Комитет администрация города Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол от 23.08.2021 г.№07 |
Согласовано заместителем директора по УВР 24.08.2021г |
Утверждено приказом директора МБОУ«Нововознесенская СОШ» от 24.08.2021г.№ 108 |
Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
основного общего образования
для 6 класса на 2021-2022 учебный год
Составитель программы:
Эленбергер Марина Александровна
учитель
высшей квалификационной категории
с. Нововознесенка
2021 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2016.
В 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета "Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:
- целостный социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности и универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Планируемые результаты:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
- применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Содержание тем учебного курса
Содержание |
Кол-во часов |
|
|
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» |
17 |
|
|
«Мир образов камерной и симфонической музыки» |
18 |
|
|
Всего |
35 |
|
|
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17ч.)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX века (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18ч.)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.
Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.).
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Календарно-тематическое планирование
Музыка 6 класс
№ |
Тема раздела, урока |
Кол-во |
Дата проведения урока |
|
урока |
|
часов |
планируемая |
фактическая |
|
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч.) |
|||
|
|
|
|
|
1. |
Удивительный мир музыкальных образов. Образы |
1 |
|
|
|
романсов и песен старинных русских композиторов. |
|
|
|
2. |
Два музыкальных посвящения. Я помню чудное |
1 |
|
|
|
мгновенье. И жизнь, и слезы, и любовь… Вальс- |
|
|
|
|
фантазия |
|
|
|
3. |
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. |
1 |
|
|
4. |
«Уноси моё сердце в звенящую даль…» |
1 |
|
|
|
Музыкальный образ и мастерство исполнителя. |
|
|
|
|
Картинная галерея |
|
|
|
5. |
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве |
1 |
|
|
|
композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены |
|
|
|
|
свадьбы в операх русских композиторов. |
|
|
|
6. |
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство |
1 |
|
|
|
прекрасного пения |
|
|
|
7. |
«Старинной песни мир». Песни Ф. Шуберта. |
1 |
|
|
|
Баллада. Лесной царь. Картинная галерея |
|
|
|
8. |
Обобщение материала 1 четверти. |
1 |
|
|
9. |
Образы русской народной и духовной музыки. |
1 |
|
|
|
Народное искусство Древней Руси. |
|
|
|
10. |
Русская духовная музыка. Духовный концерт. |
1 |
|
|
11. |
«Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и |
1 |
|
|
|
образы фресок |
|
|
|
12. |
«Перезвоны». Молитва. |
1 |
|
|
13. |
Образы духовной музыки Западной Европы. |
1 |
|
|
14. |
Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» |
1 |
|
|
15. |
Авторская песня: прошлое и настоящее. |
1 |
|
|
16. |
Джаз-искусство XX века. |
1 |
|
|
17. |
Обобщение материала второй четверти. |
1 |
|
|
|
Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч.) |
|||
|
|
|
|
|
18. |
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной |
1 |
|
|
|
музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины |
|
|
|
19. |
Инструментальная баллада. Рождаются великие |
1 |
|
|
|
творения. |
|
|
|
20. |
Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея |
1 |
|
|
21. |
Инструментальный концерт. Времена года. |
1 |
|
|
|
Итальянский концерт. |
|
|
|
22. |
Космический пейзаж. Быть может, вся природа – |
1 |
|
|
|
мозаика цветов? Картинная галерея |
|
|
|
23-24. |
Образы симфонической музыки. Метель. |
2 |
|
|
|
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина |
|
|
|
25. |
Симфоническое развитие музыкальных образов. В |
1 |
|
|
|
печали весел, а в веселье печален. Связь времен. |
|
|
|
26. |
Обобщение материала третьей четверти. |
1 |
|
|
27. |
Программная увертюра |
1 |
|
|
|
|
|
28. |
Увертюра «Эгмонт. Скорбь и радость. |
1 |
|
29-30. |
Ромео и Джульетта |
2 |
|
|
|
|
|
31. |
Мир музыкального театра. Балет Ромео и Джульетта |
1 |
|
32. |
Мюзикл «Вестсайдская история» |
1 |
|
33. |
Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и |
1 |
|
|
Эвридика» |
|
|
34. |
Образы киномузыки. Ромео и Джульетта в кино XX века. |
1 |
|
|
Музыка в отечественном кино. |
|
|
35. |
Обобщение материала четвертой четверти. |
1 |
|
Лист внесения изменений
Дата проведения |
Дата проведения |
Тема урока |
Основание для |
урока |
урока фактическая |
|
внесения изменений в |
планируемая |
|
|
программу (номер, |
|
|
|
дата приказа, причина) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.