Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
Направление «Духовно-нравственное»
для 3 класса
Пояснительная записка к программе
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Занимаясь в кружке, дети заинтересуются книгой, научатся правилам обращения с ней, овладеют навыками самостоятельного выбора книг, ознакомятся с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, научатся самостоятельной работе со справочной литературой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Кроме того, большое внимание будет уделено работе над проведением школьных литературных вечеров и театрализованных представлений, проводимых библиотекой, в которых непосредственное участие будут принимать ребята кружка. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
ЦЕЛИ: 1.Наполнить смыслом внеурочное время учащихся;
2. Вызвать у школьников устойчивый интерес к книге;
3. Научить ориентироваться в библиотечном пространстве.
ЗАДАЧИ:
1. Пропаганда ценности чтения и книги;
2. Приобщение детей к чтению;
3. Умение самостоятельного поиска необходимой информации;
4. Развитие творческих возможностей детей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА «Литературная гостиная»
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Поставленные цели и задачи будут выполняться посредством уроков библиотечной грамотности, знакомства с творчеством детских писателей, поэтов, постановки театральных инсценировок для учащихся школы в рамках библиотечных мероприятий, где будут читаться стихи и проза.
Немаловажная роль отводится работе в парах, групповой работе, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения, чувство ответственности и умение работать в коллективе.
Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 час в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год.
Формы организации занятий:
- библиотечные уроки
- путешествия по страницам книг
- литературные игры
- конкурсы-кроссворды-загадки
- литературные уроки-спектакли.
Предполагаемый результат деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Ø формируется потребность в систематическом чтении;
Ø умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Ø умение работать в парах и группах, участие в литературных играх;
Ø умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ø ориентирование в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Ø умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
Ø участие в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Ø находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Ø пользоваться аппаратом книги;
Ø овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке).
Календарно-тематический план кружка:
(34 часа)
Дата проведе-ния |
Тема |
Кол. часов |
Занятия |
|
Содержание темы |
Форма проведения |
|||
2021 г. |
|
|
1 четверть
|
|
02.09
07.09 |
Вводное занятие. |
1
|
Программа кружка, инструктаж по охране труда; знакомство с библиотекой. |
Знакомство с программой кружка. |
09.09
14.09
|
«Дом, в котором живут книги». |
1
|
Путешествие по библиотеке. Понятия читатель, библиотека, библиотекарь. Знакомство с тематическими полками, книжными выставками. Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для учащихся. |
Знакомство с книжным домом, его фондом. |
16.09
21.09 |
«Литературная гостиная». |
1
|
Книги-юбиляры 2021 года:65 лет детскому юмористическому журналу «Веселые картинки» День рождения «Смайлика».
|
Помощь в оформлении выставки, краткий обзор. Конкурс рисунков. |
23.09
28.09 |
«Книга в жизни человека». |
1
|
Структура книги. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации. Бережное отношение к книге. Ознакомление с правилами обращения с книгой. «Книжкина больница». |
Рассказ о создании книги, о правилах обращения с ней. Чтение стихотворения С. Михалкова «Книжкина жалоба или чего книга желала бы». |
30.09
05.10 |
«Наши любимые художники-иллюстраторы» |
1
|
Иллюстрация в книге. Знакомство с творчеством художников –иллюстраторов детских книг.
|
Беседа. Рисуем иллюстрацию к книге. Выставка-конкурс творческих работ на лучшую иллюстрацию к книге. |
07.10
12.10 |
«Час поэзии». |
1
|
Праздник белых журавлей. Праздник поэзии и памяти павших на полях сражений.
|
Чтения стихотворений о войне,памяти павших героев. |
14.10
19.10 |
«Выставочная деятельность». |
1
|
Что такое выставка. Какие бывают выставки. Как правильно оформить выставку. |
Беседа. Учимся оформлять книжную выставку, посвященную Хабаровскому краю. |
21.10
|
Школа экологического здоровья |
1 |
Всемирный день защиты животных |
Конкурс рисунков «Здравствуйте, я тигр», «Мой дом- тайга». Чтение книги В.Сысоева «Золотая Ригма» |
|
|
|
2 четверть
|
|
02.11
04.11 |
Итоги1 четверти |
1 |
Подведение итогов занятий 1-й четверти «Книжный дом – библиотека».
|
Знакомство с планом работы на 2 четверть |
09.11
11.11 |
«Театральная гостиная». |
1
|
Знакомство со сценарием: «Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас». Распределение ролей и обсуждение костюмов. |
Беседа. Чтение сценария. Пробная инсценировка роли. |
16.11
18.11 |
«Литературная гостиная» |
1 |
Международный день доброты. «Под открытым зонтиком добра» |
Обзор книг, беседа |
23.11
25.11 |
«Выбор книги в библиотеке». |
1
|
Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Первое знакомство с каталогом. Что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. |
Беседа. Работа со словариком. Творческое занятие: самостоятельный подбор книг для чтения по определенной теме. Библиографическая игра «Кто ищет, тот всегда найдет». |
30.11
02.12 |
«Как читать книги». Отзыв о книге как один из видов записи о прочитанном. |
1
|
Отзыв – продуманное мнение о книге (краткий пересказ содержания, информация о главных действующих лицах, место и время действия книги, чем книга заинтересовала и что понравилось). Обучение написания отзыва на книгу. Создаем альбом отзывов «Прочитай дома и расскажи». |
Беседа - консультация Обсуждение книги. Совместное составление отзыва на рассказ. Домашнее задание – прочитать любой рассказ и написать отзыв. |
07.12
09.12 |
«Отзыв о книге». |
1
|
Знакомство с отзывами о прочитанном дома. |
Проверяем домашнее задание и делимся впечатлениями. |
14.12
16.12 |
«Литературная гостиная». |
1
|
День рождения Деда Мороза. Мастерская Деда Мороза. |
Беседа, конкурс рисунков |
21.12
23.12 |
Итоги 2 четверти. |
1
|
Подведение итогов занятий 2-й четверти.
|
Беседа. Знакомство с планом работы на 3 четверть.
|
|
|
|
3-Я четверть
|
|
2022 г. 11.01
13.01 |
Книги-юбиляры 2022 года |
1
|
50 лет книге Т.И.Александровой «Домовенок Кузя» ( 1972) |
Помощь в оформлении книжной выставки, краткий обзор книг |
18.01
20.01 |
«Театрализован-ное представление» |
1
|
Участие в театрализованном представлении «Сказки просят: «А сейчас, вы друзья, узнайте нас!» для учащихся 1-х классов |
Костюмированный парад литературных героев. |
25.01
27.01 |
«Книга и ее создатели». |
1
|
Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Справочный аппарат книги. |
Беседа. Рассказ о роли книги в жизни общества. Библиографическая игра «Литературное лото» (новые элементы книги). |
01.02
03.02 |
«Твои первые энциклопедии, словари, справочники». |
1
|
Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Как и почему?». Структура энциклопедий. Расположение материала по алфавиту. Тематические энциклопедии – «Птицы и звери», «Колеса и крылья». Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель в конце книги. |
Беседа. Просмотр справочных изданий. Игра-поиск «Книги обо всем на свете». Выставка справочных изданий «Эти книги знают все». |
|
|
|
|
|
08.02
10.02 |
«Сказка ложь, да в ней намек…». |
1
|
Путешествие по сказкам нашего детства. |
Громкие чтения сказки (по выбору). Творческая работа - сочини свою сказку. |
15.02
17.02 |
«Литературная гостиная». |
1 |
140 лет со дня рождения А.Милна- английского писателя. 190 лет со дня рождения Л.Кэрролл. |
Беседа. Громкие чтения. Выбор книг для прочтения дома. |
22.02
24.02 |
«Час чтения в библиотеке». |
1 |
Обучение правилам чтения. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. |
Библиотечный урок. Выставка: «Литературное ассорти». |
01.03
03.03 |
«Мой дневник чтения». |
1
|
Правила ведения дневников чтения и написание отзыва на книгу. Возможная форма ведения дневника (время чтения книги, фамилия и имя автора, заглавие, о чем рассказывает книга, какое впечатление она произвела). |
Беседа-консультация. Задание на дом – составить самостоятельно отзыв на прочитанные рассказы (по выбору). |
10.03 15.03 |
«Советую тебе прочитать». |
1
|
В мире книг К.Чуковского «Путаница Дедушки Корнея» Обсуждение прочитанного, коллективное составление отзыва. Чтение отзывов, составленных учащимися дома. |
Беседа-консультация. Составление альбома «Прочитай и расскажи». Конкурс на лучший отзыв о книге. |
17.03
22.03
|
Подготовка к Неделе Детской книги |
1
|
Выбор книги для инсценировки.
|
Беседа – обзор. Выставка: «Перелистывая страницы книг». Чтение по ролям. |
|
|
|
4-я четверть
|
|
05.04
07.04 |
«Неделя Детской книги» |
1 |
По отдельному плану. |
Литературно-музыкальная композиция |
12.04
14.04 |
«Каждая книга хочет быть прочитанной». |
1
|
Внешнее и внутреннее оформление книги. |
Беседа – обзор. Выставка: «Перелистывая страницы книг».
|
19.04
21.04 |
«Информацион-ные листы».
|
1
|
Работа с детскими журналами. Подготовка информационных листов на любую тему. |
Беседа-консультация Самостоятельная подборка материала из детских журналов. |
26.04
28.04 |
«Мир прессы на все интересы». |
1
|
Познакомить юных читателей с многообразием детских периодических изданий. |
Журнал-шоу. Выставка- просмотр: «Весь журнальный хоровод». |
03.05 05.05 |
Литературная гостиная |
1 |
Дню Великой Победы посвящается |
Обзор книг, беседы, по страницам Книги ПАмяти |
10.05
12.05 |
«Книжкина больница». |
1
|
Отбор книг, нуждающихся в лечении. Ремонт книг своими руками. |
Беседа. Выставка обзор «Эти книги мы лечили сами». |
17.05
19.05 |
«Книга – своими руками». |
1
|
Учимся создавать книжку-малышку на основе детской книги. Выбор произведения. Рассматривание иллюстраций. Правила сшивания книжки-малышки. |
Беседа-консультация. Задание на дом – придумать небольшой рассказ и оформить книжку-малышку с иллюстрациями. |
24.05
26.05 |
«Библиотечная мозаика». Итоги года
|
1
|
Урок по основам библиотечно-библиографических знаний по всем пройденным темам. |
Урок – игра. Библиографическая игра между всеми участниками кружка. - Загадки о книге и библиотеке. - Книжный дом – библиотека (отгадывание кроссворда). - Путешествие в страну Словарию. - Каталоги – путеводители в мире книг. - Конкурс «Чудо-дерево». - Песня о библиотеке (слушаем и поем). |
Исполнитель
Зав. библиотекой Л.П.Семенова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.