ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука истоков» разработана на основе:
- учебного плана на 2016-2017 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
- в соответствии:
- с годовым календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
- с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в
Место в учебном плане. Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год, 1 час в неделю, 34 учебных недели.
Актуальность программы:
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Цели программы:
- дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
- продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
- инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития,
- приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
Задачи курса:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
- развитие мотивации к саморазвитию.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
- основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
- знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- установки на здоровый образ жизни;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием общеобразовательной программы
Регулятивные:
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
- проявлять познавательную инициативность;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
Познавательные результаты:
- осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
- фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;
- устанавливать аналогии.
Коммуникативные результаты:
- правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
- владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
- Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
Предметные результаты:
- организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
- определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;
- пересказывать текств разной форме, составлять письменные отзывы;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
- осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
- различать государственные и духовные праздники
- создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;
- распознавать особенности построения малых фольклорных форм;
- узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;
- используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
- реализовывать свой творческий потенциал;
- узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов России и своего региона;
- адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;
- готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- К концу года обучающиеся должны
знать:
- такие понятия, как: Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благославение. Благодарность. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение.
- Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу.
- Радуга –образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благославение. Подвиг. Благославение.
- Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.
- Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец.
- Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.
- Чтение –сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
уметь:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно- нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы;
- ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
- Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
«Вера» |
9 ч. |
2. |
«Надежда» |
8 ч. |
3. |
«Любовь» |
9 ч. |
4. |
«София» |
8 ч. |
Всего часов: |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. «Вера» (5 часа)
ВЕРА. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело — к вере.
ВЕРНОСТЬ — преданность и надежность. Верность — знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Что означает — жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала — награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
«Надежда» (4 часа)
НАДЕЖДА — стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние.
СОГЛАСИЕ — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ — умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ — доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
«Любовь» (4 часа)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
РАСКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.
«София» (4 часа)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.
ИСТИНА -неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
УУД Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Дата
|
||
план |
факт |
|||||
I. Вера |
||||||
1 |
Вводный урок. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Вера, Надежда, Любовь, София. Истоки. |
Личностные результаты: - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей; - основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности; - знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение; - эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; - установки на здоровый образ жизни; - чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
|
знать: - такие понятия, как: Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благославение. Благодарность. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. - Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. - Радуга –образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благославение. Подвиг. Благославение. - Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. - Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. - Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. - Чтение –сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
|
|
|
|
2* |
Вера Чему доверяет сердце?Как верит пытливый разум? Вера. Убеждение. Доверие. Уверенность. Нравственность. |
|
|
|||
3 |
С верой приходит доброе дело. Душа верует. Вера – опора дела. Доверие опыту. Православная вера. Заповеди. Опыт. |
|
|
|||
4 |
Верность – знак веры. Вера и верность. Присяга и клятва. Знак верности.
|
|
|
|||
5 |
Верностьне знает мелочей. Верность в повседневных делах. Верность семейным традициям. Чувство долга. Долг памяти. Традиции. |
|
|
|
||
6 |
Правда – путь к истине. Жить по правде. Сила правды. Правда в деле. Правда в слове. |
|
|
|||
7* |
Правда – путь веры. Путеводный образ. Праведность. Справедливость. |
|
|
|||
8 |
Честь. Воинская честь и доблесть. Честь и хвала мудрости. Поклон преподобному. |
|
|
|||
9 |
Обобщающий урок: Береги честь смолоду. Доброе имя. Заслуги. |
|
|
|||
II. Надежда |
|
|||||
10 |
Надежда. Отчаяние. Воля. Надежда. Надежда на силы и опыт.Сила воли. |
Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием общеобразовательной программы - Регулятивные: - в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи; - проявлять познавательную инициативность; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей; - различать способ и результат действия; - выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме. |
уметь: - осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги; - формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно- нравственным ценностям; - выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации; - преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения; - анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы; - принимать совместное решение; - анализировать свою работу, работу пары, группы; - ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении; - приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
|
|
|
|
11 |
Тщетная и твердая надежда. Самонадеянность. Упование. Молитва. |
|
|
|||
12 |
Согласие. Общая надежда и общее согласие. «Согласие и лад для общего дела клад». |
Познавательные результаты: - осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет; - фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать; - устанавливать аналогии. |
|
|
|
|
13 |
Согласие ума, сердца, души. Согласие в человеке. Согласие и красота. Несогласие ведет к разногласию. |
|
|
|||
14 |
Терпение и умение. Без терпения нет умения. Терпение – ключ к успеху. Терпение и надежда. |
|
|
|||
15 |
Терпение и спасение. Опыт терпения – духовное сокровище. Терпение в малом и большом. |
|
|
|||
16* |
Послушание опыту. Жизненный опыт и мудрые советы. Послушные дети – надежда семьи. |
|
|
|||
17 |
Обобщающий урок: Послушание совести и закону. Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука. Жизненные правила и законы государства. |
|
|
|||
III. Любовь |
||||||
18 |
Любовь – добро, единство – дружба. Любовь. Дружба. Сердечная привязанность. |
Коммуникативные результаты: - правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания; - учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию; - владеть диалогической формой речи; задавать вопросы; - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. - Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
|
|
|
|
|
19* |
Семейная любовь. Лад. Взаимопонимание. Забота. |
|
|
|||
20 |
Милосердие. Милосердие. Сострадание. Равнодушие. |
|
|
|||
21 |
Где гнев – там и милость. Доброе дело – благо. Гнев и милость. |
|
|
|||
22 |
Доброта. Доброе слово. Доброе дело. |
|
|
|||
23 |
Доброта истинная и ложная. Доброжелательность. Истинная доброта. |
|
|
|||
24 |
Покаяние. Раскаяние. Грех, стыд. Покаяние. Прощение. |
|
|
|||
25 |
Покаяниеи любовь. Почему покаяние и любовь неразлучны? Исповедь. |
|
|
|||
26 |
Обобщающий урок: Сад добродетелей. Как любовь объединяет милосердие, доброту и покаяние? |
|
|
|
||
IV. София |
|
|||||
27 |
Ум да разум. Ум без разума беда. Сердечный ум. Второе рождение человека. |
Предметные результаты: - организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов, - определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её; - пересказывать текств разной форме, составлять письменные отзывы; - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; - соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи; - осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой; - различать государственные и духовные праздники - создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного; - распознавать особенности построения малых фольклорных форм; - узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России; - используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков; - реализовывать свой творческий потенциал; - узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства; - передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов России и своего региона; - адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; - готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ.
|
|
|
|
|
28 |
Ум да разум. Разум рассуждает, уму помогает. |
|
|
|||
29 |
Истина. Истина в слове. Истина в образе. |
|
|
|||
30 |
Истинный человек. Истина в деле. |
|
|
|||
31 |
Знания – плод учения. |
|
|
|||
32* |
Мудрость. |
|
|
|||
33 |
Премудрость. |
|
|
|||
34 |
Обобщающий урок: Дорога Веры, Надежды, Любви. Твердая вера. Истинная надежда. Созидательная любовь. |
|
|
|||
* Видеоматериалы, рекомендуемые для просмотра на уроках:
К уроку № 2: «Ни-ни» (9 минут) – «Сказка перед сном» /1/, фильм 6.
К уроку № 7: «О солнышке» (8 минут) – «Сказка перед сном» /2/, фильм 2.
К уроку № 16: «О Рае» (17 минут) – «В гостях у батюшки» /2/, фильм 1.
К уроку № 19: «Царские письма» (13 минут) – «В гостях у батюшки» /1/, фильм 2.
К уроку № 32: «О горлице и змие» (10 минут) – «Сказка перед сном» /2/, фильм 4.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы) (Истоковедение. Т. 5. 2009, с. 13-32).
2. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2009).
3. А.В. Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
4. А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2010).
5. А.В. Камкин Истоки Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки».
6. Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
7. Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II (Издательский дом «Истоки», 2010).
8. Бандяк О.A., Котельннкова Н. В. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки». 2010).
9. Котельннкова Н.В.. Твардовская Н. Ю. Истоки Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2010).
10. Ергина В.Д., Смирнова Т.Н. Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. Части 1 и 2 . Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2010).
11. Азбука Истоков « Золотое сердечко».Методический комментарий.(Истоковедение. Том 5. Издание 4-е, дополненное, 2009, с. 35-56)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.