УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ржавская средняя общеобразовательная школа
141552 Московская область, Солнечногорский район Р.п.Ржавки стр.6
e-mail: rzhavskaya.shkola@mail.ru 8(495)546-00-73
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Ржавская СОШ
___________________Шапакина Ю.С.
Приказ № _____ от __ сентября 2018г.
Решение пед.совета № 1 от ___августа2018г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление обще-интеллектуальное
Наименование программы «Я - исследователь»
Класс 5
Составитель : Ивина Ольга Юрьевна
учитель ( предмет) химии и биологии
категория высшая
2018 год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 классов разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального закона «Об образовании в РФ»
-с требованиями концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010;
-с требованиями концепциинациональной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённая Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-2711;
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011 2012,)
- с требованиями примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
- с требованиями СанПина 2.4.2 2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г №189, зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г, №19993).
- письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г №03-296 «об организации ВД при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
- с рекомендациями авторской программы « Юный исследователь», автор Абдулкина Е.М.. опубликованной в журнале «Завуч начальной школы» №8, 2011г., и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.
Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» имеет обще-интеллектуальное направление
Программа курса предназначена для обучающихся 5 классов, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, вбудущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель:выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
• познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
• мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
• прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
• прививать интерес к исследовательской деятельности.
Общая характеристика содержания программы внеурочной деятельности
Программа рассчитана на один год обучения с детьми 5 классов и предполагает 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Основные принципы программы
1. Включение учащихся в активную деятельность.
2. Доступность и наглядность.
3. Связь теории с практикой.
4. Учёт возрастных особенностей.
5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Я - исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я исследователь» имеет отличительные особенности:
• имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
• в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
• проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
• проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
• проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
• в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
• реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.
Требования к результатам обучения
Ожидаемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: сформированность эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми; соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию в социуме.
- в познавательной сфере: развитие и закрепление адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогатит эмоциональный опыт, активизирует мышление, восприятие, воображение
- в коммуникативной сфере:формированию коммуникативных качеств: слушать и слышать другого человека, использовать приемы направленные на эффективное общение, уважение к мнению другого человека, к его высказываниям.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- учить высказывать своё предположение , учиться работать по плану;
- осознавать ценность собственного здоровья и необходимость его сохранения;
- овладеть навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;
- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса, группы.
Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
-делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Коммуникативные УУД:
-выполнять правила общения с людьми;
-жить с друзьями в мире и согласии;
- применять правила поведения в разных жизненных ситуациях;
-умение донести свою позицию до других;
-слушать и понимать речь других;
-средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), советы;
-средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Содержание программы по модулям
Введение (5 ч)
Занятие1.Что такое исследование? Кто такие исследователи? Что я думаю о своих способностях Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос.
Занятие2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение темисследования.
Занятие3. Объект, предмет и гипотеза исследования
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.
Занятие4-5.Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint.
Практика: работа в программеMicrosoftPowerPoint . Презентация «Мои животные».
Тема 1. Изучаем осенние явления в природе (9 ч)
Занятие 6.Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм.
Занятие 7-8.Осень в жизни растений и животных.Осенние пейзажи.
Практика:экскурсия, фотосессия, (изготовление гербария, поделок из сухих листьев, экосистем из бумаги)
Занятие9-13.Грибное царство.Что мы знаем о грибах.Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.Подготовка выставки и презентации мини-проектов.
Практика: изготовление макетов грибницы с плодовым телом шляпочного гриба;
работа с гербарием «Грибы-паразиты»
Занятие14.О чем нам осень рассказала.Организация выставки « Природа и фантазия».
Тема 2.Изучаем природу под микроскопом (7 ч)
Занятие 15.Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.
Практика: работа с микроскопом.
Занятие 16-17.Практика:приготовление микропрепаратов кожиц лука.
Занятие 18.Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.
Практика: работа с микроскопом.
Занятие 19-20.Клетки растений и животных.
Практика: изготовление макетов клетки из пластилина и бумаги, рисунки клетки
Занятие 21.Защита проектов
Тема 3.Изучаем животный мир (13 ч)
Занятие 22.Мир животных. Особенности и многообразие животных.
Практика:Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
Занятие 23-25.Тайны жизни одноклеточных животных.Выращивание культуры инфузории-туфельки.Мир беспозвоночных животных.
Практика:работа с микроскопом; приготовление микропрепарата инфузории-туфельки.
Занятие 26-27.Определение членистоногих по рисункам и коллекции.
Практика:работа с коллекцией «Насекомые»
Занятие28-30.Холоднокровные животные.Теплокровные животные.Животные в доме.
Практика:чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.Презентации о животных.
Занятие 31.Животный мир Московской области.
Млекопитающие лесов и лесостепей. Птицы Московской области. Земноводные, живущие на территории Московской области. Насекомые. Мир рыб. Охрана животных. Красная книга области.
Практика:. игра «Экологический марафон»
Занятие 32.Голоса птиц.
Практика:. знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы.
Виртуальная экскурсия «Голоса птиц»
Занятие 33.Акция «Поможем пернатым друзьям ».
Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время.
Практика: изготовление кормушек.
Занятие 34.Защита проектов
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
ü основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
ü понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
ü основные источники информации;
ü правила оформления списка использованной литературы;
ü способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
ü источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
ü
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
Содержание программы «Я исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности с математикой, литературой, окружающим миром.
Учебно-тематический план
№/ |
Темы |
Количество занятий |
||
Общее |
В том числе теоретических |
В том числе практических |
||
5 класс |
||||
|
Введение |
5 |
1 |
4 |
1 |
Изучаем осенние явления в природе |
9 |
3 |
6 |
2 |
Изучаем природу под микроскопом . |
7 |
4 |
3 |
3 |
Изучаем животный мир |
13 |
3 |
10 |
|
Итого |
34 |
11 |
23 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п |
Модуль изучения (раздел, тема)
|
кол-во час. |
Содержание (в том числе лабораторные, практические занятия, экскурсии, практикумы и д) |
Основные виды деятель-ности обучаю-щихся
|
Дата проведения |
Дата кор-ки |
||
5 А |
5Б |
5 А |
5Б |
|||||
5 класс |
||||||||
Введение (5 ч) |
||||||||
1 |
Что такое исследование? Кто такие исследователи? |
1 |
теоретическое занятие |
проблемно-ценностное общение |
|
|
|
|
2 |
Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности |
1 |
практическое занятие |
познавательная |
|
|
|
|
3 |
Объект, предмет и гипотеза исследования |
1 |
практическое занятие |
проблемно-ценностное общение |
|
|
|
|
4
|
Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint |
2 |
практическое занятие |
техническое творчество |
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
||||
Тема 1.Изучаемосенние явления в природе (9 ч) |
||||||||
6 |
Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. |
1 |
Вводная лекция с элементами |
проблемно-ценностное общение |
|
|
|
|
7 |
Осень в жизни растений и животных. |
1 |
Рассказ учителя. Беседа. |
познавательная |
|
|
|
|
8 |
Осенние пейзажи(изготовление экосистем из бумаги) |
2 |
Практическая раб. |
познавательная |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
||||
10 |
Грибное царство. |
|
Проектная деятельность |
познавательная |
|
|
|
|
11 |
Что мы знаем о грибах. |
1 |
Проектная деятельность |
познавательная |
|
|
|
|
12 |
Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. |
1 |
Беседа |
проблемно-ценностное общение |
|
|
|
|
13 |
Подготовка выставки и презентации мини-проектов. |
1 |
Практическая работа |
познавательная |
|
|
|
|
14 |
О чем нам осень рассказала. |
1 |
Выставка, презентация |
познавательная |
|
|
|
|
Тема 2.Изучаем природу под микроскопом (7 ч) |
||||||||
15 |
Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. |
1 |
Рассказ учителя. Беседа.
|
проблемно-ценностное общение |
|
|
|
|
16 |
Приготовление микропрепаратов. |
2 |
практическое занятие |
познавательная |
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
||||
18 |
Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. |
1 |
практическое занятие |
познавательная |
|
|
|
|
19 |
Клетки растений и животных. |
2 |
практическое занятие |
познавательная |
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
||||
21 |
Защита проектов |
1 |
защита проектов |
проблемно-ценностное общение |
|
|
|
|
Тема 3.Изучаемживотныймир (13 ч) |
||||||||
22 |
Мир животных. Особенности и многообразие животных. |
1 |
Вводная лекция с элементами беседы . |
проблемно-ценностное общение |
|
|
|
|
23 |
Тайны жизни одноклеточных животных. |
1 |
Рассказ учителя. Беседа. |
проблемно-ценностное общение |
|
|
|
|
24 |
Выращивание культуры инфузории-туфельки. |
|
Практическая раб. |
познавательная |
|
|
|
|
25 |
Мир беспозвоночных животных. |
1 |
Исследовательская работа с рисунками и справочниками |
познавательная |
|
|
|
|
26 |
Определение членистоногих по рисункам и коллекции. |
2 |
Практическая работа. |
познавательная |
|
|
|
|
27 |
|
|
|
|
||||
28 |
Холоднокровные животные. |
1 |
Беседа. Проектная деятельность |
познавательная |
|
|
|
|
29 |
Теплокровные животные. |
1 |
Рассказ. |
познавательная проек-тная дея-тельность. |
|
|
|
|
30 |
Животные в доме |
1 |
теоретическое занятия |
познавательная |
|
|
|
|
31 |
Животный мир Московской области |
1 |
теоретическое занятия |
познавательная |
|
|
|
|
32 |
Голоса птиц |
1 |
виртуальная экскурсия |
познавательная |
|
|
|
|
33 |
Акция «Поможем пернатым друзьям » |
1 |
практическое занятие |
трудовая |
|
|
|
|
34 |
Защита проектов |
1 |
защита проектов |
проблемно-ценностное общение |
|
|
|
|
Пути реализации программы
Принципы обучения
Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.
Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его
людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения.
Принцип стимулирования.
Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.
Методы обучения
Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; указания, подсчет
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - эксперимент, наблюдение.анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Формы контроля:
1. Выставки
2. Фоторепортажи
3. Викторины
4. Творческие индивидуальные и групповые задания
5. Презентации
6. Защита проектов и исследовательских работ
Условия реализации программы
· обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;
· утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;
· подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;
· разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;
· подбор и подготовка диагностического инструментария;
· наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;
· заключение необходимых договоров между педагогом ( школой) и другими участниками в реализации программы.
Методические материалы
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Я - исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 5 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающиенаглядные пособия:
1) натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты,представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) географические и исторические карты;
5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе изучения курса «Я исследователь» школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Структура исследовательской деятельности учащихся. Приложение № 1
Приложение № 2.
Этапы информационного поиска.
Технология защиты учебно-исследовательской работы.
План доклада по результатам
учебно-исследовательской деятельности.
Приложение № 3.
Требования к содержанию учебно-исследовательской деятельности.
Структура |
Требования к содержанию |
Титульный лист |
Содержит: - наименование учебного заведения, где выполнена работа; - Ф.И.О. автора; - тему учебно-исследовательской работы; - Ф.И.О. научного руководителя; -город и год. |
Оглавление |
Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение |
Содержит: - актуальность; -объект исследования; - предмет исследования; - цель исследования; - гипотезу; - задачи; - методы исследования; -практическую значимость; - апробацию; - базу исследования. |
Основная часть ( не более 10-15 стр.) |
Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. |
Выводы |
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе. |
Список литературы |
Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы. |
Приложения |
Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе. |
Приложение № 4.
Работа с литературными источниками
№ № |
Этапы работы |
Содержание этапов |
1 1 |
Общее ознакомление |
Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника |
22 |
Внимательное чтение по главам и разделам |
Выделение наиболее важного текста |
33 |
Выборочное чтение |
Перечитывание наиболее важного текста |
44 |
Составление плана прочитанного материала |
В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль |
55 |
Выписки из прочитанного |
Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание) |
66 |
Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками |
Отмечается общее и отличительное в решении проблемы |
77 |
Критическая оценка прочитанного и запись замечаний |
Обращается внимание на объективность суждений |
Критерии оценки результатов
Критерии оценки результативности воспитательного процесса в рамках предлагаемой воспитательной системы:
1. Критерий здоровья:
Ø Показатели физического здоровья;
Ø Овладение культура здоровья;
Ø Умение вести здоровый образ жизни.
2. Критерий психологического комфорта:
Ø Чувство защищенности, уверенности,
Ø оптимистичности;
Ø Познавательная активность, инициатива;
Ø Стремление к совместной деятельности;
Ø Открытость к другим лицам вне коллектива
Ø Позитивность эмоционального отношения к будущему.
3. Критерий развития:
Ø Уровень мотивации, характер жизненных ценностей, открытость, коммуникативность, трудолюбие;
Ø Адекватность, действенность самооценки, степень реализации внутреннего потенциала;
Ø Гражданские качества (ответственность, патриотизм, интернационализм, уважительное отношение к закону);
Ø Нравственные качества (устойчивость, умение сотрудничать, забота о людях);
Ø Сформированность представления о жизненных целях;
Ø Формирование представлений о возможном выборе профессий;
Ø Выявление индивидуального своеобразия личности.
4. Критерий воспитания:
Ø Ориентация на позитивную оценку своего поведения со стороны взрослых;
Ø Стимулирование личностно- поведенческого совершенствования;
Ø Развитие самоорганизации, самодисциплины;
Ø Развитие сложностей с учетом принципа индивидуальной дифференциации в образовании.
5. Критерии социальной устойчивости:
Ø Престиж класса, школы, педагогов;
Ø Показатель социальной адаптации после окончания школы;
Ø Наличие презентабельных результатов деятельности (выставки, доклады, выступления и т.д.).
Список литературы
1.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность в. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2012. - 321 с.
2. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. Директор .. -1995. -№ 6. -16с.
3. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. - 345 с
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
4. Зверкова П. К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. М. Издательский центр «Академия», 2010. -204 с.
5. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2012, - 5 с.
6. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, - 126 с.
7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2008. - 1 1 9 с.
8. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе М.: Сентябрь, 1998. - 320с.
9. Ковшарева О.М. Образовательная программа «Юный исследователь»,2014.- 18 с
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________________/Болотова Ю.С./
Дата_______________
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей естественного цикла
дата________________
Протокол ШМО от « »_____________2018г.№_____
председатель ШМО___________ ( Горячева И.В.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.