Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Л.А. Попугаевой»
Согласовано: _____________ __________ |
Утверждаю ________________________ |
Руководитель МО Р.С. Кирилюк |
Председатель НМС О. П. Багдасаева |
«____» ______________________ 2022 г.
|
Протокол № ____ от ______________________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА вероятность и статистика
учителя математики 1 категории
Прут Светланы Николаевны
г. Удачный
2022 - 2023 уч. год
Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Программа разработана на основе:
- Федерального закона от 9 декабря 2012 года N 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" - Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.11.2021 № 819 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 № 03–1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и 234 учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году» разъяснен порядок использования учебно-методических комплектов в период перехода на обновленные ФГОС 2021.
- Порядка организации и осуществления образовательной̆ деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 22.03.2021 № 115.
- Санитарных и промежуточной аттестации обучающихся в ОО.
- «О примерной основной образовательной программе основного общего образования». Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 1 ноября
2011 г. № 03-766;
- Примерной программы основного общего образования по математике 5 – 9 классы правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2.
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО).
- Уставом ООП.
- Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко - М.: Вентана-граф, 2014. – 152 с. - Учебного плана ОО, утверждённого на 2022 – 2023 учебный год.
- Положения о рабочей программе МАОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой» г. Удачный.
• учебного пособия «Теория вероятностей и статистика», написанной авторским коллективом под руководством профессора Ю. Н. Тюрина.
• Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение, 2008.
• Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. – 256 с.: ил. ISBN 987-5-94057-319-7
• Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика: Методическое пособие для учителя – 2-е изд., исправленное и доработанное – М.:МЦНМО: МИОО, 2008. – 56 с.: ил. ISBN 978-5-94057-189-6
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы за курс 7 и 8 класса. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебных недель. Распределение часов учебного плана.
Аттестац. период |
Продолжительность аттестационного периода |
Вероятность и статистика (1 ч/нед) |
|
по плану |
фактич. |
||
1 четверть |
9 недель |
9 ч |
|
2 четверть |
7 недель и 5 дней |
7 ч |
|
3 четверть |
10 недель и 3 дня |
10 ч |
|
4 четверть |
9 недель |
7 ч |
|
|
35 недель |
33 ч |
|
Структура рабочей программы (соответствует приказ №1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897) и содержит:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 8 классе характеризуются следующими умениями.
— Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
— Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
— Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
— Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
— Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости.
— Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
— Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
— Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.
— Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
— Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.
— Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства множеств.
— Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи По окончании изучения курса учащийся научится:
• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных; решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
В результате изучения курса теории вероятностей и статистики в 7 - 8 классе ученик должен:
Ø понимать, что таблицы применяются для упорядочивания большого количества числовых данных;
Ø понимать и знать о существовании разных видов диаграмм;
Ø понимать, что диаграммы используют для наглядного представления данных;
Ø понимать, что столбиковые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые – для изображения долей целого; Ø понимать, что такое диаграмма рассеивания;
vзнать, что такое среднее значение (среднее арифметическое) набора;
vзнать, что среднее арифметическое – не единственная мера положения набора чисел на числовой прямой, что существуют и другие;
Ø понимать, что такое наибольшее и наименьшее значения набора чисел, его размах;
v знать, что такое отклонения от среднего арифметического и дисперсия;
Ø понимать, что большинство реальных физических величин подвержено случайной изменчивости;
Ø понимать, что существует много факторов, приводящих к изменчивость различных величин;
Ø понимать, что точность измерения зависит от природы измеряемой величины и что избыточная точность не нужна;
Ø понимать, что вероятность – числовая мера правдоподобия события, что вероятность – число, заключенное в пределах от 0 до 1; Ø верно, понимать фразы вида «вероятность события равна 0,3»;
v знать, что такое частота события, что при увеличении числа опытов частота приближается к вероятности; иметь представление о математической монете и правильной игральной кости. Уметь уверенно искать нужную информацию в таблице;
выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы; уметь производить подсчет предметов в данном списке и составлять таблицу результатов подсчета; уметь составлять простейшие таблицы с результатами измерений; уметь строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным; уметь выдвигать гипотезы о наличии или отсутствии связи между показаниями на диаграмме рассеивания величинами. уметь вычислять среднее значение набора;
уметь объяснять, что такое медиана числового набора, и уметь вычислять её для несложных наборов; уметь вычислять наибольшее и наименьшее значение набора чисел, его размах; уметь вычислять на коротких наборах отклонения от среднего арифметического и дисперсию;
уметь приводить примеры таких величин: напряжение в бытовой сети, параметры продукции при массовом производстве, рост человека и т.п.; уметь указать различные факторы, приводящие к изменчивости различных величин; уметь указывать приблизительную меру точности измерения масс различных предметов и обосновывать свою точку зрения.
уметь приводить примеры случайных событий;
В результате изучения курса теории вероятностей и статистики в 8 классе ученик должен:
ü иметь представление об элементарном событии как о простейшем событии, которое нельзя составить из более простых событий;
vзнать, что любой случайный опыт оканчивается одним и только одним элементарным событием;
vзнать, что сумма вероятностей всех элементарных событий опыта равна единице; уметь вводить обозначения для элементарных событий простого опыта;
уметь записывать элементарные события простого опыта, например, бросания одной или двух игральных костей, бросания монеты и т.п.;
o распознавать опыты, в которых элементарные события считаются равновозможными; o вычислять вероятность элементарного события в опыте с равновозможными событиями.
v Знать, что такое противоположные события;
Ø понимать, что такое объединение и пересечение событий;
Ø понимать, что такое несовместные события;
vзнать формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум);
vзнание формулы сложения для произвольных событий;
vзнать, что такое независимые события (и не путать их с несовместными); уметь находить вероятность одного из противоположных событий по вероятности другого; уметь применять формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум); уметь применять формулу умножения вероятностей независимых событий.
vЗнать факториалы натуральных чисел до 5!;
vзнать различные способы описания возможных элементарных событий в различных типах случайного опыта;
Ø понимать правило умножения и число сочетаний; уметь методом перебора находить ответы в комбинаторных задачах для небольших объемов перебора; уметь вычислять число упорядоченных пар, пользуясь правилом умножения; уметь вычислять n!;
уметь пользоваться таблицей факториалов до 10!; уметь находить число перестановок элементов произвольного конечного множества; уметь решать простейшие задачи, в которых число благоприятствующих элементарных событий находится как число сочетаний.
Таблицы. Знакомство с различными способами представления данных с помощью таблиц, чтение таблиц и проведение расчетов в таблицах. Особое внимание уделяется рациональным способам заполнения таблицы.
Диаграммы. Глава посвящена трем типам диаграмм: столбиковым, круговым диаграммам и диаграммам рассеивания. Основной упор делается на обучение чтению и пониманию диаграмм.
Описательная статистика. Знакомство с такими понятиями как среднее значение, медианой, модой, рассеиванием числовых данных, отклонением и дисперсией. III. Введение в теорию вероятностей – 6 ч
Случайная изменчивость. Глава посвящена изучению изменчивости различных величин, встречающихся на практике. Раздел «События и их вероятности».
Случайные события и вероятность. Понятие событий и их вероятностей вводятся на интуитивном уровне. Вероятность понимается как мера правдоподобия события. Разбирается частота события и связи частоты с вероятностью на уровне интуитивных представлений.
Математическое описание случайных явлений. Переход от интуитивных представлений о событиях и их вероятностях к минимальной формализации этих представлений. Вводится понятие случайного опыта и элементарного события как возможного результата этого опыта.
Сложение и умножение вероятностей. Развивается алгебраический механизм вычисления вероятностей. Знакомство с противоположными событиями, несовместными событиями, объединением и пересечением, формулами сложения и умножения вероятностей.
Рассматриваются задачи на расчет вероятностей. Знакомимся с правилом умножения, числом перестановок, числом сочетаний. VI. Испытания Бернулли – 5 ч
Число успехов в испытаниях Бернулли. Вероятности событий в испытаниях Бернулли.
Решение задач открытого банка заданий ОГЭ (Раздел «Статистика и теория вероятностей») 1 ч.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.
№ п/п |
Тема урока |
|
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Характеристика деятельности обучающихся |
Вид контроля |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||||||
|
|
|
|
I чт. (9 нед.) 9 уроков |
|
|
|
||
|
|
|
|
I. Представление данных в таблицах и диаграммах (3 ч) |
|
|
|
||
1. |
Статистические данные, поиск информации и вычисления в таблицах. |
1.1 |
Комбинированный урок |
Работа с таблицами: поиск информации, чтение таблиц, вычисления в таблицах, составление простейших таблиц по результатам измерений или подсчётов. |
Знать: название строки с заголовками столбцов. Уметь: уверенно искать нужную информацию в таблице. Выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы; производить подсчет предметов в списке и составлять таблицу результатов подсчёта.
|
Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления) |
Фронтальная работа с классом.
|
01.09. |
I чт |
2. |
Доли и проценты в таблицах. Таблицы с результатами подсчёта. |
1.2 |
Комбинированный урок |
Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ. |
Практическая работа.
|
08.09. |
|
||
3.
|
Столбиковая диаграмма. Круговая диаграмма. Диаграмма рассеивания.
|
1.3 |
Комбинированный урок |
Работа с диаграммами: построение диаграмм по имеющимся данным; чтение и анализирование диаграмм. |
Знать/ понимать: что столбиковые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые – для изображения долей целого; что такое диаграмма рассеивания. Уметь: строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным; выдвигать гипотезы о наличии или отсутствии связи между показанными на диаграмме рассеивания величинами.
|
Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления). Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам рассеивания. Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с помощью компьютера. Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ. |
Практическая работа. |
15.09. |
|
|
|
|
|
II. Описательная статистика и случайная изменчивость (5 ч) |
|
|
|
4. |
Среднее значение. Медиана. Мода. |
2.1 |
Комбинированный урок |
Работа над ошибками. Определение и нахождение среднего арифметического, медианы, моды набора чисел. |
Знать/ понимать: что такое среднее значение набора, медиана и мода. Уметь: вычислять среднее значение и медиану набора чисел, |
Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана. Решать задачи. |
Фронтальная работа с классом.
|
22.09. |
|
5. |
Наибольшее и наименьшее значения. Размах. Отклонения. Дисперсия. |
2.2 |
Комбинированный урок |
Определение наибольшего и наименьшего значений набора чисел, его размах, отклонения и дисперсии.
|
Знать/ понимать: что такое среднее значение набора; что среднее арифметическое – не единственная мера положения набора чисел; что такое наибольшее и наименьшее значения набора чисел, его размах и отклонения, дисперсия; что такое медиана и мода. Уметь: вычислять среднее значение и медиану набора чисел, называть его моду; определять наибольшее и наименьшее значения набора чисел; находить размах, отклонения и дисперсию этого набора чисел.
|
Решать задачи. Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах. Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования. Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных. Приобретают в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других. |
Фронтальная работа с классом. Самостоятельное решение задач с последующей проверкой. |
29.09. |
|
6. |
Решение задач по теме «Описательная статистика». |
2.3 |
Комбинированный урок |
Решение задач. |
Самостоятельная работа с взаимоконтроле м. |
06.10. |
|
||
7. |
Примеры случайной изменчивости. Рост человека. Точность измерений. |
2.4 |
Комбинированный урок |
Работа над ошибками. Случайная изменчивость физических величин: напряжение в бытовой сети, параметры продукции при массовом производстве, рост человека и т. д. Точность измерений. |
Знать/ понимать: что большинство реальных величин подвержено случай-ной изменчивости и точность измерения зависит от природы измеряемой величины. Уметь: приводить примеры величин случайной изменчивости; указывать факторы, приводящие к изменчивости величин и приблизительную меру точности измерения. |
Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма, графические представления разных видов случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы. Сформированность навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
|
Фронтальная работа с классом. Решение задач. |
13.10. |
|
8. |
Зачётная работа по теме «Данные в таблицы и диаграммах. Описательная статистика и случайная изменчивость». |
2.5 |
Урок контроля |
Работа с таблицами: поиск информации, чтение таблиц, вычисления в таблицах, составление простейших таблиц по результатам измерений или подсчётов. Работа с диаграммами: построение диаграмм по имеющимся данным; чтение и анализирование диаграмм. Определение и нахождение среднего арифметического, медианы, моды набора чисел. Определение наибольшего и наименьшего значений набора чисел, его размах, отклонения и дисперсии.
|
Уметь: уверенно искать нужную информацию в таблице; выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы; производить подсчёт предметов в списке и составлять таблицу результатов подсчёта; строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным; выдвигать гипотезы о наличии или отсутствии связи между показанными на диаграмме рассеивания величинами. Уметь: вычислять среднее значение и медиану набора чисел, называть его моду; определять наибольшее и наименьшее значения набора чисел; находить размах, отклонения и дисперсию этого набора чисел. |
Учащиеся объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения; дают адекватную самооценку учебной деятельности; анализируют соответствие результатов требованиям конкретной учебной задачи. |
Зачёт. |
20.10. |
|
|
III. Введение в теорию вероятностей (6 ч)
|
||||||||
9. |
Случайные события. Вероятности и частоты. |
3.1 |
Комбинированный урок |
Случайные события, их вероятность. Достоверные и невозможные события. |
Знать: что такое частота события. Уметь: приводить примеры случайных событий. |
Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие. Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы. Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории вероятностей. |
Фронтальная работа с классом.
|
27.10. |
|
|
II чт. (7 недель) 7 часов |
II чт |
|||||||
10. |
Монета и игральная кость в теории вероятностей. Как узнать и как понимать вероятность события? Маловероятные события. |
3.2 |
Комбинированный урок |
Монета и игральная кость в теории вероятностей. Вероятность события. Маловероятные события. |
Знать/ понимать: что вероятность – числовая мера правдоподобия события, заключенная в пределах от 0 до 1; что такое частота события, что при увеличении числа опытов частота приближается к вероятности. Уметь: верно понимать фразы вида «вероятность события равна 0,3»; иметь представление о математической монете и правильной игральной кости. |
Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории вероятностей. Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы. Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие. Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных). |
Фронтальная работа с классом. Решение задач с последующей проверкой. |
11.11. |
|
11. |
Случайные опыты и элементарные события. Равновозможные элементарные события. |
3.3 |
Комбинированный урок |
Случайные опыты. Равновозможные элементарные события. |
|
Знать: что любой случайный опыт оканчивается только одним элементарным событием, что сумма вероятностей всех элементарных событий опыта равна единице. Уметь: вводить обозначения для элементарных событий простого опыта; распознавать опыты, с равновозможными элементарными событиями; вычислять вероятность события по формуле.
|
Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы. |
Фронтальная работа с классом. Решение задач с последующей проверкой. |
18.11. |
|
12. |
Вероятности элементарных событий. Благоприятствующие элементарные события. |
3.4 |
Комбинированный урок |
Вероятности элементарных событий. Благоприятствующие элементарные события. |
Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события. |
Фронтальная работа с классом. Решение задач с последующей проверкой. |
25.11. |
|
||
13. |
Решение задач по теории вероятностей и статистике. |
3.5 |
Комбинированный урок |
Повторение и обобщение изученного. |
|
Знать: теоретический материал. Уметь: самостоятельно применять полученные знания при решении задач.- |
Самостоятельное решение задач с взаимопроверкой. Приобретают в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других. Сформированность навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. |
Задачи по карточкам.
|
02.12. |
|
14. |
Решение задач по теории вероятностей и статистике. |
3.6 |
Урок повторе- ния и обобщения |
Самостоятельное решение задач. |
Тест. |
09.12. |
|
|||
|
IV. |
События и вероятности (7 часов) |
|
|||||||
15. |
Вероятности событий. Опыты с элементарными событиями. |
4.1 |
Комбинированный урок |
Вероятности событий. Равновероятные события и опыты с ними. Правило вычисления вероятности событий. Формула вычисления вероятности равновозможных событий.
|
|
Знать: что любой случайный опыт оканчивается только одним элементарным событием, что сумма вероятностей всех элементарных событий опыта равна единице. Уметь: вводить обозначения для элементарных событий простого опыта; распознавать опыты, с равновозможными элементарными событиями; вычислять вероятность события по формуле. |
Осваивать понятия: дерево случайного опыта, условная вероятность, элементарные события, дерево случайного опыта. |
Фронтальная работа с классом. Решение задач с последующей проверкой. |
16.12. |
|
16. |
Противоположные события. Диаграммы Эйлера. |
4.2 |
Комбинированный урок |
Противоположные события. Диаграммы Эйлера.
|
|
Знать: что такое противоположные, независимые и несовместные события, объединение и пересечение событий; правило вычисления вероятности противоположного |
Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера— Венна), совместные и несовместные события. |
Самостоятельная работа. Фронтальная работа с классом.
|
23.12. |
|
|
III чт. (10 недель и 3 дня) 10 часов |
|
|
|||||||
17. |
Объединение и пересечение событий. |
4.3 |
Комбинированный урок |
Работа над ошибками. Пересечение и объединение событий. |
события; правило сложения и умножения вероятностей. Уметь: применять формулу сложения для несовместных событий; применять формулу умножения вероятностей независимых событий; находить пересечение и объединение событий с помощью диаграмм Эйлера.
|
Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей). |
Фронтальная работа с классом. Решение задач. |
12.01. |
III чт |
|
18. |
Несовместные события. Правило сложения вероятностей. |
4.4 |
Комбинированный урок |
Правило вычисления вероятности противоположного события. Сложение и умножение вероятностей. Работа над ошибками. |
Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события. Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей). Изучать свойства (определения) независимых событий.
|
Самостоятельная работа.
|
19.01. |
|
||
19. |
Случайный выбор. Независимые события. Умножение вероятностей. |
4.5 |
Комбинированный урок |
Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события. Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта. Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием |
Фронтальная работа с классом. Решение задач |
26.01. |
|
|||
20. |
Решение задач по теме «События и вероятности». |
4.6 |
Комбинированный урок |
Решение задач |
02.02. |
|
||||
21. |
Зачётная работа по теме «События и вероятности». |
4.7 |
Урок контроля |
Монета и игральная кость в теории вероятностей. Вероятность события. Маловероятные события. Вероятности элементарных событий. Благоприятствующие элементарные события. Формула вычисления вероятности равновозможных событий. Правило вычисления вероятности противоположного события. Сложение и умножение вероятностей.
|
Уметь: верно понимать фразы вида «вероятность события равна 0,3»; иметь представление о математической монете и правильной игральной кости; вводить обозначения для элементарных событий простого опыта; распознавать опыты, с равновозможными элементарными событиями; вычислять вероятность события по формуле; применять формулу сложения для несовместных событий; применять формулу умножения вероятностей независимых событий; находить пересечение и объединение событий с помощью диаграмм Эйлера. |
Учащиеся объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения; дают адекватную самооценку учебной деятельности; анализируют соответствие результатов требованиям конкретной учебной задачи. |
Самостоятельная работа под наблюдением учителя. |
09.02. |
|
|
|
V. Элементы комбинаторики (6 часов) |
|
22. |
Элементы комбинаторики. Правило умножения. |
5.1 |
Комбинированный урок |
Правило умножения.
|
Знать: что такое факториал и сочетание и правила их вычисления; правило умножения; факториалы чисел до 5!. Уметь: методом перебора находить ответы в комбинаторных задачах для небольших объемов перебора; вычислять n! ; пользоваться таблицей факториалов; находить число перестановок элементов произвольного конечного множества; вычислять Cnk , пользуясь формулой Cnk n! ; решать k!(nk)! простейшие задачи, в которых число благоприятствующих элементарных событий находится как число сочетаний Cnk .
|
Осваивать понятия: комбинаторное правило умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка, факториал числа, сочетание число сочетаний, треугольник Паскаля. Решать задачи на перечисление комбинаций, количества элементарных событий, нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля. Решать задачи на применение числа сочетаний в алгебре (сокращённое умножение, бином Ньютона). Приобретают в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других. |
Самостоятельная работа. Фронтальная работа с классом.
|
16.02. |
|
23. |
Перестановки. Факториал. |
5.2 |
Комбинированный урок |
Работа над ошибками. Перестановки. Факториал и правило его вычисления.
|
Фронтальная работа с классом. Решение задач с последующей проверкой. |
02.03. |
|
||
24. |
Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей. |
5.3 |
Комбинированный урок |
Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей. |
Фронтальная работа с классом. Решение задач. |
09.03. |
|
||
25. |
Сочетания. |
5.4 |
Комбинированный урок |
Сочетание и правило его вычисления. |
Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля. Сформированность навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. |
Самостоятельная работа Фронтальная работа с классом. |
16.03. |
|
|
26. |
Сочетания в задачах на вычисление вероятностей. |
5.5 |
Комбинированный урок |
Работа над ошибками. Правило сочетания в задачах на вычисление вероятностей. |
Фронтальная работа с классом. Решение задач. |
23.03. |
|
||
|
IV чт. (8 и 2 дня недель) (-27.04) 7 часов |
|
|
||||||
27. |
Сочетания в задачах на вычисление вероятностей. |
5.6 |
Комбинированный урок |
Правило сочетания в задачах на вычисление вероятностей. |
Уметь: самостоятельно применять полученные знания при решении задач. |
Приобретают в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других. |
Самостоятельная работа. Решение задач по карточкам.
|
06.04. |
IVчт |
|
|
|
|
|
VI. Испытания Бернулли (5 ч)
|
|
|
|
|
28. |
Успех и неудача. |
6.1 |
Комбинированный урок |
Работа над ошибками. Успех и неудача в серии испытаний Бернулли.
|
Знать: что такое отдельное испытание Бернулли, что такое успех и неудача и как связаны их вероятности; формулу вероятности ровно k успехов; понимать что такое серия независимых одинаковых испытаний Бернулли. Уметь: вычислять вероятность элементарного события вида НУНУ в серии из n испытаний Бернулли; вычислять число элементарных событий, благоприятствующих ровно k успехам в серии испытаний Бернулли; пользоваться формулой вероятности ровно k успехов.
|
Осваивать понятия: испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли. Решать задачи на нахождение вероятностей событий в серии испытаний до первого успеха. Решать задачи на нахождение вероятностей событий в серии испытаний Бернулли, в том числе с помощью цифровых ресурсов. |
Самостоятельная работа. Фронтальная работа с классом.
|
13.04. |
|
29. |
Число успехов в испытаниях Бернулли. |
6.2 |
Комбинированный урок |
Число успехов в испытаниях Бернулли. Правило сочетаний. Решение задач. |
Фронтальная работа с классом.
|
20.04. |
|
||
30. |
Вероятности событий в испытаниях Бернулли. |
6.3 |
Комбинированный урок |
Вероятности событий в испытаниях Бернулли. Формула вычисления этой вероятности. |
Фронтальная работа с классом. Решение задач. |
04.05. |
|
||
31. |
Решение задач по теме «Вероятности событий в испытаниях Бернулли». |
6.4 |
Комбинированный урок |
Число успехов и вероятности событий в испытаниях Бернулли. Формула вычисления этой вероятности. |
Повторять изученное и выстраивать систему знаний. |
Самостоятельное решение задач с самопроверкой. |
11.05. |
|
|
32. |
Зачёт по теме «Элементы комбинаторики. Испытания Бернулли». |
6.5 |
Урок контроля. |
Правило сочетания в задачах на вычисление вероятностей. Число успехов и вероятности событий в испытаниях Бернулли. Формула вычисления этой вероятности. |
Тест. |
18.05. |
|
||
33. |
Решение задач открытого банка заданий ОГЭ (Раздел «Статистика и теория вероятностей»). |
|
Комбинированный урок |
Применение знаний, умений и навыков по теории вероятностей и статистике. |
Уметь: самостоятельно применять полученные знания. |
Учащиеся решают задания открытого банка задач ОГЭ (Раздел «Статистика и теория вероятностей») |
Тест. |
25.05. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.