Календарно-тематическое планирование экологического кружка |
|||
Дата |
Вид деятельности |
Тема |
Кол-во часов |
Проводится неделя «ЭкоДобра» в начальной школе |
|||
РАЗДЕЛ: Знакомство с целью ЭкоДОБРЯТ( 3ч) |
|||
|
Вводное занятие |
Что такое экология. «Здравствуй, белка!» |
1 |
|
конкурс |
Лучшая эмблема кружка, лучший девиз. Рисуем плакат ЭкоДОБРО |
1 |
|
Конкурс рисунков |
«Озеро моего детства-Култучное» |
1 |
РАЗДЕЛ: Мой дом-земля (10ч) |
|||
|
урок |
«Природа вокруг нас» |
1 |
|
Урок-игра |
«Времена года» |
1 |
|
урок |
«Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля» |
1 |
|
урок |
«Дом в котором мы живём» |
1 |
|
субботник |
«Зелёная Россия» |
1 |
|
урок |
Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. |
1 |
|
Рисунок |
Рисуем на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». |
1 |
|
экскурсия |
«Краеведческий музей» |
1 |
|
Урок-игра |
Дом моей мечты |
1 |
|
акция |
Посади дерево |
1 |
РАЗДЕЛ: ОСЕНЬ (11ч) |
|||
|
урок |
Фенологические наблюдения «Осенние явления». |
1 |
|
Конкурс |
«Лучший осенний букет» |
1 |
|
Викторина |
Осень…прекрасная пора… |
1 |
|
Праздник (итоги недели) |
«Золотая волшебница осень». |
1 |
|
урок |
А что делают животные осенью? |
1 |
|
урок |
А что делают птицы осенью? |
1 |
|
урок |
Что происходит с растениями? |
1 |
|
викторина |
Осень- дивная пора |
1 |
|
проект |
Работа над проектом «Мое дерево». |
1 |
|
конкурс |
Стихи про осень |
1 |
|
экскурсия |
Автобусная экскурсия по городу |
1 |
РАЗДЕЛ: ВОЛШЕБСТВО ЛЕСА (14ч) |
|||
|
игра |
Десять законов друзей леса |
1 |
|
урок |
Как помочь растениям |
1 |
|
Викторина |
«В мире животных» |
1 |
|
урок |
Животные, обитающие в реках |
1 |
|
урок |
Животные в нашем крае. |
1 |
|
Урок - игра |
Лекарственные растения нашем крае. Загадки, ребусы, стихи о растениях и животных. |
1 |
|
урок |
Охрана растений и животных. Красная книга. |
1 |
|
урок |
Охрана растений и животных. Красная книга. |
1 |
|
урок |
«Перелетные птицы. Их охрана». |
1 |
|
Викторина |
Растения |
|
|
Школьная акция |
«Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц). |
1 |
|
урок |
Экология нашего края. |
1 |
|
урок |
Невидимые нити |
1 |
|
конкурс |
«Прекрасный лес» |
1 |
РАЗДЕЛ: ЗИМА (12ч) |
|||
|
Конкурс рисунков |
«Снежные узоры». |
1 |
|
урок |
«Почему снег бывает разным?» |
1 |
|
Опыт |
«Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой). |
1 |
|
Беседа |
«Лиственные и хвойные растения зимой». |
1 |
|
Урок-игра |
«Жизнь животных зимой» |
1 |
|
Урок-игра |
«Жизнь животных зимой» |
1 |
|
Урок-игра |
«Жизнь животных зимой» |
1 |
|
Урок-игра |
«Жизнь птиц зимой» |
1 |
|
Урок-игра |
«Жизнь птиц зимой» |
1 |
|
Урок-игра |
Солнце, воздух, вода |
1 |
|
Конкурс |
Стихи про зиму |
1 |
|
экскурсия |
«Краеведческий музей» |
1 |
РАЗДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ (12ч) |
|||
|
дискуссия |
Проблема чистой воды и здоровье человека. |
1 |
|
Урок-игра |
Я-человек |
1 |
|
игра |
Путешествие за капелькой воды. |
1 |
|
урок |
Что происходит с отходами, которые производят люди? |
1 |
|
игра |
Домашние животные «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
1 |
|
Конкурс рисунков |
«Домашнее животное» |
1 |
|
Урок-игра |
«Как помочь природе?» |
1 |
|
урок |
Красная книга |
1 |
|
Урок-игра |
Красная книга |
1 |
|
Проект |
«Будь достойным жителем Земли». |
1 |
|
Проект |
«Будь достойным жителем Земли». |
1 |
|
экскурсия |
«Краеведческий музей» |
1 |
РАЗДЕЛ: Солнце, воздух, вода(10ч) |
|||
|
Урок-игра |
Узнаем интересное о планетах солнечной системы |
1 |
|
Урок-игра |
Солнце |
1 |
|
урок |
Луна |
1 |
|
урок |
Земля |
1 |
|
Викторина |
Узнаем интересное о планетах солнечной системы |
1 |
|
урок |
Загрязнение воздуха |
1 |
|
урок |
Загрязнение воды |
1 |
|
Проект-плакат |
Как помочь земле? |
1 |
|
Урок-игра |
Это интересно |
1 |
|
игра |
Игротека |
1 |
РАЗДЕЛ: ВЕСНА (16ч) |
|||
|
Викторина |
Что я знаю о весне? |
1 |
|
Конкурс рисунков |
«Весна пришла!» |
1 |
|
урок |
Опасности весны |
1 |
|
Урок-викторина |
Опасности весны |
1 |
|
Урок-игра |
Животные весной |
1 |
|
Урок-игра |
Животные весной |
1 |
|
урок |
Птицы весной |
1 |
|
урок |
Птицы весной |
1 |
|
Викторина |
Птицы весной |
1 |
|
урок |
Экологические проблемы в весенний период |
1 |
|
беседа |
Как помочь природе? |
1 |
|
Конкурс рисунков |
Весенний букет |
1 |
|
акция |
«Земля — это не урна» |
1 |
|
Конкурс презентаций |
«О весне» |
1 |
|
Конкурс сочинений |
«О весне» |
1 |
|
Конкурс стихов |
«О весне» |
1 |
РАЗДЕЛ: Я-ЧЕЛОВЕК(7ч) |
|||
|
урок |
Что значит быть человеком? |
1 |
|
Урок-викторина |
Моё здоровье |
1 |
|
игра |
Я-школьник |
1 |
|
Урок-беседа |
Я-сын, дочь. |
1 |
|
Урок |
Внутренний мир человека |
1 |
|
беседа |
Моя семья |
1 |
|
Творческая минутка |
Мои друзья |
1 |
РАЗДЕЛ: ЛЕТО(3ч) |
|||
|
Урок -ТБ |
Каникулы! |
1 |
|
Викторина |
ЭкоДобро |
1 |
|
игра |
Твори добро |
1 |
Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
¾ научно-познавательного;
¾ ценностного;
¾ нормативного;
¾ практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому ¾ природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования ¾ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ¾ показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
При построении программы кружковой работы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
¾ познавательном;
¾ познавательно-развлекательном;
¾ практическом;
¾ исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ¾ театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами ¾ посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №15»
Петропавловск - Камчатского городского округа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ЭкоДобро»
Направление «Экология»
для 2-3 класса
количество часов: 2,5 ч в
неделю
Составитель: Букалова Алёна Витальевна
2019
- 2020 учебный год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.