Согласована Утверждена
Зам по УВР Директором школы
……………/Сайдулова С.Ш./ …………../Алипханова М.С./ «…….»………………..2018г «…….»……………..2018г
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык» для 3класса
по учебнику
«Русский язык»
В.П. Канакина, В. Г. Горецкий
Составила
Учитель начальных классов:
Мусагаджиева Д.И.
2018-2019 год.
Согласована Утверждена
Зам по УВР Директором школы
……………/Сайдулова С.Ш./ …………../Алипханова М.С./ «…….»………………..2018г «…….»……………..2018г
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литературное чтение»
УМК «Школа России»
3 класс
по учебнику «Литературное чтение»
(авторы Л.Ф.Климанов, В.Г.Горецкий)
Составила
Учитель начальных классов:
Мусагаджиева Д.И.
2018-2019 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» для 2-4 классов четырехлетней начальной школы, утверждённой МО РФ (Москва, 2010г) в соответствии с базисным планом 2014 г.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)
Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает:
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.
Содержание учебного материала
Основные блоки программы
Разделы программы |
Количество часов |
|
4 |
|
14 |
|
11 |
|
24 |
|
6 |
|
8 |
|
10 |
|
6 |
|
16 |
|
8 |
|
12 |
|
8 |
|
8 |
|
|
Итого |
136 |
Наизусть – не менее 15 стихотворений
Предполагаемые результаты изучения литературного чтения
ученик должен знать/уметь:
· Осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта
· Описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться аппаратом учебника, находить информацию в словарях.
· Владеть навыком сознательного правильного выразительного чтения целыми словами при темпе не мене 70 слов в минуту
· Передавать содержание прочитанного произведения в виде краткого, краткого, полного, выборочного пересказа,
· Составлять план к прочитанному
· самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения
· Знать названия, темы, 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков
· Знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
· Знать не менее 5 народных сказок, уметь их пересказывать
· Знать не менее 8-10 пословиц, 2-3 крылатых выражения
· Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Тематическое планирование
Проверка навыка чтения – уроки №13, 35, 64, 96
Норма чтения
1 полугодие 50-60 сл/мин. целыми словами + трудные слова по слогам.
2 полугодие – 65-75 сл/мин.
Проверка навыков работы с текстом (тестированию)-уроки №48,91. .
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НОМЕР УРОКА |
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ (РАЗДЕЛА) |
Кол-во часов |
ХАРАКТЕРИТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьей |
|
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарем в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. |
|
|
|
Самое великое чудо на свете (4 часов) |
|
|
|
|
2 |
Рукописные книги Древней Руси. |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения, при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. |
|
|
3 |
Первопечатник Иван Фёдоров |
1 |
Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. |
|
|
4 |
О первопечатнике Иване Фёдорове |
1 |
Находить необходимую информацию в книге для подготовки сообщения. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению |
|
|
5 |
Обобщение по теме «Самое великое чудо на свете». Тест № 1. |
1 |
Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
|
|
Устное народное творчество (14 часов) |
|
|
|
|
6 |
Русские народные песни. |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. |
|
|
7 |
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
1 |
Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения |
|
|
8 |
Народный промысел. Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка |
1 |
Называть виды прикладного искусства. |
|
|
9-10 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
2 |
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке, Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. |
|
|
11-13 |
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». |
3 |
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке, Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. |
|
|
14-15 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка» |
2 |
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке, Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. |
|
|
16-17 |
Проект: «Сочиняем волшебную сказку» Художники – иллюстраторы В.Васнецов и Б. Билибин |
2 |
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. |
|
|
18-19 |
Обобщение по теме «Устное народное творчество». Тест №2 |
2 |
Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме, различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Проверять и оценивать свои достижения. |
|
|
|
Поэтическая тетрадь (11часов) |
|
|
|
|
20 |
Научно-популярная статья Я. Смоленского Как научиться читать стихи? |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
|
21 |
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» |
1 |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
|
|
22 |
Ф. И. Тютчев «Листья» Сочинение- миниатюра «О чём расскажут осенние листья». |
1 |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения). Придумывать мини рассказы об осенних листьях. |
|
|
23 |
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» |
1 |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения). |
|
|
24 |
А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» |
1 |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения). |
|
|
25 |
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …» |
1 |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения). |
|
|
26 |
И. С. Никитин «Встреча зимы» |
1 |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения). |
|
|
27 |
И. З. Суриков «Детство» |
1 |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. |
|
|
28 |
И. З. Суриков «Зима» |
1 |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приемы интонационного чтения (определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. |
|
|
29 |
Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 1». Тест № 3. |
1 |
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, самостоятельно оценивая свои достижения. |
|
|
30 |
Оценка достижений |
1 |
Проверка усвоения программного материала. |
|
|
|
Великие русские писатели (24 часа) |
|
|
|
|
31 |
А. С Пушкин. Жизнь и творчество. «За весной красой природы…» |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
|
32 |
А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» «В тот год осенняя погода…» |
1 |
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. |
|
|
33 |
А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» |
1 |
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. |
|
|
34 |
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Проверка техники чтения |
1 |
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. |
|
|
35 |
А.С.Пушкин «Зимний вечер» |
1 |
Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. |
|
|
36-39 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» |
4 |
Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Оценивать результат своей работы. |
|
|
40 |
Иван Андреевич Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове. |
1 |
Подготовить сообщение об И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Познакомиться со скульптурным портретом Крылова. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы |
|
|
41 |
И. А. Крылов «Мартышка и Очки» |
1 |
Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев бани. Характеризовать героев басни на основе их поступков. |
|
|
42 |
И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» |
1 |
Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев бани. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. |
|
|
43 |
И. А. Крылов «Ворона и Лисица» |
1 |
Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев бани. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. |
|
|
44 |
Михаил Юрьевич Лермонтов. Статья В. Воскобойникова |
1 |
Подготовить сообщение о М. Ю. Лермонтове на основе статьи учебника, книг о Лермонтове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
|
45 |
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» |
1 |
Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Называть отличительные особенности стихотворного текста. |
|
|
46 |
М. Ю. Лермонтов «Утёс» |
1 |
Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения. |
|
|
47 |
М.Ю. Лермонтов «Осень» |
1 |
Называть отличительные особенности стихотворного текста. Иллюстрировать стихотворение. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения. |
|
|
48 |
Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) |
1 |
Подготовить сообщение о Л. Н. Толстом на основе статьи учебника, книг о Толстом. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
|
49-50 |
Л. Н. Толстой «Акула» |
2 |
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристику героям. Участвовать в обсуждении. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. |
|
|
51 |
Л.Н. Толстой «Прыжок» |
1 |
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристику героям. Участвовать в обсуждении. |
|
|
52 |
Л.Н. Толстой «Лев и собачка» |
1 |
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристику героям. Участвовать в обсуждении. |
|
|
53 |
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?» Тест № 4. |
1 |
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Сравнивать прочитанные рассказы (тема, главная мысль, события, герои) |
|
|
54 |
Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Контрольная работа |
1 |
Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
|
|
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) |
|
|
|
|
55 |
Н. А. Некрасов «Славная осень!» |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
|
56 |
Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» |
1 |
Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбирать тон и темп чтения) |
|
|
57 |
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» |
1 |
Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. |
|
|
58 |
К.Д.Бальмонт «Золотое слово» |
1 |
Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
|
|
59 |
И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» Тест № 5. |
1 |
Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбирать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. |
|
|
60 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа |
1 |
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала. |
|
|
|
Литературные сказки (8 часов) |
|
|
|
|
61 |
Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
|
62 |
Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» |
1 |
Читать присказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения. Объяснять понятие «присказка» |
|
|
63 |
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
|
Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. |
|
|
64-65 |
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» |
2 |
Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения. Сравнивать содержание басни и литературной сказки; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Читать сказку в лицах. |
|
|
66-67 |
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» |
2 |
Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Придумывать смешную историю, используя поговорку. Составлять картинный план. Определять авторское отношение к изображаемому. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Делить сказку на части, озаглавливать их. Иллюстрировать сказку. |
|
|
68 |
Обобщение по разделу «Литературные сказки». Тест №6 |
1 |
Проверять себя и оценивать свои достижения. Участвовать в литературной викторине. |
|
|
|
Были-небылицы (10 часов) |
|
|
|
|
69-70 |
М. Горький «Случай с Евсейкой» |
2 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. |
|
|
71-73 |
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» |
3 |
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Характеризовать героев произведения. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль. |
|
|
74-77 |
А. Куприн «Слон» Тест №7 |
4 |
Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в рассказе. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать рассказ в лицах. Делить текст на части, озаглавливать их. Составлять план и пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. |
|
|
78 |
Обобщение по разделу «Были-небылицы» Проверочная работа |
1 |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
|
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) |
|
|
|
|
79 |
Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. |
|
|
80 |
Саша Черный «Воробей», Слон». |
1 |
Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте. Читать стихотворение выразительно в лицах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. |
|
|
81 |
А. Блок «Ветхая избушка». |
1 |
Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. |
|
|
82 |
А.А.Блок «Сны», «Ворона». |
1 |
Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. |
|
|
83 |
С. А. Есенин «Черёмуха» |
1 |
Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение. |
|
|
84 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест № 8 |
1 |
Выбирать стихи по своему вкусу и выразительно их читать. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
|
Люби живое (16 часов) |
|
|
|
|
85 |
М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Самостоятельно сочинять тексты, используя средства художественной выразительности |
|
|
86-87 |
И. Соколов-Микитов «Листопадничек» |
2 |
Определять жанр произведения, идею произведения, отношения автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Составлять план рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных рассказом автора. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом. Пересказывать произведение на основе плана. |
|
|
88 |
В. И. Белов «Малька провинилась» |
1 |
Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. |
|
|
89 |
В. И. Белов «Ещё про Мальку» |
1 |
Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
|
90-92 |
В. В. Бианки «Мышонок Пик» |
3 |
Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных рассказом автора. Составлять план. Пересказывать произведение на основе плана. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
|
93-96 |
Б. Житков «Про обезьянку» |
4 |
Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. Давать характеристику героя. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Участвовать в обсуждении. |
|
|
97 |
В. Л. Дуров «Наша Жучка» |
1 |
Определять жанр произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. |
|
|
98 |
В. П. Астафьев «Капалуха» |
1 |
Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
|
|
99 |
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Тест №9 |
1 |
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
|
100 |
Обобщение по разделу «Люби живое». Контрольная работа |
1 |
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|
|
|
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) |
|
|
|
|
101 |
С. Я. Маршак «Гроза днём». |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение. |
|
|
102 |
С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…» |
1 |
Читать стихотворение, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Озаглавливать произведение, читать и воспринимать на слух лирические тексты. Заучивать стихи наизусть. |
|
|
103 |
А. Л. Барто «Разлука». Проверка техники чтения |
1 |
Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
|
104 |
А.Л.Барто «В театре» |
1 |
Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. |
|
|
105 |
С. В. Михалков «Если» |
1 |
Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение. Читать стихотворение выразительно. |
|
|
106 |
Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» |
1 |
Читать стихотворения выразительно. Высказывать свое мнение о героях, подбирая в произведении слова-определения. |
|
|
107 |
Проект «Праздник поэзии» |
1 |
Участвовать в творческих проектах. Читать стихотворения выразительно и наизусть. |
|
|
108 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 10 |
1 |
Проверять чтение друг друга, работая в паре; самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
|
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12часов) |
|
|
|
|
109 |
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Воспринимать на слух произведение. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. |
|
|
110-111 |
А. П. Платонов «Цветок на земле» |
2 |
Воспринимать на слух произведение. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев. Рассказывать о герое с опорой на словесный ряд. Читать текст по ролям. |
|
|
112-113 |
А. П. Платонов «Ещё мама» |
2 |
Воспринимать на слух произведение. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбирать тон и темп чтения). |
|
|
114 |
М. М. Зощенко «Золотые слова» |
1 |
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям. Восстанавливать порядок событий. Давать характеристику персонажу. |
|
|
115-116 |
М. М. Зощенко «Великие путешественники» |
2 |
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Восстанавливать порядок событий. Давать характеристику персонажу. Составлять небольшой рассказ о персонаже. Выявлять подтекст читаемого произведения. |
|
|
117 |
Н. Н. Носов «Федина задача» |
1 |
Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Соотносить название с содержанием произведения. |
|
|
118 |
Н. Н. Носов «Телефон» |
1 |
Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Высказывать свое мнение о прочитанном. Читать текст в лицах. |
|
|
119 |
В. Ю. Драгунский «Друг детства» |
1 |
Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения. |
|
|
120 |
Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Проверочная работа |
1 |
Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
|
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» (8 часов) |
|
|
|
|
121 |
По страницам детских журналов для детей. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. |
|
|
122 |
Ю. И. Ермолаев «Проговорился». |
1 |
Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Читать текст в лицах. |
|
|
123 |
Ю. И. Ермолаев «Воспитатели». |
1 |
Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. |
|
|
124 |
Г. Б. Остер «Вредные советы» |
1 |
Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста. |
|
|
125 |
Г. Б. Остер «Как получаются легенды» |
1 |
Читать текст без ошибок и пересказывать его. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (легенды). |
|
|
126 |
Р. С. Сеф «Весёлые стихи» |
1 |
Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст выразительно, без ошибок. |
|
|
127 |
Проект «Сборник добрых советов» |
1 |
Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы). |
|
|
128 |
Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Проверочная работа |
1 |
Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Находить необходимую информацию в журнале. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
|
Зарубежная литература (8 часов) |
|
|
|
|
129-130 |
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей» |
2 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение. |
|
|
131-133 |
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» |
3 |
Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя). Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку. Сравнивать сказки разных народов. |
|
|
134 |
Обобщение по разделу «Зарубежная литература». |
1 |
Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). |
|
|
135 |
Контрольная работа. Проверка техники чтения |
1 |
Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
|
|
136 |
Итоговая диагностическая работа. |
1 |
Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.