МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
26 августа 2019 года
М.П.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ»
(Спортивно-оздоровительное направление)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-10 ЛЕТ
4 класс 2019 – 2020 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2019
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников 4-го класса.
Курс программы кружка «Азбука здоровья и безопасности» рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов. Во 4-м классе на освоение программы отводится 34 часа (из расчета 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности азбука здоровья и безопасности
К концу 4-го класса у обучающихся должны быть сформированы следующие представления:
части тела, основные органы и системы своего организма;
основные термины и правила здорового образа жизни;
факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, правила закаливания организма;
основные правила безопасного поведения на улице, на воде, в школе и дома;
правила поведения при чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях);
правила экологически грамотного поведения в природе;
телефоны специальных служб (пожарной, газовой, скорой помощи и милиции);
меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения во время болезней;
значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;
предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил;
правила личной гигиены, гигиены органов зрения, слуха, полости рта, ухода за одеждой;
правила здорового питания, культуру приема пищи;
меры профилактики нарушений осанки, упражнение для коррекции нарушений осанки;
основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощание;
основы самовоспитания, доброго отношения к окружающему миру;
пословицы, поговорки и загадки, подчеркивающие важность здоровья.
выполнять комплекс упражнений, гимнастики;
соблюдать правила личной гигиены: правильно ухаживать за полостью рта, волосами, ногтями, ушами;
выполнять гимнастику для глаз; упражнения для профилактики нарушений осанки, дыхательную гимнастику;
использовать правила безопасного поведения в различных ситуациях: при переходе через улицу, обходе транспорта, при пожаре, встрече с незнакомыми людьми, дома в отсутствие родителей и т.д;
бережно относиться к природному окружению (растениям, животным и т.д.), ухаживать за комнатными растениями, подкармливать птиц;
выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми: близкими, знакомыми и незнакомыми;
вести простейшие самонаблюдения за своим здоровьем;
правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия;
использовать предлагаемую информацию с целью оздоровления организма.
Личностные:
· активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
· оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Познавательные:
• начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
• узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
• освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки,
• научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
• освоят правила поведения и безопасности, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
• научатся вести себя в экстренных ситуациях, проводить профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения.
Содержание программы кружка « Азбука здоровья и безопасности»
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов по программе |
Сокращение и увеличение часов |
Количество часов практически |
1 |
Мир вокруг меня и я в нём. |
10 |
0 |
10 |
2 |
В гостях у Компьютошки. |
4 |
0 |
4 |
3 |
В поликлинике доктора Пилюлькина |
15 |
0 |
15 |
4 |
Игротека |
5 |
0 |
5 |
Итого 34 часа |
1. Мир вокруг и я в нём. (10 часов).
Типы темпераментов. Духовно-нравственное здоровье, что это такое, от чего оно зависит. Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение. Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Где нельзя знакомиться. Что стоит за детским одиночеством, как помочь ребёнку справиться с этим. Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках, СПИДе. Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице. Как становятся наркоманами, наркотические средства, к чему это приводит.
2. В гостях у Компьютошки. (4 часа).
Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию.
3.В поликлинике доктора Пилюлькина (15 часов).
От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. Сердце, как оно работает, заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика, функции крови. Значение ходьбы для человека. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Строение системы пищеварения, заболевания и их профилактика. Лекарственные травы России и нашего края, как их использовать. Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности.
4. Игротека. (5 часов).
Разучивание подвижных игр на свежем воздухе.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов по плану |
Виды деят-ти, формы |
Дата |
|
|
Планируемая |
Фактическая |
|||
Мир вокруг и я в нём. (10 часов).
|
|||||
1. |
Характер человека |
1ч. |
беседа |
1 неделя |
|
2-3. |
Духовно – нравственное здоровье человека |
2ч. |
диспут |
2,3 недели |
|
4. |
О дружбе мальчиков и девочек. |
1ч. |
кроссворд |
4 неделя |
|
5. |
Опасная дружба. |
1ч. |
игра |
5 неделя |
|
6. |
О детском одиночестве и путях его преодолении. |
1ч. |
лабиринты |
6 неделя |
|
7. |
Невидимые враги человека, которые мешают ему жить. |
1ч. |
практикум |
7 неделя |
|
8. |
Ответственность. |
1ч. |
беседа |
8 неделя |
|
9. |
Осторожно! Наркомания. |
1ч. |
викторина |
9 неделя |
|
10. |
Итоговое занятие. |
1ч. |
коллоквиум |
10 неделя |
|
В гостях у Компьютошки. (4 часа).
|
|||||
11 |
Разучивание нового комплекса упражнений для глаз |
1ч |
практикум |
11 неделя |
|
12-13 |
Разучивание нового комплекса упражнений для опорно-двигательного аппарата. |
2ч |
практикум |
12, 13 недели |
|
14. |
Итоговое занятие. |
1ч |
викторина |
14 неделя |
|
В поликлинике доктора Пилюлькина (15 часов).
|
|||||
15. |
Работоспособность и утомление. |
1ч. |
игра |
15 неделя |
|
16. |
Опорно-двигательная система. Мышцы. |
1ч |
загадки |
16 неделя |
|
17. |
Моё дыхание. |
1ч. |
кроссворды |
17 неделя |
|
18. |
Как работает сердце. Кровь. |
1ч. |
презентация |
18 неделя |
|
19 |
Ходьба и её значение для двигательной активности. |
1ч |
тест |
19 неделя |
|
20. |
Профилактика кожных заболеваний |
1ч. |
презентация |
20 неделя |
|
21. |
Глаз – главный помощник человека. |
1ч. |
проект |
21 неделя |
|
22. |
Органы слуха. |
1ч. |
беседа |
22 неделя |
|
23. |
Органы чувств. |
1ч. |
практикум |
23 неделя |
|
24. |
Органы пищеварения |
1ч |
игра |
24 неделя |
|
25, 26 |
Зелёная аптека. |
2ч. |
викторина |
25, 26 недели |
|
27. |
Витамины. |
1ч. |
кроссворд |
27 неделя |
|
28, 29 |
Итоговое занятие. |
2ч. |
тест |
28, 29 недели |
|
Игротека. (5 часов).
|
|||||
30-32 |
Разучивание игр. |
3ч |
игра |
30-32 недели |
|
33-34. |
Итоговое занятие. |
2ч |
квн |
33-34 недели |
|
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от 26.08.2019 г.
№ 1
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР ____________Т.А.Ловицкая
26.08.2019 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.