Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 п.Карымское»
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей ОБЖ Карымского района Протокол от «__»________ г. № __ |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МОУ СОШ №4 __________ Орлова Т.В (подпись) «__» _________г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №4 _______ Пушкарёва М.И (подпись) Приказ № от «___»________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
10 класс
п. Карымское
2018-2019
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ. При составлении программы была использована авторская программа под общей редакцией Ю.Л Воробьева. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ, которые определены стандартом.
Программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Программа предусматривает использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, В.П. Шолох, В.М. Юрьева ,Б.И. Мишин ; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2014 г.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности — это область знаний, в которой изучаются опасные и чрезвычайные ситуации, угрожающие человеку, обществу и окружающей среде, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.
Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 10-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Задачи:
• освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и ЧС;
• воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни,
• развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;
• формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и ЧС; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных ситуациях;
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности.
Раздел 3. Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе учебного плана образовательного учреждения МОУ СОШ №4 п.Карымское.
Формы обучения учащихся на уроке:
индивидуальная, общеклассная, групповая, парная,
Методы обучения:
1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
3. Практические (обрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Раздел 4. Содержание программы
Раздел I. Безопасность личности, общества и государства.
Глава 1. Основные направления национальной безопасности.
Основные направления национальной безопасности России. Оборона государства. Стратегия национальной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз Государственная и общественная безопасность. Понятия: «Военная политика», « крупномасштабная война», «военная угроза», « военный конфликт».
Обеспечение национальной безопасности России. Совет ООН, НАТО, ЮНИДО.
Законодательные и нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
Глава 2. Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона: основные понятия. Определения и задачи. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
ГО, основные понятия и определения, задачи ГО предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления ГО. Структура управления и органы управления ГО.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения. Защитные сооружения ГО. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.
Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания и кожи, правила их использования. Медицинские средства защиты и профилактики. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС
Организация и основное содержание АСР, организация санитарной обработки людей после выхода из зоны заражения. Организация ГО в школах, её предназначение. План ГО школы. Обязанности обучаемых.
Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Глава 3. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и несовершеннолетних. Виды наказаний. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Уголовная ответственность за хулиганские действия.
Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера
Практическое занятие. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности ЧС природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС.
Раздел III . Здоровый образ жизни.
Глава 4. Основы Формирования здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Вредные привычки и их социальные последствия. Алкоголизм и курение, их профилактика. Курение и его влияние на состояние здоровья. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
Контрольно-измерительные материалы 10 класс ОБЖ
2018-2019 учебный год
Дата проведения |
Вид работы |
По теме |
I четверть |
||
25.10.2018 |
Контрольное тестирование |
Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека |
II четверть |
||
20.12.2018 |
Контрольное тестирование |
Средства индивидуальной защиты |
III четверть |
||
31.01.2019 |
Контрольная работа |
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны |
21.03.2019 |
Тестовая работа |
Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения |
IV четверть |
||
23.05.2019 |
Контрольная работа |
Здоровый образ жизни |
Планируемые результаты:
У учащихся должны быть сформированы :
- Факторам формирующим здоровье человека
- основы культуры личной и коллективной безопасности
- нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности
- безопасности окружающих людей
- создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания.
научиться:
- рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
Особенность рабочей программы.
Особенность рабочей программы состоит в том, что она адаптирована для детей с ОВЗ и составлена с учетом специфики обучающихся, имеющих отклонения в развитии высших психических функций. Для данной категории обучающихся характерны:
• незрелость эмоционально-волевой сферы;
• сниженный уровень познавательной деятельности;
• недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий, у многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения и образно-эмоциональная речевая деятельность;
• отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;
• несовершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;
• отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом реализации коррекционных целей и задач урока, предусматривающих постепенное введение в содержание обучения разделов, способствующих восполнению пробелов предшествующего обучения, формированию готовности к восприятию наиболее сложного программного материала.
Реализация программы предполагает применение на уроках коррекционно-развивающих, объяснительно-иллюстративных и игровых педагогических технологий, которые оптимально подходят для обучающихся с ОВЗ, способствуют развитию элементарных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ), восполнению пробелов в знаниях, обучающихся с задержкой психического развития.
Тематическое планирование.
№п/п |
Наименование раздела и темы урока |
Количество часов |
|
Раздел I. Безопасность личности, общества и государства. |
19 |
|
Глава 1. Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз. |
8 |
|
Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны |
11 |
|
Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях |
7 |
|
Глава 3. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения |
7 |
|
Раздел IV. Здоровый образ жизни |
9 |
|
Раздел 4. Основы формирования здорового образа жизни |
9 |
Итого: 35 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
- основные понятия ГО;
- современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;
- организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;
- организацию гражданской обороны в школе.
- основные понятия и структуру ЗОЖ;
- роль питания как составляющей ЗОЖ;
- влияние двигательной активности на здоровье человека;
- социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.
- основные понятия, функции и показатели здоровья;
- признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;
- наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.
- правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;
- основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;
- особенности современных войн и вооружённых конфликтов;
- общие черты международного терроризма.
- причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения;
- потенциально опасные объекты в районе проживания.
- правила безопасности при автономном существовании в природной среде;
- правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;
- правила поведения при захвате в заложники или похищении.
Уметь:
- определить вид применённого оружия;
- пользоваться убежищем;
- подобрать противогаз и пользоваться им;
- действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе
- вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию
- в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;
- обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.
- работать с правовыми документами.
-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;
- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.
- устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;
- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях.
Календарно - тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание урока |
Дата |
||
План |
Факт |
|||||
Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека |
||||||
Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий |
||||||
1 |
Введение |
1 |
|
06.09 |
|
|
2 |
Основные направления национальной безопасности России |
1 |
Оборона государства, стратегические цели, национальные интересы РФ |
13.09 |
|
|
3 |
Государственная и общественная безопасность |
1 |
Военная политика, военная угроза, военный конфликт, крупномасштабная война |
20.09 |
|
|
4 |
Обеспечение национальной безопасности России на международной арене |
1 |
Совет ООН, МВФ, ВТО, ЮНИДО |
27.09 |
|
|
5 |
Законодательные и нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности |
1 |
Положение конституции, национальная безопасность, оборона |
04.10 |
|
|
6 |
Права и обязанности граждан РФ в области обороны |
1 |
Состояние войны, военное положение, мобилизация |
11.10 |
|
|
7 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
1 |
РСЧС, основные задачи РСЧС, координационные органы |
18.10 |
|
|
8 |
Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа №1 |
1 |
|
25.10 |
|
|
Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны |
||||||
9 |
Гражданская оборона : основные понятия, определения и задачи |
1 |
ГО, руководство ГО, силы ГО, управление ГО |
01.11 |
|
|
10 |
Современные средства поражения и их поражающие факторы |
1 |
Ядерное оружие, очаг ядерного поражения, ударная волна, световое излучение, радиоактивное заражение |
15.11 |
|
|
11 |
Химическое и бактериологическое оружие |
1 |
ОВ нервно- паралитического действия, ОВ внушающего действия, ОВ общеядовитого действия |
22.11 |
|
|
12 |
Мероприятия по защите населения |
1 |
Карантин, обсервация, очаг бактериологического поражения |
29.11 |
|
|
13 |
Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени |
1 |
Оповещение, потонцеально опасный объект |
06.12 |
|
|
14 |
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени |
1 |
Убежище, противорадиационное укрытие |
13.12 |
|
|
15 |
Средства индивидуальной защиты Проверочный тест |
1 |
Противогаз, респираторы |
20.12 |
|
|
16 |
Средства защиты кожи, их назначения и правила пользования |
1 |
Специальные средства, подручные, медицинские |
27.12 |
|
|
17 |
Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения |
1 |
Сан. обработка людей, дезактивация, дегазация, дезинфекция |
17.01 |
|
|
18 |
Эвакуация – основное мероприятие по защите людей |
1 |
Эвакуация населения, отселения и рассредоточение |
24.01 |
|
|
19 |
Огранизация ГО в общеобразовательных учреждениях. Контрольная работа №2 |
1 |
Действия при угрозе ЧС |
31.01 |
|
|
Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях |
||||||
Глава 3. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения |
||||||
20 |
Правила поведения в опасных ЧС социального характера |
1 |
Криминальный, криминогенный |
07.02 |
|
|
21 |
Уголовный кодекс РФ об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних |
1 |
Состав преступления, умышленное преступление, совершенное по неосторожности |
14.02 |
|
|
22 |
Правила поведения, а условиях ЧС природного и техногенного характера |
1 |
ЧС, сигналы,землетрясения, смерч, ураган, сель, снежная лавина |
21.02 |
|
|
23 |
Защита от ЧС техногенного характера |
1 |
Радиационная опасность |
28.02 |
|
|
24 |
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе |
1 |
Ориентирование по солнцу, местным признакам и предметам |
07.03 |
|
|
25 |
Движение по азимуту |
1 |
Магнитный азимут, магнитный компас |
14.03 |
|
|
26 |
Повторительно - обобщающий урок. Тестовая работа |
1 |
|
21.03 |
|
|
Раздел IV. Здоровый образ жизни |
||||||
Раздел 4. Основы формирования здорового образа жизни |
||||||
27 |
Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества |
1 |
Индивидуальное здоровье, общественное здоровье |
04.04 |
|
|
28 |
Здоровье человека и его физическое развитие |
1 |
Скоростная, силовая выносливость, гибкость, осанка, состав тела |
11.04 |
|
|
29 |
Культура питания |
1 |
Рацион питания, безопасность пищи |
18.04 |
|
|
30 |
Режим труда и отдыха |
1 |
Сон, утомление, самочувствие |
25.04 |
|
|
31 |
Составляющие ЗОЖ |
1 |
Закаливание |
02.05 |
|
|
32 |
Вредные привычки, их влияние на здоровье, профил. вредных привычек |
1 |
Привычка, алкоголь, наркомания, табакокурение |
16.05 |
|
|
33 |
Контрольная работа № 3 |
1 |
|
23.05 |
|
|
34 |
Духовно- нравственное здоровье общества – фактор национальной безопасности России |
1 |
Духовно- нравственное равновесие |
30.05 |
|
|
35 |
Итоговый урок |
1 |
|
|
|
|
Всего : 35часов (35 ч) |
||||||
Раздел 6. Система оценки результатов обучения.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- соблюдения норм здорового образа жизни
Особенности оценивания планируемых результатов
Основным объектом системы оценки результатов выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися рабочей программы курса ОБЖ в 10 классе. Итоговая оценка результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасного поведения» учащихся 10-х классов определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.Ю. Юрьева и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2014.
2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер.;
3. Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ;
4. Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.
Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений докладов и рефератов
Название сайта |
Электронный адрес |
МЧС России |
http://www.emercom.gov.ru |
Министерство природных ресурсов РФ |
http://www.mnr.gov.ru |
Энциклопедия безопасности |
http://www.opasno.net |
Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности |
http://www.alleng.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал |
http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» |
http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» |
http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» |
http://www.uroki.ru |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1) Компьютер;
2) Мультимедиа проектор;
3) Аптечка;
4) Комплект плакатов
5) Использование видеороликов и презентаций
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.