Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 п.Карымское
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей ОБЖ Карымского района Протокол от «__»________ г. № __ |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МОУ СОШ №4 __________ Орлова Т.В (подпись) «__» _________г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №4 _______ Пушкарева М.И (подпись) Приказ № от «___»________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс
п. Карымское
2018-2019
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы - М. П. Фролов, М.В.Юрьева, В. П. Шолох и др.; под ред. Ю. Л. Воробьёва), напечатанной в методических рекомендациях «Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности» / под общ. ред Ю.Л. Воробьёва и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (основного) общего образования к учебнику М. П. Фролова, М.В.Юрьевой, В. П. Шолох под редакцией Ю.Л.Воробъева
Рабочая программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании – это единая непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 8-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Цели и задачи:
Главная задача курса 8 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Раздел 3. Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе учебного плана образовательного учреждения МОУ СОШ №4 п.Карымское.
формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;
Межпредметные связи: география, биология.
Методы обучения:
1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
3. Практические (обрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Раздел 4. Содержание программы
выстроено по четырем линиям:
Раздел №1 Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека
Глава №1 Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (4 ч)
В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера: неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.
Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий.
Основные причины техногенных аварий и катастрофы.
Глава №2. Пожары и взрывы (5 ч)
Условия возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия пожаров и взрывов.
Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.
Глава №3. Аварии с выбросом опасных химических веществ (5 ч)
Химические вещества и опасные объекты. Правила поведения и действия населения при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
Глава №4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 ч).
Радиоактивность и радиационно опасные объекты. Ионизирующие излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.
Правила населения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.
Глава № 5. Гидродинамические аварии (3 ч)
Причины и виды гидродинамических аварий.
Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.
Глава №6. Нарушение экологического равновесия.(6 ч)
Экология и экологическая безопасность. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ ПДКА. Краткая характеристика обстановки в России
Раздел №2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
Глава №1. Безопасное поведение на улицах и дорогах. (8 ч).
Правила для велосипедистов. Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. Самозащита в общественном транспорте.
Контрольно-измерительные материалы 8 класс ОБЖ
2018-2019 учебный год
Дата проведения |
Вид работы |
По теме |
I четверть |
||
22.10.2018 |
Контрольное тестирование |
Аварии, катастрофы. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов
|
II четверть |
||
03.12.2018 |
Контрольная работа |
Аварии с выбросом опасных химических веществ |
III четверть |
||
04.02.2019 |
Тестовая работа |
Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий |
IV четверть |
||
01.04.2019 |
Контрольная работа |
Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека |
20.05.2019 |
Контрольная работа |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
Планируемые результаты
Ожидаемый результат обучения в общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы : - основы культуры личной и коллективной безопасности
- нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности
- безопасности окружающих людей
- создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания.
К этому периоду ученик должен научиться:
- рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
Особенность рабочей программы.
Особенность рабочей программы состоит в том, что она адаптирована для детей с ОВЗ и составлена с учетом специфики обучающихся, имеющих отклонения в развитии высших психических функций. Для данной категории обучающихся характерны:
• незрелость эмоционально-волевой сферы;
• сниженный уровень познавательной деятельности;
• недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий, у многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения и образно-эмоциональная речевая деятельность;
• отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;
• несовершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;
• отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом реализации коррекционных целей и задач урока, предусматривающих постепенное введение в содержание обучения разделов, способствующих восполнению пробелов предшествующего обучения, формированию готовности к восприятию наиболее сложного программного материала.
Реализация программы предполагает применение на уроках коррекционно-развивающих, объяснительно-иллюстративных и игровых педагогических технологий, которые оптимально подходят для обучающихся с ОВЗ, способствуют развитию элементарных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ), восполнению пробелов в знаниях, обучающихся с задержкой психического развития.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
Введение. Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека |
|
1 |
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера |
4 |
2 |
Пожары и взрывы. |
5 |
3 |
Аварии с выбросом опасных химических веществ |
5 |
4 |
Аварии с выбросом радиоактивных веществ |
4 |
5 |
Гидродинамические аварии. |
3 |
6 |
Нарушение экологического равновесия. |
6 |
|
Раздел II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
|
7 |
Безопасное поведение на улицах и дорогах |
8 |
Итого: |
35 |
Требования к уровню усвоения дисциплины
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
• пользования бытовыми приборами и инструментами;
• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического
Раздел 5. Тематическое планирование.
№ уроков |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание урока |
Дата
|
|||
План |
Факт |
||||||
|
Введение. Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека |
||||||
|
Глава 1 основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера |
|
|
|
|
||
1 |
Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера |
1 |
Аварии, катастрофы |
03.09 |
|
||
2 |
Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их источники |
1 |
Техногенные аварии |
10.09 |
|
||
3 |
Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. Обобщающий урок. |
1 |
Природные и техногенные аварии |
17.09 |
|
||
|
Глава 2 Пожары и взрывы |
|
|
|
|
||
4 |
Пожары |
1 |
Горение, источники воспламенения |
24.09 |
|
||
5 |
Взрывы |
1 |
Взрывоопасный объект |
01.10 |
|
||
6 |
Условия и причины возникновения пожаров и взрывов |
1 |
Распространенные причины |
08.10 |
|
||
7 |
Последствия пожаров и взрывов |
1 |
Основные поражающие |
15.10 |
|
||
8 |
Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов Тестовая работа. |
1 |
Основные правила |
22.10 |
|
||
|
Глава 3 Аварии с выбросом опасных химических веществ |
|
|
|
|
||
9 |
Опасные химические вещества и объекты |
1 |
Потребители АХОВ |
29.10 |
|
||
10 |
Характеристика ахов и их поражающих факторов |
1 |
Стойкость, относительная плотность |
12.11 |
|
||
11 |
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах |
1 |
Зона химического заражения |
19.11 |
|
||
12 |
Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО |
1 |
Средства индивидуальной защиты |
26.11
|
|
||
13 |
Первая помощь пострадавшим от АХОВ контрольная работа (тест) |
1 |
|
03.12 |
|
||
|
Глава 4 Аварии с выбросом радиоактивных веществ |
|
|
|
|
||
14 |
Радиоактивность и радиационные опасные объекты |
1 |
Радиоактивность |
10.12 |
|
||
15 |
Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты |
1 |
Дозы излучения, мощность дозы |
17.12 |
|
||
16 |
Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты |
1 |
Поражающие факторы |
24.12 |
|
||
17 |
Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности |
1 |
Основные правила |
14.01 |
|
||
|
Глава 5 Гидродинамические аварии |
|
|
|
|
||
18 |
Гидродинамические аварии и гидродинамические сооружения |
1 |
Прорыв плотины, проран |
21.01 |
|
||
19 |
Последствия гидродинамических аварий |
1 |
Поражающие факторы |
28.01 |
|
||
20 |
Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий Контрольная работа (тест) |
1 |
Оповещение |
04.02 |
|
||
|
Глава 6 Нарушения экологического равновесия |
|
|
|
|
||
21 |
Экология и экологическая безопасность |
1 |
экологическая безопасность ст.41 прочитать |
11.02 |
|
||
22 |
Биосфера и человек |
1 |
Мутагенез |
18.02 |
|
||
23 |
Загрязнение атмосферы |
1 |
Атмосфера, озоновый слой |
25.02 |
|
||
24 |
Загрязнения почв |
1 |
Литосфера |
04.03 |
|
||
25 |
Загрязнения природных вод |
1 |
Неорганические загрязнители |
11.03 |
|
||
26
|
Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России |
1 |
Предельно допустимая концентрация (ПДК) |
18.03 |
|
||
27 |
Контрольная работа по теме: Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека |
|
|
01.04 |
|
||
Раздел II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
|||||||
|
Глава 7 Безопасное поведение на улицах и дорогах |
|
|
|
|
||
28 |
Правила для велосипедистов. |
1 |
1.Уход за велосипедом, 2.Дополнительные требования к велосипедисту |
08.04 |
|
||
29 |
Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения. |
1 |
Правила дорожного движения |
15.04 |
|
||
30 |
Водитель – главный участник дорожного движения |
1 |
Время реакции водителя |
22.04 |
|
||
31 |
Проезд перекрёстка |
1 |
1.Правила проезда перекрёстков, 2.Регулируемые перекрёстки, 3.Нерегулируемые перекрёстки |
29.04 |
|
||
32 |
Экстремальные ситуации аварийного характера |
1 |
ДТП |
06.05 |
|
||
33
|
Контрольная работа по теме: Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
1
|
|
13.05 |
|
||
34 |
Обобщающий урок
|
1 |
|
20.05 |
|
||
35 |
Закрепление изученного. |
1 |
|
27.05 |
|
||
|
Итого: |
35 часов |
|
|
|
||
Раздел 6. Система оценки результатов обучения.
Согласно настоящей программе для оценки достижений обучающихся установлено пять уровней:
1. базовый уровень - отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»);
2. повышенный уровень - отметка «хорошо» (отметка «4»);
3. высокий уровень - отметка «отлично» (отметка «5»);
4. пониженный уровень - отметка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
5. низкий уровень - отметка «плохо» (отметка «1»).
Особенности оценивания планируемых результатов:
Основным объектом системы оценки результатов выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися рабочей программы курса ОБЖ в 8 классе.
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний по курсу ОБЖ в 8-ом классе на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к освоению курса основ безопасности жизнедеятельности.
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета ОБЖ согласно рабочей программе. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки по курсу ОБЖ, о том, что учеником не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях по основам безопасности жизнедеятельности, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний по курсу ОБЖ и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по основам безопасности жизнедеятельности, дальнейшее обучение практически невозможно. Учащиеся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуют специальной помощи не только по предмету ОБЖ, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и здоровья человека. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса общеобразовательных учреждений (авторы - М. П. Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И.Мишин под ред. Ю. Л. Воробьёва.- Москва :АСТ : Астрель, 2013г
2. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ : 8-й класс : к учебнику М.П. Фролова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8класс»; под ред. Ю.Л. Воробьёва.
3. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник
4. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Книга для учителя /А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин
5. Хрипкова А.Г. «Гигиена и здоровье». Медицинская литература.
6. Дидактический материал «ОБЖ» 5-9 классы. Издательство «Дрофа».
7. Правила дорожного движения
Дополнительная литература
1. Правила пожарной безопасности(5 – 11 классы)/ Е.Н. Дубровская
2. Правила дорожного движения для детей/ авт. – сост. В. Надеждина
3. Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета 5-11 классы
4. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы
5. Безопасное поведение на дорогах. 5-10 классы /М.П. Фролов
Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов.
Название сайта |
Электронный адрес |
МЧС России |
http://www.emercom.gov.ru |
Министерство природных ресурсов РФ |
http://www.mnr.gov.ru |
Энциклопедия безопасности |
http://www.opasno.net |
Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности |
http://www.alleng.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал |
http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» |
http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» |
http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» |
http://www.uroki.ru |
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1) Компьютер;
2) Мультимедиа проектор;
3) Аптечка;
4) Комплект плакатов «Правила безопасного поведения в быту»;
5) Использование видеороликов и презентаций
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.