Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4 имени А.М. Горького»
Петропавловск-Камчатского городского округа
|
УТВЕРЖДАЮ Директор школы _Матвеева Л.А.____/___________/
Приказ № _________от_________ от «____» ______________2018 г. |
Рабочая программа кружка «Познай себя»
в рамках внеурочной деятельности
для обучающихся 4 «Б»класса (с ОВЗ)______________
учителя начальных классов
Бисиловой Софьй Иссаевны________
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) – Приказ №154/1 от 01.09.2016г.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Уровень цивилизованного общества во многом определяется его отношением к детям с проблемами в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется таким детям, идет поиск путей решения этой проблемы: как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
У детей с ОВЗ мышление более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблено. Им труднее осваивать учебный материал, и они быстро его забывают. Учащиесябыстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, делать любую монотонную работу. У них слабый самоконтроль, Данное обещание быстро забывается, запрет нарушается. Но эти дети добры и отзывчивы, хотя могут быть агрессивны и упрямы. Они очень чувствительны и обидчивы, подвержены влиянию: как хорошему, так и плохому. Обучающиеся не в состоянии самостоятельно, без особой педагогической помощи усвоить содержательный минимум школьной программы. При условии систематической коррекционной поддержки, дети с ограниченными возможностями здоровья, преодолевают свой недостаток.
Рабочая программа по развитию познавательных способностей разработана на основе программы по развитию познавательных способностей Л. В. Мищенкова и методического пособия «Юным умникам и умницам», Автор О.А.Холодова. (Москва. Издательство Рост, 2011
Программа создает условия для развития у детей с ОВЗ познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий п происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Программа курса концентрическая т.е. темы занятий повторяются на новом уровне усвоения и предназначена для учащихся 1-4 классов.
Отличительная особенность. Занятия по развитию познавательных способностей отличаются тем, что ребёнку предлагают задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких – то конкретных знаний и умений.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...»
Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно- развивающих занятий.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
1. Развитие познавательных способностей младших школьников.
2. Развитие творческих способностей младших школьников.
3. Расширение кругозора учащихся.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
5. Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге достижению хороших результатов в учёбе.
При составлении рабочей коррекционно-развивающей программы учитывались:
· требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
· психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;
· достижения в области практической психологии.
Условия реализации программы
Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 34 ч.в: Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 45 минут в
Форма организации занятий – групповая.
Количество детей в группе от восьми человекдо12человек.
Требования к помещению: класс (кабинет психолога), включающий в себя учебную зону (столы и стулья) и игровое пространство;
Особенности коррекционно-развивающих занятий
· Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.
· Безотметочная система обучения.
· Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
· Поощрение высказывания оригинальных идей.
· Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
· Использование педагогом личного примера - творческого подхода к решению проблемы.
· Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Развивающая работа строится с опорой на сильные стороны учащихся: контактность, наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение.
Ожидаемые личностные и метапредметные результаты
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны уметь:
· Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
· Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор.
· Находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам.
· Находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и так далее).
· Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение.
· Самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы, криптограммы, анаграммы, шифровки и гак далее), а также составлять простейшие головоломки.
· Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
· Конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и конца; путем подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и так далее).
· Подбирать рифмы к словам, составлять пары стихотворных строчек.
· Называть положительные и отрицательные качества характера.
· Подбирать синонимы и антонимы к словам.
· Узнавать изученные крылатые слова (фразеологизмы) и раскрывать их значение
· Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
· Запоминать не менее 10 пар слов, связанных между собой но смыслу, а также не менее 8 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
· Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
· Пользоваться приемом театрализации: инсценировать пьесы, разыгрывать предложенные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевленный предмет, используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности.
· Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева направо», «вниз наискосок справа налево», «вниз наискосок слева направо» и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
· Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад, фантастические истории как от первого лица, так и от лица неодушевленного предмета.
· Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
· Высказывать свое отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Уровни результатов
Базовый уровень (ученик научится):
· принимать и сохранять учебную задачу;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
· обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
· устанавливать аналогии;
· осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· задавать вопросы;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Повышенный уровень (ученик получит возможность научиться):
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Критерии эффективности программы
С целью прослеживания динамики развития учащихся индивидуальная диагностика проводится в начале учебного года – сентябрь, и в конце – май по методике Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».
Развивающую работу с детьми следует считать эффективной, если полученные результаты психологического обследования детей выходят на новый качественный уровень (средний уровень возрастной нормы). Если по результатам итоговой диагностики (конец года) учащиеся не достигли возрастной нормы, то они продолжат занятия направленные на развитие познавательных процессов в следующем учебном году.
Также эффективностью коррекционно – развивающей работы выступают показатели изменений в мотивационно-личностной сфере учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).
Тематический план
–
№ п/п |
Разделы |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
1 |
Развитие свойств внимания |
5 |
- |
5 |
2 |
Развитие логического мышления |
8 |
- |
8 |
3 |
Тренировка памяти |
5 |
- |
5 |
4 |
Развитие эмоционально – волевой саморегуляции |
6 |
- |
5 |
5 |
Развитие воображения |
3 |
- |
3 |
6 |
Развитие речи |
7 |
- |
7 |
|
Итого |
34 |
- |
34 |
Задачи курса:
1. Формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения.
2. Формировать и развивать общеучебные умения и навыки.
3. Формировать общие способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
4. Развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
5. Воспитывать систему нравственных межличностных отношений (формировать «Я – концепцию»)
Программа содержит довольно эффективный подход, направленный в первую очередь на развитие ряда параметров, входящих в понятие «обучаемость» и обеспечивающих «победное» учение детей. Среди этих показателей можно выделить важнейшие:
· быстрота реакции;
· психические механизмы, лежащие в основе эффективности любой познавательной деятельности (внимание, все виды памяти, воображение);
· умение решать нестандартные, творческие задачи;
· умение логически мыслить.
Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по РПС в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Все занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.
Ниже приведены продолжительность и общая характеристика рекомендуемых составляющих занятия.
1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
2.
Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа
является создание у ребят определённого положи тельного
эмоционального фона, без которого эффективное усвоение
знаний невозможно. Поэтому в разминку включены
достаточно легкие, способные вызвать интерес
вопросы, рассчитанные
на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные
немалой долей юмора и потому помогающие подготовить
ребёнка к активной познавательной деятельности.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
4. Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково- творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
6. Корригирующая гимнастика для глаз (1—2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Формируемые УУД |
Дата |
корректировка |
1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления |
Личностные Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: -определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь а общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
|
|
2 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
|
|
|
3 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
|
|
|
4 |
Тренировка слуховой памяти. Самостоятельная работа «Логически – поисковые задания». |
|
|
|
5 |
Тренировка зрительной памяти. |
|
|
|
6 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. |
|
|
|
7 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. |
|
|
|
8 |
Развитие быстроты реакции. |
|
|
|
9 |
Развитие концентрации внимания. |
|
|
|
10 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Самостоятельная работа «Решение логических задач». |
Метапредметные Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. -проговаривать последовательность действий . -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. -учиться работать по предложенному учителем плану. - учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
|
|
|
11 |
Тренировка слуховой памяти. |
|
|
|
12 |
Тренировка слуховой памяти. |
|
|
|
13 |
Поиск закономерностей. |
|
|
|
14 |
Совершенствование воображения. |
|
|
|
15 |
Развитие быстроты реакции. Самостоятельная работа «Решение нестандартных задач». |
|
|
|
16 |
Развитие концентрации внимания. |
|
|
|
17 |
Тренировка внимания. |
|
|
|
18 |
Тренировка слуховой памяти. |
|
|
|
19 |
Тренировка зрительной памяти. |
|
|
|
20 |
Тренировка зрительной памяти. Конкурс эрудитов. |
|
|
|
21 |
Совершенствование воображения. |
Предметные Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии |
|
|
22 |
Развитие логического мышления. Самостоятельная работа «Решение нестандартных задач». |
|
|
|
23 |
Тренировка концепции внимания |
|
|
|
24 |
Тренировка внимания |
|
|
|
25 |
Тренировка слуховой памяти. |
|
|
|
26 |
Тренировка зрительной памяти. Самостоятельная работа «Логически – поисковые задания». |
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); -находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
|
|
|
27 |
Поиск закономерностей |
|
|
|
28 |
Совершенствование воображения. |
|
|
|
29 |
Развитие логического мышления. |
Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - слушать и понимать речь других. - читать и пересказывать текст. - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
|
|
30 |
Развитие концепции внимания. |
|
|
|
31 |
Тренировка внимания. |
|
|
|
32 |
Тренировка слуховой памяти. |
|
|
|
33 |
Тренировка слуховой памяти. «Выявление уровня развития познавательных процессов». |
|
|
|
34 |
Поиск закономерностей. Выявление уровня развития познавательных процессов. Конкурс эрудитов. |
|
|
Учебно-методическое обеспечение
Проведение занятий в 1-4 классах подкрепляется учебно - методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса: Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие,1 – 4 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 198 с.
Список литературы
1. Ануфриева А.Ф.,. Костромина С.Н Как преодолеть трудности в обучении детей. – СПб.: Речь, 2003. – 247с.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – 2-е изд.- М.: Генезис, 2001.- 352 с.
3. Глазунов Д.А. Психология. 1 – 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д.Глазунов. – М.: Глобус, 2008. – 240 с. – (Школьный психолог).
4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещении: Владос, 1994. – 320 с.
5. Зак А.З. Интеллектика Тетрадь для развития мыслительных способностей 1 – 4 класс
6. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия. – Изд. 2-е, исп. и доп. – СПб: Речь, 2007 – 168 с.
7. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4 –е изд., стер. –М.: «Ось – 89»,2008. – 272 с.
8. Мамайчук И.И. Психокорекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2004. – 400с.
9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998.
10. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие,1 – 4 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 270 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.