Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Северодвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Рассмотрено на МО ______________________ протокол №______ от «__»________ 20___г. |
Согласовано зам. директора по УВР _______/ _____________ «_____________ 20___г. |
Принято на заседании МС протокол № ______ От «__» ________ 20__г. |
Утверждаю директор школы ________ И.Н. Антуфьев «___» _________ 20___г. |
Рабочая программа
Письмо
название учебного предмета (курса)
Начальное общее образование (вариант 6.4.)
3 класс
уровень образования, класс (группа)
1 год
срок реализации
Разработчик(и) программы
Зорина Марина Александровна
Ф.И.О.
учитель начальных классов должность
г. Северодвинск
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Я. Баряевой, Н.Н.Яковлевой (Спб.:ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2011)., программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1- 4 кл. под ред. И.М. Бгажноковой, изд. “Просвещение”, 2011 и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4.) ГБОУ АО «ССКОШИ».
Нарушение речи у учащихся с НОДА с ТМНР имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Овладение письмом – одна из труднейших задач обучения таких детей. В рамках обучения предмету «Письмо» младшие школьники осваивают доступные им навыки письменной речи, овладевают графическими навыками.
Целью обучения данному предмету является формирование элементарных навыков письма. В процессе обучения решаются следующие задачи:
· развитие тонкой моторики пальцев, кистей рук и пространственных представлений;
· формирование графических умений и изобразительных навыков;
· формирование элементарных навыков письма.
Обучение письму осуществляется на основе предметно — практической деятельности. В процессе обучения учащихся на уроках по данному предмету активно применяются различные графические и письменные упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев, кисти руки, на формирование пространственных представлений, координацию «взгляд — рука». Такие упражнения включают рисование на песке, манке, грифельных досках, в индивидуальных тетрадях-альбомах, а также в тетради. Учащиеся приобретают навык пользования карандашом, ручкой,
Предмет «Письмо» занимает одно из ведущих положений среди других учебных предметов, т.к. работа в рамках данной дисциплины тесно напрямую связана с развитием речи и мышления, что играет основную роль в развитии высших психических функций, определяет успешность всего школьного обучения.
Программа составлена с учетом психо-физиологических особенностей и потребностей обучающихся с НОДА с ТМНР.
Учебный предмет «Письмо» относится к образовательной области «Язык и речевая практика».
Дисциплина «Письмо» изучается с 1 по 5 класс. По учебному плану школы на изучение предмета в 3 классе отводится 99 часов (3 часа в неделю, 33 учебные недели).
Срок реализации программы – 1 год.
Текущий контроль осуществляется по безотметочной системе. Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по возрасту.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА КОНЕЦ 3 КЛАССА
В процессе обучения в 3 классе у учащихся формируются следующие личностные БУД:
· входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса, школы;
· пользоваться учебной мебелью и школьными принадлежностями; соблюдать правильную рабочую позу и порядок на рабочем месте;
· проявлять доброжелательность и эмоционально — нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; обращаться за помощью и принимать помощь;
В процессе обучения у учащихся формируются следующие предметные БУД:
· правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски;
· «писать» разнообразные лини по образцу (или пунктиру) на листе бумаги;
· раскрашивать, рисовать знакомые предметы по образцу;
· уметь (по возможности) писать буквы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к варианту 6.4. адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски;
· рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении;
· штриховать и раскрашивать изображения простых предметов;
· ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать изображения, ориентируясь на заданные линии;
· «писать» разнообразные линии по образцу (или пунктиру) на листе бумаги;
· рисовать знакомые предметы по образцу;
· писать буквы, слоги, слова;
· задавать вопросы; слушать собеседника;
· понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
СОДЕРЖАНИЕ
Повторение - 64часа.
Разучивание и обыгрывание упражнений для кистей и пальцев рук на основе подражания действиям с игрушками. Формирование кинетической основы движения пальцев рук. Обучение рисованию на доске мокрым поролоном прямых линий. Обучение рисованию мелом на доске линий произвольной длины и направления. Обучение рисованию линий пальцем на песке. Обучение рисованию кривых линий пальцем на манке. Обучение рисованию прямых линий пальцем на манке. Соотнесение реальных предметов с их изображениями. Соотнесение простых бытовых и игровых действий с их изображениями. Ознакомление с шаблонами простой конфигурации, их соотнесение с предметами окружающей действительности. Соотнесение шаблонов с предметами окружающей действительности. Обучение обводке по шаблону геометрических фигур в воздухе, на доске, на парте. Обучение рисованию геометрических фигур пальцем на песке, манке. Обучение рисованию геометрических фигур палочкой на песке, манке. Рисование в альбоме геометрических фигур по шаблону. Обучение рисованию геометрических фигур по точкам. Обводка по шаблону квадрата в воздухе, на доске, на парте. Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с помощью учителя. Самостоятельное рисование композиции их двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Обводка по трафарету изученных геометрических фигур. Обводка по контуру геометрических фигур различной величины. Обводка по контуру композиции из геометрических фигур с помощью учителя. Самостоятельное дорисовывание предмета по контуру. Обучение штриховке геометрических фигур. Письмо различных линий. Письмо геометрических фигур.
Букварный период-38 часов.
Нахождение, обводка, письмо изученных букв.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы |
Тема |
Общее количество часов по программе |
Из них |
|
Контрольная часть |
Практическая часть |
|||
1 |
Повторение |
64 |
|
|
2 |
Изучение нового |
38 |
1 (К.спис) |
|
|
Итого |
99 |
1 (К.спис) |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
|||||
№
|
Основное содержание темы (дидактические единицы) |
Характеристика деятельности учащихся (на уровне БУД) |
Дата |
Прим. |
|
Повторение. В процессе обучения у учащихся формируются следующие личностные БУД: · входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса, школы; · пользоваться учебной мебелью и школьными принадлежностями; соблюдать правильную рабочую позу и порядок на рабочем месте; · проявлять доброжелательность и эмоционально — нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; обращаться за помощью и принимать помощь; Предметные БУД: · правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски; · рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении; · штриховать и раскрашивать изображения простых предметов; · ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать изображения, ориентируясь на заданные линии; · «писать» разнообразные лини по образцу (или пунктиру) на листе бумаги; · рисовать знакомые предметы по образцу; писать (по возможности) буквы. |
|||||
1 |
Формирование кинетической основы движения пальцев рук. |
Выполняют двигательные упражнения в соответствии с инструкцией и демонстрацией учителем. Работают с мокрым поролоном, мелом, с сыпучими веществами; рисуют. |
3.09 |
|
|
2 |
Рисование мокрым поролоном, мелом на доске. |
6 |
|||
3 |
Рисование пальцем на песке, на манке. |
7 |
|||
4 |
Соотнесение шаблонов с предметами окружающей действительности. |
Обсуждают способ выполнения задания (по речевым возможностям каждого учащегося). Называют геометрические фигуры, обводят их по шаблону, рисуют по точкам и пунктирным линиям, штрихуют. Наблюдают за действиями учителя, комментируют их, обсуждают результат (по речевым возможностям учащихся). |
10 |
||
5 |
Обводка по шаблону геометрических фигур. |
13 |
|||
6 |
Рисование геометрических фигур. |
14 |
|||
7 |
Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с помощью учителя. |
17 |
|||
8 |
Штриховка геометрических фигур. |
20 |
|||
9 |
Письмо прямых и наклонных линий. |
21 |
|||
10 |
Письмо линий разной длины и высоты. |
24 |
|||
11 |
Письмо линий с закруглением. |
27 |
|||
12 |
Нахождение и обводка букв А, а. |
Организуют своё рабочее место. Выполняют простые учебные поручения по словесному заданию учителя. Находят, обводят, читают, пишут изученные буквы.
|
28 |
||
13 |
Письмо букв А, а. |
1.10 |
|||
14 |
Нахождение и обводка букв У, у. |
4 |
|||
15 |
Письмо буквы у. |
5 |
|||
16 |
Письмо буквы У. |
8 |
|||
17 |
Звуко-буквенный анализ слов ау, уа. |
11 |
|||
18 |
Нахождение и обводка букв М, м. |
Организуют своё рабочее место. Выполняют простые учебные поручения по словесному заданию учителя. Находят, обводят, читают, пишут изученные буквы. Дают простейшие словесные отчёты по выполненному поручению.
|
12 |
||
19 |
Письмо буквы м. |
15 |
|||
20 |
Письмо буквы М. |
18 |
|||
21 |
Написание слогов ам, ум. |
19 |
|||
22 |
Написание слогов ма, му. |
22 |
|||
23 |
Написание слова мама. |
25 |
|||
24 |
Составление и написание слогов. |
26 |
|||
25 |
Закрепление написания изученных букв, слогов. |
29 |
|||
26 |
Нахождение и обводка букв О, о. |
Организуют своё рабочее место. Обсуждают способ выполнения задания (по речевым возможностям каждого учащегося). Находят, обводят, читают, пишут изученные буквы. Дают простейшие словесные отчёты по выполненному поручению. |
1.11 |
||
27 |
Письмо букв о. |
2 |
|||
28 |
Письмо буквы О. |
12 |
|||
29 |
Написание слогов ам, ум, ом. |
15 |
|||
30 |
Написание слогов ма, му, мо. |
16 |
|||
31 |
Закрепление написания изученных букв. |
19 |
|||
32 |
Составление и написание слогов. |
22 |
|||
33 |
Закрепление написания изученных слов. |
23 |
|||
34 |
Нахождение и обводка букв С, с. |
Организуют своё рабочее место. Выполняют простые учебные поручения по словесному заданию учителя. Находят, обводят, читают, пишут изученные буквы. Дают простейшие словесные отчёты по выполненному поручению.
|
26 |
||
35 |
Письмо буквы с. |
29 |
|||
36 |
Письмо буквы С. |
30 |
|||
37 |
Написание слогов ас, ус, ос. |
3.12 |
|||
38 |
Написание слогов са, су, со. |
6 |
|||
39 |
Написание слов сама, сом,оса. |
7 |
|||
40 |
Закрепление написания слогов и слов с изученными буквами. |
10 |
|||
41 |
Нахождение и обводка букв Х, х. |
Выполняют простые учебные поручения по словесному заданию учителя. Обсуждают способ выполнения задания (по речевым возможностям каждого учащегося). Находят, обводят, читают, пишут изученные буквы. Дают простейшие словесные отчёты по выполненному поручению.
|
13 |
||
42 |
Письмо буквы х. |
14 |
|||
43 |
Письмо буквы Х. |
17 |
|||
44 |
Написание слогов ах, ух, ох. |
20 |
|||
45 |
Написание слогов ха, ху, хо. |
21 |
|||
46 |
Написание слов муха, уха, ухо. |
24 |
|||
47 |
Составление и написание слов. |
27 |
|||
48 |
Закрепление написания слогов и слов с изученными буквами. |
28 |
|||
Изучение нового. В процессе обучения у учащихся формируются следующие личностные БУД: · входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса, школы; · пользоваться учебной мебелью и школьными принадлежностями; соблюдать правильную рабочую позу и порядок на рабочем месте; · проявлять доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей; обращаться за помощью и принимать помощь; В процессе обучения у учащихся формируются следующие предметные БУД: · правильно сидеть за партой; правильно держать карандаш, ручку; правильно располагать письменные принадлежности; ориентироваться на листе бумаги; · обводить и уметь (по возможности) писать буквы, слова, предложения. |
|||||
49 |
Нахождение и обводка букв Ш, ш. |
Организуют своё рабочее место. Выполняют простые учебные поручения по словесному заданию учителя. Обсуждают способ выполнения задания (по речевым возможностям каждого учащегося). Находят, обводят, читают, пишут изученные буквы. Составляют и пишут предложения с изученными буквами. |
10.01 |
||
50 |
Письмо буквы ш. |
11 |
|||
51 |
Письмо буквы Ш. |
14 |
|||
52 |
Написание слогов аш, уш, ош. |
17 |
|||
53 |
Написание слогов ша, шу, шо. |
18 |
|||
54 |
Написание слов Маша, Саша, машу. |
21 |
|||
55 |
Составление и написание слов. |
24 |
|||
56 |
Закрепление написания слогов и слов с изученными буквами. |
25 |
|||
57 |
Составление и написание предложений. |
28 |
|||
58 |
Нахождение и обводка букв Л, л. |
Выполняют простые учебные поручения по словесному заданию учителя. Обсуждают способ выполнения задания. Находят, обводят, читают, пишут изученные буквы. Дают простейшие словесные отчёты по выполненному поручению. Составляют и пишут слова. Списывают слова с доски. Пишут под диктовку слоги и слова с изученными буквами.
|
31 |
||
59 |
Письмо буквы л. |
1.02 |
|||
60 |
Письмо буквы Л. |
4 |
|||
61 |
Написание слогов ал, ул, ол. |
7 |
|||
62 |
Написание слогов ла, лу, ло. |
8 |
|||
63 |
Составление и написание слов с изученными буквами. |
11 |
|||
64 |
Обводка и написание слов Луша, лом, мала. |
14 |
|||
65 |
Списывание слов с изученными буквами. |
15 |
|||
66 |
Составление и написание предложений. |
25 |
|||
67 |
Письмо под диктовку слогов с изученными буквами. |
28 |
|||
68 |
Письмо слов под диктовку. |
1.03 |
|||
69 |
Нахождение и обводка буквы ы. |
Организуют своё рабочее место. Выполняют простые учебные поручения по словесному заданию учителя. Обсуждают способ выполнения задания (по речевым возможностям каждого учащегося). Находят, обводят, читают, пишут изученные буквы. Дают простейшие словесные отчёты по выполненному поручению. |
4 |
||
70 |
Письмо буквы ы. |
7 |
|||
71 |
Написание слогов с буквой ы. |
11 |
|||
72 |
Составление и написание слов с изученными буквами. |
14 |
|||
73 |
Обводка и написание слов. |
15 |
|||
74 |
Списывание с доски слов с изученными буквами. |
18 |
|||
75 |
Составление и написание предложений. |
21 |
|||
76 |
Письмо под диктовку слов с изученными буквами. |
22 |
|||
77 |
Письмо под диктовку предложений с изученными буквами. |
1.04 |
|||
78 |
Нахождение и обводка букв Н, н. |
Выполняют простые учебные поручения по словесному заданию учителя. Обсуждают способ выполнения задания. Находят, обводят, читают, пишут изученные буквы. Дают простейшие словесные отчёты по выполненному поручению. Составляют и пишут слова. Списывают слова с доски. Пишут под диктовку слоги и слова с изученными буквами. |
4 |
||
79 |
Письмо буквы н. |
5 |
|||
80 |
Письмо буквы Н. |
8 |
|||
81 |
Написание слогов ан, ун, он, ын. |
11 |
|||
82 |
Написание слогов на, ну, но, ны. |
12 |
|||
83 |
Составление и написание слов с изученными буквами. |
15 |
|||
84 |
Обводка и написание слов сын, сон, нос. |
18 |
|||
85 |
Списывание с доски слов с изученными буквами. |
19 |
|
||
86 |
Составление и написание предложений. |
22 |
|||
87 |
Письмо под диктовку слов с изученными буквами. |
25 |
|||
88 |
Нахождение и обводка букв Р, р. |
Выполняют простые учебные поручения по словесному заданию учителя. Обсуждают способ выполнения задания. Находят, обводят, читают, пишут изученные буквы. Дают простейшие словесные отчёты по выполненному поручению. Составляют и пишут слова. Списывают слова с доски. Пишут под диктовку слоги и слова с изученными буквами. Дают простейшие словесные отчёты по выполненному поручению. |
26 |
||
89 |
Письмо буквы р. |
29 |
|
||
90 |
Письмо буквы Р. |
6.05 |
|||
91 |
Написание слогов ар, ур, ор, ыр. |
13 |
|||
92 |
Написание слогов ра, ру, ро, ры. |
16 |
|||
93 |
Обводка и написание слов с изученными буквами. |
17 |
|||
94 |
Составление и написание предложений с изученными буквами. |
20 |
|||
95 |
Списывание словосочетаний с изученными буквами. |
23 |
|||
96 |
Составление и написание предложений. |
24 |
|||
97 |
Письмо под диктовку слов с изученными буквами. |
27 |
|||
98 |
Письмо под диктовку предложений с изученными буквами. |
28 |
|||
99 |
Контрольное списывание. |
Читают, анализируют. Списывают текст из учебника. |
29 |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.