Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 31» города Смоленска
Рабочая программа
внеурочной деятельности
в 1 В классе
«Функциональная грамотность»
(на 2019-2020 учебный год)
Составитель:
учитель начальных классов
Киселева О.И.
2019г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ № 31»; учебного плана МБОУ «СШ № 31» и составлена на основе авторского курса программы «Функциональная граммотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно-научная грамотность», «Математическая грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи программы нацелены на развитие:
- способности у учащихся формулировать, применять и интерпретировать знаниями в разнообразных контекстах. Эта способность включает рассуждения, использование различных понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- способности понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);
- способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность).
Место программы в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
Формы организации занятий:
· Предметные недели;
· Библиотечные уроки;
· Беседы;
· Практические упражнения
планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
В результате изучения курса «Функциональная грамотность» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования.
Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение к своей Родине – России, через сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края.
Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностно-смысловых ориентиров и установок, отражающих индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; через осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; уважение к своему и другим народам.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется через признание индивидуальности каждого человека; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к окружающим людям (стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, бережного к ней отношения, способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной деятельности и удовлетворения от создания реального, практического продукта.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• принимать и сохранять учебную цель и задачу;
• планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
• контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
• уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
• оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Познавательные универсальные учебные действия:
• осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах работы в группе;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
• способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы, и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
• способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
• способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
• способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
• способность проводить математические рассуждения;
• способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
• способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Содержание курса внеурочной деятельности
Читательская грамотность
Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Финансовая грамотность
Деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность
Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
Математическая грамотность
Счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Тематическое планирование курса
№п/п |
Наименование разделов |
Воспитательные задачи |
Количество часов |
Цифровой ресурс |
1. |
Читательская грамотность |
Воспитание уважительного отношения к вечным ценностям человека. Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре. Формирование осознания себя как члена общества, представителя страны. |
8
|
1)Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass-6188519.html
2) Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp
3)Учи. Ру https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/
4) Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html
5) Математическая мастерская https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskie-zadachi-1-4-klass/
6)Учительский портал: Представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные мероприятия, интерактивная доска, компьютерные программы http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
7) Образовательная соц.сеть nsportal https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2021/03/20/metodicheskaya-kopilka-kombinatornye-logicheskie-i
|
2. |
Финансовая грамотность |
Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.Формирование умения сопоставления доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов. Осознание личной ответственности за свои поступки. |
8 |
|
3. |
Естественно-научная грамотность |
Воспитание культуры общения. Формирование умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение,быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выполняя разные роли в группе. |
9 |
|
4. |
Математическая грамотность |
Воспитание толерантного отношения к окружающим. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. |
8 |
|
|
Итого |
|
33 |
|
Календарно-тематическое планирование курса
№
|
Учебная неделя |
Тема раздела |
Кол-во часов раздела |
Тема урока |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
1 неделя |
«Читательская грамотность» 8 часов |
1 |
Виталий Бианки. Лис и мышонок |
Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность. |
2 |
2 неделя |
1 |
Русская народная сказка. Мороз и заяц |
Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство. |
|
3 |
3 неделя |
1 |
Владимир Сутеев. Живые грибы |
Содержание сказки. Качество: трудолюбие. |
|
4 |
4 неделя |
1 |
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко |
Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. |
|
5 |
5 неделя |
1 |
Михаил Пляцковский. Урок дружбы |
Содержание сказки. Дружба, жадность. |
|
6 |
6 неделя |
1 |
Грузинская сказка. Лев и заяц |
Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. |
|
7 |
7 неделя |
1 |
Русская народная сказка. Как лиса училась летать |
Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. |
|
8 |
8 неделя |
1 |
Евгений Пермяк. Четыре брата |
Содержание сказки. Семейные ценности. |
9 |
9 неделя |
«Финансовая грамотность» 8 часов |
1 |
За покупками |
Цена, товар, спрос. |
|
10 |
10 неделя |
|
1 |
Находчивый Колобок |
Деньги, цена, услуги, товар. |
|
11 |
11 неделя |
|
1 |
День рождения Мухи-Цокотухи |
Цена, стоимость, сдача, сбережения. |
|
12 |
12 неделя |
|
1 |
Буратино и карманные деньги |
Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. |
|
13 |
13 неделя |
|
1 |
Кот Василий продаёт молоко |
Реклама. |
|
14 |
14 неделя |
|
1 |
Лесной банк |
Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. |
|
15 |
15 неделя |
|
1 |
Как мужик и медведь прибыль делили |
Цена, ценность, товар, спрос. |
|
16 |
16 неделя |
|
1 |
Как мужик золото менял |
Услуга, равноценный обмен, бартер. |
|
17 |
17 неделя |
«Естественно -научная грамотность» 9 часов |
1 |
Как Иванушка хотел попить водицы |
Вода, свойства воды. |
|
18 неделя
|
|
1 |
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик
|
Воздушный шарик, воздух.
|
||
19неделя |
|
1 |
Про репку и другие корнеплоды |
Корнеплоды. |
||
20 |
20 неделя |
|
1 |
Плывёт, плывёт кораблик |
Плавучесть предметов. |
|
21 |
21 неделя |
|
1 |
Про Снегурочку и превращения воды |
Три состояния воды. |
|
22 |
22 неделя |
|
1 |
Как делили апельсин |
Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. |
|
23 |
23 неделя |
|
1 |
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду |
Зеркало, отражение, калейдоскоп. |
|
24 |
24 неделя |
|
1 |
Иванова соль |
Соль, свойства соли. |
|
25 |
25 неделя |
|
1 |
Владимир Сутеев. Яблоко |
Яблоко. |
|
26 |
26 неделя |
«Математическая грамотность» - 8 часов |
1 |
Про курочку Рябу, золотые и простые яйца |
Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники. |
|
27 |
27 неделя |
|
1 |
Про козу, козлят и капусту |
Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. |
|
28 |
28 неделя |
|
1 |
Про петушка и жерновцы |
Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. |
|
29 |
29 неделя |
|
1 |
Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки |
Разложение числа 10 на два и три слагаемых. Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20. |
|
30 |
30 неделя |
|
1 |
Про наливные яблочки
|
||
31 |
31 неделя |
|
1 |
Про Машу и трёх медведей
|
Состав чисел 9, 10, 11. Задачи на нахождение суммы. |
|
32 |
32 неделя |
|
1 |
Про старика, старуху, волка и лисичку |
Задачи на нахождение части. Состав числа 12. |
|
33 |
33 неделя |
|
1 |
Про медведя, лису и мишкин мёд |
Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.