Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
УМК «Перспектива»
4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования, учебного плана МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»,с учетом авторской программы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: учеб. пособие для образоват. организаций/ Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. 9-е изд., доп. – М.: Просвещение. – 144 с.
Учебный предмет «Русский язык» включен в образовательную область «Русский язык и литература» учебного плана МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла». На изучение учебного предмета в 4 классе отводится 136 ч. в год ( 4 часа в неделю, 34 учебных недели). Из них контрольных работ - 9.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение.
2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – М.: Просвещение.
Цели:
· познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
· социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
· формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
· развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
· освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
· овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:
· развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
· воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову;
· развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
· пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
· формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
· обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
· развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
· развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Общая характеристика предмета
Курс «Русский язык» является первоначальным этапом системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Фонетика и графика. Орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный. Гласный ударный — безударный. Согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого и мягкого знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звукобуквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Пунктуация. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
· сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
· сочетания чк—чн, чт, щн;
· перенос слов;
· заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроизносимые согласные;
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
· разделительные ъ и ь;
· мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
· безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
· безударные окончания имён прилагательных;
· раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
· не с глаголами;
· мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
· мягкий знак в глаголах на -ться;
· безударные личные окончания глаголов;
· раздельное написание предлогов с другими словами;
Развитие речи. Общение: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: заглавие, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Повторяем – узнаём новое. Речевое общение. Речь устная и письменная. Цель речевого общения. Правила общения. Речевая культура. Обращение. Знаки препинания при обращении. Деловая речь. Составление планов. Научная речь и художественная речь. Метафора и сравнение. Текст как речевое произведение. Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. Составление текстов разных типов. Составление собственного текста.
Контрольное списывание. Проверочная работа. Контрольный диктант по теме «Текст».
Язык как средство общения. Средства общения. Роль языка в общении. Способы передачи сообщения. Представление о звуковом языке как самом совершенном средстве человеческого общения. Основные правила орфографии. Предложение. Различение предложений и словосочетаний. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Связь слов в предложении. Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. Обобщение знаний о значении слова. Различные виды лингвистических словарей. Звукобуквенная форма слова и его лексическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения». Проверочная работа. Тест по теме «Однородные члены предложения».
Контрольный диктант по теме «Предложение». Проверочная работа по теме «Слово и его значение».
Требования к уровню подготовки: Знать основные единицы языка. Понимать преимущества фонетического (звукового) языка перед другими средствами общения (пиктография), общение с помощью жестов, мимики и т. д. Знать соотношение звука и буквы как основы орфографической грамотности; понимать эстетической ценности хорошо звучащей речи. Уметь находить в словах изученные орфограммы и выбрать нужный алгоритм для их проверки; действие самоконтроля. Уметь расставить знаки препинания в конце предложений и при однородных членах предложения; уметь выбрать обусловленный тип предложения в зависимости от цели высказывания и правильно его построить; воспитать потребности обращаться к словарям русского языка (к толковому словарю). Уметь находить в предложении подлежащее, выраженное именем существительным или личным местоимением в именительном падеже, уметь ставить вопросы к второстепенным членам предложения; находить орфограммы и применять нужный алгоритма их проверки. Уметь находить в предложении однородные члены, уметь ставить знаки препинания при однородных членах; коммуникативный навык использования и конструирования предложений с однородными членами. Уметь различать простое и сложное предложения; сложное предложение и простое с однородными членами; уметь ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении.Понимать различия между словом, предложением и словосочетанием; уметь находить в предложении словосочетания, ставить вопрос от слова к слову; формировать навык культуры речи, грамотного использования словосочетаний в речи. Уметь выбирать слова с учётом их коммуникативной целесообразности; знать понятия синонимов, антонимов, омонимов, уметь работать с толковым словарём.
Состав слова. Однокоренные слова. Состав слова. Разбор слова по составу. Образование новых слов с помощью приставок Разделительный твердый мягкий знаки.
Образование новых слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов –ик-, -ек-. Однокоренные слова. Однокоренные слова и формы слова.
Правописание соединительных гласных в сложных словах.
Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок». Проверочная работа по теме «Состав слова».
Контрольная работа по теме «Состав слова».
Требования к уровню подготовки: Выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса;
Находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
Конструировать слова из заданных частей слова;
Сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
Соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слов слова к заданной модели;
Различать изменяемые и неизменяемые слова;
Уметь выделять значимые части слова.
Уметь найти и проверить орфограммы в корне слова.
Уметь различать приставки и предлоги и верно писать их.
Знать ряд морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях.
Части речи. Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Различие и общность частей речи. Грамматические значения частей речи. Распределение слов по частям речи. Роль частей речи в предложении. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена сущест-вительные. Число и род имен существительных. Алгоритм определения падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных (общее представление). Падежные окончания имен существительных в единственном числе 1-го, 2-го, 3-го склонения. Склонение имен существительных во множественном числе. Имя прилагательное. Безударные окончания имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Местоимение. Местоимение как часть речи. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. Склонение личных местоимений 3-го лица. Изменение личных местоимений по падежам. Глагол. Роль глаголов в языке. Прошедшее время глагола.
Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. Спряжение глаголов. Способы определения спряжения глаголов. Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов на –тся и –ться. Глаголы-исключения. Написание безударных окончаний глаголов. Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функциям. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление их в речи. Наречие. Вопросы к наречиям.
Неизменяемость наречий. Образование наречий от имен прилагательных. Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи. Служебные части речи. Общее представление о предлогах и союзах. Значение предлогов и союзов и их роль в предложении.
Контрольный диктант за 1 полугодие. Проверочная работа по теме «Склонение имён существительных». Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Контрольное списывание. Проверь себя по теме «Имя прилагательное». Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Проверь себя по теме «Местоимение». Контрольный диктант по теме «Местоимение». Проверь себя по теме «Местоимение». Контрольный диктант по теме «Местоимение». Проверь себя по теме «Глагол». Контрольный диктант по теме «Глагол». Тест «Наречие».
Контрольный диктант по темам «Имя числительное», «Наречие».
Требования к уровню подготовки: Понимать основные принципы выделения частей речи; уметь определять имя существительное, имя прилагательное, глагол и указать их основные грамматические признаки.
Уметь определять одушевлённость, неодушевлённость, род, число и падеж имён существительных; уметь составить текст-повествование на основе личного опыта; учебное умение сравнивать грамматические признаки имён существительных.
Уметь определить склонение имени существительного,
уметь подобрать слово-помощник с ударным окончанием.
Уметь верно писать падежные окончания имён существительных 1-го склонения; находить слова- помощники с ударными окончаниями.
Уметь верно писать падежные окончания имён существительных 2-го склонения; находить слова- помощники с ударными окончаниями.
Уметь верно писать падежные окончания имён существительных 3-го склонения; находить слова- помощники с ударными окончаниями, умение найти известные орфограммы
Уметь правильно писать падежные окончания имён существительных 1-го. 2-го и 3-го склонений; уметь объяснять выбор окончаний имени существительного; иметь представление о выдающихся людях своей страны (С.Я. Лемешев А.Л. Барто)
Уметь правильно писать падежные окончания имён существительных во множественном числе, иметь навык верного образования и использования в речи падежных форм имён существительных при наличии вариантов падежных окончаний.
Уметь определить лицо, число и падеж личного местоимения; иметь навык склонения личных местоимений; иметь представление об особенностях изменения личных местоимений по числам (значение числа); уметь использовать местоимения в речи.
Уметь определять время, число и (в прошедшем времени) род глагола; уметь поставить глагол в начальную форму.
Уметь образовывать спрягаемые личные формы глаголов в настоящем и будущем времени; иметь навык написания мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа
Уметь определять род и падеж прилагательных в единственном и во множественном числе; иметь навык написания падежных окончаний имён прилагательных во всех формах; сделать анализ имени прилагательного как части речи; иметь представление об образовании имён прилагательных от слов других частей речи; уметь грамматически верно использовать имена прилагательные в речи
Уметь определять род и падеж прилагательных в единственном и во множественном числе; иметь навык написания падежных окончаний имён прилагательных во всех формах; уметь сделать анализ имени прилагательного как части речи; иметь представление об образовании имён прилагательных от слов других частей речи; уметь грамматически верно использовать имена прилагательные в речи.
Различать количественные и порядковые имена числительные. Осознанно употреблять числительные в речи, правильно сочетать их с именами существительными (простейшие случаи).
Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость). Находить наречия в речи по вопросам как? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? Распространять предложения наречиями.
Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи.
Промежуточная аттестация проводится в форме написания Всероссийской проверочной работы (ВПР).
Программа адресована обучающимся 4 «А» класса МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» с разноуровневой подготовкой.
Метапредметными результатами
изучения курса «Русский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны иметь представление: о русском языке как культурной ценности русского народа, проявлять интерес к изучению родного языка; о языке как главном средстве речевого общения; его вспомогательных средствах (мимика, жесты, выразительные движения, интонация, пауза); диалоговой модели общения, о значении цели, темы, условий, результатах общения; правилах речевого этикета.
Учащиеся должны знать:
- признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения;
- признаки однородных членов предложения;
-части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
-признаки 1, 2, 3-го склонения имѐн существительных;
- признаки 1 и 2 спряжения глаголов;
-изученные орфограммы.
Учащиеся должны уметь:
- проводить фонетический разбор слов;
- объяснять написание слова с точки зрения орфографии;
- разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс, окончание;
- производить разбор слова как части речи (начальная форма, род, склонение, падеж и число имени существительного; начальная (неопределѐнная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола;
- производить синтаксический разбор предложений с однородными членами;
- определять тему и основную мысль текста;
- озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; составлять план текста;
- распознавать виды текста: повествование, рассуждение, описание;
- писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания.
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
- осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
- относиться с уважением к представителям других народов;
- уважительно относиться к иному мнению;
- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
- соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
- конструктивно разрешать проблемные ситуации;
- оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность:
- сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
- эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
- сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
- сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
-вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- воспринимать смысл предъявляемого текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи -имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
- различать устные и письменные формы общения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- осуществлять действие взаимоконтроля;
- ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
- понимать цели и задачи учебной деятельности;
- находить ответы на проблемные вопросы;
- пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
- самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
- пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
- пользоваться справочной литературой (словарями);
- развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
- развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать самостоятельные выводы;
- находить выход из проблемных ситуаций;
- определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
- выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
- ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
- понимать цели и задачи учебной деятельности;
- находить ответы на проблемные вопросы;
- пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
- самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
- пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
- пользоваться справочной литературой (словарями);
- развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
- развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать самостоятельные выводы;
- находить выход из проблемных ситуаций;
- определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
- выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
- формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
- понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
- овладение представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретѐнные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Виды деятельности, направленные на достижение результата
4 класс
№ п/п |
Название раздела, темы раздела |
Основные виды учебной деятельности |
Количество часов |
1 |
Повторяем-узнаем новое.
|
Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимо-пониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнером по общению. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. Находить обращения в тексте. Использовать знаки препинания для выделения обращения. Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета. Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. |
17 ч. |
2 |
Язык как средство общения. |
Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни. Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты), давать определения основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определять алгоритм ее проверки. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Использовать предложения всех типов в собственных речевых произведениях (устных и письменных). Выделять главные и второстепенные члены предложения и определять их роль в предложении. Распространять предложения второстепенными членами. Определять способы выражения подлежащего и сказуемого. Устанавливать связь слов в предложении. Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами, соединенными и не соединенными союзами. Ставить запятые в предложениях с союзами а, и, но и без союзов. Ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Отличать простое предложение от сложного предложения. Использовать и конструировать предложения с однородными членами. Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Составлять элементарные сложные предложения. Выделять словосочетания из предложения на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов. Распространять предложения словосочетаниями. Сравнивать слова по значению и форме. Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звукобуквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их назначение. Находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. |
28ч. |
3 |
Состав слова. Однокоренные слова. |
Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс), опираясь на их единообразное написание. Объяснять написание слова с точки зрения орфографии. Различать приставки и предлоги, правильно писать их. На основе знания семантики морфем грамотно использовать слова в различных речевых ситуациях. Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами. |
17 ч. |
4 |
Части речи. |
Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, понимая более отвлеченный, обобщающий характер значения грамматического. Составлять текст-рассуждение, доказывать принадлежность слова к определенной части речи. Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное; род, число, падеж. Применять алгоритм определения падежа существительного. Определять падеж несклоняемых имен существительных. Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имен существительных. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи. Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род (в единственном числе), падеж. Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приемы запоминания. Контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений. Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе. Применять правило написания местоимений с предлогами. Использовать местоимения в собственных текстах. Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид (без использования термина). Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Заменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться. Применять различные мнемонические приемы для запоминания глаголов-исключений. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Объяснять причину отнесения 11 глаголов к группе глаголов-исключений. Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределенную) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени. Рассмотреть общее значение имен числительных. Объяснять различие функций имен числительных разных разрядов. Научить различать количественные и порядковые имена числительные. Осознанно употреблять числительные в речи, правильно сочетать их с именами существительными (простейшие случаи). Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость). Находить наречия в речи по вопросам. Распространять предложения наречиями. Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи. |
70 ч. |
5 |
Повторение. |
Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий. |
4 ч. |
Итого |
136 ч |
Виды учебной деятельности
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
4 класс
№ раздела |
Название раздела
|
Тема проекта |
1 |
Культура речи |
«Я оратор» |
2 |
Язык как средство общения |
«Может ли одно предложение выразить смысл нескольких предложений?», «Как устроено слово». |
6 |
Части речи. Глагол. |
«Как наука о частях речи помогает писать без ошибок». |
7 |
Части речи. Повторение. |
«Что я могу рассказать о слове» |
Система оценки достижения планируемых результатов
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов
Устный контроль и самоконтроль.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
Работа в паре, в группе. (взаимо и самооценка)
Контрольное списывание
Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
Срезовые работы (тесты)
Творческие работы (сочинения, изложения – обучающие)
Портфолио.
Таблицы формирования УУД.
Критерии оценки:
Диктант:
• Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа выполнена аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
• Отметка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
• Отметка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно.
• Отметка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа выполнена неряшливо.
Грамматическое задание:
• Отметка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
• Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий.
• Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий.
• Отметка «2» ставится, если ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Примечание: Оценивание комбинированной контрольной работы, составленной в целях контроля сформированности у обучающихся общеучебных универсальных учебных действий, а также работы в форме тестирования и собеседования осуществляется в соответствии с системой оценки, разработанной для данной конкретной работы. Достижение личностных результатов оценивается в форме мониторинговых исследований.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
Объем диктанта:
1-й класс- 15 - 17 слов.
2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.
3-й класс - 1 - 2 четверг - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.
4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.
Тест
Оценки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Раздел «Содержание учебного предмета»
Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС общего образования.
4 класс – 136 часов ( 4 часа в неделю)
Культура речи - 14 часов
Речь устная и письменная. Расширение понятия речевого общения: ролевые отношения, содержание речи и её словесное оформление, цель и мотивы общения. Общение на разных уровнях (собеседники, группа, коллектив). Качество речевого общения: выразительность, информативность, логичность, правильность речи. Цель речевого общения. Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения. Обращение. Знаки препинания при обращении. Текст как речевое произведение. Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. План текста простой и развёрнутый. Написание деловых текстов: записки, заявления, объявления. Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии.
Язык как средство общения» - 44 часа
Средства общения. Роль языка в общении. Роль письменности в истории человечества. Систематизация знаний об основных языковых единицах. Повторение знаний о предложении. Различие предложений и словосочетаний. Разные виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Роль второстепенных членов предложения. Предложения с однородными членами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом, предложением. Слово и его значение. Тематическая классификация слов. Прямое и переносное значение слов. Многозначность. Синонимы, омонимы, антонимы, многозначные слова. Однокоренные слова. Повторение и систематизация основных орфограмм корня. Правописание суффиксов –ек и ик. Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. Их роль в предложении. Критерии выделения частей речи: общее значение, набор грамматических значений и роль в предложении. Грамматическое значение частей речи (общее представление).
Части речи. Имя существительное - 22 часа
Повторяем, что знаем. Общее значение предметности существительных, вопросы. Род имен существительных. Число, падеж. Закрепление алгоритма определения падежа имени существительного. Несклоняемые имена существительные. Склонение имен существительных единственного числа. Склонение имен существительных во множественном числе. Варианты падежных окончаний имен существительных. Разбор имени существительного как части речи. Роль имен существительных в речи и составе предложения.
Части речи. Имя прилагательное – 10 часов
Общее значение: признак, качество предмета, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Склонение имен прилагательных. Безударные падежные окончания имен прилагательных. Разбор имени прилагательного как части речи.
Части речи. Местоимение – 5 часов
Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимение первого, второго и третьего лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, их роль в предложении.
Части речи. Глагол – 19 часов
Общее значение действия, состояние, вопросы. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). 1-е и 2-е спряжение глаголов. Личные окончания глаголов. Способы определения спряжения глаголов. Правописание глаголов на –тся и –ться. Глаголы-исключения. Разбор глагола как части речи.
Части речи. Имя числительное – 4 часа
Общее представление об имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные. Их различение по вопросам и функции. Употребление числительных в речи.
Части речи. Наречие – 4 часа
Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи.
Повторение - 14 часов
Воспитывающий и развивающий потенциал
учебного предмета, курса
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.
Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.
«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию
Русский язык как предмет несет в себе большой развивающий потенциал:
· формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
· формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.
Межпредметные связи
учебного предмета, курса.
Содержание предмета «Русский язык» складывается из системы лингвистических понятий, фактов и из правописных и коммуникативных умений. Лингвистические понятия, связанные с функциями языка, с его строением, изучаются в других языковых предметах, а связанные с художественной (эстетической) функцией языка - на уроках литературного чтения; понятия, связанные с происхождением и развитием языка, со становлением национального языка, - на уроках истории, окружающего мира; звуковая сторона речи - на уроках музыки; мышление и речь - на уроках математики, информатики; языковые семьи и многообразие народов мира - на уроках окружающего мира.
Все учебные предметы учат языковой норме (правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания (т.е. создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового, публицистического). Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе.
По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала: 1) понятийно-терминологический; 2) коммуникативно-речевой; 3) учебно-дидактический.
Тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока |
Кол-во часов |
В том числе |
||||
к\р (диктанты) |
излож |
сочинение |
проекты |
проверь себя |
|||
1 |
Культура речи |
14 ч |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
2 |
Язык как средство общения |
44 ч |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
Части речи. Имя существительное |
22 ч |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
4 |
Части речи. Имя прилагательное |
10 ч |
1 |
|
|
|
1 |
5 |
Части речи. Местоимение |
5 ч |
|
|
1 |
||
6 |
Части речи. Глагол |
19 ч |
1 |
|
|
1 |
1 |
7 |
Части речи. Имя числительное |
4 ч |
|
|
|
|
|
8 |
Части речи. Наречие |
4 ч |
|
|
|
|
|
9 |
Повторение |
14 ч |
2 |
|
1 |
1 |
|
|
Итого: |
136 |
9 |
4 |
3 |
5 |
6 |
Календарно-тематическое планирование
Русский язык, 4 класс
№ п\п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Культура речи ( 14 часов) |
|||
1 |
|
|
Речевое общение. Речь устная и письменная. |
2 |
|
|
Цель речевого общения. |
3 |
|
|
Правила общения. |
4 |
|
|
Речевая культура. Обращение. |
5 |
|
|
Обращение. Знаки препинания при обращении. |
6 |
|
|
Деловая речь. Научная речь и художественная речь. |
7 |
|
|
Метафора и сравнение. |
8 |
|
|
Административная входная контрольная работа №1 |
9 |
|
|
Анализ работ и коррекция знаний. Текст. Признаки текста |
10 |
|
|
Обучающее изложении. Развитие речи. |
11 |
|
|
Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование |
12 |
|
|
Составление текстов разных типов. |
13 |
|
|
Проверь себя. |
14 |
|
|
Наши проекты. |
Язык как средство общения. (44 часа) |
|||
15 |
|
|
Средства общения. Роль языка в общении. Повторение. Звуки и буквы русского языка. |
16 |
|
|
Обучающее сочинение. Развитие речи. |
17 |
|
|
Основные правила орфографии. |
18 |
|
|
Повторение изученных орфограмм. Ударение. |
19 |
|
|
Контрольный диктант №2 по теме «Язык как средство общения». |
20 |
|
|
Анализ работ и коррекция знаний. Различение предложений и словосочетаний. |
21 |
|
|
Проверь себя. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. |
22 |
|
|
Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. |
23 |
|
|
Развитие речи. Составление текста-рассуждения на заданную тем. |
24 |
|
|
Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. |
25 |
|
|
Главные и второстепенные члены предложения. |
26 |
|
|
Способы выражения подлежащего и сказуемого |
27 |
|
|
Однородные члены предложения. |
28 |
|
|
Связь однородных членов с помощью союзов и интонации перечисления. |
29 |
|
|
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
30 |
|
|
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но |
31 |
|
|
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но |
32 |
|
|
Обучающее изложение |
33 |
|
|
Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. Наши проекты. |
34 |
|
|
Контрольный диктант №3 по теме «Предложение» |
35 |
|
|
Анализ работ. Обобщение знаний о предложении |
36 |
|
|
Обобщение знаний о значении слова. Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение |
37 |
|
|
Синонимы, антонимы, омонимы. |
38 |
|
|
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова |
39 |
|
|
Проверь себя |
40 |
|
|
Состав слова. Разбор слов по составу |
41 |
|
|
Состав слова. Разбор слов по составу. Образование слов с помощью приставок. |
42 |
|
|
Образование слов с помощью приставок. |
43 |
|
|
Разделительный твердый знак. |
44 |
|
|
Разделительный мягкий знак. |
45 |
|
|
Образование новых слов с помощью суффиксов |
46 |
|
|
Правописание суффиксов - ик, - ек |
47 |
|
|
Корень. Однокоренные слова. |
48 |
|
|
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
49 |
|
|
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
50 |
|
|
Удвоенные согласные в корне слова |
51 |
|
|
Обучающее изложение по коллективно составленному плану |
52 |
|
|
Правописание слов с орфограммами корня |
53 |
|
|
Однокоренные слова и формы слова. |
54 |
|
|
Правописание соединительных гласных в сложных словах. |
55 |
|
|
Проверь себя. Систематизация знаний о составе слова |
56 |
|
|
Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова» |
57 |
|
|
Анализ работ и коррекция знаний. Повторение основных орфограмм. |
58 |
|
|
Наши проекты. |
Части речи. Имя существительное. (22 часа) |
|||
59 |
|
|
Различие и общность частей речи. |
60 |
|
|
Грамматические значения частей речи. |
61 |
|
|
Распределение слов по частям речи. |
62 |
|
|
Проверь себя. Систематизация знаний о частях речи. |
63 |
|
|
Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
64 |
|
|
Число и род имени существительного |
65 |
|
|
Алгоритм определения падежа имен существительных. |
66 |
|
|
Упражнения в распознавании падежа имен существительных |
67 |
|
|
Несклоняемые имена существительные |
68 |
|
|
Три склонения имен существительных |
69 |
|
|
Обучающее изложение. Развитие речи. |
70 |
|
|
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения. |
71 |
|
|
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения. |
72 |
|
|
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. |
73 |
|
|
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. |
74 |
|
|
Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. |
75 |
|
|
Падежные окончания имен существительных в единственном числе |
76 |
|
|
Склонение имен существительных во множественном числе. |
77 |
|
|
Склонение имен существительных во множественном числе. |
78 |
|
|
Обучающее сочинение. Развитие речи. |
79 |
|
|
Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное» |
80 |
|
|
Анализ работ и коррекция знаний. |
Части речи. Имя прилагательное. (10 часов) |
|||
81 |
|
|
Имя прилагательное. Повторяем, что знаем. |
82 |
|
|
Безударные окончания имен прилагательных |
83 |
|
|
Склонение имен прилагательных |
84 |
|
|
Склонение имен прилагательных |
85 |
|
|
Склонение имен прилагательных во множественном числе |
86 |
|
|
Склонение имен прилагательных во множественном числе |
87 |
|
|
Разбор имени прилагательного как часть речи |
88 |
|
|
Проверь себя. |
89 |
|
|
Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное» |
90 |
|
|
Анализ работ и коррекция знаний |
Части речи. Местоимение. (5 часов) |
|||
91 |
|
|
Местоимение как часть речи |
92 |
|
|
Склонение личных местоимений 1 и 2 лица |
93 |
|
|
Склонение личных местоимений 3 лица |
94 |
|
|
Изменение личных местоимений по падежам |
95 |
|
|
Проверь себя |
Части речи. Глагол. (19 часов) |
|||
96 |
|
|
Глагол. Роль глаголов в языке |
97 |
|
|
Прошедшее время глаголов |
98 |
|
|
Неопределенная форма глаголов. |
99 |
|
|
Спряжение глаголов в настоящем времени |
100 |
|
|
Спряжение глаголов в будущем времени. |
101 |
|
|
2 лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени |
102 |
|
|
I и II спряжение глаголов |
103 |
|
|
I и II спряжение глаголов |
104 |
|
|
Способы определения спряжения глаголов. |
105 |
|
|
Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. |
106 |
|
|
Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. |
107 |
|
|
Правописание глаголов на тся и ться. |
108 |
|
|
Глаголы – исключения. |
109 |
|
|
Глаголы – исключения. Наши проекты. |
110 |
|
|
Написание безударных окончаний глаголов. |
111 |
|
|
Разбор глагола как часть речи. |
112 |
|
|
Проверь себя |
113 |
|
|
Контрольный диктант №7 по теме «Глагол» |
114 |
|
|
Анализ работ и коррекция знаний. Правописание глаголов на тся и ться. |
Части речи. Имя числительное. (4 часа) |
|||
115 |
|
|
Имя числительное |
116 |
|
|
Имя числительное |
117 |
|
|
Имя числительное |
118 |
|
|
Имя числительное |
Части речи. Наречие. (4 часа) |
|||
119 |
|
|
Наречие |
120 |
|
|
Наречие |
121 |
|
|
Наречие |
122 |
|
|
Наречие |
Повторение. (14 часов) |
|||
123 |
|
|
Промежуточная аттестация. |
124 |
|
|
Повторение. Слово |
125 |
|
|
Повторение. Части речи |
126 |
|
|
Повторение. Части речи |
127 |
|
|
Развитие речи. Обучающее сочинение. |
128 |
|
|
Контрольное списывание |
129 |
|
|
Правила правописания. Наши проекты. |
130 |
|
|
Правила правописания |
131 |
|
|
Повторение |
132 |
|
|
Итоговый контрольный диктант №9 по теме «Повторение» |
133 |
|
|
Анализ работ и коррекция знаний. |
134 |
|
|
Итоговый тест за 4 класс. |
135 |
|
|
Повторение и закрепление. |
136 |
|
|
Повторение и закрепление. Обобщающий урок. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.