Рабочая программа по вероятности и статистике для 8 (7 - 8) классов в 2022-2023 уч. г.
Оценка 4.7

Рабочая программа по вероятности и статистике для 8 (7 - 8) классов в 2022-2023 уч. г.

Оценка 4.7
Образовательные программы
pdf
математика
09.10.2022
Рабочая программа по вероятности и статистике для 8 (7 - 8) классов в 2022-2023 уч. г.
8-кл.-Планирование-по-вероятности-и-статистике-2022-2023-уч.-год..pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Л.А. Попугаевой»

 

            Согласовано: _____________         __________ 

                                  Утверждаю    ________________________

            Руководитель МО                           Р.С. Кирилюк  

                                  Председатель НМС                                       О. П. Багдасаева

            «____» ______________________      2022 г.         

 

 

 

                                   Протокол    № ____    от     ______________________     2022 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО  КУРСА вероятность и статистика


для  8 А и 8 В  классов                                                                                                     

                                                                                                                       

                                                                                                                                                          учителя  математики 1 категории 

                                                                                                                                                                                                      Прут Светланы Николаевны

                                                                                                                                                                                                              

 

 

 

г. Удачный

2022 - 2023 уч. год

 

 

                                                                                                                                                         Пояснительная записка

 

   Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. 

   Программа  разработана  на  основе:

-  Федерального закона от 9 декабря 2012 года N 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" - Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

-  Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.11.2021 № 819 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". 

-  Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 № 03–1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и 234 учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году» разъяснен порядок использования учебно-методических комплектов в период перехода на обновленные ФГОС 2021.

-  Порядка организации и осуществления образовательной̆ деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 22.03.2021 № 115.

-  Санитарных  и промежуточной аттестации обучающихся в ОО.

-  «О примерной основной образовательной программе основного общего образования». Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 1 ноября

2011 г. № 03-766;

-  Примерной программы основного общего образования по математике 5 – 9 классы правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2.

-  ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО).

-  Уставом ООП.

-  Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко  - М.: Вентана-граф, 2014. – 152 с. -  Учебного плана ОО,  утверждённого на 2022 – 2023 учебный год. 

-  Положения о рабочей программе МАОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой» г. Удачный.

 

       учебного  пособия   «Теория  вероятностей  и  статистика»,  написанной  авторским  коллективом  под  руководством  профессора  Ю. Н. Тюрина. 

       Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение, 2008.

       Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008.           – 256 с.: ил. ISBN 987-5-94057-319-7

       Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика: Методическое пособие для учителя – 2-е изд., исправленное и доработанное – М.:МЦНМО: МИОО, 2008. – 56 с.: ил. ISBN 978-5-94057-189-6

   Данная  рабочая  программа  полностью  отражает  базовый  уровень  подготовки  школьников  по  разделам  программы за курс 7 и 8 класса.  Она  конкретизирует  содержание  тем  образовательного  стандарта  и  даёт  примерное  распределение  учебных  часов  по  разделам  курса.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа, 1 час  в неделю, 33 учебных недель.     Распределение часов учебного плана.

 

 

Аттестац. период

Продолжительность аттестационного периода

Вероятность и статистика  (1 ч/нед)

по плану

фактич.

1 четверть

9 недель

9 ч

 

2 четверть

7 недель и 5 дней 

7 ч

 

3 четверть

10 недель и 3 дня   

10 ч

 

4 четверть

9 недель

7 ч

 

 

35 недель

33 ч

 

 

   Структура рабочей программы  (соответствует  приказ №1577 от 31 декабря  2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897) и содержит:

 

1)    планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2)    содержание учебного предмета, курса;  3)  тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

   Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика»  характеризуются:  Патриотическое воспитание:  проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:  готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); 

готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание:  установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;  осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:  способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:  ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;  овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;  овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:  готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: 

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся  условиям социальной и природной среды:

— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; 

— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями,  универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать  существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;

— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;

— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и  обобщений;

— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей  аудитории.

Сотрудничество:

— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;

— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);

— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и  жизненных навыков личности.

Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 8 классе характеризуются следующими умениями.

— Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; 

— Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.

— Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.

— Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.

— Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин,  антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости.

— Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

— Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).

— Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.

— Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.

— Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.

— Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства множеств.

— Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и  курсов.

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи       По окончании изучения курса учащийся научится:

     использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных; решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.

     Учащийся получит возможность:

     приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;

     научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

В результате изучения курса теории вероятностей и статистики в 7 - 8 классе ученик должен:

Ø понимать, что таблицы применяются для упорядочивания большого количества числовых данных;

Ø понимать и знать о существовании разных видов диаграмм;

Ø понимать, что диаграммы используют для наглядного представления данных;

Ø понимать, что столбиковые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые – для изображения долей целого; Ø понимать, что такое диаграмма рассеивания;

vзнать, что такое среднее значение (среднее арифметическое) набора;

vзнать, что среднее арифметическое – не единственная мера положения набора чисел на числовой прямой, что существуют и другие;

Ø понимать, что такое наибольшее и наименьшее значения набора чисел, его размах;

v знать, что такое отклонения от среднего арифметического и дисперсия;

Ø понимать, что большинство реальных физических величин подвержено случайной изменчивости;

Ø понимать, что существует много факторов, приводящих к изменчивость различных величин;

Ø понимать, что точность измерения зависит от природы измеряемой величины и что избыточная точность не нужна;

Ø понимать, что вероятность – числовая мера правдоподобия события, что вероятность – число, заключенное в пределах от 0 до 1; Ø верно, понимать фразы вида «вероятность события равна 0,3»;

v знать, что такое частота события, что при увеличении числа опытов частота приближается к вероятности;  иметь представление о математической монете и правильной игральной кости.  Уметь уверенно искать нужную информацию в таблице;

 выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы;  уметь производить подсчет предметов в данном списке и составлять таблицу результатов подсчета;  уметь составлять простейшие таблицы с результатами измерений;  уметь строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным;  уметь выдвигать гипотезы о наличии или отсутствии связи между показаниями на диаграмме рассеивания величинами.  уметь вычислять среднее значение набора;

 уметь объяснять, что такое медиана числового набора, и уметь вычислять её для несложных наборов;  уметь вычислять наибольшее и наименьшее значение набора чисел, его размах;  уметь вычислять на коротких наборах отклонения от среднего арифметического и дисперсию;

 уметь приводить примеры таких величин: напряжение в бытовой сети, параметры продукции при массовом производстве, рост человека и т.п.;  уметь указать различные факторы, приводящие к изменчивости различных величин;  уметь указывать приблизительную меру точности измерения масс различных предметов и обосновывать свою точку зрения.

 уметь приводить примеры случайных событий;

В результате изучения курса теории вероятностей и статистики в 8 классе ученик должен:

ü иметь представление об элементарном событии как о простейшем событии, которое нельзя составить из более простых событий;

vзнать, что любой случайный опыт оканчивается одним и только одним элементарным событием;

vзнать, что сумма вероятностей всех элементарных событий опыта равна единице;  уметь вводить обозначения для элементарных событий простого опыта;

 уметь записывать элементарные события простого опыта, например, бросания одной или двух игральных костей, бросания монеты и т.п.;

o распознавать опыты, в которых элементарные события считаются равновозможными; o вычислять вероятность элементарного события в опыте с равновозможными событиями.

v Знать, что такое противоположные события;

Ø понимать, что такое объединение и пересечение событий;

Ø понимать, что такое несовместные события;

vзнать формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум);

vзнание формулы сложения для произвольных событий;

vзнать, что такое независимые события (и не путать их с несовместными);  уметь находить вероятность одного из противоположных событий по вероятности другого;  уметь применять формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум);  уметь применять формулу умножения вероятностей независимых событий.

vЗнать факториалы натуральных чисел до 5!;

vзнать различные способы описания возможных элементарных событий в различных типах случайного опыта;

Ø понимать правило умножения и число сочетаний;   уметь методом перебора находить ответы в комбинаторных задачах для небольших объемов перебора;  уметь вычислять число упорядоченных пар, пользуясь правилом умножения;  уметь вычислять n!;

 уметь пользоваться таблицей факториалов до 10!;  уметь находить число перестановок элементов произвольного конечного множества;  уметь решать простейшие задачи, в которых число благоприятствующих элементарных событий находится как число сочетаний. 

 

 

2. Содержание учебного предмета          7  класс I.         Представление  данных  в  таблицах  и  диаграммах   –   3 ч

Таблицы. Знакомство с различными способами представления данных с помощью таблиц, чтение таблиц и проведение расчетов в таблицах. Особое внимание уделяется рациональным способам заполнения таблицы. 

Диаграммы. Глава посвящена трем типам диаграмм: столбиковым, круговым диаграммам и диаграммам рассеивания. Основной упор делается на обучение чтению и пониманию диаграмм. 

        II.         Описательная  статистика  и  случайная  изменчивость   –   5 ч

Описательная статистика. Знакомство с такими понятиями как среднее значение, медианой, модой, рассеиванием числовых данных, отклонением и дисперсией. III. Введение  в  теорию  вероятностей   –   6 ч

Случайная изменчивость. Глава посвящена изучению изменчивости различных величин, встречающихся на практике. Раздел «События и их вероятности».

Случайные события и вероятность. Понятие событий и их вероятностей вводятся на интуитивном уровне. Вероятность понимается как мера правдоподобия события. Разбирается частота события и связи частоты с вероятностью на уровне интуитивных представлений. 

          8 класс                                               IV.        События  и  вероятности   –   7 ч

Математическое описание случайных явлений. Переход от интуитивных представлений о событиях и их вероятностях к минимальной формализации этих представлений. Вводится понятие случайного опыта и элементарного события как возможного результата этого опыта. 

Сложение и умножение вероятностей. Развивается алгебраический механизм вычисления вероятностей. Знакомство с противоположными событиями, несовместными событиями, объединением и пересечением, формулами сложения и умножения вероятностей.

        V.         Элементы  комбинаторики   –   6 ч

Рассматриваются задачи на расчет вероятностей. Знакомимся с правилом умножения, числом перестановок, числом сочетаний.          VI. Испытания  Бернулли   –   5 ч

Число  успехов  в  испытаниях  Бернулли. Вероятности  событий  в  испытаниях  Бернулли.

Решение задач открытого банка заданий ОГЭ (Раздел «Статистика и теория вероятностей») 1 ч.

На  протяжении  изучения  материала  предполагается  закрепление  и  отработка  основных  умений  и  навыков,  их  совершенствование,  а  также систематизация  полученных  ранее  знаний.

 

Календарно-тематическое планирование уроков вероятности и статистики в 8 А и 8 В  классах  (за курс 7 – 8 кл) 33 ч

 

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

 Характеристика деятельности обучающихся

Вид контроля

 Дата  проведения

 План 

 Факт

 

 

 

 

I  чт.     (9 нед.)                                                                     9 уроков

 

 

 

 

 

 

 

                 I.          Представление   данных    в   таблицах   и   диаграммах        (3 ч)

 

 

 

1.

Статистические  данные, поиск  информации и вычисления в таблицах.

1.1

Комбинированный  урок

Работа  с  таблицами:  поиск  информации,  чтение  таблиц,  вычисления  в  таблицах,  составление  простейших  таблиц  по  результатам  измерений  или  подсчётов.

Знать:  название  строки  с  заголовками  столбцов.

Уметь:  уверенно  искать  нужную  информацию  в  таблице.   Выполнять  элементарные  вычисления  по  табличным  данным 

и  заносить  результаты  в  соответствующие  ячейки  таблицы;  производить  подсчет  предметов  в  списке  и  составлять  таблицу  результатов  подсчёта.     

 

 

 

Осваивать способы представления статистических данных и числовых  массивов с помощью таблиц с использованием актуальных и 

важных данных (демографические данные, производство промышленной  и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления)

Фронтальная  работа  с  классом.  

 

01.09.

I чт

2.

Доли  и  проценты  в  таблицах.   Таблицы  с  результатами  подсчёта.

1.2

Комбинированный  урок

Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ.

Практическая работа.

 

08.09.

 

3.

 

   

Столбиковая  диаграмма.  Круговая  диаграмма. Диаграмма  рассеивания.

 

 

1.3

Комбинированный  урок

Работа  с  диаграммами:  построение  диаграмм  по  имеющимся  данным;  чтение  и  анализирование диаграмм.

Знать/ понимать:  что  столбиковые  диаграммы  удобнее  применять  для  изображения  абсолютных  величин,  а  круговые – для  изображения  долей  целого;  что  такое  диаграмма  рассеивания. Уметь:  строить  столбиковые  и  круговые  диаграммы  по  имеющимся  данным;  выдвигать  гипотезы  о  наличии  или  отсутствии  связи  между  показанными  на  диаграмме  рассеивания  величинами.

 

Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления). Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам рассеивания. Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с помощью компьютера.

Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ.

Практическая работа.

15.09.

 

 

 

 

 

                      II.         Описательная   статистика   и   случайная   изменчивость       (5 ч)

 

 

 

 

4.

Среднее  значение.  Медиана.  Мода.

2.1

Комбинированный  урок

Работа  над  ошибками. Определение  и  нахождение  среднего  арифметического,  медианы,  моды   набора  чисел.

Знать/ понимать:  что  такое  среднее  значение  набора,  медиана  и  мода. Уметь:  вычислять  среднее  значение  и  медиану  набора  чисел,

Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана. Решать задачи.

Фронтальная  работа  с  классом.  

 

22.09.

 

5.

Наибольшее  и  наименьшее  значения.   Размах.  

Отклонения.

Дисперсия.

2.2

 

Комбинированный  урок

Определение   наибольшего  и  наименьшего  значений  набора  чисел,  его  размах,  отклонения  и  дисперсии. 

 

Знать/ понимать:  что  такое  среднее  значение  набора;  что  среднее  арифметическое  –  не  единственная  мера  положения  набора  чисел;  что  такое  наибольшее  и  наименьшее  значения  набора  чисел,  его  размах  и  отклонения,  дисперсия;  что  такое  медиана  и  мода. 

Уметь:  вычислять  среднее  значение  и  медиану  набора  чисел,  называть  его  моду;  определять  наибольшее  и  наименьшее  значения  набора  чисел;  находить  размах,  отклонения  и  дисперсию  этого  набора  чисел.   

 

Решать задачи. Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах. Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования.

Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных.

Приобретают в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.

Фронтальная  работа  с  классом.  

Самостоятельное решение задач  с  последующей  проверкой.         

29.09.

 

6.

Решение  задач  по  теме 

«Описательная  статистика».

2.3

Комбинированный  урок

Решение  задач.

Самостоятельная работа с взаимоконтроле

м.

06.10.

 

7.

Примеры  случайной  изменчивости.  Рост  человека.  Точность  измерений.

2.4

Комбинированный  урок

Работа  над  ошибками.  Случайная  изменчивость  физических  величин:  напряжение  в  бытовой  сети,  параметры  продукции  при  массовом  производстве,  рост  человека  и  т. д.  Точность  измерений.  

Знать/ понимать:  что  большинство  реальных  величин  подвержено  случай-ной  изменчивости  и точность  измерения  зависит  от  природы  измеряемой  величины.  

Уметь:  приводить  примеры  величин  случайной  изменчивости;  указывать  факторы,  приводящие  к  изменчивости  величин  и  приблизительную  меру  точности  измерения.

Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма, графические представления разных видов случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы.

Сформированность навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

 

Фронтальная  работа  с  классом.  

Решение  задач.  

13.10.

 

 

8.

Зачётная работа по теме «Данные в таблицы и диаграммах. Описательная статистика и случайная изменчивость».

2.5

Урок контроля

Работа  с  таблицами:  поиск  информации,  чтение  таблиц,  вычисления  в  таблицах,  составление  простейших  таблиц  по  результатам  измерений  или  подсчётов. Работа  с  диаграммами:  построение  диаграмм  по  имеющимся  данным;  чтение  и  анализирование диаграмм. Определение  и  нахождение  среднего  арифметического,  медианы,  моды   набора  чисел. Определение   наибольшего  и  наименьшего  значений  набора  чисел,  его  размах,  отклонения  и  дисперсии. 

 

Уметь:  уверенно  искать  нужную  информацию  в  таблице;

выполнять  элементарные  вычисления  по  табличным  данным  и  заносить  результаты  в  соответствующие  ячейки  таблицы;  производить  подсчёт  предметов  в  списке  и  составлять  таблицу  результатов  подсчёта;   строить  столбиковые  и  круговые  диаграммы  по  имеющимся  данным;  выдвигать  гипотезы  о  наличии  или  отсутствии  связи  между  показанными  на  диаграмме  рассеивания  величинами. Уметь:  вычислять  среднее  значение  и  медиану  набора  чисел,  называть  его  моду;  определять  наибольшее  и  наименьшее  значения  набора  чисел;  находить  размах,  отклонения  и  дисперсию  этого  набора  чисел.   

Учащиеся объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения; дают адекватную самооценку учебной деятельности; анализируют соответствие результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Зачёт.

20.10.

 

 

                                                                                                                                III.        Введение   в   теорию   вероятностей        (6 ч)

 

9.

Случайные  события.  Вероятности  и  частоты.

3.1

Комбинированный  урок

Случайные  события,  их  вероятность.  Достоверные  и  невозможные  события.  

Знать:  что  такое  частота  события.

Уметь:  приводить  примеры  случайных  событий.  

Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие. Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы. Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории вероятностей.

Фронтальная  работа  с  классом.  

 

27.10.

 

 

II чт.  (7 недель)         7 часов

II чт

10.

Монета  и  игральная  кость  в  теории 

вероятностей.  Как  узнать  и  как  понимать  вероятность  события?   Маловероятные  события.

3.2

Комбинированный  урок

Монета  и  игральная  кость  в  теории  

вероятностей.  Вероятность  события.  Маловероятные  события.

Знать/ понимать:  что  вероятность – числовая  мера  правдоподобия  события,  заключенная  в  пределах   от  0  до  1;  что  такое  частота  события,  что  при  увеличении  числа  опытов  частота  приближается  к  вероятности.   Уметь:    верно  понимать  фразы  вида  «вероятность  события  равна  0,3»;  иметь  представление  о  математической  монете  и  правильной  игральной  кости.  

Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории вероятностей.  Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы. 

Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие.  Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных).

Фронтальная  работа  с  классом.  

Решение  задач с  последующей  проверкой.         

11.11.

 

 

11.

Случайные  опыты  и  элементарные  события.  Равновозможные  элементарные  события.

3.3

Комбинированный  урок

Случайные  опыты.  Равновозможные  элементарные  события.

 

Знать:  что  любой  случайный  опыт  оканчивается  только  одним  элементарным  событием,  что  сумма  вероятностей  всех  элементарных  событий  опыта  равна  единице.  

Уметь:  вводить  обозначения  для   элементарных   событий  простого  опыта;  распознавать  опыты,  с    равновозможными  элементарными  событиями;  вычислять  вероятность  события  по  формуле.   

 

 

Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы.

 

Фронтальная  работа  с  классом.  

Решение  задач  с  последующей  проверкой.         

18.11.

 

12.

Вероятности  элементарных  событий.  Благоприятствующие  элементарные  события.

3.4

Комбинированный  урок

Вероятности  элементарных  событий. 

Благоприятствующие  элементарные  события.

Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события.

Фронтальная  работа  с  классом.

Решение  задач  с  последующей  проверкой.          

25.11.

 

13.

Решение  задач  по  теории  вероятностей  и  статистике.

3.5

Комбинированный  урок

Повторение  и  обобщение  изученного.  

 

Знать:  теоретический  материал.  Уметь:  самостоятельно  применять  полученные  знания  при  решении  задач.-

 

Самостоятельное решение задач  с  взаимопроверкой.

Приобретают в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других. 

Сформированность навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. 

 

Задачи  по  карточкам.

 

02.12.

 

14.

Решение  задач  по  теории  вероятностей  и  статистике.

3.6

Урок повторе-

ния   и

обобщения

 

Самостоятельное решение задач.

 

Тест.

09.12.

 

 

IV.

События   и   вероятности        (7 часов)  

 

15.

Вероятности  событий.  Опыты  с  элементарными  событиями.

4.1

Комбинированный  урок

Вероятности  событий.  Равновероятные  события  и  опыты  с  ними.  Правило   вычисления  вероятности  событий.  Формула  вычисления  вероятности  равновозможных  событий.

 

 

Знать:  что  любой  случайный  опыт  оканчивается  только  одним  элементарным  событием,  что  сумма  вероятностей  всех  элементарных  событий  опыта  равна  единице.  

Уметь:  вводить  обозначения  для   элементарных   событий  простого  опыта;  распознавать  опыты,  с    равновозможными  элементарными  событиями;  вычислять  вероятность  события  по  формуле.   

 

 Осваивать понятия: дерево случайного опыта, условная вероятность,

элементарные события, дерево случайного опыта.

Фронтальная  работа  с  классом.  

Решение  задач  с  последующей  проверкой.         

16.12.

 

16.

Противоположные  события.  Диаграммы  Эйлера.

4.2

Комбинированный  урок

Противоположные  события.  Диаграммы  Эйлера.  

 

 

 Знать:  что такое  противоположные,  независимые  и  несовместные  события,  объединение  и  пересечение  событий;  правило  вычисления  вероятности противоположного 

Осваивать понятия: взаимно

противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера— Венна), совместные и несовместные события.

Самостоятельная работа. 

Фронтальная  работа  с  классом.  

 

23.12.

 

 

                              III чт.  (10 недель и 3 дня)            10 часов

 

 

17.

Объединение  и  пересечение  событий.

4.3

Комбинированный  урок

Работа  над  ошибками.

Пересечение  и  объединение  событий.  

события;  правило  сложения  и  умножения  вероятностей.

Уметь:  применять  формулу  сложения  для  несовместных  событий;  применять  формулу  умножения  вероятностей  независимых  событий;  находить  пересечение  и  объединение  событий  с  помощью  диаграмм  Эйлера.     

 

 

 

 

 

 

Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей).

Фронтальная  работа  с  классом.  

Решение  задач. 

12.01.

III чт

18.

Несовместные  события.  Правило  сложения  вероятностей.

4.4

Комбинированный  урок

 

Правило  вычисления  вероятности  противоположного  события.  Сложение  и  умножение  вероятностей. 

Работа  над  ошибками.

Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями,

объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события.

Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения

вероятностей). Изучать свойства (определения) независимых событий.

 

Самостоятельная работа.

 

19.01.

 

19.

Случайный  выбор.  Независимые  события.  Умножение  вероятностей.

4.5

Комбинированный  урок

Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями,

объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события.

Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта. Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием

Фронтальная  работа  с  классом.   Решение  задач 

26.01.

 

20.

Решение задач по теме «События и вероятности».

4.6

Комбинированный  урок

Решение  задач

02.02.

 

21.

Зачётная работа по теме «События и вероятности». 

4.7

Урок контроля

Монета  и  игральная  кость  в  теории  

вероятностей.  Вероятность 

события.  Маловероятные  события. Вероятности  элементарных  событий.  Благоприятствующие  элементарные  события. Формула  вычисления  вероятности  равновозможных  событий. Правило  вычисления  вероятности  противоположного  события.  Сложение  и  умножение  вероятностей.  

 

Уметь:    верно  понимать  фразы  вида  «вероятность  события  равна  0,3»;  иметь  представление  о  математической  монете  и  правильной  игральной  кости;  вводить  обозначения  для   элементарных   событий  простого  опыта;  распознавать  опыты,  с    равновозможными  элементарными  событиями;  вычислять  вероятность  события  по  формуле; применять  формулу  сложения  для  несовместных  событий;  применять  формулу  умножения  вероятностей  независимых  событий;  находить  пересечение  и  объединение  событий  с  помощью  диаграмм  Эйлера.     

Учащиеся объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения; дают адекватную самооценку учебной деятельности; анализируют соответствие результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Самостоятельная работа под наблюдением учителя.

09.02.

 

 

                                                                                                                              V.         Элементы   комбинаторики        (6 часов)

 

 

 

22.

Элементы  комбинаторики.  Правило  умножения.

5.1

Комбинированный  урок

Правило  умножения.  

 

 

 

 

 

Знать:  что  такое  факториал  и  сочетание  и  правила  их  вычисления;  правило  умножения;  факториалы  чисел  до  5!.   Уметь:  методом  перебора  находить  ответы  в  комбинаторных  задачах  для  небольших  объемов  перебора;  вычислять  n! ;  пользоваться  таблицей  факториалов;  находить  число  перестановок  элементов  произвольного  конечного  множества;  вычислять      

Cnk ,  пользуясь формулой

Cnk n!       ;  решать  k!(nk)!

простейшие  задачи,  в  которых  число  благоприятствующих  элементарных  событий  находится  как  число  сочетаний  Cnk .

 

Осваивать понятия: комбинаторное правило умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка, факториал числа, сочетание число сочетаний, треугольник Паскаля.

Решать задачи на перечисление комбинаций, количества элементарных событий, нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля.

Решать задачи на применение числа сочетаний в алгебре (сокращённое умножение, бином Ньютона).

Приобретают в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.

Самостоятельная работа. Фронтальная  работа  с  классом.  

 

16.02.

 

23.

Перестановки.  Факториал.

5.2

Комбинированный  урок

Работа  над  ошибками.

Перестановки.  Факториал  и  правило  его  вычисления.  

 

 

 

 

Фронтальная  работа  с  классом.  

Решение  задач  с  последующей  проверкой.         

02.03.

 

24.

Правило  умножения  и  перестановки  в  задачах  на  вычисление   вероятностей.

5.3

Комбинированный  урок

Правило  умножения  и  перестановки  в  задачах  на  вычисление  вероятностей.

Фронтальная  работа  с  классом.  

Решение  задач. 

09.03.

 

25.

Сочетания.

5.4

Комбинированный  урок

Сочетание  и  правило  его  вычисления.  

Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля.

Сформированность навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. 

Самостоятельная работа  Фронтальная  работа  с  классом.  

16.03.

 

26.

Сочетания  в  задачах  на  вычисление  вероятностей.

5.5

Комбинированный  урок

Работа  над  ошибками. Правило  сочетания  в  задачах  на  вычисление  вероятностей.

 

Фронтальная  работа  с  классом.  

Решение  задач. 

23.03.

 

 

IV чт.  (8 и 2 дня недель)     (-27.04)    7  часов

 

 

27.

Сочетания  в  задачах  на  вычисление  вероятностей.

5.6

Комбинированный  урок

Правило  сочетания  в  задачах  на  вычисление  вероятностей.

Уметь:  самостоятельно  применять  полученные  знания  при  решении  задач.

Приобретают в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.

Самостоятельная работа.

Решение  задач  по  карточкам.

 

06.04.

IVчт

 

 

 

 

 

VI.        Испытания   Бернулли        (5 ч)

 

 

 

 

28.

Успех  и  неудача.

6.1

Комбинированный  урок

Работа  над  ошибками. 

Успех  и  неудача  в  серии  испытаний  Бернулли.

 

Знать:  что  такое  отдельное  испытание  Бернулли,  что  такое  успех  и  неудача  и  как  связаны  их  вероятности;  формулу  вероятности  ровно  k  успехов;  понимать  что  такое  серия  независимых  одинаковых  испытаний  Бернулли. 

Уметь:  вычислять  вероятность  элементарного  события  вида  НУНУ  в  серии  из  n  испытаний  Бернулли;  вычислять  число  элементарных  событий,  благоприятствующих  ровно  k  успехам  в  серии  испытаний  Бернулли;  пользоваться  формулой  вероятности  ровно  k  успехов.  

 

 

 

 

 

Осваивать           понятия:                испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли. 

Решать задачи на нахождение вероятностей событий в серии испытаний до первого успеха.

Решать задачи на нахождение

вероятностей событий в серии испытаний Бернулли, в том числе с помощью цифровых ресурсов.

Самостоятельная работа. Фронтальная  работа  с  классом.  

 

13.04.

 

29.

Число  успехов  в  испытаниях  Бернулли.

6.2

Комбинированный  урок

Число  успехов  в  испытаниях  Бернулли. 

Правило  сочетаний. 

Решение  задач.

Фронтальная  работа  с  классом.  

 

20.04.

 

30.

Вероятности  событий  в  испытаниях  Бернулли.

6.3

Комбинированный  урок

Вероятности  событий  в  испытаниях  Бернулли.  Формула  вычисления  этой  вероятности.

Фронтальная  работа  с  классом.  

Решение  задач.  

04.05.

 

31.

Решение  задач по теме «Вероятности событий в испытаниях Бернулли».

6.4

Комбинированный  урок

Число  успехов  и  вероятности  событий  в  испытаниях  Бернулли.  Формула  вычисления  этой  вероятности.

Повторять изученное и выстраивать систему знаний.

Самостоятельное решение задач  с  самопроверкой.

11.05.

 

32. 

Зачёт по теме «Элементы комбинаторики. Испытания

Бернулли».

6.5

Урок контроля.

Правило  сочетания  в  задачах  на  вычисление  вероятностей. Число  успехов  и  вероятности  событий  в  испытаниях  Бернулли.  Формула  вычисления  этой  вероятности.

Тест.

18.05.

 

33.

Решение задач открытого банка заданий ОГЭ (Раздел «Статистика

и теория  вероятностей»).

 

Комбинированный  урок

Применение знаний, умений и навыков  по теории  вероятностей  и  статистике.

Уметь:  самостоятельно  применять  полученные  знания.

Учащиеся решают задания открытого банка задач ОГЭ (Раздел «Статистика и теория вероятностей»)

Тест.

25.05.

 

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 им

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 им

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий,

Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий,

Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и…

Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и…

Работа с информацией: — выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм…

Работа с информацией: — выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм…

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 8 классе характеризуются следующими умениями

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 8 классе характеризуются следующими умениями

Уметь уверенно искать нужную информацию в таблице; выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы; уметь производить подсчет предметов в…

Уметь уверенно искать нужную информацию в таблице; выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы; уметь производить подсчет предметов в…

Содержание учебного предмета 7 класс

Содержание учебного предмета 7 класс

Тема урока Тип урока

Тема урока Тип урока

II. Описательная статистика и случайная изменчивость (5 ч) 4

II. Описательная статистика и случайная изменчивость (5 ч) 4

Зачётная работа по теме «Данные в таблицы и диаграммах

Зачётная работа по теме «Данные в таблицы и диаграммах

Монета и игральная кость в теории вероятностей

Монета и игральная кость в теории вероятностей

Решение задач по теории вероятностей и статистике

Решение задач по теории вероятностей и статистике

Объединение и пересечение событий

Объединение и пересечение событий

Элементы комбинаторики. Правило умножения

Элементы комбинаторики. Правило умножения

Паскаля. Сформированность навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека

Паскаля. Сформированность навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека

Успех и неудача. 6

Успех и неудача. 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2022