Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 31» города Смоленска
Рассмотрено на педагогическом совете протокол № _____ от________ |
Утверждаю ДиректорМБОУ«СШ№31» __________Л.П.Мищенко приказ№_____от________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
в 4 В классе
«Хочу все знать»
(на 2022-2023 учебный год)
Составитель:
учитель начальных классов
Киселева О.И.
2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу всё знать» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования.
Актуальность
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!».
Рабочая программа «Хочу все знать!» направлена на общеинтеллектуальное развитие учащихся.
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа«Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС.
Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Содержание
изучаемого курса
Работа
над программой предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе
которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При
этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной
темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или
картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками.
Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект,
связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем,
но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её
воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы
учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное
время.
Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и
умения (технико-технологические, художественные, математические,
естественнонаучные и др.) и составляющие творческого мышления, которые
осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый
продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа,
социальная помощь.
Формы организации работы при изучении курса
разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы.
Разнообразны также методы, приёмы и средства обучения. Так значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, наглядных пособий. Важное место в учебном процессе должны занять ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной литературы и поиск в ней необходимой информации.
Отличительными особенностями программы «Хочу все знать!» являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность.
Формы и объем занятий:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение курса во 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели.
.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности «Хочу все знать!»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
-стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
-формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Проектная деятельность несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этой учебной деятельности являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Проектная деятельность вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
IV.Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти и мышления (вводный урок). |
1 |
2. |
Развитие и тренировка внимания и видов памяти. |
4 |
3. |
Развитие воображения и творческого мышления. |
5 |
4. |
Развитие мышлений, речи и творческих способностей. Логические задачи. |
8 |
5. |
Тренировка памяти. Развитие мыслительных операций. |
5 |
6. |
Тренировка внимания. Развитие концентрации внимания. Логические задачи. |
5 |
7. |
Тренировка внимания, всех видов памяти, мышления, творческого воображения. Логические задачи. |
5 |
8. |
Итоговое занятие «Конкурс эрудитов». |
1 |
|
ИТОГО: |
34часа |
V. Календарно – тематический план
№ |
Тема |
дата |
контроль |
|
план |
факт |
|||
1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
|
|
тест |
2 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
3 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
4 |
Тренировка слуховой памяти .Совершенствование мыслительных операций. .Развитие умения решать нестандартные задачи. |
|
|
|
5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
6 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
7 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
|
|
|
8 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
9 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
10 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
11 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
тест |
12 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
13 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
14 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
|
|
|
15 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
16 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
17 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
18 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
19 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
20 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
21 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. |
|
|
|
22 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
23 |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
24 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
25 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
26 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
27 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
28 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы..Задания по перекладыванию спичек |
|
|
тест |
29 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
30 |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
31 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
тест |
32 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
33 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
|
|
|
34 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
|
|
|
Список литературы
1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
2. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
3.Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.
4. Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
5. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
6. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
8. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
9. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.
10. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
11. Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.
12. Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
13. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
14. Мытарев, А. А. Наш край родной Текст / А. А. Мытарев. – Кемерово, 1977.
15. Моисеев, В. Земля Кузнецкая Текст /В. Моисеев. – Кемерово, 1986
16. Мир и человек Атлас. – М.,1987.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.