Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» основного общего образования для 6 класса на 2021-2022 учебный год

  • docx
  • 25.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2016. В 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (1 час в неделю).
Иконка файла материала Рабочая_программа_Музыка_6_класс_2020-2021_уч.год.docx

Комитет администрация города Славгорода Алтайского края по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол от 23.08.2021 г.№07

Согласовано

заместителем директора

по УВР

24.08.2021г

Утверждено

приказом директора

МБОУ«Нововознесенская СОШ»

от 24.08.2021г.№ 108

 


 

 

 

Рабочая программа

 

по учебному предмету «Музыка»

основного общего образования

 

для 6  класса на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель программы:

                                                                      Эленбергер Марина Александровна

                               учитель

                                                                                     высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Нововознесенка

 

 2021 г


Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2016.

 

В 6  классе на учебный предмет  «Музыка» отводится 35 часов (1 час в неделю).

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета "Музыка»:

 

-   чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:

 

-    целостный социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 

-      ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 

-  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

 

-  компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

 

-  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

 

-    участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

 

-    признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 

-  принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 

-     эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности и универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

 

 


-     умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

 

-     умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

 

-    умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

 

-   владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


-          умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

 

-  смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

 

-   умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 

-      умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

 

-       формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

 

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение и отражают:

 

-     сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

 

-       сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

 

-    развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

 

-  сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

 

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

 

-   расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

 

-    овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

 

-     приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

 

-    сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

 

 

Планируемые результаты:

 

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;

 

-  понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;


-    выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;

 

-     раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

 

-   понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

 

-       осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

 

-    разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

 

-  определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;

 

-   применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

 

Содержание тем учебного курса

 

Содержание

Кол-во часов

 

 

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

17

 

 

«Мир образов камерной и симфонической музыки»

18

 

 

Всего

35

 

 

 

 

 

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17ч.)

 

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

 

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

 

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX века (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

 

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

 

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.


«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18ч.)

 

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

 

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.

 

Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.).

 

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.


Календарно-тематическое планирование

 

Музыка 6 класс

 

Тема раздела, урока

Кол-во

Дата проведения урока

урока

 

часов

планируемая

фактическая

 

Мир образов вокальной и инструментальной музыки  (17ч.)

 

 

 

 

 

1.

Удивительный мир музыкальных образов. Образы

1

 

 

 

романсов и песен старинных русских композиторов.

 

 

 

2.

Два музыкальных посвящения. Я помню чудное

1

 

 

 

мгновенье. И жизнь, и слезы, и любовь… Вальс-

 

 

 

 

фантазия

 

 

 

3.

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

1

 

 

4.

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1

 

 

 

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

 

 

 

 

Картинная галерея

 

 

 

5.

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве

1

 

 

 

композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены

 

 

 

 

свадьбы в операх русских композиторов.

 

 

 

6.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство

1

 

 

 

прекрасного пения

 

 

 

7.

«Старинной песни мир». Песни Ф. Шуберта.

1

 

 

 

Баллада. Лесной царь. Картинная галерея

 

 

 

8.

Обобщение материала 1 четверти.

1

 

 

9.

Образы русской народной и духовной музыки.

1

 

 

 

Народное искусство Древней Руси.

 

 

 

10.

Русская духовная музыка. Духовный концерт.

1

 

 

11.

«Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и

1

 

 

 

образы фресок

 

 

 

12.

«Перезвоны». Молитва.

1

 

 

13.

Образы духовной музыки Западной Европы.

1

 

 

14.

Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»

1

 

 

15.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

 

 

16.

Джаз-искусство  XX века.

1

 

 

17.

Обобщение материала второй четверти.

1

 

 

 

Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч.)

 

 

 

 

 

18.

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной

1

 

 

 

музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины

 

 

 

19.

Инструментальная баллада. Рождаются великие

1

 

 

 

творения.

 

 

 

20.

Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея

1

 

 

21.

Инструментальный концерт. Времена года.

1

 

 

 

Итальянский концерт.

 

 

 

22.

Космический пейзаж. Быть может, вся природа –

1

 

 

 

мозаика цветов? Картинная галерея

 

 

 

23-24.

Образы симфонической музыки. Метель.

2

 

 

 

Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина

 

 

 

25.

Симфоническое развитие музыкальных образов. В

1

 

 

 

печали весел, а в веселье печален. Связь времен.

 

 

 

26.

Обобщение материала третьей четверти.

1

 

 


27.

Программная увертюра

1

 

 

 

 

 

28.

Увертюра «Эгмонт. Скорбь и радость.

1

 

29-30.

Ромео и Джульетта

2

 

 

 

 

 

31.

Мир музыкального театра. Балет Ромео и Джульетта

1

 

32.

Мюзикл «Вестсайдская история»

1

 

33.

Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и

1

 

 

Эвридика»

 

 

34.

Образы киномузыки. Ромео и Джульетта в кино XX века.

1

 

 

Музыка в отечественном кино.

 

 

35.

Обобщение материала четвертой четверти.

1

 


Лист внесения изменений

 

 

Дата проведения

Дата проведения

Тема урока

Основание для

урока

урока фактическая

 

внесения изменений в

планируемая

 

 

программу (номер,

 

 

 

дата приказа, причина)