Рабочая программа по учебному предмету «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Оценка 5

Рабочая программа по учебному предмету «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Оценка 5
rtf
16.10.2022
Рабочая программа  по учебному предмету «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
РП мировые.rtf

Рабочая программа

по учебному предмету «Основы мировых религиозных культур»

4класс

 

      Рабочая программа по основам мировых религиозных культур и светской этики составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла»;  учебного плана; примерной программы начального общего образования по предметам первой ступени общего образования с учетом авторской  программы А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапова «Основы мировых религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур», 4 класс, сборника рабочих программ «Школа России», 1-4 классы.   Издательство М.: Просвещение.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла». Предлагаемая программа отражает один из возможных ва­риантов раскрытия государственных стандартов начального общего образования по образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» и предназначена для начальной школы любого типа.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта):

1.Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур.  4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [А.А. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкашов]  – 7–е изд. – М. : Просвещение. – 111 c.: ил.

В соответствии с базисным учебным планом модуль «Основы мировых религиозных культур» изучается в 4 классе. Общее количество часов 34 часа. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Число часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.

Программой предусмотрено проведение: творческих проектов - 1, экскурсий - 2.

Рабочая программа имеет целью формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений и способствует решению следующих задач:

Ø  Познакомить обучающихся с  основами мировых религиозных культур и светской этики.

Ø  Развивать представление младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Ø  Обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали,

Ø  Формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов.

Ø  Развивать способности младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

Общая характеристика учебного предмета

Одна из особенностей этой программы состоит в том, что цели изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Мировые религиозные культуры» сформулированы в виде линий развития личности школьника средствами этого предмета. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание». Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.

Данная программа составлена  для реализации модуля «Основы мировых религиозных культур», который  является частью учебного  комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и  согласуется  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования.

Ключевая идея курса  «Основы религиозных культур и светской этики» заключается  в том, что модуль «Основы мировых религиозных культур» является культурологическим. Он направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, ведут к их пониманию и значения в жизни современного общества, а также и своей сопричастности к ним. Данный курс способствует развитию совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

Культурологическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона культурологического образования  связана с  формированием исследовательских способов деятельности, духовная  - с нравственным развитием человека.

Практическая полезность обусловлена тем, что при изучении курса учащиеся смогут принимать базовые национальные ценности  и  духовные традиции народов, выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. Духовно-нравственное развитие приведёт к осознанию ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.  Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

Cпецифика курса «Основы мировых и религиозных культур» требует особой организации учебной деятельности школьников в групповой форме, с использованием таких методов как:

Ø  Метод моральных дилем и дискуссий. Данный метод способствует созданию доступной для понимания проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. На основе анализа правомерности поведения «героя» учащиеся выбирают различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Ø  Эвристические методы - методы и приёмы  познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяет развивать способности человека.

Ø  Исследовательский метод - при котором учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде.

Ø  Проектирование -  особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Ø  Драматизация      (театрализация) привлекательна        для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Драматизация является прекрасным способом самовыражения и облегчит работу учителя по оценке результатов образовательной и воспитательной деятельности, поскольку на примере постановки достаточно легко установить личный вклад каждого участника и степень проникновения в суть изучаемых явлений культуры.

Ø  Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, ветеранов и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем. Результаты проведения интервью по наиболее важным разделам курса могут лечь в основу итогового проекта, который предполагается представить по окончании обучения.

Ø  Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым для конкретной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока.

Ø  Сочинение, эссе. Письменная творческая работа, которая позволяет объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решается высказать публично на уроке или в рамках групповой работы. Другая форма творческой письменной  работы – написание эссе - размышления на определенную тему по собственному выбору. Например, одной из тем может быть анализ явление чуда в жизни человека. Учитель может спросить учащихся случались ли в их жизни чудесные события и как они их воспринимали, и предложить написать об этом.

Ø  Создание галереи образов направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Кроме того, эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации, подготовленной с использованием программы Power Point). Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Без базовой культурологической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести,  формировании морали как осознанной личностью необходимое условие для определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

Обучение основам  религиозных культур и светской этики даёт возможность не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и вносит свой вклад в воспитательный процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Новизна данной программы определяется тем, что при организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

- проблемно – диалогическая,

- технология оценивания достижений,

- парно - групповая работа.

В процессе преподавания учебного курса предполагается:

Ø проблемное изложение материала;

Ø проблемный диалог;

Ø беседа (этическая, эвристическая, сократическая);

Ø уроки-дискуссии с аргументированным отстаиванием собственной позиции;

Ø уроки-игры (соревнование, путешествие, конкурс);

Ø организация исследовательской деятельности учащихся: подготовка сообщений, творческих проектов, компьютерных презентаций по изученным темам.

 

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» и ООП НОО в форме защиты проекта.

   Срок промежуточной аттестации – апрель, май 2023г.

Программа адресована обучающимся 4 «А», 4 «Б», 4 «В»  классов МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» с  разноуровневой подготовкой.

 

Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

Личностные результаты:

Ø формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Ø формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Ø развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Ø формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Ø развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Ø развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Ø развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Ø формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Ø формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Ø овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Ø освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Ø формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Ø формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Ø освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Ø использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

Ø активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Ø использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Ø овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Ø овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Ø готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Ø определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Øготовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Ø овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

Ø овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Ø умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

Ø знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Ø готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Ø понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Ø формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Ø становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Ø осознание ценности человеческой жизни.

Ø воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

Ø знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

Ø формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

Ø понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

Ø формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

 

Виды деятельности, направленные

на достижение планируемого результата.

Формами диагностики уровня достижения результатов освоения модуля курса ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур» являются:

  • Беседа
  • Анкетирование
  • Тестирование

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, ВИДЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

  • словесных (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);
  • наглядных (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);
  • практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);
  • репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда)

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

  • Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
  • Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
  • Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
  • Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса.

При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом, степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Одна из задач, о которых должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником. Работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут и проходить в общей благоприятной атмосфере заинтересованности, как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

Формы учебной работы:

Драматизация (театрализация) предоставляет возможность для самопрезентации учащихся. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен отдельной творческой группе.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем.

Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым для конкретной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя, таким образом, его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Сочинение. Сочинение позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы. Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными, стимулирующими фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями далекого прошлого и современностью. Например, на уроке по иудейской культуре группе учащихся можно предложить представить себя журналистами, оказавшимися в древнем Египте с заданием написать газетную статью о Моисее и иудейском народе, пребывавшем в плену.

Эссе. Размышления на определенную тему по собственному выбору. Например, одной из тем может быть анализ явления чуда в жизни человека. Учитель может спросить учащихся случались ли в их жизни чудесные события и как они их воспринимали, и предложить написать об этом.

Создание галереи образов. Формирует образное восприятие изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации, подготовленной с использованием программы PowerPoint). Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений.

Использование информационно-коммуникационных технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала, осуществить процесс «свертывания» информации. Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. (Уникальные возможности предоставляет, например, ресурс Google Art Project (http://www.googleartproject.com), где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D модели залов.)

 

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

№ раздела

Название раздела

 

Тема проекта

4.

Духовные традиции многонационального народа России

Защита проекта по выбранной теме

 

 

Система оценки достижения

планируемых результатов

Текущий контроль осуществляется в двух формах: устный  (опрос индивидуальный, фронтальный, взаимоопрос, «тихий опрос», собеседование); письменный (автобиографический опросчик, тесты различной модификации).

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Формы контроля и оценки планируемых результатов

Достижение учащимися планируемых результатов  выявляются в процессе:

-    текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;

-    составления банка работ, выполненных в учебном процессе;

-    защиты  собственных исследовательских и творческих проектных работ;

-   выставки работ учащихся.

При оценке предметных результатов освоение программы используются виды контроля, применяемые  в системе безотметочного обучения:

- стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

- прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;

- пооперационный контроль, т.е. контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;

- рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

Важно оценивать деятельность учащихся в конце каж­дого занятия, раздела. При этом можно выделить ряд критериев:

- понимание изучаемого материала;

- степень самостоятельности в подборе необходимого материала;

- самостоятельность суждений;

- умение поддержать и выстроить диалог;

Итоговый контроль осуществляется в 4-х классах качественной оценкой зачёт/не зачёт. Итоговая оценка выставляется в конце изучения курса. В 4 классе в конце четвертой четверти. В основу оценки метапредметных результатов положены следующие методики: «Самоопределение и смыслообразование», «Рефлексивная самооценка». (Асмолов)

 

Раздел «Содержание учебного предмета»

Краткая характеристика содержания предмета

по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС

4 класс

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии и их основатели. Священные книги религий мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (9 часов)

История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часов)

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.  

Блок 5. Подготовка творческих работ (4 часа)

 Подготовка творческих работ. Защита проекта.

 

Воспитывающий и развивающий потенциал

 учебного предмета, курса.

1

Первый уровень результатов

приобретение обучаю­щимися социальных знаний (об общественных нормах, уст­ройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понима­ния социальной реальности и повседневной жизни. Для дос­тижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основ­ном и дополнительном образовании) как значимыми для не­го носителями положительного социального знания и повсе­дневного опыта.

2

Второй уровень результатов

получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня резуль­татов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практи­ческое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

3

Третий уровень результатов

получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным че­ловеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представите­лями различных социальных субъектов за пределами образо­вательного учреждения, в открытой общественной среде.

 

 

Межпредметные связи

учебного предмета

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников. При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир».

 

Раздел «Тематическое планирование»

Учебно – тематический план

4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

 

В том числе на:

Тесты

Творческие работы

Проекты

1.       

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

 

 

 

2.       

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

1

2

 

3.       

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

9

 

 

 

4.       

Духовные традиции многонационального народа России

4

 

 

 

5.       

Подготовка творческих работ

4

 

 

1

 

Итого:

34

1

2

1

 


Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Наименование изучаемой темы

 

Дата

Тема урока

 

Кол-во часов

план

факт

1

 

 

1.1 Россия - наша Родина

1

2

 

 

2.1 Культура и религия

1

3

 

 

2.2 Культура и религия

1

4

 

 

2.3 Возникновение религий. Древнейшие верования

1

5

 

 

2.4 Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

6

 

 

2.5 Священные книги религий мира

1

7

 

 

2.6 Священные книги религий мира

1

8

 

 

2.7 Хранители преданий в религиях мира

1

9

 

 

2.8 Добро и зло. Понятие греха, раскаяние и воздаяние

1

10

 

 

2.9 Добро и зло. Понятие греха, раскаяние и воздаяние

1

11

 

 

2.10 Человек в религиозных традициях мира

1

12

 

 

3.1 Священные сооружения

1

13

 

 

3.2 Священные сооружения

1

14

 

 

3.3 Искусство в религиозной культуре

1

15

 

 

3.4 Искусство в религиозной культуре. Тест.

1

16

 

 

3.5 Творческие работы учащихся

1

17

 

 

3.6 Презентация творческих работ

1

18

 

 

3.7 История религий в России

1

19

 

 

3.8 История религий в России

1

20

 

 

3.9 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

21

 

 

3.10 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

22

 

 

3.11 Паломничества и святыни.

1

23

 

 

3.12 Праздники и календари.

1

24

 

 

3.13 Праздники и календари.

1

25

 

 

3.14 Религия и мораль. Нравственные заповеди религий мира.

1

26

 

 

3.15 Религия и мораль. Нравственные заповеди религий мира.

1

27

 

 

3.16 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1

28

 

 

3.17 Семья.

1

29

 

 

3.18 Долг, свобода, ответственность, труд.

1

30

 

 

3.19 Любовь и уважение к Отечеству.

1

31

 

 

3.20 Подготовка творческих работ.

1

32

 

 

3.21 Подготовка творческих работ.

1

33

 

 

3.22 Презентации творческих работ. Защита проекта.

1

34

 

 

3.23 Презентации творческих работ.

1

 

 

 

Рабочая программа по учебному предмету «Основы мировых религиозных культур» 4класс

Рабочая программа по учебному предмету «Основы мировых религиозных культур» 4класс

Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание»

Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание»

Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию,…

Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию,…

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации, подготовленной с…

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации, подготовленной с…

Метапредметные результаты: Ø овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Ø освоение способов решения проблем творческого и поискового…

Метапредметные результаты: Ø овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Ø освоение способов решения проблем творческого и поискового…

Предметные результаты: Ø знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Ø готовность к…

Предметные результаты: Ø знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Ø готовность к…

Тестирование ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ,

Тестирование ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ,

Драматизация (театрализация) предоставляет возможность для самопрезентации учащихся

Драматизация (театрализация) предоставляет возможность для самопрезентации учащихся

Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме

Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме

Важно оценивать деятельность учащихся в конце каж­дого занятия, раздела

Важно оценивать деятельность учащихся в конце каж­дого занятия, раздела

Второй уровень результатов получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом

Второй уровень результатов получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2022