Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» основного общего образования для 5 класса на 2021-2022 учебный год
Оценка 4.7

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» основного общего образования для 5 класса на 2021-2022 учебный год

Оценка 4.7
docx
25.09.2021
Рабочая программа  по учебному предмету «Музыка» основного общего образования  для 5 класса на 2021-2022 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2016. В 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (1 час в неделю).
рабочая_программа_Музыка_5_кл._2020-2021_уч._год.docx

Комитет администрация города Славгорода Алтайского края по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол от 23.08.2021 г.№07

Согласовано

заместителем директора

по УВР

24.08.2021г

Утверждено

приказом директора

МБОУ«Нововознесенская СОШ»

от 24.08.2021г.№ 108

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

по учебному предмету «Музыка»

основного общего образования

 

для 5 класса на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель программы:

                                                                      Эленбергер Марина Александровна

                               учитель

                                                                                     высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Нововознесенка

 

 2021 г

 


Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2016.

 

В 5 классе на учебный предмет  «Музыка» отводится 35 часов (1 час в неделю).

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета "Музыка»:

 

-   чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:

 

-    целостный социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 

-      ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 

-  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

 

-  компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

 

-  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

 

-    участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

 

-    признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 

-  принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 

-     эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности и универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

 

 


-     умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

 

-     умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

 

-    умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

 

-   владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


-          умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

 

-  смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

 

-   умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 

-      умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

 

-       формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

 

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение и отражают:

 

-     сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

 

-       сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

 

-    развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

 

-  сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

 

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

 

-   расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

 

-    овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

 

-     приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

 

-    сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

 

 

Планируемые результаты:

 

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;

 

-  понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;


-    выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;

 

-     раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

 

-   понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

 

-       осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

 

-    разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

 

-  определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;

 

-   применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

 

 

 

Содержание тем учебного курса

 

Содержание

Кол-во часов

 

 

«Музыка и литература»

17

 

 

«Музыка и изобразительное искусство»

18

 

 

Всего

35

 

 

 

 

 

«Музыка и литература» (17ч.)

 

Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей... Песня русская в березах, песня русская в хлебах... Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...

 

Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки... Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с мольбою...

 

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

 

Раскрываются      следующие     содержательные     линии:      Сюжеты,      темы,       образы      искусства.

 

Интонационные  особенности  языка  народной,  профессиональной,  религиозной  музыки  (музыка

 

русская    и    зарубежная,    старинная    и    современная).    Специфика    средств     художественной

 

выразительности каждого из искусств.

 

Обобщение материала I четверти.

 

Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?

 

Писатели  и  поэты  о  музыке  и  музыкантах.  Слово  о  мастере.  Гармонии  задумчивый  поэт.  Ты,

 

Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Был он весь окутан тайной —

 

Первое  путешествие  в  музыкальный  театр.   Опера.  Оперная  мозаика.   Опера-былина   «Садко».


Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!

 

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик».

 

Музыка в театре, кино, на телевидении.

 

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

 

Мир композитора.

 

Раскрываются следующие содержательные линии: Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций.

 

Опера.    Либретто.    Увертюра.   Ария,    речитатив,    хор,    ансамбль.    Инструментальные     темы.

 

Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы).

 

Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие.

 

Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры.

 

Обобщение материала II четверти..

 

«Музыка и изобразительное искусство» (18ч.)

 

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

 

Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых...

 

Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побоища.

 

Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... И это все — весенних дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности.

 

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко...

 

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он побеждал зло.

 

Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.

 

Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет...

 

Раскрываются   следующие   содержательные   действие   музыки   с   изобразительным    искусством.

 

Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган.

 

Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах искусства.

 

Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано).

 

Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр. Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация.

 

Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры.

 

Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.


Обобщение материала III четверти.

 

Застывшая музыка. Содружество муз в храме.

 

Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса...

 

Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечный красоты...

 

Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией...

 

Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе... Звуки и запахи реют в

 

вечернем воздухе.

 

О  подвигах, о доблести, о славе. О тех, кто уже не придет никогда, — помните! Звучащие картины. В каждой мимолетности вижу я миры... Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского.

 

Мир композитора. С веком наравне.

 

Раскрываются следующие содержательные линии: Органная музыка. Хор a capella Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства.

 

Обобщение материала IV четверти.


Календарно-тематическое планирование

 

Музыка 5 класс

 

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во

 

Дата проведения урока

 

 

 

часов

 

 

 

 

 

 

 

планируемая

фактическая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Музыка и литература» (17ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

«Что роднит музыку с литературой».

1

 

 

 

 

 

«Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова

 

 

 

 

 

 

красивей…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

«Песня русская в берѐзах, песня русская в

1

 

 

 

 

 

хлебах…».«Звучащие картины».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться

1

 

 

 

 

 

нужно…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

«Фольклор в музыке русских композиторов».

1

 

 

 

 

 

«Стучит, гремит Кикимора…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

«Фольклор в музыке русских композиторов».

1

 

 

 

 

 

«Что за прелесть эти сказки…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

«Жанры инструментальной и вокальной

1

 

 

 

 

 

музыки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

«Вторая жизнь песни». «Живительный родник

1

 

 

 

 

 

творчества».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Обобщение материала I четверти.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

«Всю жизнь мою несу родину в душе…».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

«Писатели и поэты о музыке и музыкантах».

1

 

 

 

 

 

«Слово о мастере». «Гармонии задумчивый

 

 

 

 

 

 

поэт».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

«Писатели и поэты о музыке и музыкантах».

1

 

 

 

 

 

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…». «Был

 

 

 

 

 

 

он весь окутан тайной — чѐрный гость…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

«Первое путешествие в музыкальный театр».

1

 

 

 

 

 

«Опера». «Оперная мозаика». «Опера-былина

 

 

 

 

 

 

«Садко». «Звучащие картины». «Поклон вам,

 

 

 

 

 

 

гости именитые, гости заморские!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

«Второе путешествие в музыкальный театр».

1

 

 

 

 

 

«Балет». «Балетная мозаика». «Балет-сказка

 

 

 

 

 

 

«Щелкунчик».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

«Музыка в театре, в кино, на телевидении».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

«Третье путешествие в музыкальный театр».

1

 

 

 

 

 

«Мюзикл».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

«Мир композитора».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.

Обобщение материала II четверти.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Музыка и изобразительное искусство» (18ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.

«Что роднит музыку с изобразительным

1

 

 

 

 

 

искусством».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.

«Небесное и земное в звуках и красках».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.

«Звать через прошлое к настоящему».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.

«Звать через прошлое к настоящему».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

«Музыкальная живопись и живописная

1

 

 

 

 

 

музыка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


23.

«Музыкальная живопись и живописная музыка»

1

 

 

 

 

 

 

 

24.

«Колокольность в музыке и изобразительном

1

 

 

 

искусстве».

 

 

 

 

 

 

 

 

25.

«Колокольность в музыке и изобразительном

1

 

 

 

искусстве».

 

 

 

 

 

 

 

 

26.

«Портрет в музыке и изобразительном

1

 

 

 

искусстве».

 

 

 

 

 

 

 

 

27.

«Волшебная палочка дирижѐра» «Образы

1

 

 

 

борьбы и победы в искусстве».Обобщение

 

 

 

 

материала III четверти

 

 

 

 

 

 

 

 

28.

«Застывшая музыка».

1

 

 

 

 

 

 

 

29.

«Полифония в музыке и живописи».

1

 

 

 

 

 

 

 

30.

«Музыка на мольберте».

1

 

 

 

 

 

 

 

31.

«Импрессионизм в музыке и живописи».

1

 

 

 

 

 

 

 

32.

«О подвигах, о доблести, о славе…».

1

 

 

 

 

 

 

 

33.

«В каждой мимолѐтности вижу я миры…».

1

 

 

 

 

 

 

 

34.

«Мир композитора». «Исследовательский

1

 

 

 

проект». «С веком наравне»

 

 

 

 

 

 

 

 

35.

Обобщение материала IV четверти

1

 

 

 

 

 

 

 


Лист внесения изменений

 

 

Дата проведения

Дата проведения

Тема урока

Основание для

урока

урока фактическая

 

внесения изменений в

планируемая

 

 

программу (номер,

 

 

 

дата приказа, причина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Комитет администрация города Славгорода

Комитет администрация города Славгорода

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы

ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети

ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети

Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!

Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!

Обобщение материала III четверти

Обобщение материала III четверти

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Музыкальная живопись и живописная музыка» 1 24

Музыкальная живопись и живописная музыка» 1 24

Лист внесения изменений

Лист внесения изменений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2021
Посмотрите также: