РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК», 5 КЛАСС
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК», 5 КЛАСС

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
10.05.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК», 5 КЛАСС
5 класс_русск родной 34 ч.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 25 г. Иркутска

 

Утверждаю:

Директор МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска

Безденежных В.В. ________________________

Приказ №115

«26» августа 2020 г.

Рассмотрено на научно-методическом совете,

протокол № 1

«25» августа 2020 г.

Рассмотрено на заседании 

структурного подразделения русской словесности,

протокол № 1

«24» августа 2020 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК», 5 КЛАСС

(с включением вопросов курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»)

 

 

 

Уровень образовательной программы: базовый

Количество часов: 1 час / нед. (34 часа в год, включая 2 часа курса ОДНКНР)

Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: Просвещение, 2018

 

Составитель:

Комогорцева Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

 

 

2021-2022 уч. г.

 

1.                  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5-М КЛАССЕ

Раздел 1. Язык и культура (20 ч)

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т. п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-царевич, сивка-бурка, жар-птица и т. п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему веленью; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т. п., лиса – хитрая для русских, мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т. п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску. Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение. 

Раздел 2. Культура речи (20 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркер смысла слова: пАрить – парИть, рОжки – рожкИ, пОлки – полкИ, Атлас – атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная – було[ш]ная, до[жд]ём – до[ж’ж’]ём и т. п.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия). Роль звукописи в художественном тексте.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щеки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

Лексические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке

Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная‚ разговорная, просторечная); употребление имён существительных, прилагательных, глаголов в речи с учетом стилистических норм современного русского языка (кинофильм – кинокартина – кино – кинолента; интернациональный – международный; экспорт – вывоз; импорт – ввоз; блато – болото; брещи – беречь; шлем – шелом; краткий – короткий; беспрестанный – бесперестанный; глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложносоставных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имен существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (21 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).

Резерв учебного времени – 9 ч.

2.                  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» В 5 КЛАССЕ

Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 5-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе при реализации содержательной линии

обучающийся научится:

«Язык и культура»

• понимать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; в жизни человека;

• понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;

• понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;

• объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита;

• распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

• распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

• распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;

• распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

• понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки в современных ситуациях речевого общения;

• понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

• распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

• распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску;

• понимать взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);

• понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться;

«Культура речи»

• различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);

• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

• анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;

• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);

• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости в художественной литературе, разговорной речи;

• различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

• употреблять синонимы с учетом стилистических норм современного русского языка;

• определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных существительных; имен собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

• различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

• различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

• различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;

• соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;

• соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;

• соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания;

• использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста;

• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

«Речь. Речевая деятельность. Текст»

• использовать различные виды слушания (выборочное‚ ознакомительное) текстов различных функционально-смысловых типов речи;

• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения правильного, точного, выразительного словоупотребления и интонирования;

• анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение, собственно описание

• анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение);

• анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные повествовательные тексты;

• строить устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке);

• участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;

• анализировать прослушанный или прочитанный текст с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем;

• устанавливать логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;

• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составлять разные виды плана (назывной, вопросный, тезисный);

• владеть приемами работы с заголовком текста;

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений;

• создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;

• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);

• анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);

• владеть приемами работы с оглавлением, списком литературы;

• редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;

• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

• знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

3.                  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 5 КЛАСС

№ урока

Тема

Основное содержание

Материалы учебника

Кол-во часов

 

 

Раздел 1. Язык и культура

 

20

1.      1

Наш родной русский язык

Введение понятий: русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык, язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Орфографический практикум

§ 1

1

2.      2

Из истории русской письменности

Краткая история русской письменности. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов: азбука, алфавит. Создание славянского алфавита; общие сведения о кириллице и глаголице. Реформы русского письма. Памятники письменности. Орфографический практикум

§ 2

1

3.       

Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Национальная специфика терминов родства.

§ 3

1

4.       

Слова с национально-культурным компонентом значения в словарном составе языка. Национально-культурная специфика фразеологизмов. Орфографический практикум

§ 3

1

5.       

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы русского традиционного мужского и женского костюма, обувь, головные уборы. Орфографический и пунктуационный практикум

§ 4

1

6.       

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта

Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (пища). Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (жилище). Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.  Орфографический и пунктуационный практикум

§ 5

1

7.       

Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение

Загадки. Метафоричность русской загадки. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства

§ 6

1

8.       

Живое слово русского фольклора

Устойчивые обороты в произведениях фольклора, народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов

§ 7

1

9.       

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох

§ 7

1

10.   

Сравнения, прецедентные имена в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Орфографический и пунктуационный практикум

§ 7

1

11.  17

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения). Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Орфографический и пунктуационный практикум

§ 8

1

12.   

О чем может рассказать имя

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Орфографический и пунктуационный практикум. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску. Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение. Орфографический и пунктуационный практикум. Ключевые слова раздела. Обобщение материала

§ 9

1

13.  21

Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

 

 

1

 

 

Раздел 2. Культура речи

 

20

14.  22

Современный русский литературный язык

Понятие литературного языка как высшей формы национального культурной речи. Правильность речи – соблюдение норм литературного языка. Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Значение родного языка в жизни человека. Роль А. С. Пушкина в создании современного русского литературного языка. Структура русского национального языка. Чистота речи. Нарушение чистоты речи: слова-паразиты. Орфографический и пунктуационный практикум

§ 10

1

15.  24

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

Культура речи и нормы литературного языка. Краткие сведения об истории формирования норм произношения в современном русском языке. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Нормы произношения сочетания чн, твердого и мягкого согласного в сочетаниях с [э] в заимствованных словах. Произносительные варианты орфоэпической нормы.

§ 11

1

16.  27

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркер смысла слова. Орфографический практикум

§ 11

1

17.  28

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы

Понятие о лексикологии, лексической норме, основных нарушениях лексической нормы. Толковый словарь и стилистические пометы в толковом словаре. Наиболее популярные токовые словари С. И. Ожегова, В. И. Даля и Д. Н. Ушакова.

§ 12

1

18.  30

Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексическая сочетаемость слов. Речевые ошибки

§ 12

1

19.  31

Лексические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Орфографический практикум

§ 12

1

20.  32

Стилистическая окраска слова

Стилистическая окраска слова и стилистические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в речи. Стилистические синонимы: книжные и нейтральные. Стилистические синонимы: разговорные и нейтральные. Орфографический и пунктуационный практикум

§ 13

1

21.  35

Речь правильная. Основные грамматические нормы

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающиеся по смыслу. Формы родительного падежа множественного числа имен существительных

§ 14

1

22.  36

Род несклоняемых географических названий, аббревиатур

§ 14

1

23.  38

Ошибки в построении предложений, связанные с нарушениями грамматической нормы. Орфографический практикум

§ 14

1

24.  39

Речевой этикет: нормы и традиции

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Орфографический практикум. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он». Ключевые слова раздела. Обобщение материала

§ 15

1

25.  42

Проверочная работа № 2. Речевой этикет

(представление проектов, результатов исследовательской работы)

 

 

1

 

 

Раздел 3. Речь. Текст

 

21

26.  43

Язык и речь

Понятие о соотношении языка и речи: владение языком; правильная и выразительная речь. Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Орфографический практикум

§ 16

1

27.  44

Средства выразительности устной речи

Выразительность речи. Понятие об интонации: громкость, тон, тембр, темп, паузы. Интонация как средство выражения эмоций. Орфографический и пунктуационный практикум. Средства выразительной устной речи: логическое ударение, движение тона. Скороговорки как средство тренировки четкого произношения

§ 17

1

28.  46

Формы речи: монолог и диалог

Признаки монолога и диалога. Составление монологического высказывания на выбранную тему. Разыгрывание диалогов в разных ситуациях общения. Орфографический практикум

§ 18

1

29.  47

Текст и его строение

Текст и его основные признаки. Смысловая часть, микротема, ключевые слова. Как строится текст. Композиция текста: вступление, основная часть, заключение. Смысловая часть и абзац. Орфографический практикум

§ 19

1

30.  49

Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения

Общая характеристика содержания и композиции основных типов речи: описания, повествования, рассуждения. Композиционные особенности описания: описание природы, описание помещения, описание человека, описание животного, описание состояния (природы, человека)

§ 20

1

31.  51

Повествование как тип речи. Средства связи предложений в повествовании. Рассуждение как тип речи. Виды рассуждения по коммуникативной задаче: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление. Орфографический практикум

§ 20

1

32.  52

Средства связи предложений и частей текста

Средства связи предложений и частей текста: связь предложений с помощью союзов, местоимений, форм слов, однокоренных слов, языковых и контекстных синонимов, антонимов, лексического повтора. Последовательный, параллельный и комбинированный способы связи предложений. Орфографический и пунктуационный практикум

§ 21

1

33.  54

Функциональные разновидности языка

Сферы и ситуации общения и функциональные разновидности языка. Общая характеристика научного, официально-делового, публицистического стилей, разговорной речи, языка художественной литературы. Определение стилевой принадлежности текста: стилевые черты и языковые средства. Орфографический и пунктуационный практикум

§ 22

1

34.  64

Проверочная работа №3 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

 

 

1

 

Итого

 

 

70

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ 5-ГО КЛ.

Примерная тематика проектных и исследовательских работ

1. Из истории русских имен.

2. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.

3. Словарик пословиц о характере человека, его качествах.

4. Словарь одного слова.

5. Календарь пословиц о временах года.

6. Карта «Интересные названия городов моего края/России».

7. Понимаем ли мы язык Пушкина?

8. Этикетные формы обращения.

9. Как быть вежливым?

10. Как назвать новорожденного?

11. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.

12. Слоганы в языке современной рекламы.

13. Девизы и слоганы любимых спортивных команд.

14. Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего и в чем различие.

15. Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов.

 

Система оценивания проектной и исследовательской деятельности

При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:

1) содержательный компонент;

2) деятельностный компонент;

3) результативный компонент.

 

При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:

1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;

2) правильность выбора используемых методов исследования;

3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;

4) доказательность принимаемых решений;

5) наличие аргументации выводов и заключений.

 

При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:

1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;

2) характер взаимодействия участников проекта.

 

При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:

1) качество формы предъявления и оформления проекта;

2) презентация проекта;

3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;

4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;

5) новизна представляемого проекта.

 

Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:

 

0 баллов

отсутствие данного компонента в проекте

1 балл

наличие данного компонента в проекте

2 балла

высокий уровень представления данного компонента в проекте

 

Критерии оценивания проектной и исследовательской деятельности учащихся

Компонент проектной деятельности

Критерии оценивания отдельных характеристик компонента

Баллы

Содержательный

Значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике

0 – 2

 

Правильность выбора используемых методов исследования

0 – 2

 

Глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей

0 – 2

 

Доказательность принимаемых решений

0 – 2

 

Наличие аргументированных выводов и заключений

0 – 2

Деятельностный

Степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта

0 – 2

 

Характер взаимодействия участников проекта

0 – 2

Результативный

Форма предъявления проекта и качество его оформления

0 – 2

 

Презентация проекта

0 – 2

 

Содержательность и аргументированность ответов на вопросы

0 – 2

 

Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов оппонентов

0 – 2

 

Новизна представляемого проекта

0 – 2

Максимальный балл

 

24

 

Шкала перевода баллов в школьную отметку: 0 – 6 баллов – «неудовлетворительно»; 7 – 12 баллов – «удовлетворительно»; 13 – 18 баллов – «хорошо»; 19 – 24 балла – «отлично».

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Перечень нормативных документов

1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Список учебно-методической литературы

1.      Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: Просвещение, 2018.

Учебное пособие для 5-го класса создано в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, и предназначено для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации. Содержание учебного пособия ориентировано на воспитание патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы. Работа с учебным пособием позволит расширить представления учащихся об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры русского народа; о русской языковой картине мира; о закономерностях и основных тенденциях развития русского языка. Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации; развитию речевых умений в различных сферах общения, в том числе связанных с коммуникацией в интернет-пространстве.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

2.    Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernayarabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlyaobshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.

3.      Русский родной язык. 5 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] URL: http://uchlit.com.

Интернет-ресурсы

1.      Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

2.      Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

3.      Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm

4.      Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova

5.      Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

6.      Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types

7.      Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

8.      Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

9.      Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru

10.  Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

11.  Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru

12.  Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

13.  Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru

14.  Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru

15.  Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

16.  Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

17.  Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

18.  Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru

19.  Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

20.  Словарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru

21.  Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

22.  Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

23.  Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru

24.  Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su

25.  Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru

26.  Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya

27.  Учительская газета. URL: http://www.ug.ru

28.  Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

29.  Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://etymolog.ruslang.ru

Учебное издание

Александрова Ольга Макаровна

Загоровская Ольга Владимировна

Гостева Юлия Николаевна

Добротина Ирина Нургаиновна

Нарушевич Андрей Георгиевич, Васильевых Ирина Павловна

Русский родной язык 5 класс Методическое пособие

АО Издательство «Учебная литература» 127473, Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 3.

Тел. (495) 789-30-40, доб. 4837 E-mail: [email protected]


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии

Нормативные и ненормативные формы употребления имен существительных

Нормативные и ненормативные формы употребления имен существительных

Особенности языка фольклорных текстов

Особенности языка фольклорных текстов

Культура речи» • различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах…

Культура речи» • различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах…

• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного); •…

• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного); •…

Речь. Речевая деятельность. Текст» • использовать различные виды слушания (выборочное‚ ознакомительное) текстов различных функционально-смысловых типов речи; • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым)…

Речь. Речевая деятельность. Текст» • использовать различные виды слушания (выборочное‚ ознакомительное) текстов различных функционально-смысловых типов речи; • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым)…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 5 КЛАСС № урока

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 5 КЛАСС № урока

Язык как зеркало национальной культуры

Язык как зеркало национальной культуры

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения)

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения)

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах

Употребление формы «он». Ключевые слова раздела

Употребление формы «он». Ключевые слова раздела

Средства связи предложений и частей текста

Средства связи предложений и частей текста

Девизы и слоганы любимых спортивных команд

Девизы и слоганы любимых спортивных команд

Критерии оценивания проектной и исследовательской деятельности учащихся

Критерии оценивания проектной и исследовательской деятельности учащихся

Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г

Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г

Вавилонская башня. Базы данных по словарям

Вавилонская башня. Базы данных по словарям

Нарушевич Андрей Георгиевич, Васильевых

Нарушевич Андрей Георгиевич, Васильевых
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2022