Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность""
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность""

Оценка 5
docx
1 кл
11.11.2023
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность""
Функциональная грамотность 1 класс.docx

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 31» города Смоленска

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

в 1 В классе

«Функциональная грамотность»

(на 2019-2020 учебный год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      Составитель:

учитель начальных классов

Киселева О.И.

 

 

 

 

 

                                                                                                  2019г.

 

 

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для  1 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ № 31»; учебного плана МБОУ «СШ № 31» и составлена на основе авторского курса программы «Функциональная граммотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно-научная грамотность», «Математическая грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

 

Задачи программы нацелены на развитие:

- способности у учащихся формулировать, применять и интерпретировать знаниями в разнообразных контекстах. Эта способность включает  рассуждения, использование различных понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

- способности понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

- способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);

- способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность).

Место программы в учебном плане

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.

 

Формы организации занятий:

·       Предметные недели;

·       Библиотечные уроки;

·       Беседы;

·       Практические упражнения

планируемые результаты освоения

курса внеурочной деятельности

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,   метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

В результате изучения курса «Функциональная грамотность» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования.

Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение к своей Родине – России, через сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края.

 Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностно-смысловых ориентиров и установок, отражающих индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; через осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; уважение к своему и другим народам.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется через признание индивидуальности каждого человека; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к окружающим людям (стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, бережного к ней отношения, способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной деятельности и удовлетворения от создания реального, практического продукта.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

          проявлять познавательную и творческую инициативу;

         принимать и сохранять учебную цель и задачу;

          планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

          контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

         уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

         оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Познавательные универсальные учебные действия:

          осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

         использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

          овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

         использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

         ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

          делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

          добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

          перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

          преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

          адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

          доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

         слушать и понимать речь других;

         совместно договариваться о правилах работы в группе;

         учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

         способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

         понимание и правильное использование экономических терминов;

         представление о роли денег в семье и обществе;

         умение характеризовать виды и функции денег;

         знание источников доходов и направлений расходов семьи;

         умение рассчитывать доходы и расходы, и составлять простой семейный бюджет;

         определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

         проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

         способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

         способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

         способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

         способность проводить математические рассуждения;

         способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

         способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Читательская грамотность

Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Финансовая грамотность

Деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность

Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

Математическая грамотность

 Счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Тематическое планирование курса


№п/п

Наименование разделов

Воспитательные задачи

Количество часов

Цифровой ресурс

1.

Читательская грамотность

Воспитание  уважительного отношения к вечным ценностям человека.

Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре. Формирование осознания себя как члена общества, представителя страны.

8

 

1)Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass-6188519.html

 

2) Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков   http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp

 

 

3)Учи. Ру https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/

 

 

4) Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass-6188522.html

 

 

5) Математическая мастерская https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskie-zadachi-1-4-klass/

 

6)Учительский портал: Представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные мероприятия, интерактивная доска, компьютерные программы

http://www.uchportal.ru/load/47-2-2

 

7) Образовательная соц.сеть nsportal https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2021/03/20/metodicheskaya-kopilka-kombinatornye-logicheskie-i

 

2.

Финансовая грамотность

Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.Формирование умения сопоставления доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов.

Осознание личной ответственности за свои поступки.

8

3.

Естественно-научная грамотность

Воспитание культуры общения. 

 Формирование умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение,быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выполняя разные роли в группе.

9

4.

Математическая грамотность

Воспитание толерантного отношения к окружающим.

Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

8

 

Итого

 

33

 

 

Календарно-тематическое планирование курса

 

Учебная неделя

Тема раздела

Кол-во часов раздела

Тема урока

Содержание

1

2

3

4

5

6

1

1 неделя

«Читательская грамотность» 8 часов

1

Виталий Бианки. Лис и мышонок

Содержание сказки.

Качество: осторожность, предусмотрительность.

2

2 неделя

1

Русская народная сказка.

Мороз и заяц

Содержание сказки.

Качество: выносливость, упорство.

3

3 неделя

1

Владимир Сутеев. Живые грибы

Содержание сказки.

Качество: трудолюбие.

4

4 неделя

1

Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко

Содержание сказки.

Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки.

5

5 неделя

1

Михаил Пляцковский. Урок дружбы

Содержание сказки.

Дружба, жадность.

6

6 неделя

1

Грузинская сказка. Лев и заяц

Содержание сказки.

Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

7

7 неделя

1

Русская народная сказка.

Как лиса училась летать

Содержание сказки.

Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

8

8 неделя

1

Евгений Пермяк. Четыре брата

Содержание сказки.

Семейные ценности.

9

9 неделя

«Финансовая грамотность» 8 часов

1

За покупками

Цена, товар, спрос.

10

10 неделя

 

1

Находчивый Колобок

Деньги, цена, услуги, товар.

11

11 неделя

 

1

День рождения

Мухи-Цокотухи

Цена, стоимость, сдача, сбережения.

12

12 неделя

 

1

Буратино и карманные деньги

Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

13

13 неделя

 

 

1

Кот Василий

продаёт молоко

Реклама.

14

14 неделя

 

1

Лесной банк

Банк, финансы, банковские услуги, работники банка.

15

15 неделя

 

1

Как мужик и медведь прибыль делили

Цена, ценность, товар, спрос.

16

16 неделя

 

1

Как мужик золото менял

Услуга, равноценный обмен, бартер.

17

17 неделя

«Естественно -научная грамотность» 9 часов

1

Как Иванушка хотел попить водицы

Вода, свойства воды.

18 неделя

 

 

 

 

1

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

 

Воздушный шарик, воздух.

 

19неделя

 

1

Про репку и другие корнеплоды

Корнеплоды.

20

20 неделя

 

1

Плывёт, плывёт кораблик

Плавучесть предметов.

21

21 неделя

 

1

Про Снегурочку и превращения воды

Три состояния воды.

22

22 неделя

 

1

Как делили апельсин

Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина.

23

23 неделя

 

1

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду

Зеркало, отражение, калейдоскоп.

24

24 неделя

 

1

Иванова соль

Соль, свойства соли.

25

25 неделя

 

1

Владимир Сутеев. Яблоко

Яблоко.

26

26 неделя

«Математическая грамотность» - 8 часов

1

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники.

27

27 неделя

 

1

Про козу, козлят и капусту

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная.

28

28 неделя

 

1

Про петушка и

жерновцы

Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

29

29 неделя

 

1

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки

Разложение числа 10 на два и три слагаемых.

Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20.

30

30  неделя

 

1

Про наливные яблочки

 

31

31 неделя

 

1

Про Машу и трёх медведей

 

Состав чисел 9, 10, 11.

Задачи на нахождение суммы.

32

32 неделя

 

1

Про старика, старуху, волка и лисичку

Задачи на нахождение части.

Состав числа 12.

33

33 неделя

 

1

Про медведя, лису и мишкин мёд

Задачи на нахождение суммы.

Состав чисел второго десятка.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 31» города

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 31» города

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями

Беседы; · Практические упражнения планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Беседы; · Практические упражнения планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Коммуникативные универсальные учебные действия: • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в…

Коммуникативные универсальные учебные действия: • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в…

Счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение…

Счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение…

Русская народная сказка. Мороз и заяц

Русская народная сказка. Мороз и заяц

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

Про старика, старуху, волка и лисичку

Про старика, старуху, волка и лисичку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2023