
— знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);
— различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
— устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
— группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
— различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы;
— сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию.
3. Тематическое планирование
|
№ п/п |
Тема, раздел курса |
Используемые электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
|
Раздел 1. Числа (22ч) |
|
|
1.1 |
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. (2ч) |
https://multiurok.ru/ https://resh.edu.ru/ https://kopilkaurokov.ru https://infourok.ru http://nsc.1september.ru http://nsportal.ru/ http://www.nachalka.com https://onlinetestpad.com/ru/tests https://uchi.ru/
|
|
1.2 |
Единица счёта. Десяток. (2ч) |
|
|
1.3 |
Счёт предметов, запись результата цифрами. (3ч) |
|
|
1.4 |
Порядковый номер объекта при заданном порядке счёта. (2ч) |
|
|
1.5 |
Сравнение чисел, сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. (2ч) |
|
|
1.6 |
Число и цифра 0 при измерении, вычислении. (2ч) |
|
|
1.7 |
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. (5ч) |
|
|
1.8 |
Однозначные и двузначные числа. (2ч) |
|
|
1.9 |
Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. (2ч) |
|
|
|
Раздел 2. Величины (9ч) |
|
|
2.1 |
Длина и её измерение с помощью заданной мерки. (3ч) |
https://multiurok.ru/ https://resh.edu.ru/ https://kopilkaurokov.ru https://infourok.ru http://nsc.1september.ru http://nsportal.ru/ http://www.nachalka.com |
|
2.2 |
Сравнение без измерения: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, старше – моложе, тяжелее – легче. (3ч) |
|
|
2.3 |
Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. (3ч) |
|
|
|
Раздел 3. Арифметические действия (50ч) |
|
|
3.1 |
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. (10ч) |
https://multiurok.ru/ https://resh.edu.ru/ https://kopilkaurokov.ru https://infourok.ru http://nsc.1september.ru http://nsportal.ru/ http://www.nachalka.com https://onlinetestpad.com/ru/tests https://uchi.ru/
|
|
3.2 |
Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов действия. Таблица сложения. Переместительное свойство сложения. (5ч) |
|
|
3.3 |
Вычитание как действие, обратное сложению. (6ч) |
|
|
3.4 |
Неизвестное слагаемое. (3ч) |
|
|
3.5 |
Сложение одинаковых слагаемых. Счёт по 2, по 3, по 5. (8ч) |
|
|
3.6 |
Прибавление и вычитание нуля. (3ч) |
|
|
3.7 |
Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. (10ч) |
|
|
3.8 |
Вычисление суммы, разности трёх чисел. (5ч) |
|
|
|
Раздел 4. Текстовые задачи (16ч) |
|
|
4.1 |
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. (4ч) |
https://multiurok.ru/ https://resh.edu.ru/ https://kopilkaurokov.ru https://infourok.ru http://nsc.1september.ru http://nsportal.ru/ http://www.nachalka.com https://onlinetestpad.com/ru/tests https://uchi.ru/
|
|
4.2 |
Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. (3ч) |
|
|
4.3 |
Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. (3ч) |
|
|
4.4 |
Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. (3ч) |
|
|
4.5 |
Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, её решению). (3ч) |
|
|
|
Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры (20ч) |
|
|
5.1 |
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. (3ч) |
https://multiurok.ru/ https://resh.edu.ru/ https://kopilkaurokov.ru https://infourok.ru http://nsc.1september.ru http://nsportal.ru/ http://www.nachalka.com https://onlinetestpad.com/ru/tests https://uchi.ru/
|
|
5.2 |
Распознавание объекта и его отражения. (2ч) |
|
|
5.3 |
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. (3ч) |
|
|
5.4 |
Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах. (5ч) |
|
|
5.5 |
Длина стороны прямоугольника, квадрата, треугольника. (3ч) |
|
|
5.6 |
Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника. (4ч) |
|
|
|
Раздел 6. Математическая информация (15ч) |
|
|
6.1 |
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер); выбор предметов по образцу (по заданным признакам). (2ч) |
https://multiurok.ru/ https://resh.edu.ru/ https://kopilkaurokov.ru https://infourok.ru http://nsc.1september.ru http://nsportal.ru/ http://www.nachalka.com https://onlinetestpad.com/ru/tests https://uchi.ru/
|
|
6.2 |
Группировка объектов по заданному признаку. (2ч) |
|
|
6.3 |
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. (2ч) |
|
|
6.4 |
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. (2ч) |
|
|
6.5 |
Чтение таблицы (содержащей не более четырёх данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. (2ч) |
|
|
6.6 |
Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми данными (значениями данных величин). (2ч) |
|
|
6.7 |
Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур. (3ч) |
|
|
|
Итого: 132 часа |
|
4. Поурочное планирование
|
№ п/п |
Тема урока |
|
1 |
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. |
|
2 |
Счёт предметов. |
|
3 |
Пространственные представления: вверху, внизу, слева, справа. |
|
4 |
Временные отношения: раньше, позже, сначала, потом. |
|
5 |
Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». |
|
6 |
Сравнение групп предметов. Отношения «на сколько больше», «на сколько меньше». |
|
7 |
Отношения «больше», «меньше», «столько же», «больше на…», «меньше на…» |
|
8 |
Проверочная работа. |
|
9 |
Понятия «много», «один». Число и цифра 1. |
|
10 |
Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. |
|
11 |
Число и цифра 3. Письмо цифры 3. |
|
12 |
Знаки «+», «–», «=». |
|
13 |
Число и цифра 4. Письмо цифры 4. |
|
14 |
Понятия «длиннее», «короче». |
|
15 |
Число и цифра 5. Письмо цифры 5. |
|
16 |
Числа от 1 до 5. Состав числа 5. |
|
17 |
Странички для любознательных. |
|
18 |
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. |
|
19 |
Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. |
|
20 |
Числа от 1 до 5. Закрепление изученного материала. |
|
21 |
Знаки «>», «<», «=». |
|
22 |
Равенство. Неравенство. |
|
23 |
Многоугольник. |
|
24 |
Закрепление. Состав чисел. |
|
25 |
Числа и цифры 6 и 7. Письмо цифры 6. |
|
26 |
Числа и цифры 6 и 7. Письмо цифры 7. |
|
27 |
Числа и цифры 8 и 9. Письмо цифры 8. |
|
28 |
Числа и цифры 8 и 9. Письмо цифры 9. |
|
29 |
Число 10. |
|
30 |
Повторение и закрепление изученного по теме «Числа от 1 до 10». |
|
31 |
Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». |
|
32 |
Сантиметр. |
|
33 |
Увеличить на… Уменьшить на… |
|
34 |
Число 0. |
|
35 |
Сложение и вычитание с числом 0. |
|
36 |
Страничка для любознательных. |
|
37 |
Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1. |
|
38 |
Сложение и вычитание вида □ + 1+ 1, □ – 1 – 1. |
|
39 |
Сложение и вычитание вида □ + 2, □ – 2. |
|
40 |
Слагаемые. Сумма. |
|
41 |
Задача. Её составные части. |
|
42 |
Задача. Составление задач на сложение, вычитание по рисунку. |
|
43 |
Таблица сложения и вычитания с числом 2. |
|
44 |
Присчитывание и отсчитывание по 2. |
|
45 |
Задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц. |
|
46 |
Странички для любознательных. |
|
47 |
Повторение и закрепление изученного материала по теме. |
|
48 |
Странички для любознательных. |
|
49 |
Сложение и вычитание вида □ + 3, □ – 3. |
|
50 |
Прибавление и вычитание числа 3. |
|
51 |
Сравнение длин отрезков. |
|
52 |
Таблица сложения и вычитания числа 3. |
|
53 |
Присчитывание и отсчитывание по 3. |
|
54 |
Решение текстовых задач. |
|
55 |
Составление и заучивание таблицы сложения и вычитания на 3. |
|
56 |
Странички для любознательных. |
|
57 |
Что узнали. Чему научились. |
|
58 |
Повторение пройденного материала. |
|
59 |
Состав чисел. Закрепление. |
|
60 |
Повторение пройденного материала. |
|
61 |
Проверочная работа. |
|
62 |
Анализ результатов. |
|
63 |
Решение задач. |
|
64 |
Упражнения для закрепления. |
|
65 |
Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. |
|
66 |
Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами). |
|
67 |
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами). |
|
68 |
Сложение и вычитание вида □ + 4, □ – 4. |
|
69 |
Закрепление изученного. |
|
70 |
Решение задач на разностное сравнение. |
|
71 |
Таблица сложения и вычитания с числом 4. |
|
72 |
Решение задач. |
|
73 |
Перестановка слагаемых. |
|
74 |
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, 6, 7, 8, 9. |
|
75 |
Таблицы для случаев вида □ + 5, 6, 7, 8, 9. |
|
76 |
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, 6, 7, 8, 9. |
|
77 |
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, 6, 7, 8, 9. |
|
78 |
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, 6, 7, 8, 9. |
|
79 |
Страничка для любознательных. |
|
80 |
Что узнали. Чему научились. |
|
81 |
Связь между суммой и слагаемыми. |
|
82 |
Связь между суммой и слагаемыми. |
|
83 |
Решение задач. |
|
84 |
Уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
|
85 |
Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □. |
|
86 |
Закрепление приема вычисления 6 – □, 7 – □. Решение задач. |
|
87 |
Вычитание вида 8 – □, 9 – □. |
|
88 |
Вычитание в случаях вида 8 – □, 9 – □. |
|
89 |
Вычитание вида 10 – □. |
|
90 |
Закрепление изученного. Решение задач. |
|
91 |
Килограмм. |
|
92 |
Литр. |
|
93 |
Названия и последовательность чисел от 11 до 20. |
|
94 |
Образование чисел второго десятка. |
|
95 |
Запись и чтение чисел второго десятка. |
|
96 |
Единица длины – дециметр. |
|
97 |
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. |
|
98 |
Страничка для любознательных. |
|
99 |
Что узнали. Чему научились. |
|
100 |
Проверочная работа. |
|
101 |
План решения задачи в два действия и запись решения. |
|
102 |
Ознакомление с задачами в два действия. |
|
103 |
Решение задач в два действия. |
|
104 |
Проверочная работа по теме «Нумерация 1-20». |
|
105 |
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
|
106 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 2, □ + 3. |
|
107 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 4. |
|
108 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 5. |
|
109 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 6. |
|
110 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 7. |
|
111 |
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 8, □ + 9. |
|
112 |
Таблица сложения. |
|
113 |
Таблица сложения. Решение задач. |
|
114 |
Странички для любознательных. |
|
115 |
Что узнали. Чему научились. |
|
116 |
Общие приём табличного вычитания с переходом через десяток. |
|
117 |
Вычитание вида 11 – □. |
|
118 |
Вычитание вида 12 – □. |
|
119 |
Вычитание вида 13 – □. |
|
120 |
Вычитание вида 14 – □. |
|
121 |
Вычитание вида 15 – □. |
|
122 |
Вычитание вида 16 – □. |
|
123 |
Вычитание вида 17 – □, 18 – □. |
|
124 |
Страничка для любознательных. |
|
125 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
|
126 |
Годовая контрольная работа за первый класс. |
|
127 |
Наши проекты «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет». |
|
128 |
Повторение таблицы состава чисел второго десятка. |
|
129 |
Повторение и закрепление пройденного материала. |
|
130 |
Решение задач изученных видов. |
|
131 |
Что узнали. Чему научились в первом классе. |
|
132 |
Что узнали. Чему научились в первом классе. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.