Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий

  • docx
  • 17.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

рабочие программы
Иконка файла материала литер чтение 3 класс.docx

 

Согласована                                                                                             Утверждена

Зам по УВР                                                                                     Директором  школы

 ……………/Сайдулова С.Ш./                                                     …………../Алипханова М.С./                                                                                             «…….»………………..2018г                                                        «…….»……………..2018г

                                                       

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Русский язык»  для 3класса

по учебнику

«Русский язык»

  В.П. Канакина, В. Г. Горецкий

 

 

 

 

 

Составила

Учитель начальных классов:

Мусагаджиева Д.И.

 

 

 

2018-2019 год.

 

 

  Согласована                                                                               Утверждена

Зам по УВР                                                                                     Директором  школы

 ……………/Сайдулова С.Ш./                                                     …………../Алипханова М.С./                                                                                             «…….»………………..2018г                                                        «…….»……………..2018г

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Литературное чтение»

УМК «Школа России»

3 класс

по учебнику «Литературное чтение»

(авторы Л.Ф.Климанов, В.Г.Горецкий)

 

                                                                                                                                                                                                                                   Составила

Учитель начальных классов:

Мусагаджиева Д.И.

 

 

 

 

 

 

2018-2019 год.

Пояснительная записка

 Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы  Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» для 2-4 классов четырехлетней начальной школы, утверждённой МО РФ (Москва, 2010г) в соответствии с базисным планом 2014 г.

            Курс литературного чтения призван продолжить обуче­ние детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскры­вается во всей своей полноте и многогранности. Литератур­ное чтение пробуждает у детей интерес к словесному твор­честву и к чтению художественных произведений.

            Литературное чтение — это один из важных и ответствен­ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свой­ственную дошкольникам, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

            Художественное литературное произведение своим духов­ным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, со­знание, волю. Оно по своей природе оказывает большое вос­питательное воздействие на школьника, формирует его лич­ность.

            Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения являет­ся то, что ребенок переходит с позиции слушателя в катего­рию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользу­ются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставля­ет его размышлять.

            Методические подходы к анализу произведения, преду­смотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произ­ведения, возникающей, когда предметом рассмотрения стано­вится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Вни­мание начинающего читателя должно быть обращено на сло­весно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нрав­ственные проблемы, волнующие писателя.

            Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стра­тегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно худо­жественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тек­сты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красо­ты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребен­ке собственное отношение к действительности. Этот прин­цип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

            Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литера­турного произведения, выдвигает на первый план художе­ственный образ.

            Слово становится объектом внимания читателя и осмыс­ливается им как средство создания словесно-художественно­го образа, через который автор выражает свои мысли, чув­ства, идеи.

            Литературоведческий принцип идет на смену лингвисти­ческому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)

            Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образ­ные, но и нейтральные слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и дру­гих средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и аде­кватно сопереживать герою.

            Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические про­изведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми пред­ставлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

            Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходи­мых жизненных наблюдений и обобщений. Монографиче­ский принцип изучения литературных произведений, харак­терный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

            Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное дей­ствие, протекающее во внутреннем плане.

            Развитие навыка чтения предполагает:

  • на первом году обучения — формирование целостных синтетических прие­мов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение);
  • на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя;
  • на третьем и четвертом годах обучения — наращива­ние скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

            Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения  постигать  смысл  прочитанного,  обобщать  и  выделять главное.

            Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные ком­муникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

            Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведе­ние уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возмож­ности детей и их знания об окружающем мире, о своих свер­стниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

            При обучении детей чтению их знания должны попол­ниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

            Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отно­шения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятель­ности детей, которые помогут им воспринимать художе­ственное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

            Литература относится к наиболее сложному, интеллекту­альному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек полу­чает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются кон­кретно-чувственным опытом и умением воссоздать словес­ные образы в соответствии с авторским текстом.

            Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно восприни­мать  художественное  произведение,   сопереживать  героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить  детей  чувствовать  и  понимать  образный  язык художественного    произведения,    выразительные   средства, создающие    художественный    образ,    развивать    образное мышление учащихся;
  • формировать    умение    воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее  воображение  учащихся,  и  особенно  ассоци­ативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстети­ческий опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать  интерес  к литературному творчеству,  творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жиз­ни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержа­ния произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различ­ных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать   нравственно-эстетический   и   познавательный   опыт ребенка;
  • обеспечивать  развитие   речи   школьников   и   активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать  условия  для  формирования  потребности  в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

            Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

Содержание учебного материала

Основные блоки программы

 

Разделы программы

Количество часов

  1. Самое великое чудо на свете

4

  1. Устное народное творчество

14

  1. Поэтическая тетрадь №1

11

  1. Великие русские писатели

24

  1. Поэтическая тетрадь №2

6

  1. Литературные сказки

8

  1. Были и небылицы

10

  1. Поэтическая тетрадь №1 (часть 2)

6

  1. Люби живое

16

  1. Поэтическая тетрадь №2

8

  1. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок

12

  1. По страницам детских журналов

8

  1. Зарубежная литература

8

 

 

Итого

136

Наизусть – не менее 15 стихотворений

Предполагаемые результаты изучения литературного чтения

ученик должен  знать/уметь:

·         Осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе  литературного произведения и личного опыта

·         Описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно  пользоваться аппаратом учебника, находить  информацию в словарях.

·         Владеть навыком  сознательного  правильного выразительного чтения целыми словами при темпе не мене 70 слов в минуту

·         Передавать содержание прочитанного произведения в виде краткого, краткого, полного, выборочного пересказа,

·         Составлять план к прочитанному

·          самостоятельно или с помощью учителя давать  простейшую характеристику основным действующим лицам произведения

·         Знать названия, темы, 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков

·         Знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

·         Знать не менее 5 народных сказок, уметь их пересказывать

·         Знать не  менее 8-10 пословиц, 2-3 крылатых выражения

·         Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения  Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Тематическое планирование

      Проверка навыка чтения – уроки №13, 35, 64, 96

Норма чтения

1 полугодие 50-60 сл/мин. целыми словами + трудные слова по слогам.

2 полугодие – 65-75 сл/мин.

Проверка навыков работы с текстом (тестированию)-уроки №48,91.   .

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НОМЕР

УРОКА

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ (РАЗДЕЛА)

Кол-во часов

ХАРАКТЕРИТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата по плану

Дата по факту

1

Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьей

 

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы.  Пользоваться словарем в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

 

 

 

Самое великое чудо на свете (4 часов)

 

 

 

 

2

Рукописные книги Древней Руси.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения, при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

 

 

3

Первопечатник Иван Фёдоров

1

Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

 

 

4

О первопечатнике Иване Фёдорове

1

Находить необходимую информацию в книге для подготовки сообщения. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

 

 

5

Обобщение по теме «Самое великое чудо на свете».  Тест № 1.

1

Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Проверять себя и оценивать свои достижения.

 

 

 

Устное народное творчество (14 часов)

 

 

 

 

6

Русские народные песни.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

 

 

7

Докучные сказки. Сочинение  докучных сказок.

1

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения

 

 

8

Народный промысел. Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка

1

Называть виды прикладного искусства.

 

 

9-10

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке, Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

 

 

11-13

Русская народная сказка  «Иван царевич и серый волк».

3

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке, Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения.

 

 

14-15

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

2

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке, Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

 

 

16-17

Проект: «Сочиняем волшебную сказку»

Художники – иллюстраторы В.Васнецов и Б. Билибин

2

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

 

 

18-19

 Обобщение по теме «Устное народное творчество». Тест №2 

2

Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме, различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Проверять и оценивать свои достижения.

 

 

 

Поэтическая тетрадь (11часов)

 

 

 

 

20

Научно-популярная статья Я. Смоленского Как научиться читать стихи?

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

 

 

21

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

1

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

 

 

22

Ф. И. Тютчев «Листья»

Сочинение- миниатюра  «О чём расскажут осенние листья».

1

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения). Придумывать мини рассказы об осенних листьях.

 

 

23

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

1

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения).

 

 

24

А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения).

 

 

25

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»

1

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения).

 

 

26

И. С. Никитин «Встреча зимы»

1

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения).

 

 

27

И. З. Суриков «Детство»

1

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.

 

 

28

И. З. Суриков «Зима»

1

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.

 

 

29

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 1».  Тест № 3.

1

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, самостоятельно оценивая свои достижения.

 

 

30

Оценка достижений

1

Проверка усвоения программного материала.

 

 

 

Великие русские писатели (24 часа)

 

 

 

 

31

А. С Пушкин. Жизнь и творчество. «За весной красой природы…»

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

 

 

32

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» «В тот год осенняя погода…»

1

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

 

 

33

А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…»

1

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах.

 

 

34

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

 

Проверка техники чтения

1

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах.

 

 

35

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

 

 

36-39

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

4

Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Оценивать результат своей работы.

 

 

40

Иван Андреевич Крылов. Подготовка сообщения о

И. А. Крылове.

1

Подготовить сообщение об И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Познакомиться со скульптурным портретом Крылова. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы

 

 

41

И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

1

Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев бани. Характеризовать героев басни на основе их поступков.

 

 

42

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1

Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев бани. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

 

 

43

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

1

Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев бани. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

 

 

44

Михаил Юрьевич Лермонтов. Статья В. Воскобойникова

1

Подготовить сообщение о М. Ю. Лермонтове на основе статьи учебника, книг о Лермонтове.  Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

 

 

45

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

1

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Называть отличительные особенности стихотворного текста.

 

 

46

М. Ю. Лермонтов «Утёс»

1

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения.

 

 

47

М.Ю. Лермонтов «Осень»

1

Называть отличительные особенности стихотворного текста. Иллюстрировать стихотворение. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения.

 

 

48

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

1

Подготовить сообщение о Л. Н. Толстом на основе статьи учебника, книг о Толстом.  Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

 

 

49-50

Л. Н. Толстой «Акула»

2

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристику героям. Участвовать в обсуждении. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

 

 

51

Л.Н. Толстой «Прыжок»

1

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристику героям. Участвовать в обсуждении.

 

 

52

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

1

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристику героям. Участвовать в обсуждении.

 

 

 

 

 

53

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?» Тест № 4.

1

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Сравнивать прочитанные рассказы (тема, главная мысль, события, герои)

      

 

54

Обобщение по разделу  «Великие русские писатели».

Контрольная работа

1

Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Проверять себя и оценивать свои достижения.

 

 

 

Поэтическая тетрадь 2

(6 часов)

 

 

 

 

55

Н. А. Некрасов «Славная осень!»

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

 

 

56

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

1

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбирать тон и темп чтения)

 

 

57

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

 

 

58

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

1

Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

 

 

59

И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» Тест № 5.

1

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбирать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.

 

 

60

Обобщение по разделу  «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа

1

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала.

 

 

 

Литературные сказки

 (8 часов)

 

 

 

 

61

Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

 

 

62

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

1

Читать присказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения. Объяснять понятие «присказка»

 

 

63

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

 

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

 

 

64-65

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

2

Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения. Сравнивать содержание басни и литературной сказки; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Читать сказку в лицах.

 

 

66-67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

2

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Придумывать смешную историю, используя поговорку. Составлять картинный план. Определять авторское отношение к изображаемому. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Делить сказку на части, озаглавливать их. Иллюстрировать сказку.

 

 

68

Обобщение по разделу  «Литературные сказки».  Тест №6

1

Проверять себя и оценивать свои достижения. Участвовать в литературной викторине.

 

 

 

Были-небылицы (10 часов)

 

 

 

 

69-70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

2

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Находить  средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

 

 

71-73

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

3

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Характеризовать героев произведения. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль.

 

 

74-77

А. Куприн «Слон» Тест №7

4

Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в рассказе. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать рассказ в лицах. Делить текст на части, озаглавливать их. Составлять план и пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

 

 

78

Обобщение по разделу «Были-небылицы» Проверочная работа

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 

 

 

Поэтическая тетрадь 1

 (6 часов)

 

 

 

 

79

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому.

 

 

80

Саша Черный «Воробей», Слон».

1

Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте. Читать стихотворение выразительно в лицах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

 

 

81

А. Блок «Ветхая избушка».

1

Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом.

 

 

82

А.А.Блок «Сны», «Ворона».

1

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом.

 

 

83

С. А. Есенин «Черёмуха»

1

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение.

 

 

84

Обобщение по разделу  «Поэтическая тетрадь 1». Тест № 8

1

Выбирать стихи по своему вкусу и выразительно их читать. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.

 

 

 

Люби живое (16 часов)

 

 

 

 

85

М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Самостоятельно сочинять тексты, используя средства художественной выразительности

 

 

86-87

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

2

Определять жанр произведения, идею произведения, отношения автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Составлять план рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных  рассказом автора. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом. Пересказывать произведение на основе плана. 

 

 

88

В. И. Белов «Малька провинилась»

1

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных  рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. 

 

 

89

В. И. Белов  «Ещё про Мальку»

1

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер.

 

 

90-92

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

3

Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных  рассказом автора. Составлять план. Пересказывать произведение на основе плана.  Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер.

 

 

93-96

Б. Житков «Про обезьянку»

4

Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных  рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. Давать характеристику героя. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Участвовать в обсуждении. 

 

 

97

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

1

Определять жанр произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

 

 

98

В. П. Астафьев «Капалуха»

1

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении.  Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

 

 

99

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Тест №9

1

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер.

 

 

100

Обобщение по разделу «Люби живое». Контрольная работа

1

Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

 

 

 

Поэтическая тетрадь 2

(8 часов)

 

 

 

 

101

С. Я. Маршак «Гроза днём».

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.

 

 

102

С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…»

1

Читать стихотворение, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Озаглавливать произведение, читать и воспринимать на слух лирические тексты. Заучивать стихи наизусть.

 

 

103

А. Л. Барто «Разлука». Проверка техники чтения

1

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер.

 

 

104

А.Л.Барто «В театре»

1

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение. Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

 

 

105

С. В. Михалков «Если»

1

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение. Читать стихотворение выразительно.

 

 

106

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

1

Читать стихотворения выразительно. Высказывать свое мнение о героях, подбирая в произведении слова-определения.

 

 

107

Проект «Праздник поэзии»

1

Участвовать в творческих проектах. Читать стихотворения выразительно и наизусть.

 

 

108

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 10

1

Проверять чтение друг друга, работая в паре; самостоятельно оценивать свои достижения.

 

 

 

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12часов)

 

 

 

 

109

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Воспринимать на слух произведение. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения.

 

 

110-111

А. П. Платонов «Цветок на земле»

2

Воспринимать на слух произведение. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев. Рассказывать о герое с опорой на словесный ряд. Читать текст по ролям.

 

 

112-113

А. П. Платонов «Ещё мама»

2

Воспринимать на слух произведение. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбирать тон и темп чтения).

 

 

114

М. М. Зощенко «Золотые слова»

1

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям. Восстанавливать порядок событий. Давать характеристику персонажу.

 

 

115-116

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

2

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Восстанавливать порядок событий. Давать характеристику персонажу. Составлять небольшой рассказ о персонаже. Выявлять подтекст читаемого произведения.

 

 

117

Н. Н. Носов «Федина задача»

1

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Соотносить название с содержанием произведения.

 

 

118

Н. Н. Носов «Телефон»

1

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Высказывать свое мнение о прочитанном. Читать текст в лицах.

 

 

119

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

1

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения.

 

 

120

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Проверочная работа

1

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 

 

 

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки»

(8 часов)

 

 

 

 

121

 По страницам детских журналов для детей. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

 

 

122

Ю. И. Ермолаев «Проговорился».

1

Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Читать текст в лицах.

 

 

123

Ю. И. Ермолаев «Воспитатели».

1

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

 

 

124

Г. Б. Остер «Вредные советы»

1

Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста.

 

 

125

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

1

Читать текст без ошибок и пересказывать его. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (легенды).

 

 

126

Р. С. Сеф «Весёлые стихи»

1

Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст выразительно, без ошибок.

 

 

127

Проект «Сборник добрых советов»

1

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы).

 

 

128

Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Проверочная работа

1

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Находить необходимую информацию в журнале. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 

 

 

Зарубежная литература

 (8 часов)

 

 

 

 

129-130

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»

2

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение.

 

 

131-133

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

3

Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя). Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку. Сравнивать сказки разных народов.

 

 

134

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

1

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

 

 

135

Контрольная работа. Проверка техники чтения

1

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

 

 

136

Итоговая диагностическая работа.

1

Проверка предметных и универсальных учебных умений.