РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», 10 класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 09.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа обж 10 кл.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 п.Карымское»

 

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического объединения учителей  ОБЖ Карымского района

Протокол

от «__»________   г.

 __

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР  МОУ СОШ №4

  __________ Орлова Т.В

          (подпись)

 «__» _________г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ

«СОШ №4

_______ Пушкарёва М.И

   (подпись)

Приказ  №

от «___»________  г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

10  класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               п. Карымское

                                                          2018-2019

 

 

 

 

 

Раздел 1. Пояснительная записка

 

Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ. При составлении программы была использована авторская программа под общей редакцией Ю.Л  Воробьева. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ, которые определены стандартом.

 Программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);

Программа предусматривает использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, В.П. Шолох,  В.М. Юрьева ,Б.И. Мишин ; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2014 г.

 

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Безопасность жизнедеятельности — это область знаний, в которой изучаются опасные и чрезвычай­ные ситуации, угрожающие человеку, обществу и окружающей среде, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.

          Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 10-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Задачи:

      освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и ЧС  природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и ЧС;

      воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни,

     развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;

     формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоро­вья; безопасного поведения в опасных и ЧС; использова­ния средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой меди­цинской помощи при неотложных ситуациях;

   Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедея­тельности личности, общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности.

 

Раздел 3.  Место предмета в учебном плане.

 

         Рабочая программа рассчитана на  1 час в неделю,   35 часов в год, на основе учебного плана образовательного учреждения МОУ СОШ №4 п.Карымское.

 

Формы  обучения учащихся на уроке:  

     индивидуальная, общеклассная,  групповая, парная,  

Методы обучения:

1.     Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

2.     Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);

3.     Практические (обрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

                                   Раздел 4. Содержание  программы

 

Раздел I. Безопасность личности, общества и государства.

Глава 1. Основные направления национальной безопасности.

Основные направления национальной безопасности России. Оборона государства. Стратегия национальной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз          Государственная и общественная безопасность. Понятия: «Военная политика», « крупномасштабная война»,  «военная угроза», « военный конфликт».

 Обеспечение национальной безопасности России. Совет ООН, НАТО, ЮНИДО.                  

Законодательные и нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности.

 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Глава 2. Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны.

 Гражданская оборона: основные понятия. Определения и задачи. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

ГО, основные понятия и определения,  задачи ГО предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления ГО. Структура управления и органы управления ГО.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.                     Защитные сооружения ГО. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания и кожи, правила их использования. Медицинские средства защиты и профилактики.  Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС

Организация и основное содержание АСР, организация санитарной обработки людей после выхода из зоны заражения. Организация ГО в школах, её предназначение. План ГО школы. Обязанности обучаемых.

Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных    ситуациях.

Глава 3.  Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

 Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и несовершеннолетних. Виды наказаний. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Уголовная ответственность за хулиганские действия.

Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера

Практическое занятие. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной    местности ЧС природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС.

 Раздел III . Здоровый образ жизни.

Глава 4. Основы Формирования здорового образа жизни.     

Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека. Влия­ние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности чело­века. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспо­собности.

Значение двигательной активности и физической культуры для здо­ровья человека.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспо­собности и долголетия. Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Вредные привычки и их социальные последствия. Алкоголизм и курение, их профилактика. Курение и его влияние на состояние здоровья. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркома­нии, чистота и культура в быту.

 

                  Контрольно-измерительные материалы 10 класс ОБЖ

2018-2019 учебный год

Дата проведения

Вид работы

По теме

I четверть

25.10.2018

Контрольное тестирование

 Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека

II четверть

20.12.2018

Контрольное тестирование

Средства индивидуальной защиты

III четверть

31.01.2019

Контрольная работа

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

21.03.2019

Тестовая работа

Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения

IV четверть

23.05.2019

Контрольная работа

Здоровый образ жизни

 

                                 Планируемые результаты:

 

       У учащихся должны быть сформированы :

- Факторам формирующим здоровье человека

 - основы культуры личной и коллективной безопасности

-  нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности

-  безопасности окружающих людей

- создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания.

 научиться:

- рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

-  формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

- понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

- понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

- формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

- понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

- знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

Особенность рабочей программы.

Особенность рабочей программы состоит в том, что она адаптирована для детей с ОВЗ и составлена с учетом специфики обучающихся, имеющих отклонения в развитии высших психических функций. Для данной категории обучающихся характерны:

• незрелость эмоционально-волевой сферы;

• сниженный уровень познавательной деятельности;

• недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий, у многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения и образно-эмоциональная речевая деятельность;

• отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;

• несовершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;

• отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом реализации коррекционных целей и задач урока, предусматривающих постепенное введение в содержание обучения разделов, способствующих восполнению пробелов предшествующего обучения, формированию готовности к восприятию наиболее сложного программного материала.

Реализация программы предполагает применение на уроках коррекционно-развивающих, объяснительно-иллюстративных и игровых педагогических технологий, которые оптимально подходят для обучающихся с ОВЗ, способствуют развитию элементарных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ), восполнению пробелов в знаниях, обучающихся с задержкой психического развития.

 

 

                                 

Тематическое планирование.

 

№п/п

Наименование

раздела и темы урока

Количество часов

 

Раздел I. Безопасность личности, общества и государства.

19

 

Глава 1. Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз.

8

 

Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

11

 

Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

7

 

Глава 3. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения

7

 

Раздел IV. Здоровый образ жизни

9

 

Раздел 4. Основы формирования здорового образа жизни

9

Итого:     35 часов

 

                           Требования к уровню подготовки учащихся

 

Знать:

- основные понятия ГО;

- современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;

- организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;

- организацию гражданской обороны в школе.

- основные понятия и структуру ЗОЖ;

- роль питания как составляющей ЗОЖ;

- влияние двигательной активности на здоровье человека;

- социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.

- основные понятия, функции и показатели здоровья;

- признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;

- наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.

- правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;

- основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;

- особенности современных войн и вооружённых конфликтов;

- общие черты международного терроризма.

- причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения;

- потенциально опасные объекты в районе проживания.

- правила безопасности при автономном существовании в природной среде;

- правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;

- правила поведения при захвате в заложники или похищении.

 

Уметь:

- определить вид применённого оружия;

- пользоваться убежищем;

- подобрать противогаз и пользоваться им;

- действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе

- вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию

- в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;

- обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.

- работать с правовыми документами.

-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;

- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.

- устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;

- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бед­ствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного суще­ствования в природных условиях.

 

Календарно - тематическое планирование

 

 

 

Тема

Кол-во часов

 

Содержание урока

Дата

План

Факт

Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека

Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий

1

Введение

1

 

06.09

 

2

Основные направления национальной безопасности России

1

Оборона государства, стратегические цели, национальные интересы РФ

13.09

 

3

Государственная и общественная безопасность

1

Военная политика, военная угроза, военный конфликт, крупномасштабная война

20.09

 

4

Обеспечение национальной безопасности России на международной арене

1

Совет ООН, МВФ, ВТО, ЮНИДО

27.09

 

5

Законодательные и нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности

1

Положение конституции, национальная безопасность, оборона

04.10

 

6

Права и обязанности граждан РФ в области обороны

1

Состояние войны, военное положение, мобилизация

11.10

 

7

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1

РСЧС, основные задачи РСЧС, координационные органы

18.10

 

8

Повторительно-обобщающий урок.

Контрольная работа №1

1

 

25.10

 

Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

9

Гражданская оборона : основные понятия, определения и задачи

1

ГО, руководство ГО, силы ГО, управление ГО

01.11

 

10

Современные средства поражения и их поражающие факторы

1

Ядерное оружие, очаг ядерного поражения, ударная волна, световое излучение, радиоактивное заражение

15.11

 

11

Химическое и бактериологическое оружие

1

ОВ нервно- паралитического действия, ОВ внушающего действия, ОВ общеядовитого действия

22.11

 

12

Мероприятия по защите населения

1

Карантин, обсервация, очаг бактериологического поражения

29.11

 

13

Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени

1

Оповещение, потонцеально опасный объект

06.12

 

14

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

1

Убежище, противорадиационное укрытие

13.12

 

15

Средства индивидуальной защиты Проверочный тест

1

Противогаз, респираторы

20.12

 

16

Средства защиты кожи, их назначения и правила пользования

1

Специальные средства, подручные, медицинские

27.12

 

17

Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения

1

Сан. обработка людей, дезактивация, дегазация, дезинфекция

17.01

 

18

Эвакуация – основное мероприятие по защите людей

1

Эвакуация населения, отселения и рассредоточение

24.01

 

19

Огранизация ГО в общеобразовательных учреждениях.

Контрольная работа №2

1

Действия при угрозе ЧС

31.01

 

Раздел II. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Глава 3. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения

20

Правила поведения в опасных ЧС социального характера

1

Криминальный, криминогенный

07.02

 

21

Уголовный кодекс РФ об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

1

Состав преступления, умышленное преступление, совершенное по неосторожности

14.02

 

22

Правила поведения, а условиях ЧС природного и техногенного характера

1

ЧС, сигналы,землетрясения, смерч, ураган, сель, снежная лавина

21.02

 

23

Защита от ЧС техногенного характера

1

Радиационная опасность

28.02

 

24

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе

1

Ориентирование по солнцу, местным признакам и предметам

07.03

 

25

Движение по азимуту

1

Магнитный азимут, магнитный компас

14.03

 

26

Повторительно - обобщающий урок.

Тестовая работа

1

 

21.03

 

Раздел IV. Здоровый образ жизни

Раздел 4. Основы формирования здорового образа жизни

27

Индивидуальное здоровье человека и здоровье общества

1

Индивидуальное здоровье, общественное здоровье

04.04

 

28

Здоровье человека и его физическое развитие

1

Скоростная, силовая выносливость, гибкость, осанка, состав тела

11.04

 

29

 Культура питания

1

Рацион питания, безопасность пищи

18.04

 

30

Режим труда и отдыха

1

Сон, утомление, самочувствие

25.04

 

31

Составляющие ЗОЖ

1

Закаливание

02.05

 

32

Вредные привычки, их влияние на здоровье, профил. вредных привычек

1

Привычка, алкоголь, наркомания, табакокурение

16.05

 

33

Контрольная работа № 3

1

 

23.05

 

34

Духовно- нравственное здоровье общества – фактор национальной безопасности России

1

Духовно- нравственное равновесие

30.05

 

35

 Итоговый урок

1

 

 

 

Всего : 35часов                                                             (35 ч)

 

 

Раздел 6. Система оценки результатов обучения.

 

       Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

      Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

      Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

      Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

Кроме того, учащиеся должны уметь при­менять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности в различ­ных опасных и чрезвычайных ситуациях природ­ного, техногенного и социального характера;

- активного отдыха в природных условиях;

- оказания первой медицинской помощи по­страдавшим;

- соблюдения норм здорового образа жизни

 

Особенности оценивания планируемых результатов

      Основным объектом системы оценки результатов выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися рабочей программы курса ОБЖ в 10 классе.  Итоговая оценка результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасного поведения» учащихся 10-х классов определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

 

 

 

Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1.                   ОБЖ: 10  кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.Ю. Юрьева и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2014.

2.     Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер.;

3.     Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ;

4.     Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.

 

 

 

 

Сайты, используемые при подготовке  уроков, сообщений докладов и рефератов

 

Название сайта

Электронный адрес

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

1) Компьютер;

2) Мультимедиа проектор;

3) Аптечка;

4) Комплект плакатов

5) Использование видеороликов и презентаций

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru